Введение 3
1. Первая глава. Теория 7
1.1. Понятие медицинского туризма 7
1.2. Мировой рынок медицинского туризма 9
1.3. Российская отрасль медицинского туризма 12
2. Вторая глава. Обзор конкурентов 21
2.1. Обзор российских интернет-порталов 21
2.2. Обзор зарубежных аналогов 24
3. Третья глава. Разработка проекта 27
3.1. Концепция онлайн-платформы 27
3.2. Дополнительные услуги 32
3.3. Бизнес-модель 40
3.4. Маркетинг и продажи 42
3.5. Финансовый план 45
4. Заключение 48
5. Список используемых источников 49
6. Приложения
В настоящее время большую популярность обретают поездки в другой город или страну для качественного и недорогого медицинского обслуживания. Такие поездки получили название медицинский туризм. В общем случае, медицинский туризм можно рассматривать как вид туристической поездки, которая нацелена на оздоровление и посещение медицинских учреждений.
Медицинский туризм разделяется на выездной (выезд из этой страны местного населения для лечения за границей), въездной (въезд иностранцев в эту страну) и внутренний (перемещение местного населения внутри этой страны).
Отличие медицинского туризма от обычного заключается в том, что туристы, получив медицинские услуги и качественное лечение как пациенты, могут как обычные туристы, посмотреть объекты исторического и культурного наследия этих стран, сходить на экскурсии, ознакомится с городом, в который приехали.
Главной отличительной чертой медицинского туризма является то, что принятие медицинских процедур есть основная причина избрания той или иной страны или города для поездки. В обычном же туризме сначала выбирается страна для посещения, и только после этого планируется где и как будет проведено время.
В небольших городах России и СНГ не хватает возможностей для качественного и специализированного лечения. При сложных заболеваниях, пациенты часто едут на лечение в страны Европы, где развит высокий уровень медицины. Но не все пациенты могут позволить себе дорогостоящее лечение за рубежом. В ряде случаев, лечение в России обходится дешевле при сравнимом качестве. Это объясняет нарастающий поток иностранных туристов из Европы и Азии.
Современные медицинские центры есть не только в Москве, но и в региональных центрах. Например, клиники Ярославля, Нижнего Новгорода, Владимира, Тулы, Рязани, Твери и Казани оказывают качественные услуги, сохраняя при этом доступность цен. В связи с этим, по данным Российской ассоциации медицинского туризма, ежегодно с оздоровительными целями путешествуют около 8 млн. россиян и приезжают 110 тыс. иностранцев. В последние годы внутренний туризм уходит из Москвы в регионы и стремительно набирает популярность.
Однако, население России и ближнего зарубежья не всегда осведомлены об этих возможностях и поэтому не пользуются такими услугами. Хотя спрос на них продолжает расти. Информационные ресурсы в интернете не обладают полными и актуальными сведениями о российских клиниках, готовых принять у себя иногородних пациентов. Часто процесс выбора клиники, планирования поездки и подготовки документов оказывается непосильным для потенциальных клиентов клиник. Поэтому пациенты отказываются от поездки, а клиники теряют потенциальных клиентов.
С целью ознакомления пациентов с возможностями лечения в российских клиниках, упрощения процесса планирования поездки, а также популяризации медицинского туризма в России, было решено создать онлайн-платформу для поиска и бронирования медицинских услуг с помощью сайта в сети интернет и, в перспективе, мобильного приложения.
В ходе учебной практики были изучены современные тренды развития информационных технологий, в частности, интернет технологий. Было выявлено, что онлайн-платформы являются самыми быстрорастущими сегментами интернета. Онлайн-сервисы и мобильные приложения уже сейчас широко распространены и продолжают быстро развиваться. Именно поэтому было решено создать платформу для медицинского туризма в интернете. Большая база пользователей интернета и набирающий популярность медицинский туризм стали ключевыми факторами в решении создания онлайн- платформы.
В качестве первого города, клиники которого будут представлены на сайте, выбрана Казань, так как здесь находятся республиканские медицинские центры и современные клиники. Кроме того, здесь проживает команда проекта и имеет все возможности для его реализации. В качестве основного направления была выбрана стоматология, так как наибольшую долю спроса медицинских услуг занимает именно это направление. После реализации этого проекта, планируется расширить ряд медицинских направлений и продолжить деятельность в других городах.
В интернете достаточно статей в открытом доступе по описанию отрасли медицинского туризма, которые приводят информацию по этой теме как бытового характера (для будущих туристов), так и аналитического (статистика, исследования, опросы, мнения). В достаточной мере изучен рынок не только в мире, но и в России. Тем не менее, степень изученности онлайн-платформ для таких целей остается на низком уровне, во многом за счет того, что онлайн- услуги появились относительно недавно и еще не накоплен исторический опыт и статистический материал. Поэтому приходится самостоятельно проводить исследование и постепенно изучать тему. Рынок онлайн-услуг в медицинском туризме еще не сформировался, из-за чего многие выводы и прогнозы основаны на предположениях и личном опыте.
Целью данной работы является разработка проекта создания онлайн- платформы для въездного и внутреннего медицинского туризма в России.
Задачи состояли в следующем:
• оценить состояние рынка в России и за рубежом;
• выявить перспективные направления для развития медицинского туризма
в России;
• изучить зарубежные и отечественные интернет-сервисы для самостоятельного поиска и заказа медицинских услуг;
• изучить целевую аудиторию;
• разработать концепцию онлайн-платформы для медицинского туризма в России, отвечающую современным требованиям и запросам аудитории;
• предложить технические решения для создания онлайн-платформы;
• разработать маркетинговую стратегию выхода на рынок и продвижения платформы среди целевой аудитории;
• составить финансовый план проекта
Для лучшего понимания структуры рынка были изучены Европейский и мировой рынок медицинского туризма. Исследование проведено с целью изучения рынка медицинских услуг в России для иностранных граждан.
Задачи состояли в том, чтобы оценить состояние рынка в России и за рубежом, выявить перспективные направления для развития медицинского туризма в России, изучить интернет-сервисы для самостоятельного поиска и заказа медицинских услуг.
Предметом исследования стали статьи о состоянии рынка в России и в мире, клиники и фирмы, оказывающие услуги медицинского туризма, а также специализированные интернет-сервисы для поиска подобных услуг. В ходе исследования использовались данные из открытых источников.
Предпосылками для исследования стало превосходство российских клиник по сравнению с клиниками СНГ в оказании услуг по некоторым медицинским направлениям.
В результате планируется получить обоснования для принятия решений по созданию интернет-платформы для соединения между собой клиентов из разных стран и клиник в России. На основании этого исследования будет предложен проект по созданию интернет-платформы с описанием актуальности, функциональности, методов реализации, продвижения, затрат на производство, на содержание и прогнозируемую окупаемость. Проект разрабатывается с целью реализации на базе ООО «Эвритэч», с учетом возможности расширения фирмы и доступных ресурсов для производства и поддержки платформы.
Проведен анализ мирового и российского рынка медицинского туризма. Было обнаружено, что рынок международного медицинского туризма неуклонно растет с каждым годом. В России также наблюдаются позитивные тенденции в отрасли медицинского туризма. Не смотря на имеющиеся проблемы и ограничения в медицинской и туристической отрасли в стране, рынок медицинского туризма имеет перспективы роста и развития. Увеличивающийся поток иностранных туристов и путешествующих с целью лечения россиян говорит о популярности этого направления и перспективах запуска новых бизнес проектов в этой области.
Проведен анализ конкурентов. Российские аналоги направлены на западные клиники и обслуживают выездных медицинских туристов. Агрегаторы сайтов имеют большую базу российских клиник и докторов, чем могут воспользоваться внутренние туристы, но не рассчитаны на работу с иностранными клиентами. Зарубежные сайты, так же как российские турфирмы, представляют услуги для лечения за рубежом и не ориентированы на российскую медицину. На сегодняшний день рынке не выявлено сервисов, помогающих иностранным клиента найти возможности и организовать поездку для лечения в России. Кроме того, можно выделить общие недостатки существующих онлайн-платформ: недостаток информации; неудобство поиска и выбора; отсутствие автоматизации заказов.
На основании исследования рынка и анализа конкурентов разработана концепция онлайн-платформы для медицинского туризма. Предложены практические решения для реализации проекта. Разработана стратегия продвижения и продаж. Разработана бизнес-модель онлайн-платформы. Разработан финансовый план проекта. Разработан инновационный проект.