ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАНЦОРА НА ПРИМЕРЕ БРЭЙК ДАНСА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы исследования 8
1.1. Понятие профессиональной хореографической деятельности 8
1.2. Психологическая характеристика танцевальной деятельности
хореографов 12
1.3. Индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие
успешное достижение цели деятельности танцоров Брейк-данса 16
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических факторов успешности профессиональной деятельности танцора на примере БрэйкДэнса 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Описание и обсуждение результатов исследования групп с разным
уровнем успешности 32
2.3 Описание и обсуждение результатов сравнительного анализа групп с
разным уровнем успешности 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы исследования 8
1.1. Понятие профессиональной хореографической деятельности 8
1.2. Психологическая характеристика танцевальной деятельности
хореографов 12
1.3. Индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие
успешное достижение цели деятельности танцоров Брейк-данса 16
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических факторов успешности профессиональной деятельности танцора на примере БрэйкДэнса 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Описание и обсуждение результатов исследования групп с разным
уровнем успешности 32
2.3 Описание и обсуждение результатов сравнительного анализа групп с
разным уровнем успешности 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Развитие современной психологической науки характеризуется усилением ее роли, ее практического значения как производительной силы современного социально-экономического строительства. Это в полной мере относится и к психологии спортивных танцев, призванной «работать» на социальное развитие хореографии. Речь идет о перспективах развития психологии спортивного танца (в нашем случае БрэйкДанса), роль которой в социальной и общественной жизни неуклонно растет. В последнее время проблема успешности профессиональной деятельности танцоров все чаще обсуждается в средствах массовой информации и психологической печати.
Достижение высоких результатов в спортивных видах танцев является одним из основных критериев успешности и правильности воспитательного и учебно-тренировочного процесса. Результат аккумулирует в себе все компоненты танцевальной деятельности в их единстве и многообразии. Получены убедительные данные об индивидуально-психологических особенностях и качествах, обеспечивающих успешное достижение цели деятельности танцоров в условиях соревнований.
Вместе с тем проблему успешности профессиональной деятельности танцоров в танцоров в психологии и танцевальной практике нельзя считать полностью решенной, т.к. профессиональный танец с каждым годом растет и развивается, вместе с ним и прогрессируют сложные науки (физиология, биохимия, медицина, психофизиология и психология), помогающие танцору достичь высоких результатов в своей деятельности, но все силы положены на работу высокопрофессиональных танцоров и мало внимания уделено детским профессионально - спортивным танцам, где необходим индивидуальный подход к ребенку для дальнейшего его профессионального роста, связанный с индивидуально-психологическими качествами личности. Научные труды, посвященные профессиональной подготовке танцоров, свидетельствуют о сложности и недостаточной изученности данной проблемы. Общетеоретические основы обучения хореографов изложены в трудах А.Я. Вагановой, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова, В.И. Уральской и др. Проблемы профессиональной подготовки хореографов рассматриваются в работах Ю.В. Богачевой,А.И. Борисова, Ю.И. Громова, И.К. Измайловой, E.H. Поповой, JI.A. Телегиной, Э.А. Широкой и др. Анализ научной литературы и результаты научной разработки тематики, близкой нашему исследованию, показал, что проблема отбора средств профессиональной подготовки нашла отражение в трудах ученых (И.В. Бабичева, P.JI. Идиатуллов, Т.И. Каткова, Н.В. Колачева, Т.А. Колышева, Л.Д. Медведева, В.И. Невзорова, Т.В. Тарасенко, Е.В. Постникова и др.), рассматривающих общие закономерности данного процесса. Однако не обнаружены исследования, в которых представлена система средств, способствующих формированию индивидуального почерка педагогов-хореографов, хотя обсуждаются учеными способы изучения искусства и художественного творчества (И.А. Башинская, В.М. Дианова, B.C. Жидков, Е.Ю. Журбенко и др.)
Изучение народной хореографической культуры представлено в исследованиях А.Г. Бурнаева, Е.В. Зеленцовой, В.Г. Щукина и др. Особую практическую значимость имеют научные труды, посвященные подготовке танцоров на основе народной хореографии (Г.Я. Власенко, Г.П. Гусев, Н.И. Заикин, К.С. Зацепина, A.A. Климов, М.П. Мурашко, Т.Н. Ткаченко, Н.М. Толстая, Т.А. Устинова и др.). Установлено, что исследователи обращались к проблеме этнопедагогической подготовки (А.Л. Бугаева, Д.И. Латышина, О.В. Липунова, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова и др.). Результаты проведенных исследований свидетельствуют о широком научном интересе к подготовке молодых специалистов для социокультурной сферы. Несмотря на то, что общество испытывает потребность в возрождении и развитии традиций национальной культуры, ощущается недостаток средств профессиональной подготовки хореографов - танцоров, обеспечивающих готовность к самореализации в профессиональной сфере.
Учет индивидуальных особенностей танцоров и прогноз выполнения успешного результата в ходе соревновательной деятельности, обусловили, с нашей точки зрения, актуальность и выбор темы данного исследования.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки к успешной танцевальной деятельности.
Предмет исследования: средства профессиональной подготовки танцоров Брэйк Данса, обеспечивающие формирование индивидуального почерка.
Гипотеза исследования: психологические особенности (свойства темперамента, психоэмоциональные состояния, ситуативная и личностная тревожность) влияют на успешность профессиональной деятельности танцора.
Цель исследования: выявить психологические факторы успешности профессиональной деятельности танцоров (на примере Брэйк Данса).
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать проблему исследования.
2. Выделить и описать факторы успешности деятельности танцоров.
3. Эмпирически исследовать психологические факторы успешности деятельности танцоров на примере Брэйк Данса.
Методологическую основу работы составили общеметодологические принципы психологии:
- принцип единства психики (сознания) и деятельности (психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека), представителями являются С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.;
- принцип детерминизма (причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов), разработанный в трудах Вундта, Гельмгольца, Дарвина, Сеченова и др.;
- принцип системности (предполагается, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение), представителями являются Ж. Пиаже, З. Фрейд, И.П. Павлов, Сеченов и др.
Теоретической основой исследования являются работы П.А. Рудика (выделяет общую и специальную психологическую подготовку), Е.А.Климов (о межличностных отношений в группе), Г.Ю. Айзенк (об эмоциональной устойчивости) Ю.Ханин (о личностной тревожности), С.Л. Рубинштейн,
Методы исследования:
Для решения поставленных задач мы использовали теоретические методы: методы научного познания (анализ, синтез, моделирование и др.), анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, экспертная оценка, тестирование. Методики исследования:
1. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)
2. Измерение и диагностирование психоэмоциональных состояний на приборе «Активациометр АЦ-6» Ю.А. Цагарелли позволяющий быстро определить состояние психической готовности в спортивных танцах.
3. Методика «Шкала личностной тревожности» Ю.Л. Ханина
Опытно - экспериментальная база исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБУ РТ «Театр Танца «Мгновение»» (г. Казань). В исследовании участвовали 20 чел.: группа, занимающаяся первый год 10 чел, и группа, занимающаяся Брэйк Дансем второй год 10 чел.
Практическая значимость состоит в разработке программы психологического обеспечения спортивно - танцевальной подготовки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованной литературы, приложений.
Достижение высоких результатов в спортивных видах танцев является одним из основных критериев успешности и правильности воспитательного и учебно-тренировочного процесса. Результат аккумулирует в себе все компоненты танцевальной деятельности в их единстве и многообразии. Получены убедительные данные об индивидуально-психологических особенностях и качествах, обеспечивающих успешное достижение цели деятельности танцоров в условиях соревнований.
Вместе с тем проблему успешности профессиональной деятельности танцоров в танцоров в психологии и танцевальной практике нельзя считать полностью решенной, т.к. профессиональный танец с каждым годом растет и развивается, вместе с ним и прогрессируют сложные науки (физиология, биохимия, медицина, психофизиология и психология), помогающие танцору достичь высоких результатов в своей деятельности, но все силы положены на работу высокопрофессиональных танцоров и мало внимания уделено детским профессионально - спортивным танцам, где необходим индивидуальный подход к ребенку для дальнейшего его профессионального роста, связанный с индивидуально-психологическими качествами личности. Научные труды, посвященные профессиональной подготовке танцоров, свидетельствуют о сложности и недостаточной изученности данной проблемы. Общетеоретические основы обучения хореографов изложены в трудах А.Я. Вагановой, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова, В.И. Уральской и др. Проблемы профессиональной подготовки хореографов рассматриваются в работах Ю.В. Богачевой,А.И. Борисова, Ю.И. Громова, И.К. Измайловой, E.H. Поповой, JI.A. Телегиной, Э.А. Широкой и др. Анализ научной литературы и результаты научной разработки тематики, близкой нашему исследованию, показал, что проблема отбора средств профессиональной подготовки нашла отражение в трудах ученых (И.В. Бабичева, P.JI. Идиатуллов, Т.И. Каткова, Н.В. Колачева, Т.А. Колышева, Л.Д. Медведева, В.И. Невзорова, Т.В. Тарасенко, Е.В. Постникова и др.), рассматривающих общие закономерности данного процесса. Однако не обнаружены исследования, в которых представлена система средств, способствующих формированию индивидуального почерка педагогов-хореографов, хотя обсуждаются учеными способы изучения искусства и художественного творчества (И.А. Башинская, В.М. Дианова, B.C. Жидков, Е.Ю. Журбенко и др.)
Изучение народной хореографической культуры представлено в исследованиях А.Г. Бурнаева, Е.В. Зеленцовой, В.Г. Щукина и др. Особую практическую значимость имеют научные труды, посвященные подготовке танцоров на основе народной хореографии (Г.Я. Власенко, Г.П. Гусев, Н.И. Заикин, К.С. Зацепина, A.A. Климов, М.П. Мурашко, Т.Н. Ткаченко, Н.М. Толстая, Т.А. Устинова и др.). Установлено, что исследователи обращались к проблеме этнопедагогической подготовки (А.Л. Бугаева, Д.И. Латышина, О.В. Липунова, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова и др.). Результаты проведенных исследований свидетельствуют о широком научном интересе к подготовке молодых специалистов для социокультурной сферы. Несмотря на то, что общество испытывает потребность в возрождении и развитии традиций национальной культуры, ощущается недостаток средств профессиональной подготовки хореографов - танцоров, обеспечивающих готовность к самореализации в профессиональной сфере.
Учет индивидуальных особенностей танцоров и прогноз выполнения успешного результата в ходе соревновательной деятельности, обусловили, с нашей точки зрения, актуальность и выбор темы данного исследования.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки к успешной танцевальной деятельности.
Предмет исследования: средства профессиональной подготовки танцоров Брэйк Данса, обеспечивающие формирование индивидуального почерка.
Гипотеза исследования: психологические особенности (свойства темперамента, психоэмоциональные состояния, ситуативная и личностная тревожность) влияют на успешность профессиональной деятельности танцора.
Цель исследования: выявить психологические факторы успешности профессиональной деятельности танцоров (на примере Брэйк Данса).
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать проблему исследования.
2. Выделить и описать факторы успешности деятельности танцоров.
3. Эмпирически исследовать психологические факторы успешности деятельности танцоров на примере Брэйк Данса.
Методологическую основу работы составили общеметодологические принципы психологии:
- принцип единства психики (сознания) и деятельности (психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека), представителями являются С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.;
- принцип детерминизма (причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов), разработанный в трудах Вундта, Гельмгольца, Дарвина, Сеченова и др.;
- принцип системности (предполагается, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение), представителями являются Ж. Пиаже, З. Фрейд, И.П. Павлов, Сеченов и др.
Теоретической основой исследования являются работы П.А. Рудика (выделяет общую и специальную психологическую подготовку), Е.А.Климов (о межличностных отношений в группе), Г.Ю. Айзенк (об эмоциональной устойчивости) Ю.Ханин (о личностной тревожности), С.Л. Рубинштейн,
Методы исследования:
Для решения поставленных задач мы использовали теоретические методы: методы научного познания (анализ, синтез, моделирование и др.), анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, экспертная оценка, тестирование. Методики исследования:
1. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)
2. Измерение и диагностирование психоэмоциональных состояний на приборе «Активациометр АЦ-6» Ю.А. Цагарелли позволяющий быстро определить состояние психической готовности в спортивных танцах.
3. Методика «Шкала личностной тревожности» Ю.Л. Ханина
Опытно - экспериментальная база исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБУ РТ «Театр Танца «Мгновение»» (г. Казань). В исследовании участвовали 20 чел.: группа, занимающаяся первый год 10 чел, и группа, занимающаяся Брэйк Дансем второй год 10 чел.
Практическая значимость состоит в разработке программы психологического обеспечения спортивно - танцевальной подготовки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованной литературы, приложений.
В работе исследована проблема влияния психологических особенностей на успешность профессиональной деятельности танцоров БрэйкДанса.
Теоретический анализ показал, что в ходе практического исследования подтвердились основные теоретические положения.
Системный подход и правомерность введения в психологию танца модели профессионально-танцевальной деятельности.
Психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности, связанные с индивидуальными особенностями танцоров (научные разработки А.Ц. Пуни, А.Д. Ганюшкина, Ю.Л. Киселева, П.А. Рудика и Н.Б. Стамбуловой., Е.А.Романовой, А.А.Деркач, О.И Дубровиной
Танцоры контактных видов танца (в нашем случае БрэйкДанс) обладают выраженной тенденцией к экстраверсии, необходимой для успешной танцевальной деятельности и обнаруживается некоторый уровень тревожности и невротичности, который с ростом танцевального мастерства снижается.
Психоэмоциональное состояние на соревновании не превышает психоэмоционального состояния на тренировке, что говорит о незначительном различии психических состояний в тренировочной и соревновательной деятельности. Это связано с хорошей физической и психологической подготовкой танцоров БрэйкДанса, регулярно участвующих в соревнованиях.
Опыт танцора также обуславливает особенности предстартового волнения, т.е. предстартовое возбуждение и волнение уменьшаются в ходе профессионально-танцевальной деятельности и только в незначительной части увеличиваются, связанные с индивидуальными особенностями личности.
В БрэйкДансе ведущим признаком состояния готовности является трезвая уверенность танцора в своих силах.
На основании теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующий вывод: психологические особенности (свойства темперамента, психоэмоциональные состояния, ситуативная и личностная тревожность) влияют на успешность профессиональной танцевальной деятельности танцоров БрэйкДанса.
Теоретический анализ показал, что в ходе практического исследования подтвердились основные теоретические положения.
Системный подход и правомерность введения в психологию танца модели профессионально-танцевальной деятельности.
Психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности, связанные с индивидуальными особенностями танцоров (научные разработки А.Ц. Пуни, А.Д. Ганюшкина, Ю.Л. Киселева, П.А. Рудика и Н.Б. Стамбуловой., Е.А.Романовой, А.А.Деркач, О.И Дубровиной
Танцоры контактных видов танца (в нашем случае БрэйкДанс) обладают выраженной тенденцией к экстраверсии, необходимой для успешной танцевальной деятельности и обнаруживается некоторый уровень тревожности и невротичности, который с ростом танцевального мастерства снижается.
Психоэмоциональное состояние на соревновании не превышает психоэмоционального состояния на тренировке, что говорит о незначительном различии психических состояний в тренировочной и соревновательной деятельности. Это связано с хорошей физической и психологической подготовкой танцоров БрэйкДанса, регулярно участвующих в соревнованиях.
Опыт танцора также обуславливает особенности предстартового волнения, т.е. предстартовое возбуждение и волнение уменьшаются в ходе профессионально-танцевальной деятельности и только в незначительной части увеличиваются, связанные с индивидуальными особенностями личности.
В БрэйкДансе ведущим признаком состояния готовности является трезвая уверенность танцора в своих силах.
На основании теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующий вывод: психологические особенности (свойства темперамента, психоэмоциональные состояния, ситуативная и личностная тревожность) влияют на успешность профессиональной танцевальной деятельности танцоров БрэйкДанса.



