Введение 4
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы исследования 8
1.1. Понятие профессиональной хореографической деятельности 8
1.2. Психологическая характеристика танцевальной деятельности
хореографов 12
1.3. Индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие
успешное достижение цели деятельности танцоров Брейк-данса 16
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических факторов успешности профессиональной деятельности танцора на примере БрэйкДэнса 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Описание и обсуждение результатов исследования групп с разным
уровнем успешности 32
2.3 Описание и обсуждение результатов сравнительного анализа групп с
разным уровнем успешности 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Развитие современной психологической науки характеризуется усилением ее роли, ее практического значения как производительной силы современного социально-экономического строительства. Это в полной мере относится и к психологии спортивных танцев, призванной «работать» на социальное развитие хореографии. Речь идет о перспективах развития психологии спортивного танца (в нашем случае БрэйкДанса), роль которой в социальной и общественной жизни неуклонно растет. В последнее время проблема успешности профессиональной деятельности танцоров все чаще обсуждается в средствах массовой информации и психологической печати.
Достижение высоких результатов в спортивных видах танцев является одним из основных критериев успешности и правильности воспитательного и учебно-тренировочного процесса. Результат аккумулирует в себе все компоненты танцевальной деятельности в их единстве и многообразии. Получены убедительные данные об индивидуально-психологических особенностях и качествах, обеспечивающих успешное достижение цели деятельности танцоров в условиях соревнований.
Вместе с тем проблему успешности профессиональной деятельности танцоров в танцоров в психологии и танцевальной практике нельзя считать полностью решенной, т.к. профессиональный танец с каждым годом растет и развивается, вместе с ним и прогрессируют сложные науки (физиология, биохимия, медицина, психофизиология и психология), помогающие танцору достичь высоких результатов в своей деятельности, но все силы положены на работу высокопрофессиональных танцоров и мало внимания уделено детским профессионально - спортивным танцам, где необходим индивидуальный подход к ребенку для дальнейшего его профессионального роста, связанный с индивидуально-психологическими качествами личности. Научные труды, посвященные профессиональной подготовке танцоров, свидетельствуют о сложности и недостаточной изученности данной проблемы. Общетеоретические основы обучения хореографов изложены в трудах А.Я. Вагановой, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова, В.И. Уральской и др. Проблемы профессиональной подготовки хореографов рассматриваются в работах Ю.В. Богачевой,А.И. Борисова, Ю.И. Громова, И.К. Измайловой, E.H. Поповой, JI.A. Телегиной, Э.А. Широкой и др. Анализ научной литературы и результаты научной разработки тематики, близкой нашему исследованию, показал, что проблема отбора средств профессиональной подготовки нашла отражение в трудах ученых (И.В. Бабичева, P.JI. Идиатуллов, Т.И. Каткова, Н.В. Колачева, Т.А. Колышева, Л.Д. Медведева, В.И. Невзорова, Т.В. Тарасенко, Е.В. Постникова и др.), рассматривающих общие закономерности данного процесса. Однако не обнаружены исследования, в которых представлена система средств, способствующих формированию индивидуального почерка педагогов-хореографов, хотя обсуждаются учеными способы изучения искусства и художественного творчества (И.А. Башинская, В.М. Дианова, B.C. Жидков, Е.Ю. Журбенко и др.)
Изучение народной хореографической культуры представлено в исследованиях А.Г. Бурнаева, Е.В. Зеленцовой, В.Г. Щукина и др. Особую практическую значимость имеют научные труды, посвященные подготовке танцоров на основе народной хореографии (Г.Я. Власенко, Г.П. Гусев, Н.И. Заикин, К.С. Зацепина, A.A. Климов, М.П. Мурашко, Т.Н. Ткаченко, Н.М. Толстая, Т.А. Устинова и др.). Установлено, что исследователи обращались к проблеме этнопедагогической подготовки (А.Л. Бугаева, Д.И. Латышина, О.В. Липунова, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова и др.). Результаты проведенных исследований свидетельствуют о широком научном интересе к подготовке молодых специалистов для социокультурной сферы. Несмотря на то, что общество испытывает потребность в возрождении и развитии традиций национальной культуры, ощущается недостаток средств профессиональной подготовки хореографов - танцоров, обеспечивающих готовность к самореализации в профессиональной сфере.
Учет индивидуальных особенностей танцоров и прогноз выполнения успешного результата в ходе соревновательной деятельности, обусловили, с нашей точки зрения, актуальность и выбор темы данного исследования.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки к успешной танцевальной деятельности.
Предмет исследования: средства профессиональной подготовки танцоров Брэйк Данса, обеспечивающие формирование индивидуального почерка.
Гипотеза исследования: психологические особенности (свойства темперамента, психоэмоциональные состояния, ситуативная и личностная тревожность) влияют на успешность профессиональной деятельности танцора.
Цель исследования: выявить психологические факторы успешности профессиональной деятельности танцоров (на примере Брэйк Данса).
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать проблему исследования.
2. Выделить и описать факторы успешности деятельности танцоров.
3. Эмпирически исследовать психологические факторы успешности деятельности танцоров на примере Брэйк Данса.
Методологическую основу работы составили общеметодологические принципы психологии:
- принцип единства психики (сознания) и деятельности (психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека), представителями являются С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.;
- принцип детерминизма (причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов), разработанный в трудах Вундта, Гельмгольца, Дарвина, Сеченова и др.;
- принцип системности (предполагается, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение), представителями являются Ж. Пиаже, З. Фрейд, И.П. Павлов, Сеченов и др.
Теоретической основой исследования являются работы П.А. Рудика (выделяет общую и специальную психологическую подготовку), Е.А.Климов (о межличностных отношений в группе), Г.Ю. Айзенк (об эмоциональной устойчивости) Ю.Ханин (о личностной тревожности), С.Л. Рубинштейн,
Методы исследования:
Для решения поставленных задач мы использовали теоретические методы: методы научного познания (анализ, синтез, моделирование и др.), анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, экспертная оценка, тестирование. Методики исследования:
1. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)
2. Измерение и диагностирование психоэмоциональных состояний на приборе «Активациометр АЦ-6» Ю.А. Цагарелли позволяющий быстро определить состояние психической готовности в спортивных танцах.
3. Методика «Шкала личностной тревожности» Ю.Л. Ханина
Опытно - экспериментальная база исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБУ РТ «Театр Танца «Мгновение»» (г. Казань). В исследовании участвовали 20 чел.: группа, занимающаяся первый год 10 чел, и группа, занимающаяся Брэйк Дансем второй год 10 чел.
Практическая значимость состоит в разработке программы психологического обеспечения спортивно - танцевальной подготовки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованной литературы, приложений.
В работе исследована проблема влияния психологических особенностей на успешность профессиональной деятельности танцоров БрэйкДанса.
Теоретический анализ показал, что в ходе практического исследования подтвердились основные теоретические положения.
Системный подход и правомерность введения в психологию танца модели профессионально-танцевальной деятельности.
Психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности, связанные с индивидуальными особенностями танцоров (научные разработки А.Ц. Пуни, А.Д. Ганюшкина, Ю.Л. Киселева, П.А. Рудика и Н.Б. Стамбуловой., Е.А.Романовой, А.А.Деркач, О.И Дубровиной
Танцоры контактных видов танца (в нашем случае БрэйкДанс) обладают выраженной тенденцией к экстраверсии, необходимой для успешной танцевальной деятельности и обнаруживается некоторый уровень тревожности и невротичности, который с ростом танцевального мастерства снижается.
Психоэмоциональное состояние на соревновании не превышает психоэмоционального состояния на тренировке, что говорит о незначительном различии психических состояний в тренировочной и соревновательной деятельности. Это связано с хорошей физической и психологической подготовкой танцоров БрэйкДанса, регулярно участвующих в соревнованиях.
Опыт танцора также обуславливает особенности предстартового волнения, т.е. предстартовое возбуждение и волнение уменьшаются в ходе профессионально-танцевальной деятельности и только в незначительной части увеличиваются, связанные с индивидуальными особенностями личности.
В БрэйкДансе ведущим признаком состояния готовности является трезвая уверенность танцора в своих силах.
На основании теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующий вывод: психологические особенности (свойства темперамента, психоэмоциональные состояния, ситуативная и личностная тревожность) влияют на успешность профессиональной танцевальной деятельности танцоров БрэйкДанса.
1. Аболин Л.М., Чебыкин А.Я. Попытка экспериментального исследования психологических качеств, обеспечивающих успешное достижение цели деятельности спортсменов в условиях международных соревнований // Теоретические и прикладные исследования психофизиологии спортивной деятельности. - Казань, Издательство Казанского университета, 1979, - С. 10.
2. Аболин Л.М., Спектор Р.И Методическая особенность формирующего эксперимента, направленного на повышение эмоциональной устойчивости спортсменов // Психология спортивной деятельности. - Казань, Издательство Казанского университета, 1985, - С. 210.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-СПб.: Питер Ком, 1999. -528 с.
4. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Ж., научные исследования и разработки в спорте. - МАПН, №1, 1994, - С. 5 - 10.
5. Вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте: - Сборник научно-методических работ под ред. профессора А.Ц. Пуни - Ленинград, 1972, - 89 с. - С. 3 - 9.
6. Вяткин Б.А. Индивидуализация психологической подготовки спортсмена к соревнованию с позиций системного междисциплинарного подхода // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. - Смоленск, 1979, - С. 82 - 83.
7. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. - 134 с.
8. Вяткин Б.А. Соревновательный стресс и индивидуально- психологические особенности спортсменов // Темперамент и спорт.: Ученые записи. Том 110. - Пермь, 1972, - 120 с. - С. 5 - 17.
9. Габдреев Р.В., Фукин А.И. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью / Под общей ред. проф. Р.В. Габдреева - Наб. Челны: КамПИ, 2000, - 140 с.
10. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л, 1984, С. 6 - 10.
11. Горбунов Г.Д Практическая психология и ее основные направления в современном спорте // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. / Сборник научных трудов., - Л.: 1977., С. 28 - 36.
12. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986, - С. 47.
13. Гиссен Л.Д., Сопов В.Ф. Некоторые итоги изучения состояния спортсменов. // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. Сборник научных трудов. - Л.
1977., С. 36 - 45.
14. Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор
спортивной деятельности. // Психология и соревновательный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. - М.:
Физкультура и спорт, 1973, - С. 100. - 105.
15. Деркач А.А. Акмеология. Учебник. Москва, издательство РАГС, 2004
16. Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельностью. // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПБ.: Питер, 2001., - С. 147 - 149.
17. Данилова Т.П. Анализ соревновательной успешности спортсменов- стрелков в упражнении МВ-9. // Психология спортивной деятельности. - Изд- во Каз. Университета, 1985, - С. 210.
18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
19. Ильин Е.П. Психология воли. Спб.: Питер, 2000. - 288 с.
20. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М., 1980. С. 121 - 126.
21. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. - М.: Смысл, 2015, - С. 39 - 42.
22. Кашин А.П. Изучение дивергенции корреляций в психологических структурах спортивной деятельности. // Психология спортивно-танцевальной деятельности. - Издательство Каз. Университета, 1985, - С. 87.
23. Киселев Ю.Я. Некоторые Психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности. // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. Сборник научных трудов, - Л., 1977, - С. 28 - 36.
24. Киселев Ю.Я. О психологической подготовке к соревнованиям спортсменов с различными типологическими и личностными особенностями. // Теоретические и прикладные исследования психофизиологии спортивной деятельности.: Изд-во Казанского университета, 1979, - С. 15 - 19.
25. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М. «Культура и спорт» - издательское объединение ЮНИТИ, 1998, - С. 104.
26. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. - 278 с.
27. Климов Е.А. Психология профессионала. - Воронеж, 1996. - С. 149.
28. Котенева А.В. Психические состояние и эффективность деятельности. Психологическая травматизация у студентов // Жур., Мир психологии, №2, 1998, - С. 50.
29. Левитов Н.Д. Психические состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность/ сост. и общая редакция В.М. Астапова. - СПБ.: Питер, 2001., С. 78 - 85.
30. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М., 1964. С. 18 - 21.
31. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой, - М.: Издательство институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998, - 416 с.
32. Мазур А.Г. Борьба вчера и сегодня. - М.: Физкультура и спорт, 2011, - 240 с. - С. 103.
33. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К. методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. институт., 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. - С. 18 - 20.
34. Никифоров Г.Ф. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПБУ, 1996. - С. 103 - 109.
35. Никитина О.С. Проявление уверенности спортсмена в деятельности // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. - Смоленск, 1979, С. 82 - 83
36. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебные пособия при спортивных вузах, 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: флинта, 1999. - 152 с.
37. Практические знания по психологии: Пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Д.Я. Богдановой. - М.: ФиС., 2009. - 160С.
37. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возростная динамика. - М.: моск. Психолого-соц. ин - т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - 153 - 164.
38. Психология. Учебник для экономических вузов. /Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. С. 387; 603 - 608.
39. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. - Л.; Физкультура и Спорт 1969. С. 3-8.
40. Родионов А.В., Медведев В.В., Хударов Н.А. О психологических состояниях в спортивной деятельности // Психология и современный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. - М.: физкультура и спорт, 1973. - С. 217.
41. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник Моск. Университета стр. 14. - 1996. - №3. - С. 60 - 67.
42. Романова Е.С. Р69 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2013. —464 с: ил. ISBN 594723-558-7
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998. - С. 613-620.
43. Рудик П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности // Психология и совместный спорт / Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. - М.: Физкультура и спорт,2003. - С. 14.
44. Рыжкин Ю.Е. О соотношении внушаемости и некоторых признаков состояния психологической готовности спортсмена к соревнованиям //
45. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. Сборник научных трудов. - Л.: 1977, - С. 70 - 75.
46. Сафонов В.К. Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений // Психологическое обеспечение трудовой деятельности (Эксперим. и прикладная психология.Вып. 12). 1987, - с. 126 - 130.
47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Санкт-Петербург, Социально-психологич. центр, 1996, - 349 С.
48. Смирнов Б.Н. Воля и саморегуляция спортивной деятельности. // Жур. «Мир психологии» - 2000. - №3 - С. 266 - 273.
49. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие./ Мар. гос. ун-т - Йошкар-Ола. - 2016 - С. 134-136..
50. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Центр Карьеры», 1999 - 368 С.
51. Страхов В.И., Миленин А.В. Спорт. Темпоральность. Внимание. - Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1996 - 160 с., С. 90 - 105.
52. Страхов В.И., Якушева Т.Г., Горская И.В. Типология: Темперамент. Внимание. - Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1996 - 150 с., - С. 96.
53. Страхов В.И., Прохоров А.О. Психология внимания. Психологические состояния. - Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1997, - С.
54. Толочек В.А.В.А. Стили деятельности. Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. - М.: Измайлово, 1992, - С 120-124.
55. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 1999. - С. 102-109.
56. Цагарелли Ю.А. Протоколы, формулы и диагностические шкалы для системной диагностики человека на приборе «Активациометр АЦ - 6». - изд. 4-е, допол., Казань, 2001 - С. 14.