Введение 3
1. Теоретические основы единого сельскохозяйственного налога 7
1.1. Сельское хозяйство как одна из важнейших отраслей экономики 7
1.2. Сущность единого сельскохозяйственного налога 12
1.3. История становления и развития сельскохозяйственного налога в
России 19
1.4. Механизм исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного
налога 27
2. Анализ действующей практики исчисления и взимания единого
сельскохозяйственного налога в Российской Федерации 33
2.1. Анализ налогоплательщиков применяющих единый
сельскохозяйственный налог 33
2.2. Анализ формирования налоговой базы по единому
сельскохозяйственному налогу 40
2.3. Анализ поступления единого сельскохозяйственного налога в 47 бюджетную систему Российской Федерации
3. Совершенствование единого сельскохозяйственного налога в 57 Российской Федерации
3.1. Зарубежный опыт применения единого сельскохозяйственного 57 налога и возможности его использования в Российской Федерации
3.2. Пути развития единого сельскохозяйственного налога в Российской 66 Федерации
Заключение 75
Список использованных источников
Отрасль сельского хозяйства является одной из важнейших сфер экономики в экономике любой развитой страны. Значимость сельскохозяйственной отрасли определяется тем, что именно она обеспечивает продовольственную безопасность государства. Необходимость стимулирования отрасли сельского хозяйства также вызвана тем, что данная сфера деятельности имеет свои особенности, которая затрудняет деятельность организаций. Поэтому отрасль сельского хозяйства определяют как приоритетную и предоставляют ей различную государственную помощь.
В России отрасль сельского хозяйства переживает не лучшие времена. В динамике наблюдается рост экономических показателей в данной отрасли, однако по сравнению с зарубежными организациями, отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители имеют старое оборудование и используют старые технологии, что влияет на качество и объём производимой продукции. Поэтому необходимость государственного регулирования отрасли сельского хозяйства в России определена задачами ускорения процессов импортозамещения и преодоления технологического отставания отечественного производства. Г лавной причиной вышеперечисленных проблем является низкий уровень доходов сельского хозяйства как базовой агропромышленной отрасли. Сложность поддержки данной отрасли выражена неразвитостью инфраструктуры переработки и хранения, дефицитом и высокой стоимостью инвестиционных ресурсов, монополизацией сферы сбыта.
На текущий момент в России проводится политика, направленная на стимулирование отрасли сельского хозяйства. Инструментами стимулирования являются дотации, субсидии, множество региональных проектов которые направлены на увеличение их рентабельности, финансовую стабилизацию и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов, внедрения новых, инновационных технологий в целях наращивания объема товарной продукции и преодоления зависимости от импорта
продовольствия. Однако ограниченность финансовых ресурсов бюджета не позволяет должным образом обеспечить оптимальные условия для развития сельского хозяйства. Поэтому важное значение в целях стимулирования сельскохозяйственной отрасли начинают играть налоговые инструменты государства.
Основной формой поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей в России является специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога. Сущностью единого сельскохозяйственного налога является предоставление преимуществ организациям, занятым в отрасли сельского хозяйства преимуществ в виде упрощенной формы введения учета и пониженной ставки налога, но в едином сельскохозяйственном налоге есть недостатки, которые препятствуют применению данного режима широким кругом сельхозпроизводителей.
Данный налог является точкой опоры для сельскохозяйственных производителей, однако недостатки в едином сельскохозяйственном налоге не позволяют эффективно содействовать развитию данной отрасли. Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что развитие сельского хозяйства невозможно без государственного регулирования, в котором особую роль играют налоговые методы регулирования, и наиболее важной формой государственного регулирования следует считать налоговое стимулирование сельскохозяйственной отрасли. Поэтому необходимо рассмотреть вопросы налогообложения сельского хозяйства, направленные на стимулирование развития данной отрасли в России.
Среди современных авторов, исследующих налоги, налоговое регулирование и налоговое стимулирование сельскохозяйственной отрасли можно выделить Н.М. Банышников, А.В. Гордеев, Е.Н. Гладковская, А.В. Тихонову, А.М.Емельянов, Д.Т. Шамсутдинову, Н.Я. Коваленко и др.
Теоретическое значение настоящего исследования выражается в том, что при многообразии научных работ в исследовании проблемных аспектов сельскохозяйственной отрасли, нет работ направленных на предложение действенных рекомендаций по их решению
Практическая значимость исследования определяется тем, что работа направлена на предложение рекомендаций по изменению единого сельскохозяйственного налога которая позволит максимизировать стимулирующий эффект данного режима.
Предметом исследования является единый сельскохозяйственный налог. Объект исследования выражается в совершенствовании единого сельскохозяйственного налога
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических аспектов и анализ механизма налогообложения и налогового стимулирования сельского хозяйства в России, выявление проблем и выработка предложений по его совершенствованию. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы единого сельскохозяйственного налога;
- определить значимость сельскохозяйственной отрасли;
- изучить историю становления и развития сельскохозяйственного налога в России;
- проанализировать категории налогоплательщик применяющих единый сельскохозяйственный налог;
- провести анализ формирования налоговой базы и динамику поступлений по единому сельскохозяйственному налогу;
- рассмотреть зарубежный опыт налогообложения сельскохозяйственного сектора экономики и определить возможности его использования в России;
- разработать перечень рекомендаций по совершенствованию единого сельскохозяйственного налога.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников. Во введении отмечена актуальность исследования, цели и задачи, предмет и объект, отмечена теоретическая и практическая значимость, методы исследования, а также выделена теоретическая и практическая база исследования
Первая глава посвящена теоретическим аспектам единого сельскохозяйственного налога. В данной главе речь идет об отрасли сельского хозяйства, как об одной из важнейших отраслей экономики, определена роль единого сельскохозяйственного налога для сельскохозяйственных производителей, а так же рассмотрен механизм исчисления единого сельскохозяйственного налога.
Вторая глава целиком посвящена анализу экономических показателей по единому сельскохозяйственному налогу. В качестве объекта для анализа выбраны налогоплательщики, применяющие единый специальной налоговый режим, структура налоговой базы, а та же динамика поступлений. Показатели выбраны как сводном значении по России, так и отдельно по субъектам на примере Камчатского края, Алтайского края, Челябинской области, Республики Татарстан Ставропольского края и Воронежской области.
Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена рекомендациям по совершенствованию единого сельскохозяйственного налога.
В заключении обобщены результаты исследования и сформированы выводы.
Теоретической и методологической основой написания выпускной квалификационной работы являются труды ученых в области теории налогов, налогового менеджмента, инновационного развития. Исследование проводилось с использованием приемов и методов логического, системного, структурно-аналитического, сравнительного и статистического анализа. Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие налогообложение; материалы Росстата; Федеральной налоговой службы; монографии, публикации в периодической печати; собственные расчеты автора.
Одним из важнейших секторов экономики в экономике любого государства является сельское хозяйство. Связано это с тем, что сельское хозяйство представляет собой важный источник незаменяемых на сегодняшний день предметов потребления и формирует продовольственную безопасность государства. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации выражена тем, что данная отрасль имеет свои особенности среди которых: сезонность, низкое развитие технологий
агропромышленного комплекса, низкая инвестиционная привлекательность.
Основной формой государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации являете специальный налоговый режим «единый сельскохозяйственный налог». Сущность данного режима является предоставление преимуществ в виде упрощенной системы введения учета и пониженной ставки для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако единый сельскохозяйственный налог обладает и другими особенностями, среди которых:
- сильные ограничения по переходу на единый сельскохозяйственный налог;
- налоговый период равен одному году;
- использование только кассового метода учета доходов и расходов;
- ограниченный список расходов уменьшающих налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу.
Вышеуказанные особенности по единому сельскохозяйственному налогу являются одним из основных причин низкого уровня развитие отрасли сельского хозяйства в России.
В России наблюдается динамика уменьшения сельскохозяйственных производителей. Количество субъектов с 2006 года на 2019 год упало на 40%, что в абсолютном значении составляет 9484 единиц. Спад наблюдается среди личных подсобных хозяйств, сельхозорганизаций, а так же крестьянских и фермерских хозяйств. Аналогичная тенденция наблюдается среди налогоплательщиков применяющих единый сельскохозяйственный налог. Число организаций имеет тенденцию к уменьшению, так за 2006 -2018 года число налогоплательщиков организаций уменьшалось в среднем на 1230 единиц в год. Аналогичный показатель у индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств составляет положительный прирост 4320 единиц в год. Число организаций снизилось с 34056 единиц до 21 755 единиц за исследуемый период, что в адвалорной величине составляет 44%. Налогоплательщики единого налога индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства возросли с 35715 единиц в 2007 году до 78918 единиц в 2017 году. Рост крестьянских и фермерских хозяйств связан во многом с тем, что на внутреннем рынке растет спрос на сельскохозяйственную продукции. В кризисный период при увеличении цен увеличивается потребность в продукции первой необходимости.
В Камчатском крае число налогоплательщиков применяющих единый сельскохозяйственный налог за исследуемый период не превышает 250 единиц. В Воронежской области число налогоплательщиков единого налога достигает 2500 единиц. За исследуемый период в выделенных субъектах наблюдается положительная динамика роста количества налогоплательщиков применяющих единый сельскохозяйственный налог. Однако можно заметить резкий спад налогоплательщиков в 2012 году в Республике Татарстан и Челябинской области. Спад равный в 60 % в Республике Татарстан, связан с тем, что в регионе продолжается стимулирование малого бизнеса. Так субъекты малого бизнеса, в том числе и организации сельскохозяйственной отрасли предпочитают применять упрощенную систему налогообложения, так как в регионе пониженные ставки налога, помимо этого данный специальный режим не обладает ограничением в 70% по получению дохода от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Анализ поступлений по единому сельскохозяйственному налогу показал рост. Так за 2007-2017 года объём поступления в выбранных для исследованья субъектах сильно изменился. В целом во всех регионах наблюдается рост поступлений. Одним из наиболее значительных темпов роста по поступлениям наблюдается в Камчатском крае, в котором среднегодовые темпы увеличения поступлений равны 166%. Данный субъект был одним из самых незначительных по поступлениям среди всех регионов. Рост поступления в камчатском крае во многом связан с развитием рыболовства и рыбоводства. Значительные темпы роста наблюдаются так же в ставропольском крае. Рост равный в среднем в 41% характеризует положительную политику субъекта в стимулировании сельскохозяйственных товаропроизводителей. Стабильный рост равный в 32% в год показывает Алтайский край. В Воронежской области данный показатель составляет 27% в год. Значительно меньшие темпы роста наблюдаются в Республике Татарстан, всего лишь 19 % в год. Что в целом говорит о различиях в поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации.
При этом данный анализ показывает, что разные климатические условия не мешают регионам с более суровым климатом более эффективно развивать отрасль сельского хозяйства, по сравнению с регионами с умеренным климатом. Так Камчатский и Алтайский край показывают эффективную политику поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, что наглядно выражается в показателях роста данных субъектов.
Для формирования более эффективной формы поддержки субъектов сельского хозяйства в России необходимо совершенствовать единый сельскохозяйственный налог. Для этого необходимо решить проблемы в отрасли сельского хозяйства, выраженные в сильной внутриотраслевой разграниченности в доходах и расходах, низкой доле использования пахотных земель, старого оборудования и устаревших технологии агропромышленного комплекса.
Для решения проблем в отрасли сельского хозяйства необходимо использовать комплексный подход. Для этого разработаны рекомендации по совершенствованию единого сельскохозяйственного налога, включающие в себя следующие аспекты:
1. Дифференциация налогообложения на внутриотраслевом уровне. Сущность первой рекомендации заключается в дифференциации налогообложения на внутриотраслевом уровне. Это необходимо для того, что выровнять налоговую нагрузку в отдельных сферах деятельности сельского хозяйства. Например, ниша рыболовства в России имеет высокорентабельное производство, и сопровождается большой прибылью. Гораздо сложнее дело обстоит, к примеру, со сферой растениеводство. Долгая окупаемость, низкая рентабельность продаж затрудняет деятельность для организаций занятых растениеводством. Для решения данных проблем рекомендуется применение дифференцированных ставок по единому сельскохозяйственному налогу в зависимости от занятой ниши.
Более рентабельные отрасли производства в сельском хозяйстве будут уплачивать единый сельскохозяйственный налог по ставке 6%, растениеводство по ставке 3% и иные отрасли по ставке 1%. Также может возникнуть ситуация когда организация занимается несколькими видами деятельности. В таком случае налог необходимо рассчитать по каждому отдельно (по своей ставке) и уплатить в бюджет итоговую сумму. Повышение ставки для сферы рыболовства (рыбоводства) до 8% необходимо для того, чтобы переложить налоговое бремя на сферу сельского хозяйства с высоким уровнем рентабельности продаж. Так предложенная рекомендация позволит нивелировать снижение поступлений по единому сельскохозяйственному налогу от других послаблений.
2. Освобождение от налогообложения доходов полученных от реализации продукции в результате эксплуатации земель со сложными климатическими условиями в течении 3-5 лет. Вторая рекомендация направлена на то, чтобы использовать земли в регионах со сложными климатическими условиями. Россия обладает большим объёмом земельных ресурсов. К регионам со
сложными климатическими условиями для земледелия можно отнести субъекты, расположенные в Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе. В данных частях России необходимо стимулировать сельскохозяйственных производителей, так как деятельность сильно усложнена низкой плодородностью земли.
Освобождение от уплаты налогов в данных регионах ожидаемо приведет к тому, что множество организаций ликвидируется, выдавая себя как вновь созданное. Для того, чтобы данная льгота по единому сельскохозяйственному налогу использовалась только новыми организациями, необходимо запретить использовать ее организациям чьи учредители и руководители ранее создавали сельскохозяйственные организации, в их отношении ранее были зафиксировано получение необоснованной налоговой выгоды и данное обстоятельство было доказано. Так же следует запретить применять организациям, чьи учредители и руководители аффилированы (взаимосвязаны) с ранее упомянутыми лицами.
3. Инвестиционный налоговый вычет. Сущность рекомендации заключается в уменьшении налоговой базы на сумму произведенных расходов на приобретение оборудование, но не более чем на 25% от налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. Инвестиционный налоговый вычет позволит создать условия для организаций занятых в сельском хозяйстве поменять старое оборудование на новое тем самым модернизировать производство, увеличить объёмы производства и повысить качество продукции. Снижение налоговой базы не более 25% необходимо для того, чтобы не сильно снизилась фискальное значение единого сельскохозяйственного налога.
Таким образом, предложенные рекомендации являются наиболее актуальными на текущем этапе развития сельского хозяйства в России. Предложенные рекомендации позволят сформировать дополнительные преференции для сельскохозяйственных производителей, что подтолкнёт к росту числа сельскохозяйственных производителей, увеличению доли использования пахотных земель, и появлению дополнительных финансовых ресурсов организаций применяющих единый сельскохозяйственный налог.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019 N 125-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998.- №31. - Ст. 3824.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 06.06.2019 N 125-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000.- №32. - Ст. 3340.
3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018 N 491-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007.- №1. - Ст. 27.
4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 29.12.2001 N 187-ФЗ (ред. от 24.11.2014 N 366-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001.- №33. - Ст. 3413.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» от 20.08.2004 N 120-ФЗ (ред. от 27.11.2017 N 335-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003.- №46. - Ст. 4443.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4.8 и 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 09.03.2016 N 55- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016.- №11. - Ст. 1482.
7. Обзор изменений Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ «О
внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» 2017 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». -
Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 79190/
8. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 29.07.2018 N 266-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.- №11. - Ст. 1022.
9. Приказ ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@ (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу в электронной форме» // Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2014 N 34620.
10. Постановление Правительства РФ от 13.12.2017 N 1544 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017.- №52. - Ст. 8126.
11. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // Одобрено Правительством РФ 30.05.2013.
12. Закон РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1 «О социальном развитии села» и Постановлении Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской экономики» // Приказ Минфина РФ от 20.11.1996 N 98. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 13252/.
13. Положением «О едином сельскохозяйственном налоге 1926/27 гг.»
2013 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1543623/.
14. Декрет ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 года «Об едином
натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922/23гг.» 2013 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32517/.
Книги, монографии
15. Банышников Н.М. Воспроизводство в сельском хозяйстве / Н.М. Банышников. - М.: Литрес, 2017. - 146 с.
16. Гордеев А.В. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: Зарубежный опыт и проблемы России. М.: Т-во научных изданий КМК. 2005 - 614 с.
17. Гладковская Е.Н. Финансы: Учебное пособие для бакалавров и специалистов. - П.: Питер, 2012. - 320 с.
18. Глазовский Н.Ф. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. - М.: Т-во научных изданий КМК, 2018. - 501 с.
19. Градинарова Д. Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства региона в современных условиях. - М. Литрес, 2017. - 109 с.
20. Емельянов А.М. Сельская экономика: Учебник / Под ред. Проф.
С.В. Кисилева. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 571 с.
21. Зарук Н.М. Налоги и налогообложение в АПК. М-литрес, 2017. -
201 с.
22. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства: Ученик для СПО / под.ред. Н.Я. Коваленко. - М.: Издательство Юрай, 2018 - 406 с.
23. Микадже С.С.. Налоговое право. С.С. Микадже. - М.: Литрес, 2017. - 146 с.
24. Панин А.В. Экономический рост в сельском хозяйстве на основе модернизации производства. - М.: Проспект, 2015. - 231 с.
Диссертации
25. Бадмаева Светлана Юрьевна. Совершенствование форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций: диссертация канд. экономических наук : 08.00.05 / Бадмаева Светлана Юрьевна; [Место защиты Восточно-Сибирский гос.ун.-т технологий и управления].- Улан-Удэ, 2015 - 212 с.
26. Гридин, А.Н. Основные направления господдержки аграрного сектора Ставропольского края. / Теория и практика модернизации хозяйственных укладов и экономических институтов периферийных регионов. Материалы международной научной конференции (Ростов-на-Дону). Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. - 446 с.
27. Маркелова, С. В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С. В. Маркелова. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 166 с.
28. Тихонова А.В. Налоговое стимулирование в системе государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - Москва. - 2015. - 227 с.
29. Учайкина Е. В. Совершенствование налогообложения предприятий агропромышленного комплекса / Е. В. Учайкина // дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - Саранск. - 2015. - 193 с.
Авторефераты диссертаций
30. Гончаренко Г.А. Система налогообложения в сельском хозяйстве России в современных условиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. - Москва. - 2010. - 25 с.
31. Сиботина И.В. Налоговое законодательство и налоговая политика в годы НЭПа (1921 - 1930 гг.): автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.14. - Москва. - 2008. - 23 с.
Печатная периодика
32. Башкатов В.В. История развития налогового учета по единому сельскохозяйственному налогу / Башкатов В.В., Тащева Д.С. // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 99(05).
33. Башкатов В.В. Оценка применяемых режимов налогообложения сельскохозяйственных организаций Краснодарского края / Башкатов В.В., Башкатова В.С., Сигидов Ю.И. // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 99(05).
34. Гайсин, Р.С. Развитие механизмов поддержки сельского хозяйства в странах ОЭСР и России /Р.С. Гайсин // Известия ТСХА. - 2014. - №3. - 97119 с.
35. Говорунова Т. В. Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств: отечественный и зарубежный опыт / Говорунова Т. В // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 1. - 66-69 с.
36. Горский И.В. Обоснованность стимулирующей роли налоговых льгот // НИФИ. Финансовый журнал. 2013. N 4. С. 167 - 170.
37. Губайдулина В.И. Государственная поддержка АПК в условиях кризиса // Материалы третьего всероссийского конгресса экономистов- аграрников «Проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства России». М., 2009.
38. Еременко Е.А. Специальные налоговые режимы и концепция справедливости налогообложения // Финансы. 2015. N 9. С. 76 - 80.