Введение 3
Глава 1. Правовая природа электронной коммерции и общие положения о правовых средствах ее развития 8
§ 1. Понятие, виды и роль в предпринимательском обороте
электронной коммерции 8
§2. Система источников правового регулирования отношений электронной
коммерции 13
§3. Понятие и история развития отдельных средств развития электронной коммерции 20
Глава 2. Правовые особенности отдельных современных средств развития электронной коммерции 32
§1. Криптовалюты как средство развития электронной коммерции 32
§2. Краудфандинговые площадки как средство развития электронной
коммерции 47
§3. Социальные сети, используемые для осуществления электронной
коммерции, как средство развития электронной коммерции 55
§4. Виртуальные пространства как средство развития электронной коммерции 60
Заключение 71
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 73
Ядром мировой экономики и основной движущей силой инновационного развития в современном мире является интернет. Весьма емко значение сети Интернет для современного бизнеса охарактеризовано бывшим главой Microsoft Биллом Гейтсом (Bill Gates): «В будущем на рынке останутся два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса». Можно относиться по-разному к утверждению Билла Гейтса, но последние десятилетия весьма убедительно продемонстрировало особую роль информационно - телекоммуникационных технологий в развитии бизнеса. Можно наблюдать, что это нашло свое проявление в появлении и развитии сферы экономической деятельности - электронной коммерции.
В современной экономике электронная коммерция стала её неотъемлемой частью. Все больше и больше людей приобретают товары с помощью сети Интернет, а коммерческие организации используют различные возможности сети при осуществлении предпринимательской деятельности. Право также находится в состоянии непрерывного развития. В погоне за изменяющимся миром, постоянно включаются новые объекты и методы ведения коммерческой деятельности.
Анализ законодательства показал, что правовые нормы, регулирующие электронную коммерцию в настоящее время в России, не объединены общей стратегией законодательного обеспечения этой специфичной сферы предпринимательской деятельности. Трудности в правовом регулировании связаны с:
1. расширением использования информационно телекоммуникационных сетей в торговле;
2. глобализацией торговых отношений;
3. нормы права, регламентирующие торговую деятельность, разрабатываются без учета возможностей современных информационно - коммуникационных технологий.
В современных условиях возникает ряд вопросов в сфере правового регулирования электронной торговли. К таким вопросам относятся вопросы о целесообразности государственного регулирования отношений в сфере электронной коммерции и о возможности саморегулирования, об установлении правового статуса участников и их ответственности, об определении основных терминов и понятий, о регламентации порядка обмена электронными документами при совершении гражданско-правовых сделок и при осуществлении электронных платежей, не менее важными являются вопросы обеспечения конфиденциальности и безопасности в сфере электронной торговли. Все эти вопросы и не только требуют в дальнейшем разносторонней правовой научной разработки, как с точки зрения гражданско-правового регулирования, так и со стороны формирования современной модели правового регулирования.
Для понимания и урегулирования отношений в электронной коммерции, нужно изучать все возможные платформы и инструменты, которые используют субъекты предпринимательской деятельности для ее осуществления, с учетом технологий и возможностей по их использованию.
Степень разработанности. Во второй половине двадцатого столетия начали проводиться научные исследования правовых проблем регламентации отношений в сфере использования электронно-вычислительной техники в экономических отношениях. В 70-80ые годы двадцатого века разбирали отдельные проблемы правового регулирования информационных отношений, а также вопросы гражданско-правового регулирования обязательств по передаче информации, рассматривались в работах С.Н. Братуся, И.Л. Бачило, М.И.
Брагинского, Ю.А. Тихомирова, А.Б. Венгерова, Л.Б. Гальперина, O.A. Красавчикова, А.Г. Олыианецкого, З.М. Фаткудинова, А.Е. Шерстобитова.
Также нужно отметить диссертационные исследования по отличным гражданско-правовым проблемам регулирования электронной торговли следующих авторов: Я.А. Карев, A.B. Зажигалкин, В.Ю. Моченов, A.C. Косарев, Н.В. Миненкова, И.В. Костюк, В.Б. Наумов и др.
Анализируя юридическую литературу, анализ показал, что исследователями особое внимание уделяется информационным, международно-правовым, техническим, договорным аспектам осуществления и регулирования электронных сделок в различных сферах общественных отношений, в том числе в сфере государственного и муниципального управления, оказания государственных и муниципальных услуг. Существует большое количество работ зарубежных авторов, где рассматриваются проблемы правового регулирования электронной коммерции, этот материал необходимо использовать для выявления вариантов совершенствования законодательного обеспечения электронной торговли.
Цель исследования - формирование целостного представления о современных правовых средствах развития электронной коммерции. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- изучить исторические и правовые особенности регулирования коммерческой деятельности в сети “Интернет”;
- изучить современные неурегулированные варианты платежных инструментов, используемых при осуществлении коммерческой деятельности в сети “Интернет”.
- изучить современные неурегулированные варианты площадок, используемых при осуществлении коммерческой деятельности в сети “Интернет”.
Объект исследования - это общественные отношения в сфере электронной коммерции в сети “Интернет”.
Предмет исследования - нормы российского права, регламентирующие электронную коммерцию, осуществляемую с использованием информационнотелекоммуникационных сетей; нормы международного частного права, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении электронной коммерческой деятельности, в сравнительно-правовом аспекте; основные теоретические положения об электронной коммерческой деятельности; правоприменительная практика.
Теоретической основой являются теоретические работы в области гражданского, предпринимательского, коммерческого, информационного права. В процессе исследования использовались теоретические положения научных трудов таких ученых-правоведов, как Суханов Е.А., Степанова С.А., Ганжа К.П, Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Гук О.А., Тюлин О.А., Дик В.В., Лужецкий М.Г., Клинов А. О., Кузнецов В.А., Лысенко А. Н., Молотников А.Е., Савельев А. И., Санин М.К., Безуглова Е.Ю., Филимонов К.В., Шифер И. А., Архипов В. В., Гаврилов Н.К., Г окоев А.С., Ермакова Е. В., Панова Т.А.
Эмпирической базой исследования являются материалы судебной практики, в том числе судебные акты высших судебных инстанций, включая акты Шестого Апелляционного Арбитражного Суда, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа, а также опубликованная практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ. Были использованы также статистические данные органов государственной власти, информационные ресурсы, размещенные на сайтах более десяти Интернет-магазинов.
Нормативную основу исследования составляют международные акты, нормативные правовые акты Российской Федерации и зарубежных государств, регламентирующие отношения в сфере осуществления электронной коммерческой деятельности, модельное законодательство государств, участников Содружества Независимых Государств.
Методология исследования. В ходе исследования в качестве основных методов использовались: диалектический метод познаний реальной действительности, правовой и исторический методы (изучение соответствующих научных источников).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней будут изложены наиболее значимые идеи и варианты определения правовой сущности криптовалют, виртуальной собственности, краудфандинговых площадок, социальных сетей и особенности их правового регулирования на территории Российской Федерации.
Обоснование структуры. В данной работе были изучены и обоснованы теоретические и практические положения, которые в совокупности составляют модель гражданско-правового регулирования отдельных средств электронной коммерции в современной России. При написании своей работы я руководствовался следующей структурой:
- необходимо выделить систему характерных признаков электронной коммерции;
- необходимо проанализировать тенденции развития электронной коммерции;
- необходимо выявить тенденции правового регулирования электронной коммерции в отдельных зарубежных государствах;
- необходимо проанализировать правовые средства развития электронной коммерции в России;
Данная структура на мой взгляд способствует наиболее полному и детальному изучению поставленных вопросов и формированию целостного представления о современных правовых средствах развития электронной коммерции
Анализируя юридические новости за последние 30 лет, можно заметить постоянное появление юридических коллизий так или иначе связанных с использование интернет ресурсов и электронной коммерции. Переход отношений из классических бумажных в цифровые за последние пару десятков лет значительно повлияло на развитие экономики и возможности осуществления предпринимательской деятельности. Этот переход в первую очередь в качестве основного неблагоприятного последствия имеет неурегулированность данных онлайн отношения действующими ранее законами. Так как законы принимаемые ранее принимались без учета тех возможностей и особенностей, которые имеют правоотношения в сфере онлайн торговли. В информационных системах возникают ранее неизвестные праву объекты и субъекты, методы воздействия, общественные отношения и связи.
Целью данной работы является анализ законодательства о правовых средствах электронной коммерции.
На основе анализа теоретических положений и законодательства предложено определение электронной коммерческой деятельности, которое может быть положено в основу правового регулирования электронной торговли. В этом определении отражается двойственная природа электронной торговли. С одной стороны - это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, с другой стороны, это - использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.
Также были подробно рассмотрены действующие источники, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения электронной коммерции.
Проведенный анализ законодательства о правовых средствах электронной коммерции позволяет сформулировать выводы по основным проблемам, затронутым в работе, и представить модель правового регулирования некоторых наиболее популярных средств электронной коммерции в современной России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика электронной коммерции предопределяет существенные особенности ее правового регулирования. Главное, что необходимо учесть:
1) Электронная коммерция нуждается в комплексном правовом регулировании, как в рамках одного государства, так и в принципе на международном уровне, так как одной из специфик интернет торговли является, возможно ее осуществления на всем земном шаре, без учета территориальных границ между государствами. Для этого все страны в этом вопросе должны действовать на единых для всех принципах и руководствоваться единообразному пониманию сущности электронной коммерцию и ее необходимому правовому регулированию. Любые попытки установить изолированный от остальных правовых систем правовой режим для электронной коммерции как на национальном, так и на международном уровне с неизбежностью приведут к проблемам и коллизиям при осуществлении электронных сделок.
2) При формировании правового регулирования электронной коммерции государствами и в том числе Российской Федерацией должны учитываться ее техническая природа и возможности ее осуществления, с учетом ее действующего состояния и потенциала развития, для того чтобы вновь принимаемый закон не оказался устаревшим ко дню его принятия.
Если говорить о действующем российском законодательстве, то можно говорить о том, что комплексная законодательная система по регулированию электронной коммерции еще отсутствует, но она будет постепенно формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) I/ СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (ред. от 18.03.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ - 09.04.1992. - № 15.
3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208- ФЗ (ред. от 15.04.2019) // СЗ РФ. - 1996. - № 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в редакции от 23.04.2019) II СЗ РФ. - 17.06.1996. - № 25.
5. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017) II СЗ РФ. - 03.08.1998. - № 31.
6. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) II СЗ РФ. - 02.12.2001. - № 49.
7. Трудовой кодекс РФ от 21.12.2001. - № 197-ФЗ - (в редакции от
01.04.2019) II Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
8. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (ред. от 06.06.2019) II Российская газета. - 27.03.2003. - № 0.
9. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Российская газета. - 29.07.2006. - № 165.
10. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Российская газета. - 29.07.2006. - № 165.
11. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Российская газета. - 30.12.2009. - № 253.
12. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. - 27.06.2011. - № 139.
13. ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431
14. ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // "Собрание законодательства РФ", 09.05.2011, № 19, ст. 2716
15. ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249
16. ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от
27.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
17. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Российская газета. - 3.11.2007. - № 0.
18. Постановление Правительства РФ №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19.01.1998 г. №55 (ред. от 30.05.2018) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.1998, N 4, ст. 482.
19. Постановление Правительства РФ №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» от 10.11.2011 г. №924 (ред. от 27.03.2019) //. "Собрание законодательства РФ", 14.11.2011, N 46, ст. 6539
20. Положение Банка России №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24.12.2004 г. №266-П (ред. от 14.01.2015) // "Вестник Банка России", N 17, 30.03.2005.
21. Законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] // URL:https://sozd.duma.gov.ru/bill/419090-7
II. Материалы судебной практики
1. Постановление Шестого Апелляционного Арбитражного Суда от 01 апреля 2016 по делу № 06АП-552/2016 «О взыскании задолженности по договору займа» // [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS006&n=45870#0 14517218249534636 .
2. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 января 2013 г. № Ф02-5800/12. // [Электронный ресурс] // URL:http://kad.arbitr.ru/Card/06f5026a-0174-48e0-807f-b4ce02baef18
3. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от
17 мая 2010 г. № Ф09-3608/10-С1. // [Электронный ресурс] //
URL:http://kad.arbitr.ru/Card/a201 a8d1-6792-4830-b691 -3f25a8b83dc3
4. Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2018 г. № А40-
168164/17-31-1491. // [Электронный ресурс] //
URL:http://kad.arbitr.ru/Card/ac5cd3ac-ed6e-47a4-a68b-bedc047f8788
5. Определение судебной коллегия по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 30.05.2016 № 41-КГ16-7. // [Электронный ресурс] //
URL:https://www.legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-30052016-n- 41-kg16-7//
6. Определение судебной коллегия по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 19.01.2016 № 18-КГ15-237. // [Электронный ресурс] //
URL:https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-19012016-n-18- kg15-237/
7. Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2012 года по делу №2-177/2012 по иску Назаровой И.Д. к Петуховой Д.В. // [Электронный ресурс] // URL:https://sudact.ru/regular/doc/iIQQFJ3EBnUm/
8. Постановление Девятого Апелляционного Арбитражного Суда от 15 мая
2018 по делу № А40-124668/2017. // [Электронный ресурс] //
URL: http: //kad.arbitr.ru/Card/3 e155cd1 -6bce-478a-bb76-1146d2e61a4a
9. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1999 г. “Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие”. // [Электронный ресурс] // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26170/
14. Ганжа К.П. Правовое регулирование электронной коммерции в России // Электронный научно-практический журнал «современные научные исследования и инновации». - 2003. - №10. - С. 26.
15. Г окоев А.С. Сферы применения криптовалюты и возможности замещения денег // Киберленинка [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sfery-primeneniya-kriptovalyuty-i-vozmozhnosti- zamescheniya-deneg (Дата обращения: 26 марта 2018 г.)
16. Гражданское право. / Под ред. С.А. Степанова. - М.: Проспект; 2010. - 638 с.
17. Гражданское право: Обязательственное право / отв. ред. Е.А.Суханов. - М.: Статут, 2008. - 1208 с.
18. Дик В.В., Лужецкий М.Г. Электронная коммерция. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. - 376 с.
19. Ермакова Е.В., Поспелова Е.С. Проблемы прав пользователей, приобретающих виртуальные объекты за реальные деньги в многопользовательских онлайн-играх. // ЭГО [Электронный ресурс] // URL: http://ego.uapa.ru/en/issue/2014/04/17/ (Дата обращения: 01 июня 2019 г.)
20. Клинов А. О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом // Закон. - 2018. - № 2. - С.90-105.
21. Козье Д. Электронная коммерция. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. - 228 с.
22. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт, 2004. - 1220 с.
23. Кузнецов В.А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. - 2017. - № 1. - С. 65-73.
24. Лапач Л. Понятие имущество в Российском праве и в конвенции о защите прав человека и основных свобод // Российская юстиция. - 2003. - № 1.
25. Лейба А. Реальная жизнь виртуальных денег // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 23
26. Лысенко А. Н. Имущество в гражданском праве России. - М.: Деловой двор, 2010. - 200 с.
27. Молотников А.Е. Современные тенденции осуществления малого и среднего бизнеса: вопросы правового регулирования // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. - № 3. - С. 27-29.
28. Никитин К. Законодательные новеллы правового регулирования обращения криптовалют // Рынок ценных бумаг. - 2016. - № 7. - С. 45-47.
29. Панова Т.А. Банки и технологии криптовалют // РЭУ им. Г.В. Плеханова.
[Электронный ресурс] // URL: http://docplayer.ru/34160676-Banki-i-
tehnologiikriptovalyut.html (Дата обращения: 12 марта 2019 г.)
30. Прокопович Г.А. Биткойн в платежной системе онлайн бизнеса: возможности правового обеспечения и проблемы использования // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 1. - С. 196-200.
31. Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права - 2016. - №3. - С. 32-60.
32. Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Закон. - 2017. - № 8. С. 136-153.
33. Савельев А. И. Правовая природа виртуальных объектов. // Игроки и
закон [Электронный ресурс] // URL:
http://gamersandlow.blogspot.ru/2015/10/blog-post_65.html (Дата обращения: 01 июня 2019 г.)
34. Савельев А.И. Электронная коммерция в России без ЭЦП: иллюзия или реальность? // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=71291#082668 28726012267 (Дата обращения: 01 июня 2019 г.)
35. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. - М.: Статут, 2016. - 543 с.
36. Санин М.К., Безуглова Е.Ю. Краудсорсинг в инновационной деятельности // Труды гуманитарного факультета. Сборник научных статей НИУ ИТМО. - 2014. - С. 301-306.
37. Сатоши Накамото. Биткойн: система цифровой пиринговой наличности //
Bitcoin [Электронный ресурс] // URL: https://bitcoin.org/files/bitcoin-
paper/bitcoin_ru.pdf (Дата обращения: 12 мая 2018 г.)
38. Семенюта Б. Онлайн-игры: правовая природа отношений //
Интелектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2014. - № 8. - C. 38-45.
39. Стюфеева И.В. Электронная коммерция. // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c;base=CJI;n=78907#036053355851906677 (Дата обращения: 18 февраля 2016 г.)
40. Суханов Е.А. О понятии и видах вещных прав в российском гражданском праве // Журнал российского права. - 2006. - № 12. - С. 42-50.
41. Филимонов К.В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции // Юрист. - 2007. - №12. - С.16-20.
42. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. - М.: Альпина, 2014. - 288 с.
43. Шифер И. А. Правовой режим электронной торговли // Молодой ученый. - 2017. - №48. - С. 289-293.
44. Castronova E. Synthetic Worlds: The Business and Culture of Online Games. - Chicago: University Of Chicago Press, 2006. - P. 10-24.
45. Deep Shift. Technology Tipping Points and Societal Impact. // World Economic Forum. Survey Report. - 2015. - P. 24.