Взаимосвязь уровня конфликтности подростков с типом их психологической сепарации
|
Введение 3
1. Теоретический анализ понятий психологическая сепарация от
родителей в подростковом возрасте и конфликтность 10
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 11
1.2 Психологическая сепарация от родителей в подростковом
возрасте 12
1.3 Понятие конфликтности подростков. Уровни конфликтности.. 26
2. Методы и организация исследования взаимосвязи типов
сепарации и уровня конфликтности подростков 38
2.1 Методы и методики исследования 38
2.2 Выборка исследования 46
2.3 Процедура проведения исследования 46
3. Исследование взаимосвязи типов сепарации и уровня конфликтности подростков 47
3.2 Результаты исследования взаимосвязи типов сепарации и уровня конфликтности
подростков 53
Заключение 59
Литература 63
Приложение
1. Теоретический анализ понятий психологическая сепарация от
родителей в подростковом возрасте и конфликтность 10
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 11
1.2 Психологическая сепарация от родителей в подростковом
возрасте 12
1.3 Понятие конфликтности подростков. Уровни конфликтности.. 26
2. Методы и организация исследования взаимосвязи типов
сепарации и уровня конфликтности подростков 38
2.1 Методы и методики исследования 38
2.2 Выборка исследования 46
2.3 Процедура проведения исследования 46
3. Исследование взаимосвязи типов сепарации и уровня конфликтности подростков 47
3.2 Результаты исследования взаимосвязи типов сепарации и уровня конфликтности
подростков 53
Заключение 59
Литература 63
Приложение
Успешность и эффективность личности одна из самых актуальных тем последних десятилетий. Данные качества личности возможно охарактеризовать через следующие категории:
• раскрытие и использование внутреннего потенциала личности;
• открытость к постижению новых границ;
• дисциплинированность в формировании навыков эффективной личности;
• движение к своей индивидуальности;
А такой личности можно говорить, как о стремящейся к самодостаточности, к саморазвитию, ко взятию на себя ответственности за свою жизнь на себя.
Данную личность можно охарактеризовать, как имеющую высокую степень завершенности психологической сепарации от родителей. Поэтому данную личности также отличают следующие признаки:
• отсутствие зависимости от отношений с родителями и разрешенные конфликты в родительской семье (А.Я. Варга); [37]
• умение управлять своим психологическим пространством, осознание своих границ, суверенность, осознание своей субъектности (С.К. Нартова-Бочавер); [22]
• умение общаться с людьми, сохраняя достоинство в отношениях, различая истинно близкие и манипулятивные отношения (Б. Уайнхолд). [6]
Процесс психологической сепарации от родителей начинается в раннем детстве (М. Малер), но наиболее ярко его можно начать наблюдать в подростковом возрасте.
При существовании проблем, связанных со становлением психологической сепарации, мы решили предположить, что происходит процесс, противоположный процессу, когда со становлением психологической сепарации проблем нет.
При существовании у подростков проблем, связанных со становлением сепарации, проявляется психологическая фрустрация, возможно ухудшение психоэмоционального состояния, зарождение внутреннего конфликта. При таком состоянии попытки самоутверждения чаще неудачны, что приводит к снижению самооценки, уверенности в себе, а также к непониманию собственных границ и отсутствию осознания своего психологического пространства. Данные проблемы приводят к формированию стереотипов созависимого поведения и к нарушению конструктивного взаимодействия с людьми, а также, возможно, к высокому уровню конфликтности личности. Замкнутый цикл завершается появлений девиаций поведения, отчуждения от общества, асоциальности. Отсутствие саморефлексии, не дает возможности разорвать данный замкнутый цикл.
Такие сложные обстоятельства становятся причиной сложных эмоциональных состояний подростка, оказывающих серьезное влияние на всю его жизнь, поведение, систему отношений, такие состояния называют депрессивными, т.е. устойчиво сохраняющиеся состояния душевной, эмоциональной подавленности. Результаты современных исследований показывают, что недостаточное внимание к проявлениям депрессивности у подростков приводит к значительным проблемам во взрослом возрасте.
Так как степень завершенности психологической сепарации в подростковом возрасте еще не так высока, соответственно, невозможно говорить о высокой эффективности личности, скорее можно говорить о том, что этот процесс более основательно только запускается в этом возрасте. Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов, так как отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в обществе, это способствует повышению уровня конфликтности.
В представленном исследовании мы будем выявлять взаимосвязь уровня становления психологической сепарации с уровнем конфликтности подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь психологической сепарации с уровнем конфликтности личности у подростков.
Объект исследования: психологическая сепарация от родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь психологической сепарации с уровнем конфликтности подростков.
Гипотезы исследования:
1. Подростки с неблагоприятным типом сепарации имеют более негативные оценки психологического климата в классе, что может выражаться в их повышенной конфликтности.
2. У подростков, родители которых ориентированы на поощрение их автономности ниже уровень конфликтности.
3. Существует взаимосвязь между уровнем доверия в отношениях между родителем и подростком и его способами совладающего поведения в трудноразрешимых ситуациях.
4. Выраженность смысложизненных ориентаций связана с высоким качеством уровня конфликтности подростка, проявляющийся в использовании конструктивных копинг-стратегий.
Теоретические и эмпирические задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия «психологическая сепарация от родителей в подростковом возрасте», а также дать характеристику типов психологической сепарации.
2. Провести теоретический анализ понятия «конфликтность», а также дать характеристику уровням конфликтности подростков.
3. Выявить типы психологической сепарации от родителей подростков, уровень конфликтности подростков;
4. Выяснить имеется ли взаимосвязь психологической сепарации подростков с уровнем их автономности и с типом отношений с родителями.
5. Выявить взаимосвязь уровня конфликтности подростков, копинг стратегий поведения и их смысло - жизненных ориентаций.
6. Проанализировать взаимосвязь типов психологической сепарации от родителей подростков и уровнем их конфликтности.
Теоретико-методологическую основу работы составляют:
Возрастно-психологический подход к анализу психического развития личности (Л.С. Выготский), психоаналитическая теория сепарации-индивидуации (М. Малер), теория семейных систем (М. Боуэн, А. Я. Варга), индивидуально-личностный подход в исследовании конфликтов (А.Я. Анцупов).
Методы и методики исследования:
В исследовании применялись методы теоретического анализа, обобщения и интерпретации данных, психодиагностические методики, методы статистической обработки и анализа данных.
Комплекс методик:
1. опросник привязанности к родителям и сверстникам - Inventory of Parent and Peer Attachment (IPPA, Armsden, Greenberg)
2. опросник оценки функционирования семьи - Family Assessment Device (FAD, Epstein, Baldwin, Bishop
3. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса, Фолкмана;
4. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А. Леонтьева.
5. Детско-родительские отношения подростков (ДРОП).
Выборка исследования:
Учащиеся общеобразовательных школ города Казани, в возрасте 1315 лет, в количестве 161 человека.
• раскрытие и использование внутреннего потенциала личности;
• открытость к постижению новых границ;
• дисциплинированность в формировании навыков эффективной личности;
• движение к своей индивидуальности;
А такой личности можно говорить, как о стремящейся к самодостаточности, к саморазвитию, ко взятию на себя ответственности за свою жизнь на себя.
Данную личность можно охарактеризовать, как имеющую высокую степень завершенности психологической сепарации от родителей. Поэтому данную личности также отличают следующие признаки:
• отсутствие зависимости от отношений с родителями и разрешенные конфликты в родительской семье (А.Я. Варга); [37]
• умение управлять своим психологическим пространством, осознание своих границ, суверенность, осознание своей субъектности (С.К. Нартова-Бочавер); [22]
• умение общаться с людьми, сохраняя достоинство в отношениях, различая истинно близкие и манипулятивные отношения (Б. Уайнхолд). [6]
Процесс психологической сепарации от родителей начинается в раннем детстве (М. Малер), но наиболее ярко его можно начать наблюдать в подростковом возрасте.
При существовании проблем, связанных со становлением психологической сепарации, мы решили предположить, что происходит процесс, противоположный процессу, когда со становлением психологической сепарации проблем нет.
При существовании у подростков проблем, связанных со становлением сепарации, проявляется психологическая фрустрация, возможно ухудшение психоэмоционального состояния, зарождение внутреннего конфликта. При таком состоянии попытки самоутверждения чаще неудачны, что приводит к снижению самооценки, уверенности в себе, а также к непониманию собственных границ и отсутствию осознания своего психологического пространства. Данные проблемы приводят к формированию стереотипов созависимого поведения и к нарушению конструктивного взаимодействия с людьми, а также, возможно, к высокому уровню конфликтности личности. Замкнутый цикл завершается появлений девиаций поведения, отчуждения от общества, асоциальности. Отсутствие саморефлексии, не дает возможности разорвать данный замкнутый цикл.
Такие сложные обстоятельства становятся причиной сложных эмоциональных состояний подростка, оказывающих серьезное влияние на всю его жизнь, поведение, систему отношений, такие состояния называют депрессивными, т.е. устойчиво сохраняющиеся состояния душевной, эмоциональной подавленности. Результаты современных исследований показывают, что недостаточное внимание к проявлениям депрессивности у подростков приводит к значительным проблемам во взрослом возрасте.
Так как степень завершенности психологической сепарации в подростковом возрасте еще не так высока, соответственно, невозможно говорить о высокой эффективности личности, скорее можно говорить о том, что этот процесс более основательно только запускается в этом возрасте. Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов, так как отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в обществе, это способствует повышению уровня конфликтности.
В представленном исследовании мы будем выявлять взаимосвязь уровня становления психологической сепарации с уровнем конфликтности подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь психологической сепарации с уровнем конфликтности личности у подростков.
Объект исследования: психологическая сепарация от родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь психологической сепарации с уровнем конфликтности подростков.
Гипотезы исследования:
1. Подростки с неблагоприятным типом сепарации имеют более негативные оценки психологического климата в классе, что может выражаться в их повышенной конфликтности.
2. У подростков, родители которых ориентированы на поощрение их автономности ниже уровень конфликтности.
3. Существует взаимосвязь между уровнем доверия в отношениях между родителем и подростком и его способами совладающего поведения в трудноразрешимых ситуациях.
4. Выраженность смысложизненных ориентаций связана с высоким качеством уровня конфликтности подростка, проявляющийся в использовании конструктивных копинг-стратегий.
Теоретические и эмпирические задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия «психологическая сепарация от родителей в подростковом возрасте», а также дать характеристику типов психологической сепарации.
2. Провести теоретический анализ понятия «конфликтность», а также дать характеристику уровням конфликтности подростков.
3. Выявить типы психологической сепарации от родителей подростков, уровень конфликтности подростков;
4. Выяснить имеется ли взаимосвязь психологической сепарации подростков с уровнем их автономности и с типом отношений с родителями.
5. Выявить взаимосвязь уровня конфликтности подростков, копинг стратегий поведения и их смысло - жизненных ориентаций.
6. Проанализировать взаимосвязь типов психологической сепарации от родителей подростков и уровнем их конфликтности.
Теоретико-методологическую основу работы составляют:
Возрастно-психологический подход к анализу психического развития личности (Л.С. Выготский), психоаналитическая теория сепарации-индивидуации (М. Малер), теория семейных систем (М. Боуэн, А. Я. Варга), индивидуально-личностный подход в исследовании конфликтов (А.Я. Анцупов).
Методы и методики исследования:
В исследовании применялись методы теоретического анализа, обобщения и интерпретации данных, психодиагностические методики, методы статистической обработки и анализа данных.
Комплекс методик:
1. опросник привязанности к родителям и сверстникам - Inventory of Parent and Peer Attachment (IPPA, Armsden, Greenberg)
2. опросник оценки функционирования семьи - Family Assessment Device (FAD, Epstein, Baldwin, Bishop
3. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса, Фолкмана;
4. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А. Леонтьева.
5. Детско-родительские отношения подростков (ДРОП).
Выборка исследования:
Учащиеся общеобразовательных школ города Казани, в возрасте 1315 лет, в количестве 161 человека.
Становление психологической сепарации от родителей является началом, фундаментом процесса формирования эффективности личности. Затем фокус перемещается на осознание своей личности, потенциала, ресурсов, потребностей, смысла жизни, появляется потребность в представлении себя в социуме, здесь осознается потребность в определении границ своего психологического пространства, а также начинается формирование навыков конструктивного взаимодействия с другими людьми. Данный процесс не является одноразовым, в случае незавершенности какого-либо из этапов необходимо будет вернуться к нему снова. В данном случае можно говорить о завершенности цикла формирования эффективной личности.
Проблемы в каждом из этапов может привести к различным сложностям в различным сферах жизни, но с помощью развитой рефлексии и самоанализа можно разрешить какие-либо возникающие проблемы. Возникновение факторов, препятствующих движению по этапам формирования эффективности личности, например, неудачные попытки самоутверждения, могут привести к снижению самооценки, но при успешном становлении психологической сепарации, проблемы превращаются в задачи, которые просто необходимо разрешить. В данном случае становление психологической сепарации, действительно является фундаментом формирования эффективности личности.
В данной работе решены следующие задачи исследования:
Проведен теоретический анализ понятия «психологическая сепарация от родителей в подростковом возрасте», выделены типы психологической сепарации: успешный тип, кризисный тип, конфликтный тип, противоречивый тип. Причем к благоприятному типу относится успешный тип сепарации, а не к благоприятным - кризисный, конфликтный, противоречивый типы сепарации. Данные виды были определены по типам привязанности личности к матери.
Проведен теоретический анализ понятия «конфликтность», а также даны характеристики уровням конфликтности подростков, выделены пять уровней конфликтности подростков. От низкого качества уровня конфликтности, таких как, элементарный, формальный и конформный уровень конфликтности, до высокого качества конфликтности, таких как достаточный и оптимальный уровень конфликтности.
Определить тип психологической сепарации подростков нами было решено на основании шкал Дистанцированности и шкалы Поощрение автономности подростков. Так как в рамках изучения сепарации важным компонентом является поощрение автономности родителями.
На основе данных, полученных в ходе проведенного нами исследования, были получены определенные результаты:
1. Подростки с неблагоприятным типом сепарации испытывают достоверно ниже удовлетворенность и меньше ориентированы на сотрудничество. Сочетание данных двух позиций может служить предикторами повышенной конфликтности во взаимодействии.
2. Подростки с высоким уровнем поощрения автономности родителями имеют низкий уровень конфликтности (достаточный или оптимальный уровень конфликтности).
3. Подростки с высоким уровнем доверия с матерью имеют низкий уровень напряженности копинга Конфронтация.
4. Выявлена взаимосвязь копинг стратегий подростков с их смысложизненными ориентациями. Копинг стратегия Конфронтация связана с такими характеристиками смысложизненных ориентаций как, сниженная эмоциональная интенсивность жизни, сниженная удовлетворенность получаемыми результатами и сложностью в контролировании своей жизни и способности свободно принимать решения:
чем выше уровень напряженности копинга Конфронтации, тем ниже удовлетворенность самой жизнью, результатами.
чем ниже уровень напряженности копинг Конфронтации, тем выше оптимизм по поводу будущего, удовлетворенность прошлыми результатами, и уверенность в том, что все в твоих руках.
На основании приведенных выше результатов взаимосвязь типа сепарации и уровня конфликтности подтверждается:
Подростки с кризисным, конфликтным или противоречивым типом сепарации испытывают низкую удовлетворенность и сотрудничество в классе, что служит предикторами высокого уровня конфликтности.
Подростки с высоким уровнем поощрения автономности родителями имеют низкий уровень конфликтности.
Так как автономия даёт право личности на активность и ценностные ориентиры личностного выбора и помогает сохранить ему своё личностное здоровье в ситуации негативного информационного влияния. Человек создаёт свои индивидуальные границы, отделяя себя от других людей и защищая себя от дестабилизирующей его информации, тем самым приобретая определённую личностную автономность [52].
Родители, поощряющие автономность подростков, выстраивают с подростками взаимоотношения, основанные на сотрудничестве. Таким образом, создают у подростков предпосылки формирование эффективных навыков конструктивного взаимодействия в обществе. Родители с низким уровнем поощрения выстраивают отношения, основанные авторитарности.
Высокие значения принятия решений родителями и подростками, говорит о демократичной схеме взаимодействия с подростком и связана с высоким уровнем поощрения автономности подростков. Низкие значения принятия решений родителями и подростками говорит о давлении на подростка со стороны родителей, и связаны с низким уровнем поощрения автономности родителями подростков.
Родители, поощряющие уровень автономности у подростков, выстраивают отношения на доверии, сотрудничестве, принятии.
Подростки с высоким уровнем доверия с матерью имеют низкий уровень напряженности копинга Конфронтация, что может говорить о низком уровне конфликтности.
Личностная автономность говорит о сформированности смысложизненных ориентаций. Сниженность же смысложизненных ориентаций, таких как удовлетворенность получаемыми результатами и контроль своей жизни и способности свободно принимать решения, говорит о несформированности личностной автономии, и связана с высокой напряженностью копинга Конфронтация. Значит несформированноть СЖО может говорит о высоком уровне конфликтности
Проблемы в каждом из этапов может привести к различным сложностям в различным сферах жизни, но с помощью развитой рефлексии и самоанализа можно разрешить какие-либо возникающие проблемы. Возникновение факторов, препятствующих движению по этапам формирования эффективности личности, например, неудачные попытки самоутверждения, могут привести к снижению самооценки, но при успешном становлении психологической сепарации, проблемы превращаются в задачи, которые просто необходимо разрешить. В данном случае становление психологической сепарации, действительно является фундаментом формирования эффективности личности.
В данной работе решены следующие задачи исследования:
Проведен теоретический анализ понятия «психологическая сепарация от родителей в подростковом возрасте», выделены типы психологической сепарации: успешный тип, кризисный тип, конфликтный тип, противоречивый тип. Причем к благоприятному типу относится успешный тип сепарации, а не к благоприятным - кризисный, конфликтный, противоречивый типы сепарации. Данные виды были определены по типам привязанности личности к матери.
Проведен теоретический анализ понятия «конфликтность», а также даны характеристики уровням конфликтности подростков, выделены пять уровней конфликтности подростков. От низкого качества уровня конфликтности, таких как, элементарный, формальный и конформный уровень конфликтности, до высокого качества конфликтности, таких как достаточный и оптимальный уровень конфликтности.
Определить тип психологической сепарации подростков нами было решено на основании шкал Дистанцированности и шкалы Поощрение автономности подростков. Так как в рамках изучения сепарации важным компонентом является поощрение автономности родителями.
На основе данных, полученных в ходе проведенного нами исследования, были получены определенные результаты:
1. Подростки с неблагоприятным типом сепарации испытывают достоверно ниже удовлетворенность и меньше ориентированы на сотрудничество. Сочетание данных двух позиций может служить предикторами повышенной конфликтности во взаимодействии.
2. Подростки с высоким уровнем поощрения автономности родителями имеют низкий уровень конфликтности (достаточный или оптимальный уровень конфликтности).
3. Подростки с высоким уровнем доверия с матерью имеют низкий уровень напряженности копинга Конфронтация.
4. Выявлена взаимосвязь копинг стратегий подростков с их смысложизненными ориентациями. Копинг стратегия Конфронтация связана с такими характеристиками смысложизненных ориентаций как, сниженная эмоциональная интенсивность жизни, сниженная удовлетворенность получаемыми результатами и сложностью в контролировании своей жизни и способности свободно принимать решения:
чем выше уровень напряженности копинга Конфронтации, тем ниже удовлетворенность самой жизнью, результатами.
чем ниже уровень напряженности копинг Конфронтации, тем выше оптимизм по поводу будущего, удовлетворенность прошлыми результатами, и уверенность в том, что все в твоих руках.
На основании приведенных выше результатов взаимосвязь типа сепарации и уровня конфликтности подтверждается:
Подростки с кризисным, конфликтным или противоречивым типом сепарации испытывают низкую удовлетворенность и сотрудничество в классе, что служит предикторами высокого уровня конфликтности.
Подростки с высоким уровнем поощрения автономности родителями имеют низкий уровень конфликтности.
Так как автономия даёт право личности на активность и ценностные ориентиры личностного выбора и помогает сохранить ему своё личностное здоровье в ситуации негативного информационного влияния. Человек создаёт свои индивидуальные границы, отделяя себя от других людей и защищая себя от дестабилизирующей его информации, тем самым приобретая определённую личностную автономность [52].
Родители, поощряющие автономность подростков, выстраивают с подростками взаимоотношения, основанные на сотрудничестве. Таким образом, создают у подростков предпосылки формирование эффективных навыков конструктивного взаимодействия в обществе. Родители с низким уровнем поощрения выстраивают отношения, основанные авторитарности.
Высокие значения принятия решений родителями и подростками, говорит о демократичной схеме взаимодействия с подростком и связана с высоким уровнем поощрения автономности подростков. Низкие значения принятия решений родителями и подростками говорит о давлении на подростка со стороны родителей, и связаны с низким уровнем поощрения автономности родителями подростков.
Родители, поощряющие уровень автономности у подростков, выстраивают отношения на доверии, сотрудничестве, принятии.
Подростки с высоким уровнем доверия с матерью имеют низкий уровень напряженности копинга Конфронтация, что может говорить о низком уровне конфликтности.
Личностная автономность говорит о сформированности смысложизненных ориентаций. Сниженность же смысложизненных ориентаций, таких как удовлетворенность получаемыми результатами и контроль своей жизни и способности свободно принимать решения, говорит о несформированности личностной автономии, и связана с высокой напряженностью копинга Конфронтация. Значит несформированноть СЖО может говорит о высоком уровне конфликтности



