Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методологические проблемы адаптации «Big Data» в электоральном процессе современной России

Работа №31645

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………...……………...………………………..……...3
Глава 1. Основные теоретические положения об электоральном процессе и
«Big Data»
1.1. Электоральный процесс. Сущность, характеристики, методы его
изучения……………………………….…………….……………………...……...8
1.2. «Big Data», определение, сущность, характеристики, возможности
и опыт применения………………………………………………….…………...30
Глава 2. Опыт применения и основные проблемы использования «Big Data» в
электоральной практике
2.1. Практический опыт применения «Big Data» в электоральной
практике……………………………………………………………….….………52
2.2. Методологические проблемы внедрения «Big Data» как
инструмента изучения электорального процесса в современной России.…...71
Заключение………………………………………………………...……….….....85
Библиографический список

Актуальность. Электоральный процесс является отправной точкой
развития каждого демократического государства. В зависимости от того, что
произойдет на выборах, кто получит власть и как будет распоряжаться ею,
зависят судьбы миллионов граждан, а также ход истории самого государства.
Поэтому электоральная практика, электоральное поведение
избирателей всегда вызывало и вызывает большой интерес как со стороны
политических акторов, так и со стороны общественности, СМИ. В
зависимости от степени важности конкретных событий, происходящих в
электоральной практике, они могут приковывать к себе внимание всего мира,
как это было, например на выборах в США в 2016 году.
Государственные органы заинтересованы в высокой явке избирателей,
политические партии и кандидаты стараются склонить электорат на свою
сторону, однако при всем желание и затраченных ресурсах в России
прослеживается тенденция к снижению интереса граждан к политической
жизни в стране, и, в частности, к выборам. Особенно среди молодежи. Об
этом явно свидетельствуют показатели явки на выборы. Если статистика явки
на последние президентские выборы продемонстрировала достойные цифры,
то выборы в Государственную думу, в муниципалитет такими цифрами
похвастать не могут.
Во все времена молодежь рассматривалась тем ресурсом, который
определяет будущее общества, выступает базисом его стабильного
экономического развития, демократизации всей политической сферы. В
случае же если молодежь и дальше будет терять интерес к политической
сфере и электоральному процессу, то вернуть её к диалогу и к участию в
политической жизни страны будет невероятно трудоемкой задачей.
Основными ошибками, которые ведут к потери доверия и интереса
избирателей к электоральному процессу – это слабая осведомленность об их
проблемах, заботах, интересах и жизни, которой они живут. Электорат
гораздо многограннее, чем его представляют. С усложнением социально-4
экономических и политических отношений в обществе изменилась структура
общественно-политической жизни. А вместе с ним изменились
характеристики электората. И, начав изучать методологическую базу, стало
понятно, что в современном мире результаты опросов, фокус групп не
позволяют полностью выявить всю многогранность электората, понять
мотивы, потребности всех целевых групп избирателей. Соответственно
результаты исследований нельзя экстраполировать на все целевые группы.
Выбранные субъектами электорального процесса инструменты для
коммуникации с избирателями основываются на методологической базе,
которая в нынешнем своем виде уже не приносит необходимых
аналитических данных для установления доверительной двусторонней
коммуникации.
В сложившейся ситуации, необходимы новые инструменты,
технологии, которые позволят тщательным образом собирать и
анализировать данные, устанавливать причинно-следственные связи,
выявлять потребности аудитории и удовлетворять их.
Одним из таких инструментов способных перевернуть и изменить
подход в работе является «Big Data». «Большие данные» способны собирать
подробную информацию на основе реального поведения аудитории в сети,
коррелировать данные, находить связи и предоставлять детальный отчет.
Более того, «Big Data» позволит выявлять отношение разных целевых групп
к определенным политическим темам, увидеть то, что их больше всего
беспокоит, и самое главное - способствовать нахождению взаимовыгодных
решений, которые устроят всех.
После полученной аналитики и интерпретированных выводов, с
разными целевыми группами электората устанавливается коммуникация.
Коммуникация может выстраиваться через рекламные кампании, публичные
выступления, PR-кампании и другие инструменты массовой коммуникации.
Благодаря аналитики, полученной с помощью «Больших данных», рекламная
кампания очень узко сегментирована и настроена таким образом, что5
сообщение, отправляемое политическим актором персонализировано к
каждому адресату. Это все позволяет затрагивать именно те вопросы,
которые в большей степени волнуют аудиторию.
Свою состоятельность «Big Data» уже доказала на выборах в США и
многих других странах. Однако в России, «Big Data» до сих пор не
используется как инструмент исследования электорального процесса и
мотивов поведения избирателей на выборах.
Цель исследования: выявить методологические проблемы применения
и адаптации «Больших данных» как инструмента исследования
электорального процесса.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность, характеристики, методы изучения
электорального процесса.
2. Определить подходы к понятию «Big Data».
3. Рассмотреть возможности технологии «Большие данные».
4. Проанализировать опыт и практику применения «Big Data» в
электоральном процессе.
5. Предложить алгоритм работы с «Большими данными» в электоральном
процессе.
6. Выявить основные проблемы внедрения «Big Data» в практику
электорального процесса.
Объект исследования: Электоральный процесс.
Предмет исследования: «Большие данные» в избирательных
технологиях.
Методологическая база исследования обусловлена объектом,
предметом, характером поставленных задач. Теоретическую базу составили
труды отечественных и зарубежных авторов, исследовавших политический
процесс, электоральный процесс, электоральное поведение и политическое
участие. В работе использованы методы анализа и способы изучения
политического процесса, электорального процесса, электорального6
поведения предложенные следующими авторами: Мухаевым Р. Т., Исаевым
Б. А., Барановым Н. А., Алексеевым Р. А., Дамаскиным О. В., Корчиго Е. В.,
Брайаном Капланом.
В исследование был использован контент-анализ социальных медиа. Для
описания сложившейся ситуации были использованы данные Центральной
Избирательной Комиссии РФ, ВЦИОМ. В исследование широко применяется
метод анализа и синтеза.
Эмпирической базой исследования послужили данные статистики
Центральной Избирательной комиссии РФ по явке избирателей на выборы,
данные консалтинговой компании McKinsey Institute.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день, темы,
материалы, связанные с «Big Data» в целом находят свое отражение во
многих работах. Например, в книге Андреаса Вайнгенда «Big Data. Вся
технология в одной книге»1, в книге Билла Фрэнкса «Укрощение больших
данных. Как извлекать знания из массивов информации с помощью глубокой
аналитики»2, в труде Сета Стивенс-Даводовиц «Все лгут. Поисковики, Big
Data и Интернет знают о вас все»3. Однако можно заметить слабую
проработанность анализа такого феномена как «Big Data» в электоральной
практике. В России есть научные статьи, которые затрагивают данную
проблематику, однако нет учебно-методических пособий, литературы,
которая бы описывала технологии и работы с «Большими данными» в
электоральном процессе.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается
в том, что данная работа призвана восполнить недостаток теоретической
1 Андреас Вайгенд. BIG DATA. Вся технология в одной книге – Эксмо, 2018. - 384 с. – ISBN 978-5-04-
094117-9
2 Билл Фрэнкс. Укрощение больших данных. Как извлекать знания из массивов информации с помощью
глубокой аналитики. – Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 352с. - ISBN 978-5-00057-146-0
3 Сет Cтивенс-Давидовиц. Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все – Эксмо, 2018. - 384с.
- ISBN 978-5-04-090836-37
проработанности исследуемой проблемы и представляет интерес для тех, кто
применяет «Big Data» в электоральной практике. Также данное исследование
может быть использовано в преподавании в таких дисциплинах как
«Государственная политика Российской Федерации в молодежной среде»,
«Политические технологии», «Политический процесс и политические
отношения в современной России».
Практическая значимость работы заключается в том, что
рекомендации, сформулированные в данной работе, могут найти применение
в работе Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации,
государственных органов, политических партий и кандидатов как участников
электорального процесса.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Используемые ныне методы изучения электората и его поведения не
позволяют в полной мере получить всю интересующую
информацию о нем.
2. Ввиду отсутствия полной аналитики о молодежном сегменте
электората не удается выстроить взаимовыгодную коммуникацию с
данным сегментом. В результате молодежь теряет интерес к
политической жизни страны, и в частности, к выборам.
3. Big Data обеспечивает политических акторов аналитическими
данными о реальном поведение избирателей и предоставляет их
подробные характеристики.
4. В России политические партии и Центральная Избирательная
Комиссия РФ не использует технологию Big Data по объективным
трудностям и субъективным причинам.
Структура работы состоит из введения, двух

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были определены основные подходы к понятию
«Big Data». Всего выделяют три основных подхода. В первом подходе,
«Большие данные» рассматриваются как большой массив
неструктурированных данных, которые разрознены по разным источникам и
которые необходимо обрабатывать, анализировать и трансформировать в
информацию. Второй подход, под «Большими данными» подразумевается
технология, которая способна собирать данные, обрабатывать их,
анализировать, коррелировать, устанавливать причинно-следственные связи
и выдавать результаты.
Следующий подход объединяет в себе предыдущие два, и определяет
«Big Data» как все возможные направления работы с большими базами
данных, раскиданных по разным источникам, постоянно пополняющиеся и
не имеющие завершенного вида. То есть подразумевает собой одновременно
и массив данных, и сам процесс работы с данными.
В ходе проведенного исследования был разработан и предложен проект
Центральной Избирательной Комиссии РФ по Республике Татарстан.
Главная цель проекта заключается в приобщение молодёжи к политической
жизни в нашей стране, и, в частности, к выборам. Проект базируется на
работе с «Большими данными». На основе полученной аналитики можно
будет с помощью геймификации и интеграции в реальную жизнь вернуть
интерес и участие молодежи в политической сфере деятельности России.
Также были выявлены основные параметры и характеристики
электорального поведения и электорального процесса, которые позволяет
изучать технология «Больших данных». На основе этих аналитических
данных об электорате, анализе и интерпретации сложных событий, мнений
можно с высокой точностью выстраивать прогнозы относительно выборов и
развития дальнейшей ситуации в политическом процессе в современной
России. В зависимости от целей и задач, данный инструмент в электоральном86
процессе могут использовать кандидаты во власть, политические партии,
общественные организации и движения, государственные органы.
Проанализировав возможности «Больших данных», практику
применения «Big Data» в электоральном процессе были выявлены основные
проблемы внедрения «Big Data» в изучение электорального поведения
избирателей. В качестве основных преград, которые не позволяют
использовать «Большие данные» как методологический инструмент, были
выделены следующие причины.
У руководства структур, которые могли бы использовать «Big Data»
пока нет четкого представления, как «Большие данные» могут помочь им в
электоральной практике.
Следующей причиной является тот факт, что в России пока нет
большого количества квалифицированных специалистов, обладающих всеми
необходимыми компетенциями и готовых решать серьёзные задачи в
электоральной практике.
Существенным ограничителем работы с «Big Data» является высокая
стоимость решений, ПО в данной области. Покупать собственное
оборудование может-быть не рентабельно. Нанимать компании на
аутсорсинг, выполняющих всю работу «под ключ» также дорого. Поэтому у
многих политических акторов нет финансовой возможности использовать
«Big Data».
Другой проблемой работы с «Большими данными» является трудность
в разработке качественных алгоритмов, которые бы корректно решали
поставленные задачи. Гораздо легче, провести опрос, фокус-группу, чем
составить качественный алгоритм работы с данными.
Таким образом, совокупность данных причин, пока не позволяет
использовать «Большие данные» наряду с опросами, фокус-группами для
мониторинга электорального поведения.
В качестве рекомендаций, следует сказать следующее. Необходимо
развивать индустрию «Больших данных». Обучать политтехнологов основам87
«Больших данных» в университете, создавать специализированные центры,
профессиональные сообщества для того, чтобы в России появлялись
собственные квалифицированные кадры.
Также очень важно создавать и развивать собственные решения,
программное обеспечение в области «Больших данных». Первоначально,
роль первопроходца следует взять государству. Причем подобные
программы могут быть использованы во многих сферах, например в
медицине, политике, экономике. Важно обеспечивать ключевые сферы
полезным инструментарием, каковым и являются «Большие данные».


Алексеев Р. А. Избирательная система как фактор становления и
развития российской демократии – ИНФРА-М, 2019. – 211с. – ISBN
978-5-16-014240-1
2. Андреас Вайгенд. BIG DATA. Вся технология в одной книге – Эксмо,
2018. - 384 с. – ISBN 978-5-04-094117-9
3. Анналин Ын, Кеннет Су. Теоретический минимум по Big Data. Всё что
нужно знать о больших данных. – Питер, 2019. – 208с. - ISBN 978-5-
4461-1040-7
4. Билл Фрэнкс. Революция в аналитике. Как в эпоху Big Data улучшить
ваш бизнес с помощью операционной аналитики – Альпина Паблишер,
2018. - 320c. - ISBN 978-5-9614-6792-5
5. Билл Фрэнкс. Укрощение больших данных. Как извлекать знания из
массивов информации с помощью глубокой аналитики. – Манн,
Иванов и Фербер, 2013. – 352с. - ISBN 978-5-00057-146-0
6. Благирев А.П. Big Data простым языком – АСТ, 2019 – 256с. – ISBN
978-5-17-111829-7
7. Брайан Каплан: Миф о рациональном избирателе – Ирисэн, 2012 –
368с. – ISBN: 978-5-91066-049-0
8. Володенков С. В. Политический менеджмент и управление
современными политическими кампаниями. Учебник, РГ-Пресс, 2019.
– 584с. - ISBN 978-5-9988-0706-0
9. Володенков С. В. Управление современными политическими
кампаниями – Издательство МГУ, 2012 - 312с. - ISBN 978-5-211-06288-
7
10. Дамаскин О. В., Корчиго Е. В., Сеченова Р. Р., Избирательный процесс
и электорально-правовая культура: Учебно-практическое пособие –
Норма, 2005. – 272с. – ISBN 5-89123-923-X
11. Деменок С. Просто BIG DATA. – Страта, 2019. – 148с. - ISBN 978-5-
907127-29-689
12. Забурдаева Е. В. Политическая кампания. Стратегии и технологии –
Аспект-Пресс, 2012 – 343с.- ISBN 978-5-7567-0647-5
13. Захаров И. В., Кокотов А. Н. Избирательное право Российской
Федерации. Учебник для магистров – Юрайт-Издат, 2013. – 411с. –
ISBN: 978-5-9916-1793-2
14. Исаев Б. А.: Введение в политическую теорию. Учебное пособие для
бакалавров – Питер, 2013. – 395с. - ISBN 978-5-496-00048-2
15. Исаев Б. А.: Теория политики – Питер, 2008. – 464с. - ISBN 978-5-
91180-269-1
16. Исаев Б. А., Баранов Н. А.: Политические отношения и политический
процесс в современной России: Учебное пособие – Питер, 2009. – 395с.
- ISBN 978-5-469-01676-2
17. Исаев Б. А., Теория партий и партийных систем: учебное пособие для
студентов вузов – Аспект Пресс, 2008. – 367с. - ISBN 978-5-7567-0506-
5
18. Исаев Б. А., Баранов Н. А.: Современная российская политика.
Учебное пособие. Для бакалавров – Питер, 2013. – 448с. - ISBN 978-5-
459-01072-5
19. Комарова В. В., Нарутто С. В., Невинский В. В. Избирательное право и
процесс. Учебное пособие для магистров – Проспект, 2018 – 264с. –
ISBN 978-5-392-28452-8
20. Ланкин Е.: Как выиграть выборы без административного ресурса.
Рекомендации опытного политтехнолога – Альпина Паблишер, 2015. –
285с –ISBN 978-5-9614-5229-7
21. Лесковец Юре, Раджараман Ананд, Ульман Джеффри Д. Анализ
больших наборов данных. – ДМК-Пресс, 2016. - 498 с. - ISBN 978-5-
97060-190-7
22.Любарев А. Е. Избирательные системы. Российский и мировой опыт –
Новое литературное обозрение, 2016. – 632с. – ISBN: 978-5-4448-0569-
590
23. Малкин Е. Б., Сучков Е. Б. Политические технологии – Русская
панорама, 2017. – 656с. – ISBN: 978-5-93165-299-3
24. Майер-Шенбергер Виктор, Кукьер Кеннет. Большие данные.
Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим –
Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 240с. - ISBN 978-5-91657-936-9
25. Марц Натан, Уоррен Джеймс. Большие данные. Принципы и практика
построения масштабируемых систем обработки данных в реальном вр.
– Вильямс, 2018. - 368 с. - ISBN 978-5-907114-02-9
26. Матвейчев О. А.: Уши машут ослом. Сумма политтехнологий – Эксмо,
2013 – 640с. – ISBN 978-5-699-30118-8
27. Мешков П. Я., Ростислав Е. А. Активная фаза избирательной
кампании – Издательские решения, 2018. – 232 с. - ISBN
9785449085443
28. Мешков П. Я., Ростислав Е. А. Стратегия избирательной кампании –
Издательские решения, 2018 – 190c. – ISBN 978-5-4490-3704-6
29. Мешков П. Я., Ростислав Е. А. Инструменты избирательной кампании
Издательские решения, 2018 –196с. - ISBN 978-5-4490-5977-2
30. Морозова Г. В., Остроумов А. И. Мюллер Д. Г., Никитина Т. И.,
Грачев П. В. Политический анализ учебное пособие для студентов –
Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. – 264с. -
ISBN 978-5-905787-67-6
31. Мухаев Р. Т. Политология. Учебник – Проспект, 2017 г. – 640с. - ISBN
978-5-392-20892-0
32. Мухаев Р. Т. Government Relations. Теория, стратегии и национальные
практики. Полное руководство. Учебник – ИНФРА-М, 2019. – 393с. -
ISBN 978-5-16-014105-3
33. Недяк И. Л. Политический маркетинг. Основы теории Весь мир, 2008.-
352с. - ISBN 978-5-7777-0329-3
34. Сет Cтивенс-Давидовиц. Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет
знают о вас все – Эксмо, 2018. - 384с. - ISBN 978-5-04-090836-391

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ