Становление и развитие государственной службы в Китае (1993 - 2012 гг.)
|
Введение 3
Глава I. Становление и развитие государственной службы в Китае (19932012 гг.) 13
1.1. Исторические предпосылки и особенности формирования
государственной службы в Китае 13
1.2 Трансформация государственной службы после создания КНР (19491993 гг.) 25
1.3. Содержание и основные этапы реформы государственной службы в КНР (1993-2012 гг.) 37
Выводы по I главе 49
Глава II. Система кадров - государственных служащих в Китае 51
2.1. Система экзаменов - традиционный способ набора государственных
чиновников в Китае 51
2.2. Права и обязанности государственных кадров в законодательстве КНР
(1993-2012) 63
2.3. Подготовка государственных служащих в Китае 75
Выводы по II главе 84
Заключение 86
Список источников и литературы 89
Глава I. Становление и развитие государственной службы в Китае (19932012 гг.) 13
1.1. Исторические предпосылки и особенности формирования
государственной службы в Китае 13
1.2 Трансформация государственной службы после создания КНР (19491993 гг.) 25
1.3. Содержание и основные этапы реформы государственной службы в КНР (1993-2012 гг.) 37
Выводы по I главе 49
Глава II. Система кадров - государственных служащих в Китае 51
2.1. Система экзаменов - традиционный способ набора государственных
чиновников в Китае 51
2.2. Права и обязанности государственных кадров в законодательстве КНР
(1993-2012) 63
2.3. Подготовка государственных служащих в Китае 75
Выводы по II главе 84
Заключение 86
Список источников и литературы 89
Актуальность исследования. Государственная служба является основным элементом всей системы государственного управления, без повышения эффективности которого невозможны преобразования в иных сферах. Система государственной службы представляет собой сложный механизм по реализации государственной власти на всех уровнях, развитие которой зависит как от фактора исторического становления, так и от выбранной модели модернизации с учетом различных условий. История многих стран доказывает, что без организованного надлежащим образом труда государственных служащих невозможно создать качественное государственное управление.
Китай, еще в недавнем прошлом, страна с закрытой экономикой и жесткой однопартийной диктатурой, представляет большой интерес c точки зрения трансформации институтов власти. Г осударственному управлению в Китае всегда уделяли очень большое внимание, постепенно превратив его в часть национальной культуры.
С 1980 г. китайские лидеры стремились повысить легитимность и качество работы правительства с помощью реформирования государственной службы. Эти реформы были направлены на повышение подотчётности, прозрачности и эффективности работы государственных служащих и системы в целом.
Начиная с 1993 г., правительство Китая предпринимает значительные шаги по преобразованию системы государственной службы страны, которая все еще находится на стадии формирования. Именно наличие эффективно устроенной государственной службы свидетельствует об уровне развития страны и обеспечивает её престиж. Центральные ведомства Китая укомплектованы высококвалифицированными и преданными сотрудниками и во многих отношениях соответствуют принципам, сформулированным выше. Однако, стоит отметить, что качество государственной службы сильно варьируется в зависимости от различных частей страны, так как более развитые районы имеют больше возможностей поддерживать действенный уровень работы госслужащих.
Тем не менее, Китай сумел за довольно короткий срок модернизировать политическую систему государства, сохранив основу социалистического государства и руководящую роль КПК. В этом и состоит национальная специфика китайской модели модернизации. Создание и усовершенствование системы государственной службы в КНР были продиктованы историческими требованиями и требованиями политического реформирования страны.
Актуальность исследования состоит в том, что эффективное функционирование государственного аппарата КНР, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из ключевых факторов ускорения перехода к социализму с китайской спецификой и решению многих кризисных явлений в стране.
Степень изученности проблемы: При изучении данной темы
исследователи в своих научных трудах главным образом рассматривают и анализурют систему государственной службы Китая. При этом лишь незначительное количество работ посвящено вопросам предыстории с возможными последующими прогнозами развития системы государственной службы КНР в XXI веке. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Например, профессор Цзян Минъань отметил, что система государственной службы Китая использовала все лучшее из системы императорских экзаменов Древнего Китая, самое важное среди которого есть «Выбор чиновников путем экзаменов» . В свою очередь, Бай Яньцюй в своем исследовании подчеркнул постепенное соверешенствование система государственной службы, отметив при этом систему подбора кадров .
Чжан Биньбинь, ссылаясь на эволюцию современной западной системы государственной службы, в своем исследовании указывает на то, что реформа государственной службы в качестве важной части административной реформы, или «профессионализация», стала основным направлением государственного реформирования .
Ян Хун, Ван Цзянь в своем обзоре указывают, что создание Национального бюро государственной службы в 2008 году ознаменовало специализацию институтов управления государственными служащими Китая. Они отметили, что для совершенствования гражданской службы необходимо стандартизировать систему оценки и подотчетности, внедрить систему назначения на работу, усовершенствовать систему досрочного выхода на пенсию и увольнения .
Анализ Ван Шугуана и Хань Ли показывает, что главным в кадровом управлении является научное, стандартное и правовое развитие системы отбора и найма на государственную службу .
Также исследованиями проблем реформирования административной системы в Китае занимались и другие китайские ученые: Гуань Хайтин, Лю И., Чжан Лижун и другие .
В России данной теме посвящено большое количество литературы. Широкий круг вопросов китайской политической модернизации затрагивают исследования следующих российских ученых: P.M. Асланова, Я.М. Бергера, В.Г. Бурова, Ю.М. Галеновича, Л.П. Делюсина, К.А. Егорова, Л.М. Гудошникова, Т.М. Емельяновой, В.В. Карлусова, М.В. Карпова, К.К.Кокарева, О.В. Литвинова, Н.Л. Мамаевой, М.Л. Титаренко, Э.П. Пивоваровой, Г.А. Степановой и других .
Современные исследователи-китаисты выделяют в китайских
модернизационных процессах особую роль традиционной культуры КНР, наследия Конфуция, Шан Яна и Мэн-цзы. Так, взаимосвязь в политической культуре КНР современности и традиций в целом изучалась учеными Л.С. Переломовым и А.А. Абрамовой , а роль конфуцианства и легизма в политической практике КНР - М.Б. Жамсаевым .
Одной из лучших работ, на наш взгляд, является монография д. полит. н.,
А.В. Виноградова - «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности», в которой он предпринял попытку комплексно осмыслить проблему модернизации Китая через призму классической и современной политической теории .
В свою очередь, М. Л. Титаренко анализирует факторы, определивше характер реформирования государственного аппарата, а также проблемы, с которыми столкнулось китайское руководство в ходе реформ отдельных элементов административной системы .
Такие авторы, как В. Г. Гельбрас, Н. Л. Мамаева, Е. С. Баженова, Я. М. Бергер, анализируя процессы реформирования экономической и административной систем в Китае и в России, показали его результаты с разных позиций, но неизменно в свете их эволюционности и поступательности . Так, Я. М. Бергер обращает особое внимание на исторические предпосылки, предопределившие выбор пути реформирования, а также на роль самого государства в реализации реформ и их направленности .
В свою очередь, Л. М. Гудошников делает акцент на значительной роли конституционных основ КНР для процесса исторических перемен, происходящих в Китае, и их влияние на модернизацию системы государственной службы .
Таким образом, анализ литературы по данной теме показал, что многие проблемы государственной службы Китая и пути ее реформирования имеют широко дискуссионный характер и поэтому нельзя считать приведенные выше работы исчерпывающими. Вследствие этого выявляется необходимость дальнейших исследований в данной области.
При написании работы автор обращался к монографиям и статьям наиболее авторитетных российских исследователей, а также к работам зарубежных специалистов. В качестве научной литературы были использованы следующие группы работ:
Монографические исследования:
Особое значение для написания данной работы имели труды д. полит. н.
А.В. Виноградова «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности» . Здесь автор предпринял попытку рассмотреть общественный строй в КНР не только как общественно-экономическую формацию, но и как субъектный тип общественного развития, требующий особых принципов социальной организации . Не менее значимой является работа Л. М. Г удошникова «Метаморфозы государственной службы в Китае» , где автор через призму исторического аспекта рассматривает данную тему.
Также при анализе основных направлений реформ в Китае были использованы работы К.А. Егорова , Л.С. Переломова , М.Л. Титаренко , А.В. Ершова и монографии китайских специалистов .
Существенными для понимания специфики предмета оказались работы российских специалистов по теории и организации государственной службы .
Статьи в журналах:
При анализе государственной службы КНР весьма полезными оказались статьи Хао Луна1, где он рассматривает наиболее характерные черты системы государственной службы КНР в сравнении с моделью государственной службы России и других стран, среди которых США, Япония, Великобритания и Германия. Чрезвычайно ценными также оказались материалы статьи профессора Гонконгского университета Джона Бёрнса , где, помимо прочего, содержится очень много статистических данных о количестве госслужащих в разные исторические периоды развития Китая.
Также необходимо отметить статьи китайской газеты «Жэньминь Жибао» , которые содержат актуальную информацию по заданной тематике, а также помогают рассмотреть проблемы государственной службы с точки зрения китайских специалистов.
Диссертации:
Здесь особенно следует выделить диссертацию Хао Луна , где представлен комплексный анализ ключевых проблем функционирования и развития системы государственной службы КНР и смежных с ней социально-экономических областей на современном этапе, а также возможное прогнозирование ближайших перспектив развития системы госслужбы с учетом специфики культурнополитических традиций страны.
Вдобавок, необходимо отметить диссертационные работы китайского исследователя У Чжихуна , в которой автор анализирует принципы и проблемы
существующей системы государственной службы, а также возможные направления её дальнейшего развития. Также для статистических данных использовались сведения, приведённые в докторской диссертации Ли Липина1.
Объект исследования: система государственной службы в Китае.
Предмет исследования: становление и развитие государственной службы в Китае (1993-2012 гг.)
Цель исследования: изучение исторических предпосылок и развития государственной службы в Китае (1993-2012 гг.)
Задачи исследования:
1. Проанализировать исторические предпосылки и особенности формирования государственной службы в Китае.
2. Рассмотреть трансформацию государственной службы после создания КНР и до принятия Временного положения о государственных служащих (19491993 гг.).
3. Определить основные этапы и разобрать содержание реформ государственной службы в КНР (1993-2012 гг.).
4. Раскрыть порядок набора государственных служащих с помощью традиционной системы экзаменов.
5. Проанализировать содержание законодательства КНР о государственных кадрах (1993-2012 гг.).
6. Изучить структуру учреждений по подготовке государственных служащих в современной КНР.
Хронологические рамки исследования. Настоящее исследование
охватывает хронологический период с 1993 по 2012 гг. Нижняя граница обусловлена вступлением в силу Временного положения о государственных служащих 1993 г., которое регламентировало правовое регулирование
государственной службы и статус государственных служащих. Верхняя
хронологическая граница ограничена нами сменой руководства на XVIII съезде КПК, когда Ху Цзиньтао вышел из состава ЦК партии и генеральным секретарём ЦК КПК стал Си Цзиньпин, который ознаменовал собой начало нового периода в реформе системы государственной службы КНР.
Источниковедение:
В качестве источников были использованы следующие материалы:
Законодательные акты и нормативно-правовая документация:
1. Первую группу источников составляют официальные партийные и государственные документы, разработанные и принятые в Китае, в частности, материалы X-XVII съездов КПК, сессий ВСНП, пленумов ЦК КПК , законы и постановления, принятые руководством КНР на разных этапах истории страны . Именно в этих официальных документах определены основные направления политического курса страны, а также цели и мотивы, которых придерживались руководители Китая, принимая их.
Официальные речи и выступления руководителей и ответственных лиц:
2. Вторая группа источников состоит из речей и официальных выступлений руководителей правительства и компартии КНР, например, доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК в 2007 году , где он подчеркнул необходимость дальнейшего реформирования государственной службы.
Методы исследования: в процессе написания работы был использован ряд методов: исторический метод, позволивший выявить основные этапы становления и развития государственной службы, системный - для анализа содержания и взаимосвязи всех компонентов проводимых реформ и структурно-
функциональный с целью анализа изменений, происходивших в ходе реформирования государственной службы в Китае.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что данная работа является фактически первым комплексным исследованием современной государственной службы Китая со времени смерти российского китаеведа Л.М.Гудошникова (1924-2014). Кроме того, в научный оборот введены ранее никем не использованные оригинальные материалы по проблематике данного исследования .
Практическая значимость: Работа может представлять интерес для специалистов, занимающихся государственной службой Китая. Полученные результаты также существенны для дальнейших исследований в этой области и могут быть использованы в трудах, затрагивающих проблематику реформирования государственной службы и административной системы в целом. Содержащиеся в настоящем тексте материалы могу быть использованы для курса лекций по истории и современности политических систем Китая.
Апробация результатов исследования: Основные положения выпускной квалификационной работы нашли отражение в выступлении на Итоговой студенческой конференции КФУ 29 марта 2019 г.
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка источников и литературы.
Китай, еще в недавнем прошлом, страна с закрытой экономикой и жесткой однопартийной диктатурой, представляет большой интерес c точки зрения трансформации институтов власти. Г осударственному управлению в Китае всегда уделяли очень большое внимание, постепенно превратив его в часть национальной культуры.
С 1980 г. китайские лидеры стремились повысить легитимность и качество работы правительства с помощью реформирования государственной службы. Эти реформы были направлены на повышение подотчётности, прозрачности и эффективности работы государственных служащих и системы в целом.
Начиная с 1993 г., правительство Китая предпринимает значительные шаги по преобразованию системы государственной службы страны, которая все еще находится на стадии формирования. Именно наличие эффективно устроенной государственной службы свидетельствует об уровне развития страны и обеспечивает её престиж. Центральные ведомства Китая укомплектованы высококвалифицированными и преданными сотрудниками и во многих отношениях соответствуют принципам, сформулированным выше. Однако, стоит отметить, что качество государственной службы сильно варьируется в зависимости от различных частей страны, так как более развитые районы имеют больше возможностей поддерживать действенный уровень работы госслужащих.
Тем не менее, Китай сумел за довольно короткий срок модернизировать политическую систему государства, сохранив основу социалистического государства и руководящую роль КПК. В этом и состоит национальная специфика китайской модели модернизации. Создание и усовершенствование системы государственной службы в КНР были продиктованы историческими требованиями и требованиями политического реформирования страны.
Актуальность исследования состоит в том, что эффективное функционирование государственного аппарата КНР, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из ключевых факторов ускорения перехода к социализму с китайской спецификой и решению многих кризисных явлений в стране.
Степень изученности проблемы: При изучении данной темы
исследователи в своих научных трудах главным образом рассматривают и анализурют систему государственной службы Китая. При этом лишь незначительное количество работ посвящено вопросам предыстории с возможными последующими прогнозами развития системы государственной службы КНР в XXI веке. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Например, профессор Цзян Минъань отметил, что система государственной службы Китая использовала все лучшее из системы императорских экзаменов Древнего Китая, самое важное среди которого есть «Выбор чиновников путем экзаменов» . В свою очередь, Бай Яньцюй в своем исследовании подчеркнул постепенное соверешенствование система государственной службы, отметив при этом систему подбора кадров .
Чжан Биньбинь, ссылаясь на эволюцию современной западной системы государственной службы, в своем исследовании указывает на то, что реформа государственной службы в качестве важной части административной реформы, или «профессионализация», стала основным направлением государственного реформирования .
Ян Хун, Ван Цзянь в своем обзоре указывают, что создание Национального бюро государственной службы в 2008 году ознаменовало специализацию институтов управления государственными служащими Китая. Они отметили, что для совершенствования гражданской службы необходимо стандартизировать систему оценки и подотчетности, внедрить систему назначения на работу, усовершенствовать систему досрочного выхода на пенсию и увольнения .
Анализ Ван Шугуана и Хань Ли показывает, что главным в кадровом управлении является научное, стандартное и правовое развитие системы отбора и найма на государственную службу .
Также исследованиями проблем реформирования административной системы в Китае занимались и другие китайские ученые: Гуань Хайтин, Лю И., Чжан Лижун и другие .
В России данной теме посвящено большое количество литературы. Широкий круг вопросов китайской политической модернизации затрагивают исследования следующих российских ученых: P.M. Асланова, Я.М. Бергера, В.Г. Бурова, Ю.М. Галеновича, Л.П. Делюсина, К.А. Егорова, Л.М. Гудошникова, Т.М. Емельяновой, В.В. Карлусова, М.В. Карпова, К.К.Кокарева, О.В. Литвинова, Н.Л. Мамаевой, М.Л. Титаренко, Э.П. Пивоваровой, Г.А. Степановой и других .
Современные исследователи-китаисты выделяют в китайских
модернизационных процессах особую роль традиционной культуры КНР, наследия Конфуция, Шан Яна и Мэн-цзы. Так, взаимосвязь в политической культуре КНР современности и традиций в целом изучалась учеными Л.С. Переломовым и А.А. Абрамовой , а роль конфуцианства и легизма в политической практике КНР - М.Б. Жамсаевым .
Одной из лучших работ, на наш взгляд, является монография д. полит. н.,
А.В. Виноградова - «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности», в которой он предпринял попытку комплексно осмыслить проблему модернизации Китая через призму классической и современной политической теории .
В свою очередь, М. Л. Титаренко анализирует факторы, определивше характер реформирования государственного аппарата, а также проблемы, с которыми столкнулось китайское руководство в ходе реформ отдельных элементов административной системы .
Такие авторы, как В. Г. Гельбрас, Н. Л. Мамаева, Е. С. Баженова, Я. М. Бергер, анализируя процессы реформирования экономической и административной систем в Китае и в России, показали его результаты с разных позиций, но неизменно в свете их эволюционности и поступательности . Так, Я. М. Бергер обращает особое внимание на исторические предпосылки, предопределившие выбор пути реформирования, а также на роль самого государства в реализации реформ и их направленности .
В свою очередь, Л. М. Гудошников делает акцент на значительной роли конституционных основ КНР для процесса исторических перемен, происходящих в Китае, и их влияние на модернизацию системы государственной службы .
Таким образом, анализ литературы по данной теме показал, что многие проблемы государственной службы Китая и пути ее реформирования имеют широко дискуссионный характер и поэтому нельзя считать приведенные выше работы исчерпывающими. Вследствие этого выявляется необходимость дальнейших исследований в данной области.
При написании работы автор обращался к монографиям и статьям наиболее авторитетных российских исследователей, а также к работам зарубежных специалистов. В качестве научной литературы были использованы следующие группы работ:
Монографические исследования:
Особое значение для написания данной работы имели труды д. полит. н.
А.В. Виноградова «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности» . Здесь автор предпринял попытку рассмотреть общественный строй в КНР не только как общественно-экономическую формацию, но и как субъектный тип общественного развития, требующий особых принципов социальной организации . Не менее значимой является работа Л. М. Г удошникова «Метаморфозы государственной службы в Китае» , где автор через призму исторического аспекта рассматривает данную тему.
Также при анализе основных направлений реформ в Китае были использованы работы К.А. Егорова , Л.С. Переломова , М.Л. Титаренко , А.В. Ершова и монографии китайских специалистов .
Существенными для понимания специфики предмета оказались работы российских специалистов по теории и организации государственной службы .
Статьи в журналах:
При анализе государственной службы КНР весьма полезными оказались статьи Хао Луна1, где он рассматривает наиболее характерные черты системы государственной службы КНР в сравнении с моделью государственной службы России и других стран, среди которых США, Япония, Великобритания и Германия. Чрезвычайно ценными также оказались материалы статьи профессора Гонконгского университета Джона Бёрнса , где, помимо прочего, содержится очень много статистических данных о количестве госслужащих в разные исторические периоды развития Китая.
Также необходимо отметить статьи китайской газеты «Жэньминь Жибао» , которые содержат актуальную информацию по заданной тематике, а также помогают рассмотреть проблемы государственной службы с точки зрения китайских специалистов.
Диссертации:
Здесь особенно следует выделить диссертацию Хао Луна , где представлен комплексный анализ ключевых проблем функционирования и развития системы государственной службы КНР и смежных с ней социально-экономических областей на современном этапе, а также возможное прогнозирование ближайших перспектив развития системы госслужбы с учетом специфики культурнополитических традиций страны.
Вдобавок, необходимо отметить диссертационные работы китайского исследователя У Чжихуна , в которой автор анализирует принципы и проблемы
существующей системы государственной службы, а также возможные направления её дальнейшего развития. Также для статистических данных использовались сведения, приведённые в докторской диссертации Ли Липина1.
Объект исследования: система государственной службы в Китае.
Предмет исследования: становление и развитие государственной службы в Китае (1993-2012 гг.)
Цель исследования: изучение исторических предпосылок и развития государственной службы в Китае (1993-2012 гг.)
Задачи исследования:
1. Проанализировать исторические предпосылки и особенности формирования государственной службы в Китае.
2. Рассмотреть трансформацию государственной службы после создания КНР и до принятия Временного положения о государственных служащих (19491993 гг.).
3. Определить основные этапы и разобрать содержание реформ государственной службы в КНР (1993-2012 гг.).
4. Раскрыть порядок набора государственных служащих с помощью традиционной системы экзаменов.
5. Проанализировать содержание законодательства КНР о государственных кадрах (1993-2012 гг.).
6. Изучить структуру учреждений по подготовке государственных служащих в современной КНР.
Хронологические рамки исследования. Настоящее исследование
охватывает хронологический период с 1993 по 2012 гг. Нижняя граница обусловлена вступлением в силу Временного положения о государственных служащих 1993 г., которое регламентировало правовое регулирование
государственной службы и статус государственных служащих. Верхняя
хронологическая граница ограничена нами сменой руководства на XVIII съезде КПК, когда Ху Цзиньтао вышел из состава ЦК партии и генеральным секретарём ЦК КПК стал Си Цзиньпин, который ознаменовал собой начало нового периода в реформе системы государственной службы КНР.
Источниковедение:
В качестве источников были использованы следующие материалы:
Законодательные акты и нормативно-правовая документация:
1. Первую группу источников составляют официальные партийные и государственные документы, разработанные и принятые в Китае, в частности, материалы X-XVII съездов КПК, сессий ВСНП, пленумов ЦК КПК , законы и постановления, принятые руководством КНР на разных этапах истории страны . Именно в этих официальных документах определены основные направления политического курса страны, а также цели и мотивы, которых придерживались руководители Китая, принимая их.
Официальные речи и выступления руководителей и ответственных лиц:
2. Вторая группа источников состоит из речей и официальных выступлений руководителей правительства и компартии КНР, например, доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК в 2007 году , где он подчеркнул необходимость дальнейшего реформирования государственной службы.
Методы исследования: в процессе написания работы был использован ряд методов: исторический метод, позволивший выявить основные этапы становления и развития государственной службы, системный - для анализа содержания и взаимосвязи всех компонентов проводимых реформ и структурно-
функциональный с целью анализа изменений, происходивших в ходе реформирования государственной службы в Китае.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что данная работа является фактически первым комплексным исследованием современной государственной службы Китая со времени смерти российского китаеведа Л.М.Гудошникова (1924-2014). Кроме того, в научный оборот введены ранее никем не использованные оригинальные материалы по проблематике данного исследования .
Практическая значимость: Работа может представлять интерес для специалистов, занимающихся государственной службой Китая. Полученные результаты также существенны для дальнейших исследований в этой области и могут быть использованы в трудах, затрагивающих проблематику реформирования государственной службы и административной системы в целом. Содержащиеся в настоящем тексте материалы могу быть использованы для курса лекций по истории и современности политических систем Китая.
Апробация результатов исследования: Основные положения выпускной квалификационной работы нашли отражение в выступлении на Итоговой студенческой конференции КФУ 29 марта 2019 г.
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка источников и литературы.
Китай - это страна с беспрецедентной устойчивостью системы власти и политического управления. Реформы, связанные с развитие государственной службы в КНР, демонстрируют очевидную китайскую специфику, что тесно связано с практикой назначения чиновников в прошлые века и особенностями кадровой системы в первые годы после образования КНР. Система государственной службы имеет очень длительную историю и берет свое начало еще с древности. Именно тогда установилась система экзаменов по подбору госчиновников, просуществовавшая до 1905 и оказавшая огромное влияние на формирование госслужбы в будущем. Отбор чиновников также проходил под влиянием конфуцианства, которым обуславливалось содержание китайского образования и легизма, положенного в основу всей китайской системы государственности.
Во второй половине ХХ века началась модернизация традиционного китайского общества. В Китайской Народной Республике ныне действующая система государственной службы сложилась лишь после завершения «культурной революции». Государство начало уделять большое внимание кадровой политике, так как пришло к выводу, что нормальное функционирование государственного аппарата требует создания устойчивого профессионального кадрового базиса. С этой целью в 1993 г. принято Временное положение о государственных служащих, в котором решался вопрос о законодательном регулировании системы. Главной целью Положения являлось усовершенствование административного аппрата, внедрение современных методов работы, укрепление ее правовой основы, организация системы подготовки кадров государственных служащих. Из общей категории кадров (ганьбу) выделяется категория государственных служащих (лиц, занимающих должности в административном аппарате), устанавливается иерархия госслужащих, вводятся ранги госслужащих.
Результатом деятельности этого времени стала нормативная база, регулирующая прохождение государственной службы и создавшая лучшие условия для использования персонала, комплектования штатов госучреждений, и включающая в себя различного рода антикоррупционные меры. О серьезном подходе китайского руководства к проблеме модернизации государственного аппарата свидетельствует замена вышеупомянутых временных актов более совершенными в последующие года. Одним из самых важных из них считается «Закон о государственных служащих» 2006 г., которым регулируется современная государственная служба в Китае, который носит комплексный характер и охватывает все сферы кадровой работы, включая определение государственных служащих, их служебные обязанности, порядок приема на службу, тестирование, назначение на должности и смещение с должностей, повышение и понижение в должности, поощрения и т.д.
Таким образом, отличительными чертами нынешней системы являются: достаточно разработанная правовая база, которая характеризуется легализацией и стандартизацией; научный подход к государственной службе, включая найм, подготовку, ротацию и т.д.; наличие конкурентной среды, в том числе и внешней. Очевидно, что Китай извлек уроки из истории, заимствовал самое ценное из опыта западных стран и теперь успешно внедряет рыночный механизм в систему управления госслужбой на основе здоровой конкуренции, реформируя ключевые элементы государственного управления.
Стоит также отметить подготовку государственных служащих, где огромное внимание уделяется моральному облику и идейно-политическому уровню, профессиональной подготовке и квалификации. Госслужащие проходят ежегодную аттестацию и проверки, на основании которых назначаются поощрения и взыскания, осуществляются присвоение очередного ранга, перевод на иную работу, решение о переподготовке. Кроме того, правительство придерживается принципа «Партия управляет кадрами», поэтому при поступлении на государственную службу в КНР важна политическая принадлежность кандидата, его моральные качества и политическая устойчивость.
При этом существенной проблемой реформирования модели госслужбы КНР является необходимость строгого контроля, под которым подразумевается внутриорганизационный контроль - усиление мер государственного и общественного контроля за аппаратом чиновников, что представляется наиболее важным, а также за деятельностью самого государства, реформирующего госслужбу. В данной связи наиболее важным представляется формирование аппарата, отвечающего за модернизацию института госслужбы, при условии сохранения руководящей роли КПК.
Злоупотребления китайских чиновников властью при отсутствии эффективного контроля за их деятельностью привели к широкому распространению коррупции, что усиливает социальную напряженность в обществе, и выдвигает решение данной проблемы в самостоятельное направление развития системы госслужбы. К сожалению, несмотря на все предпринимаемые попытки правительства по предотвращению и уменьшению уровня коррупции, эта проблема ещё далека от решения.
Таким образом, государственная служба представляет собой самостоятельное, целостное, сложное образование, функционирование которого зависит от целей и задач государства, политического строя и правящей партии. Данное исследование показывает, что залогом успешного системного реформирования государственной службы являются целенаправленные и осмысленно последовательный ряд действий политического руководства. В этом смысле в действиях китайского руководства прослеживаются четко поставленные цели и задачи, а также способность их реализовать в соответствии с выбранным политическим курсом.
Во второй половине ХХ века началась модернизация традиционного китайского общества. В Китайской Народной Республике ныне действующая система государственной службы сложилась лишь после завершения «культурной революции». Государство начало уделять большое внимание кадровой политике, так как пришло к выводу, что нормальное функционирование государственного аппарата требует создания устойчивого профессионального кадрового базиса. С этой целью в 1993 г. принято Временное положение о государственных служащих, в котором решался вопрос о законодательном регулировании системы. Главной целью Положения являлось усовершенствование административного аппрата, внедрение современных методов работы, укрепление ее правовой основы, организация системы подготовки кадров государственных служащих. Из общей категории кадров (ганьбу) выделяется категория государственных служащих (лиц, занимающих должности в административном аппарате), устанавливается иерархия госслужащих, вводятся ранги госслужащих.
Результатом деятельности этого времени стала нормативная база, регулирующая прохождение государственной службы и создавшая лучшие условия для использования персонала, комплектования штатов госучреждений, и включающая в себя различного рода антикоррупционные меры. О серьезном подходе китайского руководства к проблеме модернизации государственного аппарата свидетельствует замена вышеупомянутых временных актов более совершенными в последующие года. Одним из самых важных из них считается «Закон о государственных служащих» 2006 г., которым регулируется современная государственная служба в Китае, который носит комплексный характер и охватывает все сферы кадровой работы, включая определение государственных служащих, их служебные обязанности, порядок приема на службу, тестирование, назначение на должности и смещение с должностей, повышение и понижение в должности, поощрения и т.д.
Таким образом, отличительными чертами нынешней системы являются: достаточно разработанная правовая база, которая характеризуется легализацией и стандартизацией; научный подход к государственной службе, включая найм, подготовку, ротацию и т.д.; наличие конкурентной среды, в том числе и внешней. Очевидно, что Китай извлек уроки из истории, заимствовал самое ценное из опыта западных стран и теперь успешно внедряет рыночный механизм в систему управления госслужбой на основе здоровой конкуренции, реформируя ключевые элементы государственного управления.
Стоит также отметить подготовку государственных служащих, где огромное внимание уделяется моральному облику и идейно-политическому уровню, профессиональной подготовке и квалификации. Госслужащие проходят ежегодную аттестацию и проверки, на основании которых назначаются поощрения и взыскания, осуществляются присвоение очередного ранга, перевод на иную работу, решение о переподготовке. Кроме того, правительство придерживается принципа «Партия управляет кадрами», поэтому при поступлении на государственную службу в КНР важна политическая принадлежность кандидата, его моральные качества и политическая устойчивость.
При этом существенной проблемой реформирования модели госслужбы КНР является необходимость строгого контроля, под которым подразумевается внутриорганизационный контроль - усиление мер государственного и общественного контроля за аппаратом чиновников, что представляется наиболее важным, а также за деятельностью самого государства, реформирующего госслужбу. В данной связи наиболее важным представляется формирование аппарата, отвечающего за модернизацию института госслужбы, при условии сохранения руководящей роли КПК.
Злоупотребления китайских чиновников властью при отсутствии эффективного контроля за их деятельностью привели к широкому распространению коррупции, что усиливает социальную напряженность в обществе, и выдвигает решение данной проблемы в самостоятельное направление развития системы госслужбы. К сожалению, несмотря на все предпринимаемые попытки правительства по предотвращению и уменьшению уровня коррупции, эта проблема ещё далека от решения.
Таким образом, государственная служба представляет собой самостоятельное, целостное, сложное образование, функционирование которого зависит от целей и задач государства, политического строя и правящей партии. Данное исследование показывает, что залогом успешного системного реформирования государственной службы являются целенаправленные и осмысленно последовательный ряд действий политического руководства. В этом смысле в действиях китайского руководства прослеживаются четко поставленные цели и задачи, а также способность их реализовать в соответствии с выбранным политическим курсом.
Подобные работы
- Новации в правовом регулировании государственной службы в КНР после 2012 г.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023 - Новации в правовом регулировании государственной службы в КНР после 2012 г
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2023 - Русская культура в Китае: социальный аспект
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Научно-технологическое развитие Китая
в конце ХХ - начале XXI вв.
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - М.Г. ХУДЯКОВ
И НАУЧНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ КАЗАНИ В 1920 - ЗОе гг.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Бронислав Людвикович Громбчевский (1855-1926).
Поляк на службе Российской империи.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан: проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ В КНР В 50-80-Е ГГ.XX В.
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



