ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ЛИЦ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК ПРЕДИКТОРА РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
|
Введение 5
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы нарушения социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами
аутистического спектра 12
1.1. Сущность и особенности социальной адаптации детей с
расстройствами аутистического спектра 12
1.2. Анализ методов и технологий формирования социально полезного
поведения у детей с расстройствами аутистического спектра 18
1.3. Роль способности к прогнозированию в социализации детей с
расстройствами аутистического спектра 26
Выводы по главе I 31
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи способности к прогнозированию с нарушением социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 34
2.1. Организация и методы исследования прогностической
состоятельности детей с расстройствами аутистического спектра как предиктора рисков социализации 34
2.2. Сравнительный анализ показателей способности к
прогнозированию как условия развития социальной адаптации младших школьников с расстройствами аутистического спектра 38
Выводы по главе II 60
ГЛАВА III. Разработка программы развития прогностичекой функции младших школьников с расстройствами аутистического спектра посредством инновационных технологий 63
3.1. Содержание технологии развития функций прогностической способности младших школьников с расстройствами аутистического спектра средствами компьютерной графики 63
Выводы по главе III 74
Заключение 76
Список используемых источников 78
Приложения
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы нарушения социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами
аутистического спектра 12
1.1. Сущность и особенности социальной адаптации детей с
расстройствами аутистического спектра 12
1.2. Анализ методов и технологий формирования социально полезного
поведения у детей с расстройствами аутистического спектра 18
1.3. Роль способности к прогнозированию в социализации детей с
расстройствами аутистического спектра 26
Выводы по главе I 31
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи способности к прогнозированию с нарушением социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 34
2.1. Организация и методы исследования прогностической
состоятельности детей с расстройствами аутистического спектра как предиктора рисков социализации 34
2.2. Сравнительный анализ показателей способности к
прогнозированию как условия развития социальной адаптации младших школьников с расстройствами аутистического спектра 38
Выводы по главе II 60
ГЛАВА III. Разработка программы развития прогностичекой функции младших школьников с расстройствами аутистического спектра посредством инновационных технологий 63
3.1. Содержание технологии развития функций прогностической способности младших школьников с расстройствами аутистического спектра средствами компьютерной графики 63
Выводы по главе III 74
Заключение 76
Список используемых источников 78
Приложения
На сегодняшний день увеличивается число детей с отклоняющимся поведением, что является одно из самых сложных социально -педагогических проблем. Согласно данным РОССТАТ численность детей с расстройствами поведения составляет 9,6% от численности детей-инвалидов до 18 лет. Еще большую значимость данная проблема приобретает в связи с недостаточным количеством исследований, касающихся отклоняющегося поведения детей с нарушениями развития.
Дефицит в социальном взаимодействии является определяющей характеристикой детей с расстройствами аутистического спектра. Отсутствие общения, взаимодействия с окружающим миром и людьми, резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации.
Данной проблеме посвящены работы большого количества отечественных психологов (Ведениной М. Ю., Хаустова А. В Баенской Е. Р., Лебединской В. В., Либлинг М. М., Никольской О. С.,. и др.), в том числе и зарубежных (Kanner L.,Shopler E., Pauls D., Wolkmar F.R., Wing L. и др.)
Е.Р. Баенская, С.А. Морозов, О.С. Никольская в своих трудах отмечают, что нарушение коммуникативных навыков негативно сказывается на успешность социальной адаптации аутичного ребёнка.
Веденина М. Ю. в своей работе отмечает, что проблемы социальной адаптации, развитие умений бытовой жизни характерны для всех таких детей, и всем требуется специальная помощь в их преодолении [2].
Отмечается, что важной социально обусловленной способностью личности является умение предвосхищать события в своей жизни, опираясь на ранее полученный опыт.
Проблема прогнозирования и антиципации в психологии является относительно малоизученной. Среди наиболее авторитетных исследователей психологии антиципации можно назвать Б.Ф. Ломова, В.Д Менделевича, Е.А.
Сергиенко, Е.Н. Суркова, Н.П. Ничипоренко. В работах названных авторов изучаютсягипотезы о том, что нарушение социального поведения может являться показателем низкой сформированности прогностической компетентности, а так же взаимосвязь прогностической компетентности со свойствами личности, обеспечивающими успешность адаптации (уравновешенность, общительность). Из чего следует, что прогностическаянекомпетентнось указывает на возможные нарушения в системесоциальнойадаптации личности.
Говоря о прогностической компетентности, нужно отметить, что для детей с расстройствами аутистического спектра прогнозирование результатов своей деятельности является особенно затруднительным, так как прогнозирование связано с умение анализировать ситуацию, находить ключевые её стороны и прослеживать её развитие.
Не смотря на остро стоящую проблему обучения детей с РАС навыкам просоциального поведения в отечественной и зарубежной научно - исследовательской практике остается мало изученной проблема прогнозирования у детей с расстройствами аутистического спектра. А так же работ, посвященных изучению взаимосвязи способности к прогнозированию и возможностей социальной адаптации у детей данной категории.
Все это позволяет констатировать наличие в современной
педагогической теории и практике противоречий между:
- необходимостью полноценного включения детей расстройствами аутистического спектра в общество и нарушением их социального функционирования;
- потребностью педагогической практики в эффективной реализации механизмов социокультурной адаптации детей с РАС и недостаточной изученностью прогнозирования как фактора социализации;
Цель работы - изучение современного состояния проблемы способности к прогнозированию у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - прогностическая способность у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - способность к прогнозированию у лиц с расстройством аутистического спектра как предиктора рисков социализации.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что уровень состояния такого компонента социальной адаптации, как прогностическая
компетентность, будет влиять на возможности социализации младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Сопоставить теоретические основы и методы профилактики нарушения социализации детей с расстройствами аутистического спектра в рамках отечественных и зарубежных исследований;
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме прогностических способностей лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
3. Изучить круг проблем по выявлению особенностей прогнозирования у младших школьников с расстройствами аутистического спектра;
4. Описать методы и приемы профилактики возникновения отклоняющегося поведения у младших школьников с расстройствами аутистического спектра;
5. Организация и проведение экспериментального исследования по
изучению прогностической способности младших школьников с
расстройствами аутистического спектра;
6. Разработать и апробировать программу по улучшению социального взаимодействия младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Методологическая база исследования:
1) положение о механизмах формирования патологии поведения и роль прогностических способностей в их становлении В.Д. Менделевича;
2) положения системно-функционального подхода об антиципации Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова;
3) положения об антиципции как феномен многоуровневого строения (П. К. Анохин, А. Н. Бернштейн, Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков)
4) положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей развития организма (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Гиляровский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.);
5) положение об особенностях нарушения поведения и взаимодействия детей с РАС давно и достаточно успешно исследуется в психологии и педагогике (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Т.В. Гурьянова, В.М. Башина)
6) работы по поиску оптимальных путей и методов развития социальных навыков данной категории детей (С.В. Алехина, А.В. Хаустов, Н.Г. Манелис, А.М. Царев).
Методы исследования:
• Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы и учебно-методических работ);
• Биографический (сбор и анализ анамнестических данных);
• Эмпирический (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» А.И. Ахметзянова, методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABBLS-R James W. Partington (Assessment of basic language and learning skills revisited) для изучения уровня социальной адаптации у детей;
• Статистическая обработка данных (T-критерий Стьюдента, линейный коэффициент корреляции Пирсона)
Практическая значимость работы.
Разработанная программа по развитию прогностических способностей
младших школьников с расстройствами аутистического спектра позволит
повысить уровень социальной адаптации учащихся, будет способствовать
включению детей в образовательный процесс инклюзивной модели
8
Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Казани: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района, МБОУ «Русскотатарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района, МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов в Ново-Савиновском районе.
Апробация исследования: основные результаты магистерской
диссертации докладывались на XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2018 г.); V Международной научнообразовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018); Международном молодежном научом форуме «ЛОМОНОСОВ-2018» (Москва, 2018); Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : поиски и достижения» (Москва, 2018); Конкурсе на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета (Казань, 2018).III Международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, по- священной юбилею А.Н. Леонтьева «Школа Л.С. Выготского» (Казань, 2018); Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ(Казань, 2019);
Опубликовано 7 статей:
1. Минакова А.Д. Исследование прогностической способности как составляющей социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами аутистического спектра / А. Д. Минакова, Е.Н.
Сороко, И.В. Кротова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII
Международной научно- образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 297-301.
2. Минакова А. Д. Исследование прогностической способности как
составляющей социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами аутистического спектра / А. Д. Минакова //Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы V Международной научно -
образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 25 апреля 2018 года) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 219-223.
3. Андреева Е. П. Видеомоделирование как метод формирования просоциального поведения у младших школьников с расстройствами аутистического спектра / Е. П. Андреева, А. Д. Минакова, В. С. Занько // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2018. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. — Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. — 1450 Мб. — 11000 экз. ISBN 978-5-317-05800-5.
4. Минакова А. Д. Прогностическая способность как фактор социализации младших школьников с РАС / А. Д. Минакова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018.
5. Минакова А. Д. Современные методы профилактики дезадаптивного поведения лиц с РАС в рамках инклюзивной модели образования / А. Д. Минакова // Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : поиски и достижения : сборник
научных статей по материалам Всероссийской научно -практической конференции студентов и молодых ученых (26-27 марта 2018 года) / Под общей ред. Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 271-273 с.
6. Минакова А. Д. Видеомоделирование как метод формирования социально-приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / А. Д. Минакова, Е. П. Андреева, В. С. Занько // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2018 года: по результатам Конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2018 года. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 34-36 с.
7. Минакова, А. Д. Развитие социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами аутистического спектра / А. Д. Минакова, А. И. Ахметзянова // Школа Л.С. Выготского: материалы III Международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, по- священной юбилею А.Н. Леонтьева (Казань, 22-23 ноября 2018 г.) / под ред. Л.Ф. Баяновой, Е.О. Шишовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 166-169 с.
Структура работы: диссертация состоит из: введения, трех глав, выводов по трем главам, 8 таблиц, 6 рисунков, список использованных источников, 8 приложений.
Дефицит в социальном взаимодействии является определяющей характеристикой детей с расстройствами аутистического спектра. Отсутствие общения, взаимодействия с окружающим миром и людьми, резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации.
Данной проблеме посвящены работы большого количества отечественных психологов (Ведениной М. Ю., Хаустова А. В Баенской Е. Р., Лебединской В. В., Либлинг М. М., Никольской О. С.,. и др.), в том числе и зарубежных (Kanner L.,Shopler E., Pauls D., Wolkmar F.R., Wing L. и др.)
Е.Р. Баенская, С.А. Морозов, О.С. Никольская в своих трудах отмечают, что нарушение коммуникативных навыков негативно сказывается на успешность социальной адаптации аутичного ребёнка.
Веденина М. Ю. в своей работе отмечает, что проблемы социальной адаптации, развитие умений бытовой жизни характерны для всех таких детей, и всем требуется специальная помощь в их преодолении [2].
Отмечается, что важной социально обусловленной способностью личности является умение предвосхищать события в своей жизни, опираясь на ранее полученный опыт.
Проблема прогнозирования и антиципации в психологии является относительно малоизученной. Среди наиболее авторитетных исследователей психологии антиципации можно назвать Б.Ф. Ломова, В.Д Менделевича, Е.А.
Сергиенко, Е.Н. Суркова, Н.П. Ничипоренко. В работах названных авторов изучаютсягипотезы о том, что нарушение социального поведения может являться показателем низкой сформированности прогностической компетентности, а так же взаимосвязь прогностической компетентности со свойствами личности, обеспечивающими успешность адаптации (уравновешенность, общительность). Из чего следует, что прогностическаянекомпетентнось указывает на возможные нарушения в системесоциальнойадаптации личности.
Говоря о прогностической компетентности, нужно отметить, что для детей с расстройствами аутистического спектра прогнозирование результатов своей деятельности является особенно затруднительным, так как прогнозирование связано с умение анализировать ситуацию, находить ключевые её стороны и прослеживать её развитие.
Не смотря на остро стоящую проблему обучения детей с РАС навыкам просоциального поведения в отечественной и зарубежной научно - исследовательской практике остается мало изученной проблема прогнозирования у детей с расстройствами аутистического спектра. А так же работ, посвященных изучению взаимосвязи способности к прогнозированию и возможностей социальной адаптации у детей данной категории.
Все это позволяет констатировать наличие в современной
педагогической теории и практике противоречий между:
- необходимостью полноценного включения детей расстройствами аутистического спектра в общество и нарушением их социального функционирования;
- потребностью педагогической практики в эффективной реализации механизмов социокультурной адаптации детей с РАС и недостаточной изученностью прогнозирования как фактора социализации;
Цель работы - изучение современного состояния проблемы способности к прогнозированию у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - прогностическая способность у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - способность к прогнозированию у лиц с расстройством аутистического спектра как предиктора рисков социализации.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что уровень состояния такого компонента социальной адаптации, как прогностическая
компетентность, будет влиять на возможности социализации младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Сопоставить теоретические основы и методы профилактики нарушения социализации детей с расстройствами аутистического спектра в рамках отечественных и зарубежных исследований;
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме прогностических способностей лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
3. Изучить круг проблем по выявлению особенностей прогнозирования у младших школьников с расстройствами аутистического спектра;
4. Описать методы и приемы профилактики возникновения отклоняющегося поведения у младших школьников с расстройствами аутистического спектра;
5. Организация и проведение экспериментального исследования по
изучению прогностической способности младших школьников с
расстройствами аутистического спектра;
6. Разработать и апробировать программу по улучшению социального взаимодействия младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Методологическая база исследования:
1) положение о механизмах формирования патологии поведения и роль прогностических способностей в их становлении В.Д. Менделевича;
2) положения системно-функционального подхода об антиципации Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова;
3) положения об антиципции как феномен многоуровневого строения (П. К. Анохин, А. Н. Бернштейн, Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков)
4) положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей развития организма (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Гиляровский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.);
5) положение об особенностях нарушения поведения и взаимодействия детей с РАС давно и достаточно успешно исследуется в психологии и педагогике (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Т.В. Гурьянова, В.М. Башина)
6) работы по поиску оптимальных путей и методов развития социальных навыков данной категории детей (С.В. Алехина, А.В. Хаустов, Н.Г. Манелис, А.М. Царев).
Методы исследования:
• Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы и учебно-методических работ);
• Биографический (сбор и анализ анамнестических данных);
• Эмпирический (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» А.И. Ахметзянова, методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABBLS-R James W. Partington (Assessment of basic language and learning skills revisited) для изучения уровня социальной адаптации у детей;
• Статистическая обработка данных (T-критерий Стьюдента, линейный коэффициент корреляции Пирсона)
Практическая значимость работы.
Разработанная программа по развитию прогностических способностей
младших школьников с расстройствами аутистического спектра позволит
повысить уровень социальной адаптации учащихся, будет способствовать
включению детей в образовательный процесс инклюзивной модели
8
Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Казани: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района, МБОУ «Русскотатарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района, МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов в Ново-Савиновском районе.
Апробация исследования: основные результаты магистерской
диссертации докладывались на XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2018 г.); V Международной научнообразовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018); Международном молодежном научом форуме «ЛОМОНОСОВ-2018» (Москва, 2018); Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : поиски и достижения» (Москва, 2018); Конкурсе на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета (Казань, 2018).III Международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, по- священной юбилею А.Н. Леонтьева «Школа Л.С. Выготского» (Казань, 2018); Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ(Казань, 2019);
Опубликовано 7 статей:
1. Минакова А.Д. Исследование прогностической способности как составляющей социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами аутистического спектра / А. Д. Минакова, Е.Н.
Сороко, И.В. Кротова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII
Международной научно- образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 297-301.
2. Минакова А. Д. Исследование прогностической способности как
составляющей социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами аутистического спектра / А. Д. Минакова //Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы V Международной научно -
образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 25 апреля 2018 года) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 219-223.
3. Андреева Е. П. Видеомоделирование как метод формирования просоциального поведения у младших школьников с расстройствами аутистического спектра / Е. П. Андреева, А. Д. Минакова, В. С. Занько // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2018. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. — Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. — 1450 Мб. — 11000 экз. ISBN 978-5-317-05800-5.
4. Минакова А. Д. Прогностическая способность как фактор социализации младших школьников с РАС / А. Д. Минакова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018.
5. Минакова А. Д. Современные методы профилактики дезадаптивного поведения лиц с РАС в рамках инклюзивной модели образования / А. Д. Минакова // Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : поиски и достижения : сборник
научных статей по материалам Всероссийской научно -практической конференции студентов и молодых ученых (26-27 марта 2018 года) / Под общей ред. Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 271-273 с.
6. Минакова А. Д. Видеомоделирование как метод формирования социально-приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / А. Д. Минакова, Е. П. Андреева, В. С. Занько // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2018 года: по результатам Конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2018 года. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 34-36 с.
7. Минакова, А. Д. Развитие социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами аутистического спектра / А. Д. Минакова, А. И. Ахметзянова // Школа Л.С. Выготского: материалы III Международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, по- священной юбилею А.Н. Леонтьева (Казань, 22-23 ноября 2018 г.) / под ред. Л.Ф. Баяновой, Е.О. Шишовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 166-169 с.
Структура работы: диссертация состоит из: введения, трех глав, выводов по трем главам, 8 таблиц, 6 рисунков, список использованных источников, 8 приложений.
С активным внедрением инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра стало очевидно выраженное нарушение социальной адаптации данных детей. В связи с этим определяется важность изучения причины нарушения адаптации, а также возможные пути его коррекции.
Многие ученые предполагают, что нарушения социальной адаптации школьников с расстройствами аутистического спектра обусловлено нарушением способности к прогнозированию. Неумение планировать действия в учебных и внеучебных ситуациях, нерационально определять пути и средства достижения своих целей, предвосхищать результаты деятельности, способствует возникновению дезадаптивного поведения у лиц с расстройствами аутистического спектра.
Как эффективные и наиболее доступные нами были проанализированы различные современные методы развития социально-адаптационных функций у младших младшим школьников с расстройствами аутистического спектра, такие как: арттерапия, метод социальных историй, использование роботов дети, метод виртуальной легкой реальности и метод видеомоделирования.
В формировании социально-приемлемого поведения, по мнению многочисленных зарубежных исследователей, является инновационный метод видеомоделирования. Исследования показали, что видеомоделирование может быть эффективно для решения поведенческих проблем у детей с аутизмом, а также для развития коммуникативных, социальных, академических и игровых навыков.
По результатам анализа состояния прогностической способности у детей с расстройствами аутистического спектра по методике "Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы", нами были разработаны видеомодели ситуаций по
западающим сферам (сфера общения со сверстниками в учебной и неучебной ситуации, сфера общения со взрослыми в учебной ситуации и неучебная ситуация в сфере отношения к болезни).
Детям бывает трудно завести и поддержать беседу, у них отмечаются выраженные нарушения в социальном взаимодействии, они не чувствуют социальный смысл беседы, так же отмечается недостаточность внимания к собственному здоровью, они не заботятся о состоянии своего здоровья и не предвидят ситуации, приводящие к его ухудшению.
Данные видеоматериалы направлены на развитие социально- приемлемой установки в поведении: с помощью них мы обучаем ребенка разрешению конфликтных ситуаций, тем самым формируем у него модель необходимого поведения на основе значимых для ребенка сфер жизни, позволяющую включиться в общение со взрослыми и сверстниками. В будущем планируется объединить видеосюжеты в полноценное обучающее приложение или игру.
Эффективность видеомоделирования обусловлена некоторыми особенностями данного метода:
-в большинстве случаев дети с расстройствами аутистического спектра лучше воспринимают визуальную информацию, так как, именно, визуальные стимулы являются наиболее конкретными для обучения.
-просмотр видеороликов для многих детей с расстройствами аутистического спектра является мотивационным видом деятельности и может использоваться в качестве поощрения.
-видеомоделирование может использоваться в различных условиях: как в школе, так и дома. Оно может быть эффективно везде, где ученик имеет доступ к оборудованию для просмотра видеоматериала.
Разработанные видео могут быть использованы различными специалистами: тьюторами, психологами, дефектологами, логопедами, а так же родителями или самим ребенком.
Многие ученые предполагают, что нарушения социальной адаптации школьников с расстройствами аутистического спектра обусловлено нарушением способности к прогнозированию. Неумение планировать действия в учебных и внеучебных ситуациях, нерационально определять пути и средства достижения своих целей, предвосхищать результаты деятельности, способствует возникновению дезадаптивного поведения у лиц с расстройствами аутистического спектра.
Как эффективные и наиболее доступные нами были проанализированы различные современные методы развития социально-адаптационных функций у младших младшим школьников с расстройствами аутистического спектра, такие как: арттерапия, метод социальных историй, использование роботов дети, метод виртуальной легкой реальности и метод видеомоделирования.
В формировании социально-приемлемого поведения, по мнению многочисленных зарубежных исследователей, является инновационный метод видеомоделирования. Исследования показали, что видеомоделирование может быть эффективно для решения поведенческих проблем у детей с аутизмом, а также для развития коммуникативных, социальных, академических и игровых навыков.
По результатам анализа состояния прогностической способности у детей с расстройствами аутистического спектра по методике "Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы", нами были разработаны видеомодели ситуаций по
западающим сферам (сфера общения со сверстниками в учебной и неучебной ситуации, сфера общения со взрослыми в учебной ситуации и неучебная ситуация в сфере отношения к болезни).
Детям бывает трудно завести и поддержать беседу, у них отмечаются выраженные нарушения в социальном взаимодействии, они не чувствуют социальный смысл беседы, так же отмечается недостаточность внимания к собственному здоровью, они не заботятся о состоянии своего здоровья и не предвидят ситуации, приводящие к его ухудшению.
Данные видеоматериалы направлены на развитие социально- приемлемой установки в поведении: с помощью них мы обучаем ребенка разрешению конфликтных ситуаций, тем самым формируем у него модель необходимого поведения на основе значимых для ребенка сфер жизни, позволяющую включиться в общение со взрослыми и сверстниками. В будущем планируется объединить видеосюжеты в полноценное обучающее приложение или игру.
Эффективность видеомоделирования обусловлена некоторыми особенностями данного метода:
-в большинстве случаев дети с расстройствами аутистического спектра лучше воспринимают визуальную информацию, так как, именно, визуальные стимулы являются наиболее конкретными для обучения.
-просмотр видеороликов для многих детей с расстройствами аутистического спектра является мотивационным видом деятельности и может использоваться в качестве поощрения.
-видеомоделирование может использоваться в различных условиях: как в школе, так и дома. Оно может быть эффективно везде, где ученик имеет доступ к оборудованию для просмотра видеоматериала.
Разработанные видео могут быть использованы различными специалистами: тьюторами, психологами, дефектологами, логопедами, а так же родителями или самим ребенком.



