ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческой активности учащихся 6
1.1 Развитие творческой активности учащихся как психолого-педагогическая
проблема 6
1.2 Возрастные особенности младших подростков в развитии творческой
активности 16
Глава 2. Формирование творческой активности в процессе освоения точечной росписи шкатулок 24
2.1 История точечной росписи 24
2.2 Методические рекомендации по выполнению точечной роспись 32
2.3 Разработка программы по обучению школьников точечной росписи ... 40
Заключение 49
Список литературы 50
Приложение
Творческие способности и развитие творческой активности школьников рассматриваются как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость ее разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Очевидно, что творческие достижения науки, техники, искусства, музыки и других областей человеческих интересов - требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности.
Искусство и ремесла тесно связаны с жизнью каждого человека. Поэтому оно играет важную роль в образовании школьников, поскольку способствует развитию творческих способностей, большое значение имеет декоративно-прикладное искусство для формирования культуры жизни и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом.
Уроки искусства в целом и изучение курса декоративно -прикладного искусства в частности позволяют развивать творческие навыки школьников за счет изготовления различных изделий. Здесь школьник углубляется в изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивая интерес к работе мастеров искусств и ремесел, а также внедряя важный педагогический принцип тесной связи между теорией и практикой.
Декоративно-прикладное искусство не только развивает эмоционально; в ходе этой деятельности школьники знакомятся с историческими временами, личностями, стихами, сказками, эпопеями, лучшими примерами ритуалов и даже некоторыми математическими и физическими концепциями, связанными с материалами, при этом повышая уровень своих общих знаний. В этом состоит когнитивная роль искусств и ремесел.
Воспитательная роль декоративно-прикладного искусства заключается в формировании человеческого отношения к миру, в распределении вечных человеческих ценностей эмоций, которые начинаются с личности - любви, красоты, доброты, человеческого достоинства, любви к жизни. Искусство и ремесла - это источник духовного общения и совершенствования. Их роль в передаче национальных, этнических ценностей, а также традиций огромна.
Развивающая роль декоративно-прикладного искусства определяется художественным и творческим характером творческой деятельности, сосредоточив внимание на самовыражении, творческая деятельность способствует развитию логического, абстрактного и конкретного мышления, художественных форм гармонии, наблюдений, памяти, воображения, чувств.
Искусство может волшебным образом помочь развить, пробудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, при изучении курса искусства в классе начинают показывать учебный прогресс и даже дети с умственной отсталостью.
Методологическая основа данного исследования работы Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагина, В. Мухина, О.Е. Озерова, Воробьёва, Н. Сокольникова, Н.М, Страчко, Т.Г, Иолтуховская, Е., Маккэлэм Г. Л. и другие.
Гипотеза исследования: Основой данного исследования является гипотеза, согласно которой систематическое и целенаправленное изучение декоративно-прикладного искусства, использование комплексных методических разработок должно способствовать более эффективному развитию творческой активности учащихся.
Объект исследования: процесс развития творческой активности школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования, дидактические условия для эффективного осуществления процесса развития творческой активности учащихся средствами искусства.
Цель исследования, разработка дидактических условий для развития творческой активности школьников в процессе освоения техники точечной росписи.
В соответствии с определенной целью, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и дать сущностно-содержательные характеристики ряда понятий;
2. рассмотреть возрастно -психологические особенности школьников и декоративно -прикладное искусство как фактор, способствующий развитию творческой активности.
3. овладеть основами этнокультуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и реализации точечной росписи шкатулок.
4. опираясь на изученный теоретический материал, разработать и организовать этапы работы над росписью шкатулок с учащимися старших классов.
Методы исследования теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогические исследования, апробирование методического комплекса; математические: обработка
эмпирических данных.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы различных источников и приложения.
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что не исследованность данной темы может использоваться как новый способ развития и формирования творческих способностей, не типичность использования материалов на занятиях изобразительной деятельностью способствует самостоятельному поиску новых решений в создании различных цветовых и тоновых композиций, развитию психических функций, в частности воображения, нестандартному мышлению, созданию наиболее ярких образов. [29]
Яркое проявление творчества наблюдается на занятиях с использованием нетрадиционных техник выполнения работ, позволяющим реализовать одно из важных условий успешного развития творчества ,разнообразие и вариативность работы, то найти новую техники реализации творческого потанцевала. Это в свою очередь развивает школьника разносторонне, даёт толчок к выражению индивидуальности и развитию креативного мышления. [29]
Исходя из результатов проведенной работы, видно, что наша гипотеза подтвердилась: проведение занятий по точечной росписи может
активизировать процесс развития художественно-творческой активности учащихся, при соблюдении выбранных нами педагогических условий. У учащихся повысился уровень умений и навыков.
Использование наглядных пособий, разнообразных материалов, интересных заданий, нестандартных решения цветовой композиции так и сюжетной. Учащиеся с удовольствием знакомились с различными способами роботы в технике точечной росписи.
Таким образом, в результате проведения с учащимися среднего школьного возраста занятий по технологии точечной росписи происходит активное развитие творческого мышления и креативности.
1. Алферов, Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани/ Л.Г. Алферов. -М.: Ростов-на-Дону, 2000.-252 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б Богоявленская. - М.: Академия, 2002.- 320 с.
3. Буров, А.И. Эстетическое воспитание/ А.И. Буров, Б.Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 2000. - 234 с.
4. Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников /на материале внеклассных занятий в условиях школ продленного дня: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980.
5. Владимирова, Д.А. Декоративно-прикладное искусство Восточной Азии: Символика и традиции / Д.А.Владимирова. - М.: Владивосток: Изд - во ДВО РАН, 2009.- 42-51 с.
6. Воробьева, Н. Г. Точечная роспись/ Н.Г.Воробьева. - М.: АСТ-Пресс, 2012.- 208 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.
8. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. -М., 1956.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. -С.П.б.: Союз, 1997. -96 с., с.20
10. Добрусина, А. Точечная роспись /А.Добрусина. - М.: Ростов-на- Дону: Феникс, 2015.- 93 с.
11. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект, 2003.-304 с
12. Практическая психология образования / под редакцией И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2008.- 592 с.
13. Иолтуховская, Е.А. Точечная роспись. Оригинальная техника декора/ Е.А.Иолтуховская. - М.: Питер, 2015.- 128 с.
14. Краморов, С.Н. Конструктивный рисунок/ С.Н. Краморов. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 108с.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
16. Кулаев, К. В.Специфика эстетического воспитания / К. В. Кулаев.-М.: Педагогика№1, 2000.- 49-54 с.
17. Мухина B. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
18. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001.- 640 с.
19. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей/ О. Е.Озерова. - М.: Феникс -Москва, 2005. - 192 с.
20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М. : 2007. -944 с.;с.791
21. Потемкина, А.В. Как научить декоративному рисованию ребенка/ А.В. Потемкина. - М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- 188 с.
22. Павлова, Н.А. Принципы организации художественно -эстетической
деятельности учащихся/Н.А.Павлова.- М.: Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №69. -451 - 459 с.
23. Пухол-Ксикой, Р. Касале Х.Х. Трафаретная роспись: Техника. Приемы. Изделия/ Р. Пухол-Ксикой - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.-168 с.
24. Рапацевич, Е. С. Психолого-педагогический словарь / Е. С. Рапацевич. - Минск. : Современное слово., 2006. -927 с.
25. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. Пособие для студентов вузов/ М.С. Соколова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 303 с.
26. Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2008. 160 с.
27. Соколова , М.С. Художественная роспись по дереву/ М.С.Соколова. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. - 304 с.
28. Фокина, Л.В.Орнамент/Л.В.Фокина. -М.: Ростов н/Д: Феникс,2000.-172с.
29.Эдвардс,Б. Художник внутри Вас/ Б. Эдвардс. - М.:Минск: Попурри, 2000. - 256 с.
30 .Воробьёва, Н. Точечная росписью/ Н. Воробьёва.-М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. - 202с.
31. Книга с большим количеством шаблонов и узоров / 2011.- 300с.
32. Точечная роспись и трафареты, 2010.- 120с
33. Роспись контурами. Мастер класс для начинающих. Страна мастеров,2010.- 105с.
34. Сокольникова, Н.М. Основы композиции/ Н.М Сокольникова.- М.:Титу, 2001.- 80с.
35. Страчко, Т.Г .Точечная роспись. Самый полный и понятный самоучитель/ Т.Г Страчко. -М.: Эксмо,2016.-96с.
36. Иолтуховская, Е. Точечная роспись. Оригинальная техника декора/ Е. . Иолтуховская.- М.: Питер,2015. -128с.
37. Маккэлэм, Г. Л. 4000 мотивов: цветы и растения/ Г. Л. Маккэлэм.- М.: Москва, АСТ-Астрель ,2006.-500с.