Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №31612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
888
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Г лава 1. Метапредметные компетенции в обучении иностранному языку 9
1.1. Компетентностный подход на современном этапе обучения
иностранному языку 9
1.2. Метапредметная компетенция как педагогическая категория 15
1.3. Технологии формирования метапредметых компетенций на уроке
гуманитарного цикла 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Реализация метапредметного урока английского языка на примере научно-популярных текстов 31
2.1. Применение научно-популярных текстов на уроке иностранного языка 31
2.2 Методические рекомендации по формированию метапредметной компетенции на уроке английского языка 39
Выводы по второй главе 53
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 1


Актуальность исследования. Глобальная информатизация общества, которая обеспечивает свободный доступ информации для всего человечества, оказывает огромное влияние на современное образование. Данный фактор обуславливает переход общества на инновационный путь развития и предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. В настоящее время для оптимизации учебного процесса и повышения эффективности внедрения знаний на уроке перед учебным заведением ставится задача в воспитании интеллектуальной, мобильной и творческой личности, способной ориентироваться в огромном потоке информации и принимать логически верные решения в нестандартных ситуациях. Современная школа нуждается в активизации передовой деятельности педагогов, способных не только передавать знания учащимся, но и направлять их в сторону самостоятельной организации своей познавательной деятельности.
В связи с данными потребностями современного общества отдельное внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделяется достижению не только личностных и предметных результатов, но и освоению метапредметных умений, следствием которых является развитие мышления, коммуникации и рефлексии собственной учебной деятельности. Согласно введению новых образовательных стандартов важными компонентами образовательного процесса становятся самостоятельное определение цели обучения учащимся, планирование способов выполнения задачи, прогнозирование возможных результатов и способность осуществлять самоконтроль и самооценку проделанной работы. Данные перечисленные характеристики деятельности учащегося являются частью метапредметных компетенций, которые необходимо формировать и в дальнейшем развивать при осуществлении учебного процесса.
Сегодня мы вынуждены наблюдать интеллектуальную пассивность учащихся, неумение критически мыслить и находить различные способы решения задач и т.д. Данная оценка обусловлена низкими показателями России в международном рейтинге стран по сдаче тестирований PISA, TIMSS, PIRLS, которые проверяют знания учащихся по различным дисциплинам как естественнонаучного, так и гуманитарного профиля, а также умение работать с текстом и понимать смысл прочитанного.
Низкая результативность российских школьников обусловлена не типичностью предложенных им заданий, которые требует самостоятельного изучение большего объема информации, анализа различных точек зрения и выбора правильного решения задачи путем использования учащимися компетенциями межпредметного взаимодействия.
Данная низкая оценка определяет противоречие на практическом уровне между возрастающей необходимостью формирования метапредметной компетенции учащихся и отсутствие должного уровня подготовки педагогов, а также недостаточной разработанностью условий, средств и методического обеспечения данного процесса.
Обозначенное противоречие сформулировало проблему исследования, которая состоит в определении основ процесса формирования метапредметных компетенций и в выявлении педагогических условий, при которых данный процесс станет эффективным.
Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для выбора темы исследования: «Формирование метапредметной компетенции учащихся как условие повышения качества обучения английскому языку».
Цель данного исследования заключается в научном обосновании и разработке модели формирования метапредметной компетенции учащихся в условиях обучения английскому языку.
Объектом исследования выступает образовательный процесс, при котором формируются метапредметные компетенции учащихся.
Предметом исследования являются научно-методические основы формирования метапредметных компетенций учащихся в условиях обучения английскому языку.
Гипотеза исследования: формирование метапредметных компетенций учащихся в образовательном процессе будет способствовать повышению качества обучения английскому языку, если:
1. в основу данного процесса заложена модель формирования метапредметных компетенций, которая базируется на принципах научности, системности и последовательности обучения и связана с реальными жизненными ситуациями;
2. определены педагогические условия такие, как вовлечение учащихся в познавательную деятельность, создание благоприятного эмоционального климата в аудитории, при которых реализация данной модели будет иметь положительный результат;
3. выявлены и внедрены в учебный процесс основные технологии и приемы введения урока английского языка, при котором формируются и развиваются метапредметные компетенции учащихся.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику компетентностного подхода на современном этапе обучения иностранным языкам;
2. Проанализировать и определить содержательные и структурные компоненты понятия «метапредметные компетенции»;
3. Выявить основные технологии и приемы формирования метапредметных компетенций при обучении английскому языку;
4. Выявить основные методы работы с научно-популярными текстами для реализации успешной деятельности формирования метапредметных компетенций;
5. Разработать методические рекомендации по организации урока английского языка, при которых формируются и развиваются метапредметные компетенции учащихся.
Научной новизной данного исследования является углубленное изучение содержательной и структурной характеристики понятия «метапредметные комптенции» и в обосновании возможности их формирования посредством обеспечения необходимых педагогических условий и внедрения новых технологии для реализации данного образовательного процесса.
Теоретическая значимость исследования работы заключается в систематизации теоретического материала понятия «метапредметные компетенции».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в обучении английскому языку, которые позволят оптимизировать образовательный процесс и формировать метапредметные компетенции учащихся.
Логика (этапы) исследования.
1. Изучение теоретических источников, анализ методической литературы и нормативно правовых документов по изучаемой проблеме;
2. Выявление технологий по формированию метапредмтных компетенций и последующая разработка урока по английскому языку с применением изученных методов.
3. Систематизация и оформление результатов проделанной работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ, синтез, сопоставление, обобщение, метод аналогий), метод разумной выборки, метод синтаксического и стилистического анализа, метод логико-смыслового моделирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы таких ученых, как М. В. Кларин, Н. А. Алексеев, И. С. Якиманская в сфере личностно-ориентированного образования; А. В. Хуторской, Н. Б. Никитина, Н. И. Аксенова, Ю. В. Громыко - идеи, связанные с метапредметным подходом в обучении; В. В, Краевский, В. П. Беспалько, О. Е. Лебедев - работы в области моделирования и разработки структуры метапредметного содержания образования.
Апробация. Основные положения научного исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2019 года. Данная работа заняла 1 место и была рекомендована к печати в сборнике статей конференции.
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследования, выделяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, этапы, методы исследования и ее теоретико-методологическая основа, описывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе исследования представлено теоретическое обоснование понятия компетентностного подхода, метапредметной комптенции, раскрыты основные технологии по их формированию на уроке английского языка.
Во второй главе раскрываются методические рекомендации по формированию метапредметных компетенций на каждом этапе урока английского языка (на материале научно-популярных текстов).
В заключении представлены общие результаты по проблеме в соответствии с поставленными задачами и возможные пути ее решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предъявляет высокие требования к выпускнику общеобразовательного учреждения. Сегодня на первый план в подготовке выпускника школы выходит требование к формированию и развитию универсальных (метапредметных) учебных действий, направленных на развитие всесторонне развитой, активной личности, способной решать задачи в нестандартных ситуациях и самостоятельно применять полученные знания на практике.
При детальном изучении проблемы формирования и развития метапредметных компетенций в общеобразовательной школе нами было выявлено отсутствие должного уровня подготовки педагогов и методического материала по разработке и проведению метапредметного урока. Теоретико-методологический анализ практического материала по данной проблеме позволил установить, что учащиеся не замотивированы в осуществлении познавательной деятельности и не способны самостоятельно определять цели обучения, а изучение каждого предмета проходит отдельно от других учебных дисциплин. Проблема изолированного изучения различных предметов привела к потере целостности образовательного процесса, которая способствует развитию активной личности учащегося, способного оперативно реагировать на запросы быстроразвивающегося общества.
В настоящей выпускной квалификационной работе, учитывая опыт ученых в области компетентностного подхода, и адаптируя его с целью формирования и развития метапредметных компетенций у старших школьников на основе научно-популярных текстов, нами была предпринята попытка разработать методические рекомендации по организации метапредметного урока английского языка.
Для реализации заявленной цели исследования и подтверждения гипотезы нами был проведен анализ теоретического и практического материала, в ходе которого удалось решить задачи нашего исследования. Нами была определена сущностная характеристика компетентностного подхода, в ходе которой мы выявили ключевые компетенции, как основу разработанной нами технологической карты урока английского языка. Нами были проанализированы содержательные и структурные компоненты метапредметных компетенций, с помощью которых нам удалось решить проблему фрагментарности обучения и сохранить целостное восприятие изучаемого материала. Нами были выявлены основные технологии, направленные на формирование и развитие метапредметных компетенций, которые послужили основой для реализации задач по раскрытию основных методик работы с научно-популярными текстами и разработке методических рекомендаций по организации метапредметного урока английского языка.
Сделанные нами теоретические выводы актуализировали выдвинутую нами гипотезу исследования:
1. В ходе проведения исследования нами была изучена и выявлена степень разработанности проблемы по внедрению модели формирования и развития метапредметных компетенций как условие повышение качества образования. В основу данного процесса нами были заложены принципы системности и последовательности обучения, где каждая задача метапредметного урока английского языка имела практическую направленность.
2. Определены педагогические условия, при которых реализация модели по формированию и развитию метапредметных компетенций будет иметь положительный результат: создание должной мотивации к осуществлению учебно-познавательной деятельности, постановка четкой цели урока в виде конечного образовательного продукта, планирование как собственных действий на уроке, так и действий учащихся, внедрение метапредметных связей на уроке.
3. Выявлены следующие основные технологии по формированию метапредметных компетенций: методика работы с текстом, проектная деятельность, проблемное обучение и методика критического мышления. Рассмотренные нами технологии направлены на развитие у учащихся самостоятельности в определении целей и задач урока, творческих способностей, целостного восприятия научной картины мира и рефлексии проделанной работы.
Проведенный анализ проделанной работы показал, что выдвинутая нами гипотеза исследования нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута.
Данная выпускная квалификационная работа показывает значимость полученных результатов, однако она не исчерпывает всех аспектов содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшие перспективы развития исследования предполагают такие направления, как разработка новых и современных технологий, методов и средств по формированию и дальнейшему развитию метапредметных компетенций, совершенствование модели системно-деятельностного подхода с внедрением метапредметного компонента, разработка учебно-методического материала и критериев для мониторинга уровня сформированности метапредметных компетенций у учащихся на каждом конкретном этапе урока английского языка.



1. Махмутов М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов / Воспитание школьников. - 1983. - №12. - С. 20-28.
2. Нефедова Л. А., Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова Н. М. Ухова // Школьные технологии. -2006. -№4. - С.61-68.
3. Нугуманова Л. Н. Компетентностный подход в профильном обучении / Л.Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №6. - С. 9-15.
4. Плигин А. А. От индивидуализации обучения к личностноориентированному образованию / А. А. Плигин // Психология обучения. -2009.- № 2. - С. 20-30.
5. Подгорная Е. Я. Профильное обучение и социализация личности / Е. Я. Подгорная, Е.С. Стефанова, А.Ю. Либеров // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. - № 5. - С. 42-46.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. В.И. Белопольского. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
7. Сафонова О. Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на
уроках английского языка. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход / О. Ю. Сафонова. - URL:
http://www.eidos.ru/joumal/2011/1130-09.htm (дата обращения: 20.03.2019)
8. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В Сенько. М.: Академия, 2000. - 125 с.
9. Сергеев Г. А. Компетентность и компетенции в образовании / Г.А. Сергеев. - Владимир: Издательство Владимирского гос. ун-та, 2010. - С. 110 -115.
10. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и
технологии / В.В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. - С. 87-95.
11. Скрипкина Ю. В. Метапреметный подход в новых образовательных
стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты.
Метапредметный подход / Ю. В. Скрипкина - URL:
http://www.eidos.ru/joumal/2011/0425-10.htm (дата обращения 28.11.2018)
12. Тесленко В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. - Красноярск: Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та, 2007. - С. 56-70.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010. С. 7-9.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. М., 2009. С. 7-8.
15. Фомина А. Б., Фомин Н.С Функционально-компетентностный механизм модернизации дополнительного образования детей в условиях рыночных отношений. Научно-методическое пособие. — М.: Перспектива, 2015. — 168 с.
16. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: Научно - методическое пособие / А. В. Хуторской. — М.: Эйдос, 2013. — 73 с.
17. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) / А. В. Хуторской. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-
10. htm. (дата обращения: 10.11.2018).
18. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно - методическое пособие. / А. В. Хуторской. — М.: Эйдос, 2013. — 115 с.
19. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А Чернов. М.: Дашков и К, 2003. - 232 с.
20. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - Москва : Сентябрь, 1996. - 96 с.
21. Яковлева С. В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс // ИЯШ. — 2008. — № 2. - 245 с.
22. Berenbaum M.R. Grapes in a microwave generate a fiery plasma and now we know why / M. R. Berenbaum. - URL: https://www.newscientist.com/article/2194309-grapes-in-a-microwave-generate-a- fiery-plasma-and-now-we-know-why. (дата обращения: 03.03.2019).
23. Glenny H. How to make the perfect cup of coffee / H. Glenny. - URL: https://www.sciencefocus.com/science/how-to-make-the-perfect-cup-of-coffee. (дата обращения: 05.03.2019).
24. Vaughan A. Glaciers contain radioactive isotopes from nuclear tests and accidents / A. Vaughan. - URL: https://www.newscientist.com/article/2200752- glaciers-contain-radioactive-isotopes-from-nuclear-tests-and-accidents. (дата обращения: 04.03.2019).
25. Акаева Е. Л. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода / Е.Л. Акаева М.: Пед. диагностика, 2006. - 13-18 с.
26. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов / Н. И. Аксенова М.: Наука, 2011. - Т. I. - С. 104-107.
27. Алексеев В. Е. Формирование профессиональных интересов учащихся / В. Е. Алексеев, А. П. Худаибергенов М.: Советская педагогика, 1987. -№ 9. - С. 64-67.
28. Андреева И. А. Эмоциональная компетентность в работе учителя/ И. А. Андреева М.: Педагогическая техника, 2006. - №2. - С.74-86.
29. Антипова В. М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова К. Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика. - 2006. - №8. -С.57-62.
30. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
31. Баскаев Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. -
2007. - №1. - С. 10-15.
32. Бермус А. Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А. Г. Бермус // Педагогика М.: Академия, 2005. - №
10. - С. 102-109.
33. Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием / В. П. Беспалько // Мир образования. - 1996. - № 2. - С. 31-36.
34. Блинов Л. В. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №1. - С.52-56.
35. Болтаева Г. С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 406-409.
36. Бродовская З. В. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры младших школьников / З. В. Бродовская. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с
37. Верещагина Н. О. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области естественнонаучного образования в Герценовском университете / Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто // География и экология в школе XXI века. — 2007. — №4. — С.73—78.
38. Виноградова Н. Ф. Концептуальные основы построения УМК / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 236 с.
39. Володина Ю. А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование. — 2008. — №2. — С.80—86.
40. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования/ С.Г. Воровщиков // Завуч. —2007. —№6. — С.81—103.
41. Гаибова В. Е. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников/ В.Е. Гаибова, А.П. Чернявская // Инновации в образовании. —2006. —№5. — С. 28—39.
42. Глазунова О. С. Метапредметный подход. Что это? / О. С. Глазунова // Учительская газета. —2011. —№ 9.— С. 28.
43. Глебова Л. К. Профессиональная компетентность учителя / Л.К. Глебова,
З.Ю. Луц // Одаренный ребенок. — 2008. —№1. — С. 96—100.
44. Грешилова А. В. Содержание метапредметных компетенций у студентов
среднего профессионального образования / А. В. Грешилова URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/greshilova_statya_md_0.pdf (дата обращения: 5.12.2018).
45. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико
практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства / Ю. В. Громыко. Минск: Технопринт, 2000. - 376 с.
46. Дахин А. Н. Моделирование образовательной компетентности/ А.Н. Дахин // Вестник педагогических инноваций. -2007. -№1. -С. 84 - 100.
47. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2005. - № 6. - С. 13-29.
48. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 1999. - 384 с.
49. Иванов Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. -2007. -№6 (12). - 32 с.
50. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Советская педагогика. -1984. -№4. - С. 117-122.
51. Ковалева Г. С. PISA 2003: результаты международного исследования / Г.
С. Ковалева // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 37- 43.
52. Колмакова В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся / В. И. Колмакова. - URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na razvitiemetapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html (дата обращения: 10.02.2019) .
53. Коршунова О. В. Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках гуманитарного цикла / О. В. Коршунова. - URL: http://manovicy.68edu.ru/index.php/2011-ll-14-10-3 5-07/202-2011 -11 -15-07-1621 (дата обращения: 10.02.2019)
54. Коротаева Е. В. Проблемы активизации субъектов в учебнопознавательных взаимодействиях / Е. В. Коротаева // Педагогическое образование. - 2008. - № 3. - С. 25-37.
55. Краевский В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2002. -№2. - С. 3-10.
56. Лазарев В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В.С. Лазарев. - М.: Педагогика, 1998. - С. 13-27.
57. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5 - С. 3-12.
58. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. - 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ