Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Движение дадаизма в социокультурном пространстве европейских государств

Работа №31604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
296
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Дада: предпосылки, становление и основные тенденции развития 10
Глава 2. Дадаизм в Европе: опыт Швейцарии, Германии и Франции.... 27
Глава 3. Влияние особенностей локального культурно-исторического контекста на развитие различных вариантов дадаизма 49
Заключение 55
Приложение


История XX века богата на различные феномены, которые закладывают основы современного миропонимания. Кризис европейской буржуазной культуры, «закат Европы», смена культурной парадигмы и потрясения мировых масштабов, такие как Первая мировая война, Великая депрессия и другие, становятся базой для современных политики, экономики, мировых отношений и, конечно, искусства.
На конец XIX - начало XX столетий приходится невиданная прежде поляризация в области искусства. Авангард порождает множество направлений, для которых, в целом, характерны стремление к разрыву с предшествующей художественной традиций, новаторство, тяга к экспериментам и непрерывное обновление художественных форм. Авангард переосмысляет само понятие произведения искусства и роль художника в историческом и культурном процессе и закладывает идеи и методы, которые легли в основу современных художественных практик.
Одним из наиболее радикальных направлений этого периода можно назвать дадаизм - литературно-художественное течение, оформившееся в годы Первой мировой войны и распространившееся по всей Европе и даже Америке. Движение дада породило большое количество новых подходов в понимании искусства, оказало влияние на другие направления модернизма и постмодернизма.
Дадаизм является одним из самых противоречивых течений авангарда, а его наследие оказывается достаточно неочевидным, что, вероятно, и объясняет малую степень изученности и низкий уровень интереса к исследованию течения в отечественном поле. Программа движения и отрицание каких-либо авторитетов способствовала адаптации деятельности отдельных групп дадаистов к культурно-историческим условиям конкретных регионов, однако, до сих пор не существует работ, которые бы давали комплексный анализ деятельности движения с учетом географических особенностей. Таким образом, в данной работе поднимается проблема влияния экономических, политических и социокультурных факторов на становление и развитие дадаизма на территории различных государств Европы.
Исходя из поставленной проблемы, в качестве объекта исследования выступает движение дадаизма в 1910-е - 1920-е годы, а в качестве предмета деятельность и программные идеи отдельных региональных групп дадаистов.
Хронологические рамки исследования - 1916-1924 годы. Выбор верхней границы обусловлен годом оформления дадаизма как движения: во всех привлеченных для работы исследованиях, начало течения дада связывается с открытием «Кабаре Вольтер» в Цюрихе в 1916 году. Нижней границей выступает 1924 год, год окончательного разрыва Андре Бретона с французскими дадаистами и публикацией первого сюрреалистического манифеста. На этой дате было решено остановиться по той причине, что в Париже дада одновременно переживал и один из наиболее активных своих периодов, и медленно угасал, изживая себя, многие из его последователей позже перешли именно в сюрреализм.
В работе особое внимание отводится развитию движения в трех государствах: Швейцарии, Германии и Франции. Швейцария становится местом рождения дадаизма как оформленного течения, определяя его идейное содержание, которое объединяет дадаистов всех стран в условиях отсутствия строго определенной программы, здесь происходит становление движения. Германия представляет собой особый интерес как страна, которая развязала и проиграла войну, что создает особый контекст для развития немецкого дадаизма в соседстве с экспрессионизмом. Наконец, дадаизм во Франции приходит к высшей своей точке и угасает, сильно повлияв на последующее развитие сюрреализма. Таким образом, при комплексном анализе деятельности последователей дада в регионах с ярко выраженной собственной спецификой представляется возможным выявить влияние различных факторов на трансформацию программы движения.
Целью работы является определение специфики влияния различных культурно-исторических условий на формирование программ дадаистов на примере Швейцарии, Германии и Франции. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать общие тенденции развития дадаизма.
2. Произвести сравнительный анализ деятельности дадаистов в Швейцарии, Германии и Франции.
3. Рассмотреть деятельность дадаистов в культурно-историческом контексте и определить влияние данного контекста на формирование специфики локальных программ движения и его дальнейшее развитие.
Источниковую базу работы составляет комплекс текстовых и визуальных источников, отражающих общие тенденции развития дадаизма и его особенности в отдельных районах. Источники разделены на три тематических блока, по странам изучения: источники по истории дадаизма в Швейцарии (Цюрихе), Германии (Берлине, Кельне, Ганновере) и во Франции (Париже) соответственно. В ходе исследования в качестве источников используются манифесты, памфлеты, программные статьи, а также личные воспоминания участников движения. Особое значение при изучении дадаизма играют манифесты, являясь одним из основных продуктов деятельности дада и отражая общую тенденцию искусства авангарда к теоретическому осмыслению искусства и прокламационных заявлениях, отводящих художнику определенную роль в сложившихся исторических условиях. Наиболее значительными документами являются следующие манифесты: «Манифест к первому вечеру дада в Цюрихе» (1916), написанный Хуго Баллем ; «Манифест дада» (1918) Тристана Тцара , «Каннибальскй манифест» (1918) Франсиса Пикабиа ; «Первая дада-речь в Германии» и «Дадаистский манифест» (1919) Рихарда Хюльзенбека . Данные манифесты наиболее тонко раскрывают программные идеи движения дадаизма. Комплекс визуальных источников представлен художественными работами дадаистов, коллажами, плакатами. И здесь должна быть сноска на публикации, пусть даже в сети Интернет.
Литературу, на которую опирается данное исследование, можно разделить на две группы. К первой группе относятся работы, посвященные исследованию комплекса проблем, связанных с историко-культурным контекстом, в котором развивалось движение дада, а именно труды, посвященные истории Первой мировой войны и истории и теории искусства авангарда. В данной группе можно выделить некоторые работы по истории Первой мировой войны, которые позволяют наиболее корректно вписать движение дадаизма в культурно-исторический контекст времени. Среди подобных работ необходимо особо отметить сборник материалов международной конференции «Первая мировая война. Пролог XX века» под редакцией В.Л. Малькова , а также труды «Первая мировая война и её воздействие на историю XX века» и «Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации» под редакцией Л.С. Белоусова и А. С. Маныкина . Так же можно особо отметить работы по теории и истории искусства авангарда. Так, например, колоссальный труд «Искусство с 1900го года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм» под редакцией Хэла Фостера, переведенный на русский язык в 2015 году, позволяет изучить дадаизм как явление хронологически встроенное в общее развитие культуры и проследить взаимовлияния различных течений XX века.
Также можно отметить работу по теории искусства авангарда Крючковой В. А. «Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений» , для данного исследования этот труд интересен как источник теоретического осмысления целого ряда понятий, использованных в работе. Важными для понимания развития искусства эпохи авангарда и мироощущения людей этого периода так же являются работа Германа М. «Модернизм. Искусство первой половины XX века» и диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Воробьевой Л.П. «Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры: философский анализ».
Ко второй группе литературы относятся труды непосредственно посвященные истории движения дадаистов. Первая попытка историзации дадаизма как самостоятельного направления искусства была сделана одним из участников швейцарского и немецкого дада - Ричардом Хюльзенбеком ещё в 1920 г. в книге «Ей Avant Dada. Eine Geschichte des Dadaismus» («В начале Дада. История дадаизма»). Отдельно стоит выделить работы французского историка Мишеля Сануйе «Дада в Париже» и русского историка, занимающегося проблемой дадаизма, В. Д. Седельника «Дадаизм и дадаисты» , которые особенно ценны тем, что основаны на достаточно обширной Источниковой базе, в то числе на труднодоступных архивных документах.
Особый интерес представляет труд Ханса Рихтера «Дада - искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века» , так как представляет собой одновременно уникальный источник, будучи написан непосредственным членом первой группы дадаистов, и теоретическое осмысление деятельности всего дада. Рихтер пишет самостоятельную историю дадаизма, не связанную как это традиционно было прежде, с возникновением сюрреализма и существующую отдельно от нее.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Первая глава носит обобщающий характер, во второй и третьей анализируются особенности развития дадаизма в различных государствах (Швейцарии, Германии и Франции).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кризис европейской буржуазной культуры на рубеже XIX - XX веков, Первая мировая война заставляли искусство авангарда искать новые способы выражения еще более активно, чем прежде. Авангард становился не просто реакцией на закостенелость классицизма, но одним из способов справиться с постоянно ускоряющимися темпами развития науки, техники общества, изменениями на всех сферах. Дадаизм наряду с множеством других направлений в искусстве стал ответом на события своего времени, отражая ужас и отчаяние перед лицом потенциальной угрозы уничтожения всей цивилизации. Никогда прежде в истории человечества общество не сталкивалось с подобным катаклизмом, и реакция на него стала столь же беспрецедентной.
Дадаизм складывается в условиях военного времени: атмосфера нейтральной Швейцарии становится катализатором для оформления движения. Настроения, царившие по всей Европе, столкнули и объединили в Цюрихе личностей чрезвычайно непохожих между собой, но объединенных одним чувством отчаяния и тотальной усталости от событий войны. Причину войны дадаисты видели в самой европейской цивилизации, ее порочности, упадке и фальши, что и определило специфику движения: дада провозгласило бунт против цивилизации во всех ее аспектах. Искусство, язык, право, все ценности ее имели дадаистов ценности не больше, чем пустой звук и должны были быть разрушены. 165 Это вместе с тем стирало и все границы для (само)выражения, давая творчеству дадаистов мощный импульс.
Крайняя актуальность идей дада в ситуации между двумя мировыми войнами сделала его мировым явлением. Анархическое отрицание всей цивилизации, стремление уйти от любых традиций, которые после жертв
Первой мировой войны казались ложными, открыли для дадаистов путь к новым методам в искусстве и переосмыслению реальности и таких понятий как живопись, литература, театр, поэзия в невозможных ранее масштабах. Переосмысление роли художника, его демистификация и десакрализация, восприятие искусства как чего-то процессуального, восприятие языка как знака без означаемого имели непосредственное влияние на формирование принципов постмодернизма. Размывание границ между традиционными жанрами, отрицание их иерархии заложили фундамент для методов современного нам искусства: коллаж, фотомонтаж, кинетическая скульптура, перформанс, реди-мейд, типография как инструмент художественного выражения - все это непосредственное наследие дада в культуре XX и XXI веков.
Подмена традиционной для культурных течений авангарда строгой программы, подмена ее идеей того, что программа дадаизма - не иметь программы вовсе, обеспечивала течению высокую степень вариативности в различных исторических условиях. Дада - это все и ничто, для дадаиста нет никаких авторитетов и ориентиров, потому он свободен выражать то, что хочет, и всеми средствами, которые он сочтет для этого подходящим. В соответствии с этим дада принимало в разных условиях несколько разные формы.
Движение особенно ярко проявляло себя последовательно сначала в Швейцарии, а затем в Германии и Франции и в каждом отдельном случае адаптировалось под условия среды, становясь оптимальной базой для выражения различных идей: от разочарования направлении развития цивилизации в целом, как в Цюрихе, в самом начале пути, до критики политического строя и буржуазной эстетики, в Берлине. Одна из главных ролей, которую сыграло дада в Цюрихе - по сути изобретение дада, нигилистической платформы, которая отрицала все рамки и авторитеты и давала в послевоенных условиях своим последователям свободу действий и интерпретаций во всех сферах.
В Цюрихе дада впервые принимает сколько-нибудь оформленную форму. Вечера дадаистов в «Кабаре Вольтер», или суаре, закладывают форму, типичную для всего дадаизма - живопись-музыка-декламация. Здесь происходит самоидентификация дада: в манифестах провозглашается начало движения, и совершаются попытки дать определение его названию, однако во вполне дадаистской манере (это лишь многозначное интернациональное слов, выбранное случайным образом из словаря). Манифесты 1916 и 1918 годов закладывают идейную основу для всего движения и форму последующих манифестов: они абсурдны, как и сам дадаизм. Цюрихские дадаисты стремятся к отказу от языка через поэзию, через многочисленные эксперименты с формой (брюистская и симультанная поэзия), «создание слова - задача первостепенной важности» заканчивает свой манифест Балль.
В Германии же, и в особенности, в Берлине, дадаизм принимает ярко политизированный оттенок, при этом в существующих проблемах общества, в развязывании кровопролитной войны немецкие дадаисты обвиняют буржуазный капиталистический мир. Такая позиция сближает дадаистов с левыми силами в Германии, некоторые ее представители (Георг Гросс, Джи Хартфилд) даже вступают в коммунистическую партию. Немецкие дадаисты выступают с острой критикой экспрессионизма, развивающимся параллельно в эти годы, как с искусством, слишком превозносящими, высокомерно возвышающимися над реалиями послевоенной Германии. Стремление к социальной критике и активному включению в политическую повестку, тяга к более реалистичному отражения вещей в послевоенный период, однако, затем привело к угасанию интереса к дада и становлению «новой вещественности».
Развитие дадаизма во Франции в 1919-1924 годах становится последней вехой в истории движения: эксперименты дада со словом как способом выражения находят благодатную почву во французской литературе и французский дада почти не обращается к изобразительным видам искусства. При этом абсурдность и провокационность выступлений дадаистов достигает не виданных прежде границ: мероприятия дада специально выстраиваются таким образом, чтобы разозлить, спровоцировать публику на возмущение и взаимодействие, и публика в Париже ждет и ищет того, чтобы быть возмущенной. Идеи дадаизма становятся все менее актуальными в мире, который пытается найти стабильности после прогремевшей войны. В Париже происходит утрата внутреннего духа и смысла дада, это уже абсурд ради абсурда, в связи с чем, часть дадаистов, во главе с Андре Бертоном, переходит в сюрреализм, который перенимает у дадаизма внимание к подсознательной и внутренней свободе от эстетических, социальных и моральных ограничений.
Таким образом, дадаизм закладывает широкую базу для развития многих модернистских и постмодернистских течений, для социального и политического высказывания, провозглашая тотальную свободу от любых рамок и ценностей. Помимо этого, региональная специфика развития дадаизма ярко демонстрирует специфику состояния общества в тех или иных странах Европы после Первой мировой войны.



1. Ball, Н. Flight Out of Time: A Dada Diary (1 927) / Ed. J. Elderfield. trans. A. Raimes. New York: Viking Press, 1974.
2. Hugo Ball: Flugt aus der Zeit (Tagebuch, Auszuge) [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lernhelfer.de/sites/default/files/lexicon/pdf/BWS- DEU2-0084-04.pdf (Дата обращения: 20.02.2019)
3. Балль, X. Манифест к первому вечеру дада в Цюрихе. // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Еанновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 . - С. 112114
4. Пикабиа, Ф. Манифест каннибалов дада. // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Еанновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 . - С.
5. Тцара, Т. Манифест дада. // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Еанновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 .-С. 131-142
6. Тцара, Т. Прокламация без претензии. // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Еанновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 . - С. 114
7. Рихтер, X. Художник обращается к художникам. // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Еанновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 . - С. 127-131
8. Херцфельде, В. Первая международная дада-ярмарка. // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Еанновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 . - С. 200202
9. Хюльзенбек, Р. Дадаистский манифест. // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 . - С.
10. Хюльзенбек, Р. Первая дада-речь в Германии. // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 . - С.
Литература:
1. Fantastic art, dada, surrealism. Ed. Alfred H. Barr, Jr., G. Hugnet. New-York: The Museum of Modem Art, 1936. -P.19.
2. Lavin M. Cut with the kitchen knife. The Weimar photomontages of Hannah Hoch New Haven. London, 1993.
3. Locher, D. Unacknowledged Roots and Blatant Imitation: Postmodernism and
the Dada Movement [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sociology.org/ejs-archives/vol004.001/locher.html (дата
обращения 10.05.2019)
4. World War I and Economic Crisis. - Encyclopaedia Britannica, Inc. - 2015
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.britannica.com/place/Switzerland/World-War-I-and-economic- crisis (дата обращения 20.05.2019)
5. World War 1 and the Visual Arts. The Metropolitan Museum of Art Bulletin, Volume LXXV, N2 2. Ed.M. Polizzotti. - New-York: The Metropolitan Museum of Art, 2017. - P.18
6. Бойе, A.A. Проблема выражения анти-эстетики дадаизма и её классификация. - А.А. Бойе //ARTICULT. Научный электронный журнал -2016. -№3(23)-С. 17-25
7. Витель, Е. Б. Интерпретация кризиса художественной культуры XX в. как системной закономерности. - Е.Б. Витель. // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - №320. - С. 76-79.
8. Водясова, О. А. Дадаизм в Швейцарии и Еермании 1910-1920-х годов: проблемы теории и художественной практики. - О. А. Водясова. // Вестник Краунц. - 2014. - №1(23). - С. 34-46.
9. Воробьева, Л.П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой
культуры: философский анализ: дис. ... канд. философ. Наук.
Ставропольский гос. университет, Ставрополь, 2006.
Ю.Еерман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. / М. Еерман. - Спб.: Азбука-классика, 2003. - 408 с.
11. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Еанновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман, пер. С. Дмитриева. М . : Республика, 2002 . - 559 с.
12. Дашковский П.К. К вопросу о психологических последствиях первой мировой войны // Первая мировая война: история и психология: мат. российс. науч. конференции / Под ред. В.И. Старцева, С.И. Полторака, Л.Б. Борисковской, Т.В. Партаненко. СПб.: Нестор, 1999. - С.33
13. Искусство с 1900-го года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. / X. Фостер, Р. Краус. - М.:Ад Маргинем Пресс, 2015.-821 с.
14. Каган М.С. Война и культура // Первая мировая война: история и психология: Мат. Российс. науч. конференции / Под ред. В.И. Старцева,
С.Н. Полторака, Л.Б. Борисковской, Т.В. Партаненко. - СПб.: Нестор, 1999. - С.5 - 8.
15. Как бессмысленное название изменило историю искусства: по следам современного искусства с музеем «Еараж» [Электронный ресурс] — 2016. — Режим доступа: https://diletant.media/articles/30871161 , свободный.
16. Крючкова В.А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 304 с.
17. Первая мировая война. Пролог XX века.: мат. международ. кон. / отв. ред.
В. Л. Мальков. - М.: Наука, 1998. - 693 с.
18. Первая мировая война и ее воздействие на историю XX века. - М.: ПНИ,
1994. - № 5.
19. Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации / Под ред. Л.С.
Белоусова, А. С. Маныкина. — М.: Издательство Московского
университета, 2014. — 816с.
20. «Потерянное поколение» // Манн Ю.В., Зайцев В.А., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. XX век. Литература. - Спб.: Питер, 2008. - С. 149-157.
21. Решетова, М.В. Коллаж и перфоманс как стратегии размывания границ между традиционными практиками искусства. - М.В. Решетова. // Вестник ОГУ. - 2012. - №9(145). - С. 65-69
22. Рихтер, X. Дада - искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века / пер. Т. Набатниковой. - М.: Гилея, 2014.-416 с.
23. Ростунов, И. И. Первая мировая война 1914-1918. // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
24. Сануйе, М. Дада в Париже. - М.: Ладомир, 1999. - С.566
25. Седельник, В. Д.. Дадаизм и дадаисты [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.dali-genius.ru/library/dadaizm-i-dadaistyl .html (Дата
обращения: 20.04.2019)
26. Седельник В. Д. Дадаизм и постмодерн // Германия. XX век: модернизм, авангард, постмодернизм: литература, живопись, архитектура, музыка, кино, театр. М., 2008
27. Смирнова И. В. Морально-психологическое состояние британских солдат на Западном фронте в 1914-1918 гг. : авторев. дне. ... канд. и. и. - И.В. Смирнова.
28. Сыч А. И. О некоторых социально-психологических последствиях первой мировой войны // Вопросы истории. - 2001. - № 11-12.
29. Толмачев, В. М. «Потерянное поколение» и творчество Э. Хемингуэя. // Зарубежная литература XX века. Под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 342-355.; Тот Р. Европейский кризис культуры как предпосылка к войне. - Р. Тот. // Новейшая история России. - 2015. - №1. - С. 122-134
30. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда. / - М.: Издательство МГУ, 1993. - 248 с.
31. Фролов И.Т. Переход от классической философии к неклассической.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://eurasialand.ru/txt/frolovl/128.htm (дата обращения 16.05.2019)
32. Щеглова, М.В. Дадаизм - социально-психологический симптом эпохи перемен. [Текст] - М.В. Щеглова. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - №2. - С. 59-65.
ЗЗ.Элгер Д. Дадаизм. - Берлин: Taschen; М.: Арт-родник, 2006. - 98 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ