Проектная деятельность как средство организации развивающего пространства профессиональной деятельности образовательной организации (на примере Государственного автономного образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Проектирование в образовании: сущность, значение, исторический аспект 7
1.2 Понятие развивающего пространства образовательной организации 14
1.3 Особенности организации проектной деятельности в образовательной
организации 17
2 АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАМСКИЙ
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н.БАТЕНЧУКА» 26
2.1 Характеристика образовательной организации 26
2.2 Анализ проектной деятельности образовательной организации 32
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО
ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 50
3.1 Разработка мероприятий по повышению мотивации студентов для
участия в проектной деятельности 50
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
В наши дни система образования постоянно подвергается изменениям. Эти изменения нуждаются в адаптации различных образовательных аспектов: методологических, содержательных, пересмотра старых приоритетов, ценностей, задач и педагогических инструментов. Преподаватели на сегодняшний день больше осуществляют личностноориентированный подход, занимаются развитием личности студентов, их индивидуальности, формированием у студентов универсальной способности решать задачи по преодолению проблем, возникающих в их профессиональной жизни и работе, самоопределением. Задача педагога - творчески подойти к своей работе, чтобы поставленные цели его деятельности были успешно достигнуты. Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Немаловажным фактором является и то, что проектная деятельность образовательных организаций является одним из важнейших элементов образования в современном мире, поскольку является толчком к его развитию, совершенствованию и модернизации. Все эти факторы доказывают актуальность темы исследования.
Однако, организация проектной деятельности требует комплексного подхода. Результат проектной деятельности зависит от ряда факторов: мотивация педагогов, мотивация студентов, уровень практических знаний у преподавателя, готовность делиться знаниями, техническая оснащенность образовательной организации. Проблема заключается в ограниченности использования проектной деятельности в учебном процессе.
Целью данной работы является рассмотрение проектной деятельности как средства организации развивающего пространства профессиональной образовательной организации (на примере Государственного автономного образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»).
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность и значение использования проектной деятельности в образовании, рассмотреть ретроспективу ее использования; рассмотреть понятие развивающего пространства образовательной организации, а также факторы, влияющие на него;
2. представить особенности организации проектной деятельности в образовательной организации и провести анализ проектной деятельности Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»; выявить основные проблемы, связанные с использованием проектной деятельности в образовательном процессе в исследуемой образовательной организации;
3. разработать предложения по совершенствованию проектной деятельности Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Объект исследования - Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Предмет исследования - проектная деятельность в образовательной организации ГАПОУ «КАмСК им. Е.Н.Батенчука, как способ обучения, а также ее влияние на развивающее пространство образовательной организации.
Проектной деятельности в образовательной среде посвящен ряд исследований. Так, большой вклад в развитие данной технологии внесла Е.С. Полат [23], которая считает, что за проектной деятельностью открываются огромные возможности, так как можно раскрыть творческий потенциал в полном объёме.
Методике организации проектной деятельности в образовательной организации посвящены работы В.И. Горовой [9], Ю.Н. Минюк [18], И.С. Сергеева [25], Н.Ф. Яковлевой [28], М. В. Крупениной [14], В. Н. Шульгина [14].
Значительный вклад в изучение проектной деятельности, как инновационной педагогической технологии внесли такие ученые, как М.В.Никитаева [19], В.П.Беспалько [6], Т.Д.Новикова[21].
В работе были использованы общенаучные методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, связь исторического и логического процессов, поиск причинно-следственных связей. В качестве специальных методов исследования были использованы методы статистики (статистические графики), анкетирования и опросы.
Аналитической основой проведения исследования явились законодательные акты, ФГОС, базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, различная справочная литература.
Информационной базой исследования являлись внутренние и внешние нормативно-правовые акты и документация, статистическая отчетность, другие официальные и рабочие документы колледжа.
Гипотеза исследования - проектный подход является важным методом в образовании, который оказывает влияние на эффективное развитие образовательной организации, расширяет развивающее пространство.
Практическая значимость исследования состоит в необходимости повышения использования метода проектирования в образовании, так как данный метод оказывает прямое влияние на развитие образовательной организации на общей арене, а также повышает ее развивающее пространство.
Результаты исследования апробированы на Х Всероссийской научнопрактической конференции «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» 18 апреля 2019г.
Исходя, из поставленной цели и задач формируется структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В Первой главе раскрываются такие понятия, как проектная деятельность, как она развивается, ее сущность, значение и влияние на развивающее пространство образовательной организации. Вторая глава выстроена на основе анализа проектной деятельности, как фактора, влияющего на развивающее пространство ГАПОУ «Камского строительного колледжа имени Е.Н.Батенчука». Третья глава направлена на рекомендации, предложения и проведение мероприятий по совершенствованию проектной деятельности в образовательной организации. В заключении прописаны краткие результаты проделанной работы.
Итак, проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Данный метод педагогики является современным, относительно новым и включен в перечень педагогических технологий XXI века, так как включает в себя способность адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Проектная деятельность является способом совместного обучения. В ходе исследования было наглядно доказано, что такой способ способствует эффективности, успешности, облегчает учебный процесс, а также является относительно новым и интересным направлением для студентов. После проведения мероприятий студенты смогли осознать пользу проектной деятельности для себя. Проектная деятельность позволяет развивать творческий потенциал студентов, навыки планирования своей деятельности, учит принимать самостоятельные решения и работать с информацией в целом. Польза проектной деятельности весьма значительна, так как это и влияние на успеваемость, и возможность раскрытия потенциала студента, и возможность принимать участие в конкурсах высокой значимости, а в совокупности это достижение успехов образовательной организации, улучшение ее развивающего пространства и повышение рейтингов.
Еще один немаловажный момент - это то, что проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, так как является чем-то новым для студентов и разбавляет традиционные методы обучения.
Для доказательства гипотезы, была проведена исследовательская работа. Практическое исследование проводилось на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
Колледж обладает всем необходимым для стабильной работы, использования современных технологий, с готовностью принимает нововведения и работает в соответствие с требованиями государственного стандарта.
Исследовательская работа была направлена на доказательство того, что проектный подход является важным методом в образовании, который оказывает влияние на эффективность развития образовательной организации и способствует улучшению развивающего пространства.
В ходе исследования были проведены анкетирования, в результате которых было выявлено, что, несмотря на то, что проектная деятельность используется в учебном процессе, используется она не так часто, а студенты и вовсе не имеют мотивации ей заниматься. Таким образом, были выявлены основные проблемы:
-низкая мотивация;
-низкая активность;
- отсутствие осознанности того, чем проектная деятельность полезна для студентов.
Для решения поставленных проблем, была внедрена экспериментальная программа по внедрению проектной деятельности в учебный процесс, как обязательной работы для каждого студента. Работа со студентами показала успешный результат, цели были достигнуты.
В процессе исследования было доказано, что результатом проектной деятельности являются:
- концепции и программы развития образовательных систем;
- влияние проектирования на успеваемость;
- повышение мотивации учащихся;
- влияние проектирования на развивающее пространство;
- повышение рейтингов образовательной организации.
В целом, цели были достигнуты, а гипотеза доказана.
Таким образом, проектная деятельность является полезным методом обучения, так как она позволяет раскрыть личный потенциал студентов, способствует повышению мотивации, развитию творческого мышления.
Для педагога польза проектного подхода - это возможность создавать уникальные темы для студентов, тем самым давая студентам раскрыть свои творческие способности. Благодаря данному методу обучение становится личностно-ориентированным, так как создает возможность для студентов выбирать направления по собственным интересам, раскрывать себя и свои способности. Самые крупные проекты могут защищаться на городских и региональных конкурсах, тем самым, оказывая влияние на развивающее пространство образовательной организации. Студенты и преподаватели получают возможность внести свой вклад в развитие колледжа.
1. Федеральный Закон от 29.12.2012. №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Устав ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука от 23.10.2015 (ред. от 07.11.2018)
Научная и учебная литература:
3. Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения / О.С.Анисимов. - М.: 2016. - 263 с.
4. Белицкая О. В. Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения / О.В.Белицкая // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 318-320.
5. Белогуров С.В. Проектная деятельность в образовательной сфере /
С.В.Белогуров - Новороссийск.: 2015. - 136 с.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько - М. :Изд-во Института профессионального образования МО России, 2000. - 271 с.
7. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А.В.Боролева // Управление ДОУ. - 2016. - №7. - С. 122-126.
8. Васильев В.Д. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации / В.Д.Васильев // Народное образование. - М.: 2000, - № 9 - с.177-
180.
9. Горовая В.И. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза / В.И.Горовая - М.: Просвещение, 2013. - 135 с.
10. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / В.В.Гузеев //Директор школы. - 2015. - № 6.- С. 39-48.
11. Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам / Я.В.Евсеева // Молодой ученый. - 2018. - №13. - С. 629-632.
12. Кальней В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В.А.Кальней [и др.] // Стандарты и мониторинг в образовании - № 4, 2017. - с. 223-228.
13. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос- Пресс, 2003.- 140с.
14. КрупенинаМ.В., ШульгинВ.Н.. О взаимодействии школы и среды / М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин // - 2008. - № 2 - с.415-420.
15. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие / А.П.Марков., Г.М.Бирженюк - СПб.: Нева, 2016. - 266 с.
16. Мендыбаева М.М., Дюсембаева Т.К. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы. / М.М.Мендыбаева, Т.К.Дюсембаева // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 89-91.
17. Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по всем учебным дисциплинам, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413//Официальный сайт ГАПОУ КамСК имени Е.Н.Батенчука- http://kamecc.ru/
18. Минюк Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / Ю.Н.Минюк // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 6-11.
19. Никитаева М.В. Анализ готовности образовательных организаций к модернизации предметно-пространственной среды для организации современной лаборатории проектной и исследовательской деятельности / М.В.Никитаева // Молодежь и общество - 2014 - №3. - С.80-84.
20. Никитаева М.В. Современная предметно-пространственная среда образовательной организации в соответствии с новыми тенденциями в образовании/ М.В.Никитаева // Педагогические науки.- 2015.- №31.- С.44-46.
21. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Д.Новикова //Народное образование. - 2016. - № 7. -С. 151157.
22. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова - М.: АРКТИ, 2013. - 112с.
23. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С,Полат - М.: Издательский центр «Академия»,
2003. - 272с.
24. Российский Фонд Фундаментальных исследований, Институт педагогических инноваций Российской Академии Образования. НОВЫЕ Ценности обьразования. Тезаурус: для учителей и школьных психологов - М.: - 2014. - С.54.
25. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2014. - 80 с.
26. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко - М.: 2016. - 342с.
27. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям / И.Д.Чечель //Методология учебного проекта. -М.: МИПКРО, 2011.
28. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.
29. Яхьяева М.У. Этапы и формы педагогического проектирования / М.У.Яхъяева // Образование и воспитание. - 2015. - №5. - С. 75-78. Электронные ресурсы:
30. Официальный сайт Камского строительного колледжа имени Е.Н.Батенчука - Режим доступа: http://kamecc.ru