ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР 8
1.1 Понятие воображения в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте 13
1.3 Специфика использования народных игр в развитии воображения у детей
дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Результаты исследования развития воображения у детей дошкольного
возраста 36
2.3 Программа развития воображения у детей дошкольного возраста
средствами народных игр 42
2.4 Анализ эффективности реализации программы развития воображения у
детей дошкольного возраста средствами народных игр 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Условия жизни современного общества выдвигают новые требования к большинству сфер человеческой деятельности. Быстро развивающееся общество требует от граждан оригинальных и инновационных идей, для продуцирования которых шаблонные и привычные действия должны смениться подвижностью, гибкостью мышления, быстрой ориентацией и адаптацией к новым условиям, творческим подходом к решению поставленных проблем. Всё это говорит о необходимости развития воображения с раннего детства. И в первую очередь это касается системы образования, в том числе и дошкольного, так как именно дошкольный период является периодом первоначального склада личности, развития психических процессов.
Нужно отметить тот факт, что все новое, нереальное и фантастическое, рождается в нашем сознании из полученной ранее информации. Воображение является процессом созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание. Человек обязательно осознает каждый этап и элемент воображения. Актуальность темы исследования данной работы обусловлена тем, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Объектом исследования данной работы является воображение.
Необходимость развития воображения как одного из основных психических новообразований дошкольного возраста отмечена в нормативных документах, регулирующих систему дошкольного образования. Так, в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного образования одной из основных задач отмечено «формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса ребенка, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста» [65]. В программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста сказано: «Возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане - воображении - также одно из главных новообразований старшего дошкольного возраста. Поэтому главной задачей является развитие воображения.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.
Игры, отличающиеся определённым колоритом национальных красок, называют народными. К народным играм относятся также традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. д.), упражнения и состязания (прыжки, борьба, подъём и метание камня и т. д.). Детские народные игры отличаются непосредственностью и простотой. Вместе с тем в простых по форме и на первый взгляд наивных по содержанию играх, дети постоянно воображают труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда. По содержанию и времени бытования народные игры делятся на несколько групп.
В процессе проведения народных игр радость движения сочетается с духовным обогащением детей, с развитием воображения, уважительным отношением к культуре родной страны. В играх ярко отражается образ жизни того или иного народа, национальные устои. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Всё это говорит об актуальности проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр. Кроме того, по исследованиям психологов (Я.А. Пономарев, О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков) старший дошкольный возраст является периодом бурного развития воображения. Именно в это время в структуре познавательной деятельности дошкольника особое место занимает воображение (фантазия). Ребенок 5-6 лет способен к созданию нового, фантазии, его идеи, проявляемые в народных играх, отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Однако исследований, посвященных проблеме использования народных игр в развитии воображения дошкольников, проведено недостаточно.
Возникает противоречие между необходимостью использования народных игр в развитии воображения дошкольников и недостаточным уровнем разработанности вопроса в теоретико-методологических исследованиях.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологопедагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Развитие воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Проблема исследования: каковы условия для использования народных игр в развитии воображения детей дошкольного возраста.
Цель - исследование развития воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр.
Объект исследования - воображение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс использования народных игр в развитии воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- определить понятие воображения в психолого-педагогических исследованиях;
- описать особенности развития воображения в дошкольном возрасте;
- рассмотреть специфику использования народных игр в развитии воображения у детей дошкольного возраста;
- организовать и провести экспериментальное исследование развития воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр;
- охарактеризовать программу развития воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр;
- проанализировать эффективность реализации программы развития воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр.
Гипотеза. Развитие воображения старших дошкольников средствами народных игр будет эффективным, если соблюдены следующие педагогические условия:
- включены средства стимуляции визуального и вербального характера;
- соблюдены принципы активности, постепенности усложнения и т.д.;
- создана эмоционально-положительная творческая атмосфера сотрудничества, пробуждения интереса к народным играм.
Теоретической основой исследования являются: исследования по проблеме игры как деятельности, обладающей особым значением в жизни ребенка (Л.В. Байбородова, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесграф, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, и др.); исследований об этапах формирования игровой деятельности (Л.И. Волошина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Н. А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Л.С. Новосёлова, Д.Б. Эльконин и др.)
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе - теоретическом - осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и развития воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе - теоретико-проектировочном - проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике дошкольных организаций, изучались основные показатели и критерии развития воображения у детей дошкольного возраста, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс исследовательских заданий.
На третьем этапе - опытно-формирующем - проведен формирующий этап эксперимента с целью проверки разработанной методики, направленный на развитие воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса занятий по развитию воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр.
На четвертом этапе - уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в выявлении педагогических условий, способствующих развитию воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр, которые могут быть использованы педагогами ДОО в своей практической деятельности.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. Степень особенностей развития воображения и памяти характеризуется по: новизне и оригинальности образов; их яркости; способности человека осмыслить продукты своего воображения. Основными функциями воображения являются: целеполагание, предвосхищение (антиципация); основа для творчества; комбинирование и планирование; замещение действительности; проникновение во внутренний мир другого человека.
Психологами выделяются три вида воображения, а именно: воссоздающее, творческое и мечта. Воображение генерирует свои образы тремя способами: агглютинация акцентирование, типизация. Есть пять основных форм воображения в психологии: мечта, фантазия, галлюцинация, грезы, сновидения. Кроме названных форм воображения, есть еще один редко упоминаемый вид - мыслительный эксперимент. В психологии дается следующая классификация воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. В процессе воображения участвует мышление, память, анализ, а также способ восприятия мира.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Сейчас большинство людей молодого поколения, к сожалению очень поверхностно знакомы с народной культурой своего народа. Восстановить связь времен и вернуть утраченные духовные ценности должно стать основной задачей педагогов дошкольных образовательных учреждений. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Нельзя сказать, что мы этого раньше не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду как основной документ для педагогов таких задач не ставила. И поверхностное, эпизодическое изучение привело к возникновению пробелов в нравственном воспитании целого поколения детей.
В дошкольный период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, в его песнях, музыке, народных играх. Россия многонациональная страна и с детства необходимо воспитывать у детей чувство толерантности, правильного восприятия нравов и обычаев людей других национальностей среди которых живет человек.
Народные игры любой национальности влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают воображение, нравственные чувства, физически укрепляют детей.
С целью обоснования эффективности использования народных подвижных игр в развитии воображения у детей дошкольного возраста на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № » района г.Казани. (краткое название МБДОУ «Детский сад № »). был проведен педагогический эксперимент с участием детей средней группы (4-5 лет).
Установлено, что на констатирующем этапе низкий уровень развития воображения имеют 38,4% (5 чел) детей экспериментальной группы и 30,8% (4 чел) детей контрольной группы. Таким детям сложно давалось изменение стандартной формы предмета, необычные техники рисования не использовались, а цвет не отличался от заданных стандартов. Средний уровень определен у 46,2% (6 чел) детей экспериментальной группы и 46,2% (6 чел) детей контрольной группы. Высокий уровень выявлен у 15,4% (2 чел) детей экспериментальной группы и 23,1% (3 чел) детей контрольной группы. Большинство рисунков отличаются оригинальной формой исследуемого предмета, необычными техниками рисования, оригинальностью цвета и высоким уровнем фантазии.
На основании результатов констатирующего этапа нами были предложены и проведены занятия по развитию воображения у детей дошкольного возраста средствами народных игр.
Цель - систематизировать работу по развитию воображения детей дошкольного возраста посредствам народных игр.
Используя методы и приемы, разработанные отечественными и зарубежными психологами, а также культурное наследие народов развивать воображение, умение предложить что-то новое, фантазировать, т. е. воспитывать с раннего возраста творческий подход к жизни, являющийся основой развития воображения личности.
По окончании формирующего этапа была проведена повторная диагностика воображения дошкольников.
Было показано, что использованная нами программа развития воображения средствами народных игр способствовала более эффективному развитию воображения у средних дошкольников экспериментальной группы. В контрольной группе так же произошли качественные изменения исследуемого показателя, однако в экспериментальной группе данные изменения более динамичны.
Итак, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что развитие воображения старших дошкольников средствами народных игр будет эффективным, если соблюдены следующие педагогические условия:
- включены средства стимуляции визуального и вербального характера;
- соблюдены принципы активности, постепенности усложнения и т.д.;
- создана эмоционально-положительная творческая атмосфера сотрудничества, пробуждения интереса к народным играм.
1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2010
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. 4-е изд., доп.. — Петрозаводск: Скандинавия, 2013
3. Анистратова, А.А., Гришина, Н. И. Развиваем творческие способности [Текст] / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. -М., 2008. — 56 с.
4. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.
5. Беркинблит, М.Б., Петровский, А.В. Фантазия и реальность. - М., 2012 - 128 с.
6. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. - 112с.
7. Боровик О. В. Учись, играя. Развитие воображения: методич. рекомендации. - М. : ООО «ЦГЛ "Рон"», 2000. - 112 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 671 с.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк: Книга для учителя. — М.: Просвещение. — 2011. — 198 с.
10. Гречко С.А. Развитие воображения младших школьников. - М.: «Первое сентября», 2003. - 186 с.
11. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 568-569.
12. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 176 с.
13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М. : ИЦ «Академия», 2004. - 283 с.
14. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - См.,
2014.
15. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О. М. Дьяченко. — М.:Знание, 1986. — 96с.
16. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114.
17. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. -2007. -№ 16.-С.32
18. Екжанова Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях : Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах образовательной школы : науч. -метод. пособие / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова. - М. : ИПЦ «Каро», 2007. - 271 с.
19. Ермакова О. Сюжетно-ролевые занятия // Дошкольное воспитание. -
2012. - № 5. - С. 37-40
20. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 21-27.
21. Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Школа-Пресс, 2011 - С.228
22. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Издательский дом "Питер", 2009 г. - 444 с.
23. Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Казакова. - М. : Владос, 2006. - 255 с.
24. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. - 2011 - № 2 - 41-46 с.
25. Коваль А. Н., Малыгина А. Н. К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 969-972. — URL https://moluch.ru/archive/103/23929/ (дата обращения: 11.12.2017).
26. Козлов Н.И. Воображение [Электронный ресурс]: энциклопедия
практической психологии. - Режим доступа: UPL: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 20.11.2017)
27. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М. : Мозайка-Синтез, 2008. - 160 с.
28. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2013 - 99 с.
29. Кравцова Е. В. Развитие воображения/Е. В. Кравцова//Дошкольное воспитание. — 2009.- № 12. — с.45-47
30. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология / Е. Е Кравцова. - М. : Форум, 2009. - 383 с.
31. Кудрявцев В. Т. Игра и развитие воображения ребёнка: очевидное и
неочевидное // Vygotsky Studies. - 2005. - Vol. 6. URL:
http://www.tovievich.ru/book/7/198/1.htm.
32. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2001. - 464 с.
33. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 1981. - 494 с.
34. Люблинская, А.А. Детская психология. - М., 2011 - 415 с.
35. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа
дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ:
Методическое пособие. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-пресс», 2011. - 288 с.
36. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. Издательский дом "Питер", 2013 г. - 592 с.
37. Мусина Т.С., Майсеитова А.Т. Развитие воображения в дошкольном возрасте. - Павлодар: Издательство педагогического университета, 2011. - 80 с..
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. пособия для вузов/ В. С. Мухина//- М.: Академия, 2012
39. Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива // Дошкольное воспитание. — 2015. № 1. — С.113—117
40. Наумова Т. В., Тихомирова О. Б. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада // Наука и Мир, 2014. — № 1 (5). — С. 306-309.
41. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3. Психология образования. - М., 2010. - 688 с.
42. Никандров В.В. Психология. Волтерс Клувер. 2009 г. - 974 с.
43. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1990. - 160 с.
44. Ножкина Т.В., Прусова Н.В., Пивоварова И.А. Общая психология. Учебное пособие. Флинта. 2015 г. - 289
45. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2012. - Гл.13.
46. Общая психология / Под ред. Максименка С.Д. - К., 2010.
47. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения / О. Е. Озерова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 157 с.
48. Опевалова Е. В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е. В. Опевалова. — Комсомольск-на- Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. — 148с.
49. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. - М. : Речь, 2010. - 137 с.
50. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. - М.: Знание. - 2013. - 155 с.
51. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
52. Программа «Развитие» : основные положения / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. - М. : Новая школа, 1994. - 65 с.
53. Проект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М. : Вентана-Граф, 2015
54. Ребакина Н. В., Гафарова Н. В., Крылова Е. В. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10910/ (дата обращения: 11.12.2017).
55. Резерв успеха - творчество / под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна. - М.: Педагогика, 2013.
56. Репина Т. А. Развитие воображения // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М.: Просвещение,2014.- С. 247-267.
57. Речицкая, Е.Г., Сошина, Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М., 2010 - 25-44 с.
58. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с.
59. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
60. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2 -е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
61. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: учебное пособие. - М: МГИУ. 2000 г. - 335 с.
62. Субботина Л. Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей. - Екатеринбург : У - Фактория, 2006. - 189 с.
63. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 2010. - 240 с.
64. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум /Г. А. Урунтаева. — М.:Просвещение, 2006. — С.97.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Рос. газета. - № 6241 (265) // http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 15.11.2017 г.)
66. Филиппова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
67. Фомина Л. Новые творческие технологии в дошкольном детстве / Л. Фомина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 38-54.
68. Цукарь А. Я. Уроки развития воображения / А. Я. Цукарь. - М., 2000. - 214 с.
69. Шишкоедов П.Н. Общая психология. Флинта. 2015 г. - 812 с.