Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ГЕНЕРАЦИИ ОБУЧАЮЩИХ ТЕСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕМАНТИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

Работа №31546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Инструментарий 5
1.1. Обзор 5
1.2. Семантическая сеть 10
1.2.1. Семантическая паутина 12
1.2.2. RDF и RDFS 13
1.2.3. OWL 15
1.2.4. SPARQL 15
1.2.5. Wikidata и DBpedia 17
1.3. Область знаний 18
1.4. Эффект тестирования 19
1.4.1. Забывание 20
1.5. Сложность тестов 21
Глава 2. Разработка и апробация 24
2.1. Реализация формирования вопросов 24
2.2. Разделение классов онтологий 25
2.3. Перевод вопросов на русский язык 25
2.4. Популярность статьи в Википедии 26
2.5. Время тестирования 27
2.6. Количество вариантов ответа 27
2.7. Апробация 28
Заключение 29
Глоссарий 31
Источники 33
Приложение 1 37
Приложение 2 44


В современных больших хранилищах знаний информация структурирована с помощью семантических сетей. Эту информацию можно использовать для создания обучающих тестов. Существуют концептуальные приложения, которые создают вопросы викторин на основе семантических сетей. Однако проблема заключается в том, что данные приложения непригодны для реального использования в образовательной деятельности в виду ряда своих недостатков.
Создание готового к применению приложения исключит необходимость самостоятельно искать и оптимизировать данные, на основе которых будет создан обучающий тест. Появляется возможность работать непосредственно с информацией из семантических сетей в исходном виде.
Цель работы состоит в том, чтобы автоматизировать процесс составления вопросов обучающих тестов, основываясь на определенном, заранее выбранном понятии и требуемом уровне сложности. Обучение не должно рассеивать внимание по нескольким темам. При этом информация для вопросов должна быть удобно получена из необходимой семантической сети.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- сформулировать понятие направления или тематики теста;
- определить критерии сложности вопросов;
- разработать способ построения вопросов из семантической сети;
- автоматизировать процесс создания вопросов теста на основе заданной
тематики с заданной сложностью;
- протестировать полученный продукт на реальных обучающихся.
Объектом исследования является процесс извлечения данных из семантических сетей.
Предметом исследования являются семантические сети, которыми связаны понятия в ресурсах знаний.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Была подобрана база знаний, хранящая статьи Википедии, - Wikidata, а также проект DBpedia, где информация представлена в виде семантических сетей. Были изучены форматы, предложенные Консорциумом Всемирной паутины для описания структуры этих сетей (RDF, RDFS и OWL). Для извлечения информации из DBpedia был рассмотрен и использован язык запросов SPARQL.
2. В качестве понятия направления или тематики обучающего теста было решено использовать перечень общеобразовательных предметов и предметных областей, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Так как классы онтологий в DBpedia не разделены на области знаний, они были вручную распределены по вышесказанной структуре.
3. Для определения критериев сложности вопросов были изучены уровни познавательной деятельности (таксономия Блума), а также оптимальное количество времени, которое должно быть отведено на ответ. Основным критерием было решено использовать популярность статьи Википедии, соответствующей теме вопроса, так как чем больше количество просмотров данной страницы, тем больше вероятность, что учащийся знаком с этой информацией.
4. Для построения вопросов теста на GitHub была найдена библиотека для генерации вопросов из семантических сетей QuizEngine. В рамках данной работы был изучен принцип работы данной библиотеки и добавлены некоторые усовершенствования. Также был осуществлен автоматический перевод вопросов с английского языка на русский при помощи API Яндекс Переводчика.
5. Был изучен алгоритм генерации вопроса:
- преподаватель выбирает направление теста;
- по заданной тематике берется некоторое понятие, по которому будет создан вопрос;
- у данного понятия автоматически выбирается свойство, относительно которого будет задан вопрос, и по которому определяется правильный ответ;
- по этому же свойству, но уже у других понятий, подбираются дистракторы.
6. Перед апробацией встал вопрос о количестве вариантов ответа. Были изучены несколько работ, опираясь на которые было решено предлагать под каждым вопросом 3 варианта ответа.
Получившийся инструмент был протестирован на реальных участниках. Был подтвержден эффект тестирования, так как при повторном прохождении теста среднее количество правильных ответов увеличилось, а значит полученный тест способствует запоминанию.
Все поставленные задачи были выполнены и был получен положительный результат апробации разработанного решения. Цель работы можно считать достигнутой. Работа размещена в открытом доступе на GitLab по ссылке: http://gititis.kpfu.ru/roagaripov/SemanticTest.


1. Большая советская энциклопедия // Gufo.me - словари и энциклопедии. 1977. URL: https://gufo.me/dict/bse (дата обращения: 3.04.2019)
2. Аванесов В. С. Теория и практика педагогических измерений // ЦТ и МКО УГТУ-УПИ. 2005. URL:
http://charko.narod.ru/tekst/biblio/Avanesov_Teoriya_i_metod_ped_izmer.p df (дата обращения: 13.03.2019)
3. 10 инструментов для создания тестов и викторин // Developers blog Постовой. 2016. URL: https://postovoy.net/10-konstruktorov-testov-i- viktorin.html (дата обращения: 3.04.2019)
4. Roussopoulos N.D. A semantic network model of data bases // Department of Computer Science, University of Toronto, 1976, TR № 104. URL: https://dl.acm.org/citation.cfm?id=908323&dl=ACM&coll=ACM (дата обращения: 04.05.2019).
5. Zaino J. Semantic Web and Semantic Technology Trends in 2018 // Dataversity. 2017. URL: https://www.dataversity.net/semantic-technology- semantic-web-trends-2018/# (дата обращения: 27.03.2019)
6. Berners-Lee T. Semantic Web Road map // The World Wide Web Consortium (W3C). 1998. URL:
https://www.w3.org/DesignIssues/Semantic.html (дата обращения:
04.05.2019) .
7. RDF Primer. W3C Recommendation 10 February 2004 // The World Wide Web Consortium (W3C). 2004. URL: https://www.w3.org/TR/rdf-primer/ (дата обращения: 04.05.2019).
8. RDF Schema 1.1. W3C Recommendation 25 February 2014 // The World Wide Web Consortium (W3C). 2014. URL: https://www.w3.org/TR/rdf- schema/ (дата обращения: 04.05.2019).
9. OWL Web Ontology Language Overview. W3C Recommendation 10 February 2004 // The World Wide Web Consortium (W3C). 2004. URL: https://www.w3.org/TR/owl-features/ (дата обращения: 04.05.2019).
10.SPARQL Query Language for RDF. W3C Recommendation 15 January 2008 // The World Wide Web Consortium (W3C). 2008. URL: https://www.w3.org/TR/rdf-sparql-query/ (дата обращения: 04.05.2019).
11. Schoneville C. Data Revolution for Wikipedia // Wikimedia Deutschland. 2012. URL:
https://wikimedia.de/wiki/Pressemitteilungen/PM_3_12_Wikidata_EN (дата обращения: 04.05.2019).
12. What is DBpedia? // DBpedia Blog. URL: https://blog.dbpedia.org/sample- page/ (дата обращения: 04.05.2019).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015 года): приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
(дата обращения: 04.05.2019).
14. Roediger H. L., Karpicke J. D. Test-Enhanced Learning // Psychological science. 2005. V. 17. № 3. URL:
http://learninglab.psych.purdue.edu/downloads/2006_Roediger_Karpicke_P sychSci.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
15. Насколько быстро мы забываем? // Lingualeo blog. 2015. URL: https://corp.lingualeo.com/ru/2015/04/09/ne-zabudte-povtorit-ili-naskolko- byistro-myi-zabyivaem/ (дата обращения: 05.05.2019).
16. Жунусакунова А. Д. Подходы к определению уровня сложности тестовых заданий // Молодой ученый. 2017. № 4.1. С. 55-58. URL: https://moluch.ru/archive/138/39700 (дата обращения: 05.05.2019).
17. Ким В. С. Тестирование учебных достижений. Монография // Уссурийск: Издательство УГПИ. 2007. URL: http://clipperkim.narod.ru/test/monotest/index.html (дата обращения:
05.05.2019) .
18. Ruch G. M., Stoddard G. D. Comparative Reliabilities of Five Types of Objective Examinations // Journal of Educational Psychology. 1925. V. 16 (2), С. 89 - 103. URL: https://psycnet.apa.org/buy/1926-08288-001 (дата обращения: 05.05.2019).
19. Vegada B., Shukla A., Khilnani A., Charan J., Desai C. Comparison between three option, four option and five option multiple choice question tests for quality parameters: A randomized study // Indian J Pharmacol.
2016. № 48 (5). С. 571 - 575. URL:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5051253/ (дата обращения: 05.05.2019).
20. Vyas R., Supe A. Multiple choice questions: A literature review on the optimal number of options // The national medical journal of India. 2008. V.
21. № 3. URL: http://archive.nmji.in/archives/Volume_21/Issue-3/PDF- volume-21 -issue-3/V olume-21 -issue-3-Med-Edu.pdf (дата обращения:
05.05.2019) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ