Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Наставничество на государственной гражданской службе

Работа №31544

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
899
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы наставничества 6
1.1. Сущностная характеристика системы наставничества 6
1.2. Система наставничества. Обучение на рабочем месте 15
1.3. Особенности функционирования системы наставничества на
государственной гражданской службе 23
Глава 2. Анализ системы наставничества в Министерстве образования и науки Республики Татарстан 30
2.1. Характеристика деятельности Министерства образования и науки
Республики Татарстан 30
2.2. Анализ деятельности Министерства образования и науки Республики
Татарстан 37
2.3. Анализ системы наставничества в Министерстве образования и науки
Республики Татарстан 43
Глава 3. Рекомендации по внедрению системы наставничества в Министерство
образования и науки Республики Татарстан 51
3.1. Направления внедрения системы наставничества в Министерство
образования и науки Республики Татарстан 51
3.2. Эффект предложенных мероприятий 56
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения

На сегодняшний день наставничество является одним из древнейших методов обучения персонала на рабочем месте, несмотря на это, оно довольно развито и в современных организациях.
Актуальность данной темы обусловливается следующими факторами:
1. Возрастает потребность в контроле молодых специалистов что, в свою очередь, предполагает развитие разнообразных форм, методов, механизмов, которые позволяют совершенствовать процесс управления расширения человеческого потенциала любой организации.
2. Существует необходимость в квалифицированных кадрах на государственной службе, то есть необходимо развивать потенциал молодых кадров для совершенствования государственной службы.
3. Для эффективности и сокращения процесса адаптации новых сотрудников необходимо обратиться к институту наставничества.
В 2015 году среди государственных гражданских служащих впервые назначенных на должность, был проведен опрос (65 государственных гражданских служащих) с целью получения обратной связи и оценки эффективности наставничества как формы адаптации служащих в органах исполнительной власти. Опрос проводился анонимно с использованием анкеты. Около 30 % опрошенных испытывали трудности и нуждались в поддержке в течение первого месяца, оставшиеся 70 % в поддержке нуждались от 3 до 6 мес. Оценивают отношения с непосредственным руководителем и коллегами как доброжелательные от 73,8 % до 89,2 %, сугубо деловыми - 7,7 %. Большинство (72,3 %), довольны и удовлетворены выбором места работы - государственной гражданской службой. Не желают сменить место работы 55,4 %. 23 % при появлении выгодного предложения готовы покинуть службу, остальные затруднились ответить. Наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации оказали: наставник - 93,8 %; коллега по работе - 89,2 % .
Наставничество имеет достаточно длительную историю применения. Несмотря на, то, что данная форма работы с людьми в организации довольно традиционна, значимость его в современном мире все более возрастает. Это связано в первую очередь с тем, что спектр применения наставничества очень широк: оно может использоваться как при работе с начинающими и молодыми специалистами, так и с людьми, которых вновь назначают на должность. Также наставничество можно применять при внедрении изменений в организации. Суть наставничества заключается в том, что опытный и осведомленный сотрудник осуществляет наставничество по отношению к менее опытному.
Процесс обучения происходит непосредственно в реальном рабочем процессе, сотрудник набирается опыта на примерах реальных профессиональных задач, которые он решает под руководством высококвалифицированного специалиста с возможностью
проконсультироваться экспертным мнением опытного профессионала. Наставничество применяется по отношению к сотрудникам, уровень подготовки которых может варьировать от полного отсутствия каких-либо профессиональных знаний до вполне грамотных специалистов с солидным запасом знаний. Для последних данный метод используется, как помощь вновь поступившим на работу сотрудникам адаптироваться на новом рабочем месте, познакомиться с коллективом, освоить специфику работы в данной организации и перенять корпоративную культуру компании.
Объектом исследования является наставничество в сфере государственной гражданской службы.
Предметом исследования являются социально-трудовые отношения, связанные с адаптацией молодых специалистов на государственной гражданской службе в Министерстве образования и науки Республики Татарстан (далее Министерство образования и науки РТ, Министерство).
Целью бакалаврской работы является разработка теоретических и практических основ адаптации молодых специалистов путем наставничества на примере Министерства образования и науки РТ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущностную характеристику системы наставничества;
2) рассмотреть функции и задачи наставничества как способа обучения на рабочем месте;
3) изучить особенности функционирования наставничества на государственной гражданской службе;
4) проведение SWOT и PEST анализа Министерства образования и науки РТ;
5) разработка практических методов по внедрению наставничества в Министерстве образования и науки РТ.
Основные методы исследования. В процессе исследования применялись методы: общенаучные - анализ литературы по экономике труда, методические материалы по подготовке молодых специалистов; теоретическое осмысление, логический и сравнительный анализ, обобщение передового опыта по подготовке молодых специалистов; эмпирические исследования, позволившие выявить необходимые направления работы с молодыми специалистами, анкетные опросы, наблюдение.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Информационной базой бакалаврской работы являются данные отечественных теоретических исследований, периодической печати, результаты социологических исследований, мониторинга и статистические материалы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наставничество имеет достаточно длительную историю применения. Несмотря на, то, что данная форма работы с людьми в организации довольно традиционна, значимость его в современном мире все более возрастает. Это связано в первую очередь с тем, что спектр применения наставничества очень широк: оно может использоваться как при работе с начинающими и молодыми специалистами, так и с людьми, которых вновь назначают на должность. Также наставничество можно применять при внедрении изменений в организации. Суть наставничества заключается в том, что опытный и осведомленный сотрудник осуществляет наставничество по отношению к менее опытному.
Наставничество направлено, в первую очередь, на обучение работников посредством их взаимодействия с более опытными коллегами. Внедрение наставничества позволяет решить целый ряд задач, стоящих как перед самой организацией, так и перед работниками.
Предметом исследования являются социально-трудовые отношения, связанные с адаптацией молодых специалистов на государственной гражданской службе в Министерстве образования и науки Республики Татарстан.
Министерство образования и науки Республики Татарстан, является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление в сфере образования. Система управления Министерства включает государственные образовательные учреждения Республики Татарстан и иные учреждения государственной системы образования Республики Татарстан.
Министерство образования и науки РТ является сложным механизмом, каждый элемент которого отвечает за отдельное направление системы образования. Аппарат Министерства составляет 205 человек, главным в данном органе государственной власти, является Министр образования и науки РТ. Он организует работу Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
На сегодняшний день в Министерстве образования и науки РТ действует классическая схема адаптации молодых специалистов, вновь прибывшим сотрудникам устанавливается испытательный срок в размере 3-х месяцев, но отсутствует система наставничества, что приводит к текучести кадров (29% на конец 2017 года). Система наставничества, как метод адаптации лиц, впервые поступивших на государственную гражданскую службу, в Министерстве образования и науки РТ отсутствует.
Основными задачами Министерства являются: обеспечение
конституционных гарантий и законных интересов граждан в сфере образования и науки; обеспечение потребности отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными кадрами; обеспечение совершенствования образования и науки в Республике Татарстан .
В ходе анализа деятельности Министерства образования и науки РТ выявлены такие проблемы как: текучесть кадров, плохой социальнопсихологический климат в коллективе.
Текучесть кадров в Министерстве обусловливается несколькими факторами: отсутствие четкой стратегии по адаптации впервые назначенных на должность; сотрудники не видят перспективы карьерного и личностного роста; отсутствие взаимопонимания и сплоченности коллектива.
Плохой социально-психологический климат в коллективе - данная проблема была нами выявлена по результатам анкетирования сотрудников Министерства образования и науки Республики Татарстан, итоги которого представлены в параграфе 2.3. Атмосфера в коллективе влияет на: производительность труда; соблюдения правил внутреннего распорядка; количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов организации; сроки выполнения работы и т.д.
Для решения вышеизложенных проблем нами разработаны следующие мероприятия в Министерстве образования и науки РТ: разработка положения о наставничестве; лекции для лиц, впервые поступивших на государственную гражданскую службу; проводить анкетирование лиц, впервые поступивших на государственную гражданскую службу в начале процесса адаптации путем наставничества и по окончании этого периода; организовать рабочее место наставника и подопечного в одном кабинете; создать комиссию «Лучшие наставники».


1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ИНФРА-М, 2017.
- 158 с. 2.
2. Конституция Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, (ред. от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: офиц., текст. - М.: Проспект,
2016. - 1136 с.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 31. - Ст. 3215.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
6. Положение о Министерстве образования и науки Республики Татарстан. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.05.2010 № 388
Книги, монографии
7. Горшкова, Е.Г., Бухаркова, О.В. Коуч-наставничество, как инструмент развития бизнеса / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова // Практическое руководство.
- СПб.: Речь, 2016. - 144 с.
8. Джиоева, Ф.А. и др. Новая ступень развития HR-менеджмента нефтегазовых компаний: Наставничество как эффективная форма развития персонала: Раздел 78 25 коллективной монографии. / Ф.А. Джиоева. - Монография. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, 2013. -317с.
9. Днепров, Э.Д. Ушинский и современность / Э.Д. Днепров. - М., 2008. - 232 с.
10. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2014. - 598 с.
11. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. - 4-е изд., доп. и перераб. - М: Инфра-М, 2015. - 520 с.
12. Кондрух, В.И., Вертиль, В.В., Байдало, Е.Н. Формирование системы наставничества для предприятий Ассоциации «Уралпищепром»: методическое пособие. / В.И. Кондрух, В.В. Вертиль, Е.Н. Байдало. - Екатеринбург-РИО: ГАПОУ СО «ЕЭТК», 2017. - 66 с.
13. Максвелл, Д. Наставничество 101 / Пер. с англ. Герасимчик, Ю.И. Минск,
2009. 160 с.
14. Шаталова, Н.И. Организационная культура: учебник / Н.И. Шаталова - М.: Издательство "Экзамен", 2006. - 656 с.
15. Щекин, Г.В. Теория и практика управления персоналом. / Г.В. Щекин - М.: МАУП, 2015. - 257с.
16. Яконтова, Е.С. Эффективные технологии управления персоналом. / Е.С. Яконтова - СПб.: Питер, 2015 - 272 с.
Статьи
17. Аксенова, Н.В., Сипатов, С.А. Как мотивировать наставника / Н.В. Аксенова, С.А. Сипатов // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2012. - № 9. - С. 84-86.
18. Березняковский, В.С. Наставничество в управлении адаптацией персонала / В.С.Березняковский // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-1 (67-1). - С. 842-844.
19. Брод, Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров: проблемы и возможности / Р. Брод // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 7. - С. 57-64.
20. Джиоева, Ф.А., Еремина, И.Ю. Управление внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов через систему наставничества / Ф.А. Джиоева, И.Ю. Еремина // Нефть, газ и бизнес. - 2013. - № 11. - С.60-65.
21. Елисеева, Л.А. Наставничество и сторителинг как эффективные способы трансляции неявного знания / Л.А. Елисеева // Вестник Северного
(Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и
социальные науки. - 2014. - № 1. - С. 46-49.
22. Еремина, И.Ю., Джиоева, Ф.А. Система отношений "наставник-молодой специалист" в производственной организации / И.Ю. Еремина, Ф.А. Джиоева // Труды РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. - 2013. - № 2. - С. 86-95.
23. Зотов, М.Д., Зотова, И.В. Наставничество как форма профессионального развития государственных служащих / М.Д. Зотов, И.В. Зотова // Круглый стол на тему: «Актуальные вопросы государственного управления». Ломоносов, 2009. - С. 2-3.
24. Иванова, Л.Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект / Л.Л. Иванова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - С. 130-138.
25. Карпушин, Е.С., Дорохова, Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации / Е.С.Карпушин // Биржа интеллектуальной собственности. - 2015. - № 6. - С. 37
42.
26. Кларин, М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века / М.В.Кларин // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92-112
27. Крутцова, М.Н. Наставничество как форма адаптации государственных гражданских служащих / М.Н. Крутцова // Вестник университета. - 2017. - №3. - С. 184-188.
28. Ронжина, Л.Г., Аверин, А.В. Обучение и наставничество персонала / Л.Г. Ронжина, А.В. Аверин // Третий съезд психиатров, наркологов и психотерапевтов Чувашской Республики: тез. докл. - Чебоксары, 2015. - С. 303-306.
29. Ростовцева, Ю.В. К вопросу развития института наставничества на государственной гражданской службе / Ю.В. Ростовцева // Административное право и процесс. - 2014. - №5. - С. 57-62.
30. Савинова, С.Ю. Наставничество: традиция и новые смыслы /
С.Ю.Савинова, В.В.Кудрявцева // Научное мнение. - 2015. - № 11. - С. 130-138.
31. Синева, Н.Л., Яшкова, Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями / Н.Л. Синева, Е.В. Яшкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №7-4. - С.648-651.
32. Тургеневская, Н.И. Разработка модели наставничества «социальный партнер - наставник» / Н.И. Тургеневская // Сборник материалов Всероссийского семинара «Модель наставничества по подготовке специалистов на железнодорожном транспорте». - 2017. - С.16-20.
33. Урмина, И.А., Горелова, Н.Н. Наставничество, его значение в истории и современности / И.А. Урмина, Н.Н. Горелова // Социальная политика и социология. - 2010. - № 7. - С. 85-94.
34. Фролова, А.В. Роль наставничества в процессе прохождения испытательного срока / А.В. Фролова // Менеджмент сегодня. - 2012. - № 6. - С. 22-23.
35. Шишов, Р.А. Компетенции как критерии оценки кандидата в наставники и деятельности наставника / Р.А. Шишов // Управление развитием персонала. -
2012. - № 2. - С. 3-5.
36. Эсаулова, И.А. Новые роли менеджера по персоналу: будущее профессии и образовательный стандарт нового поколения / И.А. Эсаулова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. социально-экономические науки. - 2014. - № 11. - С. 106-116.
Электронные ресурсы
37. Барбасова, Д. М. Наставничество в современной корпоративной среде [Электронный ресурс] / Д.М. Барбасова // Молодой ученый. - 2013. - №10. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/57/7877/.
38. Закон РК от 23 ноября 2015г. №416-V «О государственной службе РК» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://online.zakon.kz/document682#pos
39. Котков, Д.И. Наставничество на гражданской службе [Электронный ресурс]: Аналитический портал Отрасли права. - 2017. - Режим доступа: http://отрасли-права.рф/artide/21696.
40. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (утв. Минтрудом России 18 ноября 2013 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
41. Министерство образования Оренбургской области Приказ от 12.05.2015г. №01-21/1042 «Об утверждении положения о наставничестве» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432890204
42. Московенко, В. А. Организация наставничества в госучреждении [Электронный ресурс] / В.А. Московенко // Госвопрос. - 2017. - Режим доступа: http://gosvopros.ru/job/qualification/tutors/.
43. Наставничество как идеальный метод адаптации новичков в коллективе [Электронный ресурс]: Электронный журнал. Генеральный директор, 2015. - Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/8030-nastavnichestvo.
44. Павлюкевич, М.П. Модель компетенций наставника [Электронный ресурс] / М.П. Павлюкевич // Инновационный центр развития образования и науки. - 2015. - Режим доступа: http://izron.ru/articles/.
45. Приказ Минобразования РБ от 24.03.2010г. №408 «Об утверждении
положения о наставничестве в Министерстве образования Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http: //bashkortostan.regnews. org/doc/nw/hk.htm.
46. Приказ МЧС России от 20 июля 2009 г. № 416 «Об организации
наставничества в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_963 85/
47. Приказ Следственного комитета РФ от 29 марта 2011 г. № 42 «Об утверждении Положения об организации наставничества в системе
Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116926/
48. Приказ Следственного комитета РФ от 4 мая 2011 г. № 75 «Об
утверждении Положения о консультантах-наставниках Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257593/
49. Приказ ФАС России от 24 марта 2016 г. № 348/16 «Об утверждении Программы наставничества в Федеральной антимонопольной службе» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online
50. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об
утверждении Положения о наставничестве в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (подготовлен Минтрудом России 13.07.2016) [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=10994
51. Родин, А.И. Система корпоративного обучения как серьезный фактор профессионального развития кадров образовательной организации [Электронный ресурс] / А.И. Родин // Электронный журнал. Про ДОД. - 2016. - Режим доступа: http://prodod.moscow/archives/1413.
52. Сулейманова, Н. Как сделать наставничество эффективным
[Электронный ресурс] / Н. Сулейманова // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2012. - № 9. - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ