ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА И КОНТЕКСТ: НАЧИНАЮЩАЯСЯ КОНСОЛИДАЦИЯ 8
§1. От исходных предпосылок - к принципам, от принципов - к практике ... 8
§2. Субъекты малого и среднего предпринимательство - новые лица в
вопросах бизнеса и прав человека 18
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АСПЕКТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 21
§1. Критерии отнесения лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства 21
§2. Обязанности субъектов малого и среднего предпринимательства в
области прав человека 24
§3. Основные проблемы, препятствующие вовлечению малого и среднего
бизнеса в реализацию инициатив в области бизнеса и прав человека 30
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА 35
§1. Повышение осведомленности о правах человека 35
§2. Роль государства в обеспечении соблюдения прав человека субъектами
малого и среднего предпринимательства 39
§3. Роль производственно-сбытовых цепочек в обеспечении соблюдения
прав человек субъектами малого и среднего предпринимательства 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
значение для экономики любой страны, поскольку они вносят вклад в экономический рост, способствуют инновационной деятельности и диверсификации экономики и создают рабочие места, причем все эти факторы благотворно сказываются на источниках жизнеобеспечения отдельных лиц. Согласно оценкам Международной организации труда (далее - МОТ), в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) субъекты малого и среднего предпринимательства составляют более 95% всех предприятий и обеспечивают 60 - 70% рабочих мест.
Согласно руководящему принципу 14 «обязанность предприятий по соблюдению прав человека касается всех предприятий независимо от их размера (выделено мной - Д.Д.), сектора, условий деятельности, форм собственности и структуры». Как и деятельность крупных транснациональных корпораций (далее - ТНК), деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства может быть сопряжена с неблагоприятным воздействием на те или иные конкретные (с учетом сфер деятельности) права человека. Более того, имеются исследования в рамках МОТ, демонстрирующие, что ситуация с правами человека на них обычно хуже, чем на крупных предприятиях, что они практически выключены из реализации Руководящих принципов и иных позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека как на национальном, так и - в особенности - международном уровне, где основное внимание уделено ТНК. Эта проблема в настоящее время не получила достаточной системной и комплексной разработки и освещения в научной и практической литературе, что и предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы и обусловило ее актуальность и научную новизну.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений в области бизнеса и прав человека, а конкретно отношения по обеспечению соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.
Предмет исследования составляет анализ правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства, изучение их понятия, критериев, источников правового регулирования как на национальном (включая законодательство зарубежных стран), так и на международном уровне, а также проблем и перспектив их вовлечения в реализацию позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека.
Цель и задачи. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы сформировать у его [исследования] пользователей понимание относительно современного состояния участия субъектов малого и среднего предпринимательства в международных, региональных и национальных инициативах в области бизнеса и прав человека, а также выработать предложения по установлению правил взаимодействия государственных и частных акторов в целях обеспечения соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи: исследовать доклады Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях (далее - Рабочая группа) Совету по правам человека и Генеральной Ассамблее, а также доклады Генерального секретаря, Верховного комиссара по правам человека и Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях (далее - Специальный представитель), другие документы и тематические статьи; выработать представление об истории развития защиты прав человека в сфере бизнеса в общем и в сфере деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в частности; определить критерии отнесения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства как на международном, так и на национальном (включая законодательство зарубежных стран) уровнях; установить объем ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства за соблюдение прав человека; выявить основные проблемы, которые препятствуют вовлечению малого и среднего бизнеса в реализацию позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека; выработать рекомендации по обеспечению соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека на вертикальном и горизонтальном уровнях.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, междисциплинарные и специально юридические методы познания. Общей методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. Среди междисциплинарных методов особое место в работе занимает системно-структурный метод. Проследить закономерности соответствующих связей и обобщить выводы на концептуальном уровне стало возможным благодаря широкому применению исторического и логического методов. Среди использованных специально-юридических методов исследования следует выделить историко-правовой, формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также синергетический метод. Установленные закономерности, сделанные обобщения и выводы автора, в том числе выносимые на защиту, в значительной степени опираются на результаты научного анализа документов, разработанных Специальным представителем и Рабочей группой, осуществленного посредством эмпирического метода исследования.
Теоретическая база исследования. Теоретическую базу исследования составляют работы Р.М. Валеева, Л.Х. Мингазова, Р.Ш. Давлетгильдеева, A. Х. Абашидзе, А.А. Ковалева, В.А. Карташкина, Д.А. Саблина, Е.И. Максименко, И.А. Ворониной, Е.В. Кошелева, А.Е. Юрицина, B. Д. Зорькина, С.В. Черниченко, Р.А. Мюллерсона, Д.К. Бекяшева, Р. Куликова, О. де Шуттера, М. Цзяня, а также доклады, разработанные Специальным представителем и Рабочей группой, краткие изложения дискуссий на Форумах ООН по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека, справочные руководства, подготовленные Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ).
Нормативная база исследования. Нормативную базу исследования составляют международные конвенции в области прав человека, декларации, принятые МОТ, проект международного юридически связывающего договора о транснациональных корпорациях и других предприятиях в аспекте прав человека (Draft Zero), проект дополнительного протокола к нему, резолюции Совета по правам человека, законы и подзаконные акты Российской Федерации, законодательство Европейского Союза, Великобритании и Франции, специальные стандарты в области бизнеса и прав человека, принятые в рамках отдельных компаний.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав и восьми входящих в них параграфов, и завершается заключением и списком использованной литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Главный вектор международных усилий по разработке стандартов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека по-прежнему направлен на транснациональные корпорации, в то время как размер компании не должен быть решающим фактором для определения характера и масштабов мер, необходимых для решения проблем, связанных с рисками для прав человека, которые создают деятельность, продукция и услуги предпринимателя, а также его деловые отношения.
2. Поскольку субъекты малого и среднего предпринимательства могут затронуть практически все международно признанные права, они должны рассматривать ответственность за соблюдение прав человека в отношении всех этих прав, хотя в особых случаях некоторые из них могут потребовать большего внимания.
3. Торгово-промышленные палаты, в особенности на региональном - и оттого более практичном - уровне, провозглашающие среди задач своей деятельности распространение цивилизованных принципов ведения бизнеса и
проведение политики социальной ответственности предпринимателей и объединяющие в себе на членской основе предпринимателей соответствующего уровня, способны играть большую роль в деле доведения до субъектов малого и среднего предпринимательства преимуществ от активного позиционирования соблюдения ими прав человека. Кроме того, взаимодействие крупных, включая транснациональные, компаний с субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках производственно-сбытовых цепочек в ряде случаев возлагает на последние контрактные обязательства, требующие от них отчетности по соблюдению прав человека в ходе своей деятельности, в силу концепции ответственности за деловые отношения (горизонтальное обеспечение).
4. Имеющееся разнообразие форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации открывают возможности для популяризации принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека и реализации ожиданий относительно того, что все предприниматели, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, выполняют обязанности по соблюдению прав человека (вертикальное обеспечение).
В результате проведенного научного исследования можно сделать следующие теоретические выводы и сформулировать ряд предложений и практических рекомендаций.
1. Понятия «права человека» и «бизнес» стоят в одном ряду сравнительно недавно. Но скорость, с которой происходило сближение двух сфер, оказалась действительно большой - на сегодняшний день мы уже имеем проект юридически связывающего документа для регулирования в международном праве прав человека деятельности транснациональных корпораций и других предприятий, а также проект дополнительного протокола к нему. Особую важность в контексте настоящей работы представляет тот факт, что Проект Ноль в статье 9 содержит прямое указание на малый и средний бизнес, когда говорит о предупреждении нарушений прав человека лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Это, на наш взгляд, являет собой большую перспективу для соответствующих инициатив уже на национальном уровне применительно к особенностям развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
2. Критерии отнесения того или иного лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства часто разнятся в зависимости от правовых систем, однако общепринятым является то, что среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать цифру в двести пятьдесят человек.
3. Международное право прав человека провозглашает, что все компании - от малых и средних предприятий до крупных транснациональных корпораций - должны проявлять должную заботу о правах человека (как указано в руководящих принципах 17 - 21), чтобы избегать оказания или содействия оказанию неблагоприятного воздействия на права человека, и стремиться предотвращать или смягчать такое воздействие, непосредственно связанное с их деятельностью, в том числе участвовать в ликвидации последствий такого воздействия.
4. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны учитывать существующие проблемы, связанные с правами человека, в тех регионах, где они расположены, учитывать риск более значительного влияния на те или иные конкретные права человека по сравнению с другими правами и проявлять должную осмотрительность в отношениях с партнерами по предпринимательской деятельности, субъектами в их цепочке создания стоимости и другими негосударственными или государственными субъектами, имеющими непосредственное отношение к их предпринимательской деятельности, продуктам или услугам.
5. Главный вектор международных усилий по разработке стандартов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека по-прежнему направлен на транснациональные корпорации, в то время как имеющаяся информация показывает, что условия труда на малых и средних предприятиях обычно хуже, чем на крупных. В то же время они нередко являются значительным источником занятости для представителей групп, находящихся в особо тяжелых социально-экономических условиях, включая женщин, пожилых людей и малоквалифицированных работников. Все это обуславливает острую необходимость проявления внимания к проблеме обеспечения соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека.
6. В работе отмечается, что Национальная сеть Глобального договора ООН могла бы проявить инициативу по установлению сотрудничества с организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, с Торгово-промышленными палатами. Такое коллективное взаимодействие позволило бы преодолеть одну из характерных черт субъектов малого и среднего предпринимательства, которая обусловлена прежде всего их небольшим размером и которая была обозначена термином «бедность ресурсов».
7. Ожидается, что включение прав человека в программы (подпрограммы), касающиеся поддержки, в том числе в качестве одного из условий допуска конкурсными комиссиями к участию в соответствующих программах (подпрограммах) или фактора, влияющего на выбор поставщиков по Федеральному закону «О контрактной системе» как минимум в некоторых случаях принесет свои плоды
1. Международный пакт о гражданских и политических правах
(принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) // Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pactpol .shtml
(дата обращения: 23.10.2018).
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pactecon. shtml (дата обращения: 23.10.2018).
3. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) // Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon. shtml (дата обращения: 25.10.2018).
4. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся
многонациональных корпораций и социальной политики, принятая Административном советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 г.) с поправками, принятыми на его 279-й (ноябрь 2000 г.) и 295-й (март 2006 г.) сессиях // Международная организация труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ilo .org/wcmsp5/groups/public/— ed norm/—relconf/documents/meetingdocument/wcms 370402.pdf (дата обращения: 02.03.2019).
5. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации (принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 86-й сессии, Женева, 18 июня 1998 года) // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/ilo principles.shtml (дата обращения: 02.03.2019).
6. Human Rights Committee, ‘General Comment No. 31, Nature of the General Legal Obligation Imposed on States Parties to the Covenant’, CCPR/C/21/Rev.1/Add. 13 (26 May 2004).
7. Human rights and transnational corporations and other business enterprises, Human Rights Resolution 2005/69 // The Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. [Electronic resource]. - Mode of access: http://ap.ohchr.org/documents/alldocs.aspx?doc id=11160 (date of access:
20.03.2019) .
8. Права человека и транснациональные корпорации и другие
предприятия (резолюция, принятая Советом по правам человека 6 июля 2011 г.) // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/G11/144/73/PDF/G1114473.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
9. Предпринимательская деятельность и права человека: мандат
Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных
корпорациях и других предприятиях (резолюция, принятая Советом по правам человека 22 июня 2017 г.) // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/do c/UNDOC/GEN/G 17/191 /49/PDF/G1719149.pdf (дата обращения:
13.03.2019) .
10. Права человека и транснациональные корпорации и другие
предприятия (резолюция, принятая Советом по правам человека 6 июля 2011 г.) // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-
nv.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/G11/144/73/PDF/G1114473.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
11. Разработка международного юридически связывающего договора о
транснациональных корпорациях и других предприятиях в аспекте прав человека (резолюция, принятая Советом по правам человека 14 июля 2015 г.) // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-
nv.un.org/doc/UNDQC/GEN/G14/082/54/PDF/G1408254.pdf (дата обращения: 13.03.2019) .
12. Legally binding instrument to regulate, in international human rights law, the activities of transnational corporations and other business enterprises from 16 July 2018 // The Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/WGTransCorp/Session3/D raftLBI.pdf (date of access: 20.03.2019).
13. Draft Optional protocol to the Legally binding instrument to regulate, in international human rights law, the activities of transnational corporations and other business enterprises // The Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/WGTransCorp/Session4/Z eroDraftOPLegally.PDF (date of access: 20.03.2019).
14. Principles for responsible contracts: integrating the management of human rights risks into State-investor contract negotiations: guidance for negotiators, 25 May 2011 // The Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ohchr.org/Documents/Issues/Business/A.HRC.17.31.Add.3.pdf (date of access: 15.05.2019).
15. Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН // Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ohchr.org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR ru.pd f (дата обращения: 25.10.2018).
16. Часто задаваемые вопросы о Руководящих принципах
предпринимательской деятельности в аспекте прав человека // Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.ohchr.org/Documents/Publications/FAQ PrinciplesBussinessHR RU.pd f (дата обращения: 25.10.2018).
17. Введение к руководящим принципам ООН (составлено Shift,
некоммерческой организацией, возглавляемой бывшими членами команды Специального представителя ООН по предпринимательской деятельности в аспекте прав человека Джона Рагги) // Business and Human Rights Resource Centre. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-
humanrights.org/en/introduction-to-un-guiding-principles-by-shift#c70781 (дата обращения: 10.03.2019).
18. Вклад системы Организации Объединенных Наций в целом в
продвижение повестки дня, касающейся предпринимательской деятельности и прав человека, и распространение и осуществление Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-
nv.un.org/doc/RESOLUTION/LTD/G12/171/62/PDF/G1217162.pdf (дата
обращения: 13.03.2019).
19. Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и
транснациональных корпорациях и других предприятиях о возможностях, которые открываются перед малыми и средними предприятиями при осуществлении Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека от 24 апреля 2017 г. // Управление Верховного комиссара ООН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G17/098/77/PDF/G1709877.pdf (дата обращения:
22.10.2018) .
20. Предпринимательство и права человека: на пути к практическому
применению рамок обеспечения защиты, уважения и оказания правовой помощи, Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Джона Рагги // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G 10/126/31/PDF/G1012631 .pdf (дата обращения:
25.10.2018) .
21. Защищать, соблюдать и восстанавливать в правах: Основные
положения, касающиеся бизнеса и прав человека, Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Джона Рагги // Документы Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.undocs.org/ru/A/HRC/8/5 (дата обращения:
27.03.2019) .
22. Малые и средние предприятия и создание достойных и
продуктивных рабочих мест, Международная конференция труда 104-я сессия, 2015 г. // Международная организация труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed norm/—
relconf/documents/meetingdocument/wcms 370402.pdf (дата обращения:
22.10.2018) .
23. Концептуальная записка (подготовлена Рабочей группой по
вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях) // The Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.ohchr.org/Documents/Issues/Business/ForumSession1/A-HRC-FBHR- 2012-3 ru.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
24. Summary of discussions of the Forum on Business and Human Rights,
prepared by the Chairperson, John Ruggie, 23 January 2013 // The Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. [Electronic resource]. - Mode of access:
https://www.ohchr.org/Documents/Issues/Business/ForumSession1/A HRC FBHR 2012 4 en.pdf (date of access: 20.03.2019).
25. A Guide to Business and Human Rights, How Human Rights Can Add
Value to Your Business // Equality and Human Rights Commission. [Electronic resource]. Mode of access:
https://www.equalityhumanrights.com/sites/default/files/a guide to business and h uman rights 1 1.pdf (date of access: 20.05.2019).
26. Our Participants // United Nations Global Compact. [Electronic
resource]. - Mode of access: https://www.unglobalcompact.org/what-is-
gc/participants (date of access: 25.10.2018).
27. Human Rights Definition // The Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ohchr.org/en/issues/pages/whatarehumanrights.aspx. (date of access:
22.10.2018) .
28. Право на здоровье // Управление Верховного комиссара
Организации Объединенных Наций по правам человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ohchr.org/Documents/Publications/Factsheet31ru.pdf (дата обращения: 23.10.2018).
29. Деньги и разум: Как и почему частный сектор должен бороться за
права человека, пресс-релиз от 5 января 2017 г. // Управление Верховного комиссара ООН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.ohchr.org/ru/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=21089&L angID=E (дата обращения: 02.05.2019).
30. Business and the United Nations // International Chamber of Commerce.
[Electronic resource]. - Mode of access: https://iccwbo.org/global-issues- trends/global-governance/business-and-the-united-nations/ (date of access:
22.05.2019) .
31. Бизнес и права человека, интервью с директором Британского института международного и сравнительного права, профессором Робертом МакКоркводейлом (Robert McCorquodale) // Социальная ответственность бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //soc-otvet.ru/biznes-i- prava-cheloveka/ (дата обращения: 22.05.2018).
32. IWAY Standard, Minimum Requirements for Environment and Social & Working Conditions when Purchasing Products, Materials and Services, 2016 // IKEA. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ikea.com/gb/en/doc/general-document/ikea-download-the-iway- standard-.pdf 1364450370634.pdf (date of access: 15.05.2019).
33. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition
of micro, small and medium-sized enterprises // EUR-Lex. [Electronic resource]. - Mode of access: https: //eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT /PDF/?uri=CELEX :32003H0361 &from=EN (date of access:
22.10.2018) .
34. Modern Slavery Act 2015 // Legislation.gov.uk. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2015/30/contents/enacted (date of access: 15.05.2019).
35. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения: 24.10.2018) .
36. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения: 22.10.2018).
37. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 305/ (дата обращения:
23.10.2018) .
38. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 N 197 - ФЗ // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/ (дата обращения:
23.10.2018) .
39. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 2009-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 52144/ (дата обращения:
22.10.2018) .
40. Федеральный закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 N 209-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 52144/ (дата обращения:
22.10.2018) .
41. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О
предельных значениях дохода, полученного от осуществления
предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 196415/ (дата обращения:
22.10.2018) .
42. Письмо Федеральной налоговой службы от 18 августа 2016 года N14-2-04/0870@ «О направлении разъяснений по вопросам ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 206100/ (дата обращения:
22.10.2018) .
43. Закон Республики Татарстан «О Торгово-промышленной палате
Республики Татарстан» от 26 октября 2017 г. № 81-ЗРТ // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pravo.tatarstan. ru/rus/gossov/zakon.htm/?npa id=177020 (дата
обращения: 20.05.2019).
44. Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 г. // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2017 (дата обращения: 24.10.2018).
45. Участники // Национальная сеть Глобального договора ООН в
России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www. globalcompact.ru/participants/ (дата обращения: 25.10.2018).
46. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 25.10.2018).
47. О «Торгово-промышленной палате Республики Татарстан» // Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpprt.ru/about-cci/ (дата обращения:
20.05.2019) .
48. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д.
Зорькина, Л.В. Лазарева) // Комментарии российского законодательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://kommentarii.org/konstitutc/index.html (дата обращения: 16.05.2019).
49. Абашидзе А.Х. Международная защита прав человека: Учебник. / Отв. ред. А.Х. Абашидзе. - Москва: РУДН, 2017. - 466 с.
50. Валеев Р.М. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник. / Под ред. Р.М. Валеева. - М.: Статут, 2011. - 830 с.
51. Бекяшев Д.К., Микрина В.Г. Особенности международно-правовой защиты трудовых прав женщин. Московский журнал международного права. 2016, (4). - 82 - 92.
52. Давлетгильдеев Р.Ш. Международно-правовая защита трудовых прав человека: Учебное пособие. / Р.Ш. Давлетгильдеев. - Москва: РУДН, 2017. - 509 с.
53. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: Учебное пособие. / Под ред. А.А. Ковалева. - М.: Статут, 2013. - 591 с.
54. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации: Монография / В.А. Карташкин. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
55. Кошелев Е.В., Юрицин А.Е. Защита прав человека: внутригосударственный и международный механизмы обеспечения // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. 2015. № 2.
56. Куликов Р. О международно-правовой ответственности за нарушение прав человека. - М: Международное отношение, 1979. - 94 с.
57. Мингазов Л.Х. Обеспечение прав человека как фактор устойчивого развития в современном мире // Материалы XII ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.П. Блищенко: в 2-х частях, Сборник I / Отв. ред. А.Х. Абашидзе, Москва, 12 - 13 апреля 2014 г. Москва: РУДН, 2015. - 55 - 65 с.
58. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность
/ Р.А. Мюллерсон. - М.: Юрид. лит. 1991. - 160 с.
59. Саблин Д.А. Общая теория прав человека: Учебное пособие. / Саблин Д.А., Максименко Е.И., Воронина И.А. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. - 258 с.
60. Черниченко С.В. Развитие международных стандартов и процедур в области прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: ИГПАН, 1989.
61. Olivier de Schutter, Towards a New Treaty on Business and Human Rights / Business and Human Rights Journal. Volume 1, Issue 01, January 2016, pp. 41 - 67.
62. Min Jiang, Chinese Internet Business and Human Rights / Business and Human Rights Journal. Volume 1, Issue 01, January 2016, pp. 139 - 144.