Обеспечение соблюдения прав человека субъектами малого и среднего предпринимательства
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА И КОНТЕКСТ: НАЧИНАЮЩАЯСЯ КОНСОЛИДАЦИЯ 8
§1. От исходных предпосылок - к принципам, от принципов - к практике ... 8
§2. Субъекты малого и среднего предпринимательство - новые лица в
вопросах бизнеса и прав человека 18
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АСПЕКТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 21
§1. Критерии отнесения лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства 21
§2. Обязанности субъектов малого и среднего предпринимательства в
области прав человека 24
§3. Основные проблемы, препятствующие вовлечению малого и среднего
бизнеса в реализацию инициатив в области бизнеса и прав человека 30
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА 35
§1. Повышение осведомленности о правах человека 35
§2. Роль государства в обеспечении соблюдения прав человека субъектами
малого и среднего предпринимательства 39
§3. Роль производственно-сбытовых цепочек в обеспечении соблюдения
прав человек субъектами малого и среднего предпринимательства 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА И КОНТЕКСТ: НАЧИНАЮЩАЯСЯ КОНСОЛИДАЦИЯ 8
§1. От исходных предпосылок - к принципам, от принципов - к практике ... 8
§2. Субъекты малого и среднего предпринимательство - новые лица в
вопросах бизнеса и прав человека 18
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АСПЕКТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 21
§1. Критерии отнесения лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства 21
§2. Обязанности субъектов малого и среднего предпринимательства в
области прав человека 24
§3. Основные проблемы, препятствующие вовлечению малого и среднего
бизнеса в реализацию инициатив в области бизнеса и прав человека 30
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА 35
§1. Повышение осведомленности о правах человека 35
§2. Роль государства в обеспечении соблюдения прав человека субъектами
малого и среднего предпринимательства 39
§3. Роль производственно-сбытовых цепочек в обеспечении соблюдения
прав человек субъектами малого и среднего предпринимательства 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
значение для экономики любой страны, поскольку они вносят вклад в экономический рост, способствуют инновационной деятельности и диверсификации экономики и создают рабочие места, причем все эти факторы благотворно сказываются на источниках жизнеобеспечения отдельных лиц. Согласно оценкам Международной организации труда (далее - МОТ), в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) субъекты малого и среднего предпринимательства составляют более 95% всех предприятий и обеспечивают 60 - 70% рабочих мест.
Согласно руководящему принципу 14 «обязанность предприятий по соблюдению прав человека касается всех предприятий независимо от их размера (выделено мной - Д.Д.), сектора, условий деятельности, форм собственности и структуры». Как и деятельность крупных транснациональных корпораций (далее - ТНК), деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства может быть сопряжена с неблагоприятным воздействием на те или иные конкретные (с учетом сфер деятельности) права человека. Более того, имеются исследования в рамках МОТ, демонстрирующие, что ситуация с правами человека на них обычно хуже, чем на крупных предприятиях, что они практически выключены из реализации Руководящих принципов и иных позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека как на национальном, так и - в особенности - международном уровне, где основное внимание уделено ТНК. Эта проблема в настоящее время не получила достаточной системной и комплексной разработки и освещения в научной и практической литературе, что и предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы и обусловило ее актуальность и научную новизну.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений в области бизнеса и прав человека, а конкретно отношения по обеспечению соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.
Предмет исследования составляет анализ правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства, изучение их понятия, критериев, источников правового регулирования как на национальном (включая законодательство зарубежных стран), так и на международном уровне, а также проблем и перспектив их вовлечения в реализацию позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека.
Цель и задачи. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы сформировать у его [исследования] пользователей понимание относительно современного состояния участия субъектов малого и среднего предпринимательства в международных, региональных и национальных инициативах в области бизнеса и прав человека, а также выработать предложения по установлению правил взаимодействия государственных и частных акторов в целях обеспечения соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи: исследовать доклады Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях (далее - Рабочая группа) Совету по правам человека и Генеральной Ассамблее, а также доклады Генерального секретаря, Верховного комиссара по правам человека и Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях (далее - Специальный представитель), другие документы и тематические статьи; выработать представление об истории развития защиты прав человека в сфере бизнеса в общем и в сфере деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в частности; определить критерии отнесения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства как на международном, так и на национальном (включая законодательство зарубежных стран) уровнях; установить объем ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства за соблюдение прав человека; выявить основные проблемы, которые препятствуют вовлечению малого и среднего бизнеса в реализацию позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека; выработать рекомендации по обеспечению соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека на вертикальном и горизонтальном уровнях.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, междисциплинарные и специально юридические методы познания. Общей методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. Среди междисциплинарных методов особое место в работе занимает системно-структурный метод. Проследить закономерности соответствующих связей и обобщить выводы на концептуальном уровне стало возможным благодаря широкому применению исторического и логического методов. Среди использованных специально-юридических методов исследования следует выделить историко-правовой, формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также синергетический метод. Установленные закономерности, сделанные обобщения и выводы автора, в том числе выносимые на защиту, в значительной степени опираются на результаты научного анализа документов, разработанных Специальным представителем и Рабочей группой, осуществленного посредством эмпирического метода исследования.
Теоретическая база исследования. Теоретическую базу исследования составляют работы Р.М. Валеева, Л.Х. Мингазова, Р.Ш. Давлетгильдеева, A. Х. Абашидзе, А.А. Ковалева, В.А. Карташкина, Д.А. Саблина, Е.И. Максименко, И.А. Ворониной, Е.В. Кошелева, А.Е. Юрицина, B. Д. Зорькина, С.В. Черниченко, Р.А. Мюллерсона, Д.К. Бекяшева, Р. Куликова, О. де Шуттера, М. Цзяня, а также доклады, разработанные Специальным представителем и Рабочей группой, краткие изложения дискуссий на Форумах ООН по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека, справочные руководства, подготовленные Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ).
Нормативная база исследования. Нормативную базу исследования составляют международные конвенции в области прав человека, декларации, принятые МОТ, проект международного юридически связывающего договора о транснациональных корпорациях и других предприятиях в аспекте прав человека (Draft Zero), проект дополнительного протокола к нему, резолюции Совета по правам человека, законы и подзаконные акты Российской Федерации, законодательство Европейского Союза, Великобритании и Франции, специальные стандарты в области бизнеса и прав человека, принятые в рамках отдельных компаний.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав и восьми входящих в них параграфов, и завершается заключением и списком использованной литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Главный вектор международных усилий по разработке стандартов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека по-прежнему направлен на транснациональные корпорации, в то время как размер компании не должен быть решающим фактором для определения характера и масштабов мер, необходимых для решения проблем, связанных с рисками для прав человека, которые создают деятельность, продукция и услуги предпринимателя, а также его деловые отношения.
2. Поскольку субъекты малого и среднего предпринимательства могут затронуть практически все международно признанные права, они должны рассматривать ответственность за соблюдение прав человека в отношении всех этих прав, хотя в особых случаях некоторые из них могут потребовать большего внимания.
3. Торгово-промышленные палаты, в особенности на региональном - и оттого более практичном - уровне, провозглашающие среди задач своей деятельности распространение цивилизованных принципов ведения бизнеса и
проведение политики социальной ответственности предпринимателей и объединяющие в себе на членской основе предпринимателей соответствующего уровня, способны играть большую роль в деле доведения до субъектов малого и среднего предпринимательства преимуществ от активного позиционирования соблюдения ими прав человека. Кроме того, взаимодействие крупных, включая транснациональные, компаний с субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках производственно-сбытовых цепочек в ряде случаев возлагает на последние контрактные обязательства, требующие от них отчетности по соблюдению прав человека в ходе своей деятельности, в силу концепции ответственности за деловые отношения (горизонтальное обеспечение).
4. Имеющееся разнообразие форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации открывают возможности для популяризации принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека и реализации ожиданий относительно того, что все предприниматели, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, выполняют обязанности по соблюдению прав человека (вертикальное обеспечение).
Согласно руководящему принципу 14 «обязанность предприятий по соблюдению прав человека касается всех предприятий независимо от их размера (выделено мной - Д.Д.), сектора, условий деятельности, форм собственности и структуры». Как и деятельность крупных транснациональных корпораций (далее - ТНК), деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства может быть сопряжена с неблагоприятным воздействием на те или иные конкретные (с учетом сфер деятельности) права человека. Более того, имеются исследования в рамках МОТ, демонстрирующие, что ситуация с правами человека на них обычно хуже, чем на крупных предприятиях, что они практически выключены из реализации Руководящих принципов и иных позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека как на национальном, так и - в особенности - международном уровне, где основное внимание уделено ТНК. Эта проблема в настоящее время не получила достаточной системной и комплексной разработки и освещения в научной и практической литературе, что и предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы и обусловило ее актуальность и научную новизну.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений в области бизнеса и прав человека, а конкретно отношения по обеспечению соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.
Предмет исследования составляет анализ правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства, изучение их понятия, критериев, источников правового регулирования как на национальном (включая законодательство зарубежных стран), так и на международном уровне, а также проблем и перспектив их вовлечения в реализацию позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека.
Цель и задачи. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы сформировать у его [исследования] пользователей понимание относительно современного состояния участия субъектов малого и среднего предпринимательства в международных, региональных и национальных инициативах в области бизнеса и прав человека, а также выработать предложения по установлению правил взаимодействия государственных и частных акторов в целях обеспечения соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи: исследовать доклады Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях (далее - Рабочая группа) Совету по правам человека и Генеральной Ассамблее, а также доклады Генерального секретаря, Верховного комиссара по правам человека и Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях (далее - Специальный представитель), другие документы и тематические статьи; выработать представление об истории развития защиты прав человека в сфере бизнеса в общем и в сфере деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в частности; определить критерии отнесения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства как на международном, так и на национальном (включая законодательство зарубежных стран) уровнях; установить объем ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства за соблюдение прав человека; выявить основные проблемы, которые препятствуют вовлечению малого и среднего бизнеса в реализацию позитивных инициатив в области бизнеса и прав человека; выработать рекомендации по обеспечению соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека на вертикальном и горизонтальном уровнях.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, междисциплинарные и специально юридические методы познания. Общей методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. Среди междисциплинарных методов особое место в работе занимает системно-структурный метод. Проследить закономерности соответствующих связей и обобщить выводы на концептуальном уровне стало возможным благодаря широкому применению исторического и логического методов. Среди использованных специально-юридических методов исследования следует выделить историко-правовой, формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также синергетический метод. Установленные закономерности, сделанные обобщения и выводы автора, в том числе выносимые на защиту, в значительной степени опираются на результаты научного анализа документов, разработанных Специальным представителем и Рабочей группой, осуществленного посредством эмпирического метода исследования.
Теоретическая база исследования. Теоретическую базу исследования составляют работы Р.М. Валеева, Л.Х. Мингазова, Р.Ш. Давлетгильдеева, A. Х. Абашидзе, А.А. Ковалева, В.А. Карташкина, Д.А. Саблина, Е.И. Максименко, И.А. Ворониной, Е.В. Кошелева, А.Е. Юрицина, B. Д. Зорькина, С.В. Черниченко, Р.А. Мюллерсона, Д.К. Бекяшева, Р. Куликова, О. де Шуттера, М. Цзяня, а также доклады, разработанные Специальным представителем и Рабочей группой, краткие изложения дискуссий на Форумах ООН по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека, справочные руководства, подготовленные Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ).
Нормативная база исследования. Нормативную базу исследования составляют международные конвенции в области прав человека, декларации, принятые МОТ, проект международного юридически связывающего договора о транснациональных корпорациях и других предприятиях в аспекте прав человека (Draft Zero), проект дополнительного протокола к нему, резолюции Совета по правам человека, законы и подзаконные акты Российской Федерации, законодательство Европейского Союза, Великобритании и Франции, специальные стандарты в области бизнеса и прав человека, принятые в рамках отдельных компаний.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав и восьми входящих в них параграфов, и завершается заключением и списком использованной литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Главный вектор международных усилий по разработке стандартов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека по-прежнему направлен на транснациональные корпорации, в то время как размер компании не должен быть решающим фактором для определения характера и масштабов мер, необходимых для решения проблем, связанных с рисками для прав человека, которые создают деятельность, продукция и услуги предпринимателя, а также его деловые отношения.
2. Поскольку субъекты малого и среднего предпринимательства могут затронуть практически все международно признанные права, они должны рассматривать ответственность за соблюдение прав человека в отношении всех этих прав, хотя в особых случаях некоторые из них могут потребовать большего внимания.
3. Торгово-промышленные палаты, в особенности на региональном - и оттого более практичном - уровне, провозглашающие среди задач своей деятельности распространение цивилизованных принципов ведения бизнеса и
проведение политики социальной ответственности предпринимателей и объединяющие в себе на членской основе предпринимателей соответствующего уровня, способны играть большую роль в деле доведения до субъектов малого и среднего предпринимательства преимуществ от активного позиционирования соблюдения ими прав человека. Кроме того, взаимодействие крупных, включая транснациональные, компаний с субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках производственно-сбытовых цепочек в ряде случаев возлагает на последние контрактные обязательства, требующие от них отчетности по соблюдению прав человека в ходе своей деятельности, в силу концепции ответственности за деловые отношения (горизонтальное обеспечение).
4. Имеющееся разнообразие форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации открывают возможности для популяризации принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека и реализации ожиданий относительно того, что все предприниматели, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, выполняют обязанности по соблюдению прав человека (вертикальное обеспечение).
В результате проведенного научного исследования можно сделать следующие теоретические выводы и сформулировать ряд предложений и практических рекомендаций.
1. Понятия «права человека» и «бизнес» стоят в одном ряду сравнительно недавно. Но скорость, с которой происходило сближение двух сфер, оказалась действительно большой - на сегодняшний день мы уже имеем проект юридически связывающего документа для регулирования в международном праве прав человека деятельности транснациональных корпораций и других предприятий, а также проект дополнительного протокола к нему. Особую важность в контексте настоящей работы представляет тот факт, что Проект Ноль в статье 9 содержит прямое указание на малый и средний бизнес, когда говорит о предупреждении нарушений прав человека лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Это, на наш взгляд, являет собой большую перспективу для соответствующих инициатив уже на национальном уровне применительно к особенностям развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
2. Критерии отнесения того или иного лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства часто разнятся в зависимости от правовых систем, однако общепринятым является то, что среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать цифру в двести пятьдесят человек.
3. Международное право прав человека провозглашает, что все компании - от малых и средних предприятий до крупных транснациональных корпораций - должны проявлять должную заботу о правах человека (как указано в руководящих принципах 17 - 21), чтобы избегать оказания или содействия оказанию неблагоприятного воздействия на права человека, и стремиться предотвращать или смягчать такое воздействие, непосредственно связанное с их деятельностью, в том числе участвовать в ликвидации последствий такого воздействия.
4. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны учитывать существующие проблемы, связанные с правами человека, в тех регионах, где они расположены, учитывать риск более значительного влияния на те или иные конкретные права человека по сравнению с другими правами и проявлять должную осмотрительность в отношениях с партнерами по предпринимательской деятельности, субъектами в их цепочке создания стоимости и другими негосударственными или государственными субъектами, имеющими непосредственное отношение к их предпринимательской деятельности, продуктам или услугам.
5. Главный вектор международных усилий по разработке стандартов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека по-прежнему направлен на транснациональные корпорации, в то время как имеющаяся информация показывает, что условия труда на малых и средних предприятиях обычно хуже, чем на крупных. В то же время они нередко являются значительным источником занятости для представителей групп, находящихся в особо тяжелых социально-экономических условиях, включая женщин, пожилых людей и малоквалифицированных работников. Все это обуславливает острую необходимость проявления внимания к проблеме обеспечения соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека.
6. В работе отмечается, что Национальная сеть Глобального договора ООН могла бы проявить инициативу по установлению сотрудничества с организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, с Торгово-промышленными палатами. Такое коллективное взаимодействие позволило бы преодолеть одну из характерных черт субъектов малого и среднего предпринимательства, которая обусловлена прежде всего их небольшим размером и которая была обозначена термином «бедность ресурсов».
7. Ожидается, что включение прав человека в программы (подпрограммы), касающиеся поддержки, в том числе в качестве одного из условий допуска конкурсными комиссиями к участию в соответствующих программах (подпрограммах) или фактора, влияющего на выбор поставщиков по Федеральному закону «О контрактной системе» как минимум в некоторых случаях принесет свои плоды
1. Понятия «права человека» и «бизнес» стоят в одном ряду сравнительно недавно. Но скорость, с которой происходило сближение двух сфер, оказалась действительно большой - на сегодняшний день мы уже имеем проект юридически связывающего документа для регулирования в международном праве прав человека деятельности транснациональных корпораций и других предприятий, а также проект дополнительного протокола к нему. Особую важность в контексте настоящей работы представляет тот факт, что Проект Ноль в статье 9 содержит прямое указание на малый и средний бизнес, когда говорит о предупреждении нарушений прав человека лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Это, на наш взгляд, являет собой большую перспективу для соответствующих инициатив уже на национальном уровне применительно к особенностям развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
2. Критерии отнесения того или иного лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, к субъектам малого и среднего предпринимательства часто разнятся в зависимости от правовых систем, однако общепринятым является то, что среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать цифру в двести пятьдесят человек.
3. Международное право прав человека провозглашает, что все компании - от малых и средних предприятий до крупных транснациональных корпораций - должны проявлять должную заботу о правах человека (как указано в руководящих принципах 17 - 21), чтобы избегать оказания или содействия оказанию неблагоприятного воздействия на права человека, и стремиться предотвращать или смягчать такое воздействие, непосредственно связанное с их деятельностью, в том числе участвовать в ликвидации последствий такого воздействия.
4. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны учитывать существующие проблемы, связанные с правами человека, в тех регионах, где они расположены, учитывать риск более значительного влияния на те или иные конкретные права человека по сравнению с другими правами и проявлять должную осмотрительность в отношениях с партнерами по предпринимательской деятельности, субъектами в их цепочке создания стоимости и другими негосударственными или государственными субъектами, имеющими непосредственное отношение к их предпринимательской деятельности, продуктам или услугам.
5. Главный вектор международных усилий по разработке стандартов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека по-прежнему направлен на транснациональные корпорации, в то время как имеющаяся информация показывает, что условия труда на малых и средних предприятиях обычно хуже, чем на крупных. В то же время они нередко являются значительным источником занятости для представителей групп, находящихся в особо тяжелых социально-экономических условиях, включая женщин, пожилых людей и малоквалифицированных работников. Все это обуславливает острую необходимость проявления внимания к проблеме обеспечения соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства прав человека.
6. В работе отмечается, что Национальная сеть Глобального договора ООН могла бы проявить инициативу по установлению сотрудничества с организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, с Торгово-промышленными палатами. Такое коллективное взаимодействие позволило бы преодолеть одну из характерных черт субъектов малого и среднего предпринимательства, которая обусловлена прежде всего их небольшим размером и которая была обозначена термином «бедность ресурсов».
7. Ожидается, что включение прав человека в программы (подпрограммы), касающиеся поддержки, в том числе в качестве одного из условий допуска конкурсными комиссиями к участию в соответствующих программах (подпрограммах) или фактора, влияющего на выбор поставщиков по Федеральному закону «О контрактной системе» как минимум в некоторых случаях принесет свои плоды
Подобные работы
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе и реализация национальных проектов РФ (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Тверской филиал))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Бухгалтерский учет и анализ малого предприятия (на примере ООО «Ремстройсервис»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА "СЛАБОЙ" СТОРОНЫ В
ДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018



