ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры обучающихся средствами компьютерных
технологий 10
1.1 Историко-теоретические предпосылки формирования
экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий 10
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования экологической
культуры обучающихся с использованием компьютерных технологий 17
1.3 Современные технические средства, обеспечивающие применение
компьютерных технологий в обучении 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий 31
2.1 Педагогические условия формирования экологической культуры
обучающихся, с использованием компьютерных технологий 31
2.2 Формы и методы формирования экологической культуры
обучающихся средствами компьютерных технологий 34
2.3 Проведение и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры обучающихся средствами
компьютерных технологий 50
Заключение 69
Список литературы 75
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры обучающихся средствами компьютерных
технологий 10
1.1 Историко-теоретические предпосылки формирования
экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий 10
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования экологической
культуры обучающихся с использованием компьютерных технологий 17
1.3 Современные технические средства, обеспечивающие применение
компьютерных технологий в обучении 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий 31
2.1 Педагогические условия формирования экологической культуры
обучающихся, с использованием компьютерных технологий 31
2.2 Формы и методы формирования экологической культуры
обучающихся средствами компьютерных технологий 34
2.3 Проведение и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры обучающихся средствами
компьютерных технологий 50
Заключение 69
Список литературы 75
Приложения
Стремительно развивающиеся движение за охрану природы охватило весь мир. Понимание учениками экологических проблем составляет важный аспект современности. Комплекс мероприятий, целенаправленного воздействия на формирование чувства гражданского ответственности за состояние окружающей среды, бережливого отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
В концепции модернизации Российского образования особое внимание уделено таким как эколого-валеологическое направление и внедрение новых информационно-коммуникативных технологий в обучение. В настоящее время активно ведется работа по переходу от замкнутого школьного образовательного пространства и традиционной классно-урочной системы к открытой информационной образовательной среде и новым технологиям, средствам и формам образования.
Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение различных видов наглядности, которые способствуют дополнению словесной информации, выступают носителями знаний, должно способствовать формированию экологической культуры обучающихся
Поэтому изучение и внедрение компьютерных (информационных) образовательных технологий и их всевозможных средств является актуальной для формирования экологической культуры обучающихся.
Вклад в исследование и решение проблем различных аспектов экологического образования и воспитания внесли известные советские и российские ученые и специалисты: Н. М. Мамедов, А. А. Вербицкий, С. Н. Глазачев, А. Н. Мухутдинова, И. Н. , Захлебный, И. Д. Зверев, Т. В. Миронов, Л. В. Моисеева, Т. З. Пономарева, Н. Ф. Реймерс, И. Т.
Суравегина, Н. М. Чернова, Кучер, А. В. и др. Их многолетние
6
исследования, проведенные в течении многих лет, связаны с поиском путей создания и развития системы школьного экологического образования в России, с определением целей, задач, принципов построения и определения содержания образования и воспитания.
Практическое применение средств компьютерных (информационных) образовательных технологий обучения в общеобразовательных организациях, различной формы деятельности в настоящее время все ещё осуществляется на невысоком уровне. Большинство преподавателей просто не умеют пользоваться современной компьютерной техникой и средствами компьютерных технологий при организации образовательной деятельности.
Актуальность работы построена на преодолении противоречий:
• между целесообразностью и возможностью применения средств компьютерных технологий в целях повышения уровня экологической грамотности обучающихся и отсутствием исследований, касающихся изучения эффективности применения различных форм и методов организации учебного занятия;
• между нарастающими масштабами использования различного рода средств компьютерных технологий всех сфер жизни человечества и незначительным уровнем дидактической обеспеченности школьного экологического образования;
• между необходимостью внедрения инновационных информационнокомпьютерных технологий и отсутствием соответствующих методических рекомендаций и материалов экологического содержания.
Эти противоречия делают высокую степень актуальности проблемы исследования, которая состоит в недостаточной разработанности методической составляющей использования средств компьютерных технологий в экологическом образовании обучающихся и практикоориентированного представления опыта внедрения форм и методов организации образовательной деятельности по формированию экологической культуры обучающихся.
Целью исследования является выявление степени влияния использования средств компьютерных (информационных) образовательных технологий для формирование экологической культуры обучающихся.
Объект исследования: возможность использования средств
компьютерных технологий в формировании экологической культуры обучающихся.
Предмет исследования: современные технические средства,
обеспечивающие применение компьютерных технологий для формирования экологических знаний и экологической культуры обучающихся.
Гипотеза исследования. Использование современных технических средств компьютерных (информационных) технологий способствуют повышению уровня экологического просвещения и экологической грамотности, как основные инструменты для формирования экологической культуры обучающихся.
На основании вышеизложенной цели целью и выдвинутой гипотезой ставились следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа педагогической литературы изучить психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры в системе современного образования России;
2. Проанализировать уровень развития современных технических средств, обеспечивающих применение компьютерных технологий и сопоставить его с уровнем профессиональных информационнокоммуникативных компетенций педагогических работников в соответствии с требования профессионального стандарта педагога.
3. Определить необходимые педагогические условия использования средств компьютерных технологий и экспериментально проверить их эффективность в формировании экологической культуры;
4. Определить влияние средств компьютерных технологий на формирование экологической культуры у обучающихся
5. Разработать методические рекомендации по использованию средств компьютерных технологий для формирования экологической культуры обучающихся.
Теоретико-методологическая основа исследования оставили теории развивающего обучения (Выготский, П. Л. , В. И. Андреев, Д. В. Вилькеев, C. JI. Гальперин, В. В. М. И. Махмутов Давыдов, Л. В. Земков, и др. ), оптимизации обучения (Ю. К. Бабанский), общие вопросы компьютеризации обучения-(Н. Краудер, С. Пресс, А. Раппорт, Б. Скиннер и др. ), психолого-педагогическое обоснование целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе (С. И. Архангельский, В. А. Белавин, А. И. Берг, Ю. С. Иванов, Г. И. Машбиц и др. ), концепции экологического образования и воспитания (С. В. Алексеев, А. А. Вербецкий, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Гайсин, Л. В. Моисеева, А. В. Миронов, Н. Ф. Реймерс, И. Т.
Суравегина и др. ).
Методики и методы исследования. Для решения задач,
определенных в работе и проверки нашей гипотезы были использованы методы исследования: теоретические (анализ научной, психолого
педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования; сравнение, анализ, и обобщение опыта работы преподавателей федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», анализ рабочих программ, пособий по педагогике, экологии, географии, биологии, методике преподавания естественнонаучных дисциплин); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент с использованием разработанных методик); диагностические (анкетирование, беседа, тестирование); прогностические (математическая статистика, моделирование, и др. ).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились суворовцы и педагогические работники федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 155 Ново- Савиновского района г. Казани.
Исследование проводилось в течение 2016 - 2017 г. г.
Научная новизна исследования:
- выявлены педагогические условия использования современных технических средств компьютерных (информационных) образовательных технологий для формирования экологической культуры обучающихся.
- разработана алгоритмическая деятельность по мониторингу ключевых показателей формирования экологический культуры, на основе использования программных продуктов общепользовательского, учебного и специализированного назначения (первичная и повторная диагностика уровня экологической культуры, автоматизированная обработка полученных статистических данных, представление результатов проведения исследований);
- апробирована практико-ориентированная модель организации учебной и внеурочной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся (путем проведения мероприятий экологической направленности с экспериментальной группой обучающихся).
Теоретическая значимость работы. Предложена модель
организации деятельности по экологическому образованию обучающихся, соответствующий современным возможностям компьютерных технологий. Разработана структура, содержание и инструментальная составляющая мониторинговой деятельности уровня экологической культуры. Уточнена классификация современных технических средств компьютерных (информационных) образовательных технологий в контексте требований профессионального стандарта педагога.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью применения педагогическими работниками общеобразовательных организаций различной формы деятельности при организации урочной и внеурочной работы по формированию экологической культуры обучающихся. В исследовании предложены рекомендации по совершенствованию использования средств компьютерных технологий в образовательной деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются реализацией Программы воспитания и социализации обучающихся Казанского суворовского военного училища, разработанной на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, адекватностью методов мониторинговой деятельности по отслеживанию динамического изменения ключевых комплексных характеристик, обеспечивающих достижение планируемых результатов формирования экологической культуры.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях:
- педагогического совета Казанского суворовского военного училища (Педагогический совет «Основные аспекты организации педагогического мониторинга в условия внедрения федерального государственного стандарта основного общего образования», декабрь 2016 г. );
- педагогического совета Казанского суворовского военного училища (Педагогический совет «Программа воспитания и социализации обучающихся Казанского СВУ: основные положения, пути реализации», январь 2017 г. );
- научно-методического совета Казанского суворовского военного училища (научно-методический совет «Профессиональный стандарт педагога как условие достижения новых результатов», октябрь 2017 г. );
- творческой лаборатории по внедрению инновационных образовательных технологий «2017 - Год Экологии в России», март 2017 г;
- доклад на тему: «Использование средств информационных
(компьютерных для мониторинга уровня экологической культуры обучающихся» на III Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и ВУЗе» (8 - 9 декабря 2017 г. )
- статья «Использование компьютерных технологий как средство формирования экологической культуры обучающихся». Сборник №16 «Преемственность эколого-географических исследований: сборник статей студентов, аспирантов и преподавателей/Сост. Е. И. Власова. -Вып. 16. - Казань: К(П)ФУ, 2017. - 69 с.
- учебно-исследовательская проектная работа обучающихся 1 роты «Экотуристический маршрут «Прогулки по родному краю». ПАРКИ И СКВЕРЫ КАЗАНИ», в рамках конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся довузовских образовательных организаций Минобороны России «Моя Планета», посвященного Году экологии в России, организованного Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации в марте - апреле 2017 года.
Структура и объем работы: наша работа состоит из введения, глава один и два, заключения, списка литературы, включающего 82 источника. Объем работы составляет 115 страниц, содержание исследования иллюстрировано 5 таблицами, 6 рисунками. В работе представлено 7 приложений.
В концепции модернизации Российского образования особое внимание уделено таким как эколого-валеологическое направление и внедрение новых информационно-коммуникативных технологий в обучение. В настоящее время активно ведется работа по переходу от замкнутого школьного образовательного пространства и традиционной классно-урочной системы к открытой информационной образовательной среде и новым технологиям, средствам и формам образования.
Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение различных видов наглядности, которые способствуют дополнению словесной информации, выступают носителями знаний, должно способствовать формированию экологической культуры обучающихся
Поэтому изучение и внедрение компьютерных (информационных) образовательных технологий и их всевозможных средств является актуальной для формирования экологической культуры обучающихся.
Вклад в исследование и решение проблем различных аспектов экологического образования и воспитания внесли известные советские и российские ученые и специалисты: Н. М. Мамедов, А. А. Вербицкий, С. Н. Глазачев, А. Н. Мухутдинова, И. Н. , Захлебный, И. Д. Зверев, Т. В. Миронов, Л. В. Моисеева, Т. З. Пономарева, Н. Ф. Реймерс, И. Т.
Суравегина, Н. М. Чернова, Кучер, А. В. и др. Их многолетние
6
исследования, проведенные в течении многих лет, связаны с поиском путей создания и развития системы школьного экологического образования в России, с определением целей, задач, принципов построения и определения содержания образования и воспитания.
Практическое применение средств компьютерных (информационных) образовательных технологий обучения в общеобразовательных организациях, различной формы деятельности в настоящее время все ещё осуществляется на невысоком уровне. Большинство преподавателей просто не умеют пользоваться современной компьютерной техникой и средствами компьютерных технологий при организации образовательной деятельности.
Актуальность работы построена на преодолении противоречий:
• между целесообразностью и возможностью применения средств компьютерных технологий в целях повышения уровня экологической грамотности обучающихся и отсутствием исследований, касающихся изучения эффективности применения различных форм и методов организации учебного занятия;
• между нарастающими масштабами использования различного рода средств компьютерных технологий всех сфер жизни человечества и незначительным уровнем дидактической обеспеченности школьного экологического образования;
• между необходимостью внедрения инновационных информационнокомпьютерных технологий и отсутствием соответствующих методических рекомендаций и материалов экологического содержания.
Эти противоречия делают высокую степень актуальности проблемы исследования, которая состоит в недостаточной разработанности методической составляющей использования средств компьютерных технологий в экологическом образовании обучающихся и практикоориентированного представления опыта внедрения форм и методов организации образовательной деятельности по формированию экологической культуры обучающихся.
Целью исследования является выявление степени влияния использования средств компьютерных (информационных) образовательных технологий для формирование экологической культуры обучающихся.
Объект исследования: возможность использования средств
компьютерных технологий в формировании экологической культуры обучающихся.
Предмет исследования: современные технические средства,
обеспечивающие применение компьютерных технологий для формирования экологических знаний и экологической культуры обучающихся.
Гипотеза исследования. Использование современных технических средств компьютерных (информационных) технологий способствуют повышению уровня экологического просвещения и экологической грамотности, как основные инструменты для формирования экологической культуры обучающихся.
На основании вышеизложенной цели целью и выдвинутой гипотезой ставились следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа педагогической литературы изучить психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры в системе современного образования России;
2. Проанализировать уровень развития современных технических средств, обеспечивающих применение компьютерных технологий и сопоставить его с уровнем профессиональных информационнокоммуникативных компетенций педагогических работников в соответствии с требования профессионального стандарта педагога.
3. Определить необходимые педагогические условия использования средств компьютерных технологий и экспериментально проверить их эффективность в формировании экологической культуры;
4. Определить влияние средств компьютерных технологий на формирование экологической культуры у обучающихся
5. Разработать методические рекомендации по использованию средств компьютерных технологий для формирования экологической культуры обучающихся.
Теоретико-методологическая основа исследования оставили теории развивающего обучения (Выготский, П. Л. , В. И. Андреев, Д. В. Вилькеев, C. JI. Гальперин, В. В. М. И. Махмутов Давыдов, Л. В. Земков, и др. ), оптимизации обучения (Ю. К. Бабанский), общие вопросы компьютеризации обучения-(Н. Краудер, С. Пресс, А. Раппорт, Б. Скиннер и др. ), психолого-педагогическое обоснование целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе (С. И. Архангельский, В. А. Белавин, А. И. Берг, Ю. С. Иванов, Г. И. Машбиц и др. ), концепции экологического образования и воспитания (С. В. Алексеев, А. А. Вербецкий, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Гайсин, Л. В. Моисеева, А. В. Миронов, Н. Ф. Реймерс, И. Т.
Суравегина и др. ).
Методики и методы исследования. Для решения задач,
определенных в работе и проверки нашей гипотезы были использованы методы исследования: теоретические (анализ научной, психолого
педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования; сравнение, анализ, и обобщение опыта работы преподавателей федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», анализ рабочих программ, пособий по педагогике, экологии, географии, биологии, методике преподавания естественнонаучных дисциплин); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент с использованием разработанных методик); диагностические (анкетирование, беседа, тестирование); прогностические (математическая статистика, моделирование, и др. ).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились суворовцы и педагогические работники федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 155 Ново- Савиновского района г. Казани.
Исследование проводилось в течение 2016 - 2017 г. г.
Научная новизна исследования:
- выявлены педагогические условия использования современных технических средств компьютерных (информационных) образовательных технологий для формирования экологической культуры обучающихся.
- разработана алгоритмическая деятельность по мониторингу ключевых показателей формирования экологический культуры, на основе использования программных продуктов общепользовательского, учебного и специализированного назначения (первичная и повторная диагностика уровня экологической культуры, автоматизированная обработка полученных статистических данных, представление результатов проведения исследований);
- апробирована практико-ориентированная модель организации учебной и внеурочной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся (путем проведения мероприятий экологической направленности с экспериментальной группой обучающихся).
Теоретическая значимость работы. Предложена модель
организации деятельности по экологическому образованию обучающихся, соответствующий современным возможностям компьютерных технологий. Разработана структура, содержание и инструментальная составляющая мониторинговой деятельности уровня экологической культуры. Уточнена классификация современных технических средств компьютерных (информационных) образовательных технологий в контексте требований профессионального стандарта педагога.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью применения педагогическими работниками общеобразовательных организаций различной формы деятельности при организации урочной и внеурочной работы по формированию экологической культуры обучающихся. В исследовании предложены рекомендации по совершенствованию использования средств компьютерных технологий в образовательной деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются реализацией Программы воспитания и социализации обучающихся Казанского суворовского военного училища, разработанной на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, адекватностью методов мониторинговой деятельности по отслеживанию динамического изменения ключевых комплексных характеристик, обеспечивающих достижение планируемых результатов формирования экологической культуры.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях:
- педагогического совета Казанского суворовского военного училища (Педагогический совет «Основные аспекты организации педагогического мониторинга в условия внедрения федерального государственного стандарта основного общего образования», декабрь 2016 г. );
- педагогического совета Казанского суворовского военного училища (Педагогический совет «Программа воспитания и социализации обучающихся Казанского СВУ: основные положения, пути реализации», январь 2017 г. );
- научно-методического совета Казанского суворовского военного училища (научно-методический совет «Профессиональный стандарт педагога как условие достижения новых результатов», октябрь 2017 г. );
- творческой лаборатории по внедрению инновационных образовательных технологий «2017 - Год Экологии в России», март 2017 г;
- доклад на тему: «Использование средств информационных
(компьютерных для мониторинга уровня экологической культуры обучающихся» на III Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и ВУЗе» (8 - 9 декабря 2017 г. )
- статья «Использование компьютерных технологий как средство формирования экологической культуры обучающихся». Сборник №16 «Преемственность эколого-географических исследований: сборник статей студентов, аспирантов и преподавателей/Сост. Е. И. Власова. -Вып. 16. - Казань: К(П)ФУ, 2017. - 69 с.
- учебно-исследовательская проектная работа обучающихся 1 роты «Экотуристический маршрут «Прогулки по родному краю». ПАРКИ И СКВЕРЫ КАЗАНИ», в рамках конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся довузовских образовательных организаций Минобороны России «Моя Планета», посвященного Году экологии в России, организованного Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации в марте - апреле 2017 года.
Структура и объем работы: наша работа состоит из введения, глава один и два, заключения, списка литературы, включающего 82 источника. Объем работы составляет 115 страниц, содержание исследования иллюстрировано 5 таблицами, 6 рисунками. В работе представлено 7 приложений.
Настоящее исследование посвящено изучению проблемы формирования экологической культуры у обучающихся с использованием современных средств компьютерных технологий. Актуальность
исследования вызвана недостаточной разработанностью форм, методов и способов эффективного использования современных средств вычислительной техники при организации образовательной деятельности.
Для решения проблемы исследования мы обратились к анализу сущности понятия «экологическая культура». В результате теоретического анализа было установлено, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов.
Проанализированы теоретические аспекты историко-теоретические предпосылки формирования экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий, определены психологопедагогические аспекты формирования экологической культуры обучающихся с использованием компьютерных технологий, составлен уточненный перечень современных технических средств, обеспечивающие применение компьютерных технологий в обучении, в соответствии с требования профессионального стандарта педагога.
Несмотря на разнообразие подходов к определению сущности экологической культуры, большинство исследователей включают в неё ряд совпадающих компонентов: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру. Развитие когнитивного, деятельностного и эмоционального компонентов свидетельствует об уровне экологической культуры.
Когнитивный компонент - это система естественнонаучных и экологических знаний о сущности, структуре и содержании экологической культуры); эмоциональный (эмоциональное состояние личности в процессе общения с природой, нравственно-эстетическое восприятие природной среды); деятельностный (наличие системы навыков по охране окружающей среды; характер участия в природоохранной деятельности).
Принятие Федерального компонента государственного стандарта образования и новых программ обязывает применять такие единые формы контроля за ходом образовательной деятельности, которые были бы близки к реальному положению дел, а его результаты были бы сравнимы.
Разработка, апробация и внедрения системы диагностического мониторинга уровня экологической культуры, обучающихся так, как и педагогического мониторинга в целом, в настоящее время, находиться на этапе становления, что в свою очередь, говорит об отсутствии единых методологических подходах к решению методических вопросов по организации данного вида деятельность.
Вариант организации мониторинговой деятельности уровня экологической культуры с использованием современных программных продуктов и на основании алгоритмической деятельности может способствовать повышению эффективности организации мероприятий экологической направленности, за счет повышения эффективности экологической грамотности.
Разработанный инструментарий мониторинговой деятельности, позволил определить уровни сформированности экологической культуры у обучающихся. Выделены следующие уровни сформированности
экологической культуры: элементарный, средний, высокий.
В настоящее время ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: предметным, метапредметным и личностным: где личностные результаты должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты освоения ООО должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умения применять его с познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации».
В ходе выполнения диссертационной работы было определено, что для формирования экологической культуры обучающихся, в условиях развития системы образования в России, целесообразно и наиболее эффективно использовать компьютерные (информационные) образовательные технологии, где основным инструментом выступает персональный компьютер и многообразие форм, методов и приемов педагогических технологий позволяют преподавателю организовать деятельность по формированию экологической культуры как в рамках учебной, так и в рамках внеклассной работы.
Выявлены условия реализации организации процесса формирования экологической культуры у обучающихся в условиях информационной образовательной среды: организация единого образовательного пространства путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания; применение в образовательном процессе информационных педагогических технологий, эффективно способствующих формированию экологической культуры.
Доказано, что формирование экологической культуры у обучающихся требует целенаправленных, систематических и скоординированных действий всех субъектов образовательной деятельности. Результаты проведенного исследования говорят о том, что благодаря организации комплекса образовательных мероприятий, при соблюдении комплекса педагогических условий, выявлена положительная динамика в уровнях сформированности их личностного образования.
Качественный и количественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы выявил существенное повышение уровня сформированности экологической культуры у обучающихся в экспериментальной группе, где образовательная деятельность строилась на основе эффективного и целенаправленного применения средств
компьютерных образовательных технологий. У 88,16% обучающихся выявлен средний уровень личностного образования (на начальном этапе этот уровень отмечался у 30% подростков). Уменьшилось количество обучающихся с элементарным уровнем (на начальном этапе - 68,7%, на заключительном - 9,21%). Возросло количество обучающихся,
обнаруживших высокий уровень развития экологической культуры (на начальном этапе - 1,3%, на заключительном - 2,63%).
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, дают все основания сделать вывод о достижении поставленной цели исследования и подтверждение выдвинутой гипотезы.
Особое место в диссертационной работе занимает предложенный вариант научной новизны исследования, а именно, разработан, апробирован качественно новый методологический подход к реализации модели для формирования экологической культуры обучающихся, опирающийся на целенаправленное и эффективное применение современных средств компьютерных технологий.
Разработанная модель, представляет собой последовательное выполнение определенных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры.
Первый элемент модели: выявлены педагогические условия
использования современных технических средств компьютерных образовательных технологий для формирования экологической культуры обучающихся (первое педагогическое условие - реализация единого образовательного пространства возможна путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания; второе педагогическое условие применение в образовательной деятельности компьютерных технологий и их средств, эффективно способствующих воспитанию экологической культуры у подростков, станет; третье педагогическое условие - педагогический процесс должен обеспечить процесс «вхождения» в экологическую культуру с учетом собственной истории жизни и воспитания, сформированных ценностных ориентаций; четвертое педагогическое условие - участие социальных партнеров во взаимодействии со школой и семьей через систему общедоступности образовательного информационного пространства; пятое педагогическое условие - участие родителей подростков в реализации процесса воспитания экологической культуры).
Второй элемент модели: разработана алгоритмическая деятельность по мониторингу ключевых показателей формирования экологический культуры, на основе использования программных продуктов общепользовательского, учебного и специализированного назначения (первичная и повторная диагностика уровня экологической культуры, автоматизированная обработка полученных статистических данных, представление результатов проведения исследований). Изучены функциональные возможности программного обеспечения для мониторинговой деятельности: программа «My Test» - автоматизированные контрольно-диагностические возможности; «Excel» - автоматизация обработки данных, «Power Point» - представление;
Третий элемент модели: апробирована практико-ориентированная модель организации учебной и внеурочной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся (путем проведения мероприятий экологической направленности с экспериментальной группой обучающихся, на которых активно, целесообразно и эффективно применялись следующие средства компьютерных технологий: интерактивная доска, мультимедийные презентационные материалы, инфорграммы, on-line тестовые задания, сеть «Интернет», электронные справочные пособия).
Результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы нашли отражение в статьях и тезисах статей в научных журналах и материалах конференций.
Развитие рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим поиском новых направлений, разработкой новых форм, методов и приемов эффективного использования современных средств компьютерных (информационных) технологий, совершенствованием практики сопровождения образовательной деятельности в условиях развития информационного образовательного пространства.
Только по-настоящему экологическое образованное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы - сферы разума.
исследования вызвана недостаточной разработанностью форм, методов и способов эффективного использования современных средств вычислительной техники при организации образовательной деятельности.
Для решения проблемы исследования мы обратились к анализу сущности понятия «экологическая культура». В результате теоретического анализа было установлено, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов.
Проанализированы теоретические аспекты историко-теоретические предпосылки формирования экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий, определены психологопедагогические аспекты формирования экологической культуры обучающихся с использованием компьютерных технологий, составлен уточненный перечень современных технических средств, обеспечивающие применение компьютерных технологий в обучении, в соответствии с требования профессионального стандарта педагога.
Несмотря на разнообразие подходов к определению сущности экологической культуры, большинство исследователей включают в неё ряд совпадающих компонентов: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру. Развитие когнитивного, деятельностного и эмоционального компонентов свидетельствует об уровне экологической культуры.
Когнитивный компонент - это система естественнонаучных и экологических знаний о сущности, структуре и содержании экологической культуры); эмоциональный (эмоциональное состояние личности в процессе общения с природой, нравственно-эстетическое восприятие природной среды); деятельностный (наличие системы навыков по охране окружающей среды; характер участия в природоохранной деятельности).
Принятие Федерального компонента государственного стандарта образования и новых программ обязывает применять такие единые формы контроля за ходом образовательной деятельности, которые были бы близки к реальному положению дел, а его результаты были бы сравнимы.
Разработка, апробация и внедрения системы диагностического мониторинга уровня экологической культуры, обучающихся так, как и педагогического мониторинга в целом, в настоящее время, находиться на этапе становления, что в свою очередь, говорит об отсутствии единых методологических подходах к решению методических вопросов по организации данного вида деятельность.
Вариант организации мониторинговой деятельности уровня экологической культуры с использованием современных программных продуктов и на основании алгоритмической деятельности может способствовать повышению эффективности организации мероприятий экологической направленности, за счет повышения эффективности экологической грамотности.
Разработанный инструментарий мониторинговой деятельности, позволил определить уровни сформированности экологической культуры у обучающихся. Выделены следующие уровни сформированности
экологической культуры: элементарный, средний, высокий.
В настоящее время ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: предметным, метапредметным и личностным: где личностные результаты должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты освоения ООО должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умения применять его с познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации».
В ходе выполнения диссертационной работы было определено, что для формирования экологической культуры обучающихся, в условиях развития системы образования в России, целесообразно и наиболее эффективно использовать компьютерные (информационные) образовательные технологии, где основным инструментом выступает персональный компьютер и многообразие форм, методов и приемов педагогических технологий позволяют преподавателю организовать деятельность по формированию экологической культуры как в рамках учебной, так и в рамках внеклассной работы.
Выявлены условия реализации организации процесса формирования экологической культуры у обучающихся в условиях информационной образовательной среды: организация единого образовательного пространства путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания; применение в образовательном процессе информационных педагогических технологий, эффективно способствующих формированию экологической культуры.
Доказано, что формирование экологической культуры у обучающихся требует целенаправленных, систематических и скоординированных действий всех субъектов образовательной деятельности. Результаты проведенного исследования говорят о том, что благодаря организации комплекса образовательных мероприятий, при соблюдении комплекса педагогических условий, выявлена положительная динамика в уровнях сформированности их личностного образования.
Качественный и количественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы выявил существенное повышение уровня сформированности экологической культуры у обучающихся в экспериментальной группе, где образовательная деятельность строилась на основе эффективного и целенаправленного применения средств
компьютерных образовательных технологий. У 88,16% обучающихся выявлен средний уровень личностного образования (на начальном этапе этот уровень отмечался у 30% подростков). Уменьшилось количество обучающихся с элементарным уровнем (на начальном этапе - 68,7%, на заключительном - 9,21%). Возросло количество обучающихся,
обнаруживших высокий уровень развития экологической культуры (на начальном этапе - 1,3%, на заключительном - 2,63%).
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, дают все основания сделать вывод о достижении поставленной цели исследования и подтверждение выдвинутой гипотезы.
Особое место в диссертационной работе занимает предложенный вариант научной новизны исследования, а именно, разработан, апробирован качественно новый методологический подход к реализации модели для формирования экологической культуры обучающихся, опирающийся на целенаправленное и эффективное применение современных средств компьютерных технологий.
Разработанная модель, представляет собой последовательное выполнение определенных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры.
Первый элемент модели: выявлены педагогические условия
использования современных технических средств компьютерных образовательных технологий для формирования экологической культуры обучающихся (первое педагогическое условие - реализация единого образовательного пространства возможна путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания; второе педагогическое условие применение в образовательной деятельности компьютерных технологий и их средств, эффективно способствующих воспитанию экологической культуры у подростков, станет; третье педагогическое условие - педагогический процесс должен обеспечить процесс «вхождения» в экологическую культуру с учетом собственной истории жизни и воспитания, сформированных ценностных ориентаций; четвертое педагогическое условие - участие социальных партнеров во взаимодействии со школой и семьей через систему общедоступности образовательного информационного пространства; пятое педагогическое условие - участие родителей подростков в реализации процесса воспитания экологической культуры).
Второй элемент модели: разработана алгоритмическая деятельность по мониторингу ключевых показателей формирования экологический культуры, на основе использования программных продуктов общепользовательского, учебного и специализированного назначения (первичная и повторная диагностика уровня экологической культуры, автоматизированная обработка полученных статистических данных, представление результатов проведения исследований). Изучены функциональные возможности программного обеспечения для мониторинговой деятельности: программа «My Test» - автоматизированные контрольно-диагностические возможности; «Excel» - автоматизация обработки данных, «Power Point» - представление;
Третий элемент модели: апробирована практико-ориентированная модель организации учебной и внеурочной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся (путем проведения мероприятий экологической направленности с экспериментальной группой обучающихся, на которых активно, целесообразно и эффективно применялись следующие средства компьютерных технологий: интерактивная доска, мультимедийные презентационные материалы, инфорграммы, on-line тестовые задания, сеть «Интернет», электронные справочные пособия).
Результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы нашли отражение в статьях и тезисах статей в научных журналах и материалах конференций.
Развитие рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим поиском новых направлений, разработкой новых форм, методов и приемов эффективного использования современных средств компьютерных (информационных) технологий, совершенствованием практики сопровождения образовательной деятельности в условиях развития информационного образовательного пространства.
Только по-настоящему экологическое образованное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы - сферы разума.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ экологического мышления
учащихся 7 классов в процессе проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования эколого-географической культуры учащихся 9-11 классов на уроках географии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Новые информационные технологии в обучении географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



