Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры обучающихся средствами компьютерных
технологий 10
1.1 Историко-теоретические предпосылки формирования
экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий 10
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования экологической
культуры обучающихся с использованием компьютерных технологий 17
1.3 Современные технические средства, обеспечивающие применение
компьютерных технологий в обучении 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий 31
2.1 Педагогические условия формирования экологической культуры
обучающихся, с использованием компьютерных технологий 31
2.2 Формы и методы формирования экологической культуры
обучающихся средствами компьютерных технологий 34
2.3 Проведение и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры обучающихся средствами
компьютерных технологий 50
Заключение 69
Список литературы 75
Приложения
Стремительно развивающиеся движение за охрану природы охватило весь мир. Понимание учениками экологических проблем составляет важный аспект современности. Комплекс мероприятий, целенаправленного воздействия на формирование чувства гражданского ответственности за состояние окружающей среды, бережливого отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
В концепции модернизации Российского образования особое внимание уделено таким как эколого-валеологическое направление и внедрение новых информационно-коммуникативных технологий в обучение. В настоящее время активно ведется работа по переходу от замкнутого школьного образовательного пространства и традиционной классно-урочной системы к открытой информационной образовательной среде и новым технологиям, средствам и формам образования.
Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение различных видов наглядности, которые способствуют дополнению словесной информации, выступают носителями знаний, должно способствовать формированию экологической культуры обучающихся
Поэтому изучение и внедрение компьютерных (информационных) образовательных технологий и их всевозможных средств является актуальной для формирования экологической культуры обучающихся.
Вклад в исследование и решение проблем различных аспектов экологического образования и воспитания внесли известные советские и российские ученые и специалисты: Н. М. Мамедов, А. А. Вербицкий, С. Н. Глазачев, А. Н. Мухутдинова, И. Н. , Захлебный, И. Д. Зверев, Т. В. Миронов, Л. В. Моисеева, Т. З. Пономарева, Н. Ф. Реймерс, И. Т.
Суравегина, Н. М. Чернова, Кучер, А. В. и др. Их многолетние
6
исследования, проведенные в течении многих лет, связаны с поиском путей создания и развития системы школьного экологического образования в России, с определением целей, задач, принципов построения и определения содержания образования и воспитания.
Практическое применение средств компьютерных (информационных) образовательных технологий обучения в общеобразовательных организациях, различной формы деятельности в настоящее время все ещё осуществляется на невысоком уровне. Большинство преподавателей просто не умеют пользоваться современной компьютерной техникой и средствами компьютерных технологий при организации образовательной деятельности.
Актуальность работы построена на преодолении противоречий:
• между целесообразностью и возможностью применения средств компьютерных технологий в целях повышения уровня экологической грамотности обучающихся и отсутствием исследований, касающихся изучения эффективности применения различных форм и методов организации учебного занятия;
• между нарастающими масштабами использования различного рода средств компьютерных технологий всех сфер жизни человечества и незначительным уровнем дидактической обеспеченности школьного экологического образования;
• между необходимостью внедрения инновационных информационнокомпьютерных технологий и отсутствием соответствующих методических рекомендаций и материалов экологического содержания.
Эти противоречия делают высокую степень актуальности проблемы исследования, которая состоит в недостаточной разработанности методической составляющей использования средств компьютерных технологий в экологическом образовании обучающихся и практикоориентированного представления опыта внедрения форм и методов организации образовательной деятельности по формированию экологической культуры обучающихся.
Целью исследования является выявление степени влияния использования средств компьютерных (информационных) образовательных технологий для формирование экологической культуры обучающихся.
Объект исследования: возможность использования средств
компьютерных технологий в формировании экологической культуры обучающихся.
Предмет исследования: современные технические средства,
обеспечивающие применение компьютерных технологий для формирования экологических знаний и экологической культуры обучающихся.
Гипотеза исследования. Использование современных технических средств компьютерных (информационных) технологий способствуют повышению уровня экологического просвещения и экологической грамотности, как основные инструменты для формирования экологической культуры обучающихся.
На основании вышеизложенной цели целью и выдвинутой гипотезой ставились следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа педагогической литературы изучить психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры в системе современного образования России;
2. Проанализировать уровень развития современных технических средств, обеспечивающих применение компьютерных технологий и сопоставить его с уровнем профессиональных информационнокоммуникативных компетенций педагогических работников в соответствии с требования профессионального стандарта педагога.
3. Определить необходимые педагогические условия использования средств компьютерных технологий и экспериментально проверить их эффективность в формировании экологической культуры;
4. Определить влияние средств компьютерных технологий на формирование экологической культуры у обучающихся
5. Разработать методические рекомендации по использованию средств компьютерных технологий для формирования экологической культуры обучающихся.
Теоретико-методологическая основа исследования оставили теории развивающего обучения (Выготский, П. Л. , В. И. Андреев, Д. В. Вилькеев, C. JI. Гальперин, В. В. М. И. Махмутов Давыдов, Л. В. Земков, и др. ), оптимизации обучения (Ю. К. Бабанский), общие вопросы компьютеризации обучения-(Н. Краудер, С. Пресс, А. Раппорт, Б. Скиннер и др. ), психолого-педагогическое обоснование целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе (С. И. Архангельский, В. А. Белавин, А. И. Берг, Ю. С. Иванов, Г. И. Машбиц и др. ), концепции экологического образования и воспитания (С. В. Алексеев, А. А. Вербецкий, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Гайсин, Л. В. Моисеева, А. В. Миронов, Н. Ф. Реймерс, И. Т.
Суравегина и др. ).
Методики и методы исследования. Для решения задач,
определенных в работе и проверки нашей гипотезы были использованы методы исследования: теоретические (анализ научной, психолого
педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования; сравнение, анализ, и обобщение опыта работы преподавателей федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», анализ рабочих программ, пособий по педагогике, экологии, географии, биологии, методике преподавания естественнонаучных дисциплин); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент с использованием разработанных методик); диагностические (анкетирование, беседа, тестирование); прогностические (математическая статистика, моделирование, и др. ).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились суворовцы и педагогические работники федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 155 Ново- Савиновского района г. Казани.
Исследование проводилось в течение 2016 - 2017 г. г.
Научная новизна исследования:
- выявлены педагогические условия использования современных технических средств компьютерных (информационных) образовательных технологий для формирования экологической культуры обучающихся.
- разработана алгоритмическая деятельность по мониторингу ключевых показателей формирования экологический культуры, на основе использования программных продуктов общепользовательского, учебного и специализированного назначения (первичная и повторная диагностика уровня экологической культуры, автоматизированная обработка полученных статистических данных, представление результатов проведения исследований);
- апробирована практико-ориентированная модель организации учебной и внеурочной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся (путем проведения мероприятий экологической направленности с экспериментальной группой обучающихся).
Теоретическая значимость работы. Предложена модель
организации деятельности по экологическому образованию обучающихся, соответствующий современным возможностям компьютерных технологий. Разработана структура, содержание и инструментальная составляющая мониторинговой деятельности уровня экологической культуры. Уточнена классификация современных технических средств компьютерных (информационных) образовательных технологий в контексте требований профессионального стандарта педагога.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью применения педагогическими работниками общеобразовательных организаций различной формы деятельности при организации урочной и внеурочной работы по формированию экологической культуры обучающихся. В исследовании предложены рекомендации по совершенствованию использования средств компьютерных технологий в образовательной деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются реализацией Программы воспитания и социализации обучающихся Казанского суворовского военного училища, разработанной на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, адекватностью методов мониторинговой деятельности по отслеживанию динамического изменения ключевых комплексных характеристик, обеспечивающих достижение планируемых результатов формирования экологической культуры.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях:
- педагогического совета Казанского суворовского военного училища (Педагогический совет «Основные аспекты организации педагогического мониторинга в условия внедрения федерального государственного стандарта основного общего образования», декабрь 2016 г. );
- педагогического совета Казанского суворовского военного училища (Педагогический совет «Программа воспитания и социализации обучающихся Казанского СВУ: основные положения, пути реализации», январь 2017 г. );
- научно-методического совета Казанского суворовского военного училища (научно-методический совет «Профессиональный стандарт педагога как условие достижения новых результатов», октябрь 2017 г. );
- творческой лаборатории по внедрению инновационных образовательных технологий «2017 - Год Экологии в России», март 2017 г;
- доклад на тему: «Использование средств информационных
(компьютерных для мониторинга уровня экологической культуры обучающихся» на III Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и ВУЗе» (8 - 9 декабря 2017 г. )
- статья «Использование компьютерных технологий как средство формирования экологической культуры обучающихся». Сборник №16 «Преемственность эколого-географических исследований: сборник статей студентов, аспирантов и преподавателей/Сост. Е. И. Власова. -Вып. 16. - Казань: К(П)ФУ, 2017. - 69 с.
- учебно-исследовательская проектная работа обучающихся 1 роты «Экотуристический маршрут «Прогулки по родному краю». ПАРКИ И СКВЕРЫ КАЗАНИ», в рамках конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся довузовских образовательных организаций Минобороны России «Моя Планета», посвященного Году экологии в России, организованного Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации в марте - апреле 2017 года.
Структура и объем работы: наша работа состоит из введения, глава один и два, заключения, списка литературы, включающего 82 источника. Объем работы составляет 115 страниц, содержание исследования иллюстрировано 5 таблицами, 6 рисунками. В работе представлено 7 приложений.
Настоящее исследование посвящено изучению проблемы формирования экологической культуры у обучающихся с использованием современных средств компьютерных технологий. Актуальность
исследования вызвана недостаточной разработанностью форм, методов и способов эффективного использования современных средств вычислительной техники при организации образовательной деятельности.
Для решения проблемы исследования мы обратились к анализу сущности понятия «экологическая культура». В результате теоретического анализа было установлено, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов.
Проанализированы теоретические аспекты историко-теоретические предпосылки формирования экологической культуры обучающихся средствами компьютерных технологий, определены психологопедагогические аспекты формирования экологической культуры обучающихся с использованием компьютерных технологий, составлен уточненный перечень современных технических средств, обеспечивающие применение компьютерных технологий в обучении, в соответствии с требования профессионального стандарта педагога.
Несмотря на разнообразие подходов к определению сущности экологической культуры, большинство исследователей включают в неё ряд совпадающих компонентов: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру. Развитие когнитивного, деятельностного и эмоционального компонентов свидетельствует об уровне экологической культуры.
Когнитивный компонент - это система естественнонаучных и экологических знаний о сущности, структуре и содержании экологической культуры); эмоциональный (эмоциональное состояние личности в процессе общения с природой, нравственно-эстетическое восприятие природной среды); деятельностный (наличие системы навыков по охране окружающей среды; характер участия в природоохранной деятельности).
Принятие Федерального компонента государственного стандарта образования и новых программ обязывает применять такие единые формы контроля за ходом образовательной деятельности, которые были бы близки к реальному положению дел, а его результаты были бы сравнимы.
Разработка, апробация и внедрения системы диагностического мониторинга уровня экологической культуры, обучающихся так, как и педагогического мониторинга в целом, в настоящее время, находиться на этапе становления, что в свою очередь, говорит об отсутствии единых методологических подходах к решению методических вопросов по организации данного вида деятельность.
Вариант организации мониторинговой деятельности уровня экологической культуры с использованием современных программных продуктов и на основании алгоритмической деятельности может способствовать повышению эффективности организации мероприятий экологической направленности, за счет повышения эффективности экологической грамотности.
Разработанный инструментарий мониторинговой деятельности, позволил определить уровни сформированности экологической культуры у обучающихся. Выделены следующие уровни сформированности
экологической культуры: элементарный, средний, высокий.
В настоящее время ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: предметным, метапредметным и личностным: где личностные результаты должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты освоения ООО должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умения применять его с познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации».
В ходе выполнения диссертационной работы было определено, что для формирования экологической культуры обучающихся, в условиях развития системы образования в России, целесообразно и наиболее эффективно использовать компьютерные (информационные) образовательные технологии, где основным инструментом выступает персональный компьютер и многообразие форм, методов и приемов педагогических технологий позволяют преподавателю организовать деятельность по формированию экологической культуры как в рамках учебной, так и в рамках внеклассной работы.
Выявлены условия реализации организации процесса формирования экологической культуры у обучающихся в условиях информационной образовательной среды: организация единого образовательного пространства путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания; применение в образовательном процессе информационных педагогических технологий, эффективно способствующих формированию экологической культуры.
Доказано, что формирование экологической культуры у обучающихся требует целенаправленных, систематических и скоординированных действий всех субъектов образовательной деятельности. Результаты проведенного исследования говорят о том, что благодаря организации комплекса образовательных мероприятий, при соблюдении комплекса педагогических условий, выявлена положительная динамика в уровнях сформированности их личностного образования.
Качественный и количественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы выявил существенное повышение уровня сформированности экологической культуры у обучающихся в экспериментальной группе, где образовательная деятельность строилась на основе эффективного и целенаправленного применения средств
компьютерных образовательных технологий. У 88,16% обучающихся выявлен средний уровень личностного образования (на начальном этапе этот уровень отмечался у 30% подростков). Уменьшилось количество обучающихся с элементарным уровнем (на начальном этапе - 68,7%, на заключительном - 9,21%). Возросло количество обучающихся,
обнаруживших высокий уровень развития экологической культуры (на начальном этапе - 1,3%, на заключительном - 2,63%).
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, дают все основания сделать вывод о достижении поставленной цели исследования и подтверждение выдвинутой гипотезы.
Особое место в диссертационной работе занимает предложенный вариант научной новизны исследования, а именно, разработан, апробирован качественно новый методологический подход к реализации модели для формирования экологической культуры обучающихся, опирающийся на целенаправленное и эффективное применение современных средств компьютерных технологий.
Разработанная модель, представляет собой последовательное выполнение определенных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры.
Первый элемент модели: выявлены педагогические условия
использования современных технических средств компьютерных образовательных технологий для формирования экологической культуры обучающихся (первое педагогическое условие - реализация единого образовательного пространства возможна путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания; второе педагогическое условие применение в образовательной деятельности компьютерных технологий и их средств, эффективно способствующих воспитанию экологической культуры у подростков, станет; третье педагогическое условие - педагогический процесс должен обеспечить процесс «вхождения» в экологическую культуру с учетом собственной истории жизни и воспитания, сформированных ценностных ориентаций; четвертое педагогическое условие - участие социальных партнеров во взаимодействии со школой и семьей через систему общедоступности образовательного информационного пространства; пятое педагогическое условие - участие родителей подростков в реализации процесса воспитания экологической культуры).
Второй элемент модели: разработана алгоритмическая деятельность по мониторингу ключевых показателей формирования экологический культуры, на основе использования программных продуктов общепользовательского, учебного и специализированного назначения (первичная и повторная диагностика уровня экологической культуры, автоматизированная обработка полученных статистических данных, представление результатов проведения исследований). Изучены функциональные возможности программного обеспечения для мониторинговой деятельности: программа «My Test» - автоматизированные контрольно-диагностические возможности; «Excel» - автоматизация обработки данных, «Power Point» - представление;
Третий элемент модели: апробирована практико-ориентированная модель организации учебной и внеурочной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся (путем проведения мероприятий экологической направленности с экспериментальной группой обучающихся, на которых активно, целесообразно и эффективно применялись следующие средства компьютерных технологий: интерактивная доска, мультимедийные презентационные материалы, инфорграммы, on-line тестовые задания, сеть «Интернет», электронные справочные пособия).
Результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы нашли отражение в статьях и тезисах статей в научных журналах и материалах конференций.
Развитие рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим поиском новых направлений, разработкой новых форм, методов и приемов эффективного использования современных средств компьютерных (информационных) технологий, совершенствованием практики сопровождения образовательной деятельности в условиях развития информационного образовательного пространства.
Только по-настоящему экологическое образованное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы - сферы разума.
1. Алексеев, С.В. Экология: наука и область образования:
методические рекомендации / С.В. Алексеев. - СПб., 1994. - 55с.
2. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. - СПб.:Специальная литература, 1999. - 102с.
3. Барамзина, С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно-ориентированного обучения / С.А. Барамзина //Педагогика. -2006.
- № 8. - С. 41-47.
4. Беккер, И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория /И.Л.Беккер, В.Н.Журавчик //Известия. - 2009. - № 12(16). - С.132-140.
5. Боев, Н.Я. Личностно-ориентированное образование / Н.Я. Боев, И.В.Волкова // Педагогика. - 2004. - №6. - С.23.
6. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /
Л.И. Божович //Изучение мотивации поведения детей и подростков/ под ред. Л.И.Божович, Л.В. Благонадежиной.- М.: Педагогика; Научно
исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР, 1972. - С.7-44.
7. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие /А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. - 526с.
8. Буковская, Г.В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности / Г.В. Буковская // Педагогика. - 2002.
- № 5. - С. 48-51.
9. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования / А.А. Вербицкий // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 1996. - С.115-127.
10. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление/
B. И.Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 270 с.
11. Виноградова, Н.Н. Система начальных жизненных установок на
развитие экологической культуры личности [Электронный ресурс] / Н.Н. Виноградова. - Режим доступа: http://portal.loiro.ru/index.php7modul
eartides&actionview&cid232&id12 (дата обращения: 09.04.2017).
12. Воспитание экологической культуры школьников: пособие для учителя/под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой.- М., 1997. - С.48.
13. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов Высших учебных заведений /И.А.Колесников, Н.И.Борытко,
C. Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; под общ.ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336с.
14. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский// Собрание сочинений: в 6 т./ под.ред. Д.Б. Эльконина; гл.ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. - Т.4. - 462 с.
15. Высоцкий, А.И. Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств [Электронный ресурс] / А.И.Высоцкий. - Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/ (дата обращения: 10.08.2017).
16. Гайсин, И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01. / И.Т. Гайсин. - Казань, 2000. - 408 с.
17. Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры / Э.В.
Гирусов // Экология, культура, образование: материалы научной
конференции. - М.:Изд-во МГПИ, 1989. - С.11-18.
18. Глазачев, С.Н. Экология. Образование. Духовность / С.Н.Глазачев //Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Серия 3: Экопедагогика. - 2005. - № 2. -
С. 3-6.
19. Глоссарий ФГОС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html(AaTa обращения: 15.08.2017).
20. Гордеева, Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся/ Т.Н. Гордеева// Начальная школа. - 2004. - №2. - С.75-80.
21. Голубева, Л.Н. Подходы к формированию экологической культуры личности/ Л.Н.Голубева // Этическое воспитание. - 2007. - № 6. - С. 18-21.
22. Горелова, Р.И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе //Принципы, цели, задачи формирования экологической культуры учащихся в современной школе: монография/ Р.И. Горелова. - М.: ИНИМ РАО, 2010. - 245с.
23. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.,1996. - С. 383-384.
24. Денисов, В.Я. Экологическое воспитание молодежи [Электронный ресурс] / В.Я.Денисов//Успехи современного естествознания. - 2006. - №4. - С.40-41. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/59379098.pdf (дата обращения: 20.10.2010).
25. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо,
В.А. Ясвин. - Ростов н/Д., 1996. - 480с.
26. Ермаков, Д.С. Ролевые игры: осознание глобальных проблем / Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т.Суравегина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2004. - № 1. - С. 18-31.
27. Захаров, А.В.Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров //Право и образование. - 2010.-№ 3.- С. 84-98.
28. Захлебный, А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02/ А.Н.Захлебный. - М., 1987. - 389с.
29. Зверев, И.А. Экологическое образование школьников / И.А.Зверев, И.Т. Суравегина и др. - М.: Наука, 1983. - 249с.
30. Зимняя, И.А. Педагогическая психология:учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И.А.Зимняя.- М.:Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384с.
31. Зимняя, Н.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/И.А.Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. -С. 34-39.
32. Игнатова, В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В.А. Игнатова. - Тюмень:ТюмГУ, 1998. - 196 с.
33. Калинин, В.Б. Формула экологического образования / В.Б.Калинин // Экология и жизнь. - 1996. - №1. - С.38-44.
34. Кашлев, С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособия для учителя / С.С.Кашлев, С.Н. Глазачев. - М.: Горизонт,
2000. - С.94.
35. Ковалева, Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем
образовании: материалы курса: лекции 1-4 /Т.М. Ковалева. - М.:
Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.
36. Костецкая, Г.А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: дис. ...канд. пед. наук:13.00.01/ Г.А. Костецкая. - СПб., 1999. - 186 с.
37. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учебно-практическое пособие / С.В. Кульневич. - Ростов-н/Д.:творческий центр «Учитель», 2001. - 160 с.
38. Куприянова, Т.С. Теоретико-методическая база для
формирования экологической культуры личности в процессе взаимодействия с природой и творческой созидательной /Т.С. Куприянова //Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - С.173-178.
39. Лобов, В.А. Экологическая культура - забытое старое или актуальная педагогическая проблема/ В.А.Лобов// Народное образование. -
2011. -№ 8. - С. 133-136.
40. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование /Н.М. Мамедов. - М.: МДС, 1996. - 134с.
41. Маркович, Д.Ж. Глобализация и экологическое образование/ Д.Ж. Маркович // Социологические исследования. - 2001. - №1. - С.17-23.
42. Моисеев, Н.Н. Экология в современном мире / Н.Н.Моисеев // Экология и образование. - 2010. - № 8. - С.4-6.
43. Наумова, О.С. Идея воспитания экологической культуры личности школьника как духовно-нравственной проблемы в отечественной педагогике (конец XX - начало XXI вв.):монография/О.С. Наумова. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ; Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2010. - 87с.
44. Ногтева, Е. Ю. Развитие экологической культуры учащихся: монография / Е.Ю.Ногтева, И.Д.Лушников. - Вологда,2004. - 249с.
45. Организация экологического образования в школе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: АПН СССР, 1990. - 150 с.
46. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения/
И.Г.Песталоцци.- М.: Педагогика, 1981. - Т. 2. - С. 208-399.
47. Петровский, В.А. Личностно-развивающие взаимодействия/ В.А. Петровский, И.Б. Котова. - Ростов-н/Д., 1983. - 143с.
48. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-хкн., кн.3: Теорияи технологии воспитания: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовительными специальностям в области «Образование и педагогика»/И.П.Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 463с.
49. Пономарева, И.Н. Становление и развитие экологического образования в России/И.Н. Пономарева//Биология в школе (Учителю экологии). - 2001. - № 1 (1). - С. 2-4; №3(2). - С. 2-3.
50. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987. - 326 с.
51. Райков, Б.Е. Естественноисторическое образование в России в XVIII в./ Б.Е.Райков //Просвещение. - 1922. - №2. - С. 84-116.
52. Ридигер, О.Н. Инновационные технологии в экологическом воспитании: семья и школа в лесной рекреации /О.Н. Ридигер //Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 8. - С. 32-35.
53. Реймерс, Н.Ф. Предпосылки и пути формирования экологической культуры/Н.Ф.Реймерс//Экологическое образование и воспитание в СССР. - М.,1987. - С.5-7.
54. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн.- М., 1946. - 589с.
55. Самарина, И.А. Формирование экологической культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А.Самарина. - М., 2004. - 181с.
56. Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии /Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 320 с.
57. Ситаров, В.А.Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений/ В.А.Ситаров // Советская педагогика. -
1989. - №5. - С. 15-19.
58. Сосунова, И.К. Экологическая мораль как социологическая категория: экологическая культура /И.К. Сосунова//Социология: теория, методы, маркетинг. - 2003. - №4. - С.130-138.
59. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания /Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224с.
60. Стромова, А.В. Формирование экологической культуры подростков в детско-юношеских общественных объединениях: дис. ... канд. пед. наук:
13.0. 05 / А.В. Стромова. - Тамбов, 2010. - 207 с.
61. Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе: автореф. дис.... д-ра пед. наук:13.00.02/ И.Т. Суравегина. - М., 1986. - С. 31-49.
62. Суслова, С.М. Актуальные проблемы системы экологического образования и воспитания учащихся/С.М.Суслова //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 10. - С. 85-87.
63. Ульянова, Н.В. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов: автореф. дис. ...канд.пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Ульянова. - Томск, 2007. - С.20.
64. Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития: монография/О.М.Дорошенко и др.; поднауч. ред.
О.М.Дорошко. - Гродно: ГрГУим.Я. Купалы, 2010. - 303с.
65. Хотунцев, Ю.В. Пути формирования экологической культуры
школьников: экологическое образование/Ю.В. Хотунцев//Экология и
промышленность России. - 2001. - №5. - С.43-45.
66. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся/ З.А. Хусаинов // Инновации в образовании. - 2005. - № 2. - С. 6672.
67. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя /А.В.Хуторской. - М.:Владос-Пресс, 2005. - 383с.
68. Хуторской, А.В. Соотношение деятельности и содержания образования/ А.В.Хуторской // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С.10-
17.
69. Цукер, А.А. Образовательное пространство школы/ А.А. Цукер //Управление школой. - 2004. - № 1. - С. 27-28.
70. Цукерман, Г.Л. Психология саморазвития/Г.Л. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М., 1995. - 267 с.
71. Чернова, Н.М. О содержании школьного экологического образования / Н.М. Чернова// Развитие непрерывного экологического образования: материалы 1 -й московской, научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. - М.: МНЭПУ, 1995. - С. 29-36.
72. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология / И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
73. Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры // Избранное / А. Швейцер. - М.: Прометей, 1993. - 512с.
74. Шейнис, Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: автореф.дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07/ Г.В.Шейнис. - М., 1993. - 24 с.
75. Шиянов, Е.Н., Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. -М.:Академия, 1999. - С. 99-106.
76. Шокина, И.Н. Экология и общечеловеческие ценности / И.Н. Шокина//Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 35-40.
77. Шорохова, Е.В. Психологический аспект проблемы личности/ Е.В. Шорохова //Теоретические проблемы психологии личности. -М., 1982. - 246с.
78. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования / Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина и др. - М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012.
- 336 с.
79. Эльконин, Д.Б. Развивающее обучение на путик подростковой школе/Б.Д. Эльконин, А.В. Воронцов, Е.В. Чудинова;гл. ред. А.И. Адамский.
- М.: Эврика, 2004. - 240 с.
80. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. - М.,2000. - С.96-104.
81. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды?/В.А. Ясвин. - М.: Наука, 1999. - 100с.
82. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365с.