Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления ценами 6
1.1. Содержание основных понятий управления ценовой политикой 6
1.2. Методические подходы к управлению ценами предприятия 12
1.3. Особенности управления ценами на современном этапе развития
экономики 19
2. Анализ действующей практики управления ценообразованием ООО
«Союзметалл» 27
2.1. Анализ развития деятельности в сфере оптовой торговли металлами и
общая характеристика ООО «Союзметалл» 27
2.2. Анализ системы управления ООО «Союзметалл» 32
2.3. Исследование проблем ценообразования в ООО «Союзметалл» 37
3. Рекомендации по совершенствованию управления ценами ООО
«Союзметалл» 42
3.1. Анализ цен конкурентов и разработка предложений для
ООО «Союзметалл» 42
3.2. Расчет вариаций цены товара для ООО «СоюзМеталл» 53
3.3. Разработка мероприятий по оперативному регулированию цены для ООО
«СоюзМеталл» 61
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения
Любая действующая коммерческая организация как хозяйствующий субъект и участник экономических отношений находится в тесной связи с окружающей ее экономической средой, включающей все множество поставщиков, партнеров, потребителей, государственных органов и общественных организаций, с которыми она вступает в более или менее тесное взаимодействие. Реализуя сбои экономические интересы, коммерческая организация, прежде всего, стремится к извлечению прибыли из осуществляемой ей экономической деятельности. Основным источником формирования прибыли является максимизация превышения доходов над расходами в средне- и долгосрочной перспективе, достигаемое через наиболее эффективное использование текущей рыночной ситуации и возможностей, предоставляемых рынком. Важнейшим из условий, характеризующих взаимодействие между организацией и потребителями, реализуемых ей товаров или оказываемых услуг, являются цены, устанавливаемые организацией. Вся же совокупность факторов внешнего окружения и внутренней среды организации, определяющая специфику ее хозяйственной деятельности и влияющая на процесс и результат формирования цен на продукцию и услуги организации, выступает в качестве факторов и условий ценообразования.
Особое значение изучение факторов ценообразования и их влияние на формирование цен важно для организаций, деятельность которых осуществляется в сфере торговли. В сфере торговли прогноз будущей конъюнктуры рынка, разработка нескольких альтернативных друг другу ценовых стратегий, рассчитанных на различное соотношение факторов ценообразования, приобретает определяющее для обеспечения конкурентоспособности организации значение. Указанные обстоятельства определяют актуальность настоящего исследования.
Целью исследования является разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности ценовой политики организации, и сформированных на основе проведенного анализа текущего положения ценовой политики.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) изучить теоретические и методические основы управления ценами;
2) проанализировать действующие практики управления ценообразованием;
в) разработать рекомендации по совершенствованию управления ценами ООО «СОЮЗМЕТАЛЛ»;
Объектом исследования выступает ООО «СоюзМеталл».
Предметом исследования выступает процесс формирования цен на товары организации в результате влияния внешних и внутренних факторов.
В рамках исследования были использованы различные теоретические источники: учебники и учебные пособия по ценообразованию и управлению ценами, статьи в периодических изданиях, ресурсы Интернета.
В методическую основу исследования были положены разнообразные современные методы: абстрактно-логический метод, метод экономической анализа (горизонтальный и вертикальный анализ выручки), метод сравнения цен.
Информационной базой исследования стала бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «СоюзМеталл» за 2016-2018 гг., а также значения цен на сайтах по мониторингу цен на товары металлопроката.
Теоретический вклад исследования заключается в систематизации методов и особенностей ценовой политики.
Практическое значение состоит в разработке рекомендаций для повышения эффективности ценовой политики в ООО «СОЮЗМЕТАЛЛ.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Исследование понятия «ценовая политика» показало, что в основном другие авторы формулируют данную экономическую категорию обобщенно, не уточняются некоторые факторы для полного понимания задачи этого понятия. Поэтому в рамках исследования была предложена более широкая формулировка, а именно, ценовая политика - это действия, направленные на принятие решений по формированию и выполнению поставленных целей предприятия, связанные с установлением, поддержанием и изменением цен продукции (товаров, услуг) для создания благоприятных условий развития предприятия в конкурентных условиях. Роль ценовой политики на предприятии очень высока, так как ее основная цель в том, чтобы достигать максимальных результатов продаж и рентабельности предприятия, то есть то, ради чего работает предприятие на рынке.
В рамках исследования методических подходов к управлению ценами предприятия были описаны наиболее распространенные виды, стратегии и тактики ценовой политики, которые призваны максимизировать экономический эффект от продажи продукции (товаров, услуг) компаний на рынке. Перед установлением конкретной ценовой политики нужно внимательно отслеживать изменения цен на товары на рынке. Перед выбором стратегии нужно принимать во внимание внутренние (специфика предприятия) и внешние (особенности рынка) факторы. Выбранная политика время от времени меняется. Нельзя выбрать одну стратегию или тактику и пользоваться ими десятилетия.
Формирование ценовой политики - это ключевой момент в развитии конкурентоспособности современного предприятия. Поэтому процесс формирования, внедрения и применения ценовой политики требует от руководства фирмы огромных ресурсов, иначе высокая конкуренция неизменно приведет к сокращению объемов продаж, прибыльности и, как результат, к снижению конкурентоспособности организации. После прохождения всех этапов формирования ценовой политики руководство должно принять итоговое решение относительно цены на товар, учитывая специфику рынка сбыта, цели и задачи предприятия, возможность осуществления маркетинговых исследований, уровень конкуренции и прочее.
ООО «СоюзМеталл» является организацией, осуществляющей деятельность в области оптовой торговли металлами и металлическими рудами. По итогам анализа всех показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СоюзМеталл» в 2016-2018 гг. выяснилось, что у организации имеются проблемы с ликвидностью, финансовой устойчивостью и рентабельностью из-за малой величины собственного капитала по сравнению с заемным капиталом.
Анализ системы управления ООО «СоюзМеталл» показал, что в процессе ценообразования организации задействованы практически все работники, но основную работу проводит начальник отдела продаж. В силу высокой конкуренции на рынке торговли металлопрокатом в Республике Татарстан, в процессе формирования цены важную роль занимает этап анализа цен конкурентов (мониторинг цен).
Анализ действующей практики управления ценообразованием в ООО «СоюзМеталл» показал, что основную выручку ООО «СоюзМеталл» получает по товарной группе «Металлопрокат» (удельный вес данной группы в 2018 составил 84,8%). В ООО «СоюзМеталл» регулярно разрабатывается и обновляется модель поведения на рынке. Модель поведения ООО «СоюзМеталл» на рынке разрабатывается в несколько этапов. Первый этап - прогнозирование цен. Начальник отдела продаж ООО «СоюзМеталл» при прогнозировании цен использует метод множественной регрессии и метод экспертного прогнозирования. На этапе ценообразования применяются ООО «СоюзМеталл» ценовая политика, которая ориентируется на конкурентов, а также ценовая политика, ориентированная на существующие цены. Что касается применяемой стратегии, то ООО «СоюзМеталл» использует стратегию, основанную на специальном занижении цен. Также в своей деятельности ООО «СоюзМеталл» применяет две тактики ценовой политики: ориентация на конкурентов и понижение цен. Последний этап в разработке модели поведения ООО «СоюзМеталл» является анализ полученной информации и внедрение их в коммерческую деятельность. Применение полученных результатов позволяет ООО «СоюзМеталл» оперативно реагировать на рыночные изменения и оптимизировать потоки поставок товаров покупателям.
Сравнительный анализ цен на товары ООО «СоюзМеталл» и конкурентов показал, что по всему ассортименту цены у ООО «СоюзМеталл» ниже в интервале от 20% до 40%, то есть у организации имеется существенный запас к росту цены на ряд товаров, не достигая при этом цен ближайших конкурентов. Кроме этого, это является неоспоримым конкурентным преимуществом ООО «СоюзМеталл» и при грамотном регулировании цены (например, установки плавающих цен на группы товаров с ориентиром на цены ближайших конкурентов) позволит увеличить выручку и чистую прибыль при прочих равных условиях.
В результате расчета вариаций цен различных групп товаров ООО «СоюзМеталл» были определены средние темпы роста, при которых новые цену будут максимально приближены к конкурентным, но оставаясь привлекательными для покупателей, а самое главное, конкурентоспособными. Конечный расчет плановой выручки при новых ценах при прочих равных условиях показал, что выручка ООО «СоюзМеталл» может увеличиться на 20 152 тыс. руб. (составит в плановом году 81 902 тыс. руб.), а чистая прибыль на 91 тыс. руб. (составит в плановом году 360 тыс. руб.).
Гибкая ценовая стратегия и грамотная политика, основанные на данных цен конкурентов, позволит ООО «СоюзМеталл» увеличить прибыль и расширить клиентскую базу. Поэтому в рамках совершенствования управления ценами был проведен предварительный анализ цен ООО «СоюзМеталл» и конкурентов. После этого предложены вариации цен, основным критерием которых было не превышение цен на товары ближайшего ценового конкурента. В результате сформированы максимально возможные темпы роста цен по товарным группам, расчет по которым показал, что выручка ООО «СоюзМеталл» может увеличиться на 20 152 тыс. руб., а чистая прибыль на 91 тыс. руб. Также было предложено мероприятие оперативному регулированию цены, заключающееся во внедрении в практику работы менеджера по продажам ООО «СоюзМеталл» автоматизированного программного продукта по мониторингу цен конкурентов «Мониторинг цен конкурентов», единоразовые расходы на которую составят 5,3 тыс. руб., а условная экономия за счет экономии рабочего времени работника составит 36 тыс. руб. соответственно. В целом, в результате внедрения всех мероприятий, выручка ООО «СоюзМеталл» увеличится на 20 152 тыс. руб., а чистая прибыль на 119,8 тыс. руб. при общих затратах 5,3 тыс. руб., что делаем данные мероприятия окупаемыми и высокоэффективными.
1. Васильев В.М. Ценообразование: конспект лекций / В.М. Васильев. -
Казань: Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета. - 2014. - 81 с.
2. Васюхин О.В. Основы ценообразования: учебное пособие / О.В. Васюхин. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. - 110 с.
3. Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие / В.В.
Герасименко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 422 с.
4. Дейли Д.Л. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества / Д.Л. Дейли. - М.: Вильямс, 2016. - 304 с.
5. Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования: учебное пособие / А.А. Дерябин. - М.: Политиздат, 2012. - 204 с.
6. Клепик М.С. Увеличение продаж без особых материальных затрат. Клиентинг без бюджета / М.С. Клепик. - М.: Дашков и К, 2017. - 597 с.
7. Лабзунов П.П. Управление ценами и затратами в современной экономике / П.П. Лабзунов. - М.: Книжный мир, 2017. - 288 с.
8. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: учебник / И.В. Липсиц. - М.: БЕК, 2015. - 368 с.
9. Маховикова Г.А. Цены и ценообразование: учебное пособие / Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н.Ю. Пузыня. - СПб.: Питер, 2009. - 176 с.
10. Окладников Д.Е. Практическое ценообразование / Д.Е. Окладников. - М.: Ленанд, 2014. - 160 с.
11. Рыженков А.Г. Ценообразование: учебное пособие / А.Г. Рыженков. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. - 132 с.
12. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. - М.: КНОРУС 2017. - 304 с.
13. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия: учебник / В.М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
14. Ценообразование: учебник и практикум / Отв. ред. Г.А. Маховикова. - М.: Юрайт, 2016. - 463 с.
Печатная периодика
15. Бойко А.А. Определение сущности понятия «ценовая политика» / А.А. Бойко, А.В. Жосан // Молодежь в науке и предпринимательстве. - 2018.- С. 56-59.
16. Володина С.Г. Актуальные вопросы повышения прибыли организации: выбор ценовой стратегии и метода ценообразования / С.Г. Володина // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 2.- С. 101-104.
17. Завьялова А.А. Понятие цены и ценовая политика предприятия / А.А. Завьялова, К.А. Анненкова, А.С. Акимова // Аллея науки. - 2018. - № 7. С. 486-490.
18. Монгуш О.Н. Ценовая политика корпорации: сущность и методы формирования / О.Н. Монгуш, Л.О. Монгуш // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 312314.
19. Негрий А.А. Стратегия ценообразования как инструмент конкурентной борьбы / А.А. Негрий, А.А. Нелида // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия: сборник научных трудов. - 2018. - С. 449-453.
20. Окорокова О.А. Управление рисками, риск-менеджмент в корпорации / О.А. Окорокова, Ю.С. Чубова // Экономика и социум. - 2014. - № 4-4. - С. 190-193.
21. Печенкина А.А. Формирование ценовой политики торгового предприятия / А.А. Печенкина // Молодой ученый. - 2018. - № 41. - С.
22. Рябова О.Н. Ценовая политика в предпринимательской деятельности / О.Н. Рябова, Ю.В. Кудрич // Научный список. - 2017. - № 1. - С. 68-70.
23. Саблина С.О. Ценовая политика и ее значение для развития предприятия, стратегии ценообразования / С.О. Саблина // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - 2018. - С. 84-87.
24. Сланченко Л.И. Особенности ценообразования в современной экономике / Л.И. Сланченко, А.В. Клепальченко // Вектор экономики. - 2018. - № 11. - С. 98-105.
25. Софронова А.В. Разработка ценовой стратегии предприятия / А.В. Софронова, К.К. Аверина, И.Г. Морозова // Новые модели социальноэкономического развития государства: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 196-199.
26. Тютрина А.Ю. Ценовая политика предприятия как фактор изменения потребительского поведения / А.Ю. Тютрина // Конкурентоспособность территорий: материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях. - 2018. - С. 180-183.
27. Шакирова Р.Р. Анализ факторов, влияющих на ценовую политику предприятия / Р.Р. Шакирова // Форум молодых ученых. - 2018. - № 4. - С. 1545-1549.
Электронные ресурсы
28. Волкова А.В. Рынок плоского металлопроката. 2018 год [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://dcenter.hse.m/data/2018/12Л5Л1445253П/Рынок плоского
металлопроката 2018.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
29. Иоффе Ю. Ценовая политика предприятия [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://fd.ru/articles/158496-tsenovaya-politika-
predpriyatiya (дата обращения: 15.04.2019).
30. Как проводить мониторинг цен конкурентов и зачем это нужно
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://spark.ru/startup/beorg/blog/35606/kak-provodit-monitoring-tsen- konkurentov-i-zachem-eto-nuzhno (дата обращения: 15.04.2019).
31. Матвеев М. Против лома нет приема: за год Татарстан рухнул с первого места на пятое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/64986-obzor-rynka-metalloprokata-v- povolzhe-v-2016-godu (дата обращения: 15.04.2019).
32. «Металлопозитивом что-то не пахнет» (прогноз изменения цен)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.metalinfo.ru/ru/news/107962 (дата обращения: 15.04.2019).
33. Мониторинг цен металлопроката и стройматериалов от сотен производителей в г. Казань [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kazan.mcena.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).
34. Обзор Мониторинг цен конкурентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://coba.tools/monitoring-cen-konkurentov (дата обращения: 15.04.2019) .
35. Обязанности генерального директора в ООО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://glavkniga.ru/situations/s505088 (дата обращения: 15.04.2019) .
36. Стратегии ценообразования: основные способы установления цен
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://practicum-
group.com/blogs/stati/strategii-tsenoobrazovaniya/ (дата обращения: 15.04.2019) .
37. Формирование ценовой политики предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/cenovaya-politika- predpriyatiya/ (дата обращения: 15.04.2019).
38. Ценовая политика компании: цели, формирование и модели
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/9002- tsenovaya-politika-kompanii (дата обращения: 15.04.2019).
39. Цены растут [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metalinfo.ru/ru/news/107863 (дата обращения: 15.04.2019).
40. 5 способов мониторинга цен на товары в интернет-магазинах
конкурентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.templatemonster.com/ru/blog/2017/07/06/5-sposobov- monitoringa-cen-na-tovary-v-internet-magazinah-konkurentov/ (дата
обращения: 15.04.2019).