ИНФОРМАЦИОННАЯ «ПОВЕСТКА ДНЯ» В КОММЕРЧЕСКИХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЗДАНИЯХ Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОСТНОГО ДНЯ В СМИ 8
1.1. Понятие «Повестка дня» 8
1.2. Основные факторы, влияющие на формирование повестки дня .... 15
1.3. Особенности повестки дня в государственных и коммерческих
изданиях 225
Глава 2. ПОВЕСТКА ДНЯ В ИЗДАНИЯХ «ЧЕЛНИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» И «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» 35
2.1. Типологическая характеристика исследуемых изданий 35
2.2. Информационная повестка дня в газете «Челнинские известия»... 41
2.3. Информационная повестка дня в газете«Вечерние Челны» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 66 ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОСТНОГО ДНЯ В СМИ 8
1.1. Понятие «Повестка дня» 8
1.2. Основные факторы, влияющие на формирование повестки дня .... 15
1.3. Особенности повестки дня в государственных и коммерческих
изданиях 225
Глава 2. ПОВЕСТКА ДНЯ В ИЗДАНИЯХ «ЧЕЛНИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» И «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» 35
2.1. Типологическая характеристика исследуемых изданий 35
2.2. Информационная повестка дня в газете «Челнинские известия»... 41
2.3. Информационная повестка дня в газете«Вечерние Челны» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 66 ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время в нашей стране средства массовой информации представляют один из главнейших механизмов, задействованный в процессе создания, формирования суждений людей о происходящих событиях. Именно средства массовой информации оказывают колоссальное влияние на процесс восприятие людьми окружающих событий действительности. Недаром СМИ прозвали «четвертой ветвью власти» наряду с законодательной, судебной и исполнительной .
Человек и информационная среда - это два взаимосвязанных явления. Невозможно сегодня представить человека, который находился бы вне информационного поля. Современного человека в научной литературе зачастую называют Homoinformaticus , то есть существо
информационное.Важное значение в числе других средств коммуникации имеют и печатные СМИ, об этом свидетельствуют данные анкетирования. Так, отвечая на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаете новости и информацию?», - в январе 2012 года о газетах вспомнили 23% респондентов, а в апреле 2013 года - уже 26% . При этом, уже в 2016 г. было установлено, что 50% респондентов из опрошенных покупают печатные СМИ, а 30% из них делают это регулярно (Приложение № 1) . Вместе с тем, отмечается, что в 2016 г. доверие россиян к Интернету, телевидению и радио,
как источникам информации, заметно снизилось, а к газетам и журналам - возросло .
Уже с середины XX века
некоторыеиностранныеучёныеначалиинтересоватьсяпроблемой влияния СМИ на общественное мнение. В ходе своих исследований они пришли к выводу, что СМИ могут манипулировать аудиторией. К примеру, посредством проведения математического анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов, была установлена взаимосвязь между темами, освещаемыми в средствах массовой информации,и настроением общественного мнения. Тогда и было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени . Неудивительно, что формирование повестки дня является очень значимым эффектом деятельности СМИ, поскольку таким образом СМИ имеют прекрасную возможность акцентировать, заострять внимание аудитории на конкретных событиях, принудив её воспринимать указанную информацию как наиболее значимую. В современных реалиях российской действительности вопросы формирования повестки дня также остаются весьма актуальным и распространённым явлением.
Для печатных изданий вопрос формирования повестки дня также остаётся очень актуальным, поскольку изданиям приходится работать в достаточно непростых условиях, связанных с кризисными явлениями и жёсткой конкуренцией с иными СМИ, снижением выпуска печатной продукции (Приложение № 2). К слову, на 17.04.2017 г. из 79786 наименований СМИ, которые включены в реестр Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), 2/3 составляют периодические печатные издания. Из них 37% - журналы, 28% - газеты и примерно 5% - бюллетени, альманахи и пр. Еще 11% - онлайн СМИ, в значительной части представленные сайтами и другими цифровыми продуктами периодических печатных изданий (Приложение № 3).
Не менее актуален на сегодняшний день вопрос формирования повестки дня в местных городских, районных изданиях. Исследователи отмечают рост интереса читателей именно к местной прессе, поскольку именно она отражает проблемы и интересы аудитории, ориентирована на события локального уровня и обладает более практической, полезной информацией с точки зрения местного жителя .
Объектом исследования выступает информационная повестка дня.
Предметом исследования является формирование информационной повестки дня в изданиях города Набережные Челны.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении вопросов формирования информационной повестки дня в коммерческих и государственных изданиях города Набережные Челны.
В соответствии с указанной выше целью были поставлены задачи:
- определить понятие «повестка дня»;
- рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование повестки дня;
- рассмотреть особенности повестки дня в государственных и коммерческих изданиях;
- дать типологическую характеристику изданиям Челнинские Известия и Вечерние Челны;
- выявить особенности информационной повестки дня в газете «Челнинские известия»;
-выявить особенности информационной повестки дня в газете «Вечерние Челны».
Теоретическая база исследования. Проблематика формирования повестки дня является актуальным вопросом для таких исследователей как М.Маккомбс и Д.Шоу, которые являются авторами понятия «установление повестки дня». Ранее этот феномен изучался П.Лазарсфельдом и У. Липпманом. В отечественной науке исследованиям в данной области была посвящена деятельность таких ученых, как Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг,
В.П.Макаренко, Е.Г. Морозова, Т.Н. Митрохина и др.
Методы исследования: в работе использовались такие методы, как анализ и синтез научной литературы, абстрагирование - при исследовании существа научных понятий; индукции и дедукции, при проведении системного анализа для разработки кодификатора; контент-анализа и сравнительно-сопоставительного метода при исследовании информационной повестки дня в газетах города Набережные Челны.
Эмпирической базой исследования послужили 25 номеров издания «Челнинские известия», опубликованные в период с02.02.2018 г. по
27.04.2018 года и 12 номеров издания «Вечерние Челны», вышедших за этот же период. Таким образом, нами было проанализировано 27выпусков газет (15 выпусков издания «Челнинские известия» и 12 - газеты «Вечерние Челны»), 650 материалов (400 - в газете «Челнинские известия», 250 - в газете «Вечерние Челны»).
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по культуре речи журналиста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, объединённых в 6 параграфов, заключения, приложений и списка использованной литературы, включающего в себя 88 источников.
Человек и информационная среда - это два взаимосвязанных явления. Невозможно сегодня представить человека, который находился бы вне информационного поля. Современного человека в научной литературе зачастую называют Homoinformaticus , то есть существо
информационное.Важное значение в числе других средств коммуникации имеют и печатные СМИ, об этом свидетельствуют данные анкетирования. Так, отвечая на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаете новости и информацию?», - в январе 2012 года о газетах вспомнили 23% респондентов, а в апреле 2013 года - уже 26% . При этом, уже в 2016 г. было установлено, что 50% респондентов из опрошенных покупают печатные СМИ, а 30% из них делают это регулярно (Приложение № 1) . Вместе с тем, отмечается, что в 2016 г. доверие россиян к Интернету, телевидению и радио,
как источникам информации, заметно снизилось, а к газетам и журналам - возросло .
Уже с середины XX века
некоторыеиностранныеучёныеначалиинтересоватьсяпроблемой влияния СМИ на общественное мнение. В ходе своих исследований они пришли к выводу, что СМИ могут манипулировать аудиторией. К примеру, посредством проведения математического анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов, была установлена взаимосвязь между темами, освещаемыми в средствах массовой информации,и настроением общественного мнения. Тогда и было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени . Неудивительно, что формирование повестки дня является очень значимым эффектом деятельности СМИ, поскольку таким образом СМИ имеют прекрасную возможность акцентировать, заострять внимание аудитории на конкретных событиях, принудив её воспринимать указанную информацию как наиболее значимую. В современных реалиях российской действительности вопросы формирования повестки дня также остаются весьма актуальным и распространённым явлением.
Для печатных изданий вопрос формирования повестки дня также остаётся очень актуальным, поскольку изданиям приходится работать в достаточно непростых условиях, связанных с кризисными явлениями и жёсткой конкуренцией с иными СМИ, снижением выпуска печатной продукции (Приложение № 2). К слову, на 17.04.2017 г. из 79786 наименований СМИ, которые включены в реестр Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), 2/3 составляют периодические печатные издания. Из них 37% - журналы, 28% - газеты и примерно 5% - бюллетени, альманахи и пр. Еще 11% - онлайн СМИ, в значительной части представленные сайтами и другими цифровыми продуктами периодических печатных изданий (Приложение № 3).
Не менее актуален на сегодняшний день вопрос формирования повестки дня в местных городских, районных изданиях. Исследователи отмечают рост интереса читателей именно к местной прессе, поскольку именно она отражает проблемы и интересы аудитории, ориентирована на события локального уровня и обладает более практической, полезной информацией с точки зрения местного жителя .
Объектом исследования выступает информационная повестка дня.
Предметом исследования является формирование информационной повестки дня в изданиях города Набережные Челны.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении вопросов формирования информационной повестки дня в коммерческих и государственных изданиях города Набережные Челны.
В соответствии с указанной выше целью были поставлены задачи:
- определить понятие «повестка дня»;
- рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование повестки дня;
- рассмотреть особенности повестки дня в государственных и коммерческих изданиях;
- дать типологическую характеристику изданиям Челнинские Известия и Вечерние Челны;
- выявить особенности информационной повестки дня в газете «Челнинские известия»;
-выявить особенности информационной повестки дня в газете «Вечерние Челны».
Теоретическая база исследования. Проблематика формирования повестки дня является актуальным вопросом для таких исследователей как М.Маккомбс и Д.Шоу, которые являются авторами понятия «установление повестки дня». Ранее этот феномен изучался П.Лазарсфельдом и У. Липпманом. В отечественной науке исследованиям в данной области была посвящена деятельность таких ученых, как Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг,
В.П.Макаренко, Е.Г. Морозова, Т.Н. Митрохина и др.
Методы исследования: в работе использовались такие методы, как анализ и синтез научной литературы, абстрагирование - при исследовании существа научных понятий; индукции и дедукции, при проведении системного анализа для разработки кодификатора; контент-анализа и сравнительно-сопоставительного метода при исследовании информационной повестки дня в газетах города Набережные Челны.
Эмпирической базой исследования послужили 25 номеров издания «Челнинские известия», опубликованные в период с02.02.2018 г. по
27.04.2018 года и 12 номеров издания «Вечерние Челны», вышедших за этот же период. Таким образом, нами было проанализировано 27выпусков газет (15 выпусков издания «Челнинские известия» и 12 - газеты «Вечерние Челны»), 650 материалов (400 - в газете «Челнинские известия», 250 - в газете «Вечерние Челны»).
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по культуре речи журналиста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, объединённых в 6 параграфов, заключения, приложений и списка использованной литературы, включающего в себя 88 источников.
Проведя исследование в области формирования информационной повестки дня, можно сделать вывод, что данный вопрос весьма актуален. В настоящей работе нами было изучено понятие «повестка дня», и отмечено, что основоположниками теории информационной повестки дня являются американские учёные-исследователи М. Маккомбс и Д. Шоу. Данные авторы доказали, что корелляция между сообщениями СМИ и предпочтениями аудитории существует: когда СМИ обращаются к тем или иным проблемам, аудитория также начинает их воспринимать как наиболее важные и заслуживающие внимания. Проанализировав научные исследования в области определения категории «повестка дня», мы пришли к выводу, что под информационной повесткой дня понимается совокупность обсуждаемых в издании тем и информационных поводов, создающих медиакартину социальной реальности и определяющих для аудитории их приоритетность и значимость на данный момент времени.
Исследовав вопрос факторов, влияющих на формирование повестки дня, мы пришли к выводу, что их может быть множество. Вот основные из них:
- конкуренция средств массовой информации (власть рейтингов);
- политический (экономический ) заказ;
- информационная политика СМИ;
- личностные факторы (приоритеты для руководства тех или иных тем, проблем);
- влияние интернет-сферы, социальных сетей и пр.;
- потребности населения в освещении отдельных проблем и событий;
- национальные интересы населения.
Влияние данных факторов, в зависимости от масштаба СМИ (федеральное, региональное, местное), может усиливаться или ослабляться.
В результате исследования, нами была отмечена тенденция формирования интернет-сообществами, блогерами, социальными сетями собственной повестки дня, порой отличающейся от повестки традиционных СМИ. Эта тенденция характерна и для нашего региона.
Исследовав вопрос факторов, влияющих на формирование повестки дня, мы пришли к выводу, что их может быть множество. Вот основные из них:
- конкуренция средств массовой информации (власть рейтингов);
- политический (экономический ) заказ;
- информационная политика СМИ;
- личностные факторы (приоритеты для руководства тех или иных тем, проблем);
- влияние интернет-сферы, социальных сетей и пр.;
- потребности населения в освещении отдельных проблем и событий;
- национальные интересы населения.
Влияние данных факторов, в зависимости от масштаба СМИ (федеральное, региональное, местное), может усиливаться или ослабляться.
В результате исследования, нами была отмечена тенденция формирования интернет-сообществами, блогерами, социальными сетями собственной повестки дня, порой отличающейся от повестки традиционных СМИ. Эта тенденция характерна и для нашего региона.



