Введение 3
1. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности 5
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления 8
3. Бюджетное регулирование – основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления 12
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Введение
В условиях существования товарно-денежного обращения государство (национальный социум) активно использует и не может не использовать при управлении общественным производством для обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, решения иных общественных задач различные экономические регуляторы: финансы, налоги, деньги, кредит и т.д. Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих при распределении ВВП и части национального дохода в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения, но стихийно они не проявляются. Для их использования требуется целенаправленная деятельность человека, его объединений, муниципальных образований, государства. Этот вид человеческой деятельности в науке финансового права получил название «финансовая деятельность», а деятельность государства и муниципальных образований соответственно «финансовая деятельность государства» и «финансовая деятельность муниципальных образований». С помощью экономических регуляторов, в частности финансов, государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, чем и обусловливается ее отличие от других видов деятельности государства.
Значение финансовой деятельности государства и муниципальных образований для развития России особенно повышается в современных условиях, когда возникший в США финансовый кризис захватывает различные страны мира, и возникла крайняя необходимость активизировать действия органов государства в сфере финансов для противодействия его отрицательным последствиям.
Исходя из концептуального положения, характеризующего финансовую систему общества как совокупность не только публичных финансов (государственных и местных), но и частных, в исследовании выявляются соотношения между нормами финансового права и нормами гражданского права при правовом регулировании деятельности государства и муниципальных образований в области финансов.
Актуальность темы работы подтверждается преобразованиями, происходящими в структуре органов исполнительной власти России. Усиление государственности на основе укрепления вертикали власти обусловливает кардинальные изменения в финансово-правовом регулировании деятельности органов государства, в том числе органов внутренних дел, органов местного самоуправления в области финансов.
Применение норм гражданского законодательства при регулировании отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности, влечет возникновение гражданско-правовых отношений, способствующих большей результативности возникших ранее финансовых правоотношений. При этом использование норм гражданского законодательства не должно противоречить природе финансовых отношений, возникающих в процессе распределения ВВП и части национального дохода общества путем создания, распределения и использования фондов денежных средств.
Целью настоящей работы является изучение правового регулирования финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Заключение
В настоящей работе на основе изучения юридической литературы, нормативных правовых актов, регулирующих финансовую деятельность государства и муниципальных образований, обосновываются экономические предпосылки возникновения и осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, раскрываются принципы, методы и правовые формы ее осуществления; проанализированы особенности правового регулирования бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, являющейся основным направлением финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваются правовые основы финансового контроля и его важнейшего вида - бюджетного контроля.
Возникновение и осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлены объективными потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения и в котором государство на любом этапе своего развития не смогло бы выполнять свои задачи и функции, не обладая соответствующими финансовыми ресурсами. Для этого государством используются при управлении обществом различные экономические регуляторы, в том числе финансы и финансовая система.
Одним из приоритетных направлений в развитии науки финансового права в настоящее время становится исследование природы финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований, выявление особенностей их правового регулирования.
Выявление и обоснование объективных предпосылок возникновения и осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, установления элементов финансовой системы в современный период приобретают особую актуальность, поскольку в литературе высказываются мнения, ставящие под сомнение устоявшиеся и принимаемые большинством ученых положения (парадигмы) по указанным проблемам.
Поскольку финансовая деятельность государства и муниципальных образований, по нашему мнению, обусловлена наличием в обществе товарно-денежного обращения, поэтому одним из направлений настоящего исследования является: анализ категорий «финансы», «финансовая система», обусловливающих природу, сущность финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Другим важным направлением данного исследования является изучение правовой основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку формы и направления ее реализации государство определяет в нормативном порядке.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Востикова Л.Г. Финансовое право. Учебник. М., 2007.
3. Демин А.В. Финансовое право: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Правоведение. Учебник. Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2002 г.
5. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000 г.
6. Финансовая система России. Учебное пособие. А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. М., 2007 г.
7. Финансовое и банковское право: Словарь-справочник. В.Н. Додонов, М.А. Крылова, А.В. Шестаков. М., 2007 г.
8. Финансовое право. Учебник. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. М., 2010 г.
9. Финансовое право. Учебник. К.С. Бельский. М., 2009 г.
10. Финансовое право. Учебник. К.С. Бельский. М., 2006 г.
11. Финансовое право. Учебник. Общая часть. М.В. Карасева. М., 2009 г.
12. Финансовое право. Учебник. Общая часть. М.В. Карасева. М., 2011 г.
13. Финансовое право. Учебник. Отв. Ред. Н.И. Химичева. М., 2009 г.
14. Финансовое право. Учебник. Отв. Ред. Н.И. Химичева. М., 2011 г.
15. Ручкин О.Ю. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники финансового права // Международное публичное и частное право. 2005. № 4.
16. Ялбулганов А.А. Федеральные источники финансового права: вопросы систематизации и классификации // Финансового право. 2010. № 2.,