Введение 3
1. Теоретические основы управления сбытом в организации 6
1.1 Сбыт, как объект управления 6
1.2 Системы, каналы и стимулирование сбыта 14
1.3 Методика оценки эффективности управления сбытом в организации 25
2. Анализ управления сбытом в организации «Спа-комплекс LUCIANO» 34
2.1 Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности
организации 34
2.2 Исследование системы управления сбытом в организации 41
2.3 Оценка состояния системы управления сбытом в организации 52
3. Направления совершенствования управления сбытом в
организации «Спа-комплекс LUCIANO» 67
3.1 Рекомендации по совершенствованию каналов сбыта в организации 67
3.2 Мероприятия по стимулированию сбыта в организации 76
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 85
Заключение 93
Список использованных источников 99
Приложения
В настоящее время на рынке, в основном, наблюдается высокий уровень
предложения в сравнении со снижающимся уровнем спроса на товары и услуги.
Чем больше насыщенные становится рынок, тем сложнее продать свою
продукцию, товары и услуги. Уже давно прошли те времена, когда важно было
наличие самого товара, услуги, теперь же, у потребителя есть возможность
выбирать среди множества вариантов, учитывая качество, цену и другие
свойства того или иного товара или услуги. По этой причине организациям и
предприятиям приходится бороться за клиента, покупателя, повышая свою
конкурентоспособность за счет совершенствования качества товара, сервиса,
предложения разных видов дополнительных услуг, стараясь при этом
предугадать мотивы покупок, потребительских предпочтений. Здесь не
обойтись без маркетинговых исследований для того, чтобы искать и находить
способы влияния на покупателей. Они способствуют получению доходов от
сбыта, следовательно, свою прибыль благодаря тому, что объявляют о себе, о
своих товарах и услугах, об их преимуществах и особенностях покупателям и
клиентам. На рынке наиболее конкурентоспособной организацией, как правило,
становится та, которая способна предложить то, чего хотят покупатели и
клиенты, а лучше, когда она заранее предугадывает эти пожелания на
основании различных исследований, опережая конкурентов. При этом должна
помнить, что сегодняшний темп жизни меняет практически все достаточно
быстро, поэтому, если сегодня покупатели хотят одно, завтра может быть и
другое. Только постоянно совершенствуя систему сбыта, его стимулирование,
можно развиваться и противостоять конкурентной борьбе.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена
тем, что грамотная и эффективная система управления сбытом в организации
имеет огромное значение в ее развитии. Этот фактор является одним из
основных его конкурентных преимуществ. Именно сбыт, то есть доведение
товаров и услуг до конечного потребителя является основной и самой главной5
целью деятельности организаций. Все вышеизложенное еще раз доказывает
актуальность выбранной темы исследования.
Предметом данного исследования является управление сбытом в
организации, а объектом исследования выступает сбытовая деятельность
гостиницы «Спа-комплекс LUCIANO».
Процесс организации сбыта освещали в своих работах такие западные и
отечественные ученые, как: Г.Л. Багиев, Е.П. Голубкова, Е.Г. Ефимова, М.
Портер, И. Ансофф, Ф. Котлер и другие. Хотя на сегодняшний день выпущено
огромное множество работ на данную тему, до сих пор осталось много
неизученных вопросов по данной области исследований. Нет четкого
направления в развитии данной сферы деятельности. Методы, по которым
происходит оценка и организация сбыта, не достаточно тщательно изучены.
Кроме того, имеется недостаток изученности особенностей управления сбытов
в сфере размещения и услуг.
Целью исследования является проведение анализа управления сбытом в
организации «Спа-комплекс LUCIANO», разработка направлений по его
совершенствованию.
В соответствии с целями работы были поставлены следующие задачи:
– определить сущность сбыта; изучить системы управления сбытом в
организации, типы, этапы сбыта, выявить особенностей выбора и построения
каналов сбыта; определить критерии оценки эффективности управления
сбытом в организации;
– провести анализ результатов деятельности гостиницы «Спа-комплекс
LUCIANO»; дать оценку управления сбытом в организации, включающего в
себя организацию сбыта, каналы сбыта; провести анализ управленческой
сбытовой деятельности организации;
– разработать рекомендаций по совершенствованию системы управления
сбытом в организации «Спа-комплекс LUCIANO»; оценить эффективность
предложенных мероприятий.
В ходе проведенного исследования были использованы такие методы и6
приемы, как методы сравнительного и факторного анализа, анализ
коэффициентов (относительных показателей), абсолютных и средних
показателей; метод группировки, опроса, экспертных оценок и другие.
Теоретической базой для данного исследования послужили материалы
отечественных и зарубежных маркетологов, исследователей данного
направления науки, в которой описаны вопросы организации сбыта. В
написании работы использованы источники из учебников, учебных пособий по
менеджменту, маркетингу, экономике, экономическому анализу, таких авторов,
как Ф. Котлер, Р.А. Браймер, Л.Е. Басовский, Л.В. Баумгартен, Г.А. Папирян и
другие; также использовались статистические данные, статьи из периодических
изданий, монографии и источники из Интернета.
Информационной базой для анализа показателей организации сбыта в
организации стали аналитические материалы по продажам гостиничных
номеров, информация о бронировании номеров в гостинице «Спа-комплекс
LUCIANO», другие материалы исследования анализируемой организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанные рекомендации по совершенствованию управления сбытом в
гостинице «Спа-комплекс LUCIANO» дадут возможность организации
существенно увеличить эффективность и рентабельность своей деятельности.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и
список использованных источников. В первой главе рассмотрены
теоретические основы управления сбытом в организации. Во второй главе
работы проведен анализ управления сбытом в гостинице «Спа-комплекс
LUCIANO». В третьей главе разработаны меры по совершенствованию
управления сбытом в организации, осуществлена оценка их эффективности.
При наличии жесткой конкуренции главная задача системы управления
сбытом — обеспечить завоевание и сохранение организацией
предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.
Сбыт является важной составляющей частью предпринимательской
деятельности участников рынка, это своего рода система отношений по
товарно-денежному обмену между экономически и юридически свободными
субъектами рынка сбыта, осуществляющими свои коммерческие потребности.
Оценку эффективности управления сбытовой деятельностью организации
можно осуществить с помощью проведения анализа показателей объема
продаж, оборачиваемости запасов, прибыли и рентабельности продаж.
Особенности управления сбытом было исследовано на примере
гостиницы «Спа-комплекс «LUCIANO» (собственник ООО «Сервис Плюс»).
Современный спа-комплекс LUCIANO гармонично объединяет в себе
несколько направлений: отель, спа, beauty clinic, фитнес-центр и ресторан,
которые вместе органично дополняют друг друга.
В гостинице «Спа-комплекс «LUCIANO» действует линейнофункциональная организационная структура управления, которая в
современных условиях имеет как преимущества, так и недостатки. Учитывая
специфику и размер деятельности гостиницы, линейно-функциональная
организационная структура считается вполне приемлемой.
Анализ деятельности организации показал, что выручка за 2015-2017гг.
стабильно увеличилась, при этом за весь исследуемый период доходы
превышают размер расходов по гостинице. Однако наблюдается превышение
темпа роста расходов над темпом роста объема выручки за 2016-2017гг., по
этой причине рентабельность продаж к 2017 году, хоть и немного, но все-таки
снизилась на 0,5% и составила 30,81% против 31,31%. К тому же за 2017 год в
гостинице план по общему объему выручки был недовыполнен на 18078
тыс.руб. или на 3,36%. Недовыполнение плана более значимо во первом,95
немного меньше в четвертом и третьем квартале 2017 г. Среди главных причин
недовыполнения плана по продажам можно выделить недостаток в изучении
покупательского спроса, недостаточное стимулирование продаж, а также
персонала организации.
В гостинице «Спа-комплекс «LUCIANO» работают отдел маркетинга и
отдел продаж. В отделе маркетинга предусмотрены маркетологи, специалисты
по пиар, рекламе, в отделе продаж – менеджеры по продажам. Кроме того
имеется отдел бронирования.
В основном, управлением сбыта занимается отдел продаж во главе
начальника отдела, ему подчиняются менеджеры по продажам. Кроме того, в
организации сбыта участвуют отдел бронирования и отдел маркетинга,
разрабатывая различные маркетинговые программы, рекламные кампании,
акции, скидки, то есть методы стимулирования продаж.
В гостинице «Спа-комплекс «LUCIANO» используются, как прямые
каналы сбыта, так и косвенные, то есть осуществляются прямые, агентские,
также корпоративные продажи.
В целом, в гостинице «Спа-комплекс «LUCIANO» прямой канал сбыта
используется недостаточно активно, больше обращаются к посредникам,
занимающимся бронированием номеров. Гостиница «Спа-комплекс
«LUCIANO» реализует номера с помощью туроператоров, турагентств и онлайн бронирование в специальных сайтах. Гостиница «Спа-комплекс
«LUCIANO» реализует свои номера в следующих системах: Ostrovok.ru,
Hotels.com, Booking.com. Данные системы привлекательны тем, что
потенциальные клиенты находят их через интернет, в них и бронируют номер,
быстро получают подтверждение бронирования, и не потребуется куда-то
звонить или ждать подтверждения бронирования от агентства.
В целом, гостиница «Спа-комплекс «LUCIANO» применяет ценовое и
неценовое стимулирование, основными средствами стимулирования продаж
являются: скидки, акции и реклама. В гостинице периодически проводят акции
и скидки. Предлагают специальное предложение по снижению цен на96
определенные виды услуг или за покупку комплекса услуг. Размеры скидок,
предоставляемые корпоративным и оптовым клиентам, определяются
договорами с данными клиентами.
Неценовые методы стимулирования продажи включают рекламу, в
частности наружную (вывеска, указатели, само здание), рекламу в Интернете,
также в средствах массовой информации, а именно в специализированных
журналах и газетах.
Таким образом, проанализировав сбытовую деятельность гостиницы,
систему управления сбытом, можно сделать вывод, что работа в данном
направлении ведется достаточно активно, однако имеются следующие
проблемы:
а) несмотря на то, что самая высокая рентабельность наблюдается от
продаж номеров, к 2017 году она упала на 9,9% в сравнении с 2016 годом;
б) в гостинице «Спа-комплекс «LUCIANO» прямой канал сбыта
используется недостаточно активно, больше обращаются к посредникам,
занимающимся бронированием номеров. При этом с ростом доли прямых
каналов сбыта за 2015-2016гг. произошло повышение рентабельности, а в 2017
году, наоборот, их доля снизилась, и упала рентабельность. Таким образом, но
гостиница должна оптимизировать соотношение прямых и косвенных каналов
сбыта, чтобы и номера не пустовали, но и не приходилось за их загрузку
«жертвовать» рентабельностью;
в) за 2016-2017гг. наблюдается также снижение рентабельности расходов
на стимулирование сбыта, к тому же затратоотдача выросла. В результате,
затратоотдача мероприятий на стимулирование продаж за 2017 год составила
24,26 руб. против 27,73 руб. за 2016 год.
Все это говорит о снижении эффективности управления сбытом в
организации, использования средств, направленных на стимулирование продаж
в 2017 году по отношению к 2016г.
Итак, с учетом выявленных проблем и недостатков в сбытовой
деятельности гостиницы «Спа-комплекс LUCIANO» рекомендуется97
предпринять следующие меры для совершенствования управления сбытом,
повышения его эффективности:
а) более широкое использование прямых каналов сбыта, что
подразумевает поиск новых покупателей, расширение сбытовой деятельности;
это поможет достичь простоты в структуре распределения, которая на данный
момент является сложной. За счет сокращения уровней распределения можно
будет устанавливать цены с большими скидками или, наоборот, наценками в
зависимости от вида услуг без ущерба организации, в любом случае появится
возможность получения большей прибыли. С учетом того, что организация
реализует абонементы на фитнес, бассейн, сертификаты на услуги спа,
косметологии, организовывает торжественные и другие мероприятия,
благодаря использованию всех возможностей прямого канала сбыта, появится
возможность получать дополнительный доход;
б) необходимо постоянно изучать клиентов конкурентов, также свою базу
постояльцев с целью нахождения тех групп, на которые ранее не было
обращено внимание. Такие исследования должны иметь регулярный характер.
К новым каналам продаж для гостиницы «Спа-комплекс «LUCIANO»,
например, можно отнести свадебные агентства и порталы, что даст
бронирование новых банкетов;
в) поиск новых постоянных клиентов является достаточно сложной
работой, причем она должна быть постоянной, если не поиск, то обязательно
следует принять меры по повышению лояльности клиентов. Это сложно
выполнимо без активного использования маркетинга и качественного
обслуживания гостей, посетителей и клиентов. Активное использование
маркетинга, который необходим, как в реализации мероприятия по увеличению
доли прямых продаж, так и для стимулирования сбыта в целом. Маркетинг –
это инвестиции, которые точно должны привести к росту продаж и дохода. В
первую очередь это реклама в интернете. Контекстная реклама, косвенные и
прямые запросы, управление геотаргетингом, уменьшение числа синонимов и
нецелевых обращений, изменение сайтов под запросы клиентов, создание98
посадочных страниц, общение на сайте с потенциальными гостями и многое
другое. На практике, как отмечают специалисты, четкое онлайн-продвижение
может привести к росту прямых бронирований до 50%;
г) с учетом того специфики гостиницы «Спа-комплекс «LUCIANO» ей
подходит прямой маркетинг, реклама, участие в выставках, стимулирование
сбыта, как элементы маркетинга. Каналы распределения для таких гостиниц –
это почтовые рассылки, обязательное наличие интернет сайта, контекстная
реклама, использование социальных сетей, изготовление буклетов,
предоставление скидок, проведение конкурсов, публикации в печатных
глянцевых изданиях, реклама на телевидении, создание дорогостоящих
роликов;
д) одна из наиболее эффективных видов рекламы – это реклама в сети
Интернет. Рекомендуется совершенствовать сайт гостиницы «Спа-комплекс
«LUCIANO» в Интернете, добавить функцию «Обратный звонок» (перезвоните
мне), добавить гостевую страницу, подписки на рассылки, полную
информацию о партнерах. В дальнейшем предлагается установить Живой Чат
компании JivoSite. Чат JivoSite — это простое и элегантное решение для
общения с клиентами сайта;
е) в связи с развитием Интернет-технологий специалисты по связям с
общественностью получили большое количество каналов для коммуникаций.
На сегодняшний день странички в социальных сетях, в частности на Facebook и
в Tweeter’e, Instagram (инстраграм), «Вконтакте» и «Одноклассники», блоги и
профессиональные форумы доступны для всех. На сегодня гостиница «Спакомплекс «LUCIANO» имеет страницу только в Instagram (инстраграм),
предлагается и в других социальных сетях зарегистрироваться, открыть
страницы, активно их вести;
ж) для продвижения своего сайта рекомендуется выбрать продвижение за
счет контекстной рекламы. Преимуществом данного продвижения является то,
что получится не просто рекламировать свои услуги на собственном сайте, а
еще продвигать ее на других ресурсах, в частности на таких лучших позициях.
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг,
2001. – 39 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая [федер. закон
от 30.11.1994 №51-ФЗ: принят Гос.Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на
29 дек. 2017 г.] // Собрание законодательства РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая [федер. закон
от 26.01.1996 № 14-ФЗ: принят Гос.Думой 22 дек. 1995 г.: по состоянию на
18 апр. 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. –1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Об основах туристской деятеьности Российской Федерации: [федер.
закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ: принят Гос.Думой 4 окт. 1996 г.: по состоянию
на 8 апр. 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. –1996. – № 49. – Ст. 5491.
5. Об обществах с ограниченной ответственностью [федер. закон от
08.02.1998 № 14-ФЗ: принят Гос.Думой 14 янв. 1998 г.: по состоянию на 01 фев.
2018 г.] // Собрание законодательства РФ. –1998. – № 7. – Ст. 785.
6. О рекламе [федер. закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ: принят Гос.Думой
22 фев. 2006 г.: по состоянию на 31 дек. 2017 г.] // Собрание законодательства
РФ. –2006. – № 12. – Ст. 1232.
7. О защите прав потребителей [закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1: принят
Гос.Думой 28 янв. 1992 г.: по состоянию на 8 апр. 2018 г.] // Собрание
законодательства РФ. –1996. – № 3. – Ст. 140.
8. Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в
Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 09.10.2015
№ 1085 // Собрание законодательства РФ. –2015. – № 42. – Ст. 5796.
9. Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания:
Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (ред. от 04.10.2012) //
Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 34. – Ст. 3980.101
Книги, монографии
10. Асанова, И.М. Деятельность службы приема и размещения /
И.М. Асанова. – М.: Академия, 2014. – 112 с.
11. Басовский, Л.Е. Маркетинг: учеб.пособие / Л.Е. Басовский,
Е.Н. Басовская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 233 с.
12. Баумгартен, Л.В. Маркетинг гостиничного предприятия : учебник для
академического бакалавриата / Л. В. Баумгартен. – М. : Издательство Юрайт,
2016. – 338 с.
13. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и
туризме / Ю.В. Безрутченко. – М.: Дашков и К, 2013. – 231 с.
14. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: пер. с
анг. / Р.А. Браймер. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 382 с.
15. Бруяка, В.Н. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России /
В.Н. Бруяка, С.Н. Угримова // Сборник: Экономика и управление: традиции и
инновации. Материалы II кафедральной студенческой научно-практической
конференции. – 2016. – С. 18-21.
16. Булганина, С.В. Использование методов маркетинговых исследований
компанией / С.В. Булганина, Д.А. Томайлы // В сборнике: Актуальные вопросы
образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной
научно-практической конференции: в 11 частях, 2016. – С. 32-33.
17. Генкин, Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и
практика): Монография / Б.М. Генкин. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2018. –
352 с.
18. Гостиничный сервис и туризм: учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Брашнова. –
М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2016. – 224 с.
19. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимстʙ о и туризм: Учебник дᴫя ʙ узоʙ /
Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. // Пер. с ангᴫ. под ред. Р. Б. Ноздреʙ ой. –
М:. ЮНИТИ, 2010. – 787 с.
20. Лебедева, Т.Е. Особенности формирования механизмов управления
продвижением гостиничных услуг / Т.Е. Лебедева, О.С. Крайнова // Сборник:102
Инновационные технологии управления. Всероссийская научно-практическая
конференция, 2015. – 280 с.
21. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: учеб.
пособие / А.В. Сорокина. – М.: Альфа-М; НИЦ Инфра-М, 2016. – 304 с.
22. Папирян, Г.А. Менеджмент индустрии гостеприимства / Г.А. Папирян. –
М.: Экономика, 2013. – 254 с.
23. Сакенова, А.Е. Сбытовая политика в деятельности современных
предприятий / А.Е. Сакенова // В сборнике «Научное сообщество студентов
21 столетия. Экономические науки», 2017. – 418 с.
24. Чудноʙ ский, А.Д. Гостиничный и туристический бизнес / А.Д.
Чудновский. – М.: Проспект, 2014. – 307 с.
Печатная периодика
25. Алямин, А.Ю. Формы прямых продаж / А.Ю. Алямин, Е.А.
Капустянская // Современные тенденции развития науки и технологий. –
2016. – № 2-6. – С. 16-18.
26. Андрухович, Е.Н. Организация и методы сбыта / Е.Н. Андрухович,
Л.И. Моисеенко // Экономика и социум. – 2016. – № 6-1(25). – С. 61-63.
27. Баранникова, М.А. Роль управления сбытом в маркетинговом управлении
организацией / М.А. Баранникова, С.А. Арутюнян, Ю.И. Опрышко // Новая
наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. - № 1-1(123). – С. 21-24.
28. Бреусова, Е.А. Сбытовая политика в деятельности современной
организации / Е.А. Бреусова, Е.В. Смирнова // Концепт. – 2016. – Т.17. –
С. 203-206.
29. Воробьева, Е.А. Рынок гостиничных услуг и его особенности /
Е.А. Воробьева. – Гуманитарные, социально-экономические и общественные
науки. – 2017. – № 5. – С. 105-107.
30. Галкин, К.Д. Состояние и особенности развития рынка гостиничных
услуг в России / К.Д. Галкин, А.Е. Шамин // Управление экономическими
системами. – 2015. – № 14. – С. 26-32.
31. Ирина, Г.П. Формирование коммуникационной политики предприятия103
индустрии гостеприимства / Ирина Г.П. // European Journal of Economic
Studies. – 2015. – № 2. – С. 18-20.
32. Ицаков, Е.Д. Виды и структура основных каналов сбыта и
стимулирования продаж в гостинице. Логика принятия управленческого
решения по выбору каналов сбыта / Е.Д. Ицаков // Российское
предпринимательство. – 2017. – Том 13. – № 17. – С. 102-106.
33. Катеринич, Т.Н. Методы и методики оценки эффективности сбытовой
деятельности предприятия / Т.Н. Катеринич, А.В. Шешко // Экономика и
социум. – 2016. - №6-1(25). – С.1026-1029.
34. Копылов, А.С. Совершенствование управления сбытовой деятельностью
предприятий / А.С. Копылов, О.М. Сярдова // Экономика и социум. – 2018. -
№ 3 (24). – С. 355-359.
35. Лукьяненко, С.А. Управление сбытовой деятельностью на предприятии /
С.А. Лукьяненко // Экономика и социум. – 2017. - №8(27). – С. 316-318.
36. Мачалкин, С.Е. Гостиничный бизнес как объект предпринимательской
деятельности / С.Е. Мачалкин // Социально-экономические явления и
процессы. – 2015. – № 3 (037). – С. 55–61.
37. Носов, И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг
в России / И.В. Носов // Вестник РГТЭУ. – 2015. – № 4. – С. 152-155.
38. Орешкин, О.А. Система факторов стратегического планирования и
прогнозирования развития гостиничного предприятия / О.А. Орешкин //
Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – № 6. – С.12-16.
39. Савельев, А.В. Особенности маркетинговых коммуникаций в
гостиничном бизнесе / А.В. Савельев // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». – 2017. – Т. 24. – С. 95–100.
40. Харитoнoв, В.К. Проблемы конкуренции в современной экономике/ В.К.
Харитонов // Вопросы экономики. – 2018. – № 2. – С.23-26.
41. Хворова, З.А. Сбытовая деятельность на предприятии: понятие, факторы
и методы оценки эффективности / З.А. Хворова // Актуальные проблемы
современной науки. – 2018. - № 3 (71). – С.32-33.104
42. Штрахштейн, А.О. Современные подходы к управлению сбытом / А.О.
Штрахштейн // Евразийский научный журнал. – 2016. - №6. – С.70-73.
43. Яркова, Т.А. Система маркетинговых коммуникаций и стратегии
продвижения продуктов и услуг гостиничного предприятия / Т.А. Яркова, А.А.
Осинкина // Инновационная наука. – 2016. – № 2-2 (14). – С. 21-26.
Электронные ресурсы
44. Кудряшов, А. Угрозы и возможности для компании: встретить на дальних
рубежах [Электронный ресурс] / А. Кудряшов. – Режим доступа:
http://delovoymir.biz/ 2014/03/07/ugrozy-i-vozmozhnosti-dlya-kompanii-vstretit-nadalnih-rubezhah.html.
45. Минцберг, Г. Стратегический процесс: проблемы, решения [Электронный
ресурс] / Г.Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. – Режим доступа:
http://www.ravnovesie.com/files/rv/062815293004.htm.
46. Отдел продаж в отделе: как построить стратегию [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://restoranoff.ru/solutions/marketing/Otdel_prodaj_
v_otele_kak_postroit_strategiu/
47. Сайт гостиницы «Лучано» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.luciano.ru/luciano/
48. Туристические инновации и технологические тренды: сейчас и в
будущем [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.phocuswright.com/products/4080.
49. Ifata.ru [Электронный ресурс] / Свадьба на Багамах – организация на
высшем уровне! – Режим доступа: http://www.ifata.ru/svadba-bagami.htm.
50. PROHotelia [Электронный ресурс] / Стильная черно-белая реклама сети
курортных отелей One&Only. – Режим доступа:
http://www.prohotelia.com.ua/2013/11/one-only