Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительная характеристика свободных экономических зон в России и мире

Работа №31460

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

мировая экономика

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
706
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
1.1. Сущность, виды и цели создания свободных экономических зон 6
1.2. Роль свободных экономических зон в современной мировой
экономике 16
1.3. Модели функционирования свободных экономических зон 22
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 29
2.1. История создания свободных экономических зон в разных странах
(США, Китай, Узбекистан) 29
2.2. Проблемы функционирования свободных экономических зон 40
2.3. Сравнение эффективности функционирования свободные экономических
зон в России и зарубежом 51
3. ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 64
3.1. Анализ влияния свободных экономических зон на развитие экономики
России и ее регионов 64
3.2. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в
России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание и функционирование свободных экономических зон является перспективным направлением для привлечения инвестиций, активизации предпринимательского потенциала, повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Осуществление предпринимательской деятельности в пределах зональных территорий предполагает предоставление хозяйствующим субъектам ряд преимуществ финансово-правового, характера: государственное финансирование инфраструктуры, финансовые гарантии, налоговые и фискальные преференции, а также льготы по уплате страховых взносов. Обеспечение оптимального и эффективного правового и институционального регулирования данных процессов способствует ускорению социально-экономического развития региона.
Актуальность данной темы усиливается в связи с недостаточно тщательным теоретическим и практическим анализом моделей создания особых экономических зон в конкретном регионе. Это не только препятствует достижению целей СЭЗ, негативно влияет на мобилизацию инвестиций в экономику региона и страны в целом, но и может привести к ошибкам, характерным для отдельных стран. Необходимость решения указанных проблем предопределила выбор темы исследования.
Вопросы формирования и развития территорий с особым экономическим статусом, в том числе свободных экономических зон рассмотрены в работах: Е.Ф. Авдокушина, Е.С. Акоповой, А.Ю. Архипова, Е.В. Бородкина, В.Г. Вишнякова, А.В. Гасумяновой, М.С. Гурцева, Т.П. Данько, Б.И. Замятина, Р.И. Зименкова, Н.Т. Краснолуцкой, А.И. Лерусского, Р.А. Мельникова, Э.И. Минтаева, П. Мозиаса, 3.М. Окрута, В. Покровской, М. Портера, А.И. Реута, С.А. Рыбакова, Д.А. Савосик, Н. Смородинской, В.И. Троненко, Л.Э. Фатиховой, С.А. Шарапова, Н.Н. Шмонова, В.М. Шумилова и др. Тем не менее, одной из важных задач является модернизация СЭЗ с учетом современных условий хозяйствования.
Цель исследования состоит в сравнительном анализе международного и российского опыта формирования и функционирования свободных экономических зон и разработке направлений повышения эффективности их функционирования в России.
Достижение цели исследования обусловило необходимость постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические подходы к сущности свободных экономических зон;
- рассмотреть виды и классификацию свободных экономических зон;
- изучить роль свободных экономических зон как факторов роста национальной и мировой экономики;
- рассмотреть мировой опыт создания свободных экономических зон;
- провести сравнительный анализ деятельности свободных экономических зон в отдельных странах и регионах;
- раскрыть проблемы функционирования свободных экономических зон в мировой экономике;
- проанализировать специфику создания свободных экономических зон в Российской Федерации;
- предложить комплекс мер, направленных на повышение эффективности функционирования свободных экономических зон в РФ.
Объектом исследования в данной работе выступают свободные экономические зоны.
Предметом исследования в работе являются пространственные экономические отношения субъектов в составе СЭЗ в отдельных странах и регионах.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные теоретические положения, изложенные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, а также прикладные исследования в области формирования, функционирования и модернизации СЭЗ; теории сравнительного анализа особых экономических зон на территории РФ; теория
синтеза экономических систем, теория принятия управленческих решений.
Информационная база сформирована на основе официальных сайтов свободных экономических зон РФ; федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; результатов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по указанной проблематике; материалов научных конференций, справочной литературы и публикаций в специализированных периодических изданиях.
Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
Свободная экономическая зона - это территория, которая наделена особым юридическим статусом и экономическими (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) льготами для привлечения национальных и зарубежных инвесторов в приоритетные для страны регионы и отрасли.
Целью создания свободных экономических зон является привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг, а также создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала, апробация новых методов менеджмента и организации труда и освоение новых рынков сбыта.
В зависимости от способа организации различают свободные экономические зоны территориальные и функциональные. Территориальные СЭЗ получили наибольшее развитие в мировой экономике как ограниченные территории с хорошо развитой инфраструктурой, наличием административных стимулов с более высоким уровнем квалификации рабочей силы по сравнению с другими регионами страны. В свою очередь, они бывают трех типов: анклавные зоны, открытые и смешанные анклавно-открытые.
Функциональные СЭЗ носят режимный характер и предоставляют стимулы компаниям, действующим в разных частях страны до тех пор, пока выполняют требуемые критерии. Свободный экономический режим базируется на промышленной политике и применяется в отношении экспортноориентированных предприятий, свободных таможенных складов, высокотехнологичных предприятий.
Другой признак типологии свободных экономических зон - характер предпринимательской деятельности, когда важную роль играет промышленный сектор, уровень развития экономики региона и всей страны в целом, уровень развития инфраструктуры, местоположение зоны, ее близость к развитым транспортным и коммуникационным путям.
Различают несколько групп СЭЗ: торговые зоны; промышленно-производственные зоны; сервисные зоны; технико внедренческие зоны; комплексные зоны; трансграничные зоны.
На основании анализа мирового опыта функционирования свободных экономических зон, были сделаны следующие выводы.
Правительства разных стран все чаще прибегают к использованию особых экономических зон как инструменту для решения как текущих, так и долгосрочных стратегических задач. Причинами этого являются следующие.
Во-первых, ставка на достижение устойчивых темпов экономического роста, основной движущей силой которого будет являться экспорт. Во-вторых, возрастающая роль прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в обеспечении поступательного экономического развития. В-третьих, распространение практики аутсорсинга и делокализация, т.е. перемещение трудоемких производств из развитых стран в развивающиеся. В-четвертых, интенсификация мирового разделения труда, а таюке увеличивающееся влияние глобальных производственных сетей. Наконец, в-пятых, эффективность создания и функционирования СЭЗ в деле широкого распространения новейших технологий, обеспечивающих конкурентоспособность и экономическую безопасность страны.
При этом существуют проблемы существования свободных экономических зон и территорий опережающего развития. Так, налоговые льготы и преференции недостаточно стимулируют предпринимателей вследствие незначительных процентных ставок, и, как следствие, несущественного выигрыша в получении прибыли.
Обостряется проблема в виде недополучения доходов в регионшгьный бюджет. С учетом того, что регионы инвестируют в создание инфраструктуры СЭЗ, добавлять налоговые льготы для резидентов, по мнению авторов, является вдвойне невыгодным.
В большинстве случаев СЭЗ создавались в депрессивных районах путем отделения в пользование управляющей компании определенной площади земли на 49 лет. При этом государством, в виде гарантий резидентам, было заявлено обязательство по созданию всей необходимой инфраструктуры. В каждой СЭЗ подразумеваюсь создание готового инновационно-промышленного комплекса, в который резидент вступает посредством аренды необходимых площадей и элементов.
Это можно отнести к тактическому просчету, в результате которого инфраструктура СЭЗ не была согласована с потребностями резидентов. Это привело к тому, что в СЭЗ были созданы комплексы, в которых отсутствовала необходимость, и, наравне с этим, не было построено нужных для развития резидентов элементов инфраструктуры.
Среди ключевых проблем необходимо отметить низкий уровень менеджмента СЭЗ Функционирование данных проектов напрямую зависит от регионального управления, а также от непосредственного регулирования зоны: проекта бизнес-плана, расчета прибыльности инвестиционных проектов, привлечения, оценки и отбора резидентов, а также иных вопросов, относящихся в большей степени к сфере предпринимательства, нежели государственного управления. Все они остались нерешенными в большинстве СЭЗ.
Комплекс этих и иных проблем привел к тому, что значительные государственные инвестиции привели лишь к точечному эффекту с созданием эффективных зон в регионах, которые и без них являются флагманами российской экономики. При этом для наиболее отдаленных, проблемных и депрессивных регионов данный инструмент оказался неэффективным.
Таким образом, несмотря на существенный рост количества особых экономических зон в России, только несколько территорий работают эффективно. Для улучшения функционирования свободных экономических зон необходимо реализовывать комплексный подход к их развитию, адаптированный к возможностям и особенностям каждого региона.



1. Конституция Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - Ст. 4398.
2. Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» от 25 апреля 1996 г.
3. О едином экономическом пространстве РСФСР: Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 269 // Ведомости РСФСР. 1991. № 51.
4. О передаче ОАО «ОЭЗ» отдельных полномочий, предусматривающий
передачу ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 18 окт. 2010 г. №500 // Гарант: справ. Правовая система. Сетевая версия.
5. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : Федеральный Закон Российской Федерации от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Собр. Законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3493.
6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. Законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ст. 3127.
7. Постановление от 10 мая 2017 «О внесении изменений в критерии
создания особой экономической зоны» // Г арант.РУ. Информационно — правовой портал. URL:
http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71574530/#ixzz55T9oscN8 (дата обращения: 21.01.2018).
8. Постановление от 28 сентября 2016 года №978 « О досрочном прекращении деятельности восьми особых экономических дан»
[Электронный ресурс] Решгм доступа: http://government.ru/docs/24732/ (дата обращения 01.03.2019).
9. Постановление Президента "О мерах по усилению координации и повышению ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах за эффективное функционирование деятельности свободных экономических зон".-7 августа 2017-г.
10. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». - 31 декабря 2014 г.// Российская газета - Федеральный выпуск №6571 (299).
11. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. №2 70-ФЗ "О статусе наукогорада Российской Федерации"
Монографии, публикации, учебная литература
12. Азатян, М. О. Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ [Текст]/М. О. Азатян // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 10-14.
13. Александров Ю.М. Свободные экономические зоны и решение социально-экономических проблем территорий // Экон. Науки. - СПб., 2015. - С. 39-42, 304.
14. Алиев Ш.Т. Роль свободных экономических зон в обеспечении занятости и снижении безработицы // Вопр. Структуризации экономики. - 2016. - № 2. - С. 55-60.
15. Алиев Ш.Т.О. Влияние специальных экономических зон на мирохозяйственные процессы в условиях глобализации // Экономика и упр.: новые вызовы и перспективы: сб. ст. междунар. Науч.-практ. Конф.
- Тольятти, 2015. - № 1. - С. 346-348.
16. Андреева Е.С.Проблемы создания и развития свободных экономических зон // Север и рынок: формирование экономического порядка: науч.-инф. Бюллетень. - Апатиты, 2014. - Т. 2. - № 28. - С. 7-8.
17. Арская Е. В., Кравченко Л. Н., Усатова Л. В. Этапы возникновения и развития свободных экономических зон //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2018. - Т. 45. - №. 3.
18. Архипов А.Ю. Институты свободной экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффек-тивного развития международной инвестиционной деятельности: Монография / А.Ю. Архипов, П.В. Павлов, А.В. Татарова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. - С. 132.
19. Ахметшина Л.Г. Принципы и тенденции формирования свободных экономических зон в регионе // Рос. Предпринимательство. - 2014. - № 8, вып. 2. - С. 150-154.
20. Ахметшина Л.Г. Свободные экономические зоны: принципы и цели создания. Принципы и цели формирования особых экономических зон в регионе // Рос. Предпринимательство. - 2014. - №2 8, вып. 2. - С. 150-154.
21. Баженова Ю.В. Экономический механизм функционирования свободных экономических зон в России // Экон. Науки. - 2016. - № 8. - С. 23-27, 408.
22. Баженова Ю.В. Мировой опыт применения ютстерного подхода в развитии свободных экономических зон и российские перспективы: Автореф. Дисс. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук / Ю.В. Баженова; [Дипломат. Акад. МИД РФ]. - М., 2016. - 25 с.
23. Бартош Л.С. Исторические аспекты становления свободных экономических зон в России и их развитие на территории Краснодарского края // Учен. Зап. Рос. Гос. Соц. Ун-та. - 2016.- № 7, вып. 1. - С. 100-105.
24. Басенко А.М. Свободные экономические зоны в Российской Федерации: монография / А.М. Басенко, Э.М. Григорян; Ростов. Гос. Экон. Ун-т «РИНХ», Фак. Коммерции и маркетинга. - Ростов-на/Д.: Ростов. Гос. Экон. Ун-т «РИНХ», 2016. - 247 с.
25. Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. Юрид. Наук. М., 2011. 154 с.
26. Белоусов В.И., Иванов С.В. Развитие свободных экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) // Проблемы соврем. Экономики. - 2014. - № 1. - С. 290-293.
27. Беляева С. В., Паринов А. В., Хабаров А. А. АНАЛИЗ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН //Инновационное развитие современной науки: проблемы,
закономерности, перспективы. - 2018. - С. 78-82.
28. Бизнес-навигатор по Свободным экономическим зонам России — 2017 / И. В. Голубкин, М. М. Бухарова, Л. В. Данилов и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. — М.:АКИТ, 2017. — 148 с.: ил. — 1000 экз.
29. Бизнес-навигатор по Свободным экономическим зоны России-2018/ И. В. Г олубкин, М. М. Бухарова, Л. В. Данилов и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. — М.:АКИТ, 2018. — 12,34,37 с.
30. Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2014. С. 247.
31. Бородина О. Б. Роль и место свободных экономических зон и особых экономических зон в развитии экономики России //Московский экономический журнал. - 2018. - №. 5 (3).
32. Ван Цзыи. Проблемы применения опыта Китая по созданию и развитию специальных экономических зон // Вестник экономической интеграции, 2014. - №1. - С.160-164.
33. Годовой отчет АО ОЭЗ "Иннополис" - http://www.e-
disclosure.ru/portal/company.aspx?id=32857
34. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
[Электронный ресурс] // Портал о предпринимательской деятельности в РФ. Электрон. Дан. - Москва, 2012. - URL: http://pred-
pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87%3A2010- 09-29-20-45-14&catid= 12%3A2010-09-29-16-05- 49&Itemid=18&limitstart=1 (дата обращения: 1.04.2019).
35. Единый портал внешнеэкономической информации [Электронный
ресурс]. -Режим доступа:http://www.
ved. gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/laws_ved_cn/ special_area_cn/
36. Ефремова М. В. Свободные экономические зоны: опыт китая //
Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию
образования Красноярского края [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. — Режим доступа: http://conf.sfu- kras.ru/sites/mn2014/directions.html
37. Ефремова М.В., Руйга И.Р. Свободные экономические зоны как
инструмент регионального развития Российской
Федерации//Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 2. № 10. С. 19-20.
38. Жуджунь Дин, Ковалев М. М., Новик В. В. Феномен экономического развития Китая: Научное из- дание. Мн.: Издательский центр БГУ, 2008. - 446 с.
39. Индустриальные парки и технопарки России: [официальный сайт]. URL: http://russiaindustrialpark.ru/en/node/2943 (дата обращения: 19.01.2018)
40. Калабеков И.Г. Россия, Китай и США в цифрах. Справочное издание / И.Г. Калабеков - М., 2014. - 254 с.
41. Корнева Е.В., Федорякина В.В Перспективы развития и оценка влияния
на предпринимательскую актив- ность в регионе игорноразвлекательной зоны «примо- рье»/ Е.В. Корнева, Федорякина В.В. // Фундаментальные исследования - 2016. - №1. - С. 165 - 169.
42. Костюнина Г. М. Свободные экономические зоны в практике Вьетнама //Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2018. - №. 2 (39).
43. Краснолуцкая, Н.Т. Свободная экономическая зона. - М.: Благовест-В, 2015. - С.45.
44. Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2012. - С. 196.
45. Линдт М. Локализация: индустриальные парки и Свободные
экономические зоны/М.Линдт// ЭКСПЕРТ. — № 47. — 20-26 ноября 2017.
46. Лисица В. Н. Свободные экономические зоны в Российской Федерации / В. Н. Лисица. - Новосибирск : РИФ-Новосибирск, 2010. - 360 с.
47. Министерство экономического развития Российской Федерации.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/ customstreatment/
48. Министерство экономического развития Российской Федерации / Особые экономические зоны — [Электронный ресурс] URL: http://economv.gov.ru/minec/activitv/sections/sez/
49. Мухаметзянов И. М., Рахматуллина А. А. Мировая экономика и экономико-географическое положение свободных экономических зон России //Minbar. Islamic Studies. - 2018. - Т. 8. - №. 1. - С. 122-131.
50.Об Свободных экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г Википедия / Алабуга — [Электронный ресурс] URL: https: //ru.wikipedia. org/wiki
51. Общероссийский народный фронт: [официальный сайт]. URL:
http://onf.ru/ (дата обращения: 18.01.2018) Отчет о результатах
функционирования Свободных экономических зон за 2016 год и за период с начала функционирования особых экономических зон// Министерство экономического развития: [официальный сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/2017030704 (дата обращения 17.01.2018).
52. Свободные зоны по специальным ценам. Окунь С., Скоробогатько Д.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.kommersant.ru/doc/3008286
53. Свободные экономические зоны России: проблемы развития.
[Электронный ресурс] Решш доступа: http://www.tpp-
inform.ru/analytic journal/2430.html
54. Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 415 с.
55. Пансков В. Г. Свободные экономические зоны: итоги и перспективы развития //ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - №.
56. Покровская, В. Свободные экономические зоны: принципы создания и функционирования (международная практика) / В. Покровская. - М.: Изд-во МКУ, 2014. - С 63.
57. Прямые иностранные инвестиции. Глобальные свободные зоны года 2017 - Победители / октябрь-ноябрь 2017. URL: www.fDiIntehigence.com (дата обращения: 18.01.2018)
58. Пушкин А.В. Свободные экономические зоны в России: правовое регулирование / А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. - Москва : Альпина Бизнес Букс. 2015. - 228 с.
59. Рыбаков С.А. Орлова Н. А. Свободные экономические зоны в России: налоговые льготы и преимущества. М., 2016. 122 с.
60. Рязанцева М.В. Особые экономические зоны как инструмент развития регионов/ М.В. Рязанцева// Международный жфнал экспериментального образования - 2013. - №10. - С. 141-143
61. Савосик Д. А. Функционирование свободных экономических зон на территории Российской Федерации: финансово-правовой аспект : автореф. Дис. ... канд. Юрид. Наук / Д. А. Савосик. - Саратов, 2014. - 25 с.
62. Свинцова К. С. Административно-правовой режим свободных экономических зон : автореф. Дис. ... канд. Юрид. Наук / К. С. Свинцова. - Воронеж, 2015. - 23 с.
63. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 126-140.
64. Стрельцов А. В., Яковлев Г. И. особенности ведения
предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах РФ //Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - №. 4.
65. Татцентр.ру / Агентство «Рус-Рейтинг» присвоило рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ «Алабуга» — [Электронный ресурс] URL: http://xn--80akymgbc3a.xn--p 1 ai/article/153741/
66. Троненко В.И. Международные экономические отношения: Учебник / В.И.Троненко. - К.: КиМУ, 2014. - С. 112-122.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ