Сравнительная характеристика свободных экономических зон в России и мире
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
1.1. Сущность, виды и цели создания свободных экономических зон 6
1.2. Роль свободных экономических зон в современной мировой
экономике 16
1.3. Модели функционирования свободных экономических зон 22
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 29
2.1. История создания свободных экономических зон в разных странах
(США, Китай, Узбекистан) 29
2.2. Проблемы функционирования свободных экономических зон 40
2.3. Сравнение эффективности функционирования свободные экономических
зон в России и зарубежом 51
3. ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 64
3.1. Анализ влияния свободных экономических зон на развитие экономики
России и ее регионов 64
3.2. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в
России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
1.1. Сущность, виды и цели создания свободных экономических зон 6
1.2. Роль свободных экономических зон в современной мировой
экономике 16
1.3. Модели функционирования свободных экономических зон 22
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 29
2.1. История создания свободных экономических зон в разных странах
(США, Китай, Узбекистан) 29
2.2. Проблемы функционирования свободных экономических зон 40
2.3. Сравнение эффективности функционирования свободные экономических
зон в России и зарубежом 51
3. ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 64
3.1. Анализ влияния свободных экономических зон на развитие экономики
России и ее регионов 64
3.2. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в
России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание и функционирование свободных экономических зон является перспективным направлением для привлечения инвестиций, активизации предпринимательского потенциала, повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Осуществление предпринимательской деятельности в пределах зональных территорий предполагает предоставление хозяйствующим субъектам ряд преимуществ финансово-правового, характера: государственное финансирование инфраструктуры, финансовые гарантии, налоговые и фискальные преференции, а также льготы по уплате страховых взносов. Обеспечение оптимального и эффективного правового и институционального регулирования данных процессов способствует ускорению социально-экономического развития региона.
Актуальность данной темы усиливается в связи с недостаточно тщательным теоретическим и практическим анализом моделей создания особых экономических зон в конкретном регионе. Это не только препятствует достижению целей СЭЗ, негативно влияет на мобилизацию инвестиций в экономику региона и страны в целом, но и может привести к ошибкам, характерным для отдельных стран. Необходимость решения указанных проблем предопределила выбор темы исследования.
Вопросы формирования и развития территорий с особым экономическим статусом, в том числе свободных экономических зон рассмотрены в работах: Е.Ф. Авдокушина, Е.С. Акоповой, А.Ю. Архипова, Е.В. Бородкина, В.Г. Вишнякова, А.В. Гасумяновой, М.С. Гурцева, Т.П. Данько, Б.И. Замятина, Р.И. Зименкова, Н.Т. Краснолуцкой, А.И. Лерусского, Р.А. Мельникова, Э.И. Минтаева, П. Мозиаса, 3.М. Окрута, В. Покровской, М. Портера, А.И. Реута, С.А. Рыбакова, Д.А. Савосик, Н. Смородинской, В.И. Троненко, Л.Э. Фатиховой, С.А. Шарапова, Н.Н. Шмонова, В.М. Шумилова и др. Тем не менее, одной из важных задач является модернизация СЭЗ с учетом современных условий хозяйствования.
Цель исследования состоит в сравнительном анализе международного и российского опыта формирования и функционирования свободных экономических зон и разработке направлений повышения эффективности их функционирования в России.
Достижение цели исследования обусловило необходимость постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические подходы к сущности свободных экономических зон;
- рассмотреть виды и классификацию свободных экономических зон;
- изучить роль свободных экономических зон как факторов роста национальной и мировой экономики;
- рассмотреть мировой опыт создания свободных экономических зон;
- провести сравнительный анализ деятельности свободных экономических зон в отдельных странах и регионах;
- раскрыть проблемы функционирования свободных экономических зон в мировой экономике;
- проанализировать специфику создания свободных экономических зон в Российской Федерации;
- предложить комплекс мер, направленных на повышение эффективности функционирования свободных экономических зон в РФ.
Объектом исследования в данной работе выступают свободные экономические зоны.
Предметом исследования в работе являются пространственные экономические отношения субъектов в составе СЭЗ в отдельных странах и регионах.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные теоретические положения, изложенные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, а также прикладные исследования в области формирования, функционирования и модернизации СЭЗ; теории сравнительного анализа особых экономических зон на территории РФ; теория
синтеза экономических систем, теория принятия управленческих решений.
Информационная база сформирована на основе официальных сайтов свободных экономических зон РФ; федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; результатов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по указанной проблематике; материалов научных конференций, справочной литературы и публикаций в специализированных периодических изданиях.
Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Актуальность данной темы усиливается в связи с недостаточно тщательным теоретическим и практическим анализом моделей создания особых экономических зон в конкретном регионе. Это не только препятствует достижению целей СЭЗ, негативно влияет на мобилизацию инвестиций в экономику региона и страны в целом, но и может привести к ошибкам, характерным для отдельных стран. Необходимость решения указанных проблем предопределила выбор темы исследования.
Вопросы формирования и развития территорий с особым экономическим статусом, в том числе свободных экономических зон рассмотрены в работах: Е.Ф. Авдокушина, Е.С. Акоповой, А.Ю. Архипова, Е.В. Бородкина, В.Г. Вишнякова, А.В. Гасумяновой, М.С. Гурцева, Т.П. Данько, Б.И. Замятина, Р.И. Зименкова, Н.Т. Краснолуцкой, А.И. Лерусского, Р.А. Мельникова, Э.И. Минтаева, П. Мозиаса, 3.М. Окрута, В. Покровской, М. Портера, А.И. Реута, С.А. Рыбакова, Д.А. Савосик, Н. Смородинской, В.И. Троненко, Л.Э. Фатиховой, С.А. Шарапова, Н.Н. Шмонова, В.М. Шумилова и др. Тем не менее, одной из важных задач является модернизация СЭЗ с учетом современных условий хозяйствования.
Цель исследования состоит в сравнительном анализе международного и российского опыта формирования и функционирования свободных экономических зон и разработке направлений повышения эффективности их функционирования в России.
Достижение цели исследования обусловило необходимость постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические подходы к сущности свободных экономических зон;
- рассмотреть виды и классификацию свободных экономических зон;
- изучить роль свободных экономических зон как факторов роста национальной и мировой экономики;
- рассмотреть мировой опыт создания свободных экономических зон;
- провести сравнительный анализ деятельности свободных экономических зон в отдельных странах и регионах;
- раскрыть проблемы функционирования свободных экономических зон в мировой экономике;
- проанализировать специфику создания свободных экономических зон в Российской Федерации;
- предложить комплекс мер, направленных на повышение эффективности функционирования свободных экономических зон в РФ.
Объектом исследования в данной работе выступают свободные экономические зоны.
Предметом исследования в работе являются пространственные экономические отношения субъектов в составе СЭЗ в отдельных странах и регионах.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные теоретические положения, изложенные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, а также прикладные исследования в области формирования, функционирования и модернизации СЭЗ; теории сравнительного анализа особых экономических зон на территории РФ; теория
синтеза экономических систем, теория принятия управленческих решений.
Информационная база сформирована на основе официальных сайтов свободных экономических зон РФ; федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; результатов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по указанной проблематике; материалов научных конференций, справочной литературы и публикаций в специализированных периодических изданиях.
Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
На основании проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
Свободная экономическая зона - это территория, которая наделена особым юридическим статусом и экономическими (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) льготами для привлечения национальных и зарубежных инвесторов в приоритетные для страны регионы и отрасли.
Целью создания свободных экономических зон является привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг, а также создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала, апробация новых методов менеджмента и организации труда и освоение новых рынков сбыта.
В зависимости от способа организации различают свободные экономические зоны территориальные и функциональные. Территориальные СЭЗ получили наибольшее развитие в мировой экономике как ограниченные территории с хорошо развитой инфраструктурой, наличием административных стимулов с более высоким уровнем квалификации рабочей силы по сравнению с другими регионами страны. В свою очередь, они бывают трех типов: анклавные зоны, открытые и смешанные анклавно-открытые.
Функциональные СЭЗ носят режимный характер и предоставляют стимулы компаниям, действующим в разных частях страны до тех пор, пока выполняют требуемые критерии. Свободный экономический режим базируется на промышленной политике и применяется в отношении экспортноориентированных предприятий, свободных таможенных складов, высокотехнологичных предприятий.
Другой признак типологии свободных экономических зон - характер предпринимательской деятельности, когда важную роль играет промышленный сектор, уровень развития экономики региона и всей страны в целом, уровень развития инфраструктуры, местоположение зоны, ее близость к развитым транспортным и коммуникационным путям.
Различают несколько групп СЭЗ: торговые зоны; промышленно-производственные зоны; сервисные зоны; технико внедренческие зоны; комплексные зоны; трансграничные зоны.
На основании анализа мирового опыта функционирования свободных экономических зон, были сделаны следующие выводы.
Правительства разных стран все чаще прибегают к использованию особых экономических зон как инструменту для решения как текущих, так и долгосрочных стратегических задач. Причинами этого являются следующие.
Во-первых, ставка на достижение устойчивых темпов экономического роста, основной движущей силой которого будет являться экспорт. Во-вторых, возрастающая роль прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в обеспечении поступательного экономического развития. В-третьих, распространение практики аутсорсинга и делокализация, т.е. перемещение трудоемких производств из развитых стран в развивающиеся. В-четвертых, интенсификация мирового разделения труда, а таюке увеличивающееся влияние глобальных производственных сетей. Наконец, в-пятых, эффективность создания и функционирования СЭЗ в деле широкого распространения новейших технологий, обеспечивающих конкурентоспособность и экономическую безопасность страны.
При этом существуют проблемы существования свободных экономических зон и территорий опережающего развития. Так, налоговые льготы и преференции недостаточно стимулируют предпринимателей вследствие незначительных процентных ставок, и, как следствие, несущественного выигрыша в получении прибыли.
Обостряется проблема в виде недополучения доходов в регионшгьный бюджет. С учетом того, что регионы инвестируют в создание инфраструктуры СЭЗ, добавлять налоговые льготы для резидентов, по мнению авторов, является вдвойне невыгодным.
В большинстве случаев СЭЗ создавались в депрессивных районах путем отделения в пользование управляющей компании определенной площади земли на 49 лет. При этом государством, в виде гарантий резидентам, было заявлено обязательство по созданию всей необходимой инфраструктуры. В каждой СЭЗ подразумеваюсь создание готового инновационно-промышленного комплекса, в который резидент вступает посредством аренды необходимых площадей и элементов.
Это можно отнести к тактическому просчету, в результате которого инфраструктура СЭЗ не была согласована с потребностями резидентов. Это привело к тому, что в СЭЗ были созданы комплексы, в которых отсутствовала необходимость, и, наравне с этим, не было построено нужных для развития резидентов элементов инфраструктуры.
Среди ключевых проблем необходимо отметить низкий уровень менеджмента СЭЗ Функционирование данных проектов напрямую зависит от регионального управления, а также от непосредственного регулирования зоны: проекта бизнес-плана, расчета прибыльности инвестиционных проектов, привлечения, оценки и отбора резидентов, а также иных вопросов, относящихся в большей степени к сфере предпринимательства, нежели государственного управления. Все они остались нерешенными в большинстве СЭЗ.
Комплекс этих и иных проблем привел к тому, что значительные государственные инвестиции привели лишь к точечному эффекту с созданием эффективных зон в регионах, которые и без них являются флагманами российской экономики. При этом для наиболее отдаленных, проблемных и депрессивных регионов данный инструмент оказался неэффективным.
Таким образом, несмотря на существенный рост количества особых экономических зон в России, только несколько территорий работают эффективно. Для улучшения функционирования свободных экономических зон необходимо реализовывать комплексный подход к их развитию, адаптированный к возможностям и особенностям каждого региона.
Свободная экономическая зона - это территория, которая наделена особым юридическим статусом и экономическими (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) льготами для привлечения национальных и зарубежных инвесторов в приоритетные для страны регионы и отрасли.
Целью создания свободных экономических зон является привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг, а также создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала, апробация новых методов менеджмента и организации труда и освоение новых рынков сбыта.
В зависимости от способа организации различают свободные экономические зоны территориальные и функциональные. Территориальные СЭЗ получили наибольшее развитие в мировой экономике как ограниченные территории с хорошо развитой инфраструктурой, наличием административных стимулов с более высоким уровнем квалификации рабочей силы по сравнению с другими регионами страны. В свою очередь, они бывают трех типов: анклавные зоны, открытые и смешанные анклавно-открытые.
Функциональные СЭЗ носят режимный характер и предоставляют стимулы компаниям, действующим в разных частях страны до тех пор, пока выполняют требуемые критерии. Свободный экономический режим базируется на промышленной политике и применяется в отношении экспортноориентированных предприятий, свободных таможенных складов, высокотехнологичных предприятий.
Другой признак типологии свободных экономических зон - характер предпринимательской деятельности, когда важную роль играет промышленный сектор, уровень развития экономики региона и всей страны в целом, уровень развития инфраструктуры, местоположение зоны, ее близость к развитым транспортным и коммуникационным путям.
Различают несколько групп СЭЗ: торговые зоны; промышленно-производственные зоны; сервисные зоны; технико внедренческие зоны; комплексные зоны; трансграничные зоны.
На основании анализа мирового опыта функционирования свободных экономических зон, были сделаны следующие выводы.
Правительства разных стран все чаще прибегают к использованию особых экономических зон как инструменту для решения как текущих, так и долгосрочных стратегических задач. Причинами этого являются следующие.
Во-первых, ставка на достижение устойчивых темпов экономического роста, основной движущей силой которого будет являться экспорт. Во-вторых, возрастающая роль прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в обеспечении поступательного экономического развития. В-третьих, распространение практики аутсорсинга и делокализация, т.е. перемещение трудоемких производств из развитых стран в развивающиеся. В-четвертых, интенсификация мирового разделения труда, а таюке увеличивающееся влияние глобальных производственных сетей. Наконец, в-пятых, эффективность создания и функционирования СЭЗ в деле широкого распространения новейших технологий, обеспечивающих конкурентоспособность и экономическую безопасность страны.
При этом существуют проблемы существования свободных экономических зон и территорий опережающего развития. Так, налоговые льготы и преференции недостаточно стимулируют предпринимателей вследствие незначительных процентных ставок, и, как следствие, несущественного выигрыша в получении прибыли.
Обостряется проблема в виде недополучения доходов в регионшгьный бюджет. С учетом того, что регионы инвестируют в создание инфраструктуры СЭЗ, добавлять налоговые льготы для резидентов, по мнению авторов, является вдвойне невыгодным.
В большинстве случаев СЭЗ создавались в депрессивных районах путем отделения в пользование управляющей компании определенной площади земли на 49 лет. При этом государством, в виде гарантий резидентам, было заявлено обязательство по созданию всей необходимой инфраструктуры. В каждой СЭЗ подразумеваюсь создание готового инновационно-промышленного комплекса, в который резидент вступает посредством аренды необходимых площадей и элементов.
Это можно отнести к тактическому просчету, в результате которого инфраструктура СЭЗ не была согласована с потребностями резидентов. Это привело к тому, что в СЭЗ были созданы комплексы, в которых отсутствовала необходимость, и, наравне с этим, не было построено нужных для развития резидентов элементов инфраструктуры.
Среди ключевых проблем необходимо отметить низкий уровень менеджмента СЭЗ Функционирование данных проектов напрямую зависит от регионального управления, а также от непосредственного регулирования зоны: проекта бизнес-плана, расчета прибыльности инвестиционных проектов, привлечения, оценки и отбора резидентов, а также иных вопросов, относящихся в большей степени к сфере предпринимательства, нежели государственного управления. Все они остались нерешенными в большинстве СЭЗ.
Комплекс этих и иных проблем привел к тому, что значительные государственные инвестиции привели лишь к точечному эффекту с созданием эффективных зон в регионах, которые и без них являются флагманами российской экономики. При этом для наиболее отдаленных, проблемных и депрессивных регионов данный инструмент оказался неэффективным.
Таким образом, несмотря на существенный рост количества особых экономических зон в России, только несколько территорий работают эффективно. Для улучшения функционирования свободных экономических зон необходимо реализовывать комплексный подход к их развитию, адаптированный к возможностям и особенностям каждого региона.
Подобные работы
- Свободные экономические зоны: зарубежный и российский опыт, проблемы, перспективы (Байкальский Государственный Университет)
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Анализ функционирования свободных экономических зон в России (на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование свободных экономических зон
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - Внешнеторговые аспекты в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Особенности функционирования свободных экономических зон в Республике Корея
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017



