Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТРОПОГЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОЗЁРНЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Работа №31449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
455
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Озёрные системы Республики Татарстан
1.1 Физико-географическая характеристика озёр РТ
1.2 Экологическое состояние
1.3 Несохранившиеся водоёмы Казани
2. Озёрная система Кабан
2.1 Общие сведения
2.2 Геологическое происхождение и физико-географическая характеристика водоёмов озерной системы Кабан.
2.3 Антропогенное воздействие на систему озёр Кабан
3. Разработка внеклассного мероприятия с посещением Озера Нижний Кабан
3.1 Исследовательская деятельность в школе
3.2 Методика проведения внеклассного мероприятия «Экскурсия на озеро Нижний Кабан»
Список использованных источников Приложение


Антропогенная трансформация - процесс изменения природных компонентов и комплексов под воздействием производственной и любой другой деятельности людей. Деятельность человека непосредственно влияет на изменение систем озёр, так как водные экосистемы в большей степени подвержены антропогенным факторам. В настоящее время воды всех крупных и мелких водных экосистем перетерпели в той или иной степени трансформацию.
На территории Республики Татарстан озёра имеют большое народнохозяйственное значение. Однако точных данных и сведений об их размерах, глубинах, площадях, происхождении, флоре и фауне, качестве воды и хозяйственном использовании в литературе достаточно немного. Наиболее полные и систематизированные данные накоплены по крупным озёрам, озёрам пригородной зоны Казани и, расположенным на территории города.
Актуальность заявленной темы, несмотря на то, что к ней регулярно обращаются учёные, экологи является весьма острой. Антропогенное воздействие человека на окружающую среду со временем усиливается. Очень сильно подвержены воздействию человека водные источники. В особенности внутренние водоемы, так как в основном они обладают небольшими размерами. В связи с антропогенным воздействием изменение озерных систем происходит достаточно быстро. За несколько десятилетий озеро может стать заболоченным или даже полностью высохнуть.
В наши дни проблема рационального использования озер является очень актуальной. По данным кадастра озер Республики Татарстж (1969г.) [38] было зафиксировано 9762 озера, включая небольшие озера площадью около 0,1 га. Проанализировав данные, мы увидели, что к 2000 годам в республике исчезло 1651 озеро. На данный момент также многие озера находятся на грани исчезновения. Главной причиной этого является несоблюдение нормативов хозяйственной деятельности человека на территории их водосборов.
По данной теме было проведено внеклассное мероприятие с запланированным выездом на объект. Было принято решение отправится на озеро Кабан, так как у него очень удобное месторасположение с точки зрения учителя географии. Именно поэтому в работе упор делается на озёра, располагающиеся на территории города Казань.
Цель исследования - рассмотреть воздействие деятельности человека на озера Республики Татарстан.
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать условия возникновения и эволюцию озёр приказанского региона;
- дать анализ современному экологическому состоянию озёр приказанского региона;
- оценить эффективность экскурсии, как форму проведения исследовательской деятельности.
-разработать план проведения экскурсии.
Объект работы - эволюция и антропогенная трансформация озёр приказанского региона.
Предмет работы -исследовательская деятельность школьников при проведении учебных экскурсий.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В текст работы включены 5 иллюстраций и 3 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены предпосылки исторического и современного экологического состояния озёр Республики Татарстан, в частности озёр Приказанского региона. Мы рассмотрели воздействие деятельности человека на озера, располагающиеся на территории Республики Татарстан. Проанализировав условия возникновения и эволюцию озёр Приказанского региона, мы сделали выводы что на протяжении многих веков озёра Приказанского района имели большую значимость в жизни населения. Начиная с времён взятия Казани и до настоящего времени озёра использовались в качестве водоснабжения. Сегодня же озёра принимают на себя большое антропогенное воздействие. Многие городские предприятия используют их бассейны для сброса воды и по этой причине многие озёра Казани и всей республики испытывают активное заиление. Многие озёра на территории Республики Татарстан полностью пересохли. Всего за 30 лет исчезло более 1000 озёр.
Современное экологическое состояние озёр весьма плачевно. Но всё же за многие городские водоёмы сегодня взялись экологи. Некоторые озёра переживают перерождение, как например, озёра системы Кабан и Лебяжьи озёра. Их берега благоустраивают. Вокруг делают рекреационные зоны. Производится очистка вод.
Тема нашей работы очень тесно связана с экологией. Ведь свойства озёр меняются по главной причине благодаря деятельности человека, в большинстве случаев отрицательной. Загрязнение происходит не только в связи со сливом вод промышленных предприятий, но и сами люди вносят в это свой не малый вклад. Многие жители даже не задумываются об экологическом состоянии водоёмов, так как считают, что от них ничего не зависит. Исходя из этого на уроках географии, учитель должен делать большой упор на экологическое воспитание школьников. И проводить всевозможные беседы т выезды на природы, принимать участие в экологических акциях.
Главная цель экологического воспитания - дать школьникам понять сложность проблемы охраны природы, осознать необходимость приспособления их деятельности и развиваться способами, находящимися в гармоничных отношениях с окружающей средой.
Задачами экологического воспитания является формирование экологических знаний, воспитание любви к природе, стремление беречь её, формировать умения и навыки деятельности на природе. [6]
Именно образовательные учреждения могут обеспечить целенаправленное, систематическое, планомерное, разностороннее и содержательное воздействие на учеников в вопросе формирования экологической культуры как результата экологического воспитания школьников.
Проведение внеклассных мероприятий, в том числе экскурсий, способствует, развитию уровня кругозора и интереса учеников, закреплению знаний и развитие памяти. Учитель благодаря исследовательской работе, может наблюдать развитие учеников, любознательность и начитанность. Географические экскурсии позволяют моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов. В ходе педагогического эксперимента была проведена экологическая экскурсия с выездом на озеро Нижний Кабан. По результатам проведения внеурочного мероприятия мы заметили, что у школьников в процессе деятельности стал появляться повышенный интерес к происходящему. Во время измерений показывали свою заинтересованность. По ходу работы задавали интересующие их вопросы. Работали достаточно активно. Исходя из этого можно сделать выводы о том, что экскурсия является важной формой организации учебной исследовательской деятельности, так как она даёт наилучшие результаты в развитии познавательного интереса. Краеведческие экскурсии необходимы в процессе обучения географии, так как наглядно информация запоминается гораздо лучше и формируется познавательный интерес.
В ходе педагогического эксперимента также было проведено исследование, целью которого стал анализ знаний об озёрах нашего края и экологического воспитания учащихся МБОУ «татарско-русской средней общеобразовательной школы № 31» Ново-Савиновского района города Казани.
В исследовании принимало участие 26 учеников 10 а класса. Тестирование проводилось в три этапа.
- констатирующий эксперимент (определение реального уровня знаний об озёрах РТ и экологического воспитания);
- формирующий эксперимент (практическая реализация использования активных методов обучения на уроках географии);
- контролирующий эксперимент (определение уровня эффективности применения активных методов обучения). [21]
На констатирующем этапе было проведено тестирование на знание озёр в целом, в частности озёр Республики Татарстан, и экологическое воспитание.
Анализ результатов показал недостаточные знания в этой области. Ни один ученик не ответил правильно на все вопросы теста. Уровень экологического воспитания в среднем стоял на отметке 7 по шкале от 0 до 10 баллов.
Анализ результатов тестирования, проведенных на контролирующем этапе, показал, что результаты класса улучшились. Количество троек сократилось на 40%. Но средний уровень экологического воспитания поднялся всего лишь на 1 балл.
В результате 3 теста, который проводился непосредственно после проведения экскурсии оценки стали только положительными. Количество троек сократилось до 0, 90 % обучающихся получили оценку «5». Большая часть учеников оценили свой уровень экологического воспитания наивысшим баллом. В начале нашего педагогического эксперимента уровень знаний по данной теме составлял всего 33 %. В ходе работы уровень знаний поднялся до 92 %. Кроме того, дети поменяли свое отношение к экологии как к науке. Теперь они считают, что экологическое воспитание - это важный фактор формирования личности с высоким уровнем экологической культуры. Из этого можно сделать выводы о том, что уделение достаточного внимания вопросу экологического воспитания на уроках географии в старших классах, приводит к тому, что уровень экологической культуры старшеклассников растет, а это значит, что они смогут рационально относится к окружающей их среде и природопользованию.



1. Айдаркина Е.Е. Основные проблемы водопользования России и пути их решения // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 5.
2. Антонов Ю. Сбежавшая река // Аргументы недели. - 2016. - № 5
3. Арискина Н.П. Озерные сплавины в окрестностях Казани // Учен. зап. Казанского ун-та. 1956. Т. 116, кн. 14.
4. Барышников А. Лицензирование использования и охраны водных объектов // Закон. - 2001. - № 5
5. Баянова О.В., Максимова С.Л. Сборник «Методики исследовательской деятельности по экологии» (для руководителей объединений экологобиологической и естественнонаучной направленности).- Тюмень; 2013. - 120
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие для вузов. Серия « Учебное пособие» /Н.В. Бордовская - Питер-2000. - С. 304. - ISBN 5-8046-0174-1
7. Бурланд М.Б. Химическое исследование воды Ближнего и Дальнего Кабана летом 1893 г. // Дневник общества врачей при Императорском Казанском ун-те. 1894. Вып. 4.
8. Быков А.А. Эффективное управление водными ресурсами: проблемы, задачи, пути решения. 7 Международный конгресс «Чистая вода. Казань». 23-25 ноября, 2016. -
9. Вольская В. Закон в воду // Аргументы и факты. - 2016. - № 48 (1881).
10. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н., Носонов А.М. Теория и методология географической науки — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005 — 463 с
11. Горшкова А.Т., Урбанова О.Н., Минуллина А.А., Семанов Д.А., Валетдинов А.Р., Ионова Ю.С. Характеристика современного состояния озер Кабан по данным батиметрических съемок // Георесурсы. 2012. № 7 (49).
12. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2015 г. // Министерство эколо- гии и природных ресурсов РТ.
13. Даринский А.В. Методика преподавания географии. — 2-е изд. — М.: "Просвещение", 1966. — 390 с
14. Иванов Д.В. Донные отложения озера Средний Кабан города Казани // Георесурсы. 2012. № 7
15. Иванов Д.В., Зиганшин И.И., Осмелкин е.В. Оценка скорости осадконакопления в озерах Казани и Приказанья // Георесурсы. 2011. № 2
16. Иванов Д.В., Шагидуллин Р.Р., Зиганшин И.И., Осмелкин е.В. Взаимосвязь вещественного состава озерных отложений и антропогенного преобразования природных ландшафтов Республики Татарстан // Экология и промышленность России. 2011.
17. Ильин С.С. К вопросу об использовании илов озера Кабан и оврага Булака г. Казани в связи с проектом оздоровления их // Труд и хозяйство. 1930. № 5.
18. Лихачев Б.Т. /Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — Юрайт-М,, 2001. - С. 456.
19. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1.
20. Масленников Н.И. Некоторые данные по режиму озера Кабан // Учен. зап. Казанского ун-та. 1929. Кн.5-6.
21. Милославский В.В., Лось Л.И. К проблеме оздоровления озера Кабан и протоки Булак // Сборник здравоохранения ТАССР. Казань, 1930. №3.
22. Мингазова Н.М., Котов Ю.С. Казанские озера. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.
23. Миртова А.В., Макаров Н.Е. Новые данные по литологии и фильтрационным свойствам осадков озер Кабан в свете исследований последних лет // Учен. зап. Казанского ун-та. 1944. Т. 104, вып.
24. Никольский Н.И. Физико-географические исследования озер Кабан // Тр. об-ва естествоисп. при Казанск. ун-те. 1902. Т. 36., вып. 5.
25.Осмелкин е.В., Зиганшин И.И., Суин М.В. Предварительные итоги исследований современных темпов осадконакопления озер и прудов Республики Татарстан // Водные ресурсы, экология и гидрологическая безопасность / Сб. трудов четвертой международной научной конференции молодых ученых и талантливых студентов. М.: Ин-т водных проблем РАН, 2010.
26. Полянин Ф.П. Гидрологический очерк озер ближнего, среднего и дальнего Кабана в г. Казани. Казань: Татполиграф, 1931
27. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. - 2004. №4.
28. Сементовский В.Н. Материалы для геоморфологии и гидрографии территории Большой Казани // Учен. зап. Казанского ун-та. Т. 100. Кн. 3. 1940.
29. Сиваков Д.О. Водное право: учебно-практическое пособие. - М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2010.
30. Сорокин И.Н., Петрова Р.С. Озёра среднего Поволжья: издательство «Наука» Ленинград, 1976.
31. Сколычева Т.И, Засыпкина Т.А Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности//молодой учёный. -2017.-№45
32. Тайсин А.С. Озёра приказанского района, их современные природные и антропогенные изменения: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2006.-167с.:58ил.
33. Тайсин А.С. География Республики Татарстан — Казань: «Магариф»,
2009. — 224 с.
34. Хайруллина Н.М, Бекетова С.И. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика обучения и воспитания в области географии» методические указания. - Казань: ГБУ «РЦМКО», 2015.-64с.
35. Щеповских А. Проблемы экологии и пути их решения в Республике
Татарстан // Панорама- форум. Специальный выпуск: Экология
Республики Татарстан: проблемы и решения. - 1997. - № 14.
Диссертации
36. Долгодворова Т. И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере: Дис. канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 179
37.Законнов В.В. Осадкообразование в водохранилищах Волжского каскада: диссертация доктор геогр. наук. М., 2007.
38. Карнаухова И. Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 158 с.
Электронные ресурсы
39. https://geors.ru/
40. https://rosreestr.ru/site/
41. Колычева Т. И., Засыпкина Т. А. Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 232-234. — URL https://moluch.ru/archive/179/46293/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ