РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ РОЛИ ИСЛАМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЩИНЫ МЕЧЕТИ «ЯРДЭМ»
|
Введение 3
Глава I. Духовное развитие в исламе 10
1.1. Борьба за нравственное здоровье общества. Социальное служение.
Метод отклонения зла наилучшим способом 10
1.2. Борьба за физическое здоровье общества и экологическую чистоту 15
1.3. Российские мусульмане и СМИ 18
Глава II. Особенности нравственного воспитания в Исламе 22
2.1 Нравственное воспитание в Исламе 22
2.2 Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном
обществе 41
2.3 Ислам и его роль в жизни современного общества 43
Глава Ш. Социально-духовная роль мечети Ярдэм 48
3.1 Роль мечети 48
3.2 История создания мечети «Ярдэм» 50
3.3 Реабилитационный центр «Ярдэм» при мечети 52
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Глава I. Духовное развитие в исламе 10
1.1. Борьба за нравственное здоровье общества. Социальное служение.
Метод отклонения зла наилучшим способом 10
1.2. Борьба за физическое здоровье общества и экологическую чистоту 15
1.3. Российские мусульмане и СМИ 18
Глава II. Особенности нравственного воспитания в Исламе 22
2.1 Нравственное воспитание в Исламе 22
2.2 Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном
обществе 41
2.3 Ислам и его роль в жизни современного общества 43
Глава Ш. Социально-духовная роль мечети Ярдэм 48
3.1 Роль мечети 48
3.2 История создания мечети «Ярдэм» 50
3.3 Реабилитационный центр «Ярдэм» при мечети 52
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Превращение религии в заметный фактор общественной и духовной жизни российского общества ставит новые задачи перед социологической наукой, одной из которых является основательное изучение религиозной ситуации в регионах страны, традиционно являющихся приверженцами ислама. В рамках интеграции научных и духовных достижений актуализируется проблематика научного переосмысления места и роли ислама, мечети как фундаментального института ислама, непосредственно связанного с реализацией ценностно - нормативной структуры ислама, в структуре общественной жизни.
Для современной России данное обстоятельство обусловлено целым рядом причин: радикальными изменениями в идеологической и духовной жизни российского общества, интенсивным возрождением ислама, процессом становления (а в некоторых регионах - восстановления) и развития мечети как социального института. Делаются попытки как со стороны служителей мечети, так и со стороны представителей светской власти по-новому определить свои взаимоотношения и роли. Религиозная ситуация в «мусульманских» регионах России отличается от обстановки в других регионах: ни в одной из них дисфункциональные отклонения в деятельности религиозных институтов, в данном случае мечети, не ассоциируется в общественном сознании со всей религиозной системой (исламом) или что еще хуже с исламизмом или «ваххабизмом». В связи с этим, несмотря на происходящее в «мусульманских» регионах видимое возрождение духовных ценностей ислама, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения.
Актуальность исследования состоит в потребности осмысления теоретических аспектов современного понимания ценностно-нормативного порядка ислама, определения его социокультурной сущности и института мечети в нем; выделения «народного» ислама как одной из форм трансформации норм и ценностей ислама в светской социокультурной среде; анализа причин и истоков формирования «народной» формы ислама, структуризации этого феномена, выявления причин и факторов функциональной взаимообусловленности «народного» ислама и деятельности института мечети; а также определения методологических подходов, методик, исследуемому социокультурному явлению - взаимосвязи и взаимовлиянию «народной» формы ислама и института мечети в регионе.
Истоки исследования ислама заложены представителями зарубежного и отечественного исламоведения. Деятельность родоначальников зарубежного исламоведения таких, как И. Гольдциэр, Г.Э. Грюнебаум, А. Массэ, А. Мец, Ф. Роузентал, Дж. С.Трименгем, М. Уотт и других ученых способствовала закладке фундаментальных основ научного исламоведения. Эта группа ученых, занимавшаяся важнейшими теоретическими и методологическими вопросами, связанными с анализом инвариантной сущности ислама, его субстанциального определения, рассматривали законы развития и функционирования этой конфессии в тесной связи с историческими аспектами государственно-политического становления и общественного развития арабских стран. Социологические методы для исследования данной темы не использовались.
Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей классиков социологии: Э. Дюркгейма и М. Вебера. Исследования по социологии религии проводились и более поздними авторами. Из зарубежных исследователей можно отметить JI. Леви-Брюля, Б.Малиновского, Г. Спенсера, А. Рэдклиффа-Брауна, Т.Парсонса, Р.Мертона. Они сформулировали основные принципы структурно-функционального исследования социальной системы. Частные особенности ислама их интересовали гораздо меньше.
Основы отечественного исламоведения были заложены несколькими поколениями ученых. Наиболее известными представителями отечественной школы были В.В. Бартольд, Е. Крымский, И.Ю. Крачковский, Н.А.Медников, Г.С. Саблуков, Вл. Соловьев, Н.Э. Торнау.
После 1917 г. исламоведение, как и все прочие отрасли гуманитарных наук, попало под идеологический контроль коммунистической партии. Изучение ислама оказалось неразрывно связано с его постоянной, идеологизированной критикой. В 30-е годы продолжали работать В. Бартольд, И. Крачковский, Е.А. Беляев, M.JI. Томара, С.П. Толстов, труды, которых явились своеобразной «предтечей» современной российской интерпретации цивилизационного подхода.
В советское время доминирующим стал классово-атеистический подход, как один из двух основных исследовательских направлений, которого впоследствии придерживались А.В. Авксентьев, А. Ахадов,А.Ахмедов, Н. Аширов, М.В. Вагабов, Д.Е. Еремеев, Е.А.Резван и другие. Подобная позиция отсекала всякую возможность объективного и беспристрастного научного исследования ислама, получения объективных знаний о нем.
Однако труды этих авторов содержат богатый этнографический материал для объективного социологического анализа действительного положения ислама в советское время.
Советские ученые второго направления, работавшие в 60-80-х годах, придерживались цивилизационного подхода к изучению мусульманской культуры. Они посвятили свои труды исследованию роли ислама на современном зарубежном Востоке, исторических и историкокультурологических аспектов развития ислама. Среди них можно отметить A.R Ионову, Г.М. Керимова, Н.С. Кирабаева, Л.И. Климович, М.Б. Пиотровского, Л.Р. Полонскую, Т.С. Саидбаева, М.Т. Степанянц, Л.Р. Сюкияйнена, P.M. Шарипову. В восьмидесятые годы выходят труды, посвященные исламско-правовой тематике: «Шариат и его сущность» Г.К.Керимова, «Ислам и общество» Т.С. Саидбаева, «Мусульманское право» Л.Р. Сюкияйнена1. Безусловно, можно сказать, что труды советских ученых второго направления способствовали созданию базы и основополагающих предпосылок для последующего независимого анализа религиозной ситуации исламских регионов России, ставшего актуальным в связи с религиозным возрождением.
В работах таких современных исследователей как Д.М. Угринович, B. M. Гараджа, А.А. Радугина, И.Н. Яблоков и др. находят свое отражение проблемы социологии религии.
Анализу ситуации последних десятилетий в России в свете трансформационных процессов посвящены работы Л.М. Воронцовой, К.Каариайнен, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчеделова, Ф.Ш.Мухаметшина, А.А. Нуруллаева, А.А. Панкова, В.И.Подшивалкиной, Н. Ряжанова, Э.Г. Филимонова, Д.Фурман, Е.С. Элбакян, Р.Г. Яновского1. Российские социологи полагают, что религиозный фактор в социальной сфере внедряется на поверхностном уровне, не затрагивает внутренних глубинных слоев общественного сознания.
Отсутствие цензуры в 90-е годы избавило исламоведение от одномерности научно-исследовательского подхода, от искусственного членения ислама на «зарубежный» и «советский», что предполагает больше возможностей для изучения основ исламского вероучения. Ценным материалом являются труды мусульманских ученых, которые обладают особым (религиозным) восприятием модели мироустройства и социального устройства общества, считающие ошибочным западные научные теории и практики, основанными на материалистических принципах.
Наряду с изучением проблем современного исламского мира российские исламоведы продолжали разрабатывать классическую тематику. Наиболее заметным событием здесь стал новый перевод М.О. Османова, который в настоящее время признан наиболее совершенным. Уместно также упомянуть вышедший в 1996 г. в Бейруте поэтический перевод Корана, подготовленный В. Пороховой. С начала религиозного возрождения среди определенного ряда отечественных исследователей наметилась тенденция построения
К концу 90-х годов российские мусульмане, в свою очередь, пытаются документально обозначить свои социальные позиции в российском обществе. В частности Совет муфтиев России разработал «Основные положения социальной программы российских мусульман» , где излагаются базовые положения Ислама Труды ученых, относящихся к последнему десятилетию, И.Л. Бабич, В.О. Бобровникова, Н.М. Емельяновой, А.И. Ионовой, Р. Ланда, З.И. Левина, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышевой, С.И.Тансыкбаевой, С.М. Червонной, P.M. Шариповой, А.А.Ярлыкапова посвящены исследованию различных аспектов исламской цивилизации, а также этнокультурным и этносоциальным процессам в регионах исповедующих ислам; конкретным типичным проявлениям мусульманской культуры в иной социокультурной среде.
Комплексное исследование социального явления, установление законов и тенденций общественного развития непосредственно связано с идеей прогресса, с парадигмой функциональной связи общественных явлений. В связи с этим методологической базой исследования «народного» ислама являются социологические принципы российского ученого М.М. Ковалевского. Первый принцип состоит в обобщении на основе многочисленных фактов и факторов общественного процесса. Этому способствует непременное сочетание эмпирических и теоретических материалов.
Следующим моментом социологической системы Ковалевского, которая применяется в методологическом конструировании факторов, определяющих синкретичный характер «народного» ислама, является генетическая социология. Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия,государство, нравственность и право.». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных факторов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического
Методологическую и теоретическую основу магистерской диссертации составляют системный, структурно-функциональный, культурнодетерминистский подходы, использование которых позволяет определить роль религиозных ценностей в функциональной дифференциации ценностнонормативной структуры ислама, анализировать механизмы взаимопроникновения, личности, религиозной группы и общества, основой которых является система исламских ценностей.
Объектом диссертационного исследования является современный ислам в Республике Татарстан.
Предметом исследования является организационно-догматические аспекты ислама и мечети в сознании народов России и их влияние на духовную жизнь региона.
Цель исследования - выявить роль и место «народного» ислама и мечети в социокультурном пространстве России на примере Республики Татарстан.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- выявить духовное развитие в исламе;
- изучить особенности нравственного воспитания в Исламе;
- охарактеризовать социально-духовную роль мечети Ярдэм.
Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:
- выявлена социальная сущность структуры ислама;
- выявлено, что в современных условиях мечеть не только явные функции, но и дисфункции и латентные функции.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Для современной России данное обстоятельство обусловлено целым рядом причин: радикальными изменениями в идеологической и духовной жизни российского общества, интенсивным возрождением ислама, процессом становления (а в некоторых регионах - восстановления) и развития мечети как социального института. Делаются попытки как со стороны служителей мечети, так и со стороны представителей светской власти по-новому определить свои взаимоотношения и роли. Религиозная ситуация в «мусульманских» регионах России отличается от обстановки в других регионах: ни в одной из них дисфункциональные отклонения в деятельности религиозных институтов, в данном случае мечети, не ассоциируется в общественном сознании со всей религиозной системой (исламом) или что еще хуже с исламизмом или «ваххабизмом». В связи с этим, несмотря на происходящее в «мусульманских» регионах видимое возрождение духовных ценностей ислама, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения.
Актуальность исследования состоит в потребности осмысления теоретических аспектов современного понимания ценностно-нормативного порядка ислама, определения его социокультурной сущности и института мечети в нем; выделения «народного» ислама как одной из форм трансформации норм и ценностей ислама в светской социокультурной среде; анализа причин и истоков формирования «народной» формы ислама, структуризации этого феномена, выявления причин и факторов функциональной взаимообусловленности «народного» ислама и деятельности института мечети; а также определения методологических подходов, методик, исследуемому социокультурному явлению - взаимосвязи и взаимовлиянию «народной» формы ислама и института мечети в регионе.
Истоки исследования ислама заложены представителями зарубежного и отечественного исламоведения. Деятельность родоначальников зарубежного исламоведения таких, как И. Гольдциэр, Г.Э. Грюнебаум, А. Массэ, А. Мец, Ф. Роузентал, Дж. С.Трименгем, М. Уотт и других ученых способствовала закладке фундаментальных основ научного исламоведения. Эта группа ученых, занимавшаяся важнейшими теоретическими и методологическими вопросами, связанными с анализом инвариантной сущности ислама, его субстанциального определения, рассматривали законы развития и функционирования этой конфессии в тесной связи с историческими аспектами государственно-политического становления и общественного развития арабских стран. Социологические методы для исследования данной темы не использовались.
Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей классиков социологии: Э. Дюркгейма и М. Вебера. Исследования по социологии религии проводились и более поздними авторами. Из зарубежных исследователей можно отметить JI. Леви-Брюля, Б.Малиновского, Г. Спенсера, А. Рэдклиффа-Брауна, Т.Парсонса, Р.Мертона. Они сформулировали основные принципы структурно-функционального исследования социальной системы. Частные особенности ислама их интересовали гораздо меньше.
Основы отечественного исламоведения были заложены несколькими поколениями ученых. Наиболее известными представителями отечественной школы были В.В. Бартольд, Е. Крымский, И.Ю. Крачковский, Н.А.Медников, Г.С. Саблуков, Вл. Соловьев, Н.Э. Торнау.
После 1917 г. исламоведение, как и все прочие отрасли гуманитарных наук, попало под идеологический контроль коммунистической партии. Изучение ислама оказалось неразрывно связано с его постоянной, идеологизированной критикой. В 30-е годы продолжали работать В. Бартольд, И. Крачковский, Е.А. Беляев, M.JI. Томара, С.П. Толстов, труды, которых явились своеобразной «предтечей» современной российской интерпретации цивилизационного подхода.
В советское время доминирующим стал классово-атеистический подход, как один из двух основных исследовательских направлений, которого впоследствии придерживались А.В. Авксентьев, А. Ахадов,А.Ахмедов, Н. Аширов, М.В. Вагабов, Д.Е. Еремеев, Е.А.Резван и другие. Подобная позиция отсекала всякую возможность объективного и беспристрастного научного исследования ислама, получения объективных знаний о нем.
Однако труды этих авторов содержат богатый этнографический материал для объективного социологического анализа действительного положения ислама в советское время.
Советские ученые второго направления, работавшие в 60-80-х годах, придерживались цивилизационного подхода к изучению мусульманской культуры. Они посвятили свои труды исследованию роли ислама на современном зарубежном Востоке, исторических и историкокультурологических аспектов развития ислама. Среди них можно отметить A.R Ионову, Г.М. Керимова, Н.С. Кирабаева, Л.И. Климович, М.Б. Пиотровского, Л.Р. Полонскую, Т.С. Саидбаева, М.Т. Степанянц, Л.Р. Сюкияйнена, P.M. Шарипову. В восьмидесятые годы выходят труды, посвященные исламско-правовой тематике: «Шариат и его сущность» Г.К.Керимова, «Ислам и общество» Т.С. Саидбаева, «Мусульманское право» Л.Р. Сюкияйнена1. Безусловно, можно сказать, что труды советских ученых второго направления способствовали созданию базы и основополагающих предпосылок для последующего независимого анализа религиозной ситуации исламских регионов России, ставшего актуальным в связи с религиозным возрождением.
В работах таких современных исследователей как Д.М. Угринович, B. M. Гараджа, А.А. Радугина, И.Н. Яблоков и др. находят свое отражение проблемы социологии религии.
Анализу ситуации последних десятилетий в России в свете трансформационных процессов посвящены работы Л.М. Воронцовой, К.Каариайнен, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчеделова, Ф.Ш.Мухаметшина, А.А. Нуруллаева, А.А. Панкова, В.И.Подшивалкиной, Н. Ряжанова, Э.Г. Филимонова, Д.Фурман, Е.С. Элбакян, Р.Г. Яновского1. Российские социологи полагают, что религиозный фактор в социальной сфере внедряется на поверхностном уровне, не затрагивает внутренних глубинных слоев общественного сознания.
Отсутствие цензуры в 90-е годы избавило исламоведение от одномерности научно-исследовательского подхода, от искусственного членения ислама на «зарубежный» и «советский», что предполагает больше возможностей для изучения основ исламского вероучения. Ценным материалом являются труды мусульманских ученых, которые обладают особым (религиозным) восприятием модели мироустройства и социального устройства общества, считающие ошибочным западные научные теории и практики, основанными на материалистических принципах.
Наряду с изучением проблем современного исламского мира российские исламоведы продолжали разрабатывать классическую тематику. Наиболее заметным событием здесь стал новый перевод М.О. Османова, который в настоящее время признан наиболее совершенным. Уместно также упомянуть вышедший в 1996 г. в Бейруте поэтический перевод Корана, подготовленный В. Пороховой. С начала религиозного возрождения среди определенного ряда отечественных исследователей наметилась тенденция построения
К концу 90-х годов российские мусульмане, в свою очередь, пытаются документально обозначить свои социальные позиции в российском обществе. В частности Совет муфтиев России разработал «Основные положения социальной программы российских мусульман» , где излагаются базовые положения Ислама Труды ученых, относящихся к последнему десятилетию, И.Л. Бабич, В.О. Бобровникова, Н.М. Емельяновой, А.И. Ионовой, Р. Ланда, З.И. Левина, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышевой, С.И.Тансыкбаевой, С.М. Червонной, P.M. Шариповой, А.А.Ярлыкапова посвящены исследованию различных аспектов исламской цивилизации, а также этнокультурным и этносоциальным процессам в регионах исповедующих ислам; конкретным типичным проявлениям мусульманской культуры в иной социокультурной среде.
Комплексное исследование социального явления, установление законов и тенденций общественного развития непосредственно связано с идеей прогресса, с парадигмой функциональной связи общественных явлений. В связи с этим методологической базой исследования «народного» ислама являются социологические принципы российского ученого М.М. Ковалевского. Первый принцип состоит в обобщении на основе многочисленных фактов и факторов общественного процесса. Этому способствует непременное сочетание эмпирических и теоретических материалов.
Следующим моментом социологической системы Ковалевского, которая применяется в методологическом конструировании факторов, определяющих синкретичный характер «народного» ислама, является генетическая социология. Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия,государство, нравственность и право.». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных факторов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического
Методологическую и теоретическую основу магистерской диссертации составляют системный, структурно-функциональный, культурнодетерминистский подходы, использование которых позволяет определить роль религиозных ценностей в функциональной дифференциации ценностнонормативной структуры ислама, анализировать механизмы взаимопроникновения, личности, религиозной группы и общества, основой которых является система исламских ценностей.
Объектом диссертационного исследования является современный ислам в Республике Татарстан.
Предметом исследования является организационно-догматические аспекты ислама и мечети в сознании народов России и их влияние на духовную жизнь региона.
Цель исследования - выявить роль и место «народного» ислама и мечети в социокультурном пространстве России на примере Республики Татарстан.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- выявить духовное развитие в исламе;
- изучить особенности нравственного воспитания в Исламе;
- охарактеризовать социально-духовную роль мечети Ярдэм.
Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:
- выявлена социальная сущность структуры ислама;
- выявлено, что в современных условиях мечеть не только явные функции, но и дисфункции и латентные функции.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В современных условиях ислам продолжает оставаться одной из важнейших духовных потребностей людей. Он оказывает существенное влияние на современную политическую и социальную ситуацию в обществе, составляет неотъемлемый компонент традиционной культуры народов России исповедующих ислам. Социальная сущность ценностно-нормативной структуры ислама представляет собой интегрированную систему, которая служит легитимизации и институционализации религиозных норм и ценностей на уровне всех социетальных подсистем общества. Полноценная реализация ценностно-нормативного порядка ислама предполагает формирование теократического государства (идеальный тип). Религиозная деятельность служит внутренним механизмом как интеграции в единую систему ценностных установок, так и регуляции взаимообновляемых, социальных действий субъектов единой общины, направленных друг на друга, имеющих своей целью соответствовать стандартизированным нормам «исламского образа жизни». Она может автономно действовать в светской социокультурной среде, имеет определенную взаимосвязь с институтом мечети.
Мечеть является фундаментальной формой религиозной организации, которая осуществляет институционализацию исламских норм и ценностей в рамках специфической религиозной группы (общины). Основные аспекты деятельности мечети в регионе включают в себя функции, дисфункции, латентные функции, влияющие на специфику усвоения норм и ценностей ислама. Явные функции проявляются в усилении функции мусульманского образования; дисфункции - в формировании «отчужденных» групп радикального толка; латентные функции - в противостоянии образованных молодых служителей мечети и носителей «народного» ислама.
В ходе распространения ислама в социокультурной среде происходит изменение, фрагментарная адаптация «классического» ислама к конкретным историческим, социокультурным условиям, что обусловлено предшествовавшими идеологическими конструкциями. Уровень интегрирования в систему исламских ценностей, как и формы и способы интеграции являются различными для каждого из регионов распространения ислама (в зависимости от специфики исторической преемственности, особенностей локальной цивилизации, этнического состава и т.д.) и определяют в социокультурном аспекте содержание «народного» ислама. Под «народным» исламом понимается периферийная копия классического ислама, содержащая ценностные установки не свойственные исламу, синтез языческих, традиционных и адаптированных обрядовых норм ислама. Функциональная взаимосвязь и взаимообусловленность «народного» ислама и института мечети проявляется в доминировании «народного» ислама как фактора влияния, в итоге во внеинституциональной религиозности, в искаженном усвоении норм и ценностей ислама, в снижении институциональной роли мечети.
Институциональная роль мечети в настоящее время определяется легитимизацией норм и ценностей ислама. Это обуславливает необходимость изучения перспективы функционального сотрудничества «народного» ислама и мечети. Всесторонний анализ причин и следствий функциональной зависимости «народного» ислама и института мечети позволяет представить тенденции функционального сотрудничества института мечети и носителей «народного» ислама: состояние современного «народного» ислама
обусловлено отсутствием объективной духовной потребности со стороны его представителей для его изменения. Незначительная часть новообращенных укрепляется в вере и в этом же духе воспитывает своих детей (новое поколение мусульман); усиление образовательно-просветительской деятельности института мечети способствует увеличению посещающих курсы «Основы ислама»; увеличивается число убежденно верующих; повышается уровень профессиональной подготовки служителей мечети; в составе мусульман, имеющих высшее образование, зарождается и развивается мусульманская интеллигенция.
На основе проведенного анализа социальной сущности ислама и мечети, а также изучения научно-исследовательского опыта зарубежных и отечественных ученых, мы пришли к выводу, что для эффективного сосуществования и функционального сотрудничества служителей мечети и носителей «народного» ислама в целях предотвращения радикальных отклонений в республике необходимо:
- активизировать через средства массовой информации ознакомление населения с социокультурными основами ислама; - систематизировать деятельность ДУМ РТ в плане просветительской работы и обеспечения населения мусульманской литературой для самостоятельного изучения основ ислама; - развивать тенденцию дифференциации и специализации предметной области деятельности региональных мечетей посредством перехода на конфессионализированный уровень (вузы, медресе, курсы); - изменить специализацию религиозной деятельности сельских имамов от культово-обрядового до образовательного уровня; - используя опыт мусульманских стран, утвердить официальный социальный статус сельских имамов.
Дальнейшему перспективному использованию духовно-нравственного потенциала мусульманской культуры в РТ, на наш взгляд, будут способствовать: консолидация духовных, общественных и государственных деятелей в деле решения проблематики ориентации молодого поколения на духовно-нравственные ценности; создание благоприятных условий, в том числе материальных, для успешного функционирования и развития института мечети как места духовного производства; дальнейшее повышение социального статуса региональных мечетей за счет расширения его потенциальных, функциональных возможностей: от социально-ритуальной функции до общественно-просветительской и образовательной функций.
Мечеть является фундаментальной формой религиозной организации, которая осуществляет институционализацию исламских норм и ценностей в рамках специфической религиозной группы (общины). Основные аспекты деятельности мечети в регионе включают в себя функции, дисфункции, латентные функции, влияющие на специфику усвоения норм и ценностей ислама. Явные функции проявляются в усилении функции мусульманского образования; дисфункции - в формировании «отчужденных» групп радикального толка; латентные функции - в противостоянии образованных молодых служителей мечети и носителей «народного» ислама.
В ходе распространения ислама в социокультурной среде происходит изменение, фрагментарная адаптация «классического» ислама к конкретным историческим, социокультурным условиям, что обусловлено предшествовавшими идеологическими конструкциями. Уровень интегрирования в систему исламских ценностей, как и формы и способы интеграции являются различными для каждого из регионов распространения ислама (в зависимости от специфики исторической преемственности, особенностей локальной цивилизации, этнического состава и т.д.) и определяют в социокультурном аспекте содержание «народного» ислама. Под «народным» исламом понимается периферийная копия классического ислама, содержащая ценностные установки не свойственные исламу, синтез языческих, традиционных и адаптированных обрядовых норм ислама. Функциональная взаимосвязь и взаимообусловленность «народного» ислама и института мечети проявляется в доминировании «народного» ислама как фактора влияния, в итоге во внеинституциональной религиозности, в искаженном усвоении норм и ценностей ислама, в снижении институциональной роли мечети.
Институциональная роль мечети в настоящее время определяется легитимизацией норм и ценностей ислама. Это обуславливает необходимость изучения перспективы функционального сотрудничества «народного» ислама и мечети. Всесторонний анализ причин и следствий функциональной зависимости «народного» ислама и института мечети позволяет представить тенденции функционального сотрудничества института мечети и носителей «народного» ислама: состояние современного «народного» ислама
обусловлено отсутствием объективной духовной потребности со стороны его представителей для его изменения. Незначительная часть новообращенных укрепляется в вере и в этом же духе воспитывает своих детей (новое поколение мусульман); усиление образовательно-просветительской деятельности института мечети способствует увеличению посещающих курсы «Основы ислама»; увеличивается число убежденно верующих; повышается уровень профессиональной подготовки служителей мечети; в составе мусульман, имеющих высшее образование, зарождается и развивается мусульманская интеллигенция.
На основе проведенного анализа социальной сущности ислама и мечети, а также изучения научно-исследовательского опыта зарубежных и отечественных ученых, мы пришли к выводу, что для эффективного сосуществования и функционального сотрудничества служителей мечети и носителей «народного» ислама в целях предотвращения радикальных отклонений в республике необходимо:
- активизировать через средства массовой информации ознакомление населения с социокультурными основами ислама; - систематизировать деятельность ДУМ РТ в плане просветительской работы и обеспечения населения мусульманской литературой для самостоятельного изучения основ ислама; - развивать тенденцию дифференциации и специализации предметной области деятельности региональных мечетей посредством перехода на конфессионализированный уровень (вузы, медресе, курсы); - изменить специализацию религиозной деятельности сельских имамов от культово-обрядового до образовательного уровня; - используя опыт мусульманских стран, утвердить официальный социальный статус сельских имамов.
Дальнейшему перспективному использованию духовно-нравственного потенциала мусульманской культуры в РТ, на наш взгляд, будут способствовать: консолидация духовных, общественных и государственных деятелей в деле решения проблематики ориентации молодого поколения на духовно-нравственные ценности; создание благоприятных условий, в том числе материальных, для успешного функционирования и развития института мечети как места духовного производства; дальнейшее повышение социального статуса региональных мечетей за счет расширения его потенциальных, функциональных возможностей: от социально-ритуальной функции до общественно-просветительской и образовательной функций.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОТЕСТАНТСКИХ И МУСУЛЬМАНСКИХ
НАПРАВЛЕНИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



