ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 7
1.1 История развития и определение понятия транснациональной
корпорации в правовом аспекте 7
1.2 Национальность транснациональной корпорации, особенности
правового положения как юридического лица 30
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ 40
2.1 Организация и регулирование деятельности транснациональных
корпораций в мире 40
2.2 Взаимодействие транснациональных корпораций и
принимающего государства 52
2.3 Коллизионный и материально-правовой методы регулирования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы. Настоящая дипломная работы представляет собой попытку исследования правосубъектности транснациональных корпораций в рамках международного частного права, попытку отразить действующее нормативное регулирование, основу их деятельности, а также соотношение с иными субъектами международного права. Под транснациональной корпорацией (ТНК) обычно понимается предпринимательская ассоциация, зарегистрированная в одной из стран и работающая во многих странах через иностранные филиалы или дочерние компании. Транснациональная корпорация - это предпринимательская фирма, занимающаяся предпринимательской деятельностью за пределами страны своей юрисдикции в других штатах. Как правило, доля зарубежной деятельности ТНК в общем объеме продаж товаров и услуг для нее значительно превышает 50%.
Создание и деятельность транснациональных корпораций (ТНК) является наиболее распространенной формой экспорта капитала. Сегодня почти все крупней- тттие и наиболее известные коммерческие фирмы в Западной Европе, США и Юго- Восточной Азии являются транснациональными. Точнее, трудно найти крупную иностранную компанию, особенно корпорацию, которая не будет вести свой бизнес в разных странах на разных континентах.
В современном юридическом и экономическом словаре термин «ТНК» обозначает крупные субъекты преимущественно корпоративного типа, как правило, высокоразвитые страны, имеющие многоуровневую сеть филиалов, дочерних компаний и компаний, дочерних и зависимых юридических лиц, созданных или расположенных в разных странах мира. Материнская (материнская) компания или корпорация и ее дочерние предприятия (предприятия, образованные в соответствующих организационно-правовых формах, определенных законодательством конкретного государства), являются национальными юридическими лицами разных штатов. В то же время, с формальной точки зрения, материнская компания действует в отношении своей дочерней компании в другой стране в качестве иностранного юридического лица. По этой причине использование термина «ТНК» требует разъяснения в двух аспектах.
Во-первых, с чисто юридической точки зрения это не совсем точно - речь идет не о некоторых «негосударственных», «транснациональных» формированиях, а об очень специфических лицах национального правопорядка соответствующей страны.
Во-вторых, экономически монолитные ТНК юридически представляют собой конгломерат (совокупность) юридических лиц, определенных на национальном уровне. В этой связи в равной степени юридически неправильно ставить вопрос о существовании якобы «международных юридических лиц». В любом случае, независимо от методов обучения (в силу гражданско-гражданского договора, акта правительства или международного права, то есть межправительственного или межправительственного соглашения), юридическое лицо должно быть зарегистрировано (в целом) любым национальным юридическим лицом. Система и санкционирована соответствующим правопорядком.
Помимо вышеуказанного, актуальность данного вопроса определяется динамично развивающимися экономическими процессами, развитием цифровых технологий и развитием всеобщей интеграции с тенденцией к унификации правовых норм.
Развитие и укрепление власти рассматриваемых многонациональных монополистических образований происходит в контексте объективно существующего противоречия между ТНК и суверенитетом государства, которое характерно для отношений ТНК как с «домашним государством» (состоянием материнской компании) и принимающие государства, на которые когда-то активно обращали внимание в специальной литературе. Дело в том, что юридической формой обеспечения единого управления множеством национальных компаний, разбросанных по всему миру, является холдинг. В то же время национальные интересы принимающих государств не только не учитываются, но и часто идут вразрез с ними. И в этом смысле борьба государств (в основном развивающихся) с ТНК приобретает характер защиты национального суверенитета.
Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1974 года, подтверждает «права каждого государства, которое регулирует и контролирует деятельность транснациональных корпораций в пределах своей национальной юрисдикции и принимает меры для обеспечения такой деятельности». не противоречат его законам, положениям и правилам и не соответствуют его экономической и социальной политике . Транснациональная корпорация не должна вмешиваться во внутренние дела принимающих стран.
Органы ООН (в частности, ЭКОСОС), а также другие международные органы и организации систематически работают над вопросами, связанными с ТНК, что в некоторых случаях заканчивается разработкой соответствующих актов (кодексов поведения для ТНК) и других правил (большинство рекомендации). К ним относятся Руководящие принципы для многонациональных предприятий, утвержденные Организацией экономического сотрудничества и развития (1976 год) и др.
Подобное имеет место и на региональном уровне, примером чего служит Единый инвестиционный кодекс, созданный в рамках Андского пакта. Значительное внимание уделяется вопросам деятельности ТНК и в Европейском Союзе. Комиссия Европейских сообществ не раз принимала акты, в которых деятельность ТНК, например американского происхождения, квалифицирована как противоречащая принципам свободной конкуренции и злоупотребляющая своим доминирующим положением в такой степени, что это может нанести ущерб торговле между странами.
Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы.
Объектом исследования настоящей работы являются история развития и дефиниция понятия правосубъектности транснациональных корпораций, установление национальной принадлежности, изучение междунродных механизмов регулирования отношений, связанных с деятельностью ТНК.
В предмет исследования входят нормы международного права, английского права, российского права, американского права и иного иностранного права, судебная практика, а также научные работы по настоящей теме.
Целью написания данной дипломной работы является изучение вопроса правосубъектности транснациональных корпораций.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
A) изучение причин возникновения международных копораций;
Б) анализ отличительных признаков международных корпорации;
B) изучение роли ТНК в мирохозяйственных связях;
Г) определение национальности ТНК;
Д) исследование особенностей регулирования деятельности ТНК;
Е) поиск путей дальнейшего развития ТНК.
Эта проблема, на мой взгляд, теоретически не до конца изучена в российской литературе. Широкий круг теоретических и методологических вопросов стратегий интернационализации глубоко изучен в работах зарубежных ученых. Однако многие аспекты современных стратегий интернационализации компаний остаются изученными недостаточно.
Таким образом, недостаточная теоретическая проработанность и практическая значимость рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора данной темы дипломного исследования.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы - диалектический, системный подход, анализ, дедукция, сравнительный, так и частнонаучные правовые методы: нормативно-логический, сравнительноправовой, формально-юридический, историко-правовой и другие. По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы в виде: нормативных актов, специальной литературы и судебной и иной правоприменительной практики.
В последнее время внимание многочисленных исследователей привлекла проблема глобализации, а вместе с ней и транснациональные корпорации как один из важнейших участников этого процесса. Одним из основных вопросов исследования является вопрос появления ТНК как активного субъекта мировой политики. Изменение роли ТНК на международной арене заставляет задуматься о будущем государства, некоторые функции которого уже были переданы или, возможно, впоследствии будут переданы под ответственность транснациональных корпораций.
С момента появления ТНК в конце 19 века их деятельность претерпела значительные преобразования. Первые ТНК были связаны с разработкой сырья бывших колоний. Затем появились тресты, ориентированные на производство военнотехнической продукции. В 1960-х годах ТНК начали активно использовать достижения научно-технической революции в своей деятельности, а в последующие два десятилетия они объединили элементы отечественного и зарубежного производства, преобразовав механизмы воспроизводственного процесса в общие стандарты и принципы для заинтересованные страны. С началом 80-х годов появляются глобальные ТНК современного типа. Они характеризуются глобальным видением рынков и реализацией конкуренции в глобальном масштабе. Они координируют деятельность своих филиалов на основе новых информационных технологий, объединяя филиалы, фабрики и совместные предприятия в единую международную сеть управления, которая, в свою очередь, интегрируется с другими сетями ТНК, которые оказывают экономическое и политическое влияние на эти государства, в которых ТНК работают.
Что позволило ТНК выйти на мировой уровень управления экономикой всего за несколько десятилетий? Решающим фактором стала информационная революция (ИР) - качественно новый этап научно-технической революции, начавшейся в середине 70-х годов. Информационная революция многократно умножила процессы интернационализации и глобализации, в результате чего для передачи информации потребовалось гораздо меньше времени и ресурсов, и поэтому процесс взаимодействия между несколькими субъектами, удаленными друг от друга в пространстве, ускорился.
Сегодня в мире насчитывается более 45 000 ТНК, а число их иностранных филиалов превышает 276 000. Транснациональный капитал контролирует до 1/2 мирового промышленного производства, 65% внешней торговли, 4/5 патентов и лицензий на готовое оборудование, технологии и ноу-хау.
Ядром этой системы является около 500 ТНК, которые обладают огромной экономической мощью. ТНК - это крупные бюрократические корпорации, которые преодолевают риски внутри корпоративной структуры, контролируют огромные денежные потоки, выступают в качестве подрядчиков на государственном уровне, привлекают технологии мирового уровня, а также владеют большим количеством секретной информации.
Все эти факты заставляют задуматься о роли и месте транснациональных корпораций в современном мире. Перешагнув национальные границы, транснациональный капитал создал новую систему международных отношений, в которой значительную, если не определяющую роль стали играть надгосударственные образования, в первую очередь, сами ТНК.
Относительно того, какие силы в будущем будут определять глобальный политический процесс, мнения экспертов расходятся. Некоторые, такие как, например, директор Института проблем глобализации М. Делягин, считают, что «мировая политика вскоре перестанет существовать на уровне отдельных государств, перейдя, с одной стороны, на наднациональный уровень глобальные группы капитала и технологий, а с другой стороны - на внутреннем уровне политической жизни одной страны, которая контролирует основную часть этих капиталов и технологий. Чтобы защитить свою точку зрения, автор приводит результаты анализа деятельности ТНК в Соединенных Штатах, где концентрация различных ТНК максимальна. Соединенные Штаты используют ТНК для эффективной реализации своих национальных интересов за пределами своей территории. Но, с другой стороны, сами эти интересы развиваются государством под сильнейшим влиянием ТНК и выражают, прежде всего, свои собственные интересы. Таким образом, важнейшая часть функций государства, такая как выработка национальных целей и приоритетов в международной экономической и политической деятельности, находится под сильнейшим влиянием транснационального капитала.
Но есть и другая точка зрения. Например, Мартин Вольф, заместитель главного редактора и глава экономического отдела Financial Times, видит будущее государства не в таком печальном свете. По его словам, глобализация - это не судьба, а сознательный выбор. Правительство каждого государства принимает решение о степени его международной экономической интеграции, используя различные законодательные, таможенные и налоговые инструменты давления. В будущем, по словам М. Вольфа, национальные государства не потеряют своей роли и влияния, сохраняя свое значение в меняющемся мире.
Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что в современном мире ТНК в силу своей финансовой мощи стали объективным явлением экономической и политической жизни. Влияние транснационального капитала в той или иной степени проявляется во всех сферах жизни общества, предвещая даже определенный тип культурных стереотипов. Однако вопрос о перераспределении полномочий между ТНК и национальным государством остается открытым. Можно только с уверенностью предположить, что в дальнейшем столкновении их интересы будут принимать различные формы: образ жизни против качества жизни, рынки против контроля, регулирование против свободного развития, экономическое использование против сбережений, зависимость против независимости, сотрудничество против конкуренции между странами, безопасность и экономический рост против экологии.
На карту будут поставлены большие деньги, равно как и политическое положение и власть не только внутри наций, но и на международной арене.
1. Венская Конвенция о праве международных договоров. Вена, 23 мая 1969
2. Устав ООН. // Официальное издание ООН. - Нью-Йорк, 1998
3. Хартия экономических прав и обязанностей государств" (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
4. Хартия экономических прав и обязанностей государств.Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая с комментариями / под ред. М.И. Брагинского, В.В. Витрянского. М., 1995
6. Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.)
7. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ
8. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 14.10.2014 N 305-ФЗ
9. Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий. [Электронный документ] / ОЭСР, 2014. URL: http://www.oecd.org/daf/inv/mne/RBC-Matters-Russian.pdf
Использованная литература
10.. Правовые основы бизнеса. наука и практика/ Мохоров Д.А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Макаревич М.Л., Доровская Ю.В.// Монография / Санкт-Петербург, 2015.
11. Механик А. Кто станет транснациональной корпорацией. Журнал Expert Online, 2016, URL: http://expert.ru/2016/12/1/konkurs-buduschih-chempi- onov/
12. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 752 с.
13. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. — М., 2003 — с. 78;
14. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: учебник, под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008 — с. 48;
15. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика транснациональной компании: Учеб. пособие для вузов — М.: Высш. шк., 2005 — с. 24;
16. Вознесенская Н.Н. Юридические лица в международном частном праве России и ЕС // "Известия вузов. Правоведение", 2009, N 3
17. Дмитриева Г. К. Международное частное право: действующие
нормативные акты / Г.К. Дмитриева, М.В. Филимоно-ва. - М.: Юрайт, 1999.- 321с.
18. Щеглов С.С. Определение понятия транснациональной корпорации и предпосылки возникновения ТНК // "Юрист", 2008, N 3
19. Куликов Р.А. К вопросу взаимодействия ТНК и принимающего государства // "Адвокатская практика", 2014, N 6
20. Манукян М. А. Правосубъектность транснациональных корпораций (ТНК) в международном частном праве // Акту-альные проблемы российского права. 2008. №4.
21. Боровикова Л.В., Сидорова Т.Ю. Некоторые проблемы определения государственной принадлежности транснацио-нальных корпораций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.
2017. №1 (19).
22. Тарасова Л.Н. Проблемы правомерности признания за транснациональными корпорациями международной правосубъектности // Вестник МФЮА. 2013. №3.
23. Евсюков Антон Александрович Формы и методы вмешательства транснациональных корпораций в деятельность межправительственных организаций // Социально-политические науки. 2016. №4.
24. Нормотворческая деятельность в области международных инвестиций: существующее положение, проблемы и перспективы. Серия документов ЮНКТАД по международной инвестиционной политике в интересах развития. / ООН, Женева, 2008. 120 с
25. Малиновская И.Г. Транснациональные корпорации и международноправовое регулирование их деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28609 (дата обращения: 24.05.2016).
26. Шевцова О.И. Правовая природа транснациональных корпораций// Журнал международного права и международных отношений. 2008. №
4. с. 7-15
27. Мельников Е.А. Институциональные факторы развития транснациональных корпораций в СНГ. Автореф. . канд. эконом. наук. М.: ГУУ, 2015.
28.Осминин Б.И. Международно-правовая регламентация деятельности транснациональных корпораций // Известия вузов. Правоведение. 1982. N 4. С. 268 - 269.
29. Лысенко Д.Л. Проблема правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты. Дисс. канд. наук. / Москва, 2003.
30. Тюрина Н.Е. Международный правопорядок. Современные проекты совершенствования и преобразования. Казань: Из-во КазанскогоУн-та, 1991. 92 с. - С. 33.
31. Фельдман П.Я. Международный лоббизм в условиях глобальной дестабилизации // Международные отношения. - 2015. - № 3. - С. 336-340. DOI: 10.7256/2305-560X.2015.3.14322
32. Манойло А.В. Политические конфликты в международных отношениях и мировой политике. //Мир и Политика. 2013. №2. С. 71-82.
33. Шимаи М. Государство и транснациональные компании. [Электронный документ] / URL: http://vasilievaa.narod.ru/10_4_99.html
34. Ашавский, Б. М. Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных организаций / Б. М. Ашавский. // Международное право: учебник; отв. ред. С.А. Егоров. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2014. - Р.15.11.
35. Римское право, Учебник и практикум, Вологдин А.А., 2015.
36. Луцкая Е. Е. 2001. 02. 026. Сонькин Н. Б. Корпорации: теоретические и прикладные проблемы. М. , 1999. 393 с
37. Богуславский, М. М. Международное частное право: учеб. для вузов по специальности «Юриспруденция». 5-е изд. М.: Юристъ, 2004.
38. Градобитова, Л. Д. Транснациональные корпорации в международных экономических отношениях: учеб. пособие / Л. Д. Градобитова, Т. М. Исаченко. М.: Анкил, 2002.
39. Лунц