Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сфера межличностных взаимоотношений как объект символического потребления в условиях общества конссьюмеризма

Работа №31433

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Раздел 1. Концептуальные основы социологического исследования социальных последствий развития общества консьюмеризма
Раздел 2. Межличностные отношения как объект символического
Раздел 3. Специфика современной сферы межличностных отношений в оценке молодежи Татарстана (по материалам социологического исследования)
Список использованных источников и литературы
Приложение

Актуальность темы дипломной работы. Развитие современного общества имеет две ярко выраженные тенденции: формирование единого мирового экономического и информационного пространства, получившее название «глобализация» и формирование так называемого общества потребления или консьюмеризма. Благодаря современным технологиям такое явление распространяется довольно быстро. Ориентация на потребление становится основной формой экономических отношений в новом глобализирующемся обществе, что в последующем ориентировано удовлетворять потребности каждого отдельного индивида. Сущностной чертой современной глобализации является само производство потребностей. Людям все больше навязывают покупать те или иные товары, в которых по факту у них нет необходимости, но общество потребления выстроено таким образом, что приобретение материальных объектов является единственным способом удовлетворить свои потребности, и впоследствии почувствовать себя счастливым. Потребление становится не только материальной практикой, но в большей степени символической, так как теряется связь с вещами как с объектами потребления и человек начинает потреблять знаки и символы. Потребление предстает как процесс производства и интерпретации знаков . Модернизация общества по существу оказывается процессом его овеществления. Термин «овеществление» со времен К. Маркса используется для обозначения того, что отношения между людьми принимают форму отношений между вещами. Активное развитие потребительского поведения в отношении товаров и услуг ведет к превращению отношений между людьми в отношения между вещами: люди строят свои отношения с себе подобными в зависимости от того, чем они располагают. При этом в один ряд с материальными объектами становятся неотъемлемые свойства человека: красота, искусность, ум и пр.
Материальные атрибуты и личностные характеристики человека выступают в обществе консьюмеризма объектами символического потребления. Чтобы снять вопросы по поводу символического потребления, надо здесь, в актуальности, сослаться на Бодрийяра и дать понятие символического потребления применительно к вашей теме.
Проблема исследования. Изменение места и роли потребителя в экономической системе трансформирует её таким образом, что она тесно переплетается с культурой потребления, которая превращается в материальную экономическую силу. С одной стороны, экономическая система всё больше интегрирует в себя механизмы культуры, с другой - сфера культуры в существенной мере превращается в отрасль рыночного производства. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно вынуждено в процессе своего социального становления участвовать в выработке новых ценностей, и делает это зачастую под влиянием СМИ, рекламы, социальных сетей.
В условиях становления общества консьюмеризма происходит изменение ценностных установок современной молодежи: у людей возникает желание обладать большими материальными благами, чем необходимо для удовлетворения своих нужд. Объектом потребления становятся и межличностные отношения, когда молодые люди строят отношения с теми, от кого можно получить наибольшую выгоду: браки «по расчету», дружба для «связей», коллеги по работе как возможность «подняться по служебной лестнице». Такие тенденции способствуют упадку моральных ценностей в обществе, снижению роли института семьи, что в последующем может отразиться и на демографической ситуации, искажение традиционной системы социальных связей впоследствии может привести к обесцениванию человека как личности. На сегодняшний день символическое потребление во взаимоотношениях между людьми эмпирически социологами изучено не достаточно, но на практике распространено в обществе. В связи с чем, возникает необходимость подробнее изучить данную проблематику для построения картины в полном объеме, что позволит оценить масштаб происходящего и сделать прогнозы на будущее.
Жизненные ценности сегодняшней молодежи определяют дальнейшее будущее, то, каким будет наше общество «завтра». Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. А в чем сама проблема то состоит, вы так и не указали
Степень научной разработанности темы. Проблема «общества потребления» рассматривается представителями франкфуртской школы: Г. Маркузе, Э. Фромм, Т. Адорно. Характеризуя современное «позднекапиталистичекое общество», Г. Маркузе утверждает, что оно формирует у личности «одномерную структуру влечений» , в современных условиях способность к социальной критике переходит к тем, кто еще не устоялся (школьники, студенты, маргинальные слои общества, аутсайдеры и пр.). Э. Фромм ввел понятие «массовый человек». Тот, который приносит в жертву собственную личность и возможности ее развития и подстраивается под определенные идеологически откорректированные правила социального существования и поведения. Затем на эту тему рассуждали известные мыслители, как Г. Дебор, Ж. Бодрийяр. Бодрийяр очень много внимания уделял обществу потребления, которое считал обществом самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющего смысл структурного закона выживания современного мира . З. Бауман характеризует общество консьюмеризма обществом ускоренного производства отношений, когда люди оценивают друг друга по внешним атрибутам и, исходя из этого, принимают решение о дальнейшем общении. Эмпирически в изучение общества консьюмеризма свой вклад внесли А. Н. Уайтхед, Д. Рисмен, Д. Де Грааф, Д. Ванн, Т. Х. Нэйлор. на этих авторов тоже надо ссылку Отечественный социолог В.И. Ильин считает общество потребления тенденцией, которая в разных странах проявляется в той или иной мере. и здесь тоже
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическая основа: структурный функционализм - рассмотрение общества как системы - внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой вносят вклад в ее поддержание. Методологическая основа: синтез качественной и количественной стратегий исследования.
Основные исследовательские вопросы: каковы ценностные ориентации молодежи в межличностных отношениях? Насколько распространено символическое потребление межличностных отношений среди молодежи?
Объект исследования - сфера межличностных отношений в условиях общества консьюмеризма.
Предмет исследования - степень распространенности символического потребления в сфере межличностных отношений современной молодежи.
Цель исследования - выявить специфику межличностных отношений как объекта символического потребления среди молодежи (на примере молодежи Татарстана).
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «общество потребления» у западных и отечественных социологов.
2. Охарактеризовать основные положения трудов западных и отечественных социологов о специфике межличностных отношений в условиях общества потребления
3. Определить содержание и сущность понятия «потребительские отношения» на основе подходов научных исследователей.
4. Выделить основные тенденции в сфере потребительского поведения в межличностных отношениях на основе исследований отечественных социологов.
5. Изучить ценностные установки молодежи в сфере межличностных отношений и их мнение о потребительском поведении во взаимоотношениях с другими людьми в сферах любви, дружбы, труда.
Эмпирическая база дипломной работы включает в себя:
- материалы массового опроса, когда проведен, кем, сколько опрошено - все нужно указать;
- материалы глубинного интервью; и в этих пунктах аналогично
- контент-анализ социальной сети.
Структура работы. Дипломная работа состоит из трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
В первом разделе «Концептуальные основы социологического исследования общества консьюмеризма» рассматривается содержание понятия «общество потребления», подходы западных и отечественных ученых.
Во втором разделе «Межличностные отношения как объект символического потребления» рассматривается понятие потребительского поведения в межличностных отношениях в работах научных исследователей, проводится вторичное исследование работ отечественных социологов.
В третьем разделе «Специфика межличностных отношений молодежи Татарстана» описываются полученные в ходе опроса результаты.
В заключении обобщаются результаты, полученные в ходе работы, приводятся основные выводы.
В приложении приведена программа исследования, анкета, гайд, транкрипт интервью.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004, 188 С.
2. Бауман З. Текучая современность; пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. - Спб.: Питер, 2008. -240 С.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 С.
4. Валяева О. Плодоносящая. О женской зрелости. - М.: Валяевы и К., 2016. -857 С.
5. Грааф Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру; пер. с англ. Н. Макаровой. - М.: Ультра. Культура, 2005. 375 С.
6. Дебор Г. Общество спектакля; пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. — М.: Логос, 2000. — 224 С.
7. Иванов Д.В. Виртуализация общества. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/ivanov virtual/ 01.ph p (дата обращения: 25.05.2018).
8. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и
российская реальность. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/945/013/1220/2005_n2_p3-40.pdf (дата обращения: 31.01.2018).
9. Латыпова З.И. Изменение ценностей человека в условиях
становления общества потребления. URL:
http://www.vestnik.vegu.ru/upload/DocLib/160-
165 %D0%9B%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8B%D0%BF%D0%BE%D 0%B2%D0%B0.pdf (дата обращения: 30.01.2018).
10. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества; пер. с англ. А. Юдина. - М.: Ермак, Neoclassic, АСТ, 2003. - 526 С.
11. Соловьев А.В. Культура информационного общества: учебное пособие - М.: Директ-Медиа, 2013. - 276 С.
12. Стоян А. А. Феномен «массового человека» как закономерный этап формирования «общества потребления» // Новые идеи в философии: материалы II Междунар. науч. конф. - Казань: Бук,2016. — 44 С.
13. Терещенков Л. URL:
http: //www.intelro s .ru/readroom/laboratorium/l 1-2012/14820- druzhba-ocherki-po-teorii-praktik-sbornik-statey-nauch-red-ov- harhordin-spb-izdatelstvo-euspb-2009.html (дата обращения:
1.04.2018) .
14. Фромм Э. Бегство от свободы; пер. с англ. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1990. - 256 С.
15. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: «АСТ», 2000. URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe2.txt with-big- pictures.html#toc125 (дата обращения: 1.03.2018).
16. Фуркин Б.А. Символическое потребление и человек в
информационном обществе. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/simvolicheskoe-potreblenie-i- chelovek-v-informatsionnom-obschestve (дата обращения:25.05.2018) .
17. Шелковая Н.В. Духовность в условиях освенцима. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnost-v-usloviyah-osventsima (дата обращения: 29.01.2018).
18. «Война невест»: между потреблением и переживанием. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/voyna-nevest-mezhdu-potrebleniem-i- perezhivaniem (дата обращения: 1.04.2018).
19. Женщины оценивают мужчину по его авто URL: https://m.transport.161.ru/text/auto/849615.html (дата обращения:1.04.2018) .
20. Красивая, добрая, умная: женщина-мечта для российского
мужчины. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1140
(дата обращения: 7.05.2018).
21. Консьюмеризм. URL:
http://bumerang.economic.ispu.ru/courses/course114/Консьюмеризм. pdf (дата обращения: 25.02.2018).
22. Механизмы социального управления в глобальном
потребительском обществе. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sotsialnogo-upravleniya-v- globalnom-potrebitelskom-obschestve#ixzz4e9clHqwf (дата
обращения: 13.05.2018).
23.Общество потребления (Бодрийяр). URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Общество_потребления_(Бодрийяр) (дата обращения: 13.05.2018).
24. Потребительская ориентация на «обладание» - угроза
идентичности человека. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/potrebitelskaya-orientatsiya-na-
obladanie-ugroza-identichnosti-cheloveka (дата обращения:
1.04.2018) .
25. Россияне стали меньше ценить порядочность. URL: https://www.levada.ru/2018/03/29/rossiyane-stali-menshe-tsenit- poryadochnost/ (дата обращения: 1.04.2018).
26. Самые ценные мужские качества: глазами россиянок. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1179 (дата обращения:
7.05.2018) .
27.Человек в контексте становления новых социальных отношений. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/chelovek-v-kontekste-
stanovleniya-novyh-sotsialnyh-otnosheniy (дата обращения:
1.04.2018) .

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ