ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА СОВЕТСКОГО ШКОЛЬНИКА НА СТРАНИЦАХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (1950-е гг.)
|
Введение 3
Глава 1. Детская периодическая печать в СССР 10
1.1. Общая характеристика детских журналов 10
1.2. Журналы «Пионер» и «Костер» как исторический источник по
формированию внешнеполитической картины мира советского школьника 22
Глава 2. СССР в системе международных отношений на страницах детских журналов 33
2.1. СССР, США и страны Европы 33
2.2. Отношения со странами Азии и Африки 48
Заключение 59
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Детская периодическая печать в СССР 10
1.1. Общая характеристика детских журналов 10
1.2. Журналы «Пионер» и «Костер» как исторический источник по
формированию внешнеполитической картины мира советского школьника 22
Глава 2. СССР в системе международных отношений на страницах детских журналов 33
2.1. СССР, США и страны Европы 33
2.2. Отношения со странами Азии и Африки 48
Заключение 59
Список использованных источников и литературы
Политическая картина мира - один из типов отображения действительности, который описывает определенный ее срез - политическую реальность.
Политическая картина мира - это подвижная система образов и представлений о власти и политике, ее структуре, механизмах и конфигурации в окружающей действительности, отражающая политический мир. Политическая картина мира является результатом интериоризации политического мира как части жизненного мира в индивидуальном и коллективном сознании.
Актуальность. Периодической печати как носителя идеологии и пропаганды в Советском Союзе всегда отводилось особое место. В первую очередь, она работала на государство, просвещая граждан, и воспитывая их в коммунистическом духе. То же самое касалось и подрастающего советского поколения. Освещение таких тем как, война, международные конгрессы, мирные соглашения, проводилось со своей спецификой. Детям на доступном им языке объяснялось, какое государство является врагом или другом СССР. В современной же печати отсутствует жесткая цензура, идеологическое давление. И все это приводит к тому, что школьники получают информацию о происходящем в мировой политике с разных источников и с разным контекстом. Следовательно, минимизация государственного давления и политических тем, а самое главное, уменьшение количества детской периодики делают данный вопрос ещё более актуальным.
Объект - детская периодическая печать как инструмент в формировании политической картины мира у советского школьника.
Предмет - политическая картина мира на страницах детских журналов в 1950-е гг.
Цель - исследовать формирование внешнеполитической картины мира советского школьника на страницах детских журналов (1950-е гг.).
Задачи:
1. Охарактеризовать детские журналы как исторические источники по формированию внешнеполитической картины мира советского школьника.
2. Изучить формирование политической картины Азии и Африки в 1950-е гг. у советского школьника на страницах детских журналов.
3. Рассмотреть формирование политической картины Европы в 1950-е гг. у советского школьника на страницах детских журналов.
Хронологические рамки работы - 1950-е годы. Исследуемый период характеризуется разгаром холодной войны, созданием военно-политических блоков. Противоборство СССР и США набирает новые обороты. В самом же СССР в 1953 году после смерти Сталин происходит смена власти. И происходят значительные события, повлиявшие на внешнеполитический курс страны.
Источниковая база представляет собой статьи из журналов «Пионер» и «Костёр», стихотворения, иллюстрации, которые отражают политическую картину мира.
Пионер - ежемесячный литературно-художественный и общественнополитический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина для пионеров и школьников. Основан в 1924 году, выходит в Москве. Первый номер вышел 15 марта 1924 года и был посвящён В. И. Ленину. В издании печатались произведения знаменитых советских, иностранных писателей, а также самих пионеров. В этом журнале было много рубрик - загадки, детективы, научнопознавательные статьи, конкурсы, головоломки. В разное время в журнале печатались произведения таких писателей как А. П. Гайдар, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль, К. Г. Паустовский, Г. А. Боровик. Из иностранных авторов стоит отметить деятеля испанского и международного коммунистического движения Д. Ибаррури, итальянского писателя для детей Дж. Родари, индийского писателя К. Чандра и др.
Главными редакторами журнала в разные годы были Б. А. Ивантер, П.К. Шари, Н.В. Ильина, С.А. Фурин, А.С. Мороз.
В 1950-е годы главным редактором журнала являлась Ильина Наталья Владимировна , которая в общей сложности занимала этот пост в течение 30 лет, с 1941 по 1971 гг.
«Костёр» — всесоюзный ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников 9-14 лет. Издается с июля 1936 года в г. Ленинграде. Журнал предназначен для учащихся начальной и средней школы. В журнале публикуются литературные произведения, познавательные статьи, в том числе по истории города, очерки по искусству, юмористические материалы, письма читателей, проводятся викторины и конкурсы читателями. Также как и в «Пионере», в журнале «Костер» печатались произведения и советских, и иностранных писателей. Например, Л. В. Успенский, К. Г. Паустовский, Е. И. Чарушин, М. М. Зощенко, Л. Пантелеев, В. В. Голявкин, а также Дж. Родари, А. Линдгрен и др. В 1947 г. журнал был закрыт. Возобновлен в июле 1956 г. Главным редактором в 1956-1957 гг. был Н.Ф. Григорьев . После него главным редактором стала Нина Сергеевна Косырева (1958-1959 гг.), оргсекретарь Ленинградского Союза писателей. После нее редакторами журнала в разное время были: Н. Косаев, В. Торопыгин, С. Сахарнов. Святослав Сахарнов.
В исследуемый период было выпущено 42 номера журнала «Костёр» и 120 номеров журнала «Пионер». Было просмотрено более 100 статей, других произведений и иллюстративного материала.
Наиболее ценными явились те, которые непосредственно освещают политические темы и передают политическую картину определенной страны и региона (США, Европа, Азия). И соответственно на основе такого материала формировалась политическая картина мира советского школьника.
Вторая группа источников представляет собой документы советского правительства и коммунистической партии - КПСС. В этих документах показаны задачи, принципы внешней политики Советского Союза, ее направления. От поставленного правительством курса во внешней политике будет зависеть и формирование картины мира у подрастающего поколения.
Здесь подробную информацию предоставляют отчетные доклады Г. М. Маленкова , Н. С. Хрущева на съездах КПСС. Также внешнеполитические задачи поставлены в «Главных задачах семилетнего плана развития народного хозяйства» , где отдельно выделены направления внешней политики СССР. Особый интерес представляет речь Сталина на XIX съезде партии, в которой он указывает на основные принципы внешнеполитического курса государства.
Историография представлена работами советских и российских ученых и историков.
Первая группа работ посвящена теоретической основе работы. Труды И. В. Самаркиной «Политическая картина мира: опыт концептуализации и интерпретации» , З. Д.Поповой, И. А. Стернина «Язык и национальная картина мира» помогают разобраться в сущности политической картины мира, о ее структуре, функциях, инструментах и т.д.
Вторая группа трудов посвящена детской периодической печати в СССР. Здесь особый интерес вызывают работы И. В. Кузнецова "История отечественной журналистики (1917 - 2000)" , А.И. Алаторцевой "Советская историческая периодика 1917 - середина 1930-х гг" . В них представлено становление всей советской периодической печати. Также советской печати посвящены труды Р. П. Овсепян История новейшей отечественной журналистики" , М. М. Козлова "История отечественных средств массовой информации".
Монографии М. И. Алексеевой "Советские детские журналы 20-х годов" , М. И. Холмова "Становление советской журналистики" рассказывают нам конкретно о детской периодической печати в СССР. Они дают подробную информацию о том, какие журналы, газеты выпускались в Советском союзе для детей. Также о детской периодической печати пишет Л.Н. Колесова. В своей работе "Детские журналы Советской России 1917-1977" автор обращает внимание на то, как функционировали журналы, дает их классификацию по разным признакам.
Третья группа представляет собой статьи, посвященные непосредственно содержательной стороне журналов
Статьи О. С. Сапанжи «Образы Индии в советской повседневной культуре 1950-1960-х гг.» , А. В. Сароглиди «Формирование Советского мировоззрения молодежи с помощью местной печати в 1920-1930 гг. (на примере Донской области)» , Г. Л. Капустиной «Детская периодика: исторический, функционально-типологический и содержательные аспекты» , Н. Мороз «Странички из истории пионерской печати» Журналист. - 1998. - № 5. - С. 60 - 71., Е. А. Ефимовой «Московский городской Дом пионеров, московская пионерия и VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957)» предоставляют важную информацию о том, что и как писали в журналах. Статьи А.А Сальниковой, К.А. Корнюшкиной «Мы ребята молодцы, пионеры-ленинцы!» , К. Келли «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда (авторизированный пер. с англ. Я. Токаревой) рассказывает нам о воспитании советского подрастающего поколения, а одним из инструментов воспитания являлась детская периодическая печать.
Методологическая основа исследования. При работе были использованы следующие методы исследования. Во-первых, это описательный метод, который в большинстве случаев применялся при работе с иллюстрациями. Но также и при работе со статьями для более полного осмысления их содержания. Сравнительно-исторический метод позволил выявить особенности произведений, статей, печатавшихся в журналах в разное время. Сам исследуемый промежуток времени можно разделить на два периода: 1950-1953 и 1953-1959, где происходит смена власти и кардинально меняется политика государства.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы и источников.
Первая глава посвящена описанию детской периодики, журналов «Пионер» и «Костер».
Вторая глава посвящена анализу статей журналов на предмет их содержания.
Политическая картина мира - это подвижная система образов и представлений о власти и политике, ее структуре, механизмах и конфигурации в окружающей действительности, отражающая политический мир. Политическая картина мира является результатом интериоризации политического мира как части жизненного мира в индивидуальном и коллективном сознании.
Актуальность. Периодической печати как носителя идеологии и пропаганды в Советском Союзе всегда отводилось особое место. В первую очередь, она работала на государство, просвещая граждан, и воспитывая их в коммунистическом духе. То же самое касалось и подрастающего советского поколения. Освещение таких тем как, война, международные конгрессы, мирные соглашения, проводилось со своей спецификой. Детям на доступном им языке объяснялось, какое государство является врагом или другом СССР. В современной же печати отсутствует жесткая цензура, идеологическое давление. И все это приводит к тому, что школьники получают информацию о происходящем в мировой политике с разных источников и с разным контекстом. Следовательно, минимизация государственного давления и политических тем, а самое главное, уменьшение количества детской периодики делают данный вопрос ещё более актуальным.
Объект - детская периодическая печать как инструмент в формировании политической картины мира у советского школьника.
Предмет - политическая картина мира на страницах детских журналов в 1950-е гг.
Цель - исследовать формирование внешнеполитической картины мира советского школьника на страницах детских журналов (1950-е гг.).
Задачи:
1. Охарактеризовать детские журналы как исторические источники по формированию внешнеполитической картины мира советского школьника.
2. Изучить формирование политической картины Азии и Африки в 1950-е гг. у советского школьника на страницах детских журналов.
3. Рассмотреть формирование политической картины Европы в 1950-е гг. у советского школьника на страницах детских журналов.
Хронологические рамки работы - 1950-е годы. Исследуемый период характеризуется разгаром холодной войны, созданием военно-политических блоков. Противоборство СССР и США набирает новые обороты. В самом же СССР в 1953 году после смерти Сталин происходит смена власти. И происходят значительные события, повлиявшие на внешнеполитический курс страны.
Источниковая база представляет собой статьи из журналов «Пионер» и «Костёр», стихотворения, иллюстрации, которые отражают политическую картину мира.
Пионер - ежемесячный литературно-художественный и общественнополитический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина для пионеров и школьников. Основан в 1924 году, выходит в Москве. Первый номер вышел 15 марта 1924 года и был посвящён В. И. Ленину. В издании печатались произведения знаменитых советских, иностранных писателей, а также самих пионеров. В этом журнале было много рубрик - загадки, детективы, научнопознавательные статьи, конкурсы, головоломки. В разное время в журнале печатались произведения таких писателей как А. П. Гайдар, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль, К. Г. Паустовский, Г. А. Боровик. Из иностранных авторов стоит отметить деятеля испанского и международного коммунистического движения Д. Ибаррури, итальянского писателя для детей Дж. Родари, индийского писателя К. Чандра и др.
Главными редакторами журнала в разные годы были Б. А. Ивантер, П.К. Шари, Н.В. Ильина, С.А. Фурин, А.С. Мороз.
В 1950-е годы главным редактором журнала являлась Ильина Наталья Владимировна , которая в общей сложности занимала этот пост в течение 30 лет, с 1941 по 1971 гг.
«Костёр» — всесоюзный ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников 9-14 лет. Издается с июля 1936 года в г. Ленинграде. Журнал предназначен для учащихся начальной и средней школы. В журнале публикуются литературные произведения, познавательные статьи, в том числе по истории города, очерки по искусству, юмористические материалы, письма читателей, проводятся викторины и конкурсы читателями. Также как и в «Пионере», в журнале «Костер» печатались произведения и советских, и иностранных писателей. Например, Л. В. Успенский, К. Г. Паустовский, Е. И. Чарушин, М. М. Зощенко, Л. Пантелеев, В. В. Голявкин, а также Дж. Родари, А. Линдгрен и др. В 1947 г. журнал был закрыт. Возобновлен в июле 1956 г. Главным редактором в 1956-1957 гг. был Н.Ф. Григорьев . После него главным редактором стала Нина Сергеевна Косырева (1958-1959 гг.), оргсекретарь Ленинградского Союза писателей. После нее редакторами журнала в разное время были: Н. Косаев, В. Торопыгин, С. Сахарнов. Святослав Сахарнов.
В исследуемый период было выпущено 42 номера журнала «Костёр» и 120 номеров журнала «Пионер». Было просмотрено более 100 статей, других произведений и иллюстративного материала.
Наиболее ценными явились те, которые непосредственно освещают политические темы и передают политическую картину определенной страны и региона (США, Европа, Азия). И соответственно на основе такого материала формировалась политическая картина мира советского школьника.
Вторая группа источников представляет собой документы советского правительства и коммунистической партии - КПСС. В этих документах показаны задачи, принципы внешней политики Советского Союза, ее направления. От поставленного правительством курса во внешней политике будет зависеть и формирование картины мира у подрастающего поколения.
Здесь подробную информацию предоставляют отчетные доклады Г. М. Маленкова , Н. С. Хрущева на съездах КПСС. Также внешнеполитические задачи поставлены в «Главных задачах семилетнего плана развития народного хозяйства» , где отдельно выделены направления внешней политики СССР. Особый интерес представляет речь Сталина на XIX съезде партии, в которой он указывает на основные принципы внешнеполитического курса государства.
Историография представлена работами советских и российских ученых и историков.
Первая группа работ посвящена теоретической основе работы. Труды И. В. Самаркиной «Политическая картина мира: опыт концептуализации и интерпретации» , З. Д.Поповой, И. А. Стернина «Язык и национальная картина мира» помогают разобраться в сущности политической картины мира, о ее структуре, функциях, инструментах и т.д.
Вторая группа трудов посвящена детской периодической печати в СССР. Здесь особый интерес вызывают работы И. В. Кузнецова "История отечественной журналистики (1917 - 2000)" , А.И. Алаторцевой "Советская историческая периодика 1917 - середина 1930-х гг" . В них представлено становление всей советской периодической печати. Также советской печати посвящены труды Р. П. Овсепян История новейшей отечественной журналистики" , М. М. Козлова "История отечественных средств массовой информации".
Монографии М. И. Алексеевой "Советские детские журналы 20-х годов" , М. И. Холмова "Становление советской журналистики" рассказывают нам конкретно о детской периодической печати в СССР. Они дают подробную информацию о том, какие журналы, газеты выпускались в Советском союзе для детей. Также о детской периодической печати пишет Л.Н. Колесова. В своей работе "Детские журналы Советской России 1917-1977" автор обращает внимание на то, как функционировали журналы, дает их классификацию по разным признакам.
Третья группа представляет собой статьи, посвященные непосредственно содержательной стороне журналов
Статьи О. С. Сапанжи «Образы Индии в советской повседневной культуре 1950-1960-х гг.» , А. В. Сароглиди «Формирование Советского мировоззрения молодежи с помощью местной печати в 1920-1930 гг. (на примере Донской области)» , Г. Л. Капустиной «Детская периодика: исторический, функционально-типологический и содержательные аспекты» , Н. Мороз «Странички из истории пионерской печати» Журналист. - 1998. - № 5. - С. 60 - 71., Е. А. Ефимовой «Московский городской Дом пионеров, московская пионерия и VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957)» предоставляют важную информацию о том, что и как писали в журналах. Статьи А.А Сальниковой, К.А. Корнюшкиной «Мы ребята молодцы, пионеры-ленинцы!» , К. Келли «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда (авторизированный пер. с англ. Я. Токаревой) рассказывает нам о воспитании советского подрастающего поколения, а одним из инструментов воспитания являлась детская периодическая печать.
Методологическая основа исследования. При работе были использованы следующие методы исследования. Во-первых, это описательный метод, который в большинстве случаев применялся при работе с иллюстрациями. Но также и при работе со статьями для более полного осмысления их содержания. Сравнительно-исторический метод позволил выявить особенности произведений, статей, печатавшихся в журналах в разное время. Сам исследуемый промежуток времени можно разделить на два периода: 1950-1953 и 1953-1959, где происходит смена власти и кардинально меняется политика государства.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы и источников.
Первая глава посвящена описанию детской периодики, журналов «Пионер» и «Костер».
Вторая глава посвящена анализу статей журналов на предмет их содержания.
Таким образом, на основе проделанной работы, мы пришли к такому выводу. Детская периодическая печать была сильным инструментом идеологического воспитания. Она носила не только развлекательный характер. Но в первую очередь, детская периодика выполняла образовательно-информативную функцию. Через журналы советское руководство формировало у школьников политическую картину на основе выработанной им курсом внешней политики. Такими журналами, как мы увидели, были и "Пионер" с "Костром".
Данные журналы доносили до советских школьников новости из мира политики. Авторы произведений на доступном для детей языке освещали важные внешнеполитичсекие процессы.
Журнал "Пионер" был более политизирован, чем "Костёр". Это объясняется наличием большего количества произведений политического характера в "Пионере". "Костер" же, в свою очередь, был больше ориентирован на обыденную жизнь, повседневность.
Начавшаяся холодная война привело к тому, что и в журналах было четкое разделение мира на две политические системы: социалистический во главе с СССР и капиталистический во главе с США. В странах Восточной Европы живется намного лучше, нежели на Западе. Там нет эксплуатации человека человеком, рабочие трудятся на благо общества, а пионеры активно помогают взрослым в строительстве социализма. Страны Западной Европы страдают от угнетения со стороны капиталистов, дети нормально не могут посещать школу, получать образование. Но и там есть очаги сопротивления, борцы за лучшую справедливость. Они верят, что когда-нибудь и их страна будет жить свободно, без угнетения, где все будут равны.
В странах Азии и Африки идет справедливая борьба за независимость. И СССР активно их поддерживает. Эти страны живут очень бедно, ведь их народ должен работать на иностранных капиталистов.
Но стоит и учесть то, что высокая политизированность и идеологизированность печати передавала не всю информацию. Как, например, отсутствие в журналах информации о вводе советских войск в Венгрию. А то и вовсе происходило искажение достоверной информации. То есть, журналы выполняли некий государственный заказ. Это, в свою очередь, формировало неполную объективную картину происходящего.
И на основе всего вышесказанного мы можем утверждать, что у школьников складывался некий образ оппонентов Советского Союза на международной арене в лице стран Западной Европы и США, и образ братских народов и союзников в лице стран Восточной Европы и большей части Азии.
Итак, советское руководство с помощью детских журналов активно работало над воспитанием подрастающего поколения. Журналы политически социализировали школьников, вводя их в мир политики через свои страницы.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что она может быть полезна при изучении внешней политики 50-х годов, а также детской периодической печати. Возможно также, работа станет полезной при работе в школе, так как современная детская периодика не так богата, как советская. А с помощью этой работы возможны актуализация, сравнение и опыт использования периодической печати как инструмента государства.
Данные журналы доносили до советских школьников новости из мира политики. Авторы произведений на доступном для детей языке освещали важные внешнеполитичсекие процессы.
Журнал "Пионер" был более политизирован, чем "Костёр". Это объясняется наличием большего количества произведений политического характера в "Пионере". "Костер" же, в свою очередь, был больше ориентирован на обыденную жизнь, повседневность.
Начавшаяся холодная война привело к тому, что и в журналах было четкое разделение мира на две политические системы: социалистический во главе с СССР и капиталистический во главе с США. В странах Восточной Европы живется намного лучше, нежели на Западе. Там нет эксплуатации человека человеком, рабочие трудятся на благо общества, а пионеры активно помогают взрослым в строительстве социализма. Страны Западной Европы страдают от угнетения со стороны капиталистов, дети нормально не могут посещать школу, получать образование. Но и там есть очаги сопротивления, борцы за лучшую справедливость. Они верят, что когда-нибудь и их страна будет жить свободно, без угнетения, где все будут равны.
В странах Азии и Африки идет справедливая борьба за независимость. И СССР активно их поддерживает. Эти страны живут очень бедно, ведь их народ должен работать на иностранных капиталистов.
Но стоит и учесть то, что высокая политизированность и идеологизированность печати передавала не всю информацию. Как, например, отсутствие в журналах информации о вводе советских войск в Венгрию. А то и вовсе происходило искажение достоверной информации. То есть, журналы выполняли некий государственный заказ. Это, в свою очередь, формировало неполную объективную картину происходящего.
И на основе всего вышесказанного мы можем утверждать, что у школьников складывался некий образ оппонентов Советского Союза на международной арене в лице стран Западной Европы и США, и образ братских народов и союзников в лице стран Восточной Европы и большей части Азии.
Итак, советское руководство с помощью детских журналов активно работало над воспитанием подрастающего поколения. Журналы политически социализировали школьников, вводя их в мир политики через свои страницы.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что она может быть полезна при изучении внешней политики 50-х годов, а также детской периодической печати. Возможно также, работа станет полезной при работе в школе, так как современная детская периодика не так богата, как советская. А с помощью этой работы возможны актуализация, сравнение и опыт использования периодической печати как инструмента государства.
Подобные работы
- Анализ общественно-политической жизни Синьцзяна: 2019-2020 гг. (по материалам газеты «Синьцзян жибао»)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - ЖУРНАЛ «ICОМ NEWS» КАК ИСТОЧНИК ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020



