ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития мыслительных операций у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений и изучения геометрического материала
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий
исследования 11
1.2. Характеристика возрастных особенностей детей старшего
дошкольного возраста 22
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Экспериментальные исследования комплекса заданий геометрического содержания для детей старшей группы
2.1. Методические аспекты изучения геометрического материала в старшей
группе ДОУ 48
2.2. Диагностика уровня сформированности мыслительных операций у детей
старшего дошкольного возраста 58
2.3. Описание формирующей стадии эксперимента процесса формирования и
развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста при изучении геометрического материала 67
2.4. Анализ результатов диагностики уровня развития мыслительных
операций у дошкольников в процессе изучения геометрического материала
на контрольном этапе 80
Выводы по 2 главе 85
Заключение 87
Список литературы 90
Приложения 97
Глава 1. Теоретические аспекты развития мыслительных операций у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений и изучения геометрического материала
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий
исследования 11
1.2. Характеристика возрастных особенностей детей старшего
дошкольного возраста 22
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Экспериментальные исследования комплекса заданий геометрического содержания для детей старшей группы
2.1. Методические аспекты изучения геометрического материала в старшей
группе ДОУ 48
2.2. Диагностика уровня сформированности мыслительных операций у детей
старшего дошкольного возраста 58
2.3. Описание формирующей стадии эксперимента процесса формирования и
развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста при изучении геометрического материала 67
2.4. Анализ результатов диагностики уровня развития мыслительных
операций у дошкольников в процессе изучения геометрического материала
на контрольном этапе 80
Выводы по 2 главе 85
Заключение 87
Список литературы 90
Приложения 97
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития мышления. Развитое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность [7, с.17].
Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка [35, с.319].
На современном этапе развития российской системы образования наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей старших дошкольников ставится задача их социальной адаптации. Решение задач социальной адаптации во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольной образовательной организации способствует личностному развитию детей. Очевидно, что одним из критериев качества социальной адаптации старших дошкольников может служить сформированность их мыслительной деятельности [17, с.44].
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование и развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности [24, с.37].
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе [23, с. 39].
Жизнь с каждым годом все более высокие требования предъявляет к человеку и, особенно - к детям: растет неуклонно объем знаний, которые им нужны для приобретения опыта. Педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний не представляло механический характер, а было осмысленным, чтобы интеллект ребёнка динамично эволюционизировался. Вот из чего и вытекает злободневность данного вопроса о формировании мыслительных операций, которое приобретается в детском возрасте и на протяжении всей последующей жизни человека растёт, увеличивается, пополняется. И это очень важно - обладать высоким уровнем сформированных мыслительных операций, что помогает в жизни самому человеку, а также выводит его к принятию решения - эффективно и деятельно оказывать содействие всем окружающим, обществу и даже государству. И в осуществлении этой существенной задачи человеку может помочь его высокий уровень сформированных мыслительных операций.
Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Актуальность данной темы также заключается в том, что развитие мыслительных операций активно происходит именно в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для развития данных психических функций.
Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, Г. И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов детей в процессе изучения элементарной математики. Недостаточное внимание уделяется формированию и развитию мыслительных операций, развитию креативных способностей, связей математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом. Признавая неоценимое значение выполненных исследований в области педагогики и психологии, следует отметить недостаточную теоретическую разработанность в них проблемы развития мыслительных процессов и операций [23, с. 39].
Развитие мыслительных процессов и операций, мыслительной активности и, особенно, творческого мышления, изучалось таким учеными, (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин и пр.), считающими эти операции важнейшими факторами, которые обусловливают всестороннее развитие личности. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, Л.С.Георгиева, А.М.Леушиной,А.И.Маркушевич, Е.В.Проскура, Д.Б.Эльконина и др.) исследуются возможности детей дошкольного возраста в области усвоении новых математических понятий, проводится разработка новых методов обучения, формирующих у дошкольников понятий о множестве и числе, ознакамливающих их с величинами и измерением, пространственными отношениями, временными представлениями и т.д [27].
Изучение состояния развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации города Казани позволило выявить целый ряд нерешенных вопросов.
Педагоги не знали, как можно с помощью геометрического материала развивать мыслительные операции у дошкольников. Отсутствовал комплекс игр, включающий геометрический материал, способствующий развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Исследование мнений родителей по вопросам развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации убедило в необходимости проведения этой работы с детьми.
Возникает противоречие между необходимостью развития мыслительных операций у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей комплекса игр, включающий геометрический материал в решении этой задачи в условиях ДОУ, с другой стороны.
Из данного противоречия возникает проблема исследования: каким образом построить систему педагогической работы по развитию мыслительных операций старших дошкольников на основе использования комплекса игр, включающий геометрический материал в процессе формирования элементарных математических представлений.
На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено:
Цель работы - разработать и апробировать комплекс игр для старших дошкольников с использованием геометрического материала, способствующих развитию мыслительных операций у дошкольников.
Объект исследования - процесс развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе изучения геометрического материала.
Предмет исследования - геометрический материал как средства формирования и развития мыслительных операций у старших дошкольников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- дать общую характеристику содержания ключевых понятий исследования;
- дать характеристику возрастных особенностей детей 5 - 6 лет;
- изучить и проанализировать передовой педагогический опыт по развитию мыслительных операций у старших дошкольников;
- определить содержание процесса формирования мыслительных операций старших дошкольников;
- диагностировать уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и апробировать комплекс игр геометрического содержания, способствующих развитию мыслительных операций у детей;
- экспериментально проверить эффективность изучения геометрического материала на формирование и развитие мыслительных операций у дошкольников.
Гипотеза исследования: разработанный нами комплекс игр, включающий геометрический материал будет способствовать повышению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников.
Методологическую основы исследования составляют: о психическом развитии ребенка (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Зопорожец, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, В.Штерн); о теории мыслительной деятельности (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддъяков, Ж.Пиаже, М.А.Холодная, Н.И.Чуприкова)
Теоретической основой исследования являются: положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.); результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников (З.А. Михайлова, Л. М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая и др.); принципы подхода к развитию мыслительных операций дошкольников через включение детей в игровую деятельность (как ведущего вида деятельности дошкольников) при решении ими задач умственного характера (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова и др.) [13, 17, 47, 54].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого
педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных учреждений; изучение и анализ методических пособий, детской художественной литературы.
Из числа эмпирических методов использовались: педагогическое наблюдение. Ведущим методом нашего исследования был педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: старшие группы одной из дошкольного образовательного учреждения города Казани. Исследованием были охвачено 50 детей в возрасте от 5 до 5,5 лет.
Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап (январь-сентябрь 2017 года) представлял изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы. Определялись исходные позиции исследования, методологические и теоретические аспекты проблемы, уточнялись предмет, гипотеза, обосновывались основные цели и задачи исследовательской работы.
Второй этап (сентябрь 2017 г.) был посвящен разработке и проведению экспериментальной работы, направленной на формирование и развития мыслительных операций в процессе изучения геометрического материала.
Третий этап (октябрь-апрель 2017-2018 г.) стал формирующим в эксперименте, реализовано содержание экспериментальной работы
Четвертый этап (апрель 2018 г.) — контрольный в проводимом эксперименте: осуществлялось осмысление целесообразности изучения геометрического материала для формирования и развития мыслительных операций у дошкольников; уточнялись отдельные теоретические положения, выводы; оформлялись полученные результаты и материалы исследования.
Новизна нашего исследования носит субъективный характер, т.е. мы впервые изучили особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость нашей работы заключается в следующем: нами разработан комплекс игр, содержащий геометрический материал, способствующий развитию мыслительных операций у старших дошкольников, комплекс апробирован на практике и может быть предложен в качестве практического материала по данной теме воспитателям детских садов.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе раскрываются ключевые понятия исследования, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, дается анализ передового педагогического опыта по теме исследования. Во второй главе описывается констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Работа представлена на 108 страницах компьютерного текста. Иллюстрирована 4 таблицами, 2 рисунками. Список литературы включает 68 источников.
Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка [35, с.319].
На современном этапе развития российской системы образования наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей старших дошкольников ставится задача их социальной адаптации. Решение задач социальной адаптации во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольной образовательной организации способствует личностному развитию детей. Очевидно, что одним из критериев качества социальной адаптации старших дошкольников может служить сформированность их мыслительной деятельности [17, с.44].
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование и развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности [24, с.37].
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе [23, с. 39].
Жизнь с каждым годом все более высокие требования предъявляет к человеку и, особенно - к детям: растет неуклонно объем знаний, которые им нужны для приобретения опыта. Педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний не представляло механический характер, а было осмысленным, чтобы интеллект ребёнка динамично эволюционизировался. Вот из чего и вытекает злободневность данного вопроса о формировании мыслительных операций, которое приобретается в детском возрасте и на протяжении всей последующей жизни человека растёт, увеличивается, пополняется. И это очень важно - обладать высоким уровнем сформированных мыслительных операций, что помогает в жизни самому человеку, а также выводит его к принятию решения - эффективно и деятельно оказывать содействие всем окружающим, обществу и даже государству. И в осуществлении этой существенной задачи человеку может помочь его высокий уровень сформированных мыслительных операций.
Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Актуальность данной темы также заключается в том, что развитие мыслительных операций активно происходит именно в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для развития данных психических функций.
Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, Г. И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов детей в процессе изучения элементарной математики. Недостаточное внимание уделяется формированию и развитию мыслительных операций, развитию креативных способностей, связей математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом. Признавая неоценимое значение выполненных исследований в области педагогики и психологии, следует отметить недостаточную теоретическую разработанность в них проблемы развития мыслительных процессов и операций [23, с. 39].
Развитие мыслительных процессов и операций, мыслительной активности и, особенно, творческого мышления, изучалось таким учеными, (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин и пр.), считающими эти операции важнейшими факторами, которые обусловливают всестороннее развитие личности. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, Л.С.Георгиева, А.М.Леушиной,А.И.Маркушевич, Е.В.Проскура, Д.Б.Эльконина и др.) исследуются возможности детей дошкольного возраста в области усвоении новых математических понятий, проводится разработка новых методов обучения, формирующих у дошкольников понятий о множестве и числе, ознакамливающих их с величинами и измерением, пространственными отношениями, временными представлениями и т.д [27].
Изучение состояния развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации города Казани позволило выявить целый ряд нерешенных вопросов.
Педагоги не знали, как можно с помощью геометрического материала развивать мыслительные операции у дошкольников. Отсутствовал комплекс игр, включающий геометрический материал, способствующий развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Исследование мнений родителей по вопросам развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации убедило в необходимости проведения этой работы с детьми.
Возникает противоречие между необходимостью развития мыслительных операций у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей комплекса игр, включающий геометрический материал в решении этой задачи в условиях ДОУ, с другой стороны.
Из данного противоречия возникает проблема исследования: каким образом построить систему педагогической работы по развитию мыслительных операций старших дошкольников на основе использования комплекса игр, включающий геометрический материал в процессе формирования элементарных математических представлений.
На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено:
Цель работы - разработать и апробировать комплекс игр для старших дошкольников с использованием геометрического материала, способствующих развитию мыслительных операций у дошкольников.
Объект исследования - процесс развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе изучения геометрического материала.
Предмет исследования - геометрический материал как средства формирования и развития мыслительных операций у старших дошкольников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- дать общую характеристику содержания ключевых понятий исследования;
- дать характеристику возрастных особенностей детей 5 - 6 лет;
- изучить и проанализировать передовой педагогический опыт по развитию мыслительных операций у старших дошкольников;
- определить содержание процесса формирования мыслительных операций старших дошкольников;
- диагностировать уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и апробировать комплекс игр геометрического содержания, способствующих развитию мыслительных операций у детей;
- экспериментально проверить эффективность изучения геометрического материала на формирование и развитие мыслительных операций у дошкольников.
Гипотеза исследования: разработанный нами комплекс игр, включающий геометрический материал будет способствовать повышению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников.
Методологическую основы исследования составляют: о психическом развитии ребенка (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Зопорожец, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, В.Штерн); о теории мыслительной деятельности (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддъяков, Ж.Пиаже, М.А.Холодная, Н.И.Чуприкова)
Теоретической основой исследования являются: положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.); результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников (З.А. Михайлова, Л. М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая и др.); принципы подхода к развитию мыслительных операций дошкольников через включение детей в игровую деятельность (как ведущего вида деятельности дошкольников) при решении ими задач умственного характера (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова и др.) [13, 17, 47, 54].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого
педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных учреждений; изучение и анализ методических пособий, детской художественной литературы.
Из числа эмпирических методов использовались: педагогическое наблюдение. Ведущим методом нашего исследования был педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: старшие группы одной из дошкольного образовательного учреждения города Казани. Исследованием были охвачено 50 детей в возрасте от 5 до 5,5 лет.
Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап (январь-сентябрь 2017 года) представлял изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы. Определялись исходные позиции исследования, методологические и теоретические аспекты проблемы, уточнялись предмет, гипотеза, обосновывались основные цели и задачи исследовательской работы.
Второй этап (сентябрь 2017 г.) был посвящен разработке и проведению экспериментальной работы, направленной на формирование и развития мыслительных операций в процессе изучения геометрического материала.
Третий этап (октябрь-апрель 2017-2018 г.) стал формирующим в эксперименте, реализовано содержание экспериментальной работы
Четвертый этап (апрель 2018 г.) — контрольный в проводимом эксперименте: осуществлялось осмысление целесообразности изучения геометрического материала для формирования и развития мыслительных операций у дошкольников; уточнялись отдельные теоретические положения, выводы; оформлялись полученные результаты и материалы исследования.
Новизна нашего исследования носит субъективный характер, т.е. мы впервые изучили особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость нашей работы заключается в следующем: нами разработан комплекс игр, содержащий геометрический материал, способствующий развитию мыслительных операций у старших дошкольников, комплекс апробирован на практике и может быть предложен в качестве практического материала по данной теме воспитателям детских садов.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе раскрываются ключевые понятия исследования, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, дается анализ передового педагогического опыта по теме исследования. Во второй главе описывается констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Работа представлена на 108 страницах компьютерного текста. Иллюстрирована 4 таблицами, 2 рисунками. Список литературы включает 68 источников.
В ходе проведенного нами исследования осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Научная литература изучена достаточно глубоко и в полном объеме по исследуемой проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы: мышление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте процессу развития мышления детей необходимо уделять особое внимание, так как именно в этом возрасте ребенок постепенно переходит к новой ведущей деятельности - учебной. В литературе мышление трактуется по-разному. Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение в игре
В данной исследовательской работе мы раскрыли вопрос о роли изучения геометрического материала в развитии мыслительных операций старших дошкольников. Анализ специальной литературы показал довольно широкую освещенность проблемы развития мыслительных операций в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях.
Мышление представляет собой наиболее обобщенную и опосредованную форму психического отражения, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. У детей дошкольного возраста отмечается интенсивное развитие мышления. Дошкольники приобретают ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научаются проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение своих наблюдений, т. е. осуществлять простейшие умственные операции.
Мыслительные операции - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование - в специальной литературе получили название логических приемов мышления. Организуя специальную развивающую работу над формированием и развитием логических приемов мышления, человек отмечает, как значительно повышается результативность данного процесса, и это происходит даже независимо от исходного уровня развития дошкольника.
Анализ педагогических исследований предоставил возможность для определения не только важности и значимости изучения геометрического материала в развитии мыслительных операций дошкольника, но и способствовал обнаружению недостаточной разработанности педагогических условий их развития.
Проведя констатирующий этап диагностики, мы уяснили, что общее развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста расположено на среднем уровне.
Эмпирической базой исследования выступали 25 дошкольников в одной из дошкольного образовательного учреждения города Казани, дети старшей группы.
Методики, которые мы взяли для исследования: методика «Что здесь лишнее»; методика Н.А. Бернштейна «Последовательность событий»; Методика «Классификация».
Разрабатывая комплекс упражнений и дидактических игр, который смог бы поспособствовать повышению уровня развитие мыслительных операций, мы опирались на опыт передовых педагогов.
Исследование позволило установить динамику развития мыслительных операций у старших дошкольников. У детей, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения, классификации), об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно
экспериментального исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что изучение геометрического материала будут способствовать развитию мыслительных операций у старших дошкольников.
Обобщая результаты работы по изучения геометрического материала, мы пришли к выводу о том, что уровень мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста стал высоким, увеличившись с 12% до 64%.
Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Это проблемы, связанные с поиском педагогических условий для развития мыслительных операций, для осуществления дифференцированного подхода в развитии дошкольников, с поиском педагогического механизма, с изучением особенностей становления логического мышления в переходный период от дошкольного к школьному возрасту.
В данной исследовательской работе мы раскрыли вопрос о роли изучения геометрического материала в развитии мыслительных операций старших дошкольников. Анализ специальной литературы показал довольно широкую освещенность проблемы развития мыслительных операций в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях.
Мышление представляет собой наиболее обобщенную и опосредованную форму психического отражения, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. У детей дошкольного возраста отмечается интенсивное развитие мышления. Дошкольники приобретают ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научаются проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение своих наблюдений, т. е. осуществлять простейшие умственные операции.
Мыслительные операции - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование - в специальной литературе получили название логических приемов мышления. Организуя специальную развивающую работу над формированием и развитием логических приемов мышления, человек отмечает, как значительно повышается результативность данного процесса, и это происходит даже независимо от исходного уровня развития дошкольника.
Анализ педагогических исследований предоставил возможность для определения не только важности и значимости изучения геометрического материала в развитии мыслительных операций дошкольника, но и способствовал обнаружению недостаточной разработанности педагогических условий их развития.
Проведя констатирующий этап диагностики, мы уяснили, что общее развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста расположено на среднем уровне.
Эмпирической базой исследования выступали 25 дошкольников в одной из дошкольного образовательного учреждения города Казани, дети старшей группы.
Методики, которые мы взяли для исследования: методика «Что здесь лишнее»; методика Н.А. Бернштейна «Последовательность событий»; Методика «Классификация».
Разрабатывая комплекс упражнений и дидактических игр, который смог бы поспособствовать повышению уровня развитие мыслительных операций, мы опирались на опыт передовых педагогов.
Исследование позволило установить динамику развития мыслительных операций у старших дошкольников. У детей, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения, классификации), об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно
экспериментального исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что изучение геометрического материала будут способствовать развитию мыслительных операций у старших дошкольников.
Обобщая результаты работы по изучения геометрического материала, мы пришли к выводу о том, что уровень мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста стал высоким, увеличившись с 12% до 64%.
Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Это проблемы, связанные с поиском педагогических условий для развития мыслительных операций, для осуществления дифференцированного подхода в развитии дошкольников, с поиском педагогического механизма, с изучением особенностей становления логического мышления в переходный период от дошкольного к школьному возрасту.
Подобные работы
- Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Развитие мышления старших дошкольников в процессе формирования геометрических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование логических приемов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счетной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Использование методов конструирования на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Использование методов конструирования на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Развитие мышления в процессе формирования геометрические
представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015 - Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019



