Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦВЕТОВАЯ МАРКИРОВКА КАК СПОСОБ ЭТИЧЕСКОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ АРАБСКОЙ ЭКСПРЕССИИ

Работа №31401

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОД СОВРЕМЕННЫХ НАУК К ИЗУЧЕНИЮ ЦВЕТА .. 6
1.1. Психолингвистика в восприятии цвета 6
1.2. Этнокультурология в оценке цветовых метафор 12
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ МАРКИРОВКА КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭКСПРЕССИИ 21
2.1. Цветовая маркировка как способ этической оценки экспрессии 21
2.2. Цветовая маркировка как способ эстетической оценки экспрессии 25
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВАЯ МАРКИРОВКА В АРАБСКОМ КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ 33
3.1. Цветовая маркировка в средневековом наследии 37
3.2. Цветовая маркировка в произведениях современного арабского мира ... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...


Исследование цветовых выражений актуально на сегодняшний день, так как цвет рассматривается с разных точек зрения и вызывает многогранный интерес, как со стороны физиков, психологов, так и со стороны историков, лингвистов и филологов. Данная работа выполнена в рамках этнокультурологического и психолингвистического аспекта, так как метафорический пласт языка отражает опыт когнитивно-оценочной деятельности человека, систему его взглядов, вследствие чего также немаловажный аспект при описании метафорической картины мира - аксиологический.
В нашей работе рассмотрены арабские цветовые метафоры как способ этической и эстетической оценки экспрессии. Данный процесс предстает как чрезвычайно сложное и многостороннее явление. Для качественного анализа и оценки примеров арабского наследия и в произведениях XX века, а в большинстве - это художественные тексты, переводчик должен в достаточной мере знать автора произведения, его стиль, его мировоззрение, взгляды на те или иные события, а также описываемую эпоху, обстановку, культуру.
В научной литературе изучение языка и мышления получило освещение в работах Э. Сепира и Б. Уорфа, Н.Хомского, Дж. Лакоффа и М.Джонсона, Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасика, Р.М. Фрумкиной и др.
В данных трудах раскрываются основы теории когнитивной лингвистики - связь языка и мышления. Изучение структуры языка способно раскрыть присущие уму качества, лежащие в основе человеческой мыслительной деятельности в таких ее естественных областях как употребление языка обычным свободным (повседневная речь) и творческим образом (художественная литература). [31, с. 8]
В настоящем исследовании будет предпринята попытка анализа цветовых маркировок как способа этической и эстетической оценки арабской экспрессии, опираясь на основы психолингвистики и этнокультурологии, что свидетельствует о научной новизне нашей работы.
Объектом исследования является цветовая маркировка как способ этической и эстетической оценки арабской экспрессии.
Предмет исследования - цветовые метафоры в арабском культурном наследии и произведениях современных арабских писателей
Целью нашей работы является выявление этики и эстетики арабских цветовых метафор с опорой на комплексную методологическую базу исследования.
Необходимые задачи для решения поставленной цели следующие:
1) анализ литературы, посвященной теоретическим вопросам по психолингвистике и этнокультурологии;
2) рассмотрение понятий «этика» и «эстетика»;
3) выявление цветовых метафор с этической и эстетической составляющей в арабской экспрессии.
4) анализ выявленных цветовых метафор.
Методологическую базу исследования составили труды Э. Сепира и Б. Уорфа, Н.Хомского, Дж. Лакоффа и М.Джонсона, Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасика, которые в своих трудах осветили и раскрыли область когнитивной лингвистики. Уделили огромное значение связи мышления и языка, влиянию культуры и традиций и языковую картину мира человека.
Для реализации поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: метод анализа и обобщения, методы сбора и обработки информации, а также сравнительный, сопоставительно-переводческий метод, метод интроспекции.
Материалом работы послужили примеры из Корана и произведений Махмуда Теймура, Джубрана Халиля Джубрана, Низзара Каббани, Саналлаха Ибрагима, Тайиба Салиха.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в изучение психолингвистики и этнокультурологии на основе арабской экспрессии.
Практическая значимость данной работы составляет возможность формирования базы для нашего дальнейшего научного продвижения по теме метафоры с концептом цвета в арабском языке, а также возможность углубления наших знаний в области психолингвистики.
Структура исследования. Настоящее исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы мы рассмотрели разные подходы в изучении цветообозначения, определили роль психолингвистики и этнокультурологии в области цветообозначения и их дальнейшей оценке. Изучив понятие этики и эстетики, мы проанализировали образное использование цвета в арабском средневековом наследии, представленное в Коране и во фразеологизмах. Затем изучили современную арабскую литературу XX века (Дж. Х. Джубран, М.Теймур, С.Ибрагим, Т.Салих, Н.Каббани и тд.) и провели сравнительный анализ цветовых прилагательных, отражающих оценочные значения. Также мы углубили свои знания в лингвистике и смежных с нею науках.
Таким образом, рассмотрев цветовые тропы в арабском культурном наследии и контексте произведений современных арабских писателей, мы пришли к следующим выводам:
1. Этическая оценка главным образом представлена двумя цветами: белым как идеалом нравственности и чёрным в качестве всего негативного. Черный цвет передаёт бесчестие и греховность.
2. Белый цвет перед нами предстаёт как эталон этического и эстетического образца. А также это эстетическая картина - пример прекрасного и возвышенного. Особенно примечательно, что в контексте современных произведений белый цвет выступает и символом аристократии в положительном ключе.
3. Зелёный цвет выступает этическим и эстетическим идеалом в описании людей и предметов. У поэта Н.Каббани сочетание с зелёным цветом зачастую создаёт образ его возлюбленной, его музы - вдохновительницы.
4. Красный цвет выступает как в этическом, так и эстетическом аспекте по-разному. Авторы дают свою положительную либо отрицательную этическую или эстетическую оценку. У С.Ибрагима и М.Теймура красный цвет выступает как символ традиционности, власти, богатства; у Н.Каббани красный цвет в основном связан с темой женщины в арабском мире, их борьбы, но также присутствует и символизм красного цвета как олицетворения красоты, притягательности, иногда даже сравнивающейся с мятежом или бунтом.
5. Синий цвет в рассмотренных примерах из наследия и современности имеет отрицательную этическую оценку: что -то устрашающее, печальное; также Н.Каббани изображает аристократию, используя синий цвет, вкладывая негативную оценку.
6. В арабской литературе распространены авторские цветовые метафоры, в которых важную роль играют когнитивные цветовые образы, индивидуальные оценки автора, чтобы их понимать, нужно представлять окружающую автора действительность и его взгляды на происходящие процессы.
7. Конечно, в ходе анализа мы убедились в том, цвет играет важную роль в культуре народа, будучи тесно связанным с историй, философией, культурой - в целом, с мышлением.
Итак, наша работа может использоваться в качестве дидактического материала при дальнейшем изучении арабского языка.



1. Джубран Х. Рука судьбы (рассказы на арабском языке)
л! Jjk jlj^ http://al-hakawati.la.utexas.edu/2011/12/25/frl^'-^
2. Салих Т. Сезон паломничества на север (роман на арабском языке)
^ V ) .^ — .C^jjjj — .J quill ^Jl Sj^^Jl .^J/^л MU^Jl ^4A^
3. Теймур М. В поезде (рассказ на арабском языке)
jLUll .JJ-O£ http://www.khawlaalqazwini.com/Skills.aspx?aid=57
4. Ибрагим С. Комитет (роман на арабском языке)
^о .^^ — .CSJAUH — .4will .^jAljjj ^ ^ ) 4AY
5. Каббани Н. Книга любви (сборник лирических стихотворений)
.^j/ja j'jj http://www.nizariat.com/poetry.php
6. Каббани Н. Сборник стихотворений
j j*k .^iba jljj http://www.nizariat.com/poertylist.php
7. Коран
ДО» https ://falaq.ru/quran/arab/
Литература
8. Арутюнова, Н.Д. Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.
9. Баранов, Х.К. Арабско-русский словарь. - М.: Живой язык, 2007. - 944 с.
10. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
11. Беляев, А.А. Эстетика:словарь. - М.: Политиздат., 1989. - 447 с.
12. Борзова, Е.П. Восток и Запад: сравнительный анализ культур / Е.П. Борзова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. - №190. - С. 282-311
13. Бутузова, М.А. Гармоничный цвет или хороший цвет / М.А. Бутузова // Международный научный журнал. 2016. - №4-1. - С. 12-14
14. Вотякова, И.А. Сопоставительный анализ прилагательных, выражающих эстетическую оценку в русском языке, и их перевод на испанский / И.А. Вотякова // Вестник Московского университета. 2011. - №2. - С. 59-73
15. Гуз, Ю.В. Ассоциативный: эксперимент на восприятие цвета носителями русского, английского, немецкого и китайского языков / Ю.В. Гуз // Мир науки, культуры, образования. 2009. - №1 (13). - С. 46-49.
16. Даниленко, В.П. Общее языкознание и история языкознания. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 272 с.
17. Егоров, П.А. Основы этики и эстетики. - М.: Кнорус, 2012. - 224 с.
18. Ермоленкина, Л.И. Цветовая маркировка как способ выражения этической и эстетической оценок на материале диалектной метафорической лексики / Л.И. Ермоленкина // Картина мира: модели, методы, концепты. -
2002. - №2. - С.80-84
19. Жильцова, Т.П. Изучение языкового сознания методом ассоциативного эксперимента: этика / Т.П. Жильцова // Вестник КГПУ им В.П. Астафьева. - 2013. - №3. - С.157-161
20. Жученко, Ю.В. Оценочность как значимы компонент картины мира в фольклорном тексте / Ю.В. Жученко // Картина мира: модели, методы, концепты. - 2002. - №2. - С. 84-87
21. Кравченко, А.И. Культурология. - М.: Академический проект,2003. - 496 с.
22. Кузнецова, Т.Ф. Культурология: история мировой культуры. - М.: Академия, 2003. - 607 с.
23. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Джордж Лакофф ; перевод с англ. А. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
24. Махди, А.С. Категория идеал в понимании эстетической культуры арабского Востока / А.С. Махди // Вестник ДГУ. - 2013. - №5. - С. 242-245
25. Рублева, В.В. Фразеологические единицы, отображающие цветовосприятие в арабском, русском и английском языках // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. - 2013. - №2. - С. 157-162
26. Сапронова, М.А. Арабо-мусуульманский мир: история,
география, общество: учеб. пособ. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 360 с.
27. Смирнова, К.О. Современные условия воспитания: культура, ценности, этика выбора / К.О. Смирнова // Совет ректоров. - 2012. - №8. - С. 36-41
28. Стернин И.А. Язык и мышление / И.А. Стернин // ВГУ. - 2004. - №3. - С. 65-88
29. Фавзи, А. М., Шкляров В.Т. Учебный русско-арабский фразеологический словарь. - М.: Рус. яз., 1989. - 616 с.
30. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
31. Хомский, Н. Язык и мышление. - М.: МГУ., 1972. - 123 с.
32. Шепетис, Л.К. Искусство и среда. - М.: Искусство, 1978. - 25 с.
33. Эльсабрути, Р.Р. Введение в стилистику арабского языка. - М.: Флинта:Наука, 2017. - 168 с.
На иностранном языке
34. Ал-Мясди, А.С. Основы лингвистики: [Электронный ресурс]. -
Тунис: Аут, 1986. - 164 с. - Режим доступа:
https://archive.Org/stream/lis01839/00#page/n1/mode/2up (15.03.2018)
35. Омар, А.М. Язык и цвет: [Электронный ресурс]. - Каир: Мир
книги, 1982. - 272 с. - Режим доступа:
http://elibrary.mediu.edu.my/books/DRM2906.pdf (14.03.2018)
^5AY <—u^Jl ajAtall Qjl] j AiUl JAC Л^Ш .^JC J)A^*A I
36. Разех, А.Е., Гафель Б. Основные цвета и их метафорическое выражение в английском и персидском языках: Теория Лакоффа Сараево: 2011. - С. 211-224
Rasekh A.E., Ghafel B. Basic Colors and Their Metaphorical Expressions in English and Persian: Lakoffs Conceptual Metaphor Theory in Focus Sarajevo: 2011
37. Хамадани, А.М. Значение цветов в поэзии Низара Каббани:
[Электронный ресурс]. - Наблус: Университет, 2009. - 222с. - Режим доступа: https://scholar.naiah.edu/sites/default/files/all-
thesis/connotations colors.pdf(18.03.2018)
^i Ajj^jJl ^UjJl jl^j ^i yljJ^l ^ <^1 JJC ЛЛ^.1
Y**A ’jkJs
Интернет-ресурсы
38. Арабский толковый словарь [Электронный ресурс]. -
режим доступа: URL: https://www.almaany.com (29.04.18)
39. Бурас, М. Кронгауз М. Жизнь и судьба гипотезы
лингвистической относительности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://elementy.ru/nauchno-
populyarnaya biblioteka/431410/Zhizn i sudba gipotezy lingvisticheskoy otnosi telnosti (26.03.2018)
40. Википедия [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://ar.wikipedia.org/wiki (17.03.2018)
41. Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Cvet-38588.html (20.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ