Школьное образование в СССР в 1985-1991 гг.
|
Введение 3
Глава 1. Перестройка в СССР. Исторический контекст эпохи 12
1.1. Перестройка: временные рамки и характеристика основных событий... 12
1.2. Анализ перестройки в отечественной и зарубежной историографии:
обзор мнений 30
Глава 2. Перестройка и школьное образование в СССР в 1985-1991: проблематика и осмысление периода 41
2.1. Основные этапы реформы отечественного образования в период
перестройки 41
2.2. Демократизация педагогического процесса в советской
общеобразовательной школе в период перестройки 52
2.3. Традиции и новации советской системы образования в эпоху
перестройки 57
Заключение 63
Источники 69
Литература 71
Электронные ресурсы
Глава 1. Перестройка в СССР. Исторический контекст эпохи 12
1.1. Перестройка: временные рамки и характеристика основных событий... 12
1.2. Анализ перестройки в отечественной и зарубежной историографии:
обзор мнений 30
Глава 2. Перестройка и школьное образование в СССР в 1985-1991: проблематика и осмысление периода 41
2.1. Основные этапы реформы отечественного образования в период
перестройки 41
2.2. Демократизация педагогического процесса в советской
общеобразовательной школе в период перестройки 52
2.3. Традиции и новации советской системы образования в эпоху
перестройки 57
Заключение 63
Источники 69
Литература 71
Электронные ресурсы
Актуальность темы исследования зависит от особой культурнопреобразующей роли педагогической общественности в жизни России в период реформ. Педагогическая интеллигенция, которая является самой образованной частью российского общества, - это индикатор настроений общества, инициатор политических реформ, участник обсуждений проблем, которые важны для государства. Именно она выдвигала требования, касающиеся углубления конструктивных преобразований в системе образования. Сложно отрицать то, что педагогическая интеллигенция имеет огромное влияние на мировоззрение подрастающего поколения россиян, формирование их гражданской позиции, воспитание патриотизма.
В период перестройки активно изучалось взаимодействие органов государственной власти и педагогической общественности, что повлияло на понимание идейной эволюции советского общества, и школы в целом. Требования педагогов оказывало заметное влияние на сам процесс реформ школьного образования, что происходили с 1985 г. по 1991г. Они же и побуждали руководство страны решительно действовать. Для власти и общества педагогическая интеллигенция являлась авторитетной социально- интеллектуальной силой, с мнением которой нужно обязательно считаться. Профессия педагога предполагает активную жизненную позицию, наличие собственной точки зрения, критическое отношение к власти, что очень важно в период перестройки.
В результате исследования событий, произошедших в этот период, обнаружено, что значимые перемены в жизни и мировоззрении общества - это весомый фактор в политической жизни страны. В эти исторические времена не столько институты власти, сколько само общество становится реальной политической силой, которая способна определить дальнейшую судьбу России. Во время перестройки педагогическая интеллигенция была социальным авангардом грядущих перемен, от ее настроения зависели политический и экономический курс власти, темп реформационных процессов, а также они подготовили страну к тому, что возникнет совершенно новая демократическая государственность.
Очень много больших перемен произошло в образовании в СССР в период перестройки. Более подробно рассмотрим его в нашей работе.
Цель исследования: изучить особенности школьного образования в СССР в 1985-1991 гг.
Объект исследования: «перестройка» периода 1985-1991гг.
Предмет исследования: школьное образование в СССР в 1985-1991гг.
Задачи:
1. Изучить обстановку в СССР в период в 1985-1991гг.
2. Выявить особенности школьного образования в период перестройки;
3. Рассмотреть основные этапы реформы отечественного образования в период перестройки;
4. Изучить демократизацию педагогического процесса в советской общеобразовательной школе в период перестройки;
5. Рассмотреть традиции и новации советской системы образования в эпоху перестройки.
Хронологический период исследования: в 1985-1991гг. В историографии нашей страны проблемы, касающиеся общественного движения в Советском Союзе в годы перестройки длительное время освещались крайне тенденциозно, что зависело от остроты переживаемого страной и обществом политического момента.
С середины 1980-х гг. значительно возросла активность педагогической общественности, что способствовала открытию совершенно новых перспектив ее гражданского участия в социально-политической жизни страны. Заметно было то, что педагогическая интеллигенция имела особое влияние на власть, что значительно увеличило интерес науки к данной реальности и способствовало возникновению совершенно новой исследовательской проблематики. По мнению многих ученых, основная цель гражданских инициатив преподавателей и остальных работников образовательной сферы в период перестройки состоит в том, чтобы генерировать протестные настроения. Историки интересовались анализом мобилизующих факторов и социальных условий массовых движений педагогической общественности в 1985-1991 гг.
Во второй половине 1980-х гг. в стране произошли реформы, в результате которых кардинально изменилась общественно-политическая жизнь: исчезли запретные темы для объективного анализа и критики, возросли роль и значение средств массовой информации, профессиональных движений, начался процесс переоценки ценностей. В результате выборов, которые состоялись в 1989-1990 гг. в органах власти и управления стали возникать демократически настроенные народные депутаты, которые раньше работали школьными учителями и преподавателями вузов. Вся страна стала замечать гражданские инициативы педагогической общественности.
Исследователи уделяли много внимания анализу, который касался участия педагогической общественности в гражданских инициативах неполитического характера (охраны окружающей среды, защиты памятников истории и культуры, организации молодежных клубов и др.). Была провозглашена свобода слова, что способствовало появлению работ, который касались взаимодействия правящей элиты и различных групп общества, публикации социологических опросов, различных мониторингов общественного мнения.
На рубеже 1980-1990-х гг. историки интересовались альтернативными проектами развития образовательной системы, программами реформ школы общего образования. Наиболее интересными исследования, касающиеся данной темы, были исследования деятельности учительских коллективов в период перестройки, духовного обновления общественной жизни, борьбы разнообразных направлений педагогической мысли. В годы реформ 1990-х гг. подробно изучали вопрос, связанный с характером движения педагогической общественности во время перестройки. Данная проблема изучалась потому, что значительно модернизировалось образование России, стали осмысливать роль педагогических кадров в данном процессе, возникают модели участия педагогов в социально-политической общественной жизни.
В 1990-е гг. исследователям разрешили изучать материалы ведомственных и текущих архивов, что значительно расширило их кругозор, касающийся проблем взаимодействия власти и педагогической общественности. Во многих работах описаны реформы образовательной системы, их основная направленность и организационно-правовая основа реализации. На рубеже ХХ-XXI вв. в историографии стали возникать серьезные исследования, касающиеся характера общественного движения в период реформ, исследователи подробно раскрывали эволюцию мнения российского общества. В последние десятилетия в историографии наметилась тенденция панорамного изображения новой идеологии государства и эволюции ее восприятия обществом.
В результате анализа историографии, было обнаружено, что научная разработка движения педагогической общественности в Советском Союзе, социальные педагогические инициативы и динамика их представлений о том, что происходит в стране, недостаточны. В целом, историографические исследования показали, что данная проблема только началась изучаться. Еще нужно переоценить вклад преподавателей в процесс демократизации советского общества.
Хронологические рамки исследования смогли охватить период советской истории 1980-х - начала 1990-х гг., который очень важен для власти и общества, и касается нарастания кризиса власти и распада СССР, который за ним последовал и состоялся в декабре месяце 1991 года. Во время перестройки педагогическая общественность показала, что она умеет выражать настроения общества, быть авангардом общественного движения, способствовать реформированию образовательной системы и судьбы государства в целом. В период перестройки на протяжении небольшого промежутка времени произошло глубокое переосмысление реальности СССР, что помогло подготовить общество к глубоким переменам в его существовании. Самые значимые и грандиозные по масштабу изменения происходили тогда, когда в них принимали участие педагогическая общественность.
Формирование источниковой базы исследования происходило в процессе подготовки данной работы, учитывая при этом избранную цель и поставленные задачи. В ходе исследования использовали огромное количество источников, в том числе и те, которые ранее не вводились в научный оборот. В проведенном нами исследовании проанализированы труды А. Магун «Отрицательная революция. К деконструкции политического субъекта», и К. Рогова «Большой транзит», позволившие эпоху перестройки сопоставить с французской буржуазной революцией ; с реформами Петра I и революцией 1917 года и называют ее последней учредительной эпохой» в российской истории.
В проведенном нами исследовании проведен анализ следующего документа: «Постановление от 12 апреля 1984 г. N 13-XI об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» , главной целью анализируемого Постановления не было глубокое реформирования образовательной системы. В нем изложены пути и направления, согласно которым оно обязано развиваться.
В России издано много книг, статей, исследований, которые касаются проблем массового образования на материалах разнообразных видов медиа» (В.А. Монастырский, Л.М. Баженова, А.В. Шариков, О.А. Баранов, Л.П.
Прессман, Ю.Н. Усов, С.Н. Пензин, Н.Ф. Хилько, Е.А. Бондаренко, А.В. Спичкин, И.С. Левшина, А.В. Федоров, Л.С. Зазнобина, Г.А. Поличко и др.) Поток исследований в сфере образования значительно увеличился, когда произошли перемены в политической и социально-экономической жизни в России...» . Материалы, которые представлены в монографиях, научнометодических пособиях, учебных программах (А.В. Шариков, С.Н. Пензин, Ю.Н.Усов и пр.) являются обобщением теоретических исследований, практической деятельности, интеграцией отечественного и западного опыта, расширением образовательных средств (от традиционных кинематографа, прессы, фотографии, радио к обращению к видео, телевидению, компьютерным технологиям и пр.). Эпоха «перестройки» - определенный период, когда подводились итоги полувековой деятельности в работах Ю.Н. Усова , С.Н. Пензина и др.
Проанализирован «Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII съезду коммунистической партии Советского Союза» М. Горбачева, позволивший выявить, что были скорректированы цели и задачи обновленного политического курса на 1986-1990 годы с перспективой до 2000 года : 1) бороться с бюрократизмом; 2) демонстрировать СМИ положительное основание всех преобразований, что происходят в стране.
Проведен также анализ письма Н. Андреевой, которое было названо «манифестом антиперестроечных сил», но как утверждают большинство исследователей и очевидцев, его публикация, а также партийная дискуссия,показать слабые места «перестройки», в частности, раскол внутри партии.
Работы, которые касаются периода 1985-1991 гг. практически полностью исходят из концепции демократического социализма, и, как правило, носят комментаторский характер, популяризируя, при этом, перестроечные идеи.
Ярким представителем теории модернизации в интерпретации перестройки является В. Согрин - профессор МГИМО .
Еще во времена перестройки вышли такие монографии, как «Г орбачев у власти» (С. Уайт), «Вся власть советам! Демократическая революция в СССР» (М. Урбан). Авторы считают, что данные события в СССР - положительны, и характеризуются приветствием перестройки, «восторгом от размаха преобразований». Но в работе «Партия приносится в жертву мне»: Горбачев и место партии в советских реформах, 1985-1991 гг.», которая написана в 1991 году, историк Н. Робинзон попытался осмыслить произошедшие события в Советском Союзе.
В нашем исследовании особый интерес представили труды А. Магунома - монография «Отрицательная революция. К деконструкции политического субъекта», Б. Кагарлицкого , который издал книгу «Реставрация в России» (2000), перестройка в истории Советского Союза - завершение исторического цикла, что был начат еще в 1917 году, который был назван «гибелью левого проекта и принятием (реставрацией) старой, либеральной модели общества».
В 2014 году была опубликована монография антрополога А. Юрчака на русском языке «Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение». В ней автор попытался сделать анализ условий, что привели к распаду СССР, но не позволили его предвидеть.
Во втором разделе, проведенного нами исследования, предоставлены результаты исследования, которое было проведено и касается проблемы реформ отечественного образования в школе 1980-х гг.14. Данное исследование касается небольшого периода времени - 1984-1991 гг. Несмотря на то, что этот промежуток длится 10 лет, для истории педагогики и образования он имеет огромное значение. Это связано с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, переосмыслением педагогических взглядов и концепций.
Результаты анализа нормативно-правовых документов, которые касались темы исследований (А.С. Белоножкина, Н.А. Булычевой, В.Г. Шишикина и др.), периодической печати и пр. свидетельствуют о том, что процесс реформирования системы образования проходил в довольно сложных условиях.
Анализ трудов Э.Д. Днепрова позволил выявить, что существуют пять последовательных периодов развертывания «образовательной реформы 1985-1992 гг.»
Среди тех публикаций, которые были доступны, необходимо выделить партийные и правительственные документы, что были опубликованы, общественные опросы, письма педагогов, написанные в центральные издания, материалы дискуссий и круглых столов, что были популярными в период перестройки. Ценными являются работы, написанные лидерами государства, в которых содержится официальная оценка взаимодействия власти и общества. Актуальные проблемы общества в эпоху перестройки
активно обсуждались в «Учительской газете». В целом, все источники подбирались, учитывая особенность темы работы, которая способствовала решению поставленных в работе задач.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В период перестройки активно изучалось взаимодействие органов государственной власти и педагогической общественности, что повлияло на понимание идейной эволюции советского общества, и школы в целом. Требования педагогов оказывало заметное влияние на сам процесс реформ школьного образования, что происходили с 1985 г. по 1991г. Они же и побуждали руководство страны решительно действовать. Для власти и общества педагогическая интеллигенция являлась авторитетной социально- интеллектуальной силой, с мнением которой нужно обязательно считаться. Профессия педагога предполагает активную жизненную позицию, наличие собственной точки зрения, критическое отношение к власти, что очень важно в период перестройки.
В результате исследования событий, произошедших в этот период, обнаружено, что значимые перемены в жизни и мировоззрении общества - это весомый фактор в политической жизни страны. В эти исторические времена не столько институты власти, сколько само общество становится реальной политической силой, которая способна определить дальнейшую судьбу России. Во время перестройки педагогическая интеллигенция была социальным авангардом грядущих перемен, от ее настроения зависели политический и экономический курс власти, темп реформационных процессов, а также они подготовили страну к тому, что возникнет совершенно новая демократическая государственность.
Очень много больших перемен произошло в образовании в СССР в период перестройки. Более подробно рассмотрим его в нашей работе.
Цель исследования: изучить особенности школьного образования в СССР в 1985-1991 гг.
Объект исследования: «перестройка» периода 1985-1991гг.
Предмет исследования: школьное образование в СССР в 1985-1991гг.
Задачи:
1. Изучить обстановку в СССР в период в 1985-1991гг.
2. Выявить особенности школьного образования в период перестройки;
3. Рассмотреть основные этапы реформы отечественного образования в период перестройки;
4. Изучить демократизацию педагогического процесса в советской общеобразовательной школе в период перестройки;
5. Рассмотреть традиции и новации советской системы образования в эпоху перестройки.
Хронологический период исследования: в 1985-1991гг. В историографии нашей страны проблемы, касающиеся общественного движения в Советском Союзе в годы перестройки длительное время освещались крайне тенденциозно, что зависело от остроты переживаемого страной и обществом политического момента.
С середины 1980-х гг. значительно возросла активность педагогической общественности, что способствовала открытию совершенно новых перспектив ее гражданского участия в социально-политической жизни страны. Заметно было то, что педагогическая интеллигенция имела особое влияние на власть, что значительно увеличило интерес науки к данной реальности и способствовало возникновению совершенно новой исследовательской проблематики. По мнению многих ученых, основная цель гражданских инициатив преподавателей и остальных работников образовательной сферы в период перестройки состоит в том, чтобы генерировать протестные настроения. Историки интересовались анализом мобилизующих факторов и социальных условий массовых движений педагогической общественности в 1985-1991 гг.
Во второй половине 1980-х гг. в стране произошли реформы, в результате которых кардинально изменилась общественно-политическая жизнь: исчезли запретные темы для объективного анализа и критики, возросли роль и значение средств массовой информации, профессиональных движений, начался процесс переоценки ценностей. В результате выборов, которые состоялись в 1989-1990 гг. в органах власти и управления стали возникать демократически настроенные народные депутаты, которые раньше работали школьными учителями и преподавателями вузов. Вся страна стала замечать гражданские инициативы педагогической общественности.
Исследователи уделяли много внимания анализу, который касался участия педагогической общественности в гражданских инициативах неполитического характера (охраны окружающей среды, защиты памятников истории и культуры, организации молодежных клубов и др.). Была провозглашена свобода слова, что способствовало появлению работ, который касались взаимодействия правящей элиты и различных групп общества, публикации социологических опросов, различных мониторингов общественного мнения.
На рубеже 1980-1990-х гг. историки интересовались альтернативными проектами развития образовательной системы, программами реформ школы общего образования. Наиболее интересными исследования, касающиеся данной темы, были исследования деятельности учительских коллективов в период перестройки, духовного обновления общественной жизни, борьбы разнообразных направлений педагогической мысли. В годы реформ 1990-х гг. подробно изучали вопрос, связанный с характером движения педагогической общественности во время перестройки. Данная проблема изучалась потому, что значительно модернизировалось образование России, стали осмысливать роль педагогических кадров в данном процессе, возникают модели участия педагогов в социально-политической общественной жизни.
В 1990-е гг. исследователям разрешили изучать материалы ведомственных и текущих архивов, что значительно расширило их кругозор, касающийся проблем взаимодействия власти и педагогической общественности. Во многих работах описаны реформы образовательной системы, их основная направленность и организационно-правовая основа реализации. На рубеже ХХ-XXI вв. в историографии стали возникать серьезные исследования, касающиеся характера общественного движения в период реформ, исследователи подробно раскрывали эволюцию мнения российского общества. В последние десятилетия в историографии наметилась тенденция панорамного изображения новой идеологии государства и эволюции ее восприятия обществом.
В результате анализа историографии, было обнаружено, что научная разработка движения педагогической общественности в Советском Союзе, социальные педагогические инициативы и динамика их представлений о том, что происходит в стране, недостаточны. В целом, историографические исследования показали, что данная проблема только началась изучаться. Еще нужно переоценить вклад преподавателей в процесс демократизации советского общества.
Хронологические рамки исследования смогли охватить период советской истории 1980-х - начала 1990-х гг., который очень важен для власти и общества, и касается нарастания кризиса власти и распада СССР, который за ним последовал и состоялся в декабре месяце 1991 года. Во время перестройки педагогическая общественность показала, что она умеет выражать настроения общества, быть авангардом общественного движения, способствовать реформированию образовательной системы и судьбы государства в целом. В период перестройки на протяжении небольшого промежутка времени произошло глубокое переосмысление реальности СССР, что помогло подготовить общество к глубоким переменам в его существовании. Самые значимые и грандиозные по масштабу изменения происходили тогда, когда в них принимали участие педагогическая общественность.
Формирование источниковой базы исследования происходило в процессе подготовки данной работы, учитывая при этом избранную цель и поставленные задачи. В ходе исследования использовали огромное количество источников, в том числе и те, которые ранее не вводились в научный оборот. В проведенном нами исследовании проанализированы труды А. Магун «Отрицательная революция. К деконструкции политического субъекта», и К. Рогова «Большой транзит», позволившие эпоху перестройки сопоставить с французской буржуазной революцией ; с реформами Петра I и революцией 1917 года и называют ее последней учредительной эпохой» в российской истории.
В проведенном нами исследовании проведен анализ следующего документа: «Постановление от 12 апреля 1984 г. N 13-XI об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» , главной целью анализируемого Постановления не было глубокое реформирования образовательной системы. В нем изложены пути и направления, согласно которым оно обязано развиваться.
В России издано много книг, статей, исследований, которые касаются проблем массового образования на материалах разнообразных видов медиа» (В.А. Монастырский, Л.М. Баженова, А.В. Шариков, О.А. Баранов, Л.П.
Прессман, Ю.Н. Усов, С.Н. Пензин, Н.Ф. Хилько, Е.А. Бондаренко, А.В. Спичкин, И.С. Левшина, А.В. Федоров, Л.С. Зазнобина, Г.А. Поличко и др.) Поток исследований в сфере образования значительно увеличился, когда произошли перемены в политической и социально-экономической жизни в России...» . Материалы, которые представлены в монографиях, научнометодических пособиях, учебных программах (А.В. Шариков, С.Н. Пензин, Ю.Н.Усов и пр.) являются обобщением теоретических исследований, практической деятельности, интеграцией отечественного и западного опыта, расширением образовательных средств (от традиционных кинематографа, прессы, фотографии, радио к обращению к видео, телевидению, компьютерным технологиям и пр.). Эпоха «перестройки» - определенный период, когда подводились итоги полувековой деятельности в работах Ю.Н. Усова , С.Н. Пензина и др.
Проанализирован «Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII съезду коммунистической партии Советского Союза» М. Горбачева, позволивший выявить, что были скорректированы цели и задачи обновленного политического курса на 1986-1990 годы с перспективой до 2000 года : 1) бороться с бюрократизмом; 2) демонстрировать СМИ положительное основание всех преобразований, что происходят в стране.
Проведен также анализ письма Н. Андреевой, которое было названо «манифестом антиперестроечных сил», но как утверждают большинство исследователей и очевидцев, его публикация, а также партийная дискуссия,показать слабые места «перестройки», в частности, раскол внутри партии.
Работы, которые касаются периода 1985-1991 гг. практически полностью исходят из концепции демократического социализма, и, как правило, носят комментаторский характер, популяризируя, при этом, перестроечные идеи.
Ярким представителем теории модернизации в интерпретации перестройки является В. Согрин - профессор МГИМО .
Еще во времена перестройки вышли такие монографии, как «Г орбачев у власти» (С. Уайт), «Вся власть советам! Демократическая революция в СССР» (М. Урбан). Авторы считают, что данные события в СССР - положительны, и характеризуются приветствием перестройки, «восторгом от размаха преобразований». Но в работе «Партия приносится в жертву мне»: Горбачев и место партии в советских реформах, 1985-1991 гг.», которая написана в 1991 году, историк Н. Робинзон попытался осмыслить произошедшие события в Советском Союзе.
В нашем исследовании особый интерес представили труды А. Магунома - монография «Отрицательная революция. К деконструкции политического субъекта», Б. Кагарлицкого , который издал книгу «Реставрация в России» (2000), перестройка в истории Советского Союза - завершение исторического цикла, что был начат еще в 1917 году, который был назван «гибелью левого проекта и принятием (реставрацией) старой, либеральной модели общества».
В 2014 году была опубликована монография антрополога А. Юрчака на русском языке «Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение». В ней автор попытался сделать анализ условий, что привели к распаду СССР, но не позволили его предвидеть.
Во втором разделе, проведенного нами исследования, предоставлены результаты исследования, которое было проведено и касается проблемы реформ отечественного образования в школе 1980-х гг.14. Данное исследование касается небольшого периода времени - 1984-1991 гг. Несмотря на то, что этот промежуток длится 10 лет, для истории педагогики и образования он имеет огромное значение. Это связано с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, переосмыслением педагогических взглядов и концепций.
Результаты анализа нормативно-правовых документов, которые касались темы исследований (А.С. Белоножкина, Н.А. Булычевой, В.Г. Шишикина и др.), периодической печати и пр. свидетельствуют о том, что процесс реформирования системы образования проходил в довольно сложных условиях.
Анализ трудов Э.Д. Днепрова позволил выявить, что существуют пять последовательных периодов развертывания «образовательной реформы 1985-1992 гг.»
Среди тех публикаций, которые были доступны, необходимо выделить партийные и правительственные документы, что были опубликованы, общественные опросы, письма педагогов, написанные в центральные издания, материалы дискуссий и круглых столов, что были популярными в период перестройки. Ценными являются работы, написанные лидерами государства, в которых содержится официальная оценка взаимодействия власти и общества. Актуальные проблемы общества в эпоху перестройки
активно обсуждались в «Учительской газете». В целом, все источники подбирались, учитывая особенность темы работы, которая способствовала решению поставленных в работе задач.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Период перестройки в истории Советского Союза и России называют «смутным временем». И это касается не только исторических фактов, так как положение большинства из них еще не определено и неизвестно будет ли определено вообще. От проблематики неоднозначности периода перестройки зависит будут ли существовать научные исследования и публикации, где предложены разнообразные взгляды на события, которые происходили в стране в конце 1980-х - начале 1990-х годов. С учетом данной сложности и неоднозначности в историческом смысле, в этой работе мы попытаемся рассмотреть срез актуальной рецепции и рефлексии периода «перестройки», который был выражен в кинематографе данной эпохи.
В первом параграфе дана характеристика событий, в основном, внутриполитической жизни государства сквозь призму властной риторики «предстоящих обновлений». Обнаружено, что все проекты обновления, громкие лозунги, которые касались демократизма, возвращение к социалистическим «истокам» подавались в идеологической форму. На самом деле, они оказались только риторическими фигурами. Реформы и призывы создавать социалистическую модель демократии, инициаторами которых были «верха», превратились бесконтрольные хаотические процессы.
В результате анализа отечественной и зарубежной литературы, осмысления перестроечного процесса, было еще раз доказано, что выдвинутый тезис неоднозначен, и как следствие - популярен как объект исследования среди историков, политологов, экономистов и философов.
Нами были рассмотрены интерпретации периода перестройки, автором которых являются философ и политолог А. Магун и антрополог А. Юрчак. Они являются не только относительно недавним откликом на эпоху перестройки около перестроечные события, но и в дальнейшем не раз будут цитироваться в настоящей работе, выступая как теоретический фундамент.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) время «перестройки» (1986 - 1991 годы) не совсем точно отражают особенность изменений, что происходили в системе образования в Советском Союзе. Мы считаем, что это не совсем так, поскольку все перемены в образовательной сфере являются следствием реформирования системы, начало которого - 1984 год. Мы доказали, что основой «перестроечных» преобразований в области образования являются предыдущие решения (съездов КПСС 1983, 1984 годов, итогах общественного обсуждения и т.д.), которые соответствовали изменениям, что происходили в сфере экономики, политики и социума. Учитывая данный факт, необходимо для эпохи «перестройки» образовательной политики в СССР ввести временные рамки - 1984 - 1991 гг., выделить самые важные правовые документы, мероприятия, от которых зависели не только ход и векторность реформ в образовательной сфере, но и глубина, необходимость изменений.
Нельзя утверждать, что демократизация педагогического процесса в школе общего образования СССР является единой тенденцией, которая развивается поступательно. Оно является сложным явлением, которым движут государственные и общественные круги. В 1986 - начале 1987 гг. союзные власти полагали, что демократизация школы, обращение к инициативе учителей оживит школьную реформу. Однако к 1989 г. роль государства в руководстве реформой стала более слабой, поскольку усугубились негативные тенденции в политике и экономике. Это и стало причиной того, что властные структуры стали тормозить демократизацию школы. На этом фоне стали возникать новые тенденции децентрализации процессов демократии и перехода инициативы к педагогической общественности на местах, что и позволило не допустить остановки демократизации. И вновь государство стало поддерживать тенденции, что возникли и развивались стихийно. Поэтому они дошли до своего логического завершения, когда в суверенных республиках руководителями страны становятся реформаторы образования.
тенденции, которые возникли и развивались стихийно, завершились на республиканском уровне. Это означало практически полное исчезновение единых тенденций демократизации педагогического процессы государства и дезинтеграцию общего образовательного поля Советского Союза с выпадением из него отдельных республик. В октябре 1990 г. центробежные тенденции были настолько сильными, что даже педагоги Литвы отказались участвовать в конкурсе «Учитель года СССР». Причиной этого стала «реформа системы просвещения», которая способствовала кардинальной измене его структуры.
Демократизация педагогического процесса в школе общего образования Советского Союза не является единой тенденцией, что развивается поступательно. Она считается сложным явлением, движущими силами которого в разное время были различные государственные и общественные круги. В 1986 - начале 1987 гг. демократизация школы, обращение к учительской инициативе представлялись союзным властям реальным способом оживить школьную реформу. Но роль страны в руководстве реформой образования к 1989 г. значительно ослабла, поскольку усугубились негативные тенденции в политике и экономике. Это и привело к торможению демократизации школы властными структурами. В результате стали возникать совершенно новые тенденции децентрализации демократических процессов, а инициатива перешла к местной педагогической общественности, что не позволило остановить процесс демократизации. И наконец тенденции, которые возникли и развивались стихийно, стали поддерживаться государством и логически закончились, когда реформаторы становятся у власти.
В первом параграфе дана характеристика событий, в основном, внутриполитической жизни государства сквозь призму властной риторики «предстоящих обновлений». Обнаружено, что все проекты обновления, громкие лозунги, которые касались демократизма, возвращение к социалистическим «истокам» подавались в идеологической форму. На самом деле, они оказались только риторическими фигурами. Реформы и призывы создавать социалистическую модель демократии, инициаторами которых были «верха», превратились бесконтрольные хаотические процессы.
В результате анализа отечественной и зарубежной литературы, осмысления перестроечного процесса, было еще раз доказано, что выдвинутый тезис неоднозначен, и как следствие - популярен как объект исследования среди историков, политологов, экономистов и философов.
Нами были рассмотрены интерпретации периода перестройки, автором которых являются философ и политолог А. Магун и антрополог А. Юрчак. Они являются не только относительно недавним откликом на эпоху перестройки около перестроечные события, но и в дальнейшем не раз будут цитироваться в настоящей работе, выступая как теоретический фундамент.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) время «перестройки» (1986 - 1991 годы) не совсем точно отражают особенность изменений, что происходили в системе образования в Советском Союзе. Мы считаем, что это не совсем так, поскольку все перемены в образовательной сфере являются следствием реформирования системы, начало которого - 1984 год. Мы доказали, что основой «перестроечных» преобразований в области образования являются предыдущие решения (съездов КПСС 1983, 1984 годов, итогах общественного обсуждения и т.д.), которые соответствовали изменениям, что происходили в сфере экономики, политики и социума. Учитывая данный факт, необходимо для эпохи «перестройки» образовательной политики в СССР ввести временные рамки - 1984 - 1991 гг., выделить самые важные правовые документы, мероприятия, от которых зависели не только ход и векторность реформ в образовательной сфере, но и глубина, необходимость изменений.
Нельзя утверждать, что демократизация педагогического процесса в школе общего образования СССР является единой тенденцией, которая развивается поступательно. Оно является сложным явлением, которым движут государственные и общественные круги. В 1986 - начале 1987 гг. союзные власти полагали, что демократизация школы, обращение к инициативе учителей оживит школьную реформу. Однако к 1989 г. роль государства в руководстве реформой стала более слабой, поскольку усугубились негативные тенденции в политике и экономике. Это и стало причиной того, что властные структуры стали тормозить демократизацию школы. На этом фоне стали возникать новые тенденции децентрализации процессов демократии и перехода инициативы к педагогической общественности на местах, что и позволило не допустить остановки демократизации. И вновь государство стало поддерживать тенденции, что возникли и развивались стихийно. Поэтому они дошли до своего логического завершения, когда в суверенных республиках руководителями страны становятся реформаторы образования.
тенденции, которые возникли и развивались стихийно, завершились на республиканском уровне. Это означало практически полное исчезновение единых тенденций демократизации педагогического процессы государства и дезинтеграцию общего образовательного поля Советского Союза с выпадением из него отдельных республик. В октябре 1990 г. центробежные тенденции были настолько сильными, что даже педагоги Литвы отказались участвовать в конкурсе «Учитель года СССР». Причиной этого стала «реформа системы просвещения», которая способствовала кардинальной измене его структуры.
Демократизация педагогического процесса в школе общего образования Советского Союза не является единой тенденцией, что развивается поступательно. Она считается сложным явлением, движущими силами которого в разное время были различные государственные и общественные круги. В 1986 - начале 1987 гг. демократизация школы, обращение к учительской инициативе представлялись союзным властям реальным способом оживить школьную реформу. Но роль страны в руководстве реформой образования к 1989 г. значительно ослабла, поскольку усугубились негативные тенденции в политике и экономике. Это и привело к торможению демократизации школы властными структурами. В результате стали возникать совершенно новые тенденции децентрализации демократических процессов, а инициатива перешла к местной педагогической общественности, что не позволило остановить процесс демократизации. И наконец тенденции, которые возникли и развивались стихийно, стали поддерживаться государством и логически закончились, когда реформаторы становятся у власти.
Подобные работы
- СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СССР С 1917 ПО 1945 ГОД
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1931-1952 ГГ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ НОВООСКОЛЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УЧИЛИЩА)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Развитие школьного образования в 1984-2000 гг. в Ханты-Мансийском автономном округе (Югорский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ОСВЕЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В 1954 - 1991 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «БЕЛГОРОДСКАЯ ПРАВДА»)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие отечественного образования в 1917-1991 гг. Проблемы изучения в школьном курсе истории.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Состояние и тенденции развития обществоведческого образования в России (90 гг. XX в. - начале XXI в.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция политической системы СССР (вторая половина 1980-х начало 1990-х гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Использование фотодокументов на уроках истории России в 10 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Реформирование системы образования в период «оттепели» (по страницам журнала «Народное образование»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



