Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения совместной деятельности младших школьников 5
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2 Роль совместной деятельности в развитии младших школьников 13
1.3 Особенности совместной деятельности младших школьников 18
Вывод по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей совместной деятельности младших школьников 26
2.1 Организация исследования. Описание методик 26
2.2 Анализ результатов исследования 28
2.3 Практические рекомендации педагогам по организации совместной
деятельности младших школьников 37
Вывод по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложения
Актуальность выбранной темы обусловлена, тем, что младший школьный возраст является одним из важнейших «переломных» моментов в жизни ребёнка, а возможно и самым значимым.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Соответственно кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что не может не сказываться на психологическом аспекте развития личности.
Во многом именно то, как школьник справится с требованиями новой ситуации развития кристаллизует его характер и жизненные ориентиры в дальнейшей жизни.
В младшем школьном возрасте идёт бурное развитие всех высших психических функций мозга: восприятие, память, воображение, речь и другие.
Большую часть времени дети начинают проводить со сверстниками в стенах школы, перестраивается вся социальная система отношений ребёнка с внешним миром. Ведущим видом деятельности становится учебная, хотя игровая ещё не теряет своей привлекательности. Соответственно исследование совместной деятельности (учебной и игровой) младших школьников позволяет получить данные необходимые для дальнейшего построения педагогического и воспитательного процессов, учитывая при этом особенности этой деятельности.
Цель исследования - изучение особенностей совместной деятельности младших школьников.
Объект исследования - младшие дошкольники.
Гипотеза исследования - совместная деятельность благотворно влияет на младших школьников, приводит к положительным сдвигам в успеваемости и общении, а именно:
У Снижение уровня тревожности младших школьников.
У Повышение эффективности усвоения и актуализации знаний, выраженной в успеваемости.
У Улучшение психологического климата в классе.
Методы исследования: для решения поставленных в исследовании целей и задач, а также для подтверждения гипотезы в работе использовались следующие методы:
У теоретический анализ научной литературы;
У наблюдение;
У беседа;
У анкетирование;
У тестирование.
Практическая значимость исследования: результаты исследования использованы педагогом-психологом МБОУ СОШ №71 в создании методических пособий для педагогов начальных классов по организации совместной деятельности младших школьников, для улучшения качества образовательного процесса с учётом особенностей совместной деятельности младших школьников.
База исследования: МБОУ СОШ №71 г. Казань РТ (начальные классы)
Структура работы: Введение, две главы, заключение, приложения.
Младший школьный возраст является переломным в жизни ребёнка, изменения касаются как психических, так и физиологических процессов организма. Происходит смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.
Младший школьный возраст знаменует изменения в социальном аспекте взаимодействия ребёнка с окружающим миром. В системе жизненных координат ребёнка появляется учитель - значимый взрослый в жизни младшего школьника, порой авторитет учителя оказывается выше родительского. Расширяется и обогащается круг общения со сверстниками в учебной и вне учебной деятельности.
Попадая в школу, ребёнок начинает усваивать социальные нормы и общественную мораль. Психика ребёнка претерпевает количественные и качественные изменения, главными новообразованиями младшего школьного возраста принято считать:
> произвольность и осознанность всех психических процессов,
> интеллектуализация всех психических процессов,
> внутреннее опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий.
Таким образом, младший школьный возраст является возрастом интенсивного интеллектуального развития. Активно развивающийся интеллект опосредует развитие всех остальных психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. [17]
Изменения касаются не только психических функций, младший школьник становится частью общества с определёнными общественными обязанностями и правами. Совместная игровая деятельность сменяется на учебную, которая в свою очередь предъявляет ряд требований к ребёнку и к уровню знаний, умений и навыков.
Анализ научной литературы позволил сделать выводы о благотворном влиянии совместной деятельности в процессе обучения младших школьников на их развитие. Работа в группах позволяет младшим школьникам проявить лидерские качества, продемонстрировать самостоятельность, умение анализировать и воспроизводить информацию, планировать ход выполняемой работы и оценивать её результаты.
При совместной деятельности у детей активизируется познавательная сфера; развиваются навыки самостоятельного планирования и выполнения заданий; развиваются навыки коммуникации; нормализуются межличностные отношения в коллективе.
При организации совместной деятельности учителю стоит учитывать уровень подготовленности детей к сотрудничеству, а также индивидуальные особенности каждого ребёнка, при выполнении всех требований к организации групповой работы, мы получим следующие результаты:
> Снижение уровня тревожности младших школьников.
> Повышение эффективности усвоения и актуализации знаний, выраженной в успеваемости.
> Улучшение психологического климата в классе.
Эти пункты были заложены в гипотезу исследования и были подтверждены психолого-педагогическим исследованием, а также математическим и статистическим анализом.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для ВУЗов. - М:. Юрайт, 2010.
2. Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. - Волгоград, 1995.
3. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках. - М.: Амрита, 2012.
4. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников. - Казань: Отечество, 2013.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
6. Бильгельдесва Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее реализации: Дис. . канд. психол. наук. - Кострома, 1998.
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., Воронеж,1997.
8. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая
проблема // Проблемы формирования личности. - М.: Ин-т
практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2015.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема
формирования личности/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе./ Хрестоматия. Психология развития. - СПб: Питер, 2001.
11. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Роль рефлексии в развитии личности/ В кн.: Психическое развитие младших школьников: -экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990.
12. Венгер А.Л. Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск: Пеленг, 1993.
13. Вергелес Г.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
14. Виноградова М.Д. Первин И.В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1997.
15. Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание соч. В 6 т. Т.4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 2014.
16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
19. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1992. - №1-2. - С. 22-33.
20. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2008.
21. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии. - 1992. - №3.- С. 14-19.
22. Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста/В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/сост. И.В. Дубровина и др.- М.: Academia, 1998.
23. Донцов А.И. Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - С. 64 - 71.
24. Дубровина И.В. Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Знание, 1982.
25.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 1986.
26.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001.
27. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1970.
28. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения (Дошкольный и младший школьный возраст): Дис. канд. психол. наук. - М., 1995. - 153 с.
29. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - Спб.: «Питер», 2009.
31. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2005.
32. Мудрик B.C. Социализация, воспитание, саморазвитие человека//Теория и практика воспитательных систем: в 2-х книгах. - М.: РАО, 1993. - Кн. 2 - гл.6. - С. 15-23.
33. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. - М.: Академия, 2000.
34. Немов Р.С. Социально-психологические основы эффективности групповой деятельности. — М.: Педагогика, 1984.
35. Немов Р.С. Психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010.
36. Немов Р.С. Психология образования. Книга 2. - М.: Просвещение, 1995.
37.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. - М.: Юрайт,2010.
38. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология». - М., 2012.
39. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987.
40. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969.
41. Рогачева С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации//Мир психологии. - 1990. - №3. - С. 159 -167.
42. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.
43. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987.
44. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000.
45. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и со взрослыми: методические рекомендации / Сост. Т.В. Сенько. - М. 1991.
46. Синягина Н.Ю. Закономерности и условия развития младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Дис.док. психол. наук. - М., 1998.
47. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009.
48. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.
49. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологи. -М.: 1995.
50. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
51. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. - М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК,1998.
52.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 6-20.
53.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974.
54.Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблема воспитания. - М., 1976.