Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития торгового
предприятия 6
1.1. Понятие и виды стратегий развития торгового предприятия 6
1.2. Этапы процесса разработки стратегии торгового предприятия 16
1.3. Методы разработки стратегии развития торгового предприятия 35
2. Оценка рыночного положения торгового предприятия ООО «Данон трейд»
41
2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 41
2.2. Характеристика рыночного положения торгового предприятия ООО
«Данон-Трейд» 47
3. Разработка стратегии развития торгового предприятия 51
3.1. Разработка направлений стратегического развития торгового предприятия
51
3.2. Экономическое обоснование предложенной стратегии торгового
предприятия 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения
Актуальность темы работы определяется тем, что на современном этапе стратегия - это основополагающий инструмент управления предприятием, который определяет направления развития предприятия, повышения его конкурентоспособности на рынке.
Кроме того, актуальность определяется создаваемой в РФ системы стратегического планирования, охватывающей на современном этапе федеральный уровень, уровни субъектов, местный уровень, госкорпорации, компании с государственным участием.
Поскольку развитие предприятия заключается в изменении его характеристик с целью развития и повышения устойчивости на рынке, следовательно, оно является актуальным на любом этапе жизненного цикла компании.
Исследования показали, что алгоритм разработки стратегии включает:
а) анализ текущего положения компании и показателей достижения целей, поставленных по итогам разработки и утверждения предыдущей стратегии (в случае если применимо);
б) анализ перспектив развития отрасли в Российской Федерации и на международных рынках с учетом прогнозируемых (ожидаемых) изменений технологий, технологического и экологического регулирования, динамики спроса и т.д.;
в) проведение анализа деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями, учитывая отраслевую и конкурентную специфику деятельности;
г) описание целевой модели развития компании, приоритетных направлений развития и стратегических инициатив;
д) анализ ключевых рисков и возможностей;
е) разработка перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам.
Реализация перечисленных шагов требует уточнения методики их реализации и учета отраслевой и прочей специфики деятельности компании.
Для построения качественной и, самое главное, эффективной маркетинговой стратегии развития организации необходимо рассмотреть ряд вопросов, так сказать вариантов стратегии. Список этих вопросов может варьироваться в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим некоторые аспекты маркетинговой стратегии организации.
Одно из важнейших решений, которое должны принимать разработчики стратегии. Возможно два варианта развития ситуации: организация может перехватить долю на рынке у организаций - конкурентов, а можно создать новый рынок, на котором организация может занять свою нишу.
Как показывает практика, легче занять, отобрать долю рынка у конкурентов, чем построить новый рынок. Создавать рынок целесообразно, когда организация выпускает новый товар, которого еще не было. Для начала нужно убедить потребителя, что ему нужен этот вид товара, а затем - что ему нужен именно товар конкретной организации. Также создание нового рынка процесс затратный, как по времени, так и по средствам. Но он дает организации преимущество, и она очень долго может находиться в роли лидера на рынке, охватывая наибольшую долю потребителей.
Часто встречается и такой вариант развития событий, когда организация намеренно использует стратегию создания нового рынка, для того, чтобы прийти на рынок вторыми. Ее можно назвать стратегией второго номера. Таким образом организация избавляет себя от ненужных затрат.
Немаловажным фактором при выборе стратегии развития нового рынка или перехвата доли конкурента является этап жизненного цикла товара организации. Например, на этапе зарождения товара лучше выбрать стратегию создания нового рынка, на этапе роста можно выбрать стратегию второго номера. А на этапе зрелости и упадка целесообразнее выбирать стратегию отбора рыночной доли у конкурента.
Таким образом, решение о создании нового рынка является основополагающим и предопределяет будущее посторенние маркетинговой стратегии организации.
Объект работы - ООО «Данон-трейд». Предмет: стратегия развития предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии развития торгового предприятия
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
а) исследованы теоретические основы разработки и реализации стратегии развития предприятия;
б) выполнен анализ экономических и финансовых показателей;
в) разработаны целевые ориентиры и система целевых показателей;
г) выполнен прогноз целевых показателей на пять лет.
Степень разработанности проблемы. В стратегические управления следует выделить труды таких ученых как И. Ансофф, А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Д. Кэмпбел, М. Портер, В.Р. Веснин, В. С. Ефремов, Э.М. Коротков, М.И. Круглов, А.И. Хорев и др. и т.д.
Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы в отношении теоретических подходов к разработке стратегии развития предприятия.
Стратегия развития компании, направления или бизнеса в целом - это:
а) итоговый набор целевых показателей с анализом их возможных изменений;
б) набор бюджетов, на основании которых, получены целевые показатели;
в) анализ сценариев развития предприятия;
г) маркетинговые исследования, на основании которых разработаны бюджеты.
Составляющие стратегии развития - функциональные стратеги:
а) финансовая стратегия компании;
б) маркетинговая стратегия компании;
в) кадровая стратегия компании;
г) система целевых показателей стратегии развития компании;
Для оценки степени реализации амбициозных установок, определения стратегических намерений необходимо установить целевые значения показателей, которые количественно оценивают эти факторы. Целевые показатели - это своеобразные эталоны, к которым следует стремиться. Целевые показатели определяются в наиболее значимых для компании функциональных областях. Для торговой компании это могут быть: товарооборот, средний чек, пропускная способность и др.
Анализ хозяйственной деятельности показал, что ООО «Данон-трейд» является эффективным и успешным предприятием на рынке розничной торговли.
Вместе с тем, наблюдаемые в современных условиях тенденции снижения эффективности коснулись и компании.
Выполненный анализ текущей стратегии предприятия показал ее недостаточную эффективность, поскольку:
а) рентабельность основной деятельности имеет в 2016 году некоторую тенденцию к снижению;
б) рост выручки обеспечивается не ростом площадей, а ростом доходов от прочих видов деятельности, в частности, сдачи площадей в аренду;
в) показатели финансовой устойчивости неудовлетворительны, в основном, за счет использования, в большей степени, заемного капитала.
Следовательно, в сегменте основной деятельности компании необходимы решения по корректировке стратегии развития.
Вместе с тем, рынок розничной торговли развивается, происходит изменение конкуренции на рынке. Это означает необходимость разработки стратегии развития для компании.
2015 кризисный год оказался для российского рынка не лучшим периодом. В качестве основной стратегии выбрана маркетинговая стратегия развития.
Маркетинговая стратегия представляет собой комплекс мероприятий и действий, направленных на достижение маркетинговых целей организации. Она показывает, каким образом можно их достичь, по какому пути развития идти дальше.
Для того, чтобы занимать свою нишу на рынке долгое время, организация ООО «Данон-трейд» должна быть готова к конкурентной борьбе. Такой вид маркетинговой стратегии, направленный на защиту своей доли на рынке, называется конкурентная стратегия. Принимать решение, использовать ли данную стратегию или нет, необходимо на основе анализа рынка. Именно он покажет долю рынка, которую занимает организация ООО «Данон-трейд» в данный момент времени.
Вести конкурентную стратегию можно несколькими способами. Во- первых, организация может противопоставить себя конкретной организации - конкуренту.
Во-вторых, организация ООО «Данон-трейд» может противопоставить себя целой отрасли. В-третьих, организация может применять контрмеры для защиты от вхождения новых организаций в отрасль.
В первых двух случаях имеет место использовать сравнительную рекламу. В этой рекламе можно рассказать о проблемах, которые существуют у организации-конкурента, перенести их на всю отрасль в целом, а затем объяснить потребителям, что у данной организации таких проблем нет и она намного лучше своих конкурентов. Особый эффект эта реклама даст, если размещаться она будет практически в то же время и в том же месте, что и реклама конкурентов.
В третьем случае потребитель, равно как и организация, не знает о возможностях новой организации-конкурента и о его товаре. Поэтому необходимо использование мероприятий, направленных на защиту собственной позиции на рынке. Этого можно достичь путем системы акций и скидок, напоминающей рекламе, которая говорит о положительном опыте работы на рынке и т. д.
При разработке стратегии развития организации ООО «Данон-трейд» немаловажным фактором является соотношение цен на товары организации и товары-конкуренты. Использование цены на товар как фактора, влияющего на стратегию развития организации называется стратегией ценообразования.
Расчеты показателей экономической эффективности мероприятий по совершенствованию системы продвижения и сбыта ООО «Данон Трейд» показали, что проект при 12 % ставке дисконтирования окупится через 16 месяцев, чистый приведенный доход составит 5 298 тыс. руб. что больше нулевого значения. Общая сумма затрат по внедрению данных мероприятий составит 2 086 тыс. руб. Рентабельность инвестиций планируется на уровне 340,16%. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проекта и проект можно принять к реализации.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2014)
3. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // Российская газета. - 26.02.2013. - N 41
4. Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (ред. от 26.10.2014 № 139н)
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (в редакции приказа МФ РФ от 7.05.2003г. №38н)
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ
9/99
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ
10/99
8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (в редакции приказа МФ РФ от 24.12.2010 № 186н)
9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №2 209- ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. N 645 - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
Книги, монографии
11. Баженов, С. И. Управление устойчивым развитием малого предпринимательства как фактор экономического роста региона [Текст] / С.И. Баженов. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. - 236 с.
12. Кузнецова, И.А. Большой справочник для малого бизнеса [Текст] / И.А. Кузнецова: практическое пособие. - М.: Дашков и ко, 2017. - 365 с.
13. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. -М.: ИНФРА-М, 2016. - 245 с.
14. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство [Текст] / М.Г. Лапуста: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2017. - 685 с.
15. Малое и среднее предпринимательство в России [Текст]: статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2017. - 21 с.
16. Малый бизнес: учебное пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. М.: КНОРУС, 2015.
17. Невская, М.А. Малое предпринимательство. Взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами [Текст] / М.А. Невская: практическое пособие. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 226 с.
18. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 687 с.
19. Рубин Ю.Б. Предпринимательство: учебник. М.: Московский финансово-промышленный университет, «Синергия», 2015.
20. Росситер Д., Перси Л. Реклама и продвижение товаров / Пер. с англ.- СПб.: Питер,2017.
21. Сутягин В.Ю., Беспалов М.В., Черкашнев Р.Ю. Финансовая среда предпринимательства: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015.
22. Чапек, В.Н. Экономика малого предпринимательства [Текст] / В.Н.
Чапек: учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 186 с.
23. Финансы: Учеб. Пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина, В 2 т. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 320 с. - Высшее образование).
24. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика,2017. — 496 с.
25. Шилина М.Г. Теория и практика общественных связей в инновационном дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2017. - N 2. - С.124-134.
26. Шевченко С.Ю. Управление жизненным циклом инновационного продукта // Креативная экономика. — 2017. — № 2 (14). — с. 32-39.
27. Экономический анализ: практикум / О.В. Авдейчик, Н.Л. Фурман. - Гродно: ГрГУ, 2016. - 199 с.
Печатная периодика
28. Антонова Р.А.: Перспективы развития или тернистый путь к успеху // Эксперт. 2017. - №6. С.10-23.
29. Берестнева Е.А., Термелева А.Е. Специфика управления финансовыми рисками на промышленном предприятии в современных условиях // Математика, экономика и управление. 2015. Т.1, №4. С. 79-83.
30. Бородкин А., Вельф А. Продвижение обходным путем // Деньги. - 2016. - № 29.
31. Заводчикова Т.Б. Кластерный подход к формированию экспортной стратегии предприятий [Текст] / Т.Б. Заводчикова // Вестник Самарского государственного университета. 2017. № 7 (66). С. 78-85.
32. Куклев П.А. Инновационный продукт как объект купли-продажи в условиях рынка // Креативная экономика. — 2017. — № 7 (55). — с. 68-72.
33. Кубахов П.С.: Маркетинг инноваций или новых продуктов // Маркетинг. 2017. №6. С. 41-50.
34. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.:
Вильямс, 2016. - 752 c.
35. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 с.
36. Лапа Е.А. Стратегическое управление регионом // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2016. - № 35. - С. 30-35.
37. Лапа Е.А., Термелева А.Е. Кластерный подход как инструмент инновационного и социально-экономического развития регионов (на примере Самарской области) // Экономика и предпринимательство, № 11 (ч.1), 2016 - С. 215-219.
38. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
39. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 148 с.
40. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие / Г. Моосмюллер, Н. Н. Ребик. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 198 с.
41. Молодоженова В.Н., Остапенко Т.П. Особенности маркетинга инновационных продуктов // Креативная экономика. — 2017. — № 1 (37). — с. 28-34.
42. Рыбакова С.С. Reculiarities of activity of bodies of legislative (representative) authorities of subjects of the Russian Federation//Modern approaches to the management of economic systems in the conditions of global transformation/ - (St.-Louis, Missouri, 1th February, 2016). - St.-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House. - 156 p. (Р. 128-134).
43. Рыбакова С.С. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности регионального парламента // В сборнике: От земских учреждений к местному самоуправлению в России: традиции, опыт, перспективы (к 150- летию Земской реформы) Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 117-119.
44. Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 с.
45. Рожков, И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге / И.В. Рожков. - М.: Русайнс, 2014. - 196 с.
46. Русакова О.И. Роль маркетинговых инструментов в продвижении страховых продуктов на российском рынке / О. И. Русакова, Д. С. Хаустов // Страховое дело. - 2014. - № 1. - С. 38-42.
47. Сироткина И.В. Разрабатываем рекламную кампанию // Предприниматель без образования юридического лица // ПБОЮЛ. - N 4, 5. - апрель, май 2016. - С. 82 - 84.
48. Сущность и основные признаки стратегии // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 — № 10(39)
49. Токарев Б.Е. Маркетинговый подход к решению проблем инновационного технологического развития // Креативная экономика. — 2016. — № 12 (84). — с. 68-74.
50. Термелева А.Е. Инвестиционные проекты как инструмент инновационного развития Самарской области // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2016. - № 14. - С. 156-163.
51. Термелева А.Е. Принятие управленческого решения - значимая функция современного менеджера // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.А. Дубровиной. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2016. - Вып. 4 - С 154-159.
52. Термелева А.Е. Содержание инновационного потенциала региона // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.А. Дубровиной. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. - Вып. 2 - 208 с. С 170-179.
53. Термелева А.Е. Сравнительный анализ подходов управления проектами и традиционного менеджмента // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях: межвуз. сб. ст./ под общ. ред.
Н.А. Дубровиной. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2015. - Вып. 3 - 198с. С 173-179.
54. Термелева Е.Е., Ябарова А.Я.Механизмы управления муниципальным имуществом // Современные проблемы управления: Сборник научных статей/под ред. С.А. Ключникова. Издательство «Самарский университет», 2015. - Выпуск 9. - С. 99-106.