ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА .. 7
1.1 Понятие и сущность государственного суверенитета 7
1.2 Нормативно-правое обеспечение суверенитета и территориальной
целостности Российской Федерации 18
2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 45
2.1 Обеспечение суверенитета на внутригосударственном уровне 45
2.2 Международный уровень реализации суверенитета и территориальной
целостности РФ 56
3 ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 70
3.1 Правовые коллизии конституционно-правового определения суверенитета в РФ 70
3.2 Суверенитет государства в условиях современной глобализация 72
3.3 Реализация суверенитета в федеративном государстве как проблема 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА .. 7
1.1 Понятие и сущность государственного суверенитета 7
1.2 Нормативно-правое обеспечение суверенитета и территориальной
целостности Российской Федерации 18
2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 45
2.1 Обеспечение суверенитета на внутригосударственном уровне 45
2.2 Международный уровень реализации суверенитета и территориальной
целостности РФ 56
3 ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 70
3.1 Правовые коллизии конституционно-правового определения суверенитета в РФ 70
3.2 Суверенитет государства в условиях современной глобализация 72
3.3 Реализация суверенитета в федеративном государстве как проблема 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Проблема государственного суверенитета является на настоящий момент одной из наиболее дискуссионных как в отечественном, так и зарубежном праве, что непосредственно обусловлено происходящим в мире разнонаправленным процессом фрагментации и глобализации и неоднозначностью интерпретации термина «суверенитет».
Современные тенденции военнополитической и социально-экономической обстановки в мире находят выражение в формировании комплекса вызовов и угроз международной безопасности, стабильному и независимому развитию многих стран. В качестве объекта прямых и косвенных посягательств нередко выступают суверенитет и конституционный строй государств. В настоящее время проблема защиты государственного суверенитета является крайне актуальной для нашей страны.
Россия на протяжении всей своей истории всегда отстаивала свою идентичность, свою независимость. Однако новые реалии, в том числе возникновение таких явлений, как «гибридная война», игнорирование норм международного права, прежде всего, так называемыми «западными партнерами» заставляют по-новому взглянуть на проблему защиты суверенитета.
Если же рассматривать этот вопрос в контексте происходящих в Европе и мире кризисных явлений и претензий супердержав, претендующих на роль объединительного центра (на создание однополярного мира), то происходит размывание понятия «суверенитет» и извне. А это порождает массу проблем не только теоретического, но и практического характера, в силу чего вопрос о суверенитете государства представляется одним из основных в исследовании проблем государства. Поэтому представляется необходимым выработать четкое определение государственного суверенитета.
Степень разработанности темы. Вопросам суверенитета посвящены работы многих отечественных правоведов: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, С.А. Бабурина, Г.Н. Комковой, О.Е. Кутафина, Б.С. Эбзеева и других.
Суверенитет является наиболее часто используемой и обсуждаемой проблемой российской действительности. Они являются одними из самых востребованных политико- правовых феноменов, изучению которых посвятили свою научную деятельность многие ученые - правоведы, политологи, философы, социологи, психологи, культурологи, экономисты. Современные исследования данных категорий во многом опираются на произведения Платона, сочинения Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Аврелия Августина, трактаты Фомы Аквинского, произведения Ж. Бодена, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Г. Гроция, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. - Л. Монтескье, И. Канта, Г. Г егеля - а также работы представителей юриспруденции XVIII — XIX вв.
Значительный вклад в исследование данных явлений, в той или иной степени, внесли выдающиеся российские юристы и философы права: Н. Н. Алексеев, А. С. Алексеев, Н. А. Бердяев, В. В. Ивановский, И. А. Ильин, Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев, И. А. Покровский, Л. И. Петражицкий, Ф. Ф. Ко- кошкин, С. Н. Корф, Н. И. Палиенко, В. И. Сергеевич, В. С. Соловьев, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич, Л. И. Шестов, А. С. Ященко и др. В их трудах заложен большой научный потенциал, который помогает преодолевать односторонность и тенденциозность в решении сложных вопросов современности.
Цель исследования - определить теоретические аспекты категории «суверенитет», определить основы реализации и выявить проблемы определения суверенитета в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Определить теоретико-правовые аспекты суверенитета государства;
2. Обозначить механизм реализации государственного суверенитета в современной России;
3. Выявить проблемы определения суверенитета в Российской Федерации.
Объект исследования - государственный суверенитет.
Предмет исследования - особенности реализации государственного суверенитета в Российской Федерации.
Методы исследования. В работе применялись общенаучные методы познания (диалектический, метод системного анализа, синтеза, аналогии, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматического и др.), так и специальные и правовые методы (структурно-функциональный, метод сравнительного правоведения, правового прогнозирования, формально юридического.).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может быть основой для последующих исследований по данной темы. Практическая значимость заключается в том, что отдельные выводы, сделанные в работе, могут быть задействованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Структура работы состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Современные тенденции военнополитической и социально-экономической обстановки в мире находят выражение в формировании комплекса вызовов и угроз международной безопасности, стабильному и независимому развитию многих стран. В качестве объекта прямых и косвенных посягательств нередко выступают суверенитет и конституционный строй государств. В настоящее время проблема защиты государственного суверенитета является крайне актуальной для нашей страны.
Россия на протяжении всей своей истории всегда отстаивала свою идентичность, свою независимость. Однако новые реалии, в том числе возникновение таких явлений, как «гибридная война», игнорирование норм международного права, прежде всего, так называемыми «западными партнерами» заставляют по-новому взглянуть на проблему защиты суверенитета.
Если же рассматривать этот вопрос в контексте происходящих в Европе и мире кризисных явлений и претензий супердержав, претендующих на роль объединительного центра (на создание однополярного мира), то происходит размывание понятия «суверенитет» и извне. А это порождает массу проблем не только теоретического, но и практического характера, в силу чего вопрос о суверенитете государства представляется одним из основных в исследовании проблем государства. Поэтому представляется необходимым выработать четкое определение государственного суверенитета.
Степень разработанности темы. Вопросам суверенитета посвящены работы многих отечественных правоведов: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, С.А. Бабурина, Г.Н. Комковой, О.Е. Кутафина, Б.С. Эбзеева и других.
Суверенитет является наиболее часто используемой и обсуждаемой проблемой российской действительности. Они являются одними из самых востребованных политико- правовых феноменов, изучению которых посвятили свою научную деятельность многие ученые - правоведы, политологи, философы, социологи, психологи, культурологи, экономисты. Современные исследования данных категорий во многом опираются на произведения Платона, сочинения Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Аврелия Августина, трактаты Фомы Аквинского, произведения Ж. Бодена, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Г. Гроция, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. - Л. Монтескье, И. Канта, Г. Г егеля - а также работы представителей юриспруденции XVIII — XIX вв.
Значительный вклад в исследование данных явлений, в той или иной степени, внесли выдающиеся российские юристы и философы права: Н. Н. Алексеев, А. С. Алексеев, Н. А. Бердяев, В. В. Ивановский, И. А. Ильин, Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев, И. А. Покровский, Л. И. Петражицкий, Ф. Ф. Ко- кошкин, С. Н. Корф, Н. И. Палиенко, В. И. Сергеевич, В. С. Соловьев, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич, Л. И. Шестов, А. С. Ященко и др. В их трудах заложен большой научный потенциал, который помогает преодолевать односторонность и тенденциозность в решении сложных вопросов современности.
Цель исследования - определить теоретические аспекты категории «суверенитет», определить основы реализации и выявить проблемы определения суверенитета в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Определить теоретико-правовые аспекты суверенитета государства;
2. Обозначить механизм реализации государственного суверенитета в современной России;
3. Выявить проблемы определения суверенитета в Российской Федерации.
Объект исследования - государственный суверенитет.
Предмет исследования - особенности реализации государственного суверенитета в Российской Федерации.
Методы исследования. В работе применялись общенаучные методы познания (диалектический, метод системного анализа, синтеза, аналогии, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматического и др.), так и специальные и правовые методы (структурно-функциональный, метод сравнительного правоведения, правового прогнозирования, формально юридического.).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может быть основой для последующих исследований по данной темы. Практическая значимость заключается в том, что отдельные выводы, сделанные в работе, могут быть задействованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Структура работы состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Государственный суверенитет в конституционно-правовом смысле - верховенство и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами, которые проявляются в способности государства самостоятельно решать любые внутри- и внешнеполитические задачи, обеспечивать реализацию своих властных полномочий в отношении всех субъектов права в пределах территориальной юрисдикции. Чем шире спектр применяемых государством полномочий по реализации своих внутренних и внешних функций, тем больше оснований вести речь о глубоком наполнении реального содержания государственного суверенитета.
На современном этапе государственный суверенитет уже не отождествляется с абсолютной властью. Современное понимание государственного суверенитета складывается из следующих элементов:
- пределы государственного суверенитета устанавливаются Конституцией и законами в интересах граждан, общества и государства;
- внутренние пределы государственного суверенитета неразрывно связаны с основополагающими правами и свободами человека. Суверенные права государства не могут использоваться для открытого подавления и произвольного ограничения прав и свобод человека. Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны уважать и обеспечивать реализацию основополагающих прав и свобод;
- внешние пределы государственного суверенитета определяются международной правосубъектностью государства;
- ограничение полноты и мощи государственной власти обеспечивается конституционными гарантиями (разделение властей; ответственность должностных лиц разных уровней; невозможность неконституционного порядка изменения или отмены Основного Закона и др.).
Суверенитет не зависит от формы государства и является динамичной характеристикой государства. Он может быть подорван и утрачен, что влечет за собой снижение качественных характеристик реализации функций государства в наиболее важных сферах общественной жизни или полную утрату способности государства осуществлять самостоятельное управление делами общества и государства. В силу этого государственный суверенитет нуждается в защите.
В настоящее время, к сожалению, не соблюдаются нормы международного права. Группа государств, во главе с США проводит агрессивную международную политику, прикрываясь. Так называемыми, демократическими ценностями. Формы иностранного вмешательства, в основном сводятся к следующим механизмам:
- экономические санкции, блокады, эмбарго и демпинг;
- «цветные революции»;
- «гуманитарные» интервенции;
- тайная и открытая политическая, информационная, материально -
техническая и финансовая поддержка сепаратистских и иных антигосударственных сил;
- открытое военное вторжение.
Государственный суверенитет России реализуется через деятельность исполнительно-распорядительных и судебных органов власти.
На внутригосударственном уровне наибольшую угрозу для российской государственности в 1990-ые годы представляли сепаратистские тенденции, антиконституционные положения в основных законах (Конституциях, Уставах) ряда субъектов РФ, а также вопросы объединения и изменения границ субъектов Федерации. Благодаря деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ и других органов власти удалось сохранить целостность страны, обеспечить правовую определённость в содержании правовых норм субъектов Федерации и привести в порядок существовавшую асимметрию субъектов Федерации. В частности, Президентом РФ были предприняты решительные меры для предотвращения сецессии и наведения конституционного порядка в Чеченской Республике. Федеральным Собранием РФ принимаются законы, имеющие фундаментальное значение для упорядочения государственной системы страны, кроме того, Федеральное Собрание РФ одобряет объединение и изменение границ субъектов Федерации. Правительство РФ реализует принимаемые Законодательным органом законы и указы Президентом РФ в области обеспечения суверенитета и территориальной целостности России. Конституционный Суд РФ разрешает вопросы соответствия тех или иных актов Конституции РФ. Конституционным судом РФ неоднократно были признаны не конституционными положения ряда договоров о разграничении предметов ведения, конституций и уставов субъектов РФ, в которых затрагивались вопросы суверенитета.
Во второй главе были предложены меры внутригосударственного характера, способствующие развитию субъектов РФ и децентрализации некоторых полномочий между регионами и федеральным центром, что, в конечном счете, должно укрепить суверенитет и целостность страны.
Предлагается развивать политическую систему страны (сменяемость власти, прозрачные выборы) и способствовать защите прав различных национальностей Российской Федерации. Также необходимо повысить роль субъектов РФ и обеспечить расширение бюджетного федерализма, через справедливое распределение налоговых и неналоговых поступлений федерального бюджета между субъектами РФ. Нужно внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ с целью сохранения значимой части доходов в регионах. Это можно воплотить в жизнь путем законодательного закрепления достаточных источников доходов для субъектов РФ и для федерального бюджета. Следует наделить субъекты РФ большими полномочьями в вопросе выстраивания международных и внешнеэкономических связей. Для развития российского федерализма и совершенствования сотрудничества на межгосударственном уровне, нужно принять следующие мер:
1. внести изменения в ст.79 Конституции РФ и включить положение о праве субъектов РФ заключать международные акты и участвовать в международных отношениях, через органы государственной власти субъектов РФ, в пределах, определяемых федеральным законом;
2. добавить в ст. 72 Конституции РФ положение о том, что приграничное сотрудничество является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;
3. разработать и принять соответствующий ФЗ о приграничном сотрудничестве, в котором разграничивалась бы компетенция между федеральным центром и субъектами Федерации, определялся бы порядок участия субъектов РФ в контактах с приграничными регионами иностранных государств.
В третье главе были рассмотрены проблемы определения суверенитета
Автором выделена основная проблема - проблема реализации суверенитета - одна из наиболее обсуждаемых в сфере гуманитарного знания. Важнейшим аспектом практической политики является проблема реализации суверенитета в федеративном государстве. Данная проблема состоит как в признании (непризнании) суверенитета за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.
Реализация суверенитета в Российской Федерации достаточно проблематична. Суверенитет в России не сводится только к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета.
Таким образом, эпоху глобализации суверенитет не исчезает как таковой, но меняется его природа, он становится более гибким. Суверенные государства остаются основными субъектами международных отношений, а значит и проводниками глобализации. Суверенизация регионов, которая получило свое начало в Федеративном договоре, породила такое негативное явление, как множество законодательных актов субъектов Федерации, которые противоречат и федеральным законам, и Конституции.
В едином государстве верховенство федеральных законов и Конституции должно быть незыблемым. Для его обеспечения имеется широкое поле деятельности Конституционному суду РФ. Субъекты Федерации во избежание развала страны просто обязаны привести свое законодательство в соответствие с федеральным.
Между тем, исполнительные органы власти РФ сами нарушают федеральную Конституцию и федеральные законы, не выполняют своих обязательств перед регионами. Установление степени государственного контроля над регионами является необходимостью для функционирования стабильного, относительно однородного государства.
Государственный суверенитет в конституционно-правовом смысле - верховенство и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами, которые проявляются в способности государства самостоятельно решать любые внутри- и внешнеполитические задачи, обеспечивать реализацию своих властных полномочий в отношении всех субъектов права в пределах территориальной юрисдикции. Чем шире спектр применяемых государством полномочий по реализации своих внутренних и внешних функций, тем больше оснований вести речь о глубоком наполнении реального содержания государственного суверенитета.
На современном этапе государственный суверенитет уже не отождествляется с абсолютной властью. Современное понимание государственного суверенитета складывается из следующих элементов:
- пределы государственного суверенитета устанавливаются Конституцией и законами в интересах граждан, общества и государства;
- внутренние пределы государственного суверенитета неразрывно связаны с основополагающими правами и свободами человека. Суверенные права государства не могут использоваться для открытого подавления и произвольного ограничения прав и свобод человека. Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны уважать и обеспечивать реализацию основополагающих прав и свобод;
- внешние пределы государственного суверенитета определяются международной правосубъектностью государства;
- ограничение полноты и мощи государственной власти обеспечивается конституционными гарантиями (разделение властей; ответственность должностных лиц разных уровней; невозможность неконституционного порядка изменения или отмены Основного Закона и др.).
Суверенитет не зависит от формы государства и является динамичной характеристикой государства. Он может быть подорван и утрачен, что влечет за собой снижение качественных характеристик реализации функций государства в наиболее важных сферах общественной жизни или полную утрату способности государства осуществлять самостоятельное управление делами общества и государства. В силу этого государственный суверенитет нуждается в защите.
В настоящее время, к сожалению, не соблюдаются нормы международного права. Группа государств, во главе с США проводит агрессивную международную политику, прикрываясь. Так называемыми, демократическими ценностями. Формы иностранного вмешательства, в основном сводятся к следующим механизмам:
- экономические санкции, блокады, эмбарго и демпинг;
- «цветные революции»;
- «гуманитарные» интервенции;
- тайная и открытая политическая, информационная, материально -
техническая и финансовая поддержка сепаратистских и иных антигосударственных сил;
- открытое военное вторжение.
Государственный суверенитет России реализуется через деятельность исполнительно-распорядительных и судебных органов власти.
На внутригосударственном уровне наибольшую угрозу для российской государственности в 1990-ые годы представляли сепаратистские тенденции, антиконституционные положения в основных законах (Конституциях, Уставах) ряда субъектов РФ, а также вопросы объединения и изменения границ субъектов Федерации. Благодаря деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ и других органов власти удалось сохранить целостность страны, обеспечить правовую определённость в содержании правовых норм субъектов Федерации и привести в порядок существовавшую асимметрию субъектов Федерации. В частности, Президентом РФ были предприняты решительные меры для предотвращения сецессии и наведения конституционного порядка в Чеченской Республике. Федеральным Собранием РФ принимаются законы, имеющие фундаментальное значение для упорядочения государственной системы страны, кроме того, Федеральное Собрание РФ одобряет объединение и изменение границ субъектов Федерации. Правительство РФ реализует принимаемые Законодательным органом законы и указы Президентом РФ в области обеспечения суверенитета и территориальной целостности России. Конституционный Суд РФ разрешает вопросы соответствия тех или иных актов Конституции РФ. Конституционным судом РФ неоднократно были признаны не конституционными положения ряда договоров о разграничении предметов ведения, конституций и уставов субъектов РФ, в которых затрагивались вопросы суверенитета.
Во второй главе были предложены меры внутригосударственного характера, способствующие развитию субъектов РФ и децентрализации некоторых полномочий между регионами и федеральным центром, что, в конечном счете, должно укрепить суверенитет и целостность страны.
Предлагается развивать политическую систему страны (сменяемость власти, прозрачные выборы) и способствовать защите прав различных национальностей Российской Федерации. Также необходимо повысить роль субъектов РФ и обеспечить расширение бюджетного федерализма, через справедливое распределение налоговых и неналоговых поступлений федерального бюджета между субъектами РФ. Нужно внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ с целью сохранения значимой части доходов в регионах. Это можно воплотить в жизнь путем законодательного закрепления достаточных источников доходов для субъектов РФ и для федерального бюджета. Следует наделить субъекты РФ большими полномочьями в вопросе выстраивания международных и внешнеэкономических связей. Для развития российского федерализма и совершенствования сотрудничества на межгосударственном уровне, нужно принять следующие мер:
1. внести изменения в ст.79 Конституции РФ и включить положение о праве субъектов РФ заключать международные акты и участвовать в международных отношениях, через органы государственной власти субъектов РФ, в пределах, определяемых федеральным законом;
2. добавить в ст. 72 Конституции РФ положение о том, что приграничное сотрудничество является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;
3. разработать и принять соответствующий ФЗ о приграничном сотрудничестве, в котором разграничивалась бы компетенция между федеральным центром и субъектами Федерации, определялся бы порядок участия субъектов РФ в контактах с приграничными регионами иностранных государств.
В третье главе были рассмотрены проблемы определения суверенитета
Автором выделена основная проблема - проблема реализации суверенитета - одна из наиболее обсуждаемых в сфере гуманитарного знания. Важнейшим аспектом практической политики является проблема реализации суверенитета в федеративном государстве. Данная проблема состоит как в признании (непризнании) суверенитета за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.
Реализация суверенитета в Российской Федерации достаточно проблематична. Суверенитет в России не сводится только к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета.
Таким образом, эпоху глобализации суверенитет не исчезает как таковой, но меняется его природа, он становится более гибким. Суверенные государства остаются основными субъектами международных отношений, а значит и проводниками глобализации. Суверенизация регионов, которая получило свое начало в Федеративном договоре, породила такое негативное явление, как множество законодательных актов субъектов Федерации, которые противоречат и федеральным законам, и Конституции.
В едином государстве верховенство федеральных законов и Конституции должно быть незыблемым. Для его обеспечения имеется широкое поле деятельности Конституционному суду РФ. Субъекты Федерации во избежание развала страны просто обязаны привести свое законодательство в соответствие с федеральным.
Между тем, исполнительные органы власти РФ сами нарушают федеральную Конституцию и федеральные законы, не выполняют своих обязательств перед регионами. Установление степени государственного контроля над регионами является необходимостью для функционирования стабильного, относительно однородного государства.
Подобные работы
- Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере образования: проблемы теории и Ирак гики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Суверенитет государства: понятие, виды и перспективы в современном мире
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2008 - Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Межмуниципальное сотрудничество в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



