Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Закят как социально-экономический институт

Работа №31323

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
540
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Экономическая природа понятия закят и его социальное значение 8
1.1. Исламская экономика и ее роль в жизни общества 8
1.2. Определение понятия и виды закята, как социально-экономического
института 16
1.3. Роль налогов и закята в финансовой системе 34
2. Практика применения закята в отечественной и зарубежной экономике 39
2.1. Зарубежный опыт развития института закята 39
2.2. Отечественный опыт практики института закята на примере
благотворительного фонда «Закят» при ДУМ РТ 49
3. Проблемы и перспективы развития закят как социальноэкономического института в РФ 59
3.1. Проблемы развития института закят в РФ 5 9
3.2. Предложения по улучшению и развитию института закята в
современных реалиях РФ 62
Заключение 71
Список использованных источников

Человечество с самого начало своего существования взяло курс на саморазвитие и прогрессирование, для достижения всеобщего благополучия и самосохранения. И если раньше каждое общество было более обособленным, то в современном мире процесс глобализации повлиял на все аспекты жизнедеятельности, как каждого отдельного общества, так и мирового в целом.
В связи с этим идут сложные мировые процессы обновления старых и поиск новых моделей и образцов социокультурного, экономического и политического существования наций, государств и различных социумов.
По причине того, что данные процессы являются многоаспектными, разнонаправленными и глобальными, резко повышается значимость и роль базовых ценностей и исторических мировоззренческих систем, в ряду которых религия занимает доминирующее положение.
Религия и ее роль в истории цивилизаций и социумов всегда была велика. Основы социально-политических, экономических и государственных структур закладывались религиями. Каждая религиозная система создавала свои модели идеального социального устройства. Зафиксированные в священных Писаниях высшие принципы религий и их доктрины, становились важнейшими источниками формирования морально-правовых норм, государственных систем и социально-экономических институтов.
Поэтому, на фоне глобальных проблем, разного рода кризисам и изменениям систем социума, угрожающих существованию мира и человека, религия и ее ценности приобретают все большую значимость. Поиски устойчивых форм идентичности, так же сыграли немаловажную роль в появлении феномена «возрождение религиозности» в современном мире.
Цель существования религии - воспитание человека, уделяя при этом внимание на его внутренний и внешний мир. То есть формирование у людей ценностей, которое подталкивали бы их к устранению из своей жизни дурных поступков и совершению благих деяний. Религия это жизненный путь человека, сфера деятельности, объектом работы которой является поведение индивидуума.. И если суть религии в регулировании человеческой деятельности и поступков, а сферой влияния религии является поведение человека в его взаимоотношениях со всем, что вокруг него, в том числе, с людьми, вещами и даже с самим собой, можно прийти к выводу, что религия должна включать в себя и все вопросы экономики.
Экономика, согласно наиболее распространенному среди специалистов определению, является наукой, регулирующей поведение человека в связи с его материальными целями и ограниченными средствами их достижения. Другими словами, экономика изучает деятельность человека в области производства нужных ему ресурсов для удовлетворения своих материальных потребностей и достижения поставленных целей.
Не только духовные, но и все стороны материальной жизни также входят в сферу влияния религии, несмотря на то, что они относятся к экономической деятельности, регулированием которой занимается экономика. Можно сказать, что каждая религия располагает своей собственной экономикой, которая строится на основе ценностей и моделей поведения, которые несет эта религия.
В отличие от других религий, где малочисленные положения затрагивают материальные аспекты поведение индивидуума, Ислам содержит в себе многочисленные принципы, ценности, примеры поведения, повеления и запреты, связанные с материальной стороной человеческой жизни. Ярким примером этого служит то, что даже одним из пяти столпов Ислама является «Закят» - своего рода религиозный налог, напрямую связанный с материальным аспектом жизнедеятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами:
а) Рост последователей Ислама, как в общемировом масштабе, так и в России в частности. Несмотря на то, что Ислам самая молодая мировая религия наблюдается планомерный рост приверженцев этой религии - мусульман. По некоторым данным, мусульмане составляют от 15 до 20 процентов населения Российской Федерации и их количество растёт. Эта религия имеет свои принципы и модели поведения в разных сферах жизнедеятельности, в том числе и экономическом. В таких реалиях возникает необходимость их изучения для продолжения совместного социально-экономического развития.
б) Потребность в поиске новых экономических моделях. Современная финансовая система и экономическая модель, порождая кризисы и доказывая свою нестабильность, побуждает к поиску новых решений возникающих проблем. Альтернативой может служить использование принципов и основ, которые несет в себе Ислам в экономических аспектах жизнедеятельности, с учетом их социальной ценности.
в) Значимость изучения данного вопроса. По объективным причинам, в России, на сегодняшний день институт закята плохо изучен, как социальноэкономический инструмент. И вследствие этого очень мало практикуется, даже среди мусульманского населения страны. Хотя он является очень хорошим институтом взаимного социального страхования. Все это вызывает необходимость детального изучения данной проблематики и вопросов связанных с закятом.
Степень разработанности темы в реалиях РФ вкратце говоря, очень слабая. В силу того, что закят является одним из столпов Ислама, вопросы связанные с ним рассматриваются, начиная с ранних стадий становления и распространения этой религии. Поэтому в наше время в зарубежной литературе мусульманских стран, эта тема довольно широко изучена и продолжает изучаться. Несмотря на то, что и на территории современной России религия Ислам стоит на втором месте по числу последователей, и конечно же вопросы закята поднимались ранее, но после революции и советского союза, то есть в наше время, имеется очень мало литературы на русском языке, не говоря уже о книгах отечественных авторов. А что касается конкретно данной темы диссертации, наблюдается дефицит и отсутствие отечественных источников, которые бы в полной мере разобрали и раскрыли данную тематику.
Научная новизна выбранной темы определяется достаточно низкой степенью изученности и исследований по данному вопросу. Это позволяет автору в ходе исследования более подробно:
- раскрыть экономическую природу и сущность закята как социальноэкономического института;
- дать сравнительную характеристику закята и налогов;
- определить ключевые проблемы, связанные с развитием института закята, такие как: общая религиозная неграмотность мусульман, отсутствие специалистов, нежелание платить закят. И предложить методические рекомендации по его развитию: проведение семинаров и форумов, специальных курсов по подготовке специалистов, использование методов поведенческой экономики и т.д.
Поэтому целью магистерской работы является предложение эффективных путей и средств решения проблемы развития закята, как социально-экономического института.
Соответственно задачи исследования таковы:
- Рассмотреть особенности исламской экономической модели.
- Изучить сущность и природу понятия закят и его социально экономическую значимость.
- Проанализировать зарубежную и отечественную практику применения института закят.
- Рассмотреть проблемы и их решения в развитие института закята в РФ.
Объектами исследования являются религиозные организации, в рамках
которых обычно происходит реализация института закят. Точнее благотворительные фонды занимающиеся сбором и распределением закята.
Предмет исследования современная практика закята в Российских реалиях и ее зависимость от внешних факторов, как материальных так и духовных.
Методологической основой исследования является использование общенаучных методов: анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, системный подход, а так же методы группировки и сравнения.
Практическая значимость исследования заключается в рассмотрение проблематики связанные с закятом и предложения по улучшению и развитию этого института, а так же анализ практического применения этого института.
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Также в работе представлены таблицы и образцы договоров.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экономика как часть хозяйственной жизнедеятельности человека является неотъемлемой составляющей его природы. Соответственно, поиск лучших экономических моделей и способов хозяйствования всегда будет актуальным вопросом, как для индивида в частности, так и для государств, в общем.
Наличие постоянных мировых кризисов, и вместе с тем рост численности мусульман и исламских экономических игроков в мировой арене, призывают по новому взглянуть на эту религию. Мы видим, что это не просто религия под которой понимается, только духовное развитие, но и образ жизни который включает в себя и экономику. Наличие священных текстов напрямую связанных с экономической деятельностью, еще раз подтверждают это.
Исламская экономическая модель доказывает свою жизнеспособность и в современных реалиях. Если сравнить типы традиционных экономических систем мы увидим существенное отличие. Принципы Ислама и его ценности, указывают нам на большую роль исламской экономической модели в жизни общества. Модель, которая направлена на всесторонне развитие общества, с духовной и материальной стороны.
Так же в Исламе большую роль играет благотворительностью. Одним из ключевых составляющих исламской экономической модели является закят. Закят полноценный социально-экономический институт, имеющий свои цели и задачи, и приносящий пользу всему обществу. Это институт учитывающий состояние и плательщика и получателя. И социальная роль закята нельзя переоценить, в том числе закят это своего рода метод социального страхования.
Закят можно сравнить с налогами, но при этом он чаще всего рассматривается как религиозная обязанность. Хотя он может играть и роль государственных налогов. И конечно есть очень много отличий между закятом и налогом, и основная из них это наличие духовной составляющей.
Что касается практики этого института, то мы видим ее прямую связь с практикой Ислама. Поэтому там, где распространен Ислам, закят является наиболее выраженным институтом. Такая же тенденция просматривается в отечественной истории. И с ростом количества соблюдающих мусульман растет и практика данного института. В нашей стране особенно актуально это стало последние два десятилетия, после того как развалился советский союз.
Конечно так же имеются и проблемы, с которыми сталкивается закят в своем развитие. Значительной проблемой, является то, что практика исламской экономической модели в целом, и закята как ее составляющей, в большинстве своем зависит от качества людей, которые ее практикуют. А это напрямую связано с духовной и морально-этической стороной жизнедеятельности. И к сожалению сегодня мы видим слабость мусульман в духовном плате, что и отражается на практике Ислама и его столпа закята.
Если вернутся к методам решения и предложениям в этой сфере, то автор считает, что возможно поиск решений необходимо осуществлять в поведенческой экономике. Одним предложений в данной области является метод «подталкивания», который рассмотрел нобелевский лауреат Ричард Талер.
Несмотря на то, что данное тема исследования нуждается еще в более глубоком и расширенном изучении, автор считает, что поставленные задачи исследования выполнены. Рассмотрены особенности исламской экономической модели и ее составляющие, раскрыты основные вопросы темы закята, проанализирована зарубежная и отечественная практика этого института, и в итоге рассмотрены проблемы и предложения по решению этих проблем в реалиях нашей станы.



1. Введение в Исламские финансы / Муфтий Мухаммад Таки Усмани, пер. с англ., Издательство « Исламская книга», Москва, 2016 год.,- 160 с.
2. Доклад кан. тех. наук Рияд бин Мустафа, на семинаре «Институт закята как инструмент развития мусульманского общества», Москва , 2008
3. Доклад муфтия Висама Али Бардвиля, семинаре «Институт закята как инструмент развития мусульманского общества», Москва , 2008
4. Закят / Нофель А. пер. с араб. Под редакцией Афифи С., 1994 , - 42с.
5. Закят как один из столпов Ислама,/пер. с араб. Нирша В.А., Москва, 2002 год., - 145 с.
6. Закят с политологической и социологической точек зрения, / Султанов Ш. доклад на семинаре «Институт закята как инструмент развития мусульманского общества», Москва , 2008 .
7. Закят, / Шентюрк М. Х., Издательство Новый свет, Москва, 2008, -
222 с.
8. Закят: практическое руководство, / Калимуллина М. Э. , Беккин Р.И., Издательство « Исламская книга», Москва, 2010 год.- 160 с.
9. Институционализм: вчера, сегодня и завтра, статья / док. экон. Наук Нуреев Р.М.
10. Институциональный подход к экономической теории, статья / Г амильтон У.Х.
11. Исламская финансовая модель и первые ее шаги в России / Зулькарнай И.У., статья, 2010
12. Исламская финансовая система: современное состояние и
перспективы развития / Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинова М., ИЭПП, Москва, 2009, - 88 с.
13. Исламская экономика: универсальная теория развития или одна из моделей третьего пути?, статья /БеккинР.И., 2012
14. Исламская экономическая модель и современность / Беккин Р. И., 2-е издание, Издательский дом Марджани, Москва 2010 г. - 352 с.
15. Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы, статья /Ахтямов Н.С., 2013 год.
16. Исламская этика бизнеса / Нуруллина Г., издательский до «Умма», Москва, 2004, - 47 с.
17. Исламское страхование (такафу)/ Беккин Р.И., издательство «Сандра», Москва, 2015 год,- 170 с.
18. Ислаские теории социально-экономического развития в мусульманском мире: сходства и различия, статья/ Беккин Р.И.
19. Испытание мусульман деньгами / Топбаш О.Н. ,издательство Эркам, Станбул, 2013, - 160 с.
20. Контрактная основа исламского банкинга / Озиев Г., Яндиев М., Издательство « Исламская книга», Москва, 2015 год.,- 110 с.
21. Коран, перевод смыслов / Кулиев Э.Р, издательский дом «Умма»,
2007. - 688с.
22. Налоги и налогообложение в странах с исламской экономикой / Зобова И.Ю., Казань: К(П)ФУ, 2012, - 154с.
23. Новая поведенческая экономика, / лауреат ноб. премии Талер Р. Эксмо; Москва; 2017
24. Облегченный фикх в свете Корана и Сунны/ Пер. с араб., -Махачкала: Издательство Хикма, 2016. - 672 с.
25. Расчет закята в России по бухгалтерскому балансу / Ковешникова Г.Х., Абубекеров Ш.М., Казань: Идель пресс, 2008, - 104 с.
26. Рост исламской экономики в мире и его уроки для Украины: опыт институционального анализа. / Вишневский В.П., статья 2013 год.
27. Система САРП: община - идеальное место вложения садака, статья /
Баткаев Р. имам-хатыб МРОМ Г. Малояролав Калужской области.
- 72 -
28. Социальная доктрина российских мусульман, Болгар 2015 год
29. Фикх имущественных отношений, / Рафик Юнус аль-мисри, пер.с араб., Издательство « Исламская книга», Москва, 2015 год.,- 320 с.
30. Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: сборник статей / под редакцией Пирогова С.В., издательство Макс Пресс, Москва, 2009 год, - 148 с.
31. Шариатские стандарты, Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений, издательство «Исламская книга», 2017 г. - 920 с.
Материалы на арабском языке
32. Аль-Иктисад Аль-Исламий,/ доктор Мухаммад Арусий, Исламабад, 2006 год., - 269 с.
33. Асасият тамвиль аль-исламий, / доктор Мунзир Кахф, Малайзия, 2011 год.,- 288 с.
34. Маусуа хадис аш-шариф кутуб ситта, сборник хадисов., Эр-Рияд, 2000. - 2755 с.
35. Мукаддима фи муамалят масрафия ва малия масара, канспект/ доктор Мухаммад Аль-Мадхаджий, - 125 с.
36. Навазиль аз-Закят, / доктор Абдулла аль-Гуфайлий, Катар,2009 год. -
627 с.
37. Фикху аз-Закят., на араб. /доктор Юсуф Кардавий, Бейрут,
2011год. - 798 с.
Электронные ресурсы
38. Ахмедова А., Экономическая система Ислама, исламский
информационный портал режим доступа:
http://www.islam.ru/content/economica/30887
39. Благотворительный фонд «Закят», официальный сайт, режим доступа: https://zakatfund.ru/
40. Благотворительный фонд «Инсан»,официальный сайт, режим доступа: https: //fondinsan.ru/
41. Благотворительный фонд «Садака и Закят», официальный сайт, режим доступа: http://blago73.ru/
42. Благотворительный фонд «Солидарность», официальный сайт, режим доступа: http://solidarnost.su/
43. Благотворительный фонд ЦРО ДУМ РТ «Закят», официальный сайт, режим доступа: http://zakyatrt.ru/
44. ДУМ РТ, официальный сайт, режим доступа: http: //dumrt.ru/ru/
45. Закят, Информационно-аналитическое издание о развитие исламского бизнеса и финансов в России и Мире, режим доступа: http://islamic- finance.ru/board/11-1-0-36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ