Введение 3
1. Международные компании как фактор глобализации
международных экономических отношений 6
1.1 Сущность и формы современных международных компаний 6
1.2 Причины существования и развития международных
компаний 15
1.3 Слияния и поглощения международных компаний 21
2. Анализ роли международных компаний в мировом хозяйстве 32
2.1 Место и роль ведущих международных компаний в глобальной экономике 32
2.2. Влияние международных компаний на международное хозяйство 44
2.3. Положение российских международных компаний в современном мире 52
3. Перспективы развития международных компаний в РФ 64
3.1. Влияние международных компаний на экономику РФ 64
3.2. Перспективы развития российских международных компаний 72
Заключение 86
Список использованных источников 91
Современные экономические отношения характеризуются усилением интеграционных процессов. Все больше стран объединяется в различные международные экономические организации, призванные повысить объемы межгосударственного товарооборота, обеспечить конкурентные условия для выхода национальных компаний на международный рынок с наивысшей эффективностью.
Выход компании на зарубежный рынок объясняется узостью национального рынка и конечностью объемов продаж, обусловленной насыщением населения продукцией компании. В этой связи компании выходят на новые рынки с целью увеличения объемов продаж, возможного снижения стоимости производства продукции за счет использования зарубежных ресурсов, диверсификации финансовых рисков. Диверсификация является не только мощным инструментом межотраслевого перелива капитала, но и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.
В результате повышается инвестиционная привлекательность компании для различных видов инвесторов, что при грамотном управлении позволяет компании развиваться и увеличивать свой потенциал в долгосрочной перспективе. Впоследствии компания, осуществляющая свою деятельность в нескольких государствах, может трансформироваться в транснациональную корпорацию (ТНК).
Международные компании объединяют национальные экономики на основе воспроизводственных связей в различных сферах и отраслях, а не по географическому принципу. Международные компании занимают господствующее положение в производстве, коммерческом экспорте, торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, осуществлении подрядных работ, в их руках сосредоточена основная часть научно-технических достижений. Основной целью международных компаний, помимо максимизация прибыли, является создание условий, при которых будет происходить формирование будущей политики международных экономических отношений.
Актуальность темы объясняется растущим вкладом международных компаний в развитие мирового хозяйства и возрастающей долей участия в мировых социально-экономических процессах
Степень разработки темы. Аспекты функционирования международных компаний на современном этапе разрабатывались в научных трудах: Конина Н., Зубарев И., Щетинин В., Юданов А, Григорьев К., Владимирова И., Пичков О., Рябова Т., Робинсон Р., Сорока И., Самофалова В., Хрысевой А. и др. Роль российских международных компаний нашла отражение в трудах таких авторов, как Г рязнов Э., Волгина Н., Сапунцев А., Горохова А., Конина Н. и др.
Цель исследования заключается в определении путей повышения роли российских компаний в мировой экономике.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- раскрыть сущность и формы современных международных компаний,
- проанализировать слияния и поглощения международных компаний,
- определить причины существования и развития международных компаний,
- провести анализ роли международных компаний в мировом хозяйстве, -проанализировать влияние международных компаний на международное хозяйство,
- дать характеристику российских международных компаний,
- проанализировать влияние международных компаний на экономику РФ
Объектом исследования являются международные компании в условиях текущего процесса глобализации.
Методом исследования выступает анализ ряда зарубежных и российских монографий и широкий круг работ и статей, посвященных данной или смежной тематике, а также анализ и обработка статистических данных, необходимых для исследования.
Предметом выступают отношения, которые возникают в процессе влияния международных компаний на мировую экономику.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников.
Международные компании становятся определяющим фактором в мировой экономической системе, поскольку благодаря широкой амплитуде функционирования - от производственных процессов до операций в области инвестиционной, финансовой и торговой политики - они выполняют роль международного регулятор а производства и распределителя товаров.
Следствием высокой степени интернационализации производства у
крупнейших компаний явилось установление ими господства на мировгс тоарных рынках и в ведущих отраслях мирового хозяйства. Влияние и масштабы деятельности международных компаний прежде всего выражены ротом их численности. Международные компании играют сегодня огромную роль не только в мировой экономике, но и в международной пол итической жизни, все интенсивнее воздействуя на политические процессы в мире.
Через усиление своей мощи и наличия в своем распоряжении цяюршша средств и возможностей реализации и контроля своих интересов, они являются источником политической активности, носителем предметнопрактической деятельности, направленной на осуществление своих целей в сфере как мировой ики, так и мировой политики, обусловленных
эконоэкономическими интересами.
Происходит процесс усиления влияний международных компаний на
развитие не только мировой экон омики, но и каждой страны в отдельности.
Подводя некотоыю итоги, можно отметить, что главной характеристикой
современного состояния мировой экономики является возникновение и
активное развитие тельного транснациональног о сектор а, во многом
самостоя
вышедшего из-под юрисдикции национальных государств.
Как показано, экономическая мощь крупных международных компаний
уже превышает экономические воможности небольших и средних государств.
Поэтому современную ситуацию в мировой экономике смело можно
охарактеризовать как эпоху властия и борьбы за экономическую власть
двое
между национльными государствами и международными компаниями.
В Российской Федерации осуществляют свою деятельность как зарубежные, так и национальные международные компании.
Иностранные компании на территории РФ являются источником прямых иностранных инвестиций и представлены в таких отраслях, как электроника, энергетика, приборостроение, телекоммуникации и продукты питания.
Российские международные компании формировались постепенно, миновав несколько этапов, от финансово-промышленных групп на заре 90-х
годов до современных предприятий, имеющих зарубежные активы и филиалы.
Наиболее интенсивно формированиеммеждународных компаний идёт в нефтяной и газовой отрасли российской экономики, формируется зарубежное производство в алмазном секторе, алюминиевой и золотодобывающей отраслях, в никелевом секторе сырьевого комплекса,телекоммуникациях и сельскохозяйственном произодстве.
Основные регионы инвестирования российских международных компаний - СНГ, Центральная и Восточная Европа, США и Африка.
Приоритетной задачей российского правительства при стимулировании капиталовложений в экономику Африки должна стать диверсификация видов экономической деятельности в отрасли, такие как машиностроение, пищевая промышленность, строительство и сфера услуг. Исходя из очевидных противоречий в подходах к организации производства между отечественными и западными международными компаниями и различиями в обеспеченности ресурсами, а также новыми санкционными препятствиями и политическими разногласиями представляется перспективным сотрудничество российских компаний и развивающегося мира в совместной инвестиционной деятельности в африканском регионе.
Следует поспособствовать развитию экспорта различной продукции нефтехимии, а именно ставить в приоритет направление производства высокотехнологичных товаров. Российским международным компаниям необходимо повысить эффективность научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, для достижения данной цели.
Пренебрежение новыми технологиями и разработками может стать угрозой для деятельности и поддержании конкурентных преимуществ, которые смогут обеспечить развитие в будущем. Из этого следует, что крупные российских компании имеют потенциал увеличения экспорта, в том числе и высокотехнологичных товаров и услуг.
К внутренним факторам относятся недостаточный уровень качества управления в российских компаниях, необходимость налаживания работы в
незнакомой правовой и культурной среде принимающих стран, растущие потребности координации и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнских компаний. К внешним факторам относится негативное отношение к российскому бизнесу в принимающих странах, низкий уровень государственной поддержки международных компаний.
Для совершенствования международных компаний необходимо развивать международные отношения со странами, в которых компании осуществляют свою деятельность. Иначе развитие компаний будет замедляться или ограничиваться международными правилами и разнообразными режимами. Потому политика страны на развитие национальной экономики и построение международных отношений имеет важное значение. Российская Федерация продвигается в верном направлении, невзирая на конфликты, выстраивая отношения с развивающимися странами.
В настоящее время на государственном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности российских компаний. В будущем следует ожидать увеличения доли инвестиций российских предприятий на зарубежных рынках.
Без сомнений, деятельность междунардных компаний в условиях современного рынка и эпоху финансовой глобализации играет важную роль, а именно компании способствуют на распределение мирового производственного потенциала.
Для дальнейшего развития корпораций можно предложить расширить рынки присутствия. Прежде всего перспективу в настоящее время олицетворяют развивающиеся рынки, следует расширять свою деятельность в странах, членах "БРИКС".
Потенциально опасным является дальнейшая концентрация российского пищепрома транснациональными корпорациями при условии полного бездействия антимонопольных органов.
Требуется комплекс правил для эффективной деятельности рынков, ограничений и норм. Но при этом политическая часть играет значительную роль. Целесообразно выделить следующие направления государственной поддержки инновационно активных международных компаний для осуществления успешной экспансии на зарубежных рынках:
1. Создание специализированного агентства по содействию иностранным инвестициям за рубежом.
2. Совершенствование законодательства РФ в направлении нормативного закрепления основных принципов поддержки российских ПИИ за рубежом.
3. Активная поддержка российских компаний, направленная на преодоление негативного отношения к российскому бизнесу за рубежом.
Российским международным компаниям на современном этапе следует уделить особое внимание развитию НИОКР и производству с более высокой добавленной стоимостью. С этой целью необходимо прибегнуть к слияниям корпораций, так как такие сделки больше способствуют повышению технологического потенциала компании, а без этого трудно получить конкурентные преимущества для международной экспансии.
В заключении следует отметить, что взятый Россией курс на создание крупнейших мирового уровня корпораций, способных занять достойное место в мировой экономике, является стратегией прорыва для всей российской экономики. Международные компании могут сыграть роль локомотива для всей страны.
Состояние экономики на сегодняшний день очень нестабильное, по этой причине правильная и гибкая политика управления международными компаниями приведет их к успеху и откроет большое количество перспектив, оставив в стороне угрозы, которые также являются неотъемлемой частью сегодняшней среды рынка для корпораций.
1. Конвенция о транснациональных корпорациях. / Москва. - 06.03.1998
2. Комиссия по транснациональным корпорациям. Материалы, касающиеся выработки кодекса поведения для ТНК. Е/С. 10/18. -Нью-Йорк, 1977. - С. 118
3. О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно - финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений: соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994г. // Бюллетень международных договоров - 1994 - N 10- С. 25-27.
4. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ
Книги
5. Григорьев К.Б. Современные подходы транснациональных корпораций к углублению интеграции в мировую экономику: инновационная деятельность / К. Б. Григорьев / Научная книга.- 2016.- 247 с.
6. Грязнов Э.А. ТНК в России. Поиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике / Э.А. Грязнов. - Инограф, 2014. - 168 с.
7. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества / Дж. Гэлбрейт. - М.: Прогресс, 2014.- 285 с.
8. Дафт Ричард Л. Менеджмент.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.— 832 с, ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
9. Зубарев И. В. Механизм экономического роста тжнцшшьжрпраи / И.В. Зубарев, И.К. Ключников. - Высш. шк., 2012.- 136 с.
10. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М., - 2014.98 с.
11. Минаева Е.В. Анализ стоимостных показателей брендов предприятий отдельных отраслей экономики / Минаева Е.В., Кузьмина О .А. / Микроэконоика. - 2014. - 96 - 102 с.
12. Пичков О.Б., Раков Е.Д. Прямые иное транные инвестиции и интересы государства / О.Б. Пичков, Е.Д. Раков / МГИМО (Университет). - 2016.- 214 с.
13. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. / Под общ. ред. Поляков В.В., Щекина Р.К. / М.- 2018.- 76 с.
14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь./ 6-е изд., перераб. и доп. “ИНФРА-М”- 2011.- 382 с.
15. Рябова Т.Ф. Структура формирования экономического потенциала по классификационным признакам / Рябова ТФ., Прокудина О. А./ Миршжмжа. - 2013.- 19 - 24 с.
16. Слепов В. А. Финансы. / М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М.- 2017. -
336с.
17. Щетинин В. Д. Международые экономические отношения / В.Д. Щетинин / Научная книга, 2013.- 77-78 с.
18. Щетинин В.Д. Опыт транснациональных корпораций на пути к мировому рынку / В.Д. Щетинин. / МГИМО.- 2014.- 230 с.
19. Юданов А.Ю. Секреты финансово устойчивости международных монополий / А.Ю. Юдано/ Финансы и статистика.- 2011.- 341 с.
20. Dunning J.H. Economic Analysis and the Multinational Enterprise / J.H. Dunning. London / Allen and Unwin .- 2014.- 194 p.
21. McDonald J.C., Parker H. Creating a Strategy for International Growth /
J.C. McDonald, H. Parker / International enterprise. N.Y.- 2012. - 17-19 p.
Печатная периодика
22. Абрамков А. Е. Страны с растущей экономикой как современный контекст развития теории интернационализации / А. Е. Абрамков// Экономические науки. - 2017. - № 3 (148). - С. 13-17.
23. Абрамова И., Фитуни Л. Потенциал африканского континента в стратегии развития российской экономики / И. Абрамова, Л. Фитуни // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - № 9. - С.25- 38.
24. Андронова И.В., Ганеева М.В. Эволюция теоретических подходов к определению сущности экономической безопасности / И.В. Андронова., М. В. Ганеева // Материалы XVIII научной конференции молодых ученых эконмического факультета Российский университет дружбы народов «Актуальные пролемы глобальной экономики» . - 2016.- С. 43-50.
25. Борисова О.В. Анализ современного состояния рынка слияний и поглощений и его влияние на экономический рост России / О. В. Борисова // Аудит и финансовый анализ.- 2016.- №4.- С.352
26. Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике / И.Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №2. - С. 17-21.
27. Волгина Н.А. Россия в мировых потоках прямых иностранных инвестиций / Н. А. Волгина // Вестник Российского университета дружбы народов Серия: Экономика. - 2014 . -№4. - С. 47-61.
28. Волгина Н.А., Возмилова С.С. Особенности глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности / Н.А. Волгина, С.С. Возмилова // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2015.
- №2. - С. 36-48.
29. Гальвановский М.И. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макро- уровни. Вопросы методологии. / М.И. Гальвановский // Высшее образо вание в России. - 2016. - №10. - С. 32-40.
30. Гальвановский М.И., Литвинова Т.А. Стратегические альянсы в глобальной конкуренции / М. И. Гальвановский, Т. А. Литвинова // Экономический журнал. - 2009. - №16. - С. 158-163.
31. Гринин Л. Е. Великая депрессия 1929—1933 гг. / Л. Е. Гринин // Философия и общество . - 2013. - № 2. - С. 38-49.
32. Гусаков Н.П. Россия и глобальные вызовы / Н. П. Гусаков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2011. - №5. - С. 9-15.
33. Дадалко С., Козловская З. ТНК: влияние на экономику стран с переходной экономикой в условиях глобализации / С. Дадалко, З. Козловская // Банковский вестник. - январь 2013. - С.41-48.
34. Киреева Е.В. Адекватность финансовой политики государства условиям развития экономики России. / Е. В. Киреева // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 1-2 (7). - С. 247-249.
35. Конина Н.Ю. Важнейшие аспекты развития крупных международных компаний в меняющемся мире / Н. Ю. Конина // Вестник МГИМО Университета. - 2016. - №1 (46). -С. 143-153.
36. Конина Н.Ю. Особенности функционирования транснациональных корпораций / Н. Ю. Конина // Маркетинг. - 2016. - № 4. - C. 15-24.
37. Конина Н. Ю. Транснациональные корпорации как субъекты геоэкономики / Н. Ю. Конина// Мировая экономика. - 2017. - № 3. - С. 105-108.
38. Конина Н.Ю. Г лобальная производственная система как источник