Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сущность социальной политики и ее основные элементы

Работа №31251

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы37
Год сдачи2019
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие и сущность социальной политики 5
1.2 Основные направления социальной политики 10
1.3 Нормативно-правовая база реализации социальной политики 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 16
2.1 Развитие социальной политики в России 16
2.2 Развитие социальной политики в Алтайском крае 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) 26
3.1 Проблемы развития социальной политики 26
3.2 Императивы совершенствования социальной политики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36


В соответствии со ст. 7 Конституции нашего государства [1] , Российская Федерация выступает социальным государством, т.е. государством, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости. Социальная направленность государства выражается во многих институтах, например, разработке и реализации различных социальных программ, имеющих целью обеспечение общего блага, утверждение принципов социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину определенных стандартов благополучия. При этом, безусловно, не идет речи о «государстве всеобщего благоденствия». Современное государство не обязуется сделать каждого гражданина богатым и обеспеченным, удовлетворить все его потребности и т.д. Социальное предназначение государства заключается в стремлении обеспечить в первую очередь наиболее уязвимым и незащищенным слоям населения определенный стандарт, минимум.
Очевидно, что на современном этапе социальная политика государства требует совершенствования. При этом оптимизировать социальную политику необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне. Безусловно, каждому конкретному региону присущи свои проблемы в социальной сфере, и на федеральном уровне достаточно сложно учесть интересы каждого конкретного региона. Сложность заключается в том, что дотационные регионы, к числу которых относится и Алтайский край, не имеют необходимых материальных ресурсов для решения своих проблем, и практически полностью зависят от федерального центра. Соответственно, регионам необходимо активизировать деятельность по привлечению финансовых ресурсов для решения своих социальных проблем, в первую очередь посредством использования механизмов государственно-частного партнерства.
Для более глубокого анализа выбрано отдельное направление государственной социальной политики – политика в области образования.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследовании выступает государственная социальная политика..
Предмет исследования – сущность и основные элементы государственной социальной политики (на примере Алтайского края).
Цель исследования – комплексный анализ государственной социальной политики, выявление присущих ей проблем и разработка путей их решения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
 изучить понятие и сущность социальной политики;
 определить основные направления социальной политики;
 исследовать нормативно-правовую базу реализации социальной политики;
 охарактеризовать развитие социальной политики в России;
 рассмотреть развитие социальной политики в Алтайском крае;
 выявить проблемы развития социальной политики;
 проанализировать императивы совершенствования социальной политики.
Методологию работы составляют как специальные методы (методы анализа ситуации – наблюдение, сравнение и др., экспликативные методы – контент-анализ и др., прогностические методы), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Эмпирическая база исследования – практика реализации социальной политики в России в целом и в Алтайском крае в частности.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Государственная социальная политика представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, направленных на комфортное и гармоничное существование и развитие человека, стабильное и устойчивое развитие всего общества.
Важнейшую роль в данном случае играет эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти – первые обладают необходимыми финансовыми ресурсами для решения той или иной социальной проблемы, вторым в силу их максимальной приближенности к конкретным условиям жизнедеятельности общества такие проблемы наиболее очевидны.
2) В силу объемности и многогранности социальной сферы, государственная социальная политика реализуется по множеству направлений. Это политика в сфере труда, молодежная политика, семейная политика, политика в области развития физической культуры и спорта, политика в сфере здравоохранения, образования, в том числе дошкольного, и т.д.
При этом именно в своей совокупности отдельные направления государственной социальной политики обеспечивают стабильное и устойчивое развитие всей социальной сферы.
3) Нормативно-правовые основы государственной социальной политики представляют собой федеральное, региональное и местное административное и социальное законодательство.
При этом правовые нормы, определяя своего рода «поле деятельности» органов публичной власти, не могут и не должны заменять собой методики, направленные на оптимизацию государственной социальной политики. Повышение эффективности государственного управления социальной сферой должно достигаться посредством грамотной и профессиональной управленческой деятельностью органов государственной власти и их служащих (сотрудников).
4) Основные цели и задачи развития государственной социальной политики в конкретной сфере, в том числе в образовательной, определяются на федеральном уровне и как правило устанавливаются соответствующими федеральными целевыми программами, которые систематизируют меры, методы и механизмы, в своей совокупности направленные на оптимизацию конкретного направления государственной социальной политики.
5) На примере политики в сфере образования можно сделать вывод о том, что социальная политика государства в Алтайском крае реализуется достаточно эффективно, по многим значимым показателям развитие дошкольного и общего образования в регионе превосходит уровень развития в соседей Новосибирской области, притом, что в целом соседний регион «богаче», в частности, ВРП Новосибирской области в 2018-м году составил 1 140 млрд. рублей (409 тыс. рублей на душу населения), а в Алтайском крае – 508 млрд. рублей (215 тыс. рублей на душу населения).
Соответственно, власти региона изыскивают возможности решать социальные проблемы даже в сложных экономических условиях.
При этом в любом случае социальная, в том числе образовательная ,политика в Алтайском крае характеризуется множеством проблем, требующих решения.
6) Среди проблем, препятствующих повышению эффективности государственной социальной политики в сфере образования в Алтайском крае следует отметить неравномерность образовательной инфраструктуры – в «новых» микрорайонах городов, в первую очередь краевого центра, ощущается недостаток дошкольных и общеобразовательных учебных заведений.
Кроме того, проблемой является недостаток «молодых» педагогических кадров, что может в перспективе осложнить реализацию государственной социальной политики в образовательной сфере.
7) Основной императив развития государственной социальной политики – использование для решения ее проблем ресурсов публично-частного партнерства.
Очевидно, что экономические проблемы государства носят затяжной характер, и именно указанное партнерство должно служить источником поступления финансовых ресурсов, необходимых государству для решения проблем социальной сферы. Кроме того, необходима система «точечных» мер, направленных на решение конкретной проблемы. Если, например, в Алтайском крае наблюдается нехватка молодых специалистов в образовании, то таких специалистов следует привлекать в ДОУ и школы посредством стимулов, связанных, в частности, с содействием государства в решении их жилищных проблем.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 13.06.2019).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 13.06.2019).
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 13.06.2019).
4. Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 13.06.2019).
5. Государственная программа Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае», утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 20 декабря 2013 года № 670 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 13.06.2019).
6. Ашин А.А. Государственное и муниципальное управление социальной сферой: понятие, принципы и проблемы / А.А, Ашин // Закон и право. – 2017. - № 2. – С. 32-36.
7. Борытко Н.М. Управление образовательными системами / Н.М. Борытко. – М.: Гардарики, 2014. – 380 с.
8. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / Г.В. Варнавский . - М.: ГУ-ВШЭ, 2015. – 335 с.
9. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. – М.: Городец, 2015. – 588 с.
10. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация / Н.С. Волкова // Журнал российского права . – 2013. - № 4. – С. 54-58.
11. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Под ред. Н.И. Захарова. – М.: Волтерс-Клувер, 2014. – 622 с.
12. Гуляева Н.П, Социальная сфера как объект управления/ Н.П. Гуляева. – М.: Юрайт, 2016. – 293 с.
13. Лачин А.А. Государственное и муниципальное управление / А.А. Лачин. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 573 с.
14. Мхитярян Л.Ю. К вопросу о проблематике понимания социальной сферы как объекта государственного управления / Л.Ю. Мхитяран // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). – 2015. - № 4. – С. 71-76
15. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2016. – 488 с.
16. Рубайло А.И. Концепция социального государства: истоки, развитие и перспективы / А.И. Рубайло. – М.:изд-во МГУ, 2016. – 188 с.
17. Сазонов В.Е. Публично-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово- правовые аспекты / В.Е. Сазонов. . – М.: изд-во РУДН, 2014 - 415 с.
18. Сморчков А.И. К вопросу о сущности государственного воздействия на социальную сферу / А.И. Сморчков // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2016. - № 5. – С. 103-109.
19. Чертова А.В. Актуальные проблемы государственного управления социальной сферой / А.В. Чертова // Вестник САФУ. – 2017. - № 4. – С 65-69.
20. Справочно-аналитическая информация Министерства образования и науки Алтайского края [Электронный ресурс] . – URl: http://www.educaltai.ru – (Дата обращения 13.06.2019).
21. Справочно-аналитическая информация Министерства образования Новосибирской области [Электронный ресурс] . – URl: https://minobr.nso.ru – (Дата обращения 13.06.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ