Введение 3
Глава 1. История появления ислама в Китае 10
1.1. Проникновение и развитие ислама в Китае 10
1.2. Ислам в Китае в эпоху династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1912 гг.):
расцвет китайской исламской мысли 23
Глава 2. Ислам в Китае в трактате Лю Чжи «Хань Китаб» 32
2.1. Характеристика трактата Лю Чжи «Хань Китаб» и его значимость для
китайской исламской мысли 32
2.2. Ислам и неоконфуцианство в трактате Лю Чжи «Хань Китаб» 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56
В современном Китае быстрыми темпами развивается ислам и образуется очень сильная мусульманская община, члены которой относят себя и к потомственным мусульманам, и к только вступившим на путь ислама. Это нам доказывают цифры: количество мусульманского населения Китая на 2018 год составляет около 25 млн. чел., по сравнению с 19,5 млн чел. в 2000 году цифры увеличились в 1,2 раза. Потомственные мусульмане, это, как правило, представители национальных меньшинств Китая: хуэй, уйгуры, некоторые народности, населяющие Тибет, провинции Цинхай, Юньнань, Гансу, а также специальный административный район Китая Г онконг. Самое интересное то, что на данный момент, в КНР, ислам принимают сами ханьцы, то есть китайцы. Они посещают мечети, знают молитвы, совершают все необходимые обряды и ритуалы, питаются только в заведениях, где для господина (^^) приготовят блюда со знаком сертификации «халяль» (таких заведений на данный момент в КНР множество). Все эти факторы в совокупности могут говорить нам только о сильной мусульманской общине Китая и об её эффективной работе и пропаганде.
Ислам в КНР имеет богатую историю, написанную не одним поколением мусульман. Первые упоминания об исламе в Китае восходят к династии Тан, ко временам культурного расцвета Китайской империи. В этот период ханьцы только начинают свое знакомство с одной из мировых религий- исламом. Дальнейшее развитие мусульманства в Китае происходит в эпохи династий Юань, Мин и Цин. Китайской империей проводятся масштабные территориальные завоевания, в том числе, завоевания некоторых мусульманских районов, например, территории нынешнего Синьцзян- Уйгурского автономного района КНР, граничащего с Таджикистаном, Казахстаном, Киргизией, Пакистаном и другими мусульманскими государствами.
Таким образом, начиная с династии Тан и по сей день развитие ислама в Китае было почти непрерывным. Разбирая все вышеперечисленные факты, мы решили тщательно изучить каким образом происходило развитие ислама в Китайской империи, в государстве, где основополагающими учениями всегда были философские знания о Дао и размышления Конфуция, записанные его учениками, когда появились первые письменные трактаты об исламе в Китае на китайском языке, каким образом китайские мусульмане интерпретировали ислам в рамках конфуцианства, даосизма и буддизма.
Актуальность исследования. В современных реалиях, ислам, как одна из мировых религий, играет особую роль во многих политических процессах, в том числе и в Китае. По официальным данным Национального бюро статистики Китая, произошло значительное увеличение численности мусульманского населения в Поднебесной, в частности, народностей хуэй и уйгур. По сравнению с 2000 годом, в 2010 году численность хуэй и уйгуров в КНР увеличилась на 750 тыс. чел. и 1,6 млн. чел. соответственно. Таким образом, «эти две мусульманские народности Китая занимают 3 и 5 строку в таблице общей численности населения КНР». Существует много причин непрерывного роста населения мусульман в Китае уже на протяжении нескольких столетий, однако одна из самых главных - появление в период поздней Мин- ранней Цин первых письменных мусульманских трактатов на китайском языке.
Одним из таких трактатов является «Хань Китаб»- сборник текстов об исламе в Китае великих деятелей китайской мусульманской общины Ван Дайюй (ок. 1590-1658) и Лю Чжи (ок. 1670-1724). Работы первых китайских мусульманских классиков, включенные в «Хань Китаб» в период поздней Мин и ранней Цин (ок. 1630-1750) провозгласили свое отличительное объяснение исламской доктрины на языке классической китайской литературы. Было опубликовано более ста работ, многие из них переиздавались позже. «Ван Дайюй (ок. 1590-1658) и Лю Чжи (ок. 1670-1724), ученые, которые символизируют периоды возрождения китайского ислама» , писали на китайском языке о концепциях, правилах ислама, взятых из арабских и персидских источников,
чтобы объяснить фундаментальные основы исламских знаний китайской аудитории. Используя преимущественно конфуцианскую (но также буддийскую и даосскую) терминологию, они пытались передать традиционные интерпретации исламской веры и ее совместимости с китайскими принципами, одновременно утверждая превосходство ислама. Это литературное новшество могло произойти только «когда китайское обучение среди мусульман достигло такого уровня, что литераторы, знавшие как арабский, так и китайский, могли размышлять о переводе текстов и идей из одной идиомы в другую» . Содержание «Хань Китаб» разнообразно: переводы трактатов с арабского и персидского языков на китайский, словари, грамматические произведения, комментарии к исламским текстам и оригинальные философские произведения. Вопреки утверждениям некоторых комментаторов, большинство из этих текстов не были религиозными трактатами, адресованными немусульманской аудитории. Они также не были базовыми изложениями догматов ислама для широкой мусульманской аудитории. Скорее, они были написаны на сложном языке китайской литературной традиции для интеллектуально продвинутых мусульманских приверженцев. Этот свод китайско-исламских текстов «не был произведением прозелитизма, а был в первую очередь направлен на обучение своей религии мусульманской общины, которая уже существовала». Их первоочередная задача- не объяснить каким-либо прямым образом шариат или юриспруденцию, а также содержание Корана и хадисов, а рассказать в своих трактатах о природе исламского восприятия Бога, вселенной и души, чем о религии в целом. Для мусульманской общины в Китае, которая была в значительной степени неспособна читать и интерпретировать свои основные религиозные тексты, «Хань Китаб» дал возможность ознакомиться с мусульманской верой. Первые исламские классики Китая интерпретировали ислам, используя термины классической китайской литературы, именно поэтому «Хань Китаб» имеет арабо-китайское название, подчеркивая тем самым двойственное происхождение и принадлежность китайско-мусульманских авторов «Хань Китаб». Именно благодаря «Хань Китаб» мусульмане Китая продолжают развиваться, как неотъемлемая часть китайского общества.
Степень изученности. Научных трудов на русском, связанных с развитием ислама в Китае, а тем более освещающих роль и значимость «Хань Китаб» для китайских мусульман, практически нет, в отличие от работ на английском и других иностранных языках. Одни из самых значимых научных трудов по этой теме являются трактаты профессоров Kristian Petersen и Sachiko Murata, изданные на английском языке в 2000-х гг. Научные работы Sachiko Murata «Chinese Gleams of Sufi Light: Wang Daiyu and Liu Zhi» , «The sage learning of Liu Zhi: Islamic Thought in Confucian terms» , «The first Islamic classic in Chinese» и Kristian Petersen «Interpreting Islam in China» , «The Heart of Wang Daiyu's Philosophy» , «Understanding the sources of the Sino-Islamic intellectual tradition» , «Reconstruction Islam: Muslim Education and Literature in Ming-Qing China» не только дают нам проследить процесс проникновения и развития ислама в Китае, но и предоставляют нам перевод оригинальных трудов Лю Чжи и Ван Дайю, входящих в состав «Хань Китаб», анализируют их.
Помимо этих трактатов, посвященных «Хань Китаб», существуют еще множество других научных работ зарубежных историков, востоковедов и др. Однако в российской историографии нет ни монографий, ни статей, всецело освещающих эту тему, помимо некоторых диссертационных работ по теме ислама в Китае: Ши Шу «Разнообразие религиозной жизни Китая при империи Тан в 618 - 907(по исследованиям современных китайских ученых)»11 и Ши Шу «Проблемы проникновения и начального этапа существования в Китае христианства и ислама в китайской науке XX века» .
Объектом исследования, соответственно, является религия ислам в Китае. Предмет исследования: особенности толкования ислама в Китае в рамках неоконфуцианства в трактате Лю Чжи «Хань Китаб».
Исходя из этого, сформулируем цель ВКР - изучить особенности толкования ислама в Китае в трактате Лю Чжи «Хань Китаб».
Для достижения поставленной цели нами выделено несколько задач:
1) Изучить историю зарождения и развития ислама в Китае.
2) Определить предпосылки появления первых письменных трудов об исламе в Китае.
3) Рассмотреть особенности толкования ислама в Китае в рамках неоконфуцианства в трактате Лю Чжи «Хань Китаб».
Для выполнения задач ВКР были использованы источники и научная литература.
Источниковедческой базой ВКР служат трактаты, написанные китайскими мусульманскими мыслителями Ван Дайюй и Лю Чжи в раннюю эпоху Цин и входящие в состав «Хань Китаб» : «Чжэнцзяо чжэнчуан» , «Цинжэн дасье» , «Тяньфен синли» , «Тяньфен денли» . В перечисленных источниках мы можем проанализировать видение китайских мусульман на ислам в Китае, его синтез с «тремя учениями», рассмотреть особенности толкования ислама в Китае в рамках неоконфуцианства.
Используемая литература ВКР включает в себя многочисленные монографии и научные статьи, под издательством Оксфордского, Кембриджского, Бостонского, Колумбийского, Эдинбургского и др. университетов: «Interpreting Islam in China» Kristian Petersen , «Chinese Muslims and the global Ummah», Alexander Blair Stewart , «China and Islam: the prophet, the party, and law», Matthew S. Erie , «Sharia dynamics: Islamic law and sociopolitical processes», Timothy P. Daniels.- Cham , «Islamic thought in China: Sino-Muslim intellectual evolution from the 17th to the 21st century», Jonathan Lipman . В перечисленных научных работах освещается процесс распространения ислама в Китае, роль китайских мусульман в исламском мире, а также структура и законы китайской мусульманской общины. В других научных работах в области истории ислама в Китае: «The Heart of Wang Daiyu's Philosophy», Kristian Petersen , «Islam in China: The Han Kitab tradition in the writings of Wang Daiyu, Ma Zhu and Liu Zhi», Alexander Wain , «Understanding the sources of the Sino-Islamic intellectual tradition», Kristian Petersen , «Reconstruction Islam: Muslim Education and Literature in Ming-Qing China», Kristian Petersen , «Chinese Gleams of Sufi Light: Wang Daiyu and Liu Zhi», Sachiko Murata , «The sage learning of Liu Zhi: Islamic Thought in Confucian terms», Sachiko Murata , «The first Islamic classic in Chinese», Sachiko Murata анализируются первые китайские мусульманские тексты Лю Чжи и Ван Дайюй, их значимость и роль в становлении особенного пути развития китайской мусульманской общины. Методы исследования:
Исследование основано на общенаучных принципах:
- историзма и системности, позволяющие рассматривать феномен китайского ислама в рамках китайской традиционной этики, а также систематизировать элементы, входящие в концепцию китайского ислама, изложенного в «Хань Китаб».
Практическая значимость. Так как в ВКР освещается проблема определения особенностей китайской мусульманской традиции, территориальное распределение мусульман в Китае, работа может представлять интерес для специалистов, занимающихся вопросом нахождения новых источников по теме ислама в Китае. Также практическая значимость работы может быть представлена в лекциях по религиозно-философским аспектам жизни современного Китая.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения и списка литературы.
Проследив процесс проникновения и развития ислама в Китае, мы пришли к выводу, что мусульманство в Китае имеет очень богатую историю. Оно развивалось на протяжении нескольких значительных периодов истории Поднебесной: эпоха династий Тан, Сун, Юань, Мин и Цин, и нашло своих последователей среди представителей многочисленных народностей Китая и самих ханьцев. Ислам в Поднебесной не просто занял свое место среди множества философских и религиозных направлений, но и распространил несколько мусульманских школ, учений.
Также мы разобрали территориальные особенности распространения ислама в Китае. Ответили на вопросы, связанные с происхождением и этнической составляющей мусульман в Поднебесной, определили факторы, которые повлияли на появление, проникновение ислама в территориальных зонах, имеющих связь с Великим Шелковым путем, а именно в Тибете, Синьцзян - Уйгурском автономном округе, провинции Цинхай, Гансу и др. Мы пришли к выводу, что проникновение ислама происходило в течение разнообразных процессов взаимодействия Китая с мусульманским миром: дипломатические миссии, торговые связи через Великий шелковый путь, а также военные действия с арабами-мусульманами, тюрками и народами, населяющими Среднюю и часть Центральной Азии при династии Тан, Сун и Юань.
По причине того, что число приверженцев ислама в Китайской империи росло высокими темпами, образовались отдельные мусульманские общины со своими законами и порядками, которым беспрекословно должны были следовать члены этой общины. Мусульманские общины в Китае следовали нескольким мировым мусульманским школам, а именно, Менхуан, Гедиму, Илхван, Салафийя, и трем суфийским ветвям.
Кроме этого, мы определили, что важным фактором развития ислама в Китае является вклад китайских мусульманских мыслителей, которые в XVII-
XVIII вв., в раннюю эпоху династии Цин, написали несколько религиозных трудов, имеющих огромную значимость для китайских мусульман и способствовавших интеграции мусульманской мысли в Китае. Для мусульманской общины в Китае, которая была в значительной степени неспособна читать и интерпретировать свои основные религиозные тексты, «Хань Китаб» (^Х^^ Ь ок. 1710 г.) дал возможность ознакомиться с мусульманской верой. Именно благодаря этому трактату китайские мусульмане определили свое особенное видение существования ислама в рамках китайских религиознофилософских учений и продолжили находить новых последователей по всей территории Китая.
Лю Чжи, Ван Дайюй отобразили в своих научных работах, входящих в «Хань Китаб», особенный взгляд на существование ислама в Поднебесной и попытались синтезировать мусульманство с конфуцианством, даосизмом и буддизмом, считая, что ислам имеет много схожих аспектов с «тремя учениями». Лю Чжи и Ван Дайюй позаимствовали множество понятий из конфуцианства, буддизма и даосизма, например, единственный (о дао «1^» Чженьи), начало начал или исток («^#р» Юаньши), добродетель и милосердие («^М» Пучи и « ЖШ» Чжэньцзы), пять добродетелей («ЖШ» Учан ), преданность («Ж>Й» Чжэньчжун), сыновья почтительность («ШФ» Чжисяо), постижение таинств через медитацию («#|д» Цхану), предопределение («Й^» Тсьендин ), земная жизнь (в буддизме «ЖЩ» Цзинши), будущее перерождение (в буддизме «^Щ» Хоуши), чтобы наиболее подходящим и понятным способом донести суть ислама китайским мусульманам. Концепция китайского ислама, по работам Лю Чжи и Ван Дайю, собранным в «Хань Китаб», являет собой объединение креационизма ислама с традиционными китайскими теориями о сотворении мира и завершает эту гениальную связь между ними. С одной стороны, Лю Чжи и Ван Дайю согласны с Чжоу Дуньи в том, что «великий предел рождает беспредельное», с другой стороны, они сделали еще один большой шаг вперед, полагая, что происхождение мира не ограничивается этим, и его можно изучить намного
глубже. Они полагают, что до «великого предела» и «беспредельного» существует «ничто, неизвестное, безымянное» (^Ш), «хозяин созидающей природы, первоначальный создатель (^{^^^i), то есть «истинный творец, Бог» (Ж $), который является общим источником всех вещей во вселенной». По мнению Лю Чжи и Ван Дайю, «повиновение и почтение Аллаху, соблюдение порядка в отношениях с другими, соблюдение законов, самосовершенствование себя внутри и снаружи являются основополагающими признаками «праведного, благородного мужа». В дополнении, Ван Дайю связывает конфуцианское понятие «высшей добродетели» (ВДВДШ) c мусульманским «иманом» (^^М"вера в истинность ислама, вера в Аллаха, ангелов, «Священные писания» или просто «верующий»), а именно, «высшая добродетель» помогает взрасти «имана», что повторяет концепцию конфуцианства о воспитании «благородного мужа».
Лю Чжи объединил креационизм ислама с древними китайскими теориями о сотворении мира и завершил эту гениальную связь между ними. С одной стороны, он согласен с Чжоу Дуньи в том, что «великий предел рождает беспредельное», с другой стороны, он сделал еще один большой шаг вперед, полагая, что происхождение мира не ограничивается этим, и его можно изучить намного глубже. Он считает, что до «великого предела» и «беспредельного» существует «ничто, неизвестное, безымянное» ( ^ Ш ) , «хозяин созидающей природы, первоначальный создатель то есть «истинный творец, Бог» (Ж $),который является общим источником всех вещей во вселенной».
Таким образом, «Хань Китаб» сыграл важную роль в построении образа ислама для китайских мусульман и определил их дальнейшее развитие.
1.1. Han Kitab / Liu Zhi.- 1710.- [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://islaminchina.info/books-by-liu-zhi-in-chinese/,свободный, -Проверено 26.05.2019
1.2. Qingzhen Da Xue (ШЖЖФ, «The Great learning of Islam») / Wang Daiyu.- ок.1625-1630.-[Электронный ресурс].-
Режим доступа: http://islaminchina.info/books-by-wang-daiyu-in-chinese/,- Проверено 26.05.2019
1.3. Zhengjiao Zhenquan (ФШЖ^, «A True Explanation of the Right Religion») / Wang Daiyu.- 1642.-[Электронный ресурс].-
Режим доступа: https://play.google.com/books/reader?id=gdaEDgAAQBAJ&hl=ru&p g=GBS.PR4, - Проверено 26.05.2019
2. Литература:
Русская:
2.1. Васильев Л. С. История религий Востока: учебное пособие для вузов.-5-е изд. - Москва: Книжный дом «Университет», 2000. - 426 с.
2.2. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Глава ХХУШ. Восстание Ань Лушаня. [Электронный доступ]/ Л.Н. Гумилев // Айрис- пресс,2016.- Режим доступа: https://history.wikireading.ru/35125,свободный.- Имеется печатный аналог.
2.3. Доманин А. А., Доманина С.А. Великие битвы, 100 сражений, изменивших ход истории. [Электронный ресурс]/ А.А. Доманин, С.А. Доманин // Центрполиграф.- 2011. - Режим доступа: https://military.wikireading.ru/21256, свободный. -Имеется печатный аналог.
2.4. Зубов А. Б. История религий: курс лекций. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии.- Ин-т «Открытое о-во».- М.: Планета детей, 1997. - 343 с.
2.5. Каримов М.М. Из истории международных связей и дипломатии Центральной Азии во второй половине XIV - начале XVI вв.- Худжанд, 2009,- 109 с.
2.6. Мюллер А. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. Пер. с нем. - М.: АСТ: Астрель,2004.- 911с.
2.7. Нуриахметова Ф.М. История и философия реформации ислама. - Казань, КГЭУ, 2013. -138 с.
2.8. Садвакасов Г.С. Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана, Средней Азии и Казахстана в XIV - XIX веках.- Алматы: Гылым, 1994.-11 с.
2.9. Салахов М.Р. История религий: учебное пособие. - Казань: М-во образования и науки РФ, НОУ ВПО «Рос. Ислам. ун-т», 2015.- 138 с.
2.10. Уинтл Дж. История ислама: с VII в. до наших дней. Пер. с англ. А.Г. Георгиева.- Москва: АСТ:Астрель, 2009.- 290 с.
2.11. Чжоу Цюй- фэй. За хребтами. Вместо ответов. (Лин вай дай да) Пер. с китайского, введ., коммент.и прил. М. Ю. Ульянова. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- 58-59 с.
2.12. Шантепи Д.П. де ля Соссей. Иллюстрированная история религий: в 2 т. Т1. - Рос. фонд. мира- 2-е изд.- М., 1992.- 411с.
2.13. Ши Шу «Проблемы проникновения и начального этапа существования в
Китае христианства и ислама в китайской науке XX века». Дис. на соиск.учен. степ. канд. философ. наук (09.00.13). Санкт-Петербургский Государственный Университет им. Ломоносова. Институт Философии. - Санкт-Петербург,2006.- 157 с. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/problemy-proniknoveniya-i-nachalnogo-etapa- sushchestvovaniya-v-kitae-khristianstva-i-islama-,- Проверено 15.04.2019
2.14. Ши Шу «Разнообразие религиозной жизни Китая при империи Тан в 618 - 907(по исследованиям современных китайских ученых)». Дис. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук (09.00.13) / Ши Шу; Санкт-Петербургский Государственный Университет им. Ломоносова. Институт Философии. - Санкт- Петербург,2006.- 49 с.
Английская:
2.15. Arab relations with Tibet in the 8th and early 9th centuries A.D. / D.M. Dunlop.- New York: Columbia University, 1973.- 318 p.
2.16. The sage learning of Liu Zhi : Islamic thought in Confucian terms / Sachiko Murata, William C. Chittick, and Tu Weiming.- London : the Harvard University Asia Center for the Harvard-Yenching Institute, 2009. - 678 p.
2.17. Cheng Ho and Islam in Southeast Asia / Tan Ta Sen.- Singapore: Institute of Southeast Asian studies, 2009.- 291 p.
2.18. China's early mosques / Nancy Shatzman Steinhardt.- Edinburg: Edinburg University Press,2015.-331 p.
2.19. China's Muslim frontier: empire, nation, and transformation in Yunnan / Kevin N. Caffrey .- Mich.: UMI,2007.- 214 p.
2.20. Chinese gleams of Sufi light: Wang Tai-yu's great learning of the pure and real and Liu Chih's, Displaying the concealment of the real realm / Sachiko Murata, William C. Chittick.- SUNY Press,2000.- 256 p.
2.21. Chinese Muslims and the global Ummah: Islamic revival and ethnic identity among the Hui of Qinghai Province / Alexander Blair Stewart.- London: New York: Routledge, Taylor & Francis Group,2017.- 221 p.
2.22. China and Islam: the prophet, the party, and law / Matthew S. Erie. -New York : Cambridge University Press, 2016.- 447 p.
2.23. Islamic thought in China: Sino-Muslim intellectual evolution from the 17th to the 21st century / Jonathan Lipman.- Edinburgh: Edinburgh University Press, 2016.- 268 p.
2.24. Contextualization of Sufi Spirituality in Seventeenth - and Eighteenth - Century China The Role of Liu Zhi (c.1662- c.1730) / David Lee.-Cambridge : James Clarke & Co, 2015.- 257 p.
2.25. Encyclopedia of Islam / Kate Fleet.- S.I. : Brill, 2017.- 188 p.
2.26. Familiar strangers: A History of Muslims in Northwest China / Jonathan N. Lipman.- Washington: University of Washington Press, 1997.- 266 p.
2.27. Hui muslims in China / Gui Rong, Hacer Zekiye Gonul, Zhang Xiaoyan.- Leuven: Leuven University Press, 2016.- 200 p.
2.28. Muslims in Amdo Tibetan society: multidisciplinary approaches / Marie- Paule Hille, Bianca Horlemann, Paul K. Nietupski.- Lanham, MD: Lexington Books, 2015.306 p.
2.29. Interpreting Islam in China: pilgrimage, scripture, and language in the Han Kitab / Kristian Petersen.- New York: Oxford University Press,2018.-304 p.
2.30. Islam / Jin Yijiu, translated by Chan Ching -Shing Alex.- Boston: Brill, 2017.397 p.
2.31. Islam - Tibet: cultural interactions (8th-17th centuries) [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://warburg.sas.ac.uk/research/completed-research-projects/islam- tibet-cutlural-interactions-8th-17th-centuries, свободный.- Проверено 17.09.2018.
2.32. Islam and Tibet: interactions along the musk routes / Anna Akasoy, Charles Burnett, Ronit Yoeli-Tlalim. - Farnham, England ; Burlington, VT: Ashgate, 2011.- 391p.
2.33. Islam in China / Zhang Guanglin.- Beijing: China Intercontinental Press,2005.-126 p.
2.34. Islam in China: Hui and Uyghurs between modernization and sinicization / Jean A.Berlie.- Bangkok : White Lotus Press, 2004.- 167 p.
2.35. Islam in China: religion ethnicity culture, and politics / Raphael Israeli.- Lanham, Md: Lexington Books, 2002.-339 p.
2.36. Islam in China: The Han Kitab tradition in the writings of Wang Daiyu, Ma Zhu and Liu Zhi / Alexander Wain.- 2016.- Islam and civilizational renewal.- 28-46 p.
2.37. Islam in Traditional China: A Short History to 1800 / Leslie D. D.- Canberra College of Advanced Education, Canberra, 1986.- 398 p.
2.38. Islam instrumentalized: religion and politics in historical perspective / Jean- Philippe Platteau.- New York: Cambridge University Press, 2018.- 528 p.
2.39. Islam, family life and gender inequality in urban China / Xiaowei Zang.- New York: Routledge, 2012.- 233 p.
2.40. Muslims in China / Sheila Hollihan- Elliot.- Philadelphia: Mason Crest Publishers,
2006.-120 p.
2.41. Muslims in China: a study in cultural confrontation / Raphael Israeli.- London: Curzon Press, 1980.- 272 p.
2.42.Oasis identities: Uyghur Nationalism along China's Silk Road / Justin Jon Rudelson.- New York: Cambridge University Press,1997.- 209 p.
2.43. Reconstruction Islam: Muslim Education and Literature in Ming-Qing China/ Kristian Petersen.- 2006.-The American Journal of Islamic Social Sciences, Vol. 23, No. 3.- 24-53 p.
2.44. Routledge handbook of Africa- Asia relations / Pedro Miguel Amakasu Raposo de Medeiros Carvalho, David Arase, Scarlett Carnelissen.- New York: Routledge, 2018.483 p.
2.45. Sharia dynamics: Islamic law and sociopolitical processes / Timothy P. Daniels.- Cham, Switzerland: Springer: Palgrave Macmillan, 2017.- 364 p.
2.46. The Chinese sultanate: Islam, ethnicity, and the Panthay Rebellion in southwest China / David G. Atwill. - Stanford, Calif.: Stanford University Press, 2005.- 264 p.
2.47. The dao of Muhammad: a cultural history of Muslims in late imperial China / Zvi Ben- Dor Benite.- Cambridge: Harvard University Press, 2005.- 280 p.
2.48. The first Islamic classic in Chinese / Sachiko Murata.- 2017.- State University of New York Press.- 284 p.
2.49. The Heart of Wang Daiyu's Philosophy/ Kristian Petersen.- 2013.- Journal of Sufi Studies 2.- 177-201 p.
2.50. The new Cambridge History of Islam. The Eastern Islamic World. Eleventh to Eighteenth Centuries. Volume 3. / David O. Morgan.- Cambridge University Press.2011.- 721 p.
2.51. The Sinocisation of Islam and the Interpretation of Islamic Classics with Confucianism / MA Mingliang.- China Academic Journal Electronic Publishing House,2008.- 8 p.
2.52. Understanding the sources of the Sino-Islamic intellectual tradition/ Kristian Petersen.- 2011.- Philosophy East and West Volume 61.- 546-559 p.
2.53. Xingjiang, Central Asia and the implications for China’s Policy in the Islamic World / Lillian Craig Harris.- London: Cambridge University Press, 1993.- 19 p.
2.54. Xingjiang: the silk road, Islam’s overland route to China / Peter Yung.- Hong Kong: Oxford University Press, 1986.- 160 p.
Словари:
3.1. A. Dictionary of Islamic Architecture/ Andrew Petersen. London and New York: Routledge Press., 1996.- 321 p.