Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА)

Работа №31217

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы129
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
577
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения прогностической
способности как условия развития социально-адаптационных функций. 10
1.1. Понятие прогностической способности и прогнозирования 10
1.2. Социальная адаптация в школе у младших школьников в
нормогенезе и с расстройством аутистического спектра 18
1.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации
младших школьников с расстройством аутистического спектра 24
Выводы по первой главе 33
Глава II. Эмпирическое изучение социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.1. Организация экспериментального изучения прогностической
способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.2. Сравнительный анализ исследования социально-адаптационных функций младших школьников с расстройством аутистического спектра
и детей не имеющих отклонений в развитии 37
2.3. Результаты корреляционного анализа рече-коммуникативной функции прогностической способности и социальной адаптации у младших школьников с расстройством аутистического
спектра 46
Выводы по второй главе 50
Глава III. Психолого-педагогические условия развития социальноадаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 53
3.1. Содержание деятельности по созданию психолого -педагогических
условий развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра средствами социальных историй 53
3.2. Организация деятельности по созданию психолого -педагогических условий развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического
спектра средствами социальных историй 60
3.3 Анализ эффективности метода социальных историй в развитии прогностической способности в рече-коммуникативном аспекте младших школьников с расстройством аутистического спектра 66
Выводы по третьей главе 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 84



Актуальность. В современном мире в системе специального образования большое внимание уделяют проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие данного процесса является состояние их прогностической способности.
Вопрос изучения "антиципационной состоятельности" и "прогностической компетентности" не теряет своей актуальности, представляя для современных исследователей повышенный интерес, что говорит о немалозначимости проблемы данного исследования.
Такие авторы как О.Л. Гончарова, А.И. Ахметзянова [4,5], Л.А. Регуш,В.Д. Менделевич [23] и Н.П. Ничипоренко [22] продолжают изучать и исследовать прогностическую способность и ее виды у детей с ограниченными возможностями здоровья. Своеобразие в её формировании при той или иной патологии отмечают все авторы, но особенности нарушений прогнозирования зависят от конкретного вида дизонтогенеза.
Проблемы социальной адаптации лиц с расстройством аутистического спектра рассматриваются в работах Н.Г. Манелиса [19], Хаустова А.В [20], Sinha P. [61], Delano, M., Mesibov G. и др. Ученые Массачусетского технологического института - Pawan Sinha и его коллеги предполагают, что, причина аутизма лежит в сниженной способности предсказывать события и действия других людей, поскольку многим детям с расстройством аутистического спектра необходимо контролируемое и предсказуемое окружение.
Как отмечается в ФГОС НОО ОВЗ, необходимо организовывать ряд специальных психолого-педагогических условий в общеобразовательном учреждении для социальной адаптации и в целом социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья, однако для младших школьников с расстройством аутистического спектра они недостаточно раскрыты.
Вопрос развития прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра как фактора успешной социализации в теории и практике остается открытым.
Актуальностью данного исследования является то, что на сегодняшний момент недостаточно изучена способность к прогнозированию и его коррекция и развитие у детей с расстройством аутистического спектра.
В настоящее время, в связи с внедрением инклюзивной системы образования, учащиеся с расстройством аутистического спектра испытывают выраженные трудности в социальной адаптации. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие данного процесса, является состояние их прогностической способности.
К социально-адаптационным функциям прогностической способности относятся те аспекты прогнозирования, которые имеют важную роль в социализации индивида, при этом индивид не только усваивает социальные нормы, обусловленные требованиями и содержанием деятельности общества, но также осваивает его социальный опыт и систему ценностей.
В связи с нарушениями в развитии, овладение прогностическими способностями становится для детей с расстройством аутистического спектра затруднительным или невозможным. Неумение планировать действия в учебных и внеучебных ситуациях, нерационально определять пути и средства достижения целей, предвосхищать результаты деятельности, способствует возникновению дезадаптивного поведения у лиц с расстройством аутистического спектра.
Целью нашего исследования является изучение и создание психолого-педагогических условий развития рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра.
школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра на примере речекоммуникативной функции.
Основная гипотеза исследования: мы предполагаем, что речевое прогнозирование младших школьников с расстройством аутистического спектра характеризуется бедностью рече-языковых средств, низкой инициативностью и отсутствием мотивации к вербализации событий и действий. Развитию рече-коммуникативного аспекта прогностической способности как показателя социальной адаптации будет способствовать организация специальных психолого-педагогических условий (организация времени, пространства, учет личностных особенностей, поведенческий подход в работе и использование специальной адаптированной коррекционноразвивающей программы).
Исходя из цели исследования можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы по проблеме прогнозирования и создания условий социальной адаптации лиц с ОВЗ в контексте нормогенеза и лиц расстройством аутистического спектра и изучение современных методов и средств актуализации прогностической способности младших школьников;
2. Определить условия успешной социализации и социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования;
3. Подобрать диагностический материал для изучения речекоммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра;
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования речекоммуникативного аспекта прогностической способности младших
школьников с нормальным психофизическим развитием и расстройством аутистического спектра;
5. Определить взаимосвязь сформированности социально-адаптационных функций и способности к речевому прогнозированию у младших школьников с расстройством аутистического спектра с использованием корреляционного анализа;
6. Разработать и апробировать стратегию развития рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра с помощью метода социальных историй, способствующую их успешной социальной адаптации.
Методологической основой исследования выступили:
- положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, который пронизывает все уровни психического отражения действительности и имеет многоуровневое строение, сформулированное в работах Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, П.К. Анохина;
- базовые положения культурно-исторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского, которое получило дальнейшее прикладное развитие в трудах российских логопедов и дефектологов И.Т. Власенко, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.;
- работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователей: Л.И. Переслени, А.Ю.Акопова, В.А. Иванникова, Ф.И. Случевского, Д.А. Ширяева;
- психолингвистические основы речевой деятельности, коммуникативные теории речи (И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова);
- исследования, посвященные проблемам психолого-педагогическо- медико-социального сопровождения лиц с расстройством аутистического спектра (А.В. Хаустов, О. С. Никольская, М. Ю. Веденина, Л. М. Шипицина и др.).
• Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы и учебнометодических работ);
• Биографический (сбор и анализ анамнестических данных);
• Эмпирический (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» А.И. Ахметзянова [5], методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABBLS-R James W. Partington (Assessment of basic language and learning skills revisited) [47] для изучения уровня социальной адаптации у детей;
• Статистическая обработка данных (T-критерий Стьюдента, линейный коэффициент корреляции Пирсона).
Практическая значимость исследования: в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра полученные данные о развитии социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра помогут педагогам, дефектологам и тьюторам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс по развитию речевого прогнозирования в образовательных учреждениях различного типа.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа №156», «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97», «Средняя общеобразовательная школа № 89» г. Казани.
Апробация исследования: основные результаты магистерской
диссертации докладывались на XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2018 г.); V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018); Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», (г. Саранск, 2018); Международной научно-практической конференции «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства» (г. Новосибирск, 2019); Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ(Казань, 2019).
Опубликовано 4 статьи:
1. Феклистова С.Н., Ахметзянова А.И., Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра / Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 358 с.
2. Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра /Е.П. Андреева // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.394-398.
3. Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия развития прогностической способности как фактора социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра / Е.П. Андреева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т.,2018. - С. 289-294.
4. Андреева Е.П., Твардовская А.А. Рече-коммуникативная функция прогностической способности как фактор социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра/ Е.П. Андреева, А.А. Твардовская // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - Новосибирск: Изд-во НГПУ,2019. - С. 136-139.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы в количестве 65 источников, 16 из которых являются зарубежными. В работе 9 рисунков, 2 таблицы и 13 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в заключении следует отметить, что в связи с внедрением инклюзивной системы образования, учащиеся с расстройством аутистического спектра испытывают выраженные трудности в социальной адаптации. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие данного процесса, по мнению многих ученых, является состояние их прогностической способности.
Младшие школьники с расстройством аутистического спектра в связи с особенностями психического и речевого развития, а также из-за нарушения социального взаимодействия не всегда способны адекватно оценивать и прогнозировать свои высказывания и высказывания собеседника, анализировать эмоции и чувства собеседника, не в состоянии обогащать свой жизненный опыт. Дети не переносят опыт и результаты одного события в прогнозировании исхода другого события. Так же и речевые нарушения приводят к сужению круга общения, соответственно, планирование и прогнозирование высказываний у таких детей затрудняется.
Результаты проведенного исследования уровня развития речекоммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с расстройством аутистического спектра подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Рече-коммуникативная функция прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра имеет относительно низкие значения. Это отражается в неспособности инициировать и поддерживать разговор и повторении стереотипных речевых штампов, в нарушениях грамматического строя речи, звукопроизношения и просодических компонентов речи. Особенности речи и коммуникации характеризуются бедностью и односложность языковых средств в речевом прогнозе, недостаточной вербализацией событий и действий.
Данные результаты позволили нам сделать выводы о том, что несформированность рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра является показателем риска формирования девиантного поведения.
Это и определило необходимость создания эффективных условий в разработке стратегии развития в рамках инклюзивного образования.
Разработанные нами социальные истории имеют индивидуальный характер и включают в себя дефицитные шкалы и показатели, выявленные при исследовании прогностической способности младших школьников.
В результате проведенного нами формирующего эксперимента по развитию рече-коммуникативного аспекта прогностической способности средствами социальных историй младшие школьники с РАС научились выстраивать рациональное общение и эффективную коммуникацию с учителями, сверстниками, родителями, так же взрослыми людьми и в различных ситуациях и видах деятельности.
Стратегия развития позволит не только добиться сравнительно высоких результатов в речевом прогнозировании у младших школьников с расстройством аутистического спектра, но и сможет рационализировать пути успешной социальной адаптации детей путем более эффективной работы с использованием специально разработанных нами социальных историй и учётом специальных психолого-педагогических условий.
Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования получила своё экспериментальное подтверждение.
В дальнейшей перспективе возможно использование также других методов и условий по развитию прогностической способности и эффективной социализации младших школьников с расстройством аутистического спектра.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология: [Текст] учеб./
Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с.
2. Анохин, П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем [Текст] /П.К. Анохин.— М.: Медицина, 1998. - 400 с.
3. Ахметзянова, А.И. Использование метода прикладного анализа
поведения в развитии адаптивных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст]/ А.И.Ахметзянова, В.Д.Федорова//Образование и саморазвитие. - 2015. - № 1 (43). - С. 63-68.
4. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования, 2017. - С. 489 - 504.
5. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. - метод, пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 45 с.
6. Белова, Л. И. Психологические особенности социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления: автореф. дис.канд.псх.наук: 19.00.05 [Текст] / Белова Лада Игоревна. - Ярославль, 2003. - 15 с.
7. Богдашина, О.Б. Расстройства аутистического спектра [Текст]:
введение в проблему аутизма: учеб. пособие /О.Б. Богдашина/ под науч. ред. Е.А. Черенёвой, И.В.
Сухоруковой; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск: КрГПУ, 2012. - 248 с.
8. Веденина, М. Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом [Текст]:
автореф. дисс... канд. психол. наук/ М. Ю. Веденина. - Москва: ИКП РАО, 2000. -12 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Directmedia, 2014. - 402с.
10. Галочкина, Т.Ю., Черенёва Е.А. Модель обучения и психологопедагогического сопровождения младших школьников с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие [Текст] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 116 с.
11. Дичинская, Л. Е., Цуканова, М. А. Игровые упражнения в процессе формирования у младших школьников механизма вероятностного прогнозирования в рецептивных видах речевой деятельности [Текст] / Л.Е. Дичинская, М.А. Цуканова //Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2017. - С. 94-97.
12. Зимняя, И.А. Опережающее отражение в речевом поведении [Текст] / И.А. Зимняя // Иностранные языки в высшей школе - М., 1974. - Вып. 8. - 161с.
13. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] книга для учителей / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько - М.: Изд-во Просвещение, 1988. - 190 с.
14. Комплексное сопровождение детей с расстройствами
аутистического спектра [Текст] / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 456 с.
15. Ломов, Б.Ф Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков - М.: Наука, 1980. - 278с.
16. Ломов, Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминанат непреднамеренного запоминания [Текст] /Б.Ф. Ломов //Новые исследования в психиатрии и возрастной психиатрии. - М., 1972. - С. 93- 104.
17. Мамохина, У.А. Особенности речи при расстройствах
аутистического спектра [Текст] /У.А. Мамохина// Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. № 3 - С. 24-33.
18. Мамохина, У.А., Тюшкевич С.А., Данилина К.К., Давыдова Е.Ю., Г орбачевская Н.Л Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) различной этиологии [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 222.
19. Манелис, Н. Г. Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС [Текст] : результаты анкетирования / Н. Г. Манелис, Т. А. Медведовская, Е. В. Субботина // Аутизм и нарушения развития : науч.- практ. журн. - 2013. - № 2(41). - С. 1-9.
20. Манелис, Н.Г. Формирование жизненных компетенций у обучаю
щихся с расстройствами аутистического спектра [Текст]: Методическое
пособие / под общ. ред. А.В. Хаустова. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 57 с.
21. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с
22. Менделевич, В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] /Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич// Психологический журнал. - 2006, Т. 27, № 5. - С. 50-59.
23. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. - №4. - С. 107115.
24. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения
[Текст]: учебное пособие для вузов / В.Д. Менделевич. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 445 с.
25. Нигматуллина, И. А. Современные аспекты изучения коммуникативной функции антиципационной состоятельности [Текст] / И. А. Нигматуллина, Ф. Р. Яппарова // Образование и личность: разнообразие зон развития: сборник междунар. науч. -практической конф. - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - С. 79-81.
26. Нигматуллина, И.А. Коммуникативные характеристики прогностической компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / И.А.Нигматуллина, Л.Д.Файзрахманова // Образование и личность: разнообразие зон развития: сборник материалов Междунар. науч.- практической конф. - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - С.75-79.
27. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М - М.: Теревинф, 1997. - 341 с.
28. Никольская, О.С. Особые образовательные потребности младших школьников с аутистическими расстройствами [Текст] / О.С. Никольская, И.А. Костин // Педагогика. - 2017. - №6. - с. 57 - 62.
29. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: про
блемы и решения современности
[Текст] : методические рекомендации для начинающих специалистов /
О. Л. Беляева и др./ Красноярский гос. пед. ун-т, Международный ин-т аутизма. - Красноярск: КГПУ, 2015. - 172 с.
30. Организация инклюзивного образования детей с РАС в общеобра зовательной школе[Текст]. Учебное пособие / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. - 124 с.
31. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. - М., 1988. - 321с.
32. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройст
вами аутистического спектра / А. В. Хаустов [Текст]
// Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14, № 2 (51). - с. 3-12.
33. Переслени, Л.И. Психофизиологические механизмы формирования прогноза [Текст] / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова // Психологический журнал. - 1991. - №5 - С. 51 - 59.
34. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями» [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://base.garant.ru/70862366/ (02.06.2014)
35. Попова, Т.М. Теоретико-методологические проблемы изучения девиантного поведения подростков с нарушениями развития [Текст] / Т.М. Попова // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография. / под ред. Богдановой Т.Г. - М.: ЛОГОМАГ — 2013. - С 130-140.
36. Прогноз в речевой деятельности [Текст] / Под ред. Р.М. Фрумкиной. - М., 1974. - 235с
37. Пиаже, Ж. Антиципирующая деятельность [Текст]/ Ж.Пиаже // Экспериментальная психология. - 1966. - № 6. - С. 43-46.
38. Регуш, Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию [Текст] / Л.А. Регуш // - Психол. Журн. -1981. - Т. 2.N5. -
С. 106 - 115.
39. Семаго, Н.Я, Семаго М.М. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях [Текст]: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
40. Твардовская, А.А. Особенности прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом [Текст] / А.А.Твардовская // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2018. - с 124-134.
41. Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 01.05.2019)
"Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.zakomf.info/zakon-ob-obrazovanH-v-
rf/ (02.03.2019)
42. Федорова, А.С. Особенности развития и психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.С. Федорова // В сборнике: Социально-психологическое сопровождение лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы и перспективы Сборник материалов научно-практической интернет-конференции. - 2013. - С. 28-32.
43. Хитрюк, В. В. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: структура и содержание/ В.В.Хитрюк// Вестник БарГУ. - 2016. - № 4. - С.34-44.
44. Хаустов, А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст]/ А.В. Хаустов. - М.: ЦПМССДиП. - 87 с.
45. Хаустов, А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра[Текст]. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 125с.
46. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА [Текст] - М.: Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.
47. Эстербрук, С.А., Орлова Е.А., Карпекова Т.А. Метод социальных историй в развитии социального взаимодействия детей с нарушениями аутистического спектра [Электронный ресурс]// Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). - 2018. - № 1. - URL: www.evestnik-mgou.ru
48. ABLLS-R. Оценка базовых речевых и учебных навыков [Электронный ресурс]. - URL: https://proaba.ru/ablls-r/ (дата обращения
23.02.2019) .
49. Adams L., Gouvousis, A., VanLue, M., & Waldron, C. Social story intervention: Improving communication skills in a child with autism spectrum disorders/ Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. - 2004. - рр. 816.
50. Ahmetzyanova, A. The role of anticipatory competence in the origin deviant behavior/ A. Ahmetzyanova//Man in India. - 2017. - pp. 127-138.
51. Ahmetzyanova, А., Artemyeva Т., Tvardovskaya А. Specific Aspects of Forecasting and Perception of the Norm by Juniour Schoolchildren with Developmental Disorders/ А. Ahmetzyanova, Т. Artemyeva, А. Tvardovskaya // Integration of Education. - 2017. - pp. 489-504.
52. Andrews, S.M. Increasing game playing skills and social comprehension in school-aged children with autism using social stories/ S.M. Andrews// PhD thesis in Psychology Sciences. San Diego. - 2004. - 234 p.
53. Attwood, T. Strategies for improving the social integration of children with Asperger syndrome/ Т. Attwood // Autism. - 2000. - no. 4. - pp. 85-100.
54. Brown, M., Stopa, L. Does anticipation help or hinder performance in a subsequent speech?/ M. Brown,L. Stopa//Behavioural and Cognitive Psychotherapy. -2007. -N 35. -pp. 133-147.
55. Charlop, M.H, Milstein J.P.Teaching autistic children conversational speech using video modeling/ M.H Charlop, J.P.Milstein //Journal of Applied Behavior Analysis. - 1989. - pp. 275-285.
56. Esterbrook, S.A. Theoretical and practical aspects of applying the method of verbal behavior training analysis and psychological support of children with autism who have disorders in the development of communication and speech/ S.A. Esterbrook, R.L. Esterbrook, E.A. Orlova// Psychology of learning. -2016. - no. 4. - pp. 102-114.
57. Gray, C.A. Teaching children with autism to read social situations/ C.A. Gray// Teaching children with autism: Strategies to enhance communication and socialization. New York, Delmar. - 1995. - pp. 219-242.
58. Gray, C.A. The new Social Story book/ C.A. Gray// Arlington, Future Horizons. - 2000. - 120 p.
59. Koegel, L.K., Koegel R.L. Motivating communication in children with autism/ L.K.Koegel, R.L Koegel. //Learning and cognition in autism. - 1995. - pp. 73-87.
60. Nikopoulos, C. K., & Keenan, M. Effects of video modeling on social initiations by children with autism. Journal of Applied Behavior Analysis. -2004. - no.37(1). - pp. 93-96.
61. Pawan, Sinha, Margaret M. Kjelgaard, Tapan K. Gandhi, Kleovoulos Tsourides, Annie L. Cardinaux, Dimitrios Pantazis, Sidney P. Diamond, Richard M. Held Autism as a disorder of prediction // PNAS. -2014. - no. 111 (42) - pp. 1522015225.
62. Prelock, P. Autism Spectrum Disorders: Issues in assessment and intervention/ P. Prelock // Austin, Pro-Ed. - 2006. - 604 p.
63. Sansosti, F. J., & Powell-Smith, K. A. Using Computer-Presented Social Stories and Video Models to Increase the Social Communication Skills of Children With High-Functioning Autism Spectrum Disorders/ F. J Sansosti, K. A. Powell-Smith// Journal of Positive Behavior Interventions. -2008 - no.10(3) - pp.162-178.
64. Thiemann, K.S., Goldstein H. Social stories, written text cues, and video feedback: Effects on social communication of children with autism/ K.S.Thiemann, H. Goldstein //Journal of Applied Behavior Analysis. - 2000 - no. 34 (4) - pp. 425-446.
65. Tvardovskaya, A., Ahmetzyanova A., Artemyeva T., Nigmatullina I. Anticipation Phenomenon in the Structure of Deviance/Analytical Research Review. - 2016, - no. 3 - pp. 418-425.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ