ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА)
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения прогностической
способности как условия развития социально-адаптационных функций. 10
1.1. Понятие прогностической способности и прогнозирования 10
1.2. Социальная адаптация в школе у младших школьников в
нормогенезе и с расстройством аутистического спектра 18
1.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации
младших школьников с расстройством аутистического спектра 24
Выводы по первой главе 33
Глава II. Эмпирическое изучение социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.1. Организация экспериментального изучения прогностической
способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.2. Сравнительный анализ исследования социально-адаптационных функций младших школьников с расстройством аутистического спектра
и детей не имеющих отклонений в развитии 37
2.3. Результаты корреляционного анализа рече-коммуникативной функции прогностической способности и социальной адаптации у младших школьников с расстройством аутистического
спектра 46
Выводы по второй главе 50
Глава III. Психолого-педагогические условия развития социальноадаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 53
3.1. Содержание деятельности по созданию психолого -педагогических
условий развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра средствами социальных историй 53
3.2. Организация деятельности по созданию психолого -педагогических условий развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического
спектра средствами социальных историй 60
3.3 Анализ эффективности метода социальных историй в развитии прогностической способности в рече-коммуникативном аспекте младших школьников с расстройством аутистического спектра 66
Выводы по третьей главе 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 84
Глава I. Теоретические основы изучения прогностической
способности как условия развития социально-адаптационных функций. 10
1.1. Понятие прогностической способности и прогнозирования 10
1.2. Социальная адаптация в школе у младших школьников в
нормогенезе и с расстройством аутистического спектра 18
1.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации
младших школьников с расстройством аутистического спектра 24
Выводы по первой главе 33
Глава II. Эмпирическое изучение социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.1. Организация экспериментального изучения прогностической
способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 34
2.2. Сравнительный анализ исследования социально-адаптационных функций младших школьников с расстройством аутистического спектра
и детей не имеющих отклонений в развитии 37
2.3. Результаты корреляционного анализа рече-коммуникативной функции прогностической способности и социальной адаптации у младших школьников с расстройством аутистического
спектра 46
Выводы по второй главе 50
Глава III. Психолого-педагогические условия развития социальноадаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра 53
3.1. Содержание деятельности по созданию психолого -педагогических
условий развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра средствами социальных историй 53
3.2. Организация деятельности по созданию психолого -педагогических условий развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического
спектра средствами социальных историй 60
3.3 Анализ эффективности метода социальных историй в развитии прогностической способности в рече-коммуникативном аспекте младших школьников с расстройством аутистического спектра 66
Выводы по третьей главе 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 84
Актуальность. В современном мире в системе специального образования большое внимание уделяют проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие данного процесса является состояние их прогностической способности.
Вопрос изучения "антиципационной состоятельности" и "прогностической компетентности" не теряет своей актуальности, представляя для современных исследователей повышенный интерес, что говорит о немалозначимости проблемы данного исследования.
Такие авторы как О.Л. Гончарова, А.И. Ахметзянова [4,5], Л.А. Регуш,В.Д. Менделевич [23] и Н.П. Ничипоренко [22] продолжают изучать и исследовать прогностическую способность и ее виды у детей с ограниченными возможностями здоровья. Своеобразие в её формировании при той или иной патологии отмечают все авторы, но особенности нарушений прогнозирования зависят от конкретного вида дизонтогенеза.
Проблемы социальной адаптации лиц с расстройством аутистического спектра рассматриваются в работах Н.Г. Манелиса [19], Хаустова А.В [20], Sinha P. [61], Delano, M., Mesibov G. и др. Ученые Массачусетского технологического института - Pawan Sinha и его коллеги предполагают, что, причина аутизма лежит в сниженной способности предсказывать события и действия других людей, поскольку многим детям с расстройством аутистического спектра необходимо контролируемое и предсказуемое окружение.
Как отмечается в ФГОС НОО ОВЗ, необходимо организовывать ряд специальных психолого-педагогических условий в общеобразовательном учреждении для социальной адаптации и в целом социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья, однако для младших школьников с расстройством аутистического спектра они недостаточно раскрыты.
Вопрос развития прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра как фактора успешной социализации в теории и практике остается открытым.
Актуальностью данного исследования является то, что на сегодняшний момент недостаточно изучена способность к прогнозированию и его коррекция и развитие у детей с расстройством аутистического спектра.
В настоящее время, в связи с внедрением инклюзивной системы образования, учащиеся с расстройством аутистического спектра испытывают выраженные трудности в социальной адаптации. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие данного процесса, является состояние их прогностической способности.
К социально-адаптационным функциям прогностической способности относятся те аспекты прогнозирования, которые имеют важную роль в социализации индивида, при этом индивид не только усваивает социальные нормы, обусловленные требованиями и содержанием деятельности общества, но также осваивает его социальный опыт и систему ценностей.
В связи с нарушениями в развитии, овладение прогностическими способностями становится для детей с расстройством аутистического спектра затруднительным или невозможным. Неумение планировать действия в учебных и внеучебных ситуациях, нерационально определять пути и средства достижения целей, предвосхищать результаты деятельности, способствует возникновению дезадаптивного поведения у лиц с расстройством аутистического спектра.
Целью нашего исследования является изучение и создание психолого-педагогических условий развития рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра.
школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра на примере речекоммуникативной функции.
Основная гипотеза исследования: мы предполагаем, что речевое прогнозирование младших школьников с расстройством аутистического спектра характеризуется бедностью рече-языковых средств, низкой инициативностью и отсутствием мотивации к вербализации событий и действий. Развитию рече-коммуникативного аспекта прогностической способности как показателя социальной адаптации будет способствовать организация специальных психолого-педагогических условий (организация времени, пространства, учет личностных особенностей, поведенческий подход в работе и использование специальной адаптированной коррекционноразвивающей программы).
Исходя из цели исследования можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы по проблеме прогнозирования и создания условий социальной адаптации лиц с ОВЗ в контексте нормогенеза и лиц расстройством аутистического спектра и изучение современных методов и средств актуализации прогностической способности младших школьников;
2. Определить условия успешной социализации и социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования;
3. Подобрать диагностический материал для изучения речекоммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра;
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования речекоммуникативного аспекта прогностической способности младших
школьников с нормальным психофизическим развитием и расстройством аутистического спектра;
5. Определить взаимосвязь сформированности социально-адаптационных функций и способности к речевому прогнозированию у младших школьников с расстройством аутистического спектра с использованием корреляционного анализа;
6. Разработать и апробировать стратегию развития рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра с помощью метода социальных историй, способствующую их успешной социальной адаптации.
Методологической основой исследования выступили:
- положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, который пронизывает все уровни психического отражения действительности и имеет многоуровневое строение, сформулированное в работах Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, П.К. Анохина;
- базовые положения культурно-исторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского, которое получило дальнейшее прикладное развитие в трудах российских логопедов и дефектологов И.Т. Власенко, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.;
- работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователей: Л.И. Переслени, А.Ю.Акопова, В.А. Иванникова, Ф.И. Случевского, Д.А. Ширяева;
- психолингвистические основы речевой деятельности, коммуникативные теории речи (И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова);
- исследования, посвященные проблемам психолого-педагогическо- медико-социального сопровождения лиц с расстройством аутистического спектра (А.В. Хаустов, О. С. Никольская, М. Ю. Веденина, Л. М. Шипицина и др.).
• Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы и учебнометодических работ);
• Биографический (сбор и анализ анамнестических данных);
• Эмпирический (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» А.И. Ахметзянова [5], методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABBLS-R James W. Partington (Assessment of basic language and learning skills revisited) [47] для изучения уровня социальной адаптации у детей;
• Статистическая обработка данных (T-критерий Стьюдента, линейный коэффициент корреляции Пирсона).
Практическая значимость исследования: в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра полученные данные о развитии социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра помогут педагогам, дефектологам и тьюторам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс по развитию речевого прогнозирования в образовательных учреждениях различного типа.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа №156», «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97», «Средняя общеобразовательная школа № 89» г. Казани.
Апробация исследования: основные результаты магистерской
диссертации докладывались на XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2018 г.); V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018); Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», (г. Саранск, 2018); Международной научно-практической конференции «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства» (г. Новосибирск, 2019); Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ(Казань, 2019).
Опубликовано 4 статьи:
1. Феклистова С.Н., Ахметзянова А.И., Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра / Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 358 с.
2. Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра /Е.П. Андреева // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.394-398.
3. Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия развития прогностической способности как фактора социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра / Е.П. Андреева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т.,2018. - С. 289-294.
4. Андреева Е.П., Твардовская А.А. Рече-коммуникативная функция прогностической способности как фактор социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра/ Е.П. Андреева, А.А. Твардовская // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - Новосибирск: Изд-во НГПУ,2019. - С. 136-139.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы в количестве 65 источников, 16 из которых являются зарубежными. В работе 9 рисунков, 2 таблицы и 13 приложений.
Вопрос изучения "антиципационной состоятельности" и "прогностической компетентности" не теряет своей актуальности, представляя для современных исследователей повышенный интерес, что говорит о немалозначимости проблемы данного исследования.
Такие авторы как О.Л. Гончарова, А.И. Ахметзянова [4,5], Л.А. Регуш,В.Д. Менделевич [23] и Н.П. Ничипоренко [22] продолжают изучать и исследовать прогностическую способность и ее виды у детей с ограниченными возможностями здоровья. Своеобразие в её формировании при той или иной патологии отмечают все авторы, но особенности нарушений прогнозирования зависят от конкретного вида дизонтогенеза.
Проблемы социальной адаптации лиц с расстройством аутистического спектра рассматриваются в работах Н.Г. Манелиса [19], Хаустова А.В [20], Sinha P. [61], Delano, M., Mesibov G. и др. Ученые Массачусетского технологического института - Pawan Sinha и его коллеги предполагают, что, причина аутизма лежит в сниженной способности предсказывать события и действия других людей, поскольку многим детям с расстройством аутистического спектра необходимо контролируемое и предсказуемое окружение.
Как отмечается в ФГОС НОО ОВЗ, необходимо организовывать ряд специальных психолого-педагогических условий в общеобразовательном учреждении для социальной адаптации и в целом социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья, однако для младших школьников с расстройством аутистического спектра они недостаточно раскрыты.
Вопрос развития прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра как фактора успешной социализации в теории и практике остается открытым.
Актуальностью данного исследования является то, что на сегодняшний момент недостаточно изучена способность к прогнозированию и его коррекция и развитие у детей с расстройством аутистического спектра.
В настоящее время, в связи с внедрением инклюзивной системы образования, учащиеся с расстройством аутистического спектра испытывают выраженные трудности в социальной адаптации. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие данного процесса, является состояние их прогностической способности.
К социально-адаптационным функциям прогностической способности относятся те аспекты прогнозирования, которые имеют важную роль в социализации индивида, при этом индивид не только усваивает социальные нормы, обусловленные требованиями и содержанием деятельности общества, но также осваивает его социальный опыт и систему ценностей.
В связи с нарушениями в развитии, овладение прогностическими способностями становится для детей с расстройством аутистического спектра затруднительным или невозможным. Неумение планировать действия в учебных и внеучебных ситуациях, нерационально определять пути и средства достижения целей, предвосхищать результаты деятельности, способствует возникновению дезадаптивного поведения у лиц с расстройством аутистического спектра.
Целью нашего исследования является изучение и создание психолого-педагогических условий развития рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра.
школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра на примере речекоммуникативной функции.
Основная гипотеза исследования: мы предполагаем, что речевое прогнозирование младших школьников с расстройством аутистического спектра характеризуется бедностью рече-языковых средств, низкой инициативностью и отсутствием мотивации к вербализации событий и действий. Развитию рече-коммуникативного аспекта прогностической способности как показателя социальной адаптации будет способствовать организация специальных психолого-педагогических условий (организация времени, пространства, учет личностных особенностей, поведенческий подход в работе и использование специальной адаптированной коррекционноразвивающей программы).
Исходя из цели исследования можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы по проблеме прогнозирования и создания условий социальной адаптации лиц с ОВЗ в контексте нормогенеза и лиц расстройством аутистического спектра и изучение современных методов и средств актуализации прогностической способности младших школьников;
2. Определить условия успешной социализации и социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования;
3. Подобрать диагностический материал для изучения речекоммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра;
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования речекоммуникативного аспекта прогностической способности младших
школьников с нормальным психофизическим развитием и расстройством аутистического спектра;
5. Определить взаимосвязь сформированности социально-адаптационных функций и способности к речевому прогнозированию у младших школьников с расстройством аутистического спектра с использованием корреляционного анализа;
6. Разработать и апробировать стратегию развития рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра с помощью метода социальных историй, способствующую их успешной социальной адаптации.
Методологической основой исследования выступили:
- положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, который пронизывает все уровни психического отражения действительности и имеет многоуровневое строение, сформулированное в работах Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, П.К. Анохина;
- базовые положения культурно-исторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского, которое получило дальнейшее прикладное развитие в трудах российских логопедов и дефектологов И.Т. Власенко, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.;
- работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователей: Л.И. Переслени, А.Ю.Акопова, В.А. Иванникова, Ф.И. Случевского, Д.А. Ширяева;
- психолингвистические основы речевой деятельности, коммуникативные теории речи (И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова);
- исследования, посвященные проблемам психолого-педагогическо- медико-социального сопровождения лиц с расстройством аутистического спектра (А.В. Хаустов, О. С. Никольская, М. Ю. Веденина, Л. М. Шипицина и др.).
• Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы и учебнометодических работ);
• Биографический (сбор и анализ анамнестических данных);
• Эмпирический (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» А.И. Ахметзянова [5], методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABBLS-R James W. Partington (Assessment of basic language and learning skills revisited) [47] для изучения уровня социальной адаптации у детей;
• Статистическая обработка данных (T-критерий Стьюдента, линейный коэффициент корреляции Пирсона).
Практическая значимость исследования: в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра полученные данные о развитии социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра помогут педагогам, дефектологам и тьюторам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс по развитию речевого прогнозирования в образовательных учреждениях различного типа.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа №156», «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97», «Средняя общеобразовательная школа № 89» г. Казани.
Апробация исследования: основные результаты магистерской
диссертации докладывались на XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2018 г.); V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018); Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», (г. Саранск, 2018); Международной научно-практической конференции «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства» (г. Новосибирск, 2019); Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ(Казань, 2019).
Опубликовано 4 статьи:
1. Феклистова С.Н., Ахметзянова А.И., Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра / Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 358 с.
2. Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра /Е.П. Андреева // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.394-398.
3. Андреева Е.П. Психолого-педагогические условия развития прогностической способности как фактора социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра / Е.П. Андреева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т.,2018. - С. 289-294.
4. Андреева Е.П., Твардовская А.А. Рече-коммуникативная функция прогностической способности как фактор социальной адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра/ Е.П. Андреева, А.А. Твардовская // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - Новосибирск: Изд-во НГПУ,2019. - С. 136-139.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы в количестве 65 источников, 16 из которых являются зарубежными. В работе 9 рисунков, 2 таблицы и 13 приложений.
Таким образом, в заключении следует отметить, что в связи с внедрением инклюзивной системы образования, учащиеся с расстройством аутистического спектра испытывают выраженные трудности в социальной адаптации. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие данного процесса, по мнению многих ученых, является состояние их прогностической способности.
Младшие школьники с расстройством аутистического спектра в связи с особенностями психического и речевого развития, а также из-за нарушения социального взаимодействия не всегда способны адекватно оценивать и прогнозировать свои высказывания и высказывания собеседника, анализировать эмоции и чувства собеседника, не в состоянии обогащать свой жизненный опыт. Дети не переносят опыт и результаты одного события в прогнозировании исхода другого события. Так же и речевые нарушения приводят к сужению круга общения, соответственно, планирование и прогнозирование высказываний у таких детей затрудняется.
Результаты проведенного исследования уровня развития речекоммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с расстройством аутистического спектра подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Рече-коммуникативная функция прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра имеет относительно низкие значения. Это отражается в неспособности инициировать и поддерживать разговор и повторении стереотипных речевых штампов, в нарушениях грамматического строя речи, звукопроизношения и просодических компонентов речи. Особенности речи и коммуникации характеризуются бедностью и односложность языковых средств в речевом прогнозе, недостаточной вербализацией событий и действий.
Данные результаты позволили нам сделать выводы о том, что несформированность рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра является показателем риска формирования девиантного поведения.
Это и определило необходимость создания эффективных условий в разработке стратегии развития в рамках инклюзивного образования.
Разработанные нами социальные истории имеют индивидуальный характер и включают в себя дефицитные шкалы и показатели, выявленные при исследовании прогностической способности младших школьников.
В результате проведенного нами формирующего эксперимента по развитию рече-коммуникативного аспекта прогностической способности средствами социальных историй младшие школьники с РАС научились выстраивать рациональное общение и эффективную коммуникацию с учителями, сверстниками, родителями, так же взрослыми людьми и в различных ситуациях и видах деятельности.
Стратегия развития позволит не только добиться сравнительно высоких результатов в речевом прогнозировании у младших школьников с расстройством аутистического спектра, но и сможет рационализировать пути успешной социальной адаптации детей путем более эффективной работы с использованием специально разработанных нами социальных историй и учётом специальных психолого-педагогических условий.
Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования получила своё экспериментальное подтверждение.
В дальнейшей перспективе возможно использование также других методов и условий по развитию прогностической способности и эффективной социализации младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Младшие школьники с расстройством аутистического спектра в связи с особенностями психического и речевого развития, а также из-за нарушения социального взаимодействия не всегда способны адекватно оценивать и прогнозировать свои высказывания и высказывания собеседника, анализировать эмоции и чувства собеседника, не в состоянии обогащать свой жизненный опыт. Дети не переносят опыт и результаты одного события в прогнозировании исхода другого события. Так же и речевые нарушения приводят к сужению круга общения, соответственно, планирование и прогнозирование высказываний у таких детей затрудняется.
Результаты проведенного исследования уровня развития речекоммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с расстройством аутистического спектра подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Рече-коммуникативная функция прогностической компетентности у младших школьников с расстройством аутистического спектра имеет относительно низкие значения. Это отражается в неспособности инициировать и поддерживать разговор и повторении стереотипных речевых штампов, в нарушениях грамматического строя речи, звукопроизношения и просодических компонентов речи. Особенности речи и коммуникации характеризуются бедностью и односложность языковых средств в речевом прогнозе, недостаточной вербализацией событий и действий.
Данные результаты позволили нам сделать выводы о том, что несформированность рече-коммуникативного аспекта прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра является показателем риска формирования девиантного поведения.
Это и определило необходимость создания эффективных условий в разработке стратегии развития в рамках инклюзивного образования.
Разработанные нами социальные истории имеют индивидуальный характер и включают в себя дефицитные шкалы и показатели, выявленные при исследовании прогностической способности младших школьников.
В результате проведенного нами формирующего эксперимента по развитию рече-коммуникативного аспекта прогностической способности средствами социальных историй младшие школьники с РАС научились выстраивать рациональное общение и эффективную коммуникацию с учителями, сверстниками, родителями, так же взрослыми людьми и в различных ситуациях и видах деятельности.
Стратегия развития позволит не только добиться сравнительно высоких результатов в речевом прогнозировании у младших школьников с расстройством аутистического спектра, но и сможет рационализировать пути успешной социальной адаптации детей путем более эффективной работы с использованием специально разработанных нами социальных историй и учётом специальных психолого-педагогических условий.
Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования получила своё экспериментальное подтверждение.
В дальнейшей перспективе возможно использование также других методов и условий по развитию прогностической способности и эффективной социализации младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Подобные работы
- Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



