ВВЕДЕНИЕ 3
0. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА, ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 10
0.1. Исторические этапы и перспективы развития системы контроля за
эффективностью использования внебюджетных средств 10
0.2. Проблемы учета использования источников финансового обеспечения
государственных (муниципальных) учреждений как основа для разработки контрольных процедур 25
0.3. Концептуальные вопросы оценки эффективности использования
внебюджетных средств 30
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) УЧРЕЖДЕНИЯМИ 42
1.1. Анализ системы управления финансами государственного
бюджетного учреждения «Хозяйственное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан» 42
1.2. Информационно-аналитические модели оценки эффективности
использования внебюджетных средств 51
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) УЧРЕЖДЕНИЯМИ .... 64
2.1. Методы и методики анализа эффективности деятельности
государственных муниципальных учреждений 64
2.2. Методика оценки эффективности использования внебюджетных
средств государственных (муниципальных) учреждений, основанная
.на авторской концепции 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Актуальность темы исследования. На данном этапе реформирования государственного сектора российской экономик и происходит ориентация вновь создаваемых новых систем государственных (муниципальных) учреждений на развитие внебюджетной деятельности, формирование полной учетной информации, направленность на выполнение государственного (муниципального) задания, совершенствование системы внешнего и внутреннего бюджетного контроля. Методическое обеспечение контрольной деятельности и качественной учетно-аналитической информацией бюджетных и внебюджетных средств являются основой эффективного управления. Существующая система контроля не обеспечивает решение задач, озвученных Правительством Российской Федерации и отраженных в бюджетном законодательстве, о чем свидетельствуют отчеты Минфина Российской Федерации о проблемах несоответствия расходов бюджета, развития внебюджетной деятельности.
По результатам проверок, которые проведены органами государственного финансового контроля, за 2018 г. общая сумма нарушений выявленных, составила 811,89 млрд. руб., из них нарушения при ведении бухгалтерского составления, учета и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности — 298,32 млрд. руб., невозможность обеспечения эффективности и результативности использования бюджетных средств — 52,25 млрд. руб. Сумма нарушений при осуществлений закупок государственных (муниципальных) и отдельными видами юридических лиц за 2018 г. составила 117,2 млрд. руб.
Проведенный анализ выявленных нарушений подтверждает, что продолжает оставаться не решенными проблемы методического обеспечения бухгалтерского (бюджетного) учета, не эффективны методы контроля за использованием внебюджетных средств, требуют совершенствования методики
и концепция экономического анализа использования внебюджетных средств отсутствуют инструментальные средства и стандарты внутреннего контроля.
Недостаточно исследована категория «эффективность» применительно к государственному сектору по сравнению с коммерческим сектором. Требуются специфические методы оценки и показатели, фундаментальные подходы к учетно-аналитическому обеспечению эффективности расходования бюджетных средств, которые учитывали бы их особенности. Отечественной практикой контрольной деятельности требуется формирование современной концепции анализа и контроля эффективности использования внебюджетных средств по источникам их формирования в условиях происходящих институциональных изменений в секторе экономики.
В результате, актуальность приобретают вопросы разработки методологических подходов к контролю и анализу эффективности использования внебюджетных средств государственных учреждений.
Степень разработанности проблемы. Проблемы реформирования государственного сектора, в том числе увеличения эффективности использования внебюджетных средств, являлись предметом исследований многих российских и зарубежных ученых в рамках экономического контроля, анализа, бюджетного (бухгалтерского) учета.
Эффективное использование бюджетных средств изучались в работах Хатри Г.П., Лебедева В. А., Алле М., Никитского А. А., Шипова А. П., Блеха И. И., Канкрина Е. Ф., Бочковского В. И., Бунге Н. Х., Озерова И. Х., Заровой Е. В., Саковича В. А., Гарберга А.М., Белявского Ф. И., Стиглица Д. Э., Хоффмана Х. Г., Ройтера В., Фелпсе С.Е. и др., а также российских современных ученых: Степашина С. П., Дорждеева А.В., Подъяблонской Л. М., Афанасьева М. П., Королева О.Г., Бушмина Е. В., Кудрина А. Л., Шековой Е. Л., Антиповой Т. В., Лаврова А. М., Тульчинского Г. Л., Новожилова В. В., , Рябухина С. Н., Титова В.А., Рогуленко Т. М., Саунина А. Н., Якобсона Л. И., Смирнова Л.Н., Шаш Н. Н., Шубиной Т. В. и др.
В развитие экономического контроля и анализа бюджетных средств вклад внесли исследования Мельник М. В., Фадейкиной Н. В., Барановой И. В., Пласковой Н. С., Васильевой М. В., Ендовицкого Д. А., Ефремовой М. С., Ефимовой О. В., Косиновой Н.Н., Марковой С. Н., Казаковой Н. А., Сазоновой С. П., Пятова М.Л., Бариленко В. И., Лытневой Н. А., Савицкой Г. В., Шеремета
A.Д., Баканова М. И., Вахрушиной М. А. и др.
Изучением теоретико-методологических проблем бюджетного аудита и контроля эффективности использования бюджетных средств занимались Карзаева Н.Н., Шулико Е. В., Панков А. В., Мельник М. В., Врублевский М. В., Болтинова О. В., Чайковская Л. А., Белобжецкий И. А., Егорова Е. М., Бурцев B. В., Ровинский Н. Н., Валеев А. Р., Суйц В. П., Воробьева Л. П., Гаджиев Н. Г., Ивашкевич В. Б., Иванова Н. Г., Иванова Е. И., Карпов Э. С., Булыга Р. П., Кеворкова Ж.А., Куприянец И. М., Миленина Н. С., Хорин А. Н., Полисюк Г.Б., Ветрова И. Ф., Романовский М. В., Селезнев А. З., Соколова Е. С., Соколов А. А., Саунин А. Н., Шувалова Е. Б., Хоружий Л. И., Голощапов Н. А., Балашова Н. Н., Ялбулганов А. А., Лагутин И. Б., Сазонов С. П., Воронин Ю. М. и др.
Несмотря на значительный вклад, внесенный данными авторами, в условиях происходящих институциональных преобразований
совершенствование системы финансового управления и контроля эффективности использования внебюджетных средств ГМУ нуждается в совершенствовании и адаптации как к специфике их деятельности, так и к международным стандартам, что определило тему исследования, его цели и задачи.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является совершенствование системы финансового управления и контроля эффективности использования внебюджетных средств государственным муниципальными учреждениями, позволяющих своевременно выявлять резервы, обосновывать мероприятия по повышению эффективности использования внебюджетных средств и государственной собственности.
Для реализации поставленной цели в исследовании определены и решены следующие задачи:
— проанализировать историко-логические этапы развития государственного контроля за использованием внебюджетных средств, обобщить ключевые проблемы его современного состояния с целью разработки комплексного подхода к формированию системы анализа и контроля за эффективностью использования внебюджетных средств государственных (муниципальных) учреждений;
— определить логику и основные этапы формирования системы контроля эффективности использования внебюджетных средств;
— выделить основные направления развития методологии и методического инструментария бухгалтерского (бюджетного) учета, нацеленные на повышение достоверности оценки использования внебюджетных средств государственных муниципальных) учреждений;
— сформировать структуру Отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения по выполнению государственного( муниципального) задания на основе системы функционально взаимосвязанных показателей;
— усовершенствовать методологию и методы анализа эффективности использования внебюджетных средств, обосновать систему показателей, критериев и методов оценки эффективности использования внебюджетных средств с учетом специфики деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
— разработать положение о системе внутреннего финансового контроля, включающее учетно-методический и аналитический инструментарий контроля и оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
— разработать концепцию системы внешнего контроля за эффективностью использования внебюджетных средств государственных (муниципальных) учреждений.
Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная внебюджетная деятельность государственных (муниципальных) учреждений.
Предметом исследования является методология и методическое обеспечение системы контроля за эффективностью использования внебюджетных средств государственных (муниципальных) учреждений, ее количественная и качественная оценка.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на концепциях анализа и контроля, гипотезах и системных, диалектических подходах, отраженных в научной экономической литературе, посвященной вопросам эффективного использования внебюджетных средств, экономического анализа бюджетных расходов, бюджетного контроля, базовых теоретических положений по финансовому контролю, ревизии, бюджетному учету.
В качестве исследовательского инструментария применялись системный анализ эффективности использования внебюджетных средств, эмпирическое исследование, принципы формальной логики, синтез и анализ теоретического и практического материала. При обработке и систематизации информации применялись методы классификации, группировок, математические методы и экспертный и сравнительный анализ.
Достоверность вынесенных на защиту диссертации теоретических положений подтверждается результатами апробации и обеспечивается постановкой цели и задач, отвечающих актуальности развития учета, анализа и контроля использования внебюджетных средств в условиях реформирования государственного сектора, использованием официальных источников и фактографических данных.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты в области бухгалтерского (бюджетного) учета, анализа, контроля, статистические, методические и справочные материалы, отчетная документация, содержащая показатели финансово-хозяйственной деятельности ГМУ, проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе, а также результаты синтеза и научной систематизации документации контрольной и методической деятельности государственных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в разработке концепции совершенствования системы внешнего контроля и положения о методическом обеспечении внутреннего контроля за эффективностью использования внебюджетных средств государственных (муниципальных) учреждений на основе развития методологии учетного и методического инструментария анализа, и контроля.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
Теоретическая значимость исследования состоит в совершенствовании системы финансового управления и контроля эффективности использования внебюджетных средств государственных( муниципальных) учреждений. Теоретические разработки в области бухгалтерского (бюджетного) учета, внешнего и внутреннего контроля будут способствовать совершенствованию бюджетного контроля и контрольной деятельности в целом.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
— усовершенствованы системы финансового управления и контроля обязательств ГМУ, которые могут быть использованы в системе внутреннего контроля, а также контрольными органами при внешней проверке эффективности использования внебюджетных средств;
— разработано положение о внутреннем финансовом контроле за ведением бухгалтерского учета и формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности ГМУ, что позволяет унифицировать и обеспечить качество оценки эффективности использования внебюджетных средств;
— предложен авторский подход к формированию системы показателей и критериев оценки эффективности использования внебюджетных средств ГМУ, который обеспечивает учет специфики деятельности, источников финансового обеспечения и типа ГМУ.
Апробация результатов исследования. Значение полученных результатов исследования для практики подтверждается их внедрением в текущую деятельность Государственного бюджетного учреждения «Хозяйственное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан».
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 100 страниц машинописного текста, содержит таблицы, рисунки, приложений. Список литературы содержит библиографических ссылок на отечественные и зарубежные публикации по изучаемой тематике.
Актуальность исследования заключается в разработке методологических подходов к анализу и контролю эффективности использования внебюджетных средств ГМУ, так как оценка эффективности использования внебюджетных средств, источников их формирования, методов и показателей оценки занимают особое место в решении поставленных задач бюджетной реформы, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов.
Реформирование государственного сектора выявило комплекс проблем и потребовало выработки комплекса концептуальных и практических положений, которые направлены, с одной стороны, на совершенствование информационной базы, а с другой — на развитие методов анализа и контроля эффективности использования внебюджетных средств.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие научные и практические выводы и рекомендации.
1. В результате изучения исторического развития системы контроля за эффективностью использования бюджетных средств выявлены особенности становления контроля за эффективностью и законностью использования бюджетных средств для учета опыта при разработке новой системы бюджетного анализа и контроля, которая прошла большие изменения от контроля по генеральной отчетности до документального контроля и электронного в рамках системы электронного бюджета.
Рассмотрены этапы бюджетной реформы Российской Федерации, это позволило обозначить приоритетные направления и задачи совершенствования системы контроля и управления эффективности расходования внебюджетных средств в области формирования системы стандартизации внутреннего и внешнего финансового контроля, развития методологии бухгалтерского учета, повышения эффективности бюджета.
2. В результате анализа демографии государственных учреждений за время реформы общественного сектора (2012-2017 гг.), сделан вывод, что реформирование предусматривало увеличение количества бюджетных учреждений и перевода автономных и казенных учреждений в бюджетные, а также уменьшение числа ГМУ, при этом происходило повышение эффективности их деятельности.
3. Предложен концептуальный проект контроля эффективности расходования внебюджетных средств в рамках системы совокупности составляющих элементов: предмет, объекты, механизм контроля (методы, принципы, способы и методические приемы.
Контроль в автономных, казенных и бюджетных учреждениях имеет особенности, это отражается в использовании и содержании различных контрольных процедур. Контрольные процедуры у автономных и бюджетных учреждений эффективности использования внебюджетных средств предлагаем формировать на стадий проверки учета санкционирования расходов. Санкционирование расходов — это инструментарий за процедурами расходования бюджетных средств.
4. Разработаны альтернативные форматы отчетов о деятельности ГМУ в соответствии с показателями государственного задания, предлагающее использование при проведении самооценки организаций; для формирования отчетности организаций; при проведении проверки деятельности организаций; при распределении бюджетных средств; для объективности бухгалтерской отчетности.
5. В результате изучения теоретико-методических подходов предложена авторская система критериев и показателей оценки эффективного распределения внебюджетных средств по отношению к деятельности ГМУ, разработанная в систематизированном виде, обеспечивающее раскрытие факторов для отражения показателей оценки, показателей эффективности по видам, дополнительных элементов методологии формирования системы критериев оценки. Предложены варианты оценки эффективности деятельности учреждений как модели унифицированного подхода к принятию решения о целесообразности изменения типа ГМУ. Разработанная система направлений оценки и анализа, предложенный вариант оценки эффективности расходования бюджетных средств дает возможность сравнения показателей различных ГМУ, а также качественно и количественно оценивать уровень достижения целей.
6. Предложена методика анализа эффективности деятельности учреждения, ориентированная на автономные и бюджетные учреждения, а источником финансового обеспечения в казенных учреждениях является только бюджетное финансирование.
Направления анализа эффективности деятельности учреждений подразделены на: анализ эффективности распределения имущества, успешность финансово-хозяйственной деятельности учреждения; оценку эффективности деятельности учреждения по выполнению государственного задания, по оказанию платных услуг, анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности по источникам финансового обеспечения.
Дана рекомендация результаты анализа представлять в отчете «Оценка эффективности деятельности государственного учреждения» с предложением мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в текущем и плановом периоде. Оценка эффективности деятельности требуется при осуществлении внутреннего финансового контроля исполнения задания по оказанию услуги и для анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения на предмет эффективности расходования внебюджетных средств.
7. В качестве объединяющего термина предлагается по отношению к учреждению рассматривать внутренний контроль как деятельность, который осуществляется руководством, сотрудниками учреждения и направлена на достижение целей: экономичности, эффективности и результативности расхлодования внебюджетных средств; полноты, объективности, достоверности и своевременности формирования бухгалтерской и иной отчетности учреждения и их представления; соблюдения бюджетного законодательства.
Теоретические данные исследования стимулируют развитие и предоставляют возможности для новых научных исследований в сфере бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля учреждения. Автор предполагает, что достигнутые результаты предоставят возможность совершенствованию бухгалтерского учета хозяйственных операций учреждения, которые ориентированны на контроль эффективности расходования внебюджетных средств.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г.№ 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018) .
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О
некоммерческих организациях"// http: //www.consultant.ru/document/
cons doc LAW 8824/ (дата обращения 01.12.18г.)
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 г. № 640
«О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений финансового обеспечения выполнения
государственного задания»
7. Приказ Министерства финансов России от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
8. Приказ Минфина России от 01.07.2015 г. № 104н «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением».
9. Письмо Минфина России от 01.12.2014 г. № 06-03-05/61507 «О направлении рекомендаций по направлениям роста доходов и оптимизации расходов при формировании бюджетов субъектов РФ на 2015-2017 годы».
10. Письмо Минфина России от 06.02.2015 г. № 07-01-06/4978 «Об отражении в бухгалтерском учете стоимости имущества, закрепленного заказенным предприятием на праве оперативного управления».
11. Письмо Минфина России от 22.04.2016 г. № 02-07-10/23705 «Об отражении в бухгалтерском учете бюджетных, автономных учреждений расходов на амортизацию основных средств».
Монографии и диссертации
12. Алборова О.К. Совершенствование системы государственного бюджетного контроля: диссертация канд. экон. наук. — Краснодар, 2004. — 157 с.
13. Богомолов С.В. Оценка бюджетной устойчивости и эффективности управления бюджетными средствами муниципальных образований и субъекта РФ: диссертация канд. эк. наук. — Н. Новгород, 2010. — 242 с.
14. Владимирова О.В. Государственный финансовый контроль России в XVII - XIX вв.: диссертация канд. юрид. наук. — Белгород, 2003. — 228 с.
15. ГаджиевН.Г., Амирханов Ш.Э. Аудит эффективности расходов в системе финансового контроля деятельности бюджетных учреждений: монография. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. — 172 с.
16. Галансков Е.В. Бюджетный контроль региональных целевых программ как направление государственного финансового контроля. диссертация канд. эк. наук. — Хабаровск, 2012. — 221с.
17. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Трофимова Л.Б. Современные парадигмы и методы анализа и контроля бюджетной эффективности: монография. — М.: Инфра-М., 2013. — 270с.
18. Карпов Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: монография. — М.: Инфра-М., 2014. — 139с.
19. Константинова Н.А. Государственный финансовый контроль: пути
повышения его эффективности: монография. — Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2007. — 151с.
20. ФедченкоЕ.А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: монография. — М.: ИНФРА- М, 2016. — 347с.
Учебники и учебные пособия
21. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации — М.: Изд-во Дашков и К, 2010. — 448с.
22. Алле М.Условия эффективности в экономике: пер. с фр. / М. Алле. — М.: Наука для общества, 1998. — 304 с.
23. Анализ отчета и баланса предприятий и бюджетных учреждений / Н.Е. Итин, В.И. Мовшович и др. — М.: Госфиниздат, 1950. — 155 с.
24. Анализ финансовой отчетности / М.А. Вахрушина и др. — М.: ИНФРА-М,2016. — 431 с.
25. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / В.Г. Демьянишин, Д.Н. Киселев, В.В. Смиричинский и др. — Киев: УМК ВО, 1989. — 135 с.
26. Ананьев Л.В. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере: практические рекомендации / Л.В. Ананьев, П.В. Ерин, В.Г. Молчанов и др. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 368 с.
27. Антипова Т.В. Аудит бюджетополучателей. — Новосибирск: Сибирская акад. финансов и банковского дела, 2008. — 316 с.
28. Ануреев С.В. Рациональная организация бухгалтерского учета: монография.
— М.: Финансы и статистика, 2011. —336 с.
29. Аутсорсинг бюджетных услуг: теория и практика / М.З. Алиева, И.В. Ганжа, А.Р. Евсеева, Р.А. Набиев. — Астрахань: Изд-во ИП Сорокин Р.В., 2012. — 236с.
30. Афанасьев Мст.П. Бюджет и бюджетная система. — М.: Юрайт, 2016. — 363с.
31. Афанасьев Мст.П. Бюджет и бюджетная система. — М.: Юрайт, 2016. — 363с.
32. Баранова И.В. Оценка эффективности использования бюджетных средств: теория и практика. — Новосибирск: НГУЭУ, 2009. — 218с.
33. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 175с.
34. Белявский Ф.И. Исторический очерк развития государственного контроля в России. — М.: Нар. ком. гос. контроля, 1919. — 61с.
35. Бухгалтерский учет, анализ и контроль в бюджетных учреждениях / О.В. Молчанова, А.В. Тараскина, Л.В. Каширская, И.В. Чирикова. — Астрахань: ООО «ЦНТЭП», 2011. — 304с.
36. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. Г.Б. Поляка — М.: Проспект, 2015. — 440с.
37. Бюджетный учет и отчетность / С.И. Опарина, Т.И. Кришталева, А.И. Гурко.
— М.: Издательство Юрайт, 2016. — 347с.
38. Валеев А.Р. Контроль эффективности бюджетных расходов: вопросы теории и практики / под. ред. А.И. Демидова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. — 208с.
39. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Изд-во «Национальное образование», 2013. — 672 с.
40. Воробьева Л.П. Пособие по бюджетному учету и налогообложению в бюджетных учреждениях. — М.: Изд. дом «Советник бухгалтера», 2009. — 376 с.
41. Гафурова Г.Т. Финансы государственных (муниципальных) учреждений. — Казань: Познание, 2015. — 247 с.
42. Государственные (муниципальные) учреждения в условиях реформы бюджетного сектора / Н.Г. Иванова и др. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 158 с.
43. Государственный контроль в России: его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы, кассового порядка и устройства государственной отчетности. Ч. 1 / В.А. Сакович. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Типо-литогр. М.Я. Минкова «Центральная», 1898. 296 с.
44. Дорохова Г.А. Рабоче-крестьянская инспекция в 1920-1923 гг. — М., 1959.— 184 с.
45. Жуклинец И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. — М.: Юрайт, 2016. — 504 с.
46. Иванова Л.П., Магуськин В.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления государственным (муниципальным) учреждением. — Чебоксары: «Новое время», 2011. — 180 с.
47. Маслова Т.С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. — 544 с.
48. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 303 с.
49. Результативность и эффективность бюджетных расходов: монография / под ред. А.В. Дорждеева, А.В. Гуковой. — М.: Книжная редакция «Финансы», 2009. — 720 с.
50. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики — М.: Высшая школа, 2005. — 311 с.
51. Федорова Л.П., Литвинова О.В., Неустроев Р.А. Оценка эффективности расходования государственных финансовых средств региона: монография / Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010. — 166 с.
52. Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет и анализ / А.Д. Шеремет, Е.В. Старовойтова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 424 с.
53. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. — М.: РИОР, 2009. — 254 с.
Статьи в сборниках и периодических изданиях
54. Алейникова М.Ю. Учет операций по санкционированию расходов бюджетного учреждения //Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. —№ 11. — С. 29-34.
55. Антипова Т.В., Фадейкина Н.В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей — субъектов сектора государственного управления //Сибирская финансовая школа. — 2008. — № 5/70. — С. 141-146.
56. Афанасьев Мст.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2013. — № 3. — С. 48-69.
57. Болтинова О.В. Проблемы развития бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право.—2011. —№ 7. — С. 10-16.
58. Варкулевич Т.В., Кузьмичева И.А. Отдельные элементы методики формирования себестоимости услуг государственного образовательного учреждения // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2 (45-2). С. 546551.
59. Воробьева И.П. Государственные (муниципальные) учреждения, особенности учета бюджетной деятельности //Проблемы учета и финансов. 2012. № 1. С. 64-70.
60. Гарнов И.Ю. Бухгалтерский учет расходов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений //Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. —2013. —№ 9. — С. 55-59.
61. Гущин А.Ю. Определение эффективности и способы ее оценки в системе государственного заказа // ИД «Академия естествознания». Фундаментальные исследования. Научный журнал. — 2012. — № 9. — С. 204—208.
62. Демина И.Д., Лялькова Е.Е. Особенности планирования деятельности в государственных бюджетных учреждениях //Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 12. — С. 58-66.
63. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Проблемы дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета основных средств в государственном секторе// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. —
2015. — № 8 (368), апрель. — С. 14-22.
64. Качкова О.Е. Учет амортизации основных средств бюджетного учреждения по обновленным правилам //Бухгалтерский учет в здравоохранении.2016. № 8. С. 9-19.
65. Киселева В.Д. Учет основных средств бюджетных средств //Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2012. № 7. С. 47-62.
66. Л.Салина: «Налоговые аспекты деятельности "новых" бюджетных и казенных учреждений» //Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2010, № 9
67. Миллиард М.Ю., Сапетина И.Н. Отражение в учете бюджетного учреждения модернизации основного средства //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 16 (376). С. 18-21.
68. Опальский А.Ю. Учет затрат и калькулирование себестоимости государственных (муниципальных) услуг бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2014.— № 2. — С. 31-51.
69. Федченко Е.А. Анализ и контроль бюджетной эффективности в условиях реформирования государственного сектора /Н.А. Казакова, Е.А. Федченко //Финансовая аналитика: Проблемы и решения. —2013. — № 3 (141). — С. 10-18.
70. Федченко Е.А. Методика комплексной оценки эффективности деятельности государственных учреждений / Н.А. Казакова, Е.А. Федченко, Б.С. Маматов //
Международная торговля и торговая политика. — 2013. — № 11-12. — С. 3138.
71. Хусаинова А.С. Изменения в бухгалтерской отчетности организаций АПК //Бухучет в сельском хозяйстве. 2011.- № 8. - С. 3-5.
72. Хусаинова А.С. Совершенствование отчетности о финансовых результатах организаций / А.С. Хусаинова // Ежемесячный журнал «Современные аспекты экономики». - Санкт-Петербург. 2003. № 8 (36). С. 126-131
73. Хусаинова А.С. Теоретические подходы к формированию общих требований раскрытия информации в бухгалтерской отчетности // Современная экономика: проблемы, перспективы,информационное обеспечение: Материалы международной научной конференции, 15 февраля 2013 г., г. Краснодар / КубГАУ. - Краснодар, 2013.
74. Эвиева А.В. Себестоимость образовательных услуг и результативность расходов бюджета на оказание образовательных услуг //Евразийский союз ученых. 2015. № 4-1 (13). С. 104-107.
75. Ялбулганов А.А. Зарождение государственного контроля в России во второй половине XVII-XVIII в. (историко-правовое исследование)//Государство и право. — 2001. — № 10. — С. 89-97.
Электронные ресурсы
76. Андреев А.Г., Никольский Д.В. Изменения в деятельности органов государственного финансового контроля в 1951-1965 годах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ach.gov.ru/about/history/in-1951-1991-years (дата обращения 28.11.2018)
77. Анциферов С.А., Андреев С.А., Шидловская Т.Ю. Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21106 (дата обращения 24.10.2018)
78. Васильева М.В. Оценка эффективности использования государственных
средств [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/controlling/productivity_of_public_funds.shtml^aTa обращения 26.11.2018)
79. Горшенина О.В. Внутренний контроль и аудит: эффективный инструмент управления // Бюджет № 5. — М.: Изд. дом «Бюджет», 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: bujet.ru/article/77764.php (дата обращения 27.11.2018)
80. Доклад «Об основных направлениях повышения эффективности расходов
федерального бюджета» /Министерство финансов РФ. - 2015. - URL: www.minfin.ru/.. ./2015/.../Doklad_Ob_osmvnykh_mpravleniyakh_pov (дата обращения: 25.11.2018).
81. URL: http://portal.audit.gov.ru/ (дата обращения: 25.11.2018).
Издания на иностранных языках
82. Anthony R., Reece J. Accounting: Text and Cases. — 8-th ed. — Richard D. Irwin, Inc., 1989.
83. Denison E.F. The Sources of Economic Growth in the United States &the Alternatives Before us. — New York, 1962.
84. Glinn J.J. Public Sector Financial Control and Accounting. Blackwell, 1993.
85. Hanushek E.A. In John Hattie and Eric M. Anderman (ed.) Financing Schools // International Guide to Student Achievement. — New York: Routledge, 2013. Р. 134136.
86. Kendrick J.W. Productivity Trends in the United States. — Princeton, NJ Princeton University Press, 1961. — 53. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nber.org/chapters/c2234.pdf
87. Minc B. Economia polityczna socjalizmu. — Warszawa, 1961. — S. 154.
88. Rosen H.S. Publik finance. — Boston: Irvin, 1995.