Введение 3
1 Реклама. Виды, типы и классификации рекламы 6
2 Концепция необихевиоризма 13
3 Гендер в рекламе 19
Заключение 27
Список использованных источников 31
Актуальность исследования. В наше время реклама является вполне обыденным и привычным средством распространения информации о товаре. Потребитель избалован разнообразной красивой рекламой, которая уже не производит на него прежнего эффекта. Поэтому производитель вынужден прибегать к новым средствам воздействия на потенциального покупателя через рекламу. Наиболее востребованными и эффективными являются средства манипулирования. Однако, скрытость посылов, которую несут в себе манипулятивные методы, часто вступает в резонанс с правами потребителя и общественным мнением о нормах морали. Методы манипулирования и воздействия на сознание в человека широко представлены в концепции необихевиоризма.
Необихевиоризм в психологии пришел на смену классическому бихевиоризму, который уже не в состоянии был полноценно объяснить поведение человека и животных посредством лишь стимулов и наблюдаемых реакций на них. Уже требовалось более глубокое понимание и объяснение, ученые задумывались над тем, что в поведенческой цепи недоставало промежуточного звена, так и появилось обновленное учение – необихевиоризм.
Само понятие появилось при слиянии двух слов: греческого neоs – новый и английского behaviour – поведение. Является «обновленной версией» учения бихевиоризма. Его разработали американские ученые в 30-е годы XX века, основными представителями считают: Э.Ч. Толмена, Б.Ф. Скиннера и К.Л. Халла. Смысл заключается в добавлении в поведенческую цепь «стимуляция – реакция» новой промежуточной составляющей представляющей определенные навыки, состояние нервной системы; «потребности организма», как составляющей движения к определенной цели. Также для пояснения «переменной» активно эксплуатируются такие понятия, как: ожидание, успех или провал, образ, интеллект и др.
В настоящее время существует противоречие между существующим воздействием рекламы и рекламных сообщений на потребителя и отсутствием научного подтверждения применения концепции необихевиоризма в рекламе.
Проблема исследования: как применяется концепция необихевиоризма в рекламе.
Степень разработанности проблемы. Сущность и основные направления концепции необихевиоризма раскрыты П.С. Гуревич, И.В. Макаровой. Д. М. Рамендик, Е.А. Соколков определил вклад в концепцию необихевиоризм таких ученых, как Э.Ч. Толмен, Б.Ф. Скиннер и К.Л. Халл и др. В работах В.А. Коноваленко, М.Д. Кузнецовой, С.С. Рахманова и др. рассмотрены основные понятия психологии рекламы и собственно реклама как психологическая категория. Показано, что эффективная реклама возможна только при соответствующем психологическом обеспечении работы групп и специалистов по созданию рекламного продукта. В научных трудах А.Н. Назайкина, Ф.Г. Панкратова, Е.Е. Прониной и др. Особое внимание уделено процессам восприятия, переработки рекламной информации и формирования покупательского поведения под влиянием рекламной кампании.
Объект исследования – концепция необихевиоризма.
Предмет исследования – концепция необихевиоризма в рекламе.
Цель исследования – изучить особенности применения концепции необихевиоризма в рекламе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «реклама», классификацию рекламы.
2. Дать характеристику концепции необихевиоризма.
3. Проанализировать гендерные особенности восприятия рекламы.
В работе были использованы такие методы исследования, как: метод дедукции и индукции; метод системного научного познания и логического анализа; методы синтеза и обобщения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены научные исследования, посвященные изучению гендерных особенностей восприятия рекламы в контексте концепции необихевиоризма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены гендерные особенности восприятия рекламы в контексте концепции необихевиоризма, которые могут быть использованы в подготовке студентами к семинарским и практическим занятиям по психологии.
Бихевиоризм в классическом виде объяснял поведение через цепочку стимулов и реакций, однако был не в состоянии объяснить целостность поведения людей и животных. Как результат в 30-х годах XX века был сформирован необихевиоризм, основными деятелями которого были Э. Толмен, Б.Ф. Скиннер и К.Л. Халл. Э. Толмен пересмотрел стандартную для бихевиористов формулу «стимул – реакция», внеся в нее категорию промежуточных переменных. Проделав множество опытов с крысами в лабиринте, которым нужно было найти выход, Толмен пришел к выводу о том, что их поведение обусловлено не воздействующими стимулами, а особенными регуляторами, действующими изнутри.
К. Халл также внес изменения в формулу бихевиористов, однако его промежуточным звеном стала категория «потребность организма». Эта потребность может быть любого рода – сон, пища, половые контакты и тд. Именно эта потребность определяет энергию поведения, тем самым обеспечивая потенциал реакции. В цепочке К. Халла поведение начинается со стимуляции из внешнего мира (или с потребности) и заканчивается реакцией.
Скиннер же отверг идею первоначального стимула – по мнению исследователя, значимость имеет только оперантное поведение (т.е спонтанные действия). На реакцию, согласно воззрениям Б. Скиннера, оказывает влияние подкрепление, которое может быть позитивным или негативным. Несмотря на популярность необихевиоризма, в 50-х годах XX века он уступил место когнитивному подходу в психологии.
Учение необихевиоризма – не доскональное, как и предшествующее ему. Во всех трудах основоположников учения, как отмечают последователи, есть слабые стороны, но оно дало важные предпосылки для объяснения поведения человека в разных ситуациях на основании его закрепленных навыков, а также работы высшей нервной деятельности.
Оценка рекламы с точки зрения механизмов и характеристик восприятия представляет собой важный этап ее психологической экспертизы. Особенно актуальными такие исследования оказываются в наружной рекламе, так как она представлена потребителю в достаточно специфических для восприятия условиях.
Главная цель рекламы – заинтересовать потребителя и подтолкнуть к покупке рекламируемого товара. Но зачастую потенциальный покупатель сопротивляется воздействию и не желает совершать покупку. Как повлиять на человека, чтобы побудить его к действиям и не вызвать раздражение? Здесь на помощь приходит психология рекламы. Психология рекламы – это отдельная отрасль психологии, которая занимается обоснованием теоретических и практических способов повышения эффективности и результативности рекламных материалов методом воздействия на психические процессы и явления. Реклама стала неотъемлемой частью повседневной жизни, ее можно встретить где угодно: на телевидении, на радио, в интернете, в газетах и журналах. Современные города пресыщены наружной рекламой: билборды, баннеры, растяжки, на транспорте, реклама на уличных экранах. Существуют различные способы воздействия на аудиторию с одной целью – покупатель должен купить товар или услугу.
Большое значение для рекламы, особенно обладающей соответствующими динамическими характеристиками, телевизионной, наружной, на транспорте и др., играют факторы, обеспечивающие ее быстрое прочитывание, понимание, запоминание и пр. Поэтому психологи много времени уделяли и уделяют исследованиям, связанным с определением объемов восприятия, внимания, памяти. Когда мы читаем / смотрим / слушаем рекламу, автоматически действует три универсальных принципа:
1. Принцип настороженности. Он проявляется в том, что информация, несущая сведения о возможной угрозе, о жизненных интересах читателей, воспринимается максимально полно, осмысливается быстрее и влияет сильнее.
2. Принцип резонанса говорит о том, что информация, отвечающая запросам, пожеланиям и стремлениям людей, воспринимается быстро, легко и правильно.
3. Принцип защиты проявляется в том, что не связанная с интересами и нуждами реципиентов, а тем более противоречащая им информация осваивается медленно и плохо, искажается.
Психология определяет не только процесс создания рекламы, но и проявляется при переработке рекламных сообщений – в эмоциях, мыслях, возможных решениях, обуславливающих конкретные поведенческие реакции покупателя. В процессе переработки рекламной информации активно участвует отношение человека к рекламному сообщению, его эмоции и чувства (например, чувство удовольствия, собственного достоинства, зависти), его понимание и принятие в сознание, или, напротив, отторжение принятого и понятого, но неразделенного, не принятого потребителем содержания.
Таким образом, те или иные психологические аспекты пронизывают всю сферу рекламной деятельности.
Рекламодатели успешно практикуют различные способы привлечения внимания к своей рекламе, благодаря чему потребитель намного быстрее ориентируется в выборе. Это не значит, что выбор делается правильно. Яркость, контрастность, звуковые и визуальные эффекты, распространение рекламы всеми возможными приемами маркетинга – это талантливый ход человека, который вложил в рекламу большие деньги. Хотелось бы верить, что качество рекламируемого товара такое же высокое, как степень креативности рекламы. Восприятие рекламы – это, прежде всего, возможность и желание потребителя покупать тот или иной товар, в зависимости от доверия к рекламе, качества предложенного товара, социального положения покупателя и его семейного бюджета.
Безусловно, воздействие рекламы носит социальный характер. Связано это с тем, что в целом такой механизм направлен на то, чтобы оказывать влияние на обширные социальные общности, а также на широкие социальные группы, которые могут быть заинтересованы в тех или иных услугах, или для которых предполагается производство рекламируемого товара. Необходимо подчеркнуть, что социальное воздействие рекламы имеет серьезное значение в современном мире. Человек использует большое количество источников информации – глобальную сеть Интернет, телевидение, газеты и журналы, радио, иные средства массовой информации. Все они окружают нас, формируют наше мнение и мировоззрение, отношение к некоторым особо значимым явлениям и событиям. Без рекламного влияния вряд ли мы смогли бы составлять собственные рейтинги товаров и услуг, а разнообразие подобных механизмов лишний раз демонстрирует, насколько на сегодняшний день активно развиваются различные сферы жизни человека, и что без подобного рекламного влияния было бы достаточно проблематично формировать собственное мнение об окружающих процессах, явлениях, товарах и услугах. К тому же, человек может самостоятельно обучаться и в дальнейшем через рекламу, через ряд средств и механизмов влиять на окружающих, предлагать им свои услуги и товары, менять их жизнедеятельность и ежедневный круг потребностей.
Рекламные образы передают не только информацию о товарах и услугах, но и о взаимоотношениях в обществе, в том числе и межличностных отношениях мужчин и женщин. Стоит отметить, что преобладающее большинство людей верят в презентованные им гендерные стереотипы в рекламе. В связи с чем, общество посредством рекламной индустрии в некоторой степени может контролировать и во многом предопределять социальный портрет самого общества и отдельного человека в нем.
1. Барлоу, Д. Жалоба – это подарок: как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях : пер. с англ [Текст] / Д. Барлоу, К. Мёллер. – Москва : Альпина Паблишер, 2015. – 335 с.
2. Башмачникова, Е. Профессиональные консультанты: классификация и функции [Текст] / Е. Башмачникова //Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 8. – С. 93-101.
3. Безлатный, Д. В. Психология в рекламе – искусство манипуляции общественным сознанием [Текст] / Д. В. Безлатный. – Москва : «Ваш полиграфический партнер», 2011. – 236 с.
4. Бешукова, Ф. Б. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации [Текст] / Ф. Б. Бешукова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – № 1 (172). – С. 137-144.
5. Гладких, Н. Ю. Специфика процессов принятия решений в ситуации рекламного воздействия: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / Н. Ю. Гладких ; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль, 2011. – 21 с.
6. Головлева, Е. Л. Торговая марка. Теория и практика управления. Учебное пособие [Текст] / Е. Л. Головлева. – Москва : Аспект пресс, 2015. – 160 c.
7. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие [Текст] / В.В. Гребнева. – Москва : ИНФРА-М, 2016. – 192 c.
8. Гуревич, П. С. Психология : учебник [Текст] / П. С. Гуревич. – Москва : Инфра-М, 2015. – 252 с.
9. Девочкина, Е. Ф. Актуальность исследования психологических особенностей потребителей при создании рекламы [Текст] / Е. Ф. Девочкина // Наука и бизнес : пути развития. – 2018. – № 3. – С. 31-32.
10. Долганов, А. С. Теория архетипов К.Г. Юнга как инструмент мифодизайна в сфере проектирования и управления брендами [Текст] / А. С. Долганов // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 2-3 (23). – С. 17-19.
11. Жилкина, М. С. Психология рекламы и поведение потребителей : индивидуально-типологический подход [Текст] / М. С. Жилкина. – Москва : Спутник+, 2017. – 140 с.
12. Зайцева Н. И. Ожидания от рекламы и отношение к ней у субъектов рекламной коммуникации с различной социально-ролевой позицией : автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / Н. И. Зайцева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2011. – 26 с.
13. Измайлова, М.А. Психология рекламной деятельности : Учебник [Текст] / М. А. Измайлова. – 3-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дом «Дашков и К», 2011. – 444 с.
14. Кармин, А. С. Психология рекламы [Текст] / А. С. Кармин – Москва : ДНК, 2004. – 512 с.
15. Карпова, С. В. Международная реклама : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / С. В. Карпова – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 225 с.
16. Калиберда, Е. Г. Связи с общественностью : вводный курс: учеб, пособие [Текст] / Е. Г. Калиберда. – Москва : Логос, 2012. – 306 с.
17. Квят, А. Г. Свой среди чужих : мифотехнологии рекламного позиционирования [Текст] / А. Г. Квят // Политическая лингвистика. – 2009. – № 3 (29). – С. 119-123.
18. Коноваленко, В. А. Реклама и связи с общественностью. Введение в специальность. Учебник [Текст] / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. – Москва : Мир, 2014. – 384 c.
19. Кошлякова, М. О. Архетипическая символика в рекламной коммуникации [Текст] / М. О. Кошлякова // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – № 7 (26). – С. 209-217 [10, с. 213].
20. Краско, Т. С. Психология рекламы [Текст] / Т. С. Краско. – Харьков : Студцентр, 2014. – 212 с.
21. Кузнецова, М. Д. Субъектность восприятия рекламного сообщения : автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / М. Д. Кузнецова ; Гос. ун-т-Высш. шк. экономики. – Москва, 2010. – 33 с.
22. Ласковец, Е В Связи с общественностью и реклама : Учебно-Методическое пособие [Текст] / Е. В. Ласковец.. – Москва: Высшая школа, 2015. – 884 c.
23. Лебедева, А. Л. Психология рекламы : учебное пособие [Текст] / А. Л. Лебедева. – Москва : ФЛИНТА, 2012. – 140 с.
24. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы [Текст] / А. Н. Лебедев-Любимов. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 456 с.
25. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие [Текст] / И. В. Макарова. – Москва : Юрайт, 2015. – 238 c.
26. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы [Текст] / Р. И. Мокшанцев. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 306 с.
27. Музыкант, В. А. Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике [Текст] / В. А. Музыкант. – Москва : Армада-пресс, 2011. – 688 с.
28. Назайкин, А. Н. Качественные и количественные показатели воздействия СМИ на аудиторию [Текст] / А. Н. Назайкин // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. «Журналистика-2008». – Москва : Ф-т журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2009. – С. 114–115.
29. Назайкин, А. Н. Медиапланирование – точный расчет и здравый смысл [Текст] / А. Н. Назайкин // СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. «Журналистика-2007». – Москва : Ф-т журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2011. – С. 414–415.
30. Назайкин, А. Н. Новые подходы в медиапланировании и продажах рекламы в СМИ [Текст] / А. Н. Назайкин // СМИ России и Китая в ХХІ веке : традиции и модернизация. Матер. Российско-китайской конференции, 3-й созыв. – Москва : Ф-т журн. МГУ, 2007. – С. 32–33.
31. Назайкин, А. Н. Медиапланирование – новая отрасль рекламно-медийного бизнеса [Текст] / А. Н. Назайкин // Профессия – журналист: вызовы ХХІ века. Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. «Журналистика-2006». – Москва : Ф-т журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2017. – С. 261–262.
32. Панкратов, Ф. Г. Основы рекламы : Учебник [Текст] / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов и др. – Москва : Дашков и К, 2015. – 540 c.
33. Пономарева, Т. Ю. Содержательные элементы телерекламы как фактор формирования отношения потребителя к ней (в контексте половых различий) [Текст] / Т. Ю. Пономарева // Психология. Социология. Педагогика. – 2012. – № 4. – С. 55-58.
34. Посыпанова, О. С. Психологические основы маркетинга и рекламы. Учебно-методическое пособие для студентов-психологов [Текст] / О. С. Посыпанова. – Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015 – 130 с.
35. Пронина, Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы [Текст] / Е. С. Пронина. – Москва : РИПхолдинг, 2015. – 247 с.
36. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум [Текст] / Д. М. Рамендик. – Москва : Юрайт, 2016. – 304 c.
37. Рахманов, С. С. Анализ эффективности интернет-рекламы и использование архетипов [Текст] / С. С. Рахманов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). – 2016. – № 4. – С. 47-54.
38. Резепов, И. Ш. Психология рекламы и PR : Учебное пособие [Текст] / И. Ш. Резепов – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 224 с.
39. Русанова, Е. Л. Воздействие рекламы на потребителя [Текст] / Е. Л. Русанова // Мир психологии. – 2018. – №1. – С. 59-61.
40. Санин, А. А. Повышение эффективности рекламы образовательных услуг посредством юмора [Текст] / А. А. Санин // Вестн. Самар. муницип. ин-та упр. – 2018. – № 2. – С. 116-122.
41. Соколова, Е. У. Особенности влияние рекламы на человека [Текст] / Е. У. Соколова // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 55-59.
42. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания [Текст] / Е. А. Соколков. – Москва : Университетская книга, Логос, 2017. – 244 c.
43. Чалдини, Р. Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным [Текст] / Р. Чалдини, С. Мартин, Н. Гольдштейн. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 415 с.
44. Чахотин, С. С. Психическое насилие над массами [Текст] / С. С. Чахотин ; пер. с фр. С. Ю. Васильевой. – Ярославль : ЯрГУ, 2016. – 271 с.
45. Чесбро, Г. Открытые бизнес-модели [Текст] / Г. Чесбро ; пер. с англ. В.Н. Егорова. – Москва : Поколение, 2008. – 351 с.
46. Шемякина, Т. А. Мотивация приобретения товаров и услуг : понятие, содержание, теории мотивации [Текст] / Т. А. Шемякина // Экономика и упр. : новые вызовы и перспективы. – 2013. – № 4. – С. 241-244.
47. Шуванов, В. И. Психология рекламы : учебное пособие для студентов [Текст] / В. И. Шуванов. – 2-е изд. – Москва : РГТЭУ Феникс, 2005. – 314 с.
48. Щепилова, Г. Г. Основы рекламы : Учебник для бакалавров [Текст] / Г. Г. Щепилова, К. В. Щепилов. – Москва : Юрайт, 2013. – 521 c.
49. Хит, Р. Скрытая власть рекламы. Как обработка информации в режиме сниженного внимания влияет на потребительский выбор [Текст / Р. Хит ; пер. с англ. Е. Сысоевой. – К. : Изд-во Алексея Капусты (Подразделение «Агентства «Стандарт»»), 2016. – 189 с.
50. Федорова, С. О. Реклама и потребитель : монография [Текст] / С. О. Федорова. – Москва : АСТ, 2016. – 169 с.
51. Цыганкова, И. И. Влияние цвета в рекламе на восприятие человека [Текст] / И. И. Цыганкова // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 74-77.
52. Яркова, Д. Л. Реклама и потребитель : грани взаимодействия [Текст] / Д. Л. Яркова // Мир психологии. – 2016. – №4. – С. 3-36.