Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кадровый потенциал организации ,его оценка и развитие

Работа №31166

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
727
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кадрового потенциала организации 6
1.1. Сущностная характеристика кадрового потенциала организации 6
1.2. Современные методы оценки кадрового потенциала организации 11
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития кадровой оценки
потенциала 16
Глава 2. Анализ кадрового потенциала ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 28
2.1. Характеристика деятельности организации 28
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности организации 35
2.3. Оценка кадрового потенциала и методов его диагностики 45
Глава 3. Пути развития кадрового потенциала ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 53
3.1. Приоритеты развития кадрового потенциала 53
3.2. Совершенствование методов оценки кадрового потенциала 58
3.3. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по
развитию кадрового потенциала организации 70
Заключение 79
Список использованных источников Приложение


В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг одной из главных задач менеджмента вуза является эффективное управление его кадровым потенциалом. Именно это позволит повысить конкурентоспособность российских вузов. Для эффективного управления кадровым потенциалом образовательного учреждения необходима его объективная оценка. Оценка уровня кадровым потенциала образовательного учреждения позволит оперативно управлять деятельностью вуза и определять те направления инновационного развития, которые обеспечат его конкурентоспособность, устойчивость и гибкость при изменении внешних условий.
В настоящее время существует большое разнообразие методик оценки кадрового потенциала, но недостаточно разработано методик, непосредственно применяемых для анализа и оценки кадрового потенциала высшего учебного заведения. Поэтому остается актуальной проблема разработки единой, универсальной методики оценки кадрового потенциала, которая позволила бы наиболее точно, объективно оценить кадровый потенциал вуза. Это связано с тем, что само понятие кадрового потенциала является относительно новым и существуют противоречия по вопросу определения его содержания и структуры.
Правильный выбор системы показателей, позволяющих комплексно охарактеризовать потенциал по различным признакам, и выбор наиболее достоверного метода его оценки позволит обеспечить объективность оценки кадрового потенциала вуза.
Цель - исследовать особенности кадрового потенциала организации, провести его оценку на примере ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и предложить пути развития.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы
поставлены задачи:
1) рассмотреть сущностную характеристику кадрового потенциала организации;
2) изучить современные методы оценки кадрового потенциала организации;
3) исследовать отечественный и зарубежный опыт развития кадровой оценки;
4) дать характеристику деятельности ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
5) провести анализ финансово-экономической деятельности
организации;
6) провести оценку кадрового потенциала;
7) определить приоритеты развития кадрового потенциала;
8) провести совершенствование методов оценки кадрового потенциала;
9) оценить социально-экономическую эффективность мероприятий по развитию кадрового потенциала организации.
Объект исследования - ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Предмет исследования - кадровый потенциал организации.
В процессе проведения исследования были использованы
литературные источники по управлению персоналом организации, монографии по теме исследования, статьи в периодических изданиях, ресурсы Интернета.
Информационной базой для проведения исследования стали отчеты о результатах самообследования, баланс и отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2015-2017 гг.
В рамках проведения исследования был использован абстрактно- логический метод, горизонтальный и вертикальный анализ, метод Саати в рамках построения модели оценки кадрового потенциала.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Во введении приводится актуальность исследования, ставятся цель и задачи, объект и предмет исследования, описываются теоретические источники и информационная база для анализа, используемые методы исследования и структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы описываются теоретические основы кадрового потенциала организации, а именно, сущностная характеристика кадрового потенциала организации, современные методы оценки кадрового потенциала организации, а также отечественный и зарубежный опыт развития кадровой оценки.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ кадрового потенциала ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», при этом предварительно дается характеристика деятельности организации и анализ финансово-экономической деятельности организации.
В третьей главе выпускной квалификационной работы исследуются приоритеты развития кадрового потенциала ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», проводится совершенствование методов оценки кадрового потенциала, а также оценка социально-экономической эффективности мероприятий по развитию кадрового потенциала организации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Обобщив подходы ученых-экономистов к трактовке понятия «кадровый потенциал», предлагается под ним понимать совокупную способность персонала к выполнению возложенных на него функций и возможность достижения целей перспективного развития организации. Содержание искомого понятия раскрывают его существенные признаки: применим на уровне предприятий; характеризуется постоянством и квалификацией работников; обеспечивает синергетический эффект за счет взаимосвязи членов коллектива и их кадровых потенциалов; направленность реализации кадрового потенциала на достижение стратегической цели предприятия. Эффективное использование кадрового потенциала организации - это не только высокая результативность производства, но и всесторонняя социальная защищенность человека, создание благоприятного морально-психологического климата, комфортных условий труда, широких возможностей для самореализации личности. В конечном счете, это высокое качество жизни, что полностью совпадает с главными устремлениями человека.
Были рассмотрены методы оценки кадрового потенциала организации. Специалистами предлагаются различные методы и подходы к оценке кадрового потенциала предприятий. Существующие в литературе методики оценки кадрового потенциала целесообразно объединить в четыре группы: метод балльной оценки компонентов кадрового потенциала; кластерный метод; методики оценки кадрового потенциала через расчет обобщающего объемного показателя; интегральная оценка трудового потенциала. На современном этапе наиболее полной моделью оценки, характеризующей весь спектр элементов кадрового потенциала, является модель 4D, включающая в себя оценку сотрудников, оценку управления персоналом, оценку кадрового
потенциала и оценку эффективности труда персонала.
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - один из старейших российских университетов, основанный более 200 лет назад, главный образовательный центр Татарстана. С 2009 года вуз имеет статус федерального университета. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - это свыше 2 500 преподавателей и научных сотрудников, 43 300 студентов, 300 направлений бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
Анализ финансово-экономической деятельности ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» показал, что в 2017 году наблюдается ухудшение финансового состояния учреждения, так как снизились коэффициенты ликвидности (за исключением коэффициента абсолютной ликвидности), снизилась финансовая устойчивость как результат роста зависимости заемных источников финансирования, снизилась деловая активность в результате уменьшения совокупных доходов, убыточная деятельность (чистый убыток от операционной деятельности).
Среди основных драйверов роста кадрового потенциала ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» можно выделить увеличение числа докторов наук в составе показателей оценки кадрового состава, увеличение объема научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (в расчете на одного научно-педагогического работника) в составе показателей результативности персонала, а также количество разработанных электронных образовательных ресурсов в составе дополнительных показателей.
Интегральная оценка кадрового потенциала ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по использованной методике дает возможность провести сравнительный анализ как по годам, так и с другими вузами и получить соответствующие выводы. Сформированная база данных позволяет рассмотреть взаимосвязь всех характеристик деятельности вуза, выработать рекомендации и определить тенденции их развития. Данная
методика позволяет оценить кадровый потенциал учреждения по многим составляющим, показывает взаимосвязь всех факторов кадрового
потенциала, что является ее несомненным достоинством.
Были определены основные проблемы развития кадрового потенциала вузов России. Что касается непосредственно ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», то отмечается отсутствие стратегии развития кадрового потенциала университета. Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся отмечается как задача для достижения конкурентоспособности по отношению к ведущим зарубежным университетам аналогичного профиля в рамках программы развития ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2010-2019 гг. Поэтому в качестве основного мероприятия по развитию кадрового потенциала университета предлагается разработка и принятие стратегии развития кадрового потенциала.
В целях совершенствования методов оценки кадрового потенциала автором была предложена модернизированная модель, включающая в себя дополнительные блоки показателей, раскрывающих показатель кадрового потенциала на текущий период, а также в перспективе. Также помимо фактического состояния персонала, в модель включены показатели, отражающие эффективность деятельности, а также стимулирующие показатели.
В рамках исследования была предложена к внедрению стратегия развития кадрового потенциала ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» с 2019 год по 2023 год, которая следующие направления: стратегические инициативы; организационное развитие;
кадровое администрирование; подбор и адаптация персонала; оценка персонала; развитие персонала; монетарная мотивация; немонетарная мотивация; внутренние коммуникации и корпоративная культура. В рамках данной стратегии предусмотрены целевые показатели, выполнение которых будет означать повышение кадрового потенциала университета.



1. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2015. - 56 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2017. - 601 с.
Книги:
3. Алексеева, С.Г. Планирование персонала организации: учебное пособие / С.Г. Алексеева. - М.: МГУ, 2014. - 203 с.
4. Бажин, А.С. Анализ кадрового потенциала развивающейся организации / Бажин А.С. // Менеджмент сегодня. 2015. - № 3. - С. 256-264.
5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560 с.
6. Балынская, Н.Р. Система управления кадровым потенциалом современной организации / Н.Р. Балынская, Н.В. Кузнецова, О.Н. Синицына // Вопросы управления. 2016. - № 2. - С. 214-220.
7. Березовская, Е.А. Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования / Е.А. Березовская, С.В. Крюков // Высшее образование в России. 2014. - № 6. - С. 117-122.
8. Беспалова, О.В. Методологический подход к кадровому потенциалу предприятия / О.В. Беспалова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. - № 1. - С. 69-72.
9. Бородина, Д.Р., Гохберг, Л.М., Жихарева, О.Б. Образование в цифрах 2017: краткий статистический сборник./Д.Р. Бородина 2017. - 80 с.
10. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
11. Всяких, Ю.В. Управление развитием кадрового потенциала в организации / Ю.В. Всяких, А.Р. Строкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. - № 12-2. - С. 31-33.
12. Гайдукова, И.Б. Структура кадрового потенциала и управление его развитием / И.Б. Гайдукова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. - № 2. - С. 160-162.
13. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2017. - 288 с.
14. Зайцева, Е.В. Организационно-кадровый потенциал университета: методология и методика измерения монография / Под ред. В.В. Запарий. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 215 с.
Статьи в периодических изданиях:
15. Зарубина, Т.А. Кадровый потенциал и трудовой потенциал: различия в определении понятий / Т.А. Зарубина // Аллея науки. 2017. - № 8. - С. 1-6.
16. Зеленина, Э.Е. К вопросу развития кадрового потенциала в вузах / Э.Е. Зеленина, Т.С. Волоха, Д.В. Сунцова // Инновационная экономика: материалы V Международной научной конференции. 2018. - С. 24-27.
17. Информационно-аналитическая справка: «Сравнительный анализ динамики кадрового потенциала российской науки в постсоветский период и динамики кадрового потенциала науки США, Евросоюза, КНР за последние 25 лет. Возможные риски для развития российской экономики». - М., 2017. - 149 с.
18. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / Л.В. Карташова. - М.: Инфра-М, 2015. - 512 с.
19. Калинина, И.А. Анализ результативности аспирантуры как источника кадрового резерва научно-педагогического потенциала экономического вуза / И.А. Калинина // Актуальные проблемы психологического знания, 2016. - № 1. - С. 44-57.
20. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 695 с.
21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика. Книга 2: монография / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 283 с.
22. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в России: история и современность: монография / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 240 с.
23. Кобзева, А.Ю. Оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала: зарубежный опыт / А.Ю. Кобзева // Молодой ученый.
2016. - № 5.4. - С. 15-19.
24. Кондаурова, А.А. Методы оценки кадрового потенциала / А.А. Кандаурова // Сборник научных трудов XI Международной научнопрактической конференции, 2015. - С. 199-201.
25. Королев, В.А. Научная работа студентов как важный элемент формирования кадрового потенциала вузов / В.А. Королев, В.Н. Рыжаева // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 21-25.
26.
26. Котова, Е.В. Управление развитием кадрового потенциала организации / Е.В. Котова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития, 2016. - № 29. - С. 84-89.
27. Кречетников, К.Г. Управление кадровым потенциалом в интересах развития организации / К.Г. Кречетников // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, 2013. - № 8. - С. 147152.
28. Кузнецова, Н.М. Развитие персонала как фактор повышения кадрового потенциала вуза / Н.М. Кузнецова // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия: материалы Международной научно-практической конференции в рамках III Всероссийского научного форума «Наука будущего - наука молодых». - 2017. - С. 276-280.
29. Лазарев, Г.И. Новые стратегии вуза в развитии кадрового потенциала / Г.И. Лазарев, О.О. Мартыненко, И.Г. Лазарев // Университетское управление. - 2015. - № 1. - С. 53-63.
30. Лисунов, С.А. Основные направления совершенствования формирования и развития кадрового потенциала / С.А. Лисунов // Novainfo.ru. - 2017. - № 58-1.
31. Мальцева, Е.А. Кадровый потенциал вуза как объект управления / Е.А. Мальцева // Модернизация отечественного высшего образования: расчеты и просчеты: материалы Международной научно-методической конференции. - 2015. - С. 88-91.
32. Маркарьян, Ю.А. Предпосылки и приоритеты развития кадрового потенциала опорного вуза / Ю.А. Маркарьян // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6. - С. 218-219.
33. Минеева, О.К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: учебник / О.К. Минеева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 160 с.
34. Насонова, А.А. Проблемы воспроизводства кадрового потенциала в российском вузе / А.А. Насонова // Экономика и социум. - 2016. - № 5-2. - С. 310-313.
35. Насонов, А.А. Система оценки кадрового потенциала вуза / А.А. Насонов // Экономика и социум. - 2016. - № 5-2. - С. 313-315.
36. Никитенкова, О.В. Комплексный подход к оценке кадрового потенциала организации посредством внедрения универсальной системы показателей / О.В. Никитенкова // Творческое наследие А.С. Посникова и современность. - 2016. - № 9. - С. 86-92.
37. Носков, М.В. Качество трудовой жизни работников промышленных предприятий в условиях функционирования социотехнологических и социоорганизационных систем. - М.: Экономика, 2014. - 156 с.
38. Овакимян, М.А. Оценка кадрового потенциала образовательной организации / М.А. Овакимян, К.Г. Андриасова // Форум молодых ученых. -
2017. - № 6. - С. 1286-1292.
39. Павлова, А.Е. Российский и зарубежный опыт оценки персонала / А.Е. Павлова // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 22.
- С. 50-53.
40. Рашитова, А.Р. Аспекты совершенствования кадрового
потенциала вузов / А.Р. Рашитова // Начало в науке: материалы
Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов. - 2015. - С. 48-50.
41. Рябчук, П.Г. Анализ современных методик оценки кадрового потенциала / П.Г. Рябчук, К.А. Федерова, А.С. Апухтин, И.И. Плужникова // Экономика труда. - 2017. - № 9. - С. 1-18.
42. Снитко, Л.Т. Компонента «кадровый потенциал» в системе
оценки рыночного потенциала организации / Л.Т. Снитко, Ю.А. Чужикова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014.
- № 3. - С. 64-70.
43. Сотникова, С.И. Управление персоналом: деловая карьера:
учебное пособие / С.И. Сотникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 328 с.
44. Сундукова, Г.М. Оценка уровня интеллектуального капитала вузов / Г.М. Сундукова // Вестник университета. - 2014. - № 7. С. - 242-246.
45. Суслов, Г.В. Управление персоналом организации: учебное
пособие / Г.В. Суслов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 154 с.
46. Тимирьянова, В.М. Кадровый потенциал торговых предприятий как фактор конкурентоспособности / В.М. Тимирьянова, Е.В. Жилина // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III международной научной конференции. - 2015. - С. 114-118.
47. Тупик, Е.С. Кадровый потенциал вуза в условиях модернизации системы высшего образования / Е.С. Тупик // Университет в глобальном
мире: новый статус и миссия: сборник материалов XI Международной научной конференции. - 2017. - С. 851-852.
48. Хабибуллина, Л.Р. Принципы оценки интеллектуального
потенциала вуза / Л.Р. Хабибуллина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6. - С. 782-786.
49. Хабибуллина, Л.Р. Оценка и анализ интеллектуального
потенциала вузов Республики Башкортостан / Л.Р. Хабибуллина // Статистика и экономика. - 2017. - № 4. - С. 90-98.
Электронные ресурсы:
50. Американская система управления персоналом: каковы главные плюсы? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opersonale.ru/upravlenie-personalom/upravlenie-personalom-upravlenie- personalom/amerikanskaya-sistema-upravleniya-personalom-kakovy-glavnye- plyusy.html.
51. Анализ кадрового потенциала: какие методы использовать и как планировать развитие сотрудников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/65684-qqq-15-m9-analiz-kadrovogo-potentsiala.
52. Каданцева М.С. Методические подходы к оценке кадрового потенциала предприятия / М.С. Каданцева // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/08/84254.
53. Каданцева М.С. Кадровый потенциал предприятия:
экономическая сущность и структура // Гуманитарные научные
исследования. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2017/08/24334.
54. Кадровый потенциал: развитие, управление и оценка
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hr-
director.ru/article/66609-qqq-17-m3-kadrovyy-potentsial-razvitie-upravlenie-i- otsenka.
55. Кадровый потенциал организации: как работать с персоналом, увеличивая эффективность труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/65688-qqq-15-m9-kadrovyy-potentsial- organizatsii.
56. Казанский (Приволжский) федеральный университет
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.culture.ru/institutes/3417/kazanskii-privolzhskii-federalnyi- universitet.
57. Казанский (Приволжский) федеральный университет
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studyinrussia.ru/study-in- russia/universities/kfu/.
58. Как повысить кадровый потенциал компании: развитие персонала
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hr-
director.ru/article/65702-qqq-15-m9-kak-povysit-kadrovyy-potentsial- predpriyatiya.
59. Как оценивают эффективность работы сотрудников в
зарубежных компаниях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ispring.ru/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ