Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые формы организации учебной деятельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы

Работа №31161

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы40
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
731
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения игровые формы организации учебной деятельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы. 5
1.1 Роль игровых форм в организации учебной деятельности 5
1.2 Методические аспекты применения игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы 10
Выводы по главе 1 15
2 Эмпирическое исследование особенностей развития интереса учащихся 5-х классов на уроках русского языка и литературы средствами игровых форм обучения 16
2.1 Процедура и методика исследования 16
2.2 Система игр и игровых технологий для развития интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы 18
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 35

Актуальность исследования. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий и игровых форм обучения позволяет вызвать интерес у учащихся к изучению русского языка и литературы.
Применение игровых форм в обучении стали предметом исследования таких ученых, как А. Г. Волостникова, А. Градова, Д.В. Менджерицкая и др. В работах В.К. Буряк, Э.А. Киреевой и др. определены основные функции, которые выполняют игры и игровые технологии в процессе обучения. В научных трудах В.А. Карсонова, Д.А. Маловичко, Л.С. Якушиной и др. обосновано применение игр и игровых технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования выдвигаются требования по развитию познавательных интересов у школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы как средство развития интереса учащихся. Однако игровым технологиям как средству развитию интереса школьников к урокам русского языка и литературы не уделено должное внимание в современной научной литературе. Таким образом, следует отметить противоречие между необходимостью качественно изменить процесс развития интереса школьников и недостаток научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на развитие интереса школьников к урокам русского языка и литературы средствами игровых тех-нологий.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с развитием интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы посредством применения игровых форм обучения.
Цель исследования – изучить игровые формы организации учебной дея-тельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования – процесс применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Предмет исследования – педагогические условия применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты изучения проблемы применения игровых форм организации учебной деятельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы.
2. Подобрать и апробировать систему игровых технологий по развитию интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы.
3. Проверить в эмпирическом исследовании эффективность применения игровых технологий в развитии интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы.
Гипотеза исследования: если применять на уроках в 5-м классе игровые формы обучения, то можно значительно повысить уровень развития интереса учащихся к урокам русского языка и литературы.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию интересов учащихся 5 класса к урокам русского языка и литературы средствами игровых технологий.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе изучения научных трудов отечественных ученых, методистов и педагогов-практиков был сформулирован вывод о том, что игровые технологии – метод обучения, организуемого в форме учебной игры, способствующей активному обучению и отличающейся наличием правил и фиксированной структуры игровой деятельности. Применение игровых технологий на уроке создаёт определённый эмоциональный фон, а также условия для мотивации учащихся к изучению трудных тем. Наиболее широко применяется педагогами дидактическая игра, которая содержит образовательную задачу, которую учащиеся решают в занимательной форме.
Методическая ценность игровых технологий состоит в том, что во время игры повышается познавательная активность обучающихся: они начинают рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться. Использование игровых технологий помогает организовать учебное занятие таким образом, чтобы все ученики активно участвовали в овладении лингвистическими знаниями, стремились к открытию нового, увлечённо выполняли предлагаемые задания.
Согласно теме исследования были отобраны диагностические методики, которые применены в группе учащихся 5-го класса. Результаты исследования были проанализированы, они послужили основанием для подбора и апробации комплекса игр и игровых технологий, направленных на развитие интереса у пятиклассников к урокам русского языка и литературы. Наблюдения показали, что применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы позволяет решить главные задачи, а именно: научить учащихся работать с текстом; приобрести умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую доказательствами, умение находить компромисс, логично излагать мысли.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности : дайджест [Текст] / В. К. Буряк // Психология обучения. – 2008. – № 3. – С. 118-119.
2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст] : пособие для студентов пед. ун-тов / А. Г. Волостникова. – Москва : Просвещение, 2016. –162 с.
3. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен образования : автореф. дис. докторапед. Наук : 13.00.01 [Текст] / Г. Т. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2008, – 39 с.
4. Головина, С. В. Современный урок : проблемы, перспективы [Текст] / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2013. – 76 с.
5. Горбатов, Д. С. Корректурные упражнения на уроках орфографии [Текст] / Д. С. Горбатов // Русский язык в школе. – 1996. – № 5. – С. 34–36.
6. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся [Текст] / А. Градова // Учитель. – 2014. – № 6. – С. 76-80.
7. Калганова, Т. А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения [Текст] / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2009. – № 12. – С. 26- 28.
8. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся [Текст] / В. А. Карносов // Школьные технологии. – 2017. – №5. – С. 125-126.
9. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2014. – 496 c.
10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Академия, 2011. – 569 с.
11. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков: [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] [Текст] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2012. – С. 62-71.
12. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
13. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения [Текст] / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
14. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – №1. – С. 61–67.
15. Маневцова, Л. М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л. М. Маневцева // Педагогика. – 2016. – № 11. – С. 26–29.
16. Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Марусева – М. –Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 624 с.
17. Матвеева, Н. М. Графический диктант [Текст] / Н. М. Марусева // Русская словесность. – 1999. – № 1. – С. 47–51.
18. Менджерицкая, Д. В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. – Москва : Просвещение, 1979. – 128 с.
19. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии : Учебное пособие [Текст] / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2011. – 144 с.
20. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой [Текст] / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
21. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
22. Терещенко, О. Р. Инновационные приемы развития мотивации к чтению [Текст] / О. Р. Терещенко // Начальная школа. – 2013. – №3. – С. 32-35.
23. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 31 с.
25. Целикова, М. Л. Какографические написания на уроке русского языка [Текст] / М. Л. Целикова // Русский язык в школе. – 2003. – № 6. – С. 86-88.
26. Щербакова, Е. В. Педагогика. Краткий курс : Учебное пособие [Текст] / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. – Москва : УЦ Перспектива, 2016. – 408 c.
27. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – Москва : АСТ, 2015. – 245 с.
28. Юрчик, Р. О. Воспитание вдумчивого читателя / Р. О. Юрчик // Начальная школа До и После. – 2015. – №4 – С. 58-63.
29. Якушина, Л. С. Проблема чтения школьниками художественного произведения [Текст] / Л. С. Якушина // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 10. – С. 6-9.
30. Яцвель, Д. Т. Литературное образование школьников [Текст] / Д. Т. Яцвель. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 269 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ