Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения игровые формы организации учебной деятельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы. 5
1.1 Роль игровых форм в организации учебной деятельности 5
1.2 Методические аспекты применения игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы 10
Выводы по главе 1 15
2 Эмпирическое исследование особенностей развития интереса учащихся 5-х классов на уроках русского языка и литературы средствами игровых форм обучения 16
2.1 Процедура и методика исследования 16
2.2 Система игр и игровых технологий для развития интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы 18
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 35
Игровые формы организации учебной деятельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения игровые формы организации учебной деятельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы. 5
1.1 Роль игровых форм в организации учебной деятельности 5
1.2 Методические аспекты применения игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы 10
Выводы по главе 1 15
2 Эмпирическое исследование особенностей развития интереса учащихся 5-х классов на уроках русского языка и литературы средствами игровых форм обучения 16
2.1 Процедура и методика исследования 16
2.2 Система игр и игровых технологий для развития интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы 18
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 35
Актуальность исследования. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий и игровых форм обучения позволяет вызвать интерес у учащихся к изучению русского языка и литературы.
Применение игровых форм в обучении стали предметом исследования таких ученых, как А. Г. Волостникова, А. Градова, Д.В. Менджерицкая и др. В работах В.К. Буряк, Э.А. Киреевой и др. определены основные функции, которые выполняют игры и игровые технологии в процессе обучения. В научных трудах В.А. Карсонова, Д.А. Маловичко, Л.С. Якушиной и др. обосновано применение игр и игровых технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования выдвигаются требования по развитию познавательных интересов у школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы как средство развития интереса учащихся. Однако игровым технологиям как средству развитию интереса школьников к урокам русского языка и литературы не уделено должное внимание в современной научной литературе. Таким образом, следует отметить противоречие между необходимостью качественно изменить процесс развития интереса школьников и недостаток научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на развитие интереса школьников к урокам русского языка и литературы средствами игровых тех-нологий.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с развитием интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы посредством применения игровых форм обучения.
Цель исследования – изучить игровые формы организации учебной дея-тельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования – процесс применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Предмет исследования – педагогические условия применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты изучения проблемы применения игровых форм организации учебной деятельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы.
2. Подобрать и апробировать систему игровых технологий по развитию интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы.
3. Проверить в эмпирическом исследовании эффективность применения игровых технологий в развитии интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы.
Гипотеза исследования: если применять на уроках в 5-м классе игровые формы обучения, то можно значительно повысить уровень развития интереса учащихся к урокам русского языка и литературы.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию интересов учащихся 5 класса к урокам русского языка и литературы средствами игровых технологий.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Применение игровых форм в обучении стали предметом исследования таких ученых, как А. Г. Волостникова, А. Градова, Д.В. Менджерицкая и др. В работах В.К. Буряк, Э.А. Киреевой и др. определены основные функции, которые выполняют игры и игровые технологии в процессе обучения. В научных трудах В.А. Карсонова, Д.А. Маловичко, Л.С. Якушиной и др. обосновано применение игр и игровых технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования выдвигаются требования по развитию познавательных интересов у школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы как средство развития интереса учащихся. Однако игровым технологиям как средству развитию интереса школьников к урокам русского языка и литературы не уделено должное внимание в современной научной литературе. Таким образом, следует отметить противоречие между необходимостью качественно изменить процесс развития интереса школьников и недостаток научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на развитие интереса школьников к урокам русского языка и литературы средствами игровых тех-нологий.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с развитием интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы посредством применения игровых форм обучения.
Цель исследования – изучить игровые формы организации учебной дея-тельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования – процесс применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Предмет исследования – педагогические условия применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты изучения проблемы применения игровых форм организации учебной деятельности пятиклассников на уроках русского языка и литературы.
2. Подобрать и апробировать систему игровых технологий по развитию интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы.
3. Проверить в эмпирическом исследовании эффективность применения игровых технологий в развитии интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка и литературы.
Гипотеза исследования: если применять на уроках в 5-м классе игровые формы обучения, то можно значительно повысить уровень развития интереса учащихся к урокам русского языка и литературы.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию интересов учащихся 5 класса к урокам русского языка и литературы средствами игровых технологий.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
На основе изучения научных трудов отечественных ученых, методистов и педагогов-практиков был сформулирован вывод о том, что игровые технологии – метод обучения, организуемого в форме учебной игры, способствующей активному обучению и отличающейся наличием правил и фиксированной структуры игровой деятельности. Применение игровых технологий на уроке создаёт определённый эмоциональный фон, а также условия для мотивации учащихся к изучению трудных тем. Наиболее широко применяется педагогами дидактическая игра, которая содержит образовательную задачу, которую учащиеся решают в занимательной форме.
Методическая ценность игровых технологий состоит в том, что во время игры повышается познавательная активность обучающихся: они начинают рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться. Использование игровых технологий помогает организовать учебное занятие таким образом, чтобы все ученики активно участвовали в овладении лингвистическими знаниями, стремились к открытию нового, увлечённо выполняли предлагаемые задания.
Согласно теме исследования были отобраны диагностические методики, которые применены в группе учащихся 5-го класса. Результаты исследования были проанализированы, они послужили основанием для подбора и апробации комплекса игр и игровых технологий, направленных на развитие интереса у пятиклассников к урокам русского языка и литературы. Наблюдения показали, что применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы позволяет решить главные задачи, а именно: научить учащихся работать с текстом; приобрести умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую доказательствами, умение находить компромисс, логично излагать мысли.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Методическая ценность игровых технологий состоит в том, что во время игры повышается познавательная активность обучающихся: они начинают рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться. Использование игровых технологий помогает организовать учебное занятие таким образом, чтобы все ученики активно участвовали в овладении лингвистическими знаниями, стремились к открытию нового, увлечённо выполняли предлагаемые задания.
Согласно теме исследования были отобраны диагностические методики, которые применены в группе учащихся 5-го класса. Результаты исследования были проанализированы, они послужили основанием для подбора и апробации комплекса игр и игровых технологий, направленных на развитие интереса у пятиклассников к урокам русского языка и литературы. Наблюдения показали, что применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы позволяет решить главные задачи, а именно: научить учащихся работать с текстом; приобрести умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую доказательствами, умение находить компромисс, логично излагать мысли.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Дидактические игры, как средство развития интереса к занятиям по русскому языку и (литературе) у детей школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2015 - Педагогические условия нравственного воспитания учащихся 5 классов на уроках истории
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках технологии в 5
классе общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Технологии стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Современные формы изучении эпических произведений А.С. Пушкина в контексте устного народного творчества (5 класс)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023



