РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ ЛИНОГРАВЮРА)
|
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические основания развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра) 13
1.1 Психолого-педагогические аспекты понятия «критическое мышление»
у учащихся старших классов художественной школы 13
1.2 Историко-культурная характеристика линогравюры как графической техники 28
1.3 Сущностно-содержательная характеристика кейс-метода и
особенности его применения в условиях дополнительного художественного образования 38
Выводы по главе 1 50
Глава 2. Практическая работа по развитию критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра) 53
2.1 Методические аспекты развития критического мышления у учащихся
старших классов художественной школы (на примере техники линогравюра) 53
2.2 Разработка методического обеспечения для применения кейс-метода с
целью развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра) 61
2.3 Экспериментальная работа по развитию критического мышления у
учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра) 79
Выводы по главе 2 88
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения
Глава 1. Историко-теоретические основания развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра) 13
1.1 Психолого-педагогические аспекты понятия «критическое мышление»
у учащихся старших классов художественной школы 13
1.2 Историко-культурная характеристика линогравюры как графической техники 28
1.3 Сущностно-содержательная характеристика кейс-метода и
особенности его применения в условиях дополнительного художественного образования 38
Выводы по главе 1 50
Глава 2. Практическая работа по развитию критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра) 53
2.1 Методические аспекты развития критического мышления у учащихся
старших классов художественной школы (на примере техники линогравюра) 53
2.2 Разработка методического обеспечения для применения кейс-метода с
целью развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра) 61
2.3 Экспериментальная работа по развитию критического мышления у
учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра) 79
Выводы по главе 2 88
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения
Актуальность. В современной системе образования уделяется большое внимание формированию нравственной, всесторонне развитой личности. Изобразительному искусству в этом случае выделена особая роль в системе художественного воспитания молодёжи. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует развитию художественно-эстетического вкуса, творческой активности, воспитывает усидчивость, трудолюбие, даёт возможность творческой самореализации личности и развивает образное мышление. Не стоит также забывать, что в процессе творческой деятельности развивается ряд метапредметных навыков, важность формирования которых заключается в их актуальности в повседневной жизни. Процесс формирования и развития критического мышления во время занятий творческой деятельностью также важен в современном мире.
Актуальность данной проблемы обозначена в одном из основных документов нашей страны в сфере дополнительного образования Федеральной целевой программой «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р:
- расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных школ (смен);
- реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ;
- опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.
- обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;
- ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов детей и молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности;
- созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга.
Критическое мышление является метапредметным навыком, что повышает его актуальность во всех сферах жизни. При развитии его на занятиях творчеством выявляется определённая модель анализа предметов, явлений или событий, которая может быть полезна в разных сферах жизни как детей, так и взрослых. В трудах по психологии критическое мышление изучено на достаточном уровне и продолжает активно исследоваться учёными.
С точки зрения выбранного нами кейс-метода, развитие критического мышления будет наиболее интенсивным. Данная методика является актуальной и активно внедряется в образовательную деятельность на разных предметах. Кейс- метод активно развивает четыре основных умения: умение анализировать, умение делать вывод, давать оценку и интерпретировать полученные результаты. Данные умения являются основными в развитии критического мышления, что позволяет нам сделать вывод о плодотворном развитии критического мышления через работу с кейс-методом.
Педагогический потенциал различных художественных техник в рамках педагогической деятельности заключается в большом их разнообразии. В практику художественного творчества входят различные графические техники, такие как рисование углём, карандашом, эстамп, офорт. Большой популярностью пользуются техники масляной живописи, акварельной. В процессе знакомства с каждой из них ребёнок может выбрать наиболее подходящую для себя и развивать свои навыки. Помимо выбора потенциально подходящей техники педагог, обучая различным технологиям, знакомит с особенностями выполнения каждой в отдельности. Это помогает отрабатывать определённые художественные навыки и приёмы. Выбранная нами графическая техника линогравюра по определённым особенностям своего исполнения, отличается ограничением возможностей учащихся за счёт передачи изображения только при помощи чёрной краски и цвета бумаги. В тоже время, при отсутствии у детей определенного опыта по работе с линолеумом, для формирования навыков передачи реалистичного изображения в данной технике может потребоваться определенное время. В тоже время, позволяет сконцентрировать внимание обучающихся как на графических выразительных средствах (штрих, пятно), так и на активизации их способностей к стилизации образа, посредствам критического анализа.
Степень изученности
Основное понятие исследования «критическое мышление» было изучено в работах таких ученых, как Н.Ф. Андреев [3], Л. Большакова [13], А.В. Бутенко [15], В.Е. Гаибова [21], А. Дианов [28], С.В. Книжникова[36], С. Коттрелл [38], Р.В. Левин[43], Н.Б. Скоморовская [64], И.В. Челышева [74].
Кейс-метод был изучен такими авторами как А.В. Виневская [17], Е.Н. Красикова [41], Э.В. Наумова [45], М.А. Никитина [48], А.В. Стрелкова [68].
Различные аспекты художественного творчества в своих работах рассматривали А.В. Бакушинский [4], С.Е. Беляева [6,7], Н.П. Бесчастнов [9, 10], Л. Зорин [33], Р.В. Паранюшкин [49], Л.П. Сопроненко [65]. Исторические особенности развития художественного творчества подробно описаны в работах Р. Ерабовского [24], М.А. Дейша-Сионицкой [26], А.И. Демченко [27], Л.Е. Емохоновой [32], М.Е. Кравцовой [39], Л.А. Рапацкой [56], Р.П. Садохиного [60].
Теорию и методику преподавания изобразительного искусства в системе образования подробно изучили в своих работах Л.Л. Алексеева [2], А.В. Бакушинский [4], С.Е. Беляева [6, 7], Н.П. Бесчастнов [9, 10], Е.К. Брыкина [14], И.А. Доронина [30], С.В. Погодина [50, 51], О.И. Радомская [54], Н.Н. Ростовцев [57], Н.Е. Торлопова [70], Т.А. Ягупова [76]. Особенности приёмов стилизации были раскрыты в трудах Н.П. Бесчастнова [9,10] , М. Богданова [12], Т.А. Ягуповой [76]. Методика обучения линогравюре была рассмотрена Л.Е. Богачкиной и Б.М. Богачкиным [11].
В процессе исследования было выявлено противоречие между высоким уровнем изученности понятия «критическое мышление» в педагогике и психологии и отсутствием достаточного методического обеспечения по его развитию средствами изобразительного искусства и его отдельных направлений, таких как техника линогравюра.
На основании данной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра)». Проблема исследования: Какое методическое обеспечение, включая программу и методы, позволит развивать критическое мышление у учащихся старших классов в условиях художественной ттткольт?
Цель исследования: Разработать программу обучения линогравюре и методы, направленные на развитие критического мышления у учащихся старших классов художественной ттткольт в процессе внедрения кейс-метода.
Объектом исследования является - процесс дополнительного образования в старших классах художественной ттткольт.
Предмет исследования - развитие критического мышления у учащихся старших классов на занятиях по линогравюре в художественной школе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития критического мышления у учащихся старших классов значительно повысится, если будут:
- выявлены психолого-педагогические аспекты понятия «критическое мышления» и особенности его развития у учащихся старших классов художественной школы;
изучена историко-культурная характеристика линогравюры как графической техники;
- раскрыта сущностно-содержательная характеристика кейс-метода и особенности его применения в условиях дополнительного художественного образования;
- рассмотрены методические аспекты развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы (на примере техники линогравюра);
- разработано методическое обеспечение, включающее программу и кейсы для развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра);
- выполнена экспериментальная работа по развитию критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра)
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Выявить психолого-педагогические аспекты понятия «критическое мышление» и особенности его развития у учащихся старших классов художественной школы.
2. Изучить историко-культурные традиции линогравюры как графической техники и выявить ее педагогический потенциал для развития критического мышления.
3. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику кейс-метода и особенности его применения в условиях дополнительного художественного образования.
4. Рассмотреть методические аспекты развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы (на примере техники линогравюра).
5. Разработать методическое обеспечение, включающее программу и кейсы для развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра).
6. Провести экспериментальную работу по развитию критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра).
В основу теоретической базы исследования были положены научные труды.
Психолого-педагогические аспекты развития личности были изучены в работах А.В. Бакушинского [4], Е.К. Брыкиной [14], И.З. Гликмана [22], Е.В. Головневой [23], Н.В. Рыжовой [59], Н.И. Хромова [72]; работы по возрастным особенностям и психолого-педагогическим аспектам развития личности А.В. Бакушинского [4], Е.К. Брыкиной [14], И.З. Гликмана [22], Е.В. Головневой [23], Н.В. Рыжовой [59], Н.И. Хромова [72]; по развитию критического мышления Н.Ф. Андреева [3], Л. Большакова [13],
A. В. Бутенко [15], В.Е. Гаибова [21], А. Дианова[28], С.В. Книжниковой [36], С. Коттреллы [38], Р.В. Левина [43], Н.Б. Скоморовская [64], И.В. Челышевой [74].
В процессе проведения исследования были подробно изучены труды по общей педагогики и психологии, в которых изложена содержательная характеристика методов обучения: Б. С. Волкова [18], О.Ю. Ефремова [31], Г. Крайга [40], И.П. Подласого [52], Г.В. Сориной [66], А.П. Тряпицыной [71].
По педагогике дополнительного образования Я. А. Пономарева [53], B. Я. Суртаева [69]; по художественному воспитанию А. В. Карлосон [35], Т.С. Комарова [37], Б.М. Неменского [47].
Были рассмотрены работы по истории искусства, в которых рассматривается история графики такими авторами, как Р. Грабовский [24], М.А. Дейша-Сионицкая [26], А.И. Демченко [27], Л.Г. Емохонова [32], М.Е. Кравцова [39], Л.А. Рапацкая [56], P.EL Садохин [60].
По теории и методике преподавания изобразительного искусства в системе образования Л.Л. Алексеевой [2], А.В. Бакушинского [4], С.Е. Беляевой [6, 7],Н.П. Бесчастнова [9 Ю], Е.К. Брыкиной [14], И.А. Дорониной [30], С.В. Погодиной [50, 51], О.И. Радомской [54], Н.Н. Ростовцева [57], Н.Е. Торлоповой [70], Т.А. Ягуповой [76]; а также методика преподавания линогравюры в школе Л.Е. Богачкиной и Б.М. Богачкина [11].
Методы исследования
В процессе проведения исследования были использованы теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, учебной и учебно-методической научной литературы; эмпирические методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка, тестирование, педагогический эксперимент).
Этапы
Первый этап (сентябрь 2017 - май 2018) -в этот период была изучена литература по теме исследования, включая психолого-педагогическую литературу, труды по истории линогравюры, по методам преподавания художественных направлений и по кейс-методу.
Второй этап (июнь 2018 - январь 2019) - разработана программа по линогравюре для старших классов художественной школы и кейсы, направленные на развитие критического мышления у учащихся старших классов, подготовлено методическое сопровождение для проведения занятий, материалы тестов для эмпирического исследования.
Третий этап (февраль 2019 - май 2019) - в его рамках был проведён педагогический эксперимент, подведены его итоги, обобщены результаты и оформлены в соответствии с требованиями.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе МБУ ДО ДТТТИ им. М.А. Балакирева г. Казани. В эксперименте приняли участие две группы: контрольная, в которую вошло 15 чел., и экспериментальная в количестве 13 чел.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
выявлены и охарактеризованы этапы развития и становления линогравюры:
1. VI - XIV вв. - развитие гравюры в Китае в качестве прикладного инструмента для создания рисунков на ткани и бумаги, не выделявшегося как вид искусства.
2. XV - XVIII в. - появление гравюры на дереве, а позже и на меди в странах Западной Европы, центром развития являлась Германия.
3. Первая половина XIX в. - печатная графика приобретает широкую популярность в странах Западной Европы. Центром графического искусства становится Франция.
4. Вторая половина XIX в. - в Еермании появляется линогравюра.
5. Конец XIX - начало XX в. - линогравюра перенимает особенности исполнения из ксилографии, особую роль в данном процессе играет Япония.
6. Первая половина XX в. - линогравюра активно используется в репродукционных целях, получает популярность в России;
- теоретически обосновано, содержательно раскрыто и определено понятие критического мышления учащихся старших классов художественной школы, которое базируется на знании истории и теории изобразительного искусства, классификации его выразительных средств, владении художественными техниками и приемами, и представляет собой систему суждений, которая используется для анализа произведения искусства, содержит аргументированные выводы о гармоничном составлении всех элементов изображения и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретировать произведение, а также применять полученные результаты на практике;
- разработана программа по линогравюре, включающая методические рекомендации преподавателю, ориентированная на развитие критического мышления старших классов художественной школы, направленная на овладение графической печатной техникой, а также закрепление знаний в области композиции, выразительных средств графики, а также развития критического мышления в целом;
- разработаны кейсы для развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе знакомства с техникой линогравюра.
Теоретическая значимость состоит во вкладе в вопрос о развитие критического мышления, определяя понятие «Критическое мышление у учащихся старших классов художественной школы». Исследование обогащает педагогику дополнительного образования, способствуя решению актуальных задач по развитию личности обучающихся в процессе внедрения кейс-метода. Также, теоретической значимостью является выделение и характеристика этапов развития и становления линогравюры. Данная характеристика включает в себя шесть кратко описанных этапов. Исследование углубляет знания в области истории искусства и структурирует данные по истории развития и становления линогравюры.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа по линогравюре, направленная на развитие критического мышления старших классов художественной школы, а также кейсы могут быть применены в образовательном процессе обучающимися старшего школьного возраста и взрослых людей в учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах, где они будут способствовать эффективной организации работы с обучающимися, направленной на развитие критического мышления.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно- практических конференциях различного уровня: международных (XXXIII Международная научно-практическая конференция: «International Scientific discoveries 2018»; III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум») и внутривузовских (КФУ, Итоговая научно-образовательная конференция студентов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого 2018 г; Итоговая студенческая конференция КФУ 2019 г, секция «Современные тенденции педагогики искусства»).
Результаты исследования были отражены в публикациях:
Заудалова Д.С., Каркина С.В. Освоение приёмов стилизации средствами техники HHHorpaBK>pa//Intemational scientific discoveries 2018. XXXIII Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Олимп», 2018. - С. 196-198;
Заудалова Д.С. Историко-культурные предпосылки развития техники линогравюра // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3).
URL: https: //nauchforum. ru/archive/SNF_humanities/3 (3). дата
Заудалова Д.С. Каркина С.В. Развитие критического мышления у молодёжи средствами техники линогравюра//Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: перспективы и проблемы: материалы Международного научно-практического форума. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. - С. 403-405.
Заудалова Д.С. Развитие критического мышления учащихся средствами кейс-метода на занятиях по линогравюре // V Международный конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования: сборник тезисов / Под. ред. Г.И. Батыршиной. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2019. - С. 59-60.
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность данной проблемы обозначена в одном из основных документов нашей страны в сфере дополнительного образования Федеральной целевой программой «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р:
- расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных школ (смен);
- реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ;
- опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.
- обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;
- ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов детей и молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности;
- созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга.
Критическое мышление является метапредметным навыком, что повышает его актуальность во всех сферах жизни. При развитии его на занятиях творчеством выявляется определённая модель анализа предметов, явлений или событий, которая может быть полезна в разных сферах жизни как детей, так и взрослых. В трудах по психологии критическое мышление изучено на достаточном уровне и продолжает активно исследоваться учёными.
С точки зрения выбранного нами кейс-метода, развитие критического мышления будет наиболее интенсивным. Данная методика является актуальной и активно внедряется в образовательную деятельность на разных предметах. Кейс- метод активно развивает четыре основных умения: умение анализировать, умение делать вывод, давать оценку и интерпретировать полученные результаты. Данные умения являются основными в развитии критического мышления, что позволяет нам сделать вывод о плодотворном развитии критического мышления через работу с кейс-методом.
Педагогический потенциал различных художественных техник в рамках педагогической деятельности заключается в большом их разнообразии. В практику художественного творчества входят различные графические техники, такие как рисование углём, карандашом, эстамп, офорт. Большой популярностью пользуются техники масляной живописи, акварельной. В процессе знакомства с каждой из них ребёнок может выбрать наиболее подходящую для себя и развивать свои навыки. Помимо выбора потенциально подходящей техники педагог, обучая различным технологиям, знакомит с особенностями выполнения каждой в отдельности. Это помогает отрабатывать определённые художественные навыки и приёмы. Выбранная нами графическая техника линогравюра по определённым особенностям своего исполнения, отличается ограничением возможностей учащихся за счёт передачи изображения только при помощи чёрной краски и цвета бумаги. В тоже время, при отсутствии у детей определенного опыта по работе с линолеумом, для формирования навыков передачи реалистичного изображения в данной технике может потребоваться определенное время. В тоже время, позволяет сконцентрировать внимание обучающихся как на графических выразительных средствах (штрих, пятно), так и на активизации их способностей к стилизации образа, посредствам критического анализа.
Степень изученности
Основное понятие исследования «критическое мышление» было изучено в работах таких ученых, как Н.Ф. Андреев [3], Л. Большакова [13], А.В. Бутенко [15], В.Е. Гаибова [21], А. Дианов [28], С.В. Книжникова[36], С. Коттрелл [38], Р.В. Левин[43], Н.Б. Скоморовская [64], И.В. Челышева [74].
Кейс-метод был изучен такими авторами как А.В. Виневская [17], Е.Н. Красикова [41], Э.В. Наумова [45], М.А. Никитина [48], А.В. Стрелкова [68].
Различные аспекты художественного творчества в своих работах рассматривали А.В. Бакушинский [4], С.Е. Беляева [6,7], Н.П. Бесчастнов [9, 10], Л. Зорин [33], Р.В. Паранюшкин [49], Л.П. Сопроненко [65]. Исторические особенности развития художественного творчества подробно описаны в работах Р. Ерабовского [24], М.А. Дейша-Сионицкой [26], А.И. Демченко [27], Л.Е. Емохоновой [32], М.Е. Кравцовой [39], Л.А. Рапацкой [56], Р.П. Садохиного [60].
Теорию и методику преподавания изобразительного искусства в системе образования подробно изучили в своих работах Л.Л. Алексеева [2], А.В. Бакушинский [4], С.Е. Беляева [6, 7], Н.П. Бесчастнов [9, 10], Е.К. Брыкина [14], И.А. Доронина [30], С.В. Погодина [50, 51], О.И. Радомская [54], Н.Н. Ростовцев [57], Н.Е. Торлопова [70], Т.А. Ягупова [76]. Особенности приёмов стилизации были раскрыты в трудах Н.П. Бесчастнова [9,10] , М. Богданова [12], Т.А. Ягуповой [76]. Методика обучения линогравюре была рассмотрена Л.Е. Богачкиной и Б.М. Богачкиным [11].
В процессе исследования было выявлено противоречие между высоким уровнем изученности понятия «критическое мышление» в педагогике и психологии и отсутствием достаточного методического обеспечения по его развитию средствами изобразительного искусства и его отдельных направлений, таких как техника линогравюра.
На основании данной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра)». Проблема исследования: Какое методическое обеспечение, включая программу и методы, позволит развивать критическое мышление у учащихся старших классов в условиях художественной ттткольт?
Цель исследования: Разработать программу обучения линогравюре и методы, направленные на развитие критического мышления у учащихся старших классов художественной ттткольт в процессе внедрения кейс-метода.
Объектом исследования является - процесс дополнительного образования в старших классах художественной ттткольт.
Предмет исследования - развитие критического мышления у учащихся старших классов на занятиях по линогравюре в художественной школе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития критического мышления у учащихся старших классов значительно повысится, если будут:
- выявлены психолого-педагогические аспекты понятия «критическое мышления» и особенности его развития у учащихся старших классов художественной школы;
изучена историко-культурная характеристика линогравюры как графической техники;
- раскрыта сущностно-содержательная характеристика кейс-метода и особенности его применения в условиях дополнительного художественного образования;
- рассмотрены методические аспекты развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы (на примере техники линогравюра);
- разработано методическое обеспечение, включающее программу и кейсы для развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра);
- выполнена экспериментальная работа по развитию критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра)
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Выявить психолого-педагогические аспекты понятия «критическое мышление» и особенности его развития у учащихся старших классов художественной школы.
2. Изучить историко-культурные традиции линогравюры как графической техники и выявить ее педагогический потенциал для развития критического мышления.
3. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику кейс-метода и особенности его применения в условиях дополнительного художественного образования.
4. Рассмотреть методические аспекты развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы (на примере техники линогравюра).
5. Разработать методическое обеспечение, включающее программу и кейсы для развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра).
6. Провести экспериментальную работу по развитию критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе внедрения кейс-метода (на примере техники линогравюра).
В основу теоретической базы исследования были положены научные труды.
Психолого-педагогические аспекты развития личности были изучены в работах А.В. Бакушинского [4], Е.К. Брыкиной [14], И.З. Гликмана [22], Е.В. Головневой [23], Н.В. Рыжовой [59], Н.И. Хромова [72]; работы по возрастным особенностям и психолого-педагогическим аспектам развития личности А.В. Бакушинского [4], Е.К. Брыкиной [14], И.З. Гликмана [22], Е.В. Головневой [23], Н.В. Рыжовой [59], Н.И. Хромова [72]; по развитию критического мышления Н.Ф. Андреева [3], Л. Большакова [13],
A. В. Бутенко [15], В.Е. Гаибова [21], А. Дианова[28], С.В. Книжниковой [36], С. Коттреллы [38], Р.В. Левина [43], Н.Б. Скоморовская [64], И.В. Челышевой [74].
В процессе проведения исследования были подробно изучены труды по общей педагогики и психологии, в которых изложена содержательная характеристика методов обучения: Б. С. Волкова [18], О.Ю. Ефремова [31], Г. Крайга [40], И.П. Подласого [52], Г.В. Сориной [66], А.П. Тряпицыной [71].
По педагогике дополнительного образования Я. А. Пономарева [53], B. Я. Суртаева [69]; по художественному воспитанию А. В. Карлосон [35], Т.С. Комарова [37], Б.М. Неменского [47].
Были рассмотрены работы по истории искусства, в которых рассматривается история графики такими авторами, как Р. Грабовский [24], М.А. Дейша-Сионицкая [26], А.И. Демченко [27], Л.Г. Емохонова [32], М.Е. Кравцова [39], Л.А. Рапацкая [56], P.EL Садохин [60].
По теории и методике преподавания изобразительного искусства в системе образования Л.Л. Алексеевой [2], А.В. Бакушинского [4], С.Е. Беляевой [6, 7],Н.П. Бесчастнова [9 Ю], Е.К. Брыкиной [14], И.А. Дорониной [30], С.В. Погодиной [50, 51], О.И. Радомской [54], Н.Н. Ростовцева [57], Н.Е. Торлоповой [70], Т.А. Ягуповой [76]; а также методика преподавания линогравюры в школе Л.Е. Богачкиной и Б.М. Богачкина [11].
Методы исследования
В процессе проведения исследования были использованы теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, учебной и учебно-методической научной литературы; эмпирические методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка, тестирование, педагогический эксперимент).
Этапы
Первый этап (сентябрь 2017 - май 2018) -в этот период была изучена литература по теме исследования, включая психолого-педагогическую литературу, труды по истории линогравюры, по методам преподавания художественных направлений и по кейс-методу.
Второй этап (июнь 2018 - январь 2019) - разработана программа по линогравюре для старших классов художественной школы и кейсы, направленные на развитие критического мышления у учащихся старших классов, подготовлено методическое сопровождение для проведения занятий, материалы тестов для эмпирического исследования.
Третий этап (февраль 2019 - май 2019) - в его рамках был проведён педагогический эксперимент, подведены его итоги, обобщены результаты и оформлены в соответствии с требованиями.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе МБУ ДО ДТТТИ им. М.А. Балакирева г. Казани. В эксперименте приняли участие две группы: контрольная, в которую вошло 15 чел., и экспериментальная в количестве 13 чел.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
выявлены и охарактеризованы этапы развития и становления линогравюры:
1. VI - XIV вв. - развитие гравюры в Китае в качестве прикладного инструмента для создания рисунков на ткани и бумаги, не выделявшегося как вид искусства.
2. XV - XVIII в. - появление гравюры на дереве, а позже и на меди в странах Западной Европы, центром развития являлась Германия.
3. Первая половина XIX в. - печатная графика приобретает широкую популярность в странах Западной Европы. Центром графического искусства становится Франция.
4. Вторая половина XIX в. - в Еермании появляется линогравюра.
5. Конец XIX - начало XX в. - линогравюра перенимает особенности исполнения из ксилографии, особую роль в данном процессе играет Япония.
6. Первая половина XX в. - линогравюра активно используется в репродукционных целях, получает популярность в России;
- теоретически обосновано, содержательно раскрыто и определено понятие критического мышления учащихся старших классов художественной школы, которое базируется на знании истории и теории изобразительного искусства, классификации его выразительных средств, владении художественными техниками и приемами, и представляет собой систему суждений, которая используется для анализа произведения искусства, содержит аргументированные выводы о гармоничном составлении всех элементов изображения и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретировать произведение, а также применять полученные результаты на практике;
- разработана программа по линогравюре, включающая методические рекомендации преподавателю, ориентированная на развитие критического мышления старших классов художественной школы, направленная на овладение графической печатной техникой, а также закрепление знаний в области композиции, выразительных средств графики, а также развития критического мышления в целом;
- разработаны кейсы для развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы в процессе знакомства с техникой линогравюра.
Теоретическая значимость состоит во вкладе в вопрос о развитие критического мышления, определяя понятие «Критическое мышление у учащихся старших классов художественной школы». Исследование обогащает педагогику дополнительного образования, способствуя решению актуальных задач по развитию личности обучающихся в процессе внедрения кейс-метода. Также, теоретической значимостью является выделение и характеристика этапов развития и становления линогравюры. Данная характеристика включает в себя шесть кратко описанных этапов. Исследование углубляет знания в области истории искусства и структурирует данные по истории развития и становления линогравюры.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа по линогравюре, направленная на развитие критического мышления старших классов художественной школы, а также кейсы могут быть применены в образовательном процессе обучающимися старшего школьного возраста и взрослых людей в учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах, где они будут способствовать эффективной организации работы с обучающимися, направленной на развитие критического мышления.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно- практических конференциях различного уровня: международных (XXXIII Международная научно-практическая конференция: «International Scientific discoveries 2018»; III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум») и внутривузовских (КФУ, Итоговая научно-образовательная конференция студентов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого 2018 г; Итоговая студенческая конференция КФУ 2019 г, секция «Современные тенденции педагогики искусства»).
Результаты исследования были отражены в публикациях:
Заудалова Д.С., Каркина С.В. Освоение приёмов стилизации средствами техники HHHorpaBK>pa//Intemational scientific discoveries 2018. XXXIII Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Олимп», 2018. - С. 196-198;
Заудалова Д.С. Историко-культурные предпосылки развития техники линогравюра // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3).
URL: https: //nauchforum. ru/archive/SNF_humanities/3 (3). дата
Заудалова Д.С. Каркина С.В. Развитие критического мышления у молодёжи средствами техники линогравюра//Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: перспективы и проблемы: материалы Международного научно-практического форума. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. - С. 403-405.
Заудалова Д.С. Развитие критического мышления учащихся средствами кейс-метода на занятиях по линогравюре // V Международный конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования: сборник тезисов / Под. ред. Г.И. Батыршиной. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2019. - С. 59-60.
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
1. В процессе исследования нами было составлено авторское определение основного понятия, согласно которому «критическое мышление учащихся старших классов художественной школы базируется на знании истории и теории изобразительного искусства, классификации его выразительных средств, владении художественными техниками и приемами, и представляет собой систему суждений, которая используется для анализа произведения искусства, содержит аргументированные выводы о гармоничном составлении всех элементов изображения и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретировать произведение, а также применять полученные результаты на практике».
2. В ходе исследования историко-культурной характеристики линогравюры как графической техники, нами были выявлены исторические этапы развития и становления линогравюры:
1. VI - XIV вв. - развитие гравюры в Китае в качестве прикладного инструмента для создания рисунков на ткани и бумаги, не выделявшегося как вид искусства.
2. XV - XVIII в. - появление гравюры на дереве, а позже и на меди в странах Западной Европы, центром развития являлась Германия.
3. Первая половина XIX в. - печатная графика приобретает широкую популярность в странах Западной Европы. Центром графического искусства становится Франция.
4. Вторая половина XIX в. - в Германии появляется линогравюра.
5. Конец XIX - начало XX в. - линогравюра перенимает особенности исполнения из ксилографии, особую роль в данном процессе играет Япония.
6. Первая половина XX в. - линогравюра активно используется в репродукционных целях, получает популярность в России.
3. Нами были разработаны методические рекомендации, направленные на оптимизацию работы педагога в процессе разработки этапов занятия по линогравюре, которые будут направлены на развитие критического мышления:
1) накопление и анализ информации;
2) изучение аналогов;
3) поиск идей;
4) составление эскизов;
5) выполнение изображения в технике линогравюра.
Каждый из этапов подчиняется определённой цели, для достижения которой в методических рекомендациях расписаны действия со стороны учителя. При соблюдении данных этапов педагогом, учащиеся смогут качественнее освоить теорию и практику линогравюры.
4. Составлена авторская программа по развитию критического мышления у учащихся старших классов художественной школы при изучении техники линогравюра с методическим обеспечением в виде 9 учебных кейсов:
1) Иллюстрация - вид искусства
2) Композиция в иллюстрации
3) Как работать с композицией
4) Графические выразительные средства
5) Что такое стилизация
6) Стилизация с помощью графических выразительных средств
7) Знакомство с линогравюрой
8) Эскиз для линогравюры
9) Иллюстрация в технике линогравюра
Разработанная программа направлена на активизацию взаимодействия двух критериев, позволяющих повысить эффективность развития критического мышления в процессе практического и теоретического знакомства с техникой линогравюра.
5. Проведена экспериментальная работа с учащимися старших классов МБУДО ДТТТИ им. М.А. Балакирева. Результаты эксперимента показали, что показатели уровня критического мышления учащихся в экспериментальной группе по каждому из исследуемых компонентов (когнитивному и деятельносному) стали значительно выше. Динамика результатов в контрольной группе была не настолько значительна. Нами был сделан вывод об эффективности программы по линогравюре, включающей в себя комплект кейсов и методические рекомендации. Данная разработка является эффективным инструментом для развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы.
2. В ходе исследования историко-культурной характеристики линогравюры как графической техники, нами были выявлены исторические этапы развития и становления линогравюры:
1. VI - XIV вв. - развитие гравюры в Китае в качестве прикладного инструмента для создания рисунков на ткани и бумаги, не выделявшегося как вид искусства.
2. XV - XVIII в. - появление гравюры на дереве, а позже и на меди в странах Западной Европы, центром развития являлась Германия.
3. Первая половина XIX в. - печатная графика приобретает широкую популярность в странах Западной Европы. Центром графического искусства становится Франция.
4. Вторая половина XIX в. - в Германии появляется линогравюра.
5. Конец XIX - начало XX в. - линогравюра перенимает особенности исполнения из ксилографии, особую роль в данном процессе играет Япония.
6. Первая половина XX в. - линогравюра активно используется в репродукционных целях, получает популярность в России.
3. Нами были разработаны методические рекомендации, направленные на оптимизацию работы педагога в процессе разработки этапов занятия по линогравюре, которые будут направлены на развитие критического мышления:
1) накопление и анализ информации;
2) изучение аналогов;
3) поиск идей;
4) составление эскизов;
5) выполнение изображения в технике линогравюра.
Каждый из этапов подчиняется определённой цели, для достижения которой в методических рекомендациях расписаны действия со стороны учителя. При соблюдении данных этапов педагогом, учащиеся смогут качественнее освоить теорию и практику линогравюры.
4. Составлена авторская программа по развитию критического мышления у учащихся старших классов художественной школы при изучении техники линогравюра с методическим обеспечением в виде 9 учебных кейсов:
1) Иллюстрация - вид искусства
2) Композиция в иллюстрации
3) Как работать с композицией
4) Графические выразительные средства
5) Что такое стилизация
6) Стилизация с помощью графических выразительных средств
7) Знакомство с линогравюрой
8) Эскиз для линогравюры
9) Иллюстрация в технике линогравюра
Разработанная программа направлена на активизацию взаимодействия двух критериев, позволяющих повысить эффективность развития критического мышления в процессе практического и теоретического знакомства с техникой линогравюра.
5. Проведена экспериментальная работа с учащимися старших классов МБУДО ДТТТИ им. М.А. Балакирева. Результаты эксперимента показали, что показатели уровня критического мышления учащихся в экспериментальной группе по каждому из исследуемых компонентов (когнитивному и деятельносному) стали значительно выше. Динамика результатов в контрольной группе была не настолько значительна. Нами был сделан вывод об эффективности программы по линогравюре, включающей в себя комплект кейсов и методические рекомендации. Данная разработка является эффективным инструментом для развития критического мышления у учащихся старших классов художественной школы.



