Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Социальное становление подростков в условиях школы- интерната и специальных учреждениях закрытого типа
1.1 Проявление агрессии у подростков с нарушением мотивационно-смысловой сферы 7
1.2 Этапы социального становления в условиях школы-интерната и
специальных учреждениях закрытого типа 12
1.3. Причины и последствия агрессивного состояния подростков 20
ГЛАВА 2. Теоретические исследования по проблеме формирования мотивационно-смысловой сферы подростков с девиантным поведением
2.1. Структура мотивационно-смысловой сферы 33
2.2. Анализ проблемы формирования мотивационно-смысловой сферы в
подростковом возрасте 40
ГЛАВА 3. Опыт по реализации социального становления подростков посредством психолого-педагогической поддержки
3.1. Методы коррекции мотивационно-смысловой сферы и агрессивного
поведения подростков в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа 45
3.2. Организация работы по коррекции мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций в школах-интернатах и специальных учреждениях закрытого типа 59
3.3. Структура психолого-педагогической поддержки подростков в
условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. Социальное становление подростков в условиях школы- интерната и специальных учреждениях закрытого типа
1.1 Проявление агрессии у подростков с нарушением мотивационно-смысловой сферы 7
1.2 Этапы социального становления в условиях школы-интерната и
специальных учреждениях закрытого типа 12
1.3. Причины и последствия агрессивного состояния подростков 20
ГЛАВА 2. Теоретические исследования по проблеме формирования мотивационно-смысловой сферы подростков с девиантным поведением
2.1. Структура мотивационно-смысловой сферы 33
2.2. Анализ проблемы формирования мотивационно-смысловой сферы в
подростковом возрасте 40
ГЛАВА 3. Опыт по реализации социального становления подростков посредством психолого-педагогической поддержки
3.1. Методы коррекции мотивационно-смысловой сферы и агрессивного
поведения подростков в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа 45
3.2. Организация работы по коррекции мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций в школах-интернатах и специальных учреждениях закрытого типа 59
3.3. Структура психолого-педагогической поддержки подростков в
условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме. Подростковый период - это период становления взрослости, период кризисный. Его протекание зависит от многих условий. У подростков формируются новые жизненные ценности, новый уровень самосознания, меняются социальные и личностные установки, возникают главные, подчиняющие себе все остальные, потребности, а также формируется мотивационно-смысловая сфера личности. В данный период переосмысливается набранный опыт, на основе которого вырабатывается жизненная позиция.
Можно выделить две сферы общения, которые характерны для подростка:общение с взрослыми и общение со сверстниками. Конечно же, каждая из них занимает определенное место в становлении Я, и каждая их них играет разные роли. Но, приоритетность каждой из сфер общения меняется вместе с взрослением ребенка. Несомненно, важным для здорового протекания кризиса, для психологического благополучия и формирования зрелой личности прежде всего является проживание вместе с семьей и общение с ней. В случае, когда ребенок постоянно находится с родителями, подростковый кризис начинается вовремя и протекает относительно спокойно.
Когда подросток оказывается вдали от семьи, вне зависимости, по какой причине, а также вне зависимости наличия трудной жизненной ситуации в семье, можно предполагать о наличии угрозы психологическому благополучию и замедлении нормального развития зрелости.
Подростковый возраст сам по себе оказывается усилителем для возникновения и проявления агрессии в силу психологических и физиологических изменений, а для подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа, возрастные трудности дополняются острой психической травмой, связанной с отдаленностью от семьи.
Объект исследования- мотивационно-смысловая сфера и агрессивная реакция у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Предмет исследования - методы коррекции мотивационно-смысловой сферы и агрессивного поведения подростков
Целью данной работы является рассмотрение и изучение методов психологической и педагогической коррекции мотивационно-смысловой сферы и агрессивного поведения подростков
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы социального становления подростков в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа и также ознакомиться с причинами и последствиями проявления агрессивного поведения.
2. проанализировать соотношение понятий мотив и смысл, и рассмотреть проблемы формирования мотивационно-смысловой сферы в подростковом возрасте
3. Изучить эффективность коррекционных программ для устранения агрессивного поведения и для развития мотивационно-смысловой сферы личности подростка
Источниковая база исследования представлена обширным корпусом источников разного направления, поэтому рациональней будет разбить их на блоки.
В первом блоке рассматриваются источники касательно темы агрессивной личности подростка, воспитывающегося в условиях школы- интерната и специальных учреждениях закрытого типа. Изучением проблем агрессивного поведения подростков в условиях интерната занимались: Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Е. В. Гребенкин, Е. В. Змановская, Е. В. Николаева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова и ряд других. Исследования авторов позволяют утверждать, что в настоящий момент агрессивное поведение подростков в условиях школы -интерната требует детального изучения.
Во втором блоке рассматриваются источники касательно мотивационно-смысловой сферы: в отечественной науке, проблемы мотивов изучаются большим количеством психологических школ и направлений. Многие из них основываются на общем методологическом подходе, который называется деятельностным. Автором данного подхода является известный советский психолог А.Н. Леонтьев.
Традиционно область исследования мотивации носит относительно самостоятельный характер и прямо не связана с проблематикой смысла. К ряду подобного рода работ могут быть отнесены монографии В.Г. Асеева, Дж. Аткинсона, В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, К. Мадсена, А. Маслоу, B.C. Мерлина, П.В. Симонова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаева, X. Хекхаузена, П.М. Якобсона.
А изучением субъективной стороны личности и смысловым образованием занимались: В.Г. Асеев, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский.
Рассмотрению особенностей мотивационно-смысловой сферы личности посвящены работы таких авторов как: А.Г. Асмолов, Е.Н. Баканов, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Ю.М. Забродин, Т.В. Корнилова, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Дж. Ньюттен, К. Обуховский, С.Л. Рубинштейн,С.Д. Смирнов.
Исследовались сайты специализированных образовательных организаций: Государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа «Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н.А.Галлямова» (URL: https://edu.tatar.ru/moskow/page793527.htm): Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Раифское
Отдельно стоит выделить «Программу декриминализации подростковый среды в РФ» составленную Благотворительным фондом ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением, делинквентным и иными формами отклоняющегося поведения «ШАНС» в городе Москве, в 2017 году.
Практическая значимость исследования заключается в составление наиболее эффективных мер для выявления и устранения агрессивного поведения и для развития мотивационно-смысловой сферы подростков, воспитывающихся в условиях школы- интерната и специальных учреждениях закрытого типа.
Материалы проведённого исследования могут быть использованы в качестве основы для внедрения выявленных мер в образовательные организации, в социальные службы, в работу с семьей подростка и с его окружением в целом.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, параграфов и заключения.
Можно выделить две сферы общения, которые характерны для подростка:общение с взрослыми и общение со сверстниками. Конечно же, каждая из них занимает определенное место в становлении Я, и каждая их них играет разные роли. Но, приоритетность каждой из сфер общения меняется вместе с взрослением ребенка. Несомненно, важным для здорового протекания кризиса, для психологического благополучия и формирования зрелой личности прежде всего является проживание вместе с семьей и общение с ней. В случае, когда ребенок постоянно находится с родителями, подростковый кризис начинается вовремя и протекает относительно спокойно.
Когда подросток оказывается вдали от семьи, вне зависимости, по какой причине, а также вне зависимости наличия трудной жизненной ситуации в семье, можно предполагать о наличии угрозы психологическому благополучию и замедлении нормального развития зрелости.
Подростковый возраст сам по себе оказывается усилителем для возникновения и проявления агрессии в силу психологических и физиологических изменений, а для подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа, возрастные трудности дополняются острой психической травмой, связанной с отдаленностью от семьи.
Объект исследования- мотивационно-смысловая сфера и агрессивная реакция у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Предмет исследования - методы коррекции мотивационно-смысловой сферы и агрессивного поведения подростков
Целью данной работы является рассмотрение и изучение методов психологической и педагогической коррекции мотивационно-смысловой сферы и агрессивного поведения подростков
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы социального становления подростков в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа и также ознакомиться с причинами и последствиями проявления агрессивного поведения.
2. проанализировать соотношение понятий мотив и смысл, и рассмотреть проблемы формирования мотивационно-смысловой сферы в подростковом возрасте
3. Изучить эффективность коррекционных программ для устранения агрессивного поведения и для развития мотивационно-смысловой сферы личности подростка
Источниковая база исследования представлена обширным корпусом источников разного направления, поэтому рациональней будет разбить их на блоки.
В первом блоке рассматриваются источники касательно темы агрессивной личности подростка, воспитывающегося в условиях школы- интерната и специальных учреждениях закрытого типа. Изучением проблем агрессивного поведения подростков в условиях интерната занимались: Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Е. В. Гребенкин, Е. В. Змановская, Е. В. Николаева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова и ряд других. Исследования авторов позволяют утверждать, что в настоящий момент агрессивное поведение подростков в условиях школы -интерната требует детального изучения.
Во втором блоке рассматриваются источники касательно мотивационно-смысловой сферы: в отечественной науке, проблемы мотивов изучаются большим количеством психологических школ и направлений. Многие из них основываются на общем методологическом подходе, который называется деятельностным. Автором данного подхода является известный советский психолог А.Н. Леонтьев.
Традиционно область исследования мотивации носит относительно самостоятельный характер и прямо не связана с проблематикой смысла. К ряду подобного рода работ могут быть отнесены монографии В.Г. Асеева, Дж. Аткинсона, В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, К. Мадсена, А. Маслоу, B.C. Мерлина, П.В. Симонова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаева, X. Хекхаузена, П.М. Якобсона.
А изучением субъективной стороны личности и смысловым образованием занимались: В.Г. Асеев, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский.
Рассмотрению особенностей мотивационно-смысловой сферы личности посвящены работы таких авторов как: А.Г. Асмолов, Е.Н. Баканов, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Ю.М. Забродин, Т.В. Корнилова, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Дж. Ньюттен, К. Обуховский, С.Л. Рубинштейн,С.Д. Смирнов.
Исследовались сайты специализированных образовательных организаций: Государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа «Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н.А.Галлямова» (URL: https://edu.tatar.ru/moskow/page793527.htm): Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Раифское
Отдельно стоит выделить «Программу декриминализации подростковый среды в РФ» составленную Благотворительным фондом ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением, делинквентным и иными формами отклоняющегося поведения «ШАНС» в городе Москве, в 2017 году.
Практическая значимость исследования заключается в составление наиболее эффективных мер для выявления и устранения агрессивного поведения и для развития мотивационно-смысловой сферы подростков, воспитывающихся в условиях школы- интерната и специальных учреждениях закрытого типа.
Материалы проведённого исследования могут быть использованы в качестве основы для внедрения выявленных мер в образовательные организации, в социальные службы, в работу с семьей подростка и с его окружением в целом.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, параграфов и заключения.
В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы: Во-первых, у подростков гораздо меньше возможностей справиться с трудными ситуациями, чем у взрослых, что определяется их высокой социальной зависимостью (отсутствие социального статуса, материальной и финансовой самостоятельности) и их психологическими особенностями:
недостаточное развитие мотивационной сферы, отсутствие устойчивой системы внутренних ценностей, малый репертуар конструктивных программ поведения в конфликтных ситуациях. Будучи неспособными конструктивно разрешить трудную ситуацию, подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Агрессия является результатом неадекватной оценки ситуации, а именно затруднение установления причинно-следственных связей, приводят к проблемам принятия решения, особенно в эмоционально значимых ситуациях. В силу этого целый ряд объективно сложных ситуаций остается для подростка непонятными, а потом угрожающим, и вызывает защитную реакцию в форме агрессивного поведения, с разрушением мотивационно-смысловой сферы.
Во-вторых, мотивация подростков очень тесно связана с их актуальной жизнедеятельностью, у подростков, находящихся в условиях школы-интерната, когнитивная модель будущего отражает стремление блокировать насущные потребности и уязвимость таких потребностей, как: привязанность, понимание, любовь, что приводит к формированию специфической мотивационно-смысловой сферы, присущей подросткам, воспитывающимся в школах- интернатах и специальных учреждениях закрытого типа.
В тот момент как у детей из благополучных семей начинает формироваться мотивация на развитие, самореализацию, автономность, на поиски себя в профессиональной деятельности.
Во-третьих, так как подростки, которые учатся в школах-интернатах и специальных учреждениях закрытого типа, это в основном дети из многодетных семей, порой неблагополучных, которые не могут в силу некоторых обстоятельств находиться дома. Поэтому у многих подростков отсутствует культура поведения, культура общения, культура внешнего вида. Часть подростков не умеют взаимодействовать друг с другом, у них отсутствуют навыки самоконтроля, саморегуляции.
Психическое и личностное развитие подростков, обучающихся в школах- интернатах и специальных учреждениях закрытого типа носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, защищающаяся от внешнего мира, а не взаимодействующей с ним. Именно эти причины являются следствием проблем с формированием мотивационно-смысловой сферы.
В-четвертых, методы коррекции мотивационно-смысловой сферы должны включать в себя коррекцию через формирование доверия к миру, посредством социального становления в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа.
И в пятых, для коррекции агрессивного поведения и развития мотивационно-смысловой сферы необходима тщательная работа не только в семье подростка, но и работа в школе, с преподавательским составом, и психологической службой, важную роль также играет и общение со сверстниками, но хотелось бы еще отметить необходимость создания в РФ отдельную государственную специализированную службу при Минюсте РФ, либо самостоятельную, по работе детьми и подростками с девиантным и противоправным поведением со специально подготовленным штатом сотрудников, специалистов, психотерапевтов, обученных и подготовленных к работе с такими подростками.
Таким образом, в современном обществе назрела необходимость создания специализированных служб и подготовки специалистов, учебных обучающих программ для специалистов, работающих несовершеннолетними с девиантным и противоправным поведением для эффективной профилактической и реабилитационной работы с использованием психотерапии при ресоциализации детей и подростков с девиантным и противоправным (делинквентным) поведением в рамках государственной программы декриминализации подростковой среды, так как на сегодняшний момент специалисты КДН и ЗП, социальных и образовательных учреждений не имеют специализированной профессиональной подготовки по работе с детьми с девиантным и противоправным поведением, не имеют необходимых знаний в области судебной детской и подростковой психотерапии, психиатрии, психопатологии развития детей и подростков.
Создание данной службы необходимо для непрерывного, индивидуального сопровождения и работы с несовершеннолетним, начиная от первичного, раннего совершения правонарушения и первичной постановки на учет в КДН и ЗП, или с момента привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности и в постпенитенциарный период, для профилактики правонарушений, уменьшения рецидивов повторных правонарушений и оказания психотерапевтической, социально-педагогической помощи и иных видов помощи для реабилитации и успешной реинтеграции несовершеннолетних с девиантным и противоправным поведением в общество.
недостаточное развитие мотивационной сферы, отсутствие устойчивой системы внутренних ценностей, малый репертуар конструктивных программ поведения в конфликтных ситуациях. Будучи неспособными конструктивно разрешить трудную ситуацию, подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Агрессия является результатом неадекватной оценки ситуации, а именно затруднение установления причинно-следственных связей, приводят к проблемам принятия решения, особенно в эмоционально значимых ситуациях. В силу этого целый ряд объективно сложных ситуаций остается для подростка непонятными, а потом угрожающим, и вызывает защитную реакцию в форме агрессивного поведения, с разрушением мотивационно-смысловой сферы.
Во-вторых, мотивация подростков очень тесно связана с их актуальной жизнедеятельностью, у подростков, находящихся в условиях школы-интерната, когнитивная модель будущего отражает стремление блокировать насущные потребности и уязвимость таких потребностей, как: привязанность, понимание, любовь, что приводит к формированию специфической мотивационно-смысловой сферы, присущей подросткам, воспитывающимся в школах- интернатах и специальных учреждениях закрытого типа.
В тот момент как у детей из благополучных семей начинает формироваться мотивация на развитие, самореализацию, автономность, на поиски себя в профессиональной деятельности.
Во-третьих, так как подростки, которые учатся в школах-интернатах и специальных учреждениях закрытого типа, это в основном дети из многодетных семей, порой неблагополучных, которые не могут в силу некоторых обстоятельств находиться дома. Поэтому у многих подростков отсутствует культура поведения, культура общения, культура внешнего вида. Часть подростков не умеют взаимодействовать друг с другом, у них отсутствуют навыки самоконтроля, саморегуляции.
Психическое и личностное развитие подростков, обучающихся в школах- интернатах и специальных учреждениях закрытого типа носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, защищающаяся от внешнего мира, а не взаимодействующей с ним. Именно эти причины являются следствием проблем с формированием мотивационно-смысловой сферы.
В-четвертых, методы коррекции мотивационно-смысловой сферы должны включать в себя коррекцию через формирование доверия к миру, посредством социального становления в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа.
И в пятых, для коррекции агрессивного поведения и развития мотивационно-смысловой сферы необходима тщательная работа не только в семье подростка, но и работа в школе, с преподавательским составом, и психологической службой, важную роль также играет и общение со сверстниками, но хотелось бы еще отметить необходимость создания в РФ отдельную государственную специализированную службу при Минюсте РФ, либо самостоятельную, по работе детьми и подростками с девиантным и противоправным поведением со специально подготовленным штатом сотрудников, специалистов, психотерапевтов, обученных и подготовленных к работе с такими подростками.
Таким образом, в современном обществе назрела необходимость создания специализированных служб и подготовки специалистов, учебных обучающих программ для специалистов, работающих несовершеннолетними с девиантным и противоправным поведением для эффективной профилактической и реабилитационной работы с использованием психотерапии при ресоциализации детей и подростков с девиантным и противоправным (делинквентным) поведением в рамках государственной программы декриминализации подростковой среды, так как на сегодняшний момент специалисты КДН и ЗП, социальных и образовательных учреждений не имеют специализированной профессиональной подготовки по работе с детьми с девиантным и противоправным поведением, не имеют необходимых знаний в области судебной детской и подростковой психотерапии, психиатрии, психопатологии развития детей и подростков.
Создание данной службы необходимо для непрерывного, индивидуального сопровождения и работы с несовершеннолетним, начиная от первичного, раннего совершения правонарушения и первичной постановки на учет в КДН и ЗП, или с момента привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности и в постпенитенциарный период, для профилактики правонарушений, уменьшения рецидивов повторных правонарушений и оказания психотерапевтической, социально-педагогической помощи и иных видов помощи для реабилитации и успешной реинтеграции несовершеннолетних с девиантным и противоправным поведением в общество.



