Глава 1. Война в Сирии: предыстория и причины 10
1.1. Сирийский кризис: предыстория и развитие конфликта 10
1.2. Геополитические причины сирийской войны 15
Глава 2. Роль России в Сирии на современном этапе 23
2.1. Участие России в сирийском кризисе и перелом в ходе войны 23
2.2 Процесс мирного урегулирования 32
Заключение
Список использованных источников и литературы
Таким образом, изучив эволюцию и динамику сирийского конфликта, можно выделить об её сложности и вовлеченности многих сторон. Каждая сторон а старается увеличить свою роль и влияние в этой стране. Неудивительно, что Саудовская Аравия вновь попыталась возродить свою роль в Сирии и собрала всю сирийскую оппозицию в Эр-Рияде в сроки, совпадающие с саммитом в Астане. Есть четкое сообщение из диалога в Эр -Рияде о том, что Саудовская Аравия готова пойти на российские планы, если о его заботах заботятся. В качестве ключевых лидеров сирийской оппозиции Эр-Рияд Хиджаб и другие объявил о своей отставке в преддверии Эр-Риядского диалога, глава МИД РФ Сергея Лаврова был первым, кто приветствовал объявление, назвав этот шаг «отступлением радикально». Оппозиционные деятели играют главную роль ».
Министр иностранных дел России сказал, что Россия «поддержит усилия, предпринимаемые Саудовской Аравией в этом отношении». XXVII Российская дипломатия как таковая пытается привлечь все больше и больше суннитских держав к окончательному исходу, оказывает давление на Иран убедить ополченцев пойти на политический процесс. Ноябрьские переговоры между Россией, Ираном и Турцией дали надежду на консенсус среди всех конфликтующих сторон. Это потому, что он достиг консенсуса по политическим и социально- экономические аспекты Сирии, включая проведение свободных и справедливых выборов, создание Сирийского национального конгресса, мир и стабильность в Сирии, как предусмотрено резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН, ликвидация терроризма и возвращение беженцев. Важно стремиться к разрешению конфликта в Сирии. Стоимость восстановления будет огромным, и это потребует международного сотрудничества и поддержки каждого акционера.
Как наиболее противоречивые вопросы в нынешних международных отношениях России - участие в сирийской гражданской войне является важным примером для изучения вопросов международных отношений и международной безопасности. Предполагается что, основываясь на двусторонних и многосторонних вопросах, представляющих интерес, координация ответных действий на участие в сирийской войне является почти неизбежным последствием для России в плане сохранения своих интересов в экономических, военных и стратегических отношениях в регионе. Кроме того, это жизненно важный вопрос для России, чтобы сохранить свое господство в многопластовом мире и обуздать своих конкурентов, а также своих исторических противников.
В интересах Россия стремление расширить свою линию безопасности за пределами своих границ в Средиземноморье, особенно после противостояния с западными державами на Украине.
Проблема в Сирии сложнее, чем кажется. Это не просто гражданская война, а сектантская. Кроме того, в нем присутствует фактор терроризма, а также вмешательство иностранных держав на основе интересов. На фоне всего
этого исчезает желание заключить мир. С несколькими противоборству ющими фракциями выиграть диалог становится все труднее. Иран, безусловно, поддерживает правительство меньшинства шиитов во главе с Асадом, в то время как Россия хочет, чтобы там было его любимое правительство. Точно так же Турция теперь объединилась с Россией, Ираном и режимом Асада из -за двух страхов: один - сирийские курды, претендующие на территориальную долю в Турции, а другой - растущий разрыв с США. С другой стороны, американцы не хотят сдаваться так просто. Видя российское присутствие там, администрация Трампа снова вмешалась в Сирию. Он хочет Асада любой ценой. Короче говоря, конфликтующие интересы создали серьезный тупик. Международное сообщество не сможет принести мир здесь, если все вышеупомянутые заинтересованные стороны не встретятся на одной странице.
Сирийский конфликт в результате вмешательства внешних игроков перерос в полноценный кризис. Также в ходе эскалации конфликта на территории Сирии и Ирака сформировалась серьезная международная угроза - квазигосударство ДАИШ, бросающее вызов всей системе международной безопасности в целом и различным игрокам на мировой арене, в частности. Российский и американский подходы к урегулированию кризиса по мере развития событий эволюционировали от позиций наблюдения со стороны и косвенного участия в виде помощи противоборствующим сторонам до практически полноценного вмешательства. И Москва, и Вашингтон заинтересованы в стабилизации сирийского кризиса и борьбе с международным терроризмом, что и прослеживается из развития российского и американского подходов.
Являясь глобальными факторами, Россия стремится к продвижению своих национальных интересов в стратегических регионах мира. На данный момент РФ выступает в роли медиаторов в сирийском конфликте, но, безусловно, обе мировые державы стремятся к урегулированию кризиса с учетом собственных интересов. Для реализации своих целей, к которым относятся расширение влияния в регионе, укрепление позиций на мировой арене, борьба с международным терроризмом и поддержка региональных союзников, российская сторона использует различные механизмы воздействия. К таким механизмам относятся не только военные операции на территории Сирийской Арабской Республики, направленные на борьбу с экстремистскими группировками, но и взаимодействие с региональными союзниками. Так российская сторона выстроила линию взаимодействия с Турцией и Ираном, а американская - с Саудовской Аравией и Катаром. Для обоих глобальных игроков сирийский кризис также является и возможностью для расширения собственного участия в ближневосточных политических процессах в случае реализации российского или американского сценариев урегулирования, однако для этого требуется стабилизация обстановки в Сирии, на что и направлены внешнеполитические усилия России.
Также в ходе развития сирийского кризиса сформировались определенные международные вызовы и угрозы, на которые России пришлось отвечать. Так РФ удалось проявить высокоэффективную деятельность по вопросам ликвидации сирийского химического оружия. Однако полноценного сотрудничества по борьбе с международным терроризмом достичь пока не удалось - международная коалиция, направленная на борьбу с ИГ, и российские ВС, преследующие ту же цель, действуют раздельно.
Тем не менее российская сторона в контексте сирийского кризиса существовала и вопросе мирного урегулирования: совместными российско-американскими усилиями в ходе конфликта несколько раз устанавливался режим прекращения огня. Усилия, направленные на стабилизацию кризиса, предпринятые обеими сторонами, ярко выражены в значительном объеме дипломатической работы, выполненной в контексте диалога Лавров -Керри. Таким образом, Россия продемонстрировала готовность и способность к сотрудничеству, однако широкие расхождения во мнениях политических элит РФ препятствует полноценной кооперации.
Итак, Россия сыграла решающую роль в предотвращении эскалации в Сирии. Она попыталась убедить некоторые оппозиционные группы участвовать в Женевском процессе. Таким образом, переговоры были спасены от провала. Практика выделения зон деэскалации, которую Россия предложила на переговорах в Астане, оказалась наиболее действенным механизмом снижения напряжённости в различных зонах конфликта. Трудно сказать, будет ли сопутствовать ей удача и в дальнейшем, но именно этот механизм имеет все шансы на успех.
Россия всегда была важным участником событий, но несколько лет назад её роль в Сирии стала определяющей.
Время покажет, возможен ли между США и Россией широкий диалог о политическом будущем Сирии после ДАИШ и о том, как подвести самих сирийцев к действительному национальному примирению на базе разумных компромиссов. Формула «ни победителей - ни побеждённых» более всего соответствует арабским историческим традициям и менталитету.
В 2018 году роль России в Сирии, скорее всего, возрастёт - прежде всего потому, что большая часть ДАИШ обезврежена и процесс перехода к демократии может набрать обороты. Борьба России против ДАИШ при поддержке Ирана была наиболее эффективной. Но поскольку Россия внесла наиболее весомый вклад в уничтожение террористов, её роль станет более заметной.
Переговоры в Астане имеют наибольший потенциал для решения сирийского кризиса. Ведущей страной в этом процессе является Россия. Для Турции и Ирана, соседей Сирии, также важно, чем закончится конфликт. Практика по разделению территории на зоны эскалации, которую участники применили на переговорах в Астане, может быть в будущем использована для снижения напряжённости на других территориях по мере того, как ситуация нормализуется. При этом от России потребуется сыграть ведущую роль.
В ходе нормализации обстановки в Сирии заметную роль может сыграть курдский вопрос. Россия тесно сотрудничает с курдами. Эти две супердержавы (при участии Дамаска и Анкары) должны прийти к приемлемому для них обеих решению курдского вопроса. Турция прежде всего обеспокоена тем, что курды могут повлиять на этнический состав населения подконтрольных им территорий . Интересы Анкары и Дамаска в этом вопросе совпадают. Положительный вклад России в эту ситуацию будет важен.
Демократические силы Сирии, которые поддерживаются США и в которых преобладают Отряды народной самообороны (боевое крыло «Демократического союза», сильнейшей курдской политической партии в Сирии), отвоевали у ДАИШ территории с большими запасами нефти и воды. Этот вопрос может стать наиболее острым в процессе перехода к демократии. Россия может сыграть роль в решении этой проблемы .
Кроме того, только Россия и Иран были приглашены сирийскими властями для участия в боевых действиях, а, значит, только их вооружённые силы законно присутствуют на сирийской земле. Турции и США придётся вывести свои войска после завершения кризиса. На прессконференции после трёхстороннего саммита в Сочи 22 ноября президент Турции Эрдоган «выразил приверженность территориальной целостности, а также политическому единству Сирии». Это следует понимать как обязательство Турции уйти из Сирии, когда ситуация нормализуется и «Демократический союз» и Отряды народной самообороны согласятся сохранить этнический состав населения на подконтрольных им территориях .
Исходя из вышеперечисленного определяющая роль России в урегулировании сирийского кризиса, скорее всего, только укрепится в следующем году.
1. Асад в письме попросил путина о военной поддержке. [электронный
ресурс]// URL: (дата обращения: 23.04.2019).
http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n 7651301.shtml
2. Заявление официального представителя МИД России А. Б. Яковенко в связи с началом отвода сирийских войск, дислоцированных в Ливане. 440-09-03-2005. URL : http :// www■un■int/russia/new/(дата обращения: 23.04.2019).
3. Интервью вице -премьера Игоря Сечина корреспонденту « THE WALL STREET JOURNAL » Грегу Уайту 22 февраля 2011 г. 8 см. Сообщение на «» от 27 декабря 2012 г. 9 Коммерсантъ. — 2013. — 23 янв. newsru.com
4. Концепция внешней политики российской федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 12 июля 2008 г. URL: . http: //www.kremlin.ru/acts/785(дата обращения: 23.04.2019).
5. Концепция государственной национальной политики российской
федерации. Утверждена указом президента российской федерации от 15 июня 1996 г. № 909. Url: http://www. .
Aw7■ru/base27/partl/d27rul049■htm(дата обращения: 23.04.2019).
6. Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // российская газета. 1997. 26 декабря. Url: http ://. ./strategia-dok.html. www.rg.ru/2009/05/ (дата обращения: 23.04.2019).
7. Концепция участия российской федерации в содействии международному развитию. Утверждена президентом российской
федерации 14 июня 2007 г. Url: . ./presentationlegalinstruments. http://www.rcicd.org/pub/entitv/rcfaaTa обращения: 23.04.2019).
8. Путин обозначил цели Российской операции в Сирии [электронный
ресурс ]// url: (дата обращения: 23.04.2019).
http: //lenta.ru/news/2015/10/11 /bigbrotheriswatching/
9. Резолюция ГА 66/176 [электронный ресурс]// режим доступа: url:
(дата обращения: 23.04.2019).
http://www.un.org/russian/news/focus.asp?focusid=25
10. Россия и Турция открыли телефонную линию по вопросам
предотвращения авиа инцидентов в Сирии [электронный ресурс]// режим доступа: url: (дата обращения: 23.04.2019).
http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/10/20/n 7794851.shtml
11. Соглашение между правительством российской федерации и правительством сирийской арабской республики о международном автомобильном сообщении. Ратифицировано Россией 28.03.2005 г., Сирией 06.04.2005 г. Url: . http: //www.sudden- strike.ru/news/index( дата обращения: 23.04.2019).
12. Сообщение для СМИ к 65-летию дипломатических отношений между
Россией и Сирией, 1156-21-07-2009. Url: . (дата обращение:
23.04.2019) . http://www.gov.cap.ru/news.asp
13. Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года. Утверждена указом президента российской федерации от 12 мая 2009 г. № 537. Url: http:// www.scrf.gov.ru/documents/99.html
14. Тьерри Мейсан геополитические цели войны против Сирии и
исламского государства [электронный ресурс]// url: . (дата
обращения: 23.04.2019). http://www.voltairenet.org/article185680.html
На английском языке:
1. Statement Attributable to the Spokesperson of the Special Envoy of the Secretary-General for Syria. 20 December 2016. - URL: https: //www. un. org/sg/en/content/sg/statement/2014-01 -06/statement- attributable-spokesperson-secretarv-general-geneva^aTa обращения:
23.04.2019) .
2. Statement by 99 Syrian Intellectuals // Al-Hayat. 2000. - URL: https://www.meforum. org/meib/articles/0010 sdoc0927.htm(дата обращения: 23.04.2019).
3. Statement by 99 Syrian Intellectuals // Al-Hayat. 2000. - URL: . https: //www. meforum.org/meib/articles/0010 sdoc0927. htm(дата обращения: 23.04.2019).
4. Statement by Mr. Paulo Sergio Pinheiro, Chair of the Independent
Commission of Inquiry on the Syrian Arab Republic. 23rd Session of the Human Rights Council. Geneva, 4 June 2013. - URL: .
http://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=2 1741 &LangID=E(дaтa обращения: 23.04.2019).
5. Statement by Mr. Paulo Sergio Pinheiro, Chair of the Independent
Commission of Inquiry on the Syrian Arab Republic. 23rd Session of the Human Rights Council. Geneva, 4 June 2013. - URL: .
http://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=2 1741 &LangID=E(дaтa обращения: 23.04.2019).
6. Statement by President Trump on Syria. Mar-a-Lago, Florida. 6 April
2017. - URL: http s://pe.usembassy.gov/statement-president-trump-
svria/(дaтa обращения : 23.04.2019).
7. Statement by Swedish Professors & Doctors for Human Rights on misrepresentations referred in Veterans Today article on White Helmets. 8 April 2017. - URL: http://theindicter.com/statement- 875 by-swedish- doctors-for-human-rights-on-misrepresentations-referred-in-veterans-today- article-onwhite-helmets/(дaтa обращения : 23.04.2019).
8. Statement by the Independent International Commission of Inquiry on the
Syrian Arab Republic on the Situation of Civilians Affected by the Capture of Aleppo. 14 December 2016. - URL:
http://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=2 2192&LangID=Efaara обращения: 23.04.2019).
9. Statement of Basic Principles for a Political Settlement in Syria. National
Coalition of Syrian Revolution and Opposition Forces. February 15, 2015. - URL: http://www.etilaf.us/13 pointsfaara обращения :
23.04.2019) .
10.Statement of Ms. Navi Pillay, UN High Commissioner for Human Rights to the Introduction of Preliminary Report on the Situation of Human Rights in the Syria Arab Republic. Human Rights Council. Geneva, 2011, 15 June. -
URL: http://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?Ne
wsID=14893(aara обращения : 23.04.2019).
11.Syria crisis: Cameron loses Commons vote on Syria action. 30 August
2013. - URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-23892783(дaтa
обрaщения: 23.04.2019).
12.Syria Death Toll Now Above 100,000, Says UN Chief Ban / BBC News. 25 July 2013. - URL: www.bbc.com/news/world-middle -east-
23455760(aara обрaщения : 23.04.2019).
13.Syria: a Priority for New Opposition Group: Curb, Condemn, Investigate and Punish Abuses by All Factions // Human Rights Watch. 2012. - URL: http://www.hrw.org/ru/node/111360^ara обрaщения : 23.04.2019).
14.Syria: Armed Group Carries Out Summary Killing if Security Forces in Idlib. Press Release // Amnesty International. 2012, 1 November. - URL: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2016/07/syria-abductions-torture- and-summarv-killingsat-the-hands-of-armed-groups/^aTa обрaщения :
23.04.2019) .
15.Syria: Defying Security Council on Aid Access // Human Rights Watch. 28 March, 2014. - URL: https://www.hrw. org/news/2014/03/28/syria- defving-securitv-council-aid-access^aTa обращения: 23.04.2019).
16.Syria: New Russian-Made Cluster Munition Reported. 10 October 2015. - URL: https://www.hrw. org/news/2015/10/10/syria-new-russian-made-
cluster-munition-reported^ara обращения: 23.04.2019).
17.Syria: Sufferings of Civilians in Easter Ghouta “An Outrage” - Zeid. Geneva , 27 October 2017. -
URL: http://www.ohchr.org/FR/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx7Ne wsID=22312&LangID=E(дaтa обращения: 23.04.2019).
Литера ту ра
На ру сс ком языке:
18. Александров А.И. Политика Сирии: долговременная стабильность или затянувшаяся неопределенность? // Арабский мир в конце XX века / Ред. Б.Г. Се раня н, А.О.Филоник. М.: РАН, 1996.
19. Анализ внутриполитических событий в России в 2011 —2012 гг. см. в: Пробуждение России. — М., 2013. — (Рабочие материалы / Мо ск. Центр Карнеги; фе вр.).
20. Безруков А., Мамонов М., Маркедонов С., Сушенцев А.
Международные угрозы-2016 [электронный ресурс]// url: (дата обращения: 23.04.2019).
http://ru.valdaiclub.com/upload/iblock/343/343230ab6e89107dff6199873c9f 1a1b.pdf
21. Борисов А. Б. Война в Чечне и исламский мир // Ближний Восток и современность / Ред. O.A. Фило рук. М.: РАН, 2001.
22. Впрочем, это решение российского суда не препятствует официальным контактам с представителями «Братьев -мусульман» на ин ди ви ду ал ьн ом уровне.
23. Выступление министра иностранных дел Лаврова на заседании Императорского православного палестинского общества 28 ноября 2012 г. [электронный ресурс]//: url: (дата обращения: 23.04.2019). http: //www.patriarchia.ru/db/text/2623344.html
24. Выступление министра иностранных дел Лаврова на Совете по
внешней и оборонной политике 1 декабря 2012 г. [электронный ресурс ]//: url: (дата обращения: 23.04.2019).
http://www.mid.ru/sr/posledniye dobavlnenniye/ /asset publisher/MCZ7HQ uMdqBY/content/id/790194
25. Иноземцев В. Зачем нам Сирия? // Ведомости. — 2012. — 24
дек. [электронный ресурс]//: url: (дата обращения: 23.04.2019).
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2012/12/24/zachem nam siriya
26. Интервью министра иностранных дел Лаврова газете «Аль -А храм» 5 но яб ря 2012г. [электронный ресурс]//: url: (д ат а обращения:
23.04.2019) http://www.mid.ru/press service/minister speeches/- /asset publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/136170
27. Интервью министра иностранных дел Лаврова телеканалу «R us si a
Today» 24 декабря 2012 г. [электронный ресурс]//: url: (дата обращения: 23.04.2019) http://www.mid.ru/vistupleniya ministra/-
/asset publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/82586
28. Интервью министра иностранных дел Лаврова телеканалу «S ky News
Ar ab ia» 18 ав гу ст а 2012 г [ электронный ресурс]//: url: (д ата
обращения:
23.04.2019) https://utro.ru/articles/2012/08/18/1066276.shtml
29. Касенова Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии — предсказание, которому помогают сбыться? // Центральная Азия и
Кавказ. 2000.№5(11) [электронный ресурс]//: url: https://www.ca-
c.org/joumal/cac-11 -2000/05.kasen. shtml (дата обращения: 23.04.2019)
30. Керженцев Н., Кузьмин О. Сирия Израиль: Голанские высоты
// Аз ия и
Африкасегодня. 2001 .№ 14. [электронный ресурс]//: url: http://ww
w.cawater-info.net/bk/water law/literature.htm (дата обращения:
23.04.2019)
31. Киселев В. Ближний Восток: долгая дорога к миру // Азия и Африка сегодня. 2000. № 5.31 .Косач И.Г. Мирный процесс на Ближнем Востоке: Сирийское направление // Востоковедный сборник / Ред.
В.А. Исаев. М.: РАН, 2001.
32. Молдалиев O.A. Ислам и политика: политизация ислама или исламизация политики? Бишкек, 2008.
33. Морозов C.B. США в Центральной Азии // Новости разведки и контрразведки. 2002. № 11-12.
34. Наумкин В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций. — М.: КомКнига, 2005. См. также: Мирский Г. Когда обруч лопнул // Независимая газ. — 20 11. сент.
35. Пресс-конференция министра иностранных дел Лаврова в Брюсселе 21
декабря 2012 г. [электронный ресурс]//: url: http://www.mid.ru/foreig n policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2709721 (дата обращения 23.04.2019)
36. См., например, интервью Сергея Караганова «Ежедневному журналу»1
января 2013г. [электронный ресурс]//: url: https://carnegie.ru/2013/02 /12/ru-pub-50914 (дата обращения: 23.04.2019)
37. Фгшоник А. О. Госсектор и Бюрократия в Сирии // Арабские страны. М.: РАН, 1995.
38. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.,
2003. [электронный ресурс]//: url: (дата обращения: 23.04.2019) http://yanko.lib.ru/books/philosoph/habermas-filosof diskurs o monerne- 2003-8l.pdf
39.Чукова Р. Сравнительное исследование взаимоотношений между христианскими и мусульманскими сообществами в Центральной Азии и на Балканах // Центральная Азия и культура мира. 2000 .№ 1-2.
40. Шенников В.Ф. Место Сирии в арабском мире после падения режима Саддама Хусейна // Ближний Восток и современность / Ред. М.Р. Арунова. М.: РАН, 2003. № 18.
41. Юрченко В.П. Сирия: проблемы национальной безопасности. М.,
2004 .б) на иностранных языках:
[электронный ресурс]//: url: (дата обращения 23.04.2019)
http://book.iimes.su/wp-content/uploads/2003/r2003egy p.pdf
На английском языке:
42. Abdallah Umar F. The Islamic Straggle in Syria. Berkeley: Mizan Press, 1983.
43. Aron, R. 1984. Paix et Guerre entre les nations. Calmann-Levy (Ed.). Paris, France. 103 p.
44. Barnett, M. 1998. Dialogues in Arab Politics: Negotiations in Regional Order. New Yo rk: Columbia University Press. 376 p.
45. Barnett, M. 20 10. The International Humanitarian Order (Security and Governance). 1st Edition, Series: Security and Governance, Book 5. Oxford: Routledge, UK. 240 p.
46. Bellamy, A. 2011. Global Politics and the Responsibility to Protect .London: Routledge, UK. 246 p.
47. Buzan, B. & Little, R. 2000. International Systems in World History. Oxford: Oxford University Pres s, UK. 472 p.
48. Chenoweth, E. & Lawrence, A. (eds). 2010. Rethinking Violence States and Non-State Actors In Conflict. The MIT Press Cambridge, Ma ss ac hu se tt s London, En gl an d, 279 p.
49. Diwan, I. 2014. Understanding the Political Economy of the Arab Uprisings. London and Hackensack, NJ: World Scientific, 308 p.
50. Evans, G. 2009. The Responsibility to Protect: Ending Mass Atrocity Crimes Once and for All. Washington/D.C: Brookings Institution, USA. 349 p.
51. Ferris, E. & Kirisci, K. 2016. The Consequences of Chaos: Syria's Humanitarian Crisis and the Failure to Protect. Brookings Institution Press, US A. 203 p.
52. Fishman, B. 2016. The Master Plan: ISIS, al-Qaeda, and the Jihadi Strategy for Final Victory. Yale University Press, USA. 376 p.
53. Primakov E. Russia and the Arabs: Behind the Scenes in the Middle East from the Cold War to the Present. — New York: Basic Books, 2009. 376 p.