Введение 4
Глава 1. История изучения художественной керамики Золотой Орды...8
1.1. Начало исследований золотоордынских памятников и первые
обращения к изучению поливной керамики нижневолжских столиц 10
1.2. Современный этап исследований золотоордынской поливной
керамики 15
1.3. Зарубежные исследования средневековой художественной посуды
Ближнего Востока и Средней Азии 20
Глава 2. Основные типы поливной керамики Золотой Орды и их
прототипы в домонгольской художественной культуре Востока 24
2.1. Влияние иранской культуры на производство кашинной посуды в
Золотой Орде 24
2.2. Красноглиняная поливная керамика и ее среднеазиатские прототипы.
Византийские и закавказские влияния 34
2.3. Селадоны и «псевдоселадоны» в городах Золотой Орды 39
Заключение 42
Список сокращений 44
Глоссарий 45
Библиографический список 51
Электронные ресурсы 55
Каталог иллюстраций 56
Золотоордынская культура - уникальное явление Средневековья. За пару столетий своего существования государство оседлых кочевников сумело покорить множество стран и народов, вместе с этим впитать в себя лучшие достижения присоединенных территорий. На всем протяжении своего существования Золотая Орда представляла собой огромный этнический котёл, где вступали в тесный контакт народы с разными языками и культурами. Исключительной своеобразной чертой Золотой Орды среди всех азиатских и европейских государств выступает тесное переплетение кочевнического и городского укладов жизнедеятельности, при постепенном усилении последнего, что особенно ярко характеризует синкретичная по своему характеру культура этого государства.
Актуальность темы. Поиск истоков художественных стилей в искусстве Золотой Орды и, частности, в орнаментации поливной керамики является очень важным с культурологической точки зрения. В связи с актуализацией золотоордынского периода и его места во всемирной истории, изучение такого показательного с точки зрения культурных процессов материала как керамика может преподнести еще много открытий и поставить перед научным сообществом немалое число вопросов. Керамика как символ и индикатор эпохи способна показать много незначительных деталей, проливающих свет на неизведанные моменты золотоордынского общества. Только с помощью комплексного, всестороннего анализа керамики можно выявить и обозначить все ее особенности и черты как самого многочисленно представленного источника по истории Золотой Орды. В перспективе работы с керамическим материалом, должно быть найдено еще больше подтверждений о сложных истоках декора поливной посуды.
Ежегодно в результате археологических экспедиций прибавляются новые образцы золотоордынской поливной керамики. Материалы Селитренного и Царевского городищ, Болгара, Маджара, Азака, Укека имеют наибольшую значимость. Именно керамика является одним из самых массовых и ярких маркеров культуры Золотой Орды. Она несет в себе большое количество информативного материала, способного подробно охарактеризовать культурные особенности того или иного региона.
Для выявления отличительных особенностей золотоордынских полив, нужно обратиться к истокам глазурованной керамики и основам технологического процесса, а также определить историческую канву, имевшую главенствующее влияние.
Степень изученности проблемы. Поливная керамика Золотой Орды изучалась и изучается в настоящее время целым рядом замечательных исследователей, таких как Н.М. Булатов, Г.А. Федоров-Давыдов, В.Ю. Коваль, Н.Ф. Лисова, М.Г Крамаровский, М.Д. Полубояринова и др., тем не менее, до настоящего времени нет обобщающего исследования, не в полной мере решены многие вопросы и в том числе вопрос происхождения - конкретных истоков этого культурного феномена. Продуктивное изучение данной темы не возможно без обращения к современным зарубежным исследованиям, посвященным поливной керамике Китая, Ближнего Востока и Средней Азии (О. Ватсон, Г. Фехервари, О. Панджаролу и др.).
Тема выпускной квалификационной работы была выбрана в процессе прохождения археологической практики в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, где состоялось первое знакомство с предметом исследования. В дальнейшем, исследование золотоордынской поливной керамики осушествлялось опираясь на специальную литературу и материалы раскопок в экспозиции ГИМа и, в значительной степени, было обеспечено работой с коллекцией Царевского городища в фондах Археологического музея КФУ.
Цель дипломного сочинения - выявление истоков художественной культуры Золотой Орды по материалам поливной керамики.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по истории и культуре Золотой Орды, специальной литературы, посвященной поливной керамике, в том числе современных зарубежных исследований.
2. Морфологическое и стилистическое изучение золотоордынской глазурованной посуды Болгара и Царевского городища в фондах Археологического музея Казанского университета.
3. Сравнительно-типологический анализ золотоордынской керамики и ее прототипов из стран Востока.
Хронологические рамки обусловлены периодом становления и расцвета керамического производства Золотой Орды, т.е. XIII-XIV вв.
Объектом исследования является художественная культура Золотой Орды в целом, а также ее частное проявление в производстве поливной керамики. Предметом исследования выступают орнаменты и сюжеты декорирования поливной керамики Золотоордынского государства.
Методы. В работе использован комплексный подход, предполагающий сочетание нескольких методов: морфологический, стилистический,сравнительно-типологический, историко-географический и технологический. В зависимости от состава формовочной массы блок поливной керамики разделяется на три отдела: изделия из глины, кашина и фарфора. От степени прозрачности глазури выделяют две её главные разновидности — прозрачная и непрозрачная (глухая). Взаимосочетания разновидностей формовочных масс и глазурей определяют класс глазурованной керамики. Известна керамика, принадлежащая к пяти классам: фаянс, полуфаянс, майолика, полумайолика и фарфор.
Используя классификацию В.Ю. Коваля , в данной работе будет рассмотрена бытовая емкостная посудная поливная керамика.
Только массовый материал дает относительно достоверное количество соотношение форм керамики, представление о связи определенных форм с элементами или мотивами орнаментики, позволяет выявить процентное соотношение частоты применения разных элементов декора и наиболее полно охарактеризовать глазурованную продукцию золотоордынских керамических мастерских. И только массовый материал с большей долей достоверности определяет специфику местного промысла, выраженного в морфологических, технологических и орнаментальных признаках.
На формирование золотоордынской поливной керамики оказали влияние керамические традиции Ирана, Сирии, Средней Азии, Византии, крымско-кавказского региона, Китая, с доминированием ирано-персидских черт. Эти техники и приемы переносились в основном переселенными керамистами из завоеванных монголами культурных центров Востока. Наряду с перемещением живых носителей керамических традиций, большую роль в формировании золотоордынского керамического производства играли импортные сосуды, служившие образцами для подражания.
Принимая тот факт, что золотоордынская культура глубоко синкретична, доминирующая линия в художественном декорировании полив имела иранские истоки. Зачастую рецептуры теста, формы сосудов, стилевые элементы оформления стремились быть идентичными иранским технологиям, при этом внося собственные элементы или заменяя недостающие. На примере сосуда c рельефным подглазурным декором для розовой воды «гульабдан» (см.прил.5), который использовался на Востоке для омовения рук, можем проследить адаптирование данного иранского изделия для золотоордынской знати. Помимо этого характерно яркого заимствования, также репрезентативен перенос техники минаи и создание местной имитации «посуды для принцев» (см.прил.14-16).
Византийские и закавказские художественные приемы проявились в керамике техники сграффито (см.прил.17-21) и отличительном цветовом желто-зеленом оформлении поливных чаш и сосудов альбарелло.
Глубокий отпечаток оставила и китайская традиция, нашедшая отражение в золотоордынском копировании селадонов, т.е. создании их визуальной имитации - «псевдоселадонов» (см.прил.24-26). Технология
производства была настолько усовершенствована, что зачастую визуально китайские селадоны от золотоордынских можно отличить, лишь разбив изделие.
Названные переносы вариативных технологических и орнаментальных приемов демонстрируют основную черту золотоордынской культуры - способность воспринимать различные художественные традиции и на их основе синтезировать свой неповторимый стиль.
Безусловно, работа, проделанная советскими, российскими и зарубежными исследователями колоссальна, но это не отменяет наличие многих недочетов и спорных моментов. До сих пор неизвестна технология многих орнаментальных сюжетов, их культурные истоки, не доказано наличие местного производство во многих городах Золотой Орды.
На сегодняшний день присутствует необходимость создания объективно точной классификации, безусловно, учитывающей все существующие наработки, но основанной на более четких характеризующих критериях отбор, а также имеющей строгое разделение керамического комплекса золотоордынских городов.
Культура Золотой Орды вобрала всё самое лучшее и передовое из художественной культуры многих стран, что в дальнейшем и стало фундаментом для создания художественной культуры нового государства.
1. Беляев Л. А. «Бачини»: бытовая глазурованная керамика в архитектуре поздневизантийского периода// РА. 2007. № 3. С. 133-140.
2. Булатов Н.М. Классификация кашинной поливной керамики золотоордынских городов // СА. 1969. №4. С. 95-109.
3. Булатов Н.М. Классификация красноглиняной поливной керамики золотоордынских городов// Средневековые памятники Поволжья. М., 1976. С.73-107.
4. Болдырева Е.М. Поливная керамика Нижнего Поволжья в X - 1-й пол.
XIV вв. (по материалам Самосдельского городища): диссертация ...
кандидата Исторических наук: 07.00.06 / Болдырева Екатерина
Михайловна;[Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова], 2016. 198 с.
5. Бочаров С.Г., Масловский А.Н. Византийская поливная керамика в городах Северного Причерноморья золотоордынского периода ( вторая половина XIII - конец XIV вв.)// Поволжская археология. Казань, 2012. №1. С.20-36.
6. Валиулина С.И. Исследования Золотоордынского Биляра// Научное наследие А.П. Смирнова и современные проблемы археологии Волго-Камья. Материалы научной конференции. Вып.122. М., 2000. С.273-285.
7. Валиулина С.И. «Минаи» Билярского городища// Аспекты
гуманитарных исследований (Материалы итоговой конференции Татарского государственного гуманитарного института за 1997 год). Вып. 3. Казань, 1998. С.190-193.
8. Достиев Т.М. О взаимосвязях Азербайджана с Золотой Ордой в XIII-XIV вв.// Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве: материалы V Международной конференции «Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве». Казань, 2011. С.166-169.
9. Достиев Т.М. Поливная керамика средневекового города Шамкир// Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X—XVIII вв.Т.2.
10. Егоров В.Л. Золотая Орда. М., 2005. 24 с.
11. Егоров В.Л., Пигарёв Е.М. Производство псевдоселадона в столице Золотой Орды — Сарае// Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X—XVIII вв.Т.2. Казань, 2017. С.717-724.
12. Кверфельдт Э.К. Керамика Ближнего Востока//Л.: Государственный Эрмитаж. 1947. 146 с.
13. Коваль В.Ю. Кашинная керамика в Золотой Орде// РА. 2005. №2. С. 75
86.
14. Коваль В.Ю. Керамика Востока на Руси. Конец IX-XVII век. М., 2010. 270 с.
15. Коваль В.Ю. О полихромии в золотоордынской керамике: реалии и фантомы// Средневековая Евразия: симбиоз городов и степи. Материалы II Международного Болгарского форума / Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. С.100-109.
16. Крамаровский М.Г. Алые пионы Эдема. О полихромии в керамике Золотой Орды // Античная древность и средние века. — Екатеринбург, 2005. С. 229-243.
17. Крамаровский М.Г. Феникс из Ургенча. К проблеме полихромии в керамике Золотой Орды// Золотоордынская цивилизация. Казань, 2010 С. 11-22.
18. Курочкина С.А. Истоки и традиции в керамическом производстве нижневолжских столиц Улуса Джучи//Вестник КГУ. №2. Кострома, 2014. С.34 - 37.
19. Лавыш К. А. Восточная и византийская поливная керамика в средневековых городах Беларуси// Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X—XVIII вв. Т.2. Казань, 2017. С.603-624.
20. Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Казань, 2012. 184 с.
21. Масловский А.Н. Восточные элементы в материальной культуре Азака и проблема миграций городского населения Золотой Орды)// Поволжская
22. Николаева Т.Ю. Традиционное искусство иранской керамики как текст культуры : диссертация ... кандидата культурологических наук : 24.00.01 / Николаева Татьяна Юрьевна; Москва, 2011.- 156 с.
23. Полубояринова М.Д., Седов Вл.В. Золотоордынские чаши в стене собора монастыря Владатон в Фессалониках// РА. 2007. № 1. С. 126-132.
24. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии// М.: «Искусство», 1982. 288 с.
25. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994. 229 с.
26. Федоров-Давыдов Г.А Искусство кочевников и Золотой Орды. М, 1976. 228 с.
27. Curatola, G. Persian Ceramics from the 9th to the 14th Century. Skira editore. Milan, 2006. 184 p.
28. Komaroff L., Saliba G. The Arts of Fire: Islamic Influences on the Italian Renaissance. Los Angeles: Getty Publications, 2004. 172 p.
29. Lane A. Early Islamic Pottery: Mesopotamia, Egypt and Persia. London: Faber and Faber, 1947. 52 p.
30. Maryam D. Ekhtiar, Priscilla P. Soucek, Sheila R. Canby, Navina Najat Haidar. Masterpieces from the Department of Islamic Art in The Metropolitan Museum of Art, Yale University Press, 2011. 431 p.
31. Mason R.B., Tite M.S., Paynter S., Salter C. Advances in polychrome ceramics in the islamic world of the 12th century AD// Great Britain: Archaeometry 43, 2. 2001. p.191-209.
32. McClary R.P. A New Approach to Minai Wares: Chronology and Decoration. The University of York. Persica. p.1-20.
33. Stanica A.-D. Golden Horde Pottery Discovered at Isaaccea, Tulcea county//Peuce, S.N. VII, 2009. p.411-420.
34. Stanica A.-D. The «Golden Horde» Ceramics in Dobrudja (13th-14th Centuries). Peuce, 2018. p.251-280.
35. Tite M., Watson O., Pradell T., Matin M., Molina G., Domoney K.,
Bouquillon A. Revisiting the beginnings of tin-opacified Islamic glazes// Elsevier: Journal of Archaeological Science № 57, 2015. p. 80-91.
36. Pancaroglu O. Perpetual Glory. Medieval Islamic Ceramics from the Harvey B. Plotnick Collection, Yale University Press, 2007. 160 p.
37. Wade Haddon R.A. Mongol Influences on Mamluk Ceramics in the Fourteenth Century// The Arts of the Mamluks in Egypt and Syria - Evolution and Impact. Bonn: Bonn University Press, 2012. p.95-113.
38. Watson O. Ceramics from Islamic lands. New York: Thames & Hudson,
2005. 512 p.
Электронные ресурсы
1. Музей Болгарской цивилизации. Том 1. Каталог. Казань, 2016. http://archtat.ru/content/uploads/2018/11/tom-1 -razvoroty.pdf
2. Коллекция Золотоордынской керамики. Государственный исторический музей.
http://catalog.shm.ru/ entity/COLLECT