СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
ВВЕДЕНИЕ
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ потерян. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрение их в практику.
Выдающиеся зарубежные ученые (Ф.Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.И. Тихеева, А.П.Усова и др), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задача сенсорного воспитания детей должны отвечать уровня сенсорного развития детей.
Одной из основных проблем современности является создание условий для своевременного полноценного физического, психического и духовного развития каждого ребенка, формирование его жизненных компетенций. В связи с этим одно из главных задач педагога состоит в том, чтобы создать условия для самостоятельного развития ребенка, проявления его личностного потенциала. Базовый компонент дошкольного образования, Комментарий к Базового компонента, Базовая программа развития детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. выделяют сенсорное развитие как базовую основу формирования всех ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования – процесс формирования сенсорно-перцептивной деятельности ребенка.
Цель исследования – выявить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
- провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста;
- провести анкетирование родителей и педагогов детей групп младшего возраста, разработать и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ детского сада _____ г.____в первой младшей группе. В нем участвовало 10 детей в возрасте 2-3 лет, их родители и педагоги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование полноценной личности невозможно без надлежащего развития органе чувств, поскольку чувственное восприятие является основой умственного и морального бытия. Это означает, что развитые органы чувств являются предпосылкой интеллекта и воспитанности личности.
В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, происходит
совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Дети, овладевшие сенсорной культурой, умеют выделять качества предметов и явлений окружающей мира, анализировать и синтезировать объекты, выделять и объединять в единое целое малозаметные признаки и свойства предметов, составлять описательные рассказы. Сенсорное воспитание способствует развитию наблюдательности, умению самостоятельно приобретать знания, открывать свой внутренний мир, что значительно важнее для детей, чем готовы сообщение взрослых.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть, насколько совершенно ребенок слышит, видит, чувствует окружающее. Сенсорное развитие необходим человеку для овладения любой практической деятельностью. Он не теряет значение, с поступлением ребенка в школу и играет важную роль в жизни взрослого человека, происходит на основе функционирования системы анализаторов, обеспечивает многомерный связь с миром, способствует жизненной активности человека. С сенсорного развития вырастает логическое познание, которое ускоряет накопление новых чувственных данных, способствует их включению в ранее созданную систему знаний и опыта. Чем выше сенсорное развитие ребенка, тем больше фактов и явлений попадает в сферу ее восприятия. Если у ребенка должным развитые мыслительные механизмы, то она проявляет завидную способность искать, находить, фиксировать, анализировать, интерпретировать большое количество информации о мире и себе.
Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений; Просвещение - Москва, 2010. - 799 c.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез , 2010.
3. Диагностика в детском саду / Под ред. Е. А.Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
4. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я группы раннего возраста; Центр педагогического образования - Москва, 2008. - 460 c.
5. Забаровская Ю. И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста; Детство-Пресс - Москва, 2012. - 192 c.
6. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
7. Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Ранний возраст (с 2 до 3 лет). Выпуск 1 (сентябрь-февраль); Детство-Пресс - Москва, 2010. - 184 c.
8. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста; Айрис-Пресс - , 2007. - 224 c.
9. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений; Владос - Москва, 2013. - 176 c.
10. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет; Просвещение - Москва, 2012. - 176 c.
11. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие; Сфера - Москва, 2012. - 618 c.
12. Смирнова Е. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста; Мозаика-Синтез - Москва, 2008. - 351 c.
13. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2007. - 112 c.
14. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез - Москва, 2010. - 688 c.
15. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез - Москва, 2010. - 402 c.