Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Работа №31114

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы135
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
677
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования вербальной
коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 8
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 8
1.2. Особенности вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с
расстройством аутистического спектра 17
1.3. Методики формирования вербальной коммуникации у детей с расстройством
аутистического спектра 28
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня вербальной коммуникации у дошкольников с расстройством аутистического спектра 35
2.1. Организация и методики исследования уровня вербальной коммуникации
у детей с расстройством аутистического спектра 35
2.2. Анализ результатов исследования вербальной коммуникации у детей с
расстройством аутистического спектра 37
Выводы по 2 главе 41
Глава 3. Коррекционная работа по формированию вербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 42
3.1. Разработка проекта по формированию вербальной коммуникации у детей
с расстройством аутистического спектра 42
3.2. Выявление эффективности коррекционного проекта по формированию
коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 49
Выводы по 3 главе 53
Заключение
Список использованной литературы Приложения

Актуальность исследования обуславливается сложившейся ситуацией в мире, когда количество детей с расстройствами аутистического спектра за последние десятилетия возросло в несколько раз. Согласно официальной медицинской статистике, в 1995 году соотношение людей, страдающих аутизмом, по отношению к здоровым индивидам, определялось как 1 к 10000 человек, а по данным 2017 года, пропорции сместились на 1 к 50 человек. В Российской Федерации показатели официальной статистики по детям с РАС существенно занижены. Так, по мнению члена Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере Е. Клочко, число больных детей только в Москве составляет 21600 человек, при этом в официальных отчетах зафиксировано лишь 2500 человек. Е. Клочко объясняет это отсутствием профессиональных навыков у педиатров по раннему распознаванию заболеваний подобного спектра, что приводит к оставлению детей без своевременной помощи и упущению времени для эффективной реабилитации в дальнейшем.
В настоящее время РАС становится психолого-педагогической проблемой в связи с постоянным запросом родителей на введение в образовательное пространство категорий детей, которые раньше признавались необучаемыми. В основе адаптации ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного учреждения лежит коммуникация и её основные компоненты — коммуникация или коммуникативные способности. На основании этого можно сказать, что увеличение числа детей, имеющих диагноз РАС, требует не только повышения продуктивности методик выявления больных на ранней стадии, но и разработки способов развития, обучения и социализации таких детей, что подтверждает актуальность темы исследования.
Цель - разработать и апробировать комплекс занятий формирующих вербальную коммуникацию у детей с РАС.
Объект исследования - нарушение вербальной коммуникации у детей с РАС.
Предмет исследования - формирование вербальной коммуникации у детей с РАС.
Гипотеза исследования: посредством реализации комплекса занятий можно сформировать вербальную коммуникацию у детей с РАС, учитывая структуру программы с выявленными индивидуальными нарушениями каждого ребенка.
Предмет, объект и гипотеза данной работы определили следующие задачи:
1) Выявить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
2) Определить эффективность логопедического проекта по развитию вербальной коммуникации у дошкольников с расстройством аутистического спектра посредством контрольного эксперимента и сравнить полученные данные.
Для решения поставленных задач использовались такие методы, как: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, эксперимент).
Методологическую основу исследования составили деятельностный подход к изучению психических явлений (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), идея о ведущей роли общения в становлении и развитии личности (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн), концепции развития коммуникативных способностей Г. С. Васильева и А. А. Кидрона.
Методы исследования:
- теоретические: подбор, изучение и анализ клинической и психологопедагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: виды наблюдения, в том числе включенное наблюдение,
беседа, интервью, сбор анамнестических данных, анализ документации на детей.
Методики исследования: анкетирование, опросы, включенное наблюдение, языковые программы логопедической (педагогической) работы (Макатон, PECS, Аба терапия).
Экспериментальная база: экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №332 комбинированного вида».
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике:
- апробированного проекта по формированию вербальной коммуникации у детей с РАС специалистами, осуществляющими коррекционный процесс.
Апробация: статья на тему: «Формирование вербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра» опубликована в издательстве «Интернаука» в сборнике статей 22 междкнародной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования» - 26 апреля 2019 года. Методанные сборника статей размещены на Elibrary.ru
Степень исследованности проблемы: впервые понятие «расстройства аутистического спектра» и необходимость организации специальной помощи детям с подобным дизонтогенезом в отечественной психологии было применено Г.Е. Сухаревой . Особенности развития детей с РАС изучались такими исследователями, как: В. М. Башина , Е. Р. Баенская , М. М. Либлинг , О. С. Никольская рассматривали недостаточное развитие ребенка с РАС, как одну из главных аномалий, препятствующих благополучному формированию, адаптации и социализации ребёнка. Е.С. Иванов в своих трудах предполагал, что процессу обучения мешают отсутствие потребности и умения общаться, демонстрируемое в виде уклонения от контакта, отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствия диалоговых форм связи, непонимания своих и чужих переживаний, дисгармоничности когнитивного развития и других специфических особенностей.
Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Г. С. Васильев, Э. А. Голубева, М. С. Каган, А. А. Кидрон, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев изучали коммуникативные способности человека во взаимосвязи с прочими аспектами человеческой жизни. Е. Е. Дмитриева, Н. В. Клюева, М. И. Лисина,А. Г. Рузская анализировали теоретико-практические исследования, которые были посвящены специфике общения разновозрастных детей с РАС. При этом речевая коммуникация у детей с РАС рассмотрена лишь отчасти в специальной психологии Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, У. В. Ульенковой.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность работы, поставлены цель и задачи, определены предмет и объект исследования.
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты исследуемой проблемы, изучена научная литература по теме развития вербальной коммуникации дошкольников с РАС, подробно рассмотрены проявления коммуникации при дизонтогенетическом варианте развития у детей дошкольного возраста, а также возможности совершенствования вербальной коммуникации у детей с РАС.
Во второй главе мы выявили уровень коммуникативного развития у детей с РАС в экспериментальной и контрольной группах, полученные данные были задействованы при формировании коррекционной логопедической программы для детей с РАС.
В третьей главе мы реализовали логопедическую программу для детей в экспериментальной группе и провели повторную диагностику для выявления качественных изменений коммуникативной сферы детей.
В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы по проведенной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе нашего исследования мы ставили задачами: выявление психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с РАС, проведение анализа особенностей вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с РАС, выделение распространенных методик формирования вербальной коммуникации у дошкольников с РАС. В ходе исследования мы выявили, что под аутизмом понимается группа расстройств, которая характеризуется качественными нарушениями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. В международном руководстве аутизм определяется как тяжелая форма патологии, проявляющаяся до трехлетнего возраста и характеризующаяся нарушениями социальных функций, речи и общения, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения. Это спектральное нарушение, то есть, его типичные симптомы и проявления могут встречаться во множестве комбинаций и отличаться разной степенью тяжести.
Выявление РАС в детском возрасте производится по ряду критериев, но основой для постановки диагноза расстройство аутического спектра, которые имеют название «триады Л. Винг»:
- качественное ухудшение в области социального сотрудничества;
- качественное ухудшение в области вербальной и невербальной
коммуникации и в области воображения;
- очень скудный репертуар видов активности.
Никольской и Морозовой выделяется четыре группы детей с аутизмом, различающиеся по степени развитости коммуникативных навыков, причем первая группа — дети с глубокими аффективными расстройствами, которым свойственно резкое снижение психического тонуса, выраженное недоразвитие произвольной деятельности, как бы отрешены от окружающего мира, соответственно, общение с ними осуществляется на элементарном уровне. У них отсутствует потребность в контактах, навыки социального поведения не сформированы, затруднено самообслуживание.
Дети второй группы также малодоступны контакту, у них наблюдается значительное число стереотипных действий, речевых штампов, задержка речевого развития. Последняя проявляет себя в позднем развитии начальных вербальных навыков: гуления, первых слов. Фонематическая речевая сторона страдает, а речевое недоразвитие сопровождается недоразвитием моторным, с гипотонией и неловкостью движений.
Дети третьей группы имеют патологию, которая выражена слабее, нежели чем у детей предыдущих групп, причем раннее речевое развитие часто опережает речевое развитие нормотипичного ребенка. Дети с РАС третьей группы имеют развитый словарный запас, им по плечу освоение сложной фразовой речи, к стихосложению. Их главная проблема — это неспособность к диалоговому взаимодействию, невзирая на имеющиеся вербальные возможности для этого.
В ходе исследования над второй и третьей главами работы, мы провели педагогический эксперимент, имеющий своей целью выявление уровня коммуникативного развития детей с РАС и возможности его логопедической коррекции с помощью разработанной нами программы.
Специальное исследование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №332 комбинированного вида». В экспериментальном исследовании участвовали 6 детей старшего дошкольного возраста (6-6.6 лет). Временные рамки исследования — 07.11.18 -10.03.19. Занятия проводились один раз в неделю, их протяженность составила 50 минут, согласно рекомендациям для детей данной возрастной группы и специфик их развития. Исследование осуществлялось в утреннее время для минимизации беспокойства детей, а также с расчетом на время наибольшей умственной детской активности — с 8:00 до 12:00.
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы задействовали методику Хаустова, конкретно диагностические таблицы «Речь», «Коммуникативные навыки» и «Дезадаптивное поведение». Заключительная диагностика выявила улучшение по перечисленным характеристикам у детей, но при этом, можно отметить, что дезадаптивное поведение сохранилось, что объясняется сложностью патологии и малым количеством времени для работы с детьми.



1) Приказ Министерства образования «Об утверждении ФГОС ДО» N1155.
2) Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи
дошкольников. В 3 частях. Часть 2 / Н.Г. Андреева. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 248 c.
3) Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования / Ю.А. Афонькина, Н.В. Колосова - М: АРКТИ,
2016. - 96с.
3) Боровская, И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. Часть 1 / И.К. Боровская. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 701 с.
4) Брежнева, Е.А. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями. Часть 1 / Е.А. Брежнева. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 164 с.
5) Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 272 с.
6) Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 класс. Сборник 1 / В.В. Воронкова. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 224 c.
7) Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие школьников с РАС. Диагностика
и коррекция / Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова. - М.: Речь, 2017. - 256 c.
8) Г илберг Г. , Питерс Т. Аутизм : медицинские и педагогические аспекты /
Г. Гилберг, Т. Питерс. - СПб: ИСПиП, 2015. - 124 с.
9) Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани. - М.: Рама Паблишинг, 2016. - 272 с.
10) Ефимов О. И. Аутизм дружбе не помеха. Книга о социальной адаптации
детей с аутизмом / О. И. Ефимов- М. Диля, 2015.- 36 с.
11) Житловский В. Е. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации / В. Е.
Житловский, О. А. Лайшева, А. В. Корочкин. М.В. Лобачева. - М: ЛитагентСпорт, 2017. - 130 с.
12) Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2017. - 120 с.
13) Закревская, О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. - М.: ГНОМ и Д, 2017. - 619 с.
14) Каган В.Е. Аутята. Родителям об аутизме. - Array Издательство «Питер», 2016 - 160 с.
15) Кафенгауз, Б. Ю. Ребенок с наследственным синдромом. Опыт
воспитания / Б.Ю. Кафенгауз. - М.: Практическая медицина, 2017. - 208 с.
16) Кимельман Т. Как победить аутизм / Т. Кимельман, Г. Краевая, Е.
Новоселова, Т. Хлыбова, Н. Чакова. - Ставрополь: Коннект - Сервис, 2017. - 358 с.
17) Косинки К. Эрготерапия для детей с аутизмом / К. Косинки. - М: Рама паблишинг, 2017. - 192 с.
18) Кочеткова, Н.А. Радость понимания. Практические задания для работы
по восстановлению речи / Н.А. Кочеткова. - М.: Секачев В., 2017. - 964 с.
19) Ларионова, И. А. Конспекты, программы и планирование фронтальных
коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с РАС. Методическое пособие / И.А. Ларионова. - М.: Владос, 2015. - 743 с.
20) Линч Б. М. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход / Т. Рассмуйсен - Рама Паблишинг, 2017 - 304 с.
21) Моргачева, Е. Н. История специального образования в Англии. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности / Е.Н. Моргачева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 102 c.
22) Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога . — М. :
Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 176 с.: ил. — (Коррекционная.педагогика).
23) Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при аутизме / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова. - М.: Речь, 2019. - 128 c.
24) Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская,
Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2015. - 288 c.
25) Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие +
наглядные материалы / Л. Г. Нуриева. - М: Теревинф, 2017. - 130 с.
26) Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные
нормативные акты (+ CD) / Л.В. Боброва и др. - М.: Учитель, 2016. - 613 с.
27) Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому
воздействию / Т. Питерс. - М: Владос, 2016. - 240 с.
28) Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Играй, слушай, познавай! / Л.Д. Постоева, А.Л. Мартыненко СПб.:Речь; М:Сфера, 2010. - 95 с.
29) Роджерс С. Дж. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом / С. Дж. Роджерс, Дж. Доусон, Л.А. Висмара. - М: Рама Паблишинг, 2016. - 416 с.
30) Рудик О. С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. Книга для педагогов. Методическое пособие / О. С. Рудик. - М: Владос, 2017. - 189 с.
31) Рындина Е.В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации / Е.В. Рындина. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. - 176 с.
32) Савина, Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Е.А.Савина. - М.: Книга по Требованию, 2015.- 224с.
33) Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2019. - 802 c.
34) Стэнли Г. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Г. Стэнли. - М.: Теревинф, 2016.- 304 c.
35) Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями. - М.: ГАООРДИ, Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, 2019. - 220 c.
36) Ткачева Т.А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. - М: Издательство ГНОМ, 2014. - 176 с.
37) Шамарина, Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы дошкольников с аутизмом / Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина. - М.: Книголюб, 2017. - 208 с.
38) Шаховская, С.Н. Логопатопсихология / С.Н. Шаховская. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 464 с.
39) Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. - М: Теревинф, 2018. - 128 с.
40) Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А. Янушко - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 80с.
41) Lyall K, Croen L, Daniels J, Fallin MD, Ladd-Acosta C, Lee BK, Park BY, Snyder NW, Schendel D, Volk H, Windham GC, Newschaffer C (March 2017). "The Changing Epidemiology of Autism Spectrum Disorders". Annual Review of Public Health. 38: 81-102. doi:10.1146/annurev-publhealth-031816-044318.
PMID 28068486.
42) Volkmar FR, Paul R, Pelphrey KA, Rogers SJ, eds. (2014). Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders: Volume Two: Assessment, Interventions, and Policy. 2 (4th ed.). Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons.
p. 301. ISBN 978-1-118-28220-5. LCCN 2013034363. OCLC 946133861. Retrieved 1 March 2019 - via Google Books.
43) Wing L. Language, social and cognitive impairments in autism and severe mental retardation. In: Journal of Autism and Developmental Disorders 11, 31 (2016).
44) Why Many Autistic Girls are Overlooked (Report). Child Mind Institute. Retrieved 13 February 2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ