Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ (CASE STUDY «ШКОЛА №42» Г. КАЗАНЬ)

Работа №31113

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
646
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение С 2-7
Глава 1. Социальная адаптация мигрантов: теоретический
анализ С 8-17
Глава 2. Социокультурная адаптация детей мигрантов С18-27
Глава 3. “Педагогическая толерантность " как личностный компонент профессиональной культуры
учителя С 28-36
Заключение С 3 7-39
Список литературы С 40-44
Приложение

Проблемы, обусловленные событиями распада Советского союза, приобрели необычную актуальность в последние десятилетия. Одним из важнейших социальных последствий стало изменение в структуре Российского общества - появление значительного числа иммигрантов.
В связи с этим проблема миграции, а затем и адаптация приезжего населения стала занимать важнейшее место в изучении сложных общественных процессов современной России. В постоянно меняющемся обществе на первом плане стоит вопрос, связанный с изучением надзора и контроля миграционных потоков. Задачи связанные социокультурной интеграцией мигрантов в принимающее сообщество отходят на второй план. Миграционные потоки усиливают этническую дистанцию, усугубляют этнокультурные противоречия.
Количество мигрантов в России каждый год возрастает. Независимо от территориального расселения, контингента приезжих проблемы их адаптации схожи. Первая причина переезда - экономическая нестабильность в проживающем регионе. Трудовые мигранты переезжают к месту работы со своими семьями, в том числе с детьми-школьниками. Большинство из этих детей в будущем получат российское гражданство и трудоустроятся в России.
Общей тенденцией, в том числе школ г. Казани является - приток детей из семей мигрантов, что в конечном итоге привело к пестрому этнокультурному составу школ, сформировалась новая среда.
Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в инокультурной среде. Школа в первую очередь призвана стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности. Для этого следует обеспечить необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов, способных учитывать особенности работы с детьми-мигрантами, осуществлять их поддержку, защиту и адаптацию в новой социокультурной среде.
Говоря о профессиональной компетентности педагога, стоит изучить термин “Педагогическая толерантность”. В педагогике толерантность является выражением активной нравственной позиции и направлена на взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание с другими людьми. В филологии толерантность есть характеристика взаимоотношений субъектов в общении. Большинство исследователей проблемы определения понятия «толерантность» подчеркивают, что толерантность реализуется в межличностных отношениях, это терпимость к разного рода отличиям: чужому мнению, взглядам.
В нашей работе мы будем считать “педагогическая толерантность” как “это интегративное профессионально значимое качество личности специалиста сферы образования», «профессиональная способность учителя устанавливать диалогические отношения с субъектами образования», несущая в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемая целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессиональноличностным качеством учителя».
Актуальность исследования обуславливается трансформацией функций школы, которая становится вторым местом социализации и адаптации для обучающихся детей мигрантов. Школа вынуждена решать многосторонние задачи: социокультурной адаптации детей: психологической, языковой;
вопросами связанными с местными школьниками.
Таким образом, целью данной работы является изучение социокультурной адаптации учащихся-мигрантов в рамках среднего образования. Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать теоретические источники в области социальной адаптации мигрантов и “педагогической толерантности”.
2. Рассмотреть характер взаимодействий учащихся из семей мигрантов с одноклассниками.
3. Исследовать педагогическую толерантность как личностный компонент профессиональной культуры учителя.
Объектом исследования являются обучающиеся-мигранты Предмет - социокультурная адаптация обучающихся мигрантов. Основные источники и историография проблемы
Основным источником данной работы являются результаты проводимой анкеты и интервью среди учащихся мигрантов и учителей.
Литература. Миграционная тематика в целом представлена достаточно разнообразно: есть работы, анализирующие причины и факторы миграции: М.С. Блинова , A.B.Дмитриев.
Следующая группа литературы связана напрямую с темой исследования:
Адаптация детей мигрантов в школе: “Методическое Пособие” , с данного пособия были взяты материалы для проведения анкетирования. Работа Л.Н.Зимакова позволяет рассмотреть возрастные особенности адаптации детей-мигрантов, М.А.Лобас затрагивает стратегии адаптации мигрантов разных национальностей.
Выявление специфики понятия "социальная адаптация" и последующая категоризация феномена отражены в работах Л.В. Кореля, П.С. Кузнецова Такие ученые, как Т.И. Заславская, В.В. Радаев особое внимание уделяют факторам, оказывающим влияние на адаптивный потенциал личности.
Блок литературы составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях. Эта проблематика исследуется в работах В.В. Амелина , Ю.В. Арутюняна , И.М. Бадыштовой , С.В. Барановой , В.В. Гриценко , А.В. Дмитриева , Е.А. Назаровой и других авторов. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов рассматриваются в работах В.Н. Павленко и В.Н. Петрова . В последнее время усилился интерес к адаптации мигрантов в контексте проблем управления миграцией в изменяющихся социальных условиях.
В педагогических исследованиях толерантность представлена как «гуманистическое качество личности, сотрудничество, дух партнерства, уважение права быть иным, признание многообразия» , «человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей», «одно из ключевых экзистенциалов человеческой жизни, сущность которой заключается в признании ценности Другого».
Методы исследования
Для исследования социокультурной адаптации обучающихся использовались метод анкетирования и интервью.
В нашем исследование мы использовали анкету из методического пособия “Адаптация детей мигрантов в школе” .
Анкета включает в себя четыре смысловых блока в соответствии с выработанной аналитической моделью адаптации детей мигрантов. Первый блок затрагивает проблемы учебной адаптации таких учеников в школе. При этом изучаются самые различные её аспекты: от успеваемости, частоты пропусков занятия до планов на продолжение учёбы после окончания школы и использования системы дополнительного образования. Следующий блок вопросов касается социально-психологической адаптации приезжих в новом для них школьном коллективе. Если дополнительно школьным психологом проводится социометрическое тестирование в рамках планового обследования учащихся, то его результаты могут быть сопоставимы с данными социальнопсихологического блока анкеты. Данный блок дополняется вопросами о степени напряженности отношений между одноклассниками, а также тех форм, которые принимают у них ссоры и конфликты. Далее акцент делается на том, к каким способам разрешения этих конфликтов - конструктивным или деструктивным - склонны разные группы учащихся. Третий блок анкеты посвящён культурной адаптации, где затрагиваются вопросы относительно интереса переехавших школьников к истории их места жительства, сегодняшней жизни города и перспективам развития. Кроме того, выясняется, насколько успешно они освоились в городе и успели узнать не только свой район, но и другие. Также используются вопросы, касающиеся интереса мигрантов к субкультурной жизни местной молодёжи. В качестве составляющей культурной адаптации рассматривалось стремление подростков и их родителей к сохранению своей национальной самобытности в современных российских условиях. Четвертый блок анкеты включает в себя сбор социально-демографических сведений о семьях учащихся. Этот блок содержит вопросы о времени приезда семьи в изучаемый город и траектории предшествующих этому переездов. Выясняются и некоторые подробности из
биографии самих респондентов: с какого возраста они пошли в первый класс, сколько школ им пришлось всего менять в жизни, а сколько - непосредственно в том городе, где они живут сейчас.
Для выявления общего уровня толерантности и видов толерантности: этнической и социальной, среди педагогов СОШ № 42 была проведен экспрессопросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) .
Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:
1. толерантность как черту личности, общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;
2. социальную толерантность, отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
3. этническую толерантность/интолерантность, отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Инструментарий для интервью педагогов был составлен нами. В опросник вошли вопросы, которые напрямую связаны с проводимыми мероприятиями для интеграции мигрантов в общественную жизнь школы, страны. А так же освещение педагогических проблем и пути решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вышеизложенный материал позволил сделать нам следующие выводы:
1. Адаптация человека - это целостное, но вместе с тем, сложное, полифункциональное и полиструктурное явление. Теоретические и эмпирические исследования, посвященные феномену адаптации, подразумевают взаимодействие человека и окружающей среды, главной целью которого является поддержание равновесия. Процесс социальной адаптации можно рассматривать как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды.
2. Социально-психологическая адаптация мигрантов подразумевает процесс приспособления и включения в новую социокультурную среду. Существует устойчивое мнение о стрессогенном воздействии новой культуры на мигрантов, которое может привести к нарушениям психического и соматического здоровья. Трудовая миграция, так же как и классическая, связана с переездом в другую страну с иной культурой, системой политических, экономических и социальных взаимоотношений. В этом случае может быть нарушено психологическое равновесие между личностью и средой, поскольку в новых социокультурных условиях привычные способы реагирования могут быть неэффективными. Соответственно важным является изучение актуального психологического состояния мигрантов и социально-психологических факторов, обуславливающих их адаптацию к новой социокультурной среде.
3. В сложившейся практике и условиях обучения учащихся-мигрантов возникает необходимость в создании специальных интеграционных курсов для таких детей, отличающихся от курсов для взрослых, и создающих базу для успешного обучения в школе.
4. Учащийся-мигрант — это ребенок - иностранец, который живет не на своей родной земле, перед которым стоят, прежде всего, воспитательные и образовательные проблемы, к которым сложно приспосабливается сам учащийся или образовательное учреждение. В современной науке принято выделять три вида адаптации детей - мигрантов: психологическую, языковую, межкультурную (социокультурную).
В настоящее время существуют две модели обучения детей-инофонов в российской школе: 1) Московская этношкола: обучение детей-мигрантов в специальных этношколах (предложено Московским институтом открытого образования).; 2) Петербургская этношкола: обучение в условиях общеобразовательной российской школы на основе корректировочных курсов (разработано и предложено Центром языковой адаптации мигрантов РГПУ им. А.И.Герцена). Проблемы мультикультурного образования иноэтнииичных детей обуславливают необходимость нового методологического подхода к подготовке педагогов в современном российском вузе - подготовке мультикультурного учителя, который сможет успешно работать в современной образовательной этноконфессиональной среде. В процессе работы с детьми- мигрантами необходимо опираться на главную цель педагогики - формирование человека культуры, обладающего человеческим достоинством, поиск условий гармоничного сосуществования различных этнических и расовых групп.
5. Изучить все проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов в образовательной среде средней школы с помощью единичного социологического исследования полностью невозможно. В связи с этим, особую важность приобретает регулярный мониторинг протекания процесса адаптации учащихся мигрантов в образовательной среде школы, в том числе, социокультурной адаптации.
6. Положение дел в образовательном учреждение такого, что школа не готова к систематической работе с детьми из семей, имеющих миграционную историю. Предлагаемые программы носят локальный характер и не учитывают всего многообразия вариантов адаптации в отдельных регионах страны и конкретных школах. Отчасти это связано с тем, что дети мигрантов стали «видимой» категорией не так давно в России. Но главная проблема заключается в неготовности признать необходимость целенаправленной работы с детьми мигрантов и в отсутствии представлений о том, какие подходы и инструменты работы с ними будут наиболее эффективны. Потому для школы главным оказывается внутришкольный порядок и внешний престиж школы. И вся политика по отношению к детям мигрантов выстраивается в соответствии с этими принципами. Как следствие этого, возможны школьная сегрегация, ориентация на устранение внешних атрибутов возникающих локальных конфликтов, а не их причин.
Отдельные вопросы, такие как (владение русским языком детьми младшего школьного возраста или драки на этнической почве), решаются в порядке их возникновения. Другие, более серьезные, проблемы переносятся в плоскость умственной и социально-психологической отсталости школьников, и не рассматриваются в более широком контексте вопросов адаптации, предполагающем участие родителей, местного сообщества и других школьников. Несмотря на усилия со стороны государства и общественности по решению проблем адаптации детей мигрантов, число которых увеличивается с каждым годом, тема остается по-прежнему актуальной, поскольку затрагивает вопросы национальной безопасности и стабильности.
В качестве рекомендаций мы хотели бы предложить - проводить профилактические мероприятия для создания благоприятной атмосферы в пестром этническом коллективе школы (беседы, тренинги, классные часы). Отслеживать эмоциональное состояние детей-мигрантов с помощью специальных психолого-социальных тестов, мониторингов. Организовывать совместную работу школа - родители-мигранты для дальнейшего благополучного будущего ребенка-мигранта.



1.1. Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в России (1989-2006).
1. 2. Полевые материалы автора (ПМА): анкеты опроса учащихся мигрантов в количестве 33 ед. - Фонд 1, опись 1.
1.3 Полевые материалы автора (ПМА): экспресс-опросник «Индекс толерантности», на платформе Google формы, в количестве 23 ед. - Фонд 1, опись 1.
1.3 Полевые материалы автора (ПМА): интервью с педагогами “Школа № 42” г. Казань, в количестве 5 ед. - Фонд 1, опись 1.
II. Справочные материалы
2.1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - С. 19
III. Литература
3.1 Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни:монография/
К.А.Абульханова-Славская.-М.:Смысл,1991.- 299 с.
3.2 Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Наука, 1976. - 272 с
3.3 Амелин В. В. Межнациональные конфликты в Средней Азии на рубеже 80-90-х годов. - М., 1993. - 160с.
3.4. Арутюнян Ю.В. О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе // Социологические исследования, 2005. - №1.
3.5. Бадыштова И.М. Специфика домохозяйств трудовых мигрантов в России //Социологические исследования. 2002. — №9. С.35
3.6. Баранова С.В. Положение вынужденных мигрантов в Свердловской области // Социологические исследования. 2005, - №2. С 47
3.7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - С. 5
3.8. Библер B.C. Диалог культур. Опыт определения//Вопросы философии. 1989. №6.-С. 33.
3.9. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. - М., 2009. -160с.
3.10. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Брянск, 2003. - С 27. 60 Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов- на- Дону, 1999. - С 560.
3.11. Габуния Г.Г. Социокультурная адаптация детей мигрантов в иноэтничной среде, М.,2007. с 52.
3.12. Гриценко В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из стран ближнего зарубежья в России. М., 1999. - 200с.
3.13. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований// Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы: научное издание / Под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. - М.: Изд-во ин- та психологии РАН, 2007. - С.17-41.
3.14. Дмитриев А.В. Миграция: Конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. - 432с.
3.15. Евтух В.Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации //Миграция и мигранты в мире капитала. - Киев, 1990. -С 173.
3.16. Закирова В.Г.,Камалова Л.А.Теории и технологии мультикультурного образования:монография.-В2 ч. Часть 1. - Казань: Отечество, 2016. - С 61.
3.17. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. — М.: Дело., 2004. — 150 с.
3.18. Зимакова Л.Н. Психолого-педагогические условия школьной
адаптации детей мигрантов (на примере младших школьников): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих.наук. - Самара: "Оренбургский государственный педагогический университет", 2015. - 24 с.
3.19. Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии.-Новосиб., 1997 Кузнецов П.С. Социологическая теория социальной адаптации: автореф. дис. докт. соц. н. - Саратов:” Саратовский государственный технический университет”, 2000. - 290 с.
3.20. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. - Белгород, 2002. - 200 с.
3.21. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Сенсор, 2000. -368 с.
3.22. Лобас М.А. Особенности психологической адаптации детей- мигрантов к русскоязычной школе: дис. канд. псих. наук.- Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2001. - 158с.
3.23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии:монография/Б.Ф.Ломов;Отв.ред. А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова. - М.: Наука, 1999. - 350 с. 27
3.24. Макаров, А. Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах /Социологические исследования. - 2010. -№ 8. - С. 95
3.25. Меерсон Ф.З.Адаптация,стресс и профилактика:монография /Ф.З.Меерсон.-М.:Наука,1981 .-278 с
3.26. Миллер Л.В. Социально-психологическая адаптация мигрантов в иных этнокультурных и социально-экономических условиях: теоретический аспект. - М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2007. - С.159
3.27. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия.Сборник научных трудов .Вып.2 /Подред.Б.Д.Парыгина. - Ленинград [б.и.], 1973. - С.113
3.27. Назарова Е.А. Особенности миграционных процессов в южных регионах России // Социологические исследования. — 2006. №7.С 18.
3.28. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и
стратегии / - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
3.29. Омельченко Е.Л., Андреева Ю.В., Лукьянова Е.Л. и др. Адаптация
детей мигрантов в школе -Ульяновск: Издательство Ульяновского
государственного университета, 2010. - 100с.
3.30. Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов / Под ред. Г.У. Солдатовой. М., 2001. - 150с.
3.31. Петров В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество: особенности проблемного взаимодействия // Социологические исследования. 2005. - №9. С 58.
3.32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже; Вступ. ст.
В.А. Лекторского, В.Н.Садовского, Э.Г. Юдина. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
3.33. Посохова С.Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 /Подред.Л.А.Коростылевой.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 111.
3.34. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация//Общественные науки и современность., 2003. С. 121 - 132.
3.35. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности: Введение в психологическую теорию социального функционирования личности. - Новосибирск: Издание института психологии личности 1997. - 224 с.
3.36. Селиванов В.В. Взаимоотношение в малых группах и волевая активность личности В Сб. "Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР". - Т. III. - Вып.1.-М.,1968.- С. 283
3.37. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: "Прогресс", 1979. -126 с.
3.38. Соколова Н.Н. Социобиологические основы формирования поведенческих адаптаций/ Мозг, психика, поведение: Сб. статей / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Изд-во СПбГУ,2001.-С.171
3.39. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже / Дж. Флейвел. - М.: Просвещение, 1967. - 623 с .
3.40. Ясницкий М.С. Психологическая адаптация: функциональные,структурные и динамические аспекты/Под ред. Л. Г. Дикой, А. Л. Журавлева. - М.:Изд-во ин-та психологии РАН, 2007. - С.96


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ