СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ (CASE STUDY «ШКОЛА №42» Г. КАЗАНЬ)
|
Введение С 2-7
Глава 1. Социальная адаптация мигрантов: теоретический
анализ С 8-17
Глава 2. Социокультурная адаптация детей мигрантов С18-27
Глава 3. “Педагогическая толерантность " как личностный компонент профессиональной культуры
учителя С 28-36
Заключение С 3 7-39
Список литературы С 40-44
Приложение
Глава 1. Социальная адаптация мигрантов: теоретический
анализ С 8-17
Глава 2. Социокультурная адаптация детей мигрантов С18-27
Глава 3. “Педагогическая толерантность " как личностный компонент профессиональной культуры
учителя С 28-36
Заключение С 3 7-39
Список литературы С 40-44
Приложение
Проблемы, обусловленные событиями распада Советского союза, приобрели необычную актуальность в последние десятилетия. Одним из важнейших социальных последствий стало изменение в структуре Российского общества - появление значительного числа иммигрантов.
В связи с этим проблема миграции, а затем и адаптация приезжего населения стала занимать важнейшее место в изучении сложных общественных процессов современной России. В постоянно меняющемся обществе на первом плане стоит вопрос, связанный с изучением надзора и контроля миграционных потоков. Задачи связанные социокультурной интеграцией мигрантов в принимающее сообщество отходят на второй план. Миграционные потоки усиливают этническую дистанцию, усугубляют этнокультурные противоречия.
Количество мигрантов в России каждый год возрастает. Независимо от территориального расселения, контингента приезжих проблемы их адаптации схожи. Первая причина переезда - экономическая нестабильность в проживающем регионе. Трудовые мигранты переезжают к месту работы со своими семьями, в том числе с детьми-школьниками. Большинство из этих детей в будущем получат российское гражданство и трудоустроятся в России.
Общей тенденцией, в том числе школ г. Казани является - приток детей из семей мигрантов, что в конечном итоге привело к пестрому этнокультурному составу школ, сформировалась новая среда.
Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в инокультурной среде. Школа в первую очередь призвана стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности. Для этого следует обеспечить необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов, способных учитывать особенности работы с детьми-мигрантами, осуществлять их поддержку, защиту и адаптацию в новой социокультурной среде.
Говоря о профессиональной компетентности педагога, стоит изучить термин “Педагогическая толерантность”. В педагогике толерантность является выражением активной нравственной позиции и направлена на взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание с другими людьми. В филологии толерантность есть характеристика взаимоотношений субъектов в общении. Большинство исследователей проблемы определения понятия «толерантность» подчеркивают, что толерантность реализуется в межличностных отношениях, это терпимость к разного рода отличиям: чужому мнению, взглядам.
В нашей работе мы будем считать “педагогическая толерантность” как “это интегративное профессионально значимое качество личности специалиста сферы образования», «профессиональная способность учителя устанавливать диалогические отношения с субъектами образования», несущая в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемая целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессиональноличностным качеством учителя».
Актуальность исследования обуславливается трансформацией функций школы, которая становится вторым местом социализации и адаптации для обучающихся детей мигрантов. Школа вынуждена решать многосторонние задачи: социокультурной адаптации детей: психологической, языковой;
вопросами связанными с местными школьниками.
Таким образом, целью данной работы является изучение социокультурной адаптации учащихся-мигрантов в рамках среднего образования. Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать теоретические источники в области социальной адаптации мигрантов и “педагогической толерантности”.
2. Рассмотреть характер взаимодействий учащихся из семей мигрантов с одноклассниками.
3. Исследовать педагогическую толерантность как личностный компонент профессиональной культуры учителя.
Объектом исследования являются обучающиеся-мигранты Предмет - социокультурная адаптация обучающихся мигрантов. Основные источники и историография проблемы
Основным источником данной работы являются результаты проводимой анкеты и интервью среди учащихся мигрантов и учителей.
Литература. Миграционная тематика в целом представлена достаточно разнообразно: есть работы, анализирующие причины и факторы миграции: М.С. Блинова , A.B.Дмитриев.
Следующая группа литературы связана напрямую с темой исследования:
Адаптация детей мигрантов в школе: “Методическое Пособие” , с данного пособия были взяты материалы для проведения анкетирования. Работа Л.Н.Зимакова позволяет рассмотреть возрастные особенности адаптации детей-мигрантов, М.А.Лобас затрагивает стратегии адаптации мигрантов разных национальностей.
Выявление специфики понятия "социальная адаптация" и последующая категоризация феномена отражены в работах Л.В. Кореля, П.С. Кузнецова Такие ученые, как Т.И. Заславская, В.В. Радаев особое внимание уделяют факторам, оказывающим влияние на адаптивный потенциал личности.
Блок литературы составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях. Эта проблематика исследуется в работах В.В. Амелина , Ю.В. Арутюняна , И.М. Бадыштовой , С.В. Барановой , В.В. Гриценко , А.В. Дмитриева , Е.А. Назаровой и других авторов. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов рассматриваются в работах В.Н. Павленко и В.Н. Петрова . В последнее время усилился интерес к адаптации мигрантов в контексте проблем управления миграцией в изменяющихся социальных условиях.
В педагогических исследованиях толерантность представлена как «гуманистическое качество личности, сотрудничество, дух партнерства, уважение права быть иным, признание многообразия» , «человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей», «одно из ключевых экзистенциалов человеческой жизни, сущность которой заключается в признании ценности Другого».
Методы исследования
Для исследования социокультурной адаптации обучающихся использовались метод анкетирования и интервью.
В нашем исследование мы использовали анкету из методического пособия “Адаптация детей мигрантов в школе” .
Анкета включает в себя четыре смысловых блока в соответствии с выработанной аналитической моделью адаптации детей мигрантов. Первый блок затрагивает проблемы учебной адаптации таких учеников в школе. При этом изучаются самые различные её аспекты: от успеваемости, частоты пропусков занятия до планов на продолжение учёбы после окончания школы и использования системы дополнительного образования. Следующий блок вопросов касается социально-психологической адаптации приезжих в новом для них школьном коллективе. Если дополнительно школьным психологом проводится социометрическое тестирование в рамках планового обследования учащихся, то его результаты могут быть сопоставимы с данными социальнопсихологического блока анкеты. Данный блок дополняется вопросами о степени напряженности отношений между одноклассниками, а также тех форм, которые принимают у них ссоры и конфликты. Далее акцент делается на том, к каким способам разрешения этих конфликтов - конструктивным или деструктивным - склонны разные группы учащихся. Третий блок анкеты посвящён культурной адаптации, где затрагиваются вопросы относительно интереса переехавших школьников к истории их места жительства, сегодняшней жизни города и перспективам развития. Кроме того, выясняется, насколько успешно они освоились в городе и успели узнать не только свой район, но и другие. Также используются вопросы, касающиеся интереса мигрантов к субкультурной жизни местной молодёжи. В качестве составляющей культурной адаптации рассматривалось стремление подростков и их родителей к сохранению своей национальной самобытности в современных российских условиях. Четвертый блок анкеты включает в себя сбор социально-демографических сведений о семьях учащихся. Этот блок содержит вопросы о времени приезда семьи в изучаемый город и траектории предшествующих этому переездов. Выясняются и некоторые подробности из
биографии самих респондентов: с какого возраста они пошли в первый класс, сколько школ им пришлось всего менять в жизни, а сколько - непосредственно в том городе, где они живут сейчас.
Для выявления общего уровня толерантности и видов толерантности: этнической и социальной, среди педагогов СОШ № 42 была проведен экспрессопросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) .
Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:
1. толерантность как черту личности, общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;
2. социальную толерантность, отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
3. этническую толерантность/интолерантность, отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Инструментарий для интервью педагогов был составлен нами. В опросник вошли вопросы, которые напрямую связаны с проводимыми мероприятиями для интеграции мигрантов в общественную жизнь школы, страны. А так же освещение педагогических проблем и пути решения.
В связи с этим проблема миграции, а затем и адаптация приезжего населения стала занимать важнейшее место в изучении сложных общественных процессов современной России. В постоянно меняющемся обществе на первом плане стоит вопрос, связанный с изучением надзора и контроля миграционных потоков. Задачи связанные социокультурной интеграцией мигрантов в принимающее сообщество отходят на второй план. Миграционные потоки усиливают этническую дистанцию, усугубляют этнокультурные противоречия.
Количество мигрантов в России каждый год возрастает. Независимо от территориального расселения, контингента приезжих проблемы их адаптации схожи. Первая причина переезда - экономическая нестабильность в проживающем регионе. Трудовые мигранты переезжают к месту работы со своими семьями, в том числе с детьми-школьниками. Большинство из этих детей в будущем получат российское гражданство и трудоустроятся в России.
Общей тенденцией, в том числе школ г. Казани является - приток детей из семей мигрантов, что в конечном итоге привело к пестрому этнокультурному составу школ, сформировалась новая среда.
Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в инокультурной среде. Школа в первую очередь призвана стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности. Для этого следует обеспечить необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов, способных учитывать особенности работы с детьми-мигрантами, осуществлять их поддержку, защиту и адаптацию в новой социокультурной среде.
Говоря о профессиональной компетентности педагога, стоит изучить термин “Педагогическая толерантность”. В педагогике толерантность является выражением активной нравственной позиции и направлена на взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание с другими людьми. В филологии толерантность есть характеристика взаимоотношений субъектов в общении. Большинство исследователей проблемы определения понятия «толерантность» подчеркивают, что толерантность реализуется в межличностных отношениях, это терпимость к разного рода отличиям: чужому мнению, взглядам.
В нашей работе мы будем считать “педагогическая толерантность” как “это интегративное профессионально значимое качество личности специалиста сферы образования», «профессиональная способность учителя устанавливать диалогические отношения с субъектами образования», несущая в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемая целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессиональноличностным качеством учителя».
Актуальность исследования обуславливается трансформацией функций школы, которая становится вторым местом социализации и адаптации для обучающихся детей мигрантов. Школа вынуждена решать многосторонние задачи: социокультурной адаптации детей: психологической, языковой;
вопросами связанными с местными школьниками.
Таким образом, целью данной работы является изучение социокультурной адаптации учащихся-мигрантов в рамках среднего образования. Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать теоретические источники в области социальной адаптации мигрантов и “педагогической толерантности”.
2. Рассмотреть характер взаимодействий учащихся из семей мигрантов с одноклассниками.
3. Исследовать педагогическую толерантность как личностный компонент профессиональной культуры учителя.
Объектом исследования являются обучающиеся-мигранты Предмет - социокультурная адаптация обучающихся мигрантов. Основные источники и историография проблемы
Основным источником данной работы являются результаты проводимой анкеты и интервью среди учащихся мигрантов и учителей.
Литература. Миграционная тематика в целом представлена достаточно разнообразно: есть работы, анализирующие причины и факторы миграции: М.С. Блинова , A.B.Дмитриев.
Следующая группа литературы связана напрямую с темой исследования:
Адаптация детей мигрантов в школе: “Методическое Пособие” , с данного пособия были взяты материалы для проведения анкетирования. Работа Л.Н.Зимакова позволяет рассмотреть возрастные особенности адаптации детей-мигрантов, М.А.Лобас затрагивает стратегии адаптации мигрантов разных национальностей.
Выявление специфики понятия "социальная адаптация" и последующая категоризация феномена отражены в работах Л.В. Кореля, П.С. Кузнецова Такие ученые, как Т.И. Заславская, В.В. Радаев особое внимание уделяют факторам, оказывающим влияние на адаптивный потенциал личности.
Блок литературы составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях. Эта проблематика исследуется в работах В.В. Амелина , Ю.В. Арутюняна , И.М. Бадыштовой , С.В. Барановой , В.В. Гриценко , А.В. Дмитриева , Е.А. Назаровой и других авторов. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов рассматриваются в работах В.Н. Павленко и В.Н. Петрова . В последнее время усилился интерес к адаптации мигрантов в контексте проблем управления миграцией в изменяющихся социальных условиях.
В педагогических исследованиях толерантность представлена как «гуманистическое качество личности, сотрудничество, дух партнерства, уважение права быть иным, признание многообразия» , «человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей», «одно из ключевых экзистенциалов человеческой жизни, сущность которой заключается в признании ценности Другого».
Методы исследования
Для исследования социокультурной адаптации обучающихся использовались метод анкетирования и интервью.
В нашем исследование мы использовали анкету из методического пособия “Адаптация детей мигрантов в школе” .
Анкета включает в себя четыре смысловых блока в соответствии с выработанной аналитической моделью адаптации детей мигрантов. Первый блок затрагивает проблемы учебной адаптации таких учеников в школе. При этом изучаются самые различные её аспекты: от успеваемости, частоты пропусков занятия до планов на продолжение учёбы после окончания школы и использования системы дополнительного образования. Следующий блок вопросов касается социально-психологической адаптации приезжих в новом для них школьном коллективе. Если дополнительно школьным психологом проводится социометрическое тестирование в рамках планового обследования учащихся, то его результаты могут быть сопоставимы с данными социальнопсихологического блока анкеты. Данный блок дополняется вопросами о степени напряженности отношений между одноклассниками, а также тех форм, которые принимают у них ссоры и конфликты. Далее акцент делается на том, к каким способам разрешения этих конфликтов - конструктивным или деструктивным - склонны разные группы учащихся. Третий блок анкеты посвящён культурной адаптации, где затрагиваются вопросы относительно интереса переехавших школьников к истории их места жительства, сегодняшней жизни города и перспективам развития. Кроме того, выясняется, насколько успешно они освоились в городе и успели узнать не только свой район, но и другие. Также используются вопросы, касающиеся интереса мигрантов к субкультурной жизни местной молодёжи. В качестве составляющей культурной адаптации рассматривалось стремление подростков и их родителей к сохранению своей национальной самобытности в современных российских условиях. Четвертый блок анкеты включает в себя сбор социально-демографических сведений о семьях учащихся. Этот блок содержит вопросы о времени приезда семьи в изучаемый город и траектории предшествующих этому переездов. Выясняются и некоторые подробности из
биографии самих респондентов: с какого возраста они пошли в первый класс, сколько школ им пришлось всего менять в жизни, а сколько - непосредственно в том городе, где они живут сейчас.
Для выявления общего уровня толерантности и видов толерантности: этнической и социальной, среди педагогов СОШ № 42 была проведен экспрессопросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) .
Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:
1. толерантность как черту личности, общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;
2. социальную толерантность, отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
3. этническую толерантность/интолерантность, отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Инструментарий для интервью педагогов был составлен нами. В опросник вошли вопросы, которые напрямую связаны с проводимыми мероприятиями для интеграции мигрантов в общественную жизнь школы, страны. А так же освещение педагогических проблем и пути решения.
Вышеизложенный материал позволил сделать нам следующие выводы:
1. Адаптация человека - это целостное, но вместе с тем, сложное, полифункциональное и полиструктурное явление. Теоретические и эмпирические исследования, посвященные феномену адаптации, подразумевают взаимодействие человека и окружающей среды, главной целью которого является поддержание равновесия. Процесс социальной адаптации можно рассматривать как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды.
2. Социально-психологическая адаптация мигрантов подразумевает процесс приспособления и включения в новую социокультурную среду. Существует устойчивое мнение о стрессогенном воздействии новой культуры на мигрантов, которое может привести к нарушениям психического и соматического здоровья. Трудовая миграция, так же как и классическая, связана с переездом в другую страну с иной культурой, системой политических, экономических и социальных взаимоотношений. В этом случае может быть нарушено психологическое равновесие между личностью и средой, поскольку в новых социокультурных условиях привычные способы реагирования могут быть неэффективными. Соответственно важным является изучение актуального психологического состояния мигрантов и социально-психологических факторов, обуславливающих их адаптацию к новой социокультурной среде.
3. В сложившейся практике и условиях обучения учащихся-мигрантов возникает необходимость в создании специальных интеграционных курсов для таких детей, отличающихся от курсов для взрослых, и создающих базу для успешного обучения в школе.
4. Учащийся-мигрант — это ребенок - иностранец, который живет не на своей родной земле, перед которым стоят, прежде всего, воспитательные и образовательные проблемы, к которым сложно приспосабливается сам учащийся или образовательное учреждение. В современной науке принято выделять три вида адаптации детей - мигрантов: психологическую, языковую, межкультурную (социокультурную).
В настоящее время существуют две модели обучения детей-инофонов в российской школе: 1) Московская этношкола: обучение детей-мигрантов в специальных этношколах (предложено Московским институтом открытого образования).; 2) Петербургская этношкола: обучение в условиях общеобразовательной российской школы на основе корректировочных курсов (разработано и предложено Центром языковой адаптации мигрантов РГПУ им. А.И.Герцена). Проблемы мультикультурного образования иноэтнииичных детей обуславливают необходимость нового методологического подхода к подготовке педагогов в современном российском вузе - подготовке мультикультурного учителя, который сможет успешно работать в современной образовательной этноконфессиональной среде. В процессе работы с детьми- мигрантами необходимо опираться на главную цель педагогики - формирование человека культуры, обладающего человеческим достоинством, поиск условий гармоничного сосуществования различных этнических и расовых групп.
5. Изучить все проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов в образовательной среде средней школы с помощью единичного социологического исследования полностью невозможно. В связи с этим, особую важность приобретает регулярный мониторинг протекания процесса адаптации учащихся мигрантов в образовательной среде школы, в том числе, социокультурной адаптации.
6. Положение дел в образовательном учреждение такого, что школа не готова к систематической работе с детьми из семей, имеющих миграционную историю. Предлагаемые программы носят локальный характер и не учитывают всего многообразия вариантов адаптации в отдельных регионах страны и конкретных школах. Отчасти это связано с тем, что дети мигрантов стали «видимой» категорией не так давно в России. Но главная проблема заключается в неготовности признать необходимость целенаправленной работы с детьми мигрантов и в отсутствии представлений о том, какие подходы и инструменты работы с ними будут наиболее эффективны. Потому для школы главным оказывается внутришкольный порядок и внешний престиж школы. И вся политика по отношению к детям мигрантов выстраивается в соответствии с этими принципами. Как следствие этого, возможны школьная сегрегация, ориентация на устранение внешних атрибутов возникающих локальных конфликтов, а не их причин.
Отдельные вопросы, такие как (владение русским языком детьми младшего школьного возраста или драки на этнической почве), решаются в порядке их возникновения. Другие, более серьезные, проблемы переносятся в плоскость умственной и социально-психологической отсталости школьников, и не рассматриваются в более широком контексте вопросов адаптации, предполагающем участие родителей, местного сообщества и других школьников. Несмотря на усилия со стороны государства и общественности по решению проблем адаптации детей мигрантов, число которых увеличивается с каждым годом, тема остается по-прежнему актуальной, поскольку затрагивает вопросы национальной безопасности и стабильности.
В качестве рекомендаций мы хотели бы предложить - проводить профилактические мероприятия для создания благоприятной атмосферы в пестром этническом коллективе школы (беседы, тренинги, классные часы). Отслеживать эмоциональное состояние детей-мигрантов с помощью специальных психолого-социальных тестов, мониторингов. Организовывать совместную работу школа - родители-мигранты для дальнейшего благополучного будущего ребенка-мигранта.
1. Адаптация человека - это целостное, но вместе с тем, сложное, полифункциональное и полиструктурное явление. Теоретические и эмпирические исследования, посвященные феномену адаптации, подразумевают взаимодействие человека и окружающей среды, главной целью которого является поддержание равновесия. Процесс социальной адаптации можно рассматривать как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды.
2. Социально-психологическая адаптация мигрантов подразумевает процесс приспособления и включения в новую социокультурную среду. Существует устойчивое мнение о стрессогенном воздействии новой культуры на мигрантов, которое может привести к нарушениям психического и соматического здоровья. Трудовая миграция, так же как и классическая, связана с переездом в другую страну с иной культурой, системой политических, экономических и социальных взаимоотношений. В этом случае может быть нарушено психологическое равновесие между личностью и средой, поскольку в новых социокультурных условиях привычные способы реагирования могут быть неэффективными. Соответственно важным является изучение актуального психологического состояния мигрантов и социально-психологических факторов, обуславливающих их адаптацию к новой социокультурной среде.
3. В сложившейся практике и условиях обучения учащихся-мигрантов возникает необходимость в создании специальных интеграционных курсов для таких детей, отличающихся от курсов для взрослых, и создающих базу для успешного обучения в школе.
4. Учащийся-мигрант — это ребенок - иностранец, который живет не на своей родной земле, перед которым стоят, прежде всего, воспитательные и образовательные проблемы, к которым сложно приспосабливается сам учащийся или образовательное учреждение. В современной науке принято выделять три вида адаптации детей - мигрантов: психологическую, языковую, межкультурную (социокультурную).
В настоящее время существуют две модели обучения детей-инофонов в российской школе: 1) Московская этношкола: обучение детей-мигрантов в специальных этношколах (предложено Московским институтом открытого образования).; 2) Петербургская этношкола: обучение в условиях общеобразовательной российской школы на основе корректировочных курсов (разработано и предложено Центром языковой адаптации мигрантов РГПУ им. А.И.Герцена). Проблемы мультикультурного образования иноэтнииичных детей обуславливают необходимость нового методологического подхода к подготовке педагогов в современном российском вузе - подготовке мультикультурного учителя, который сможет успешно работать в современной образовательной этноконфессиональной среде. В процессе работы с детьми- мигрантами необходимо опираться на главную цель педагогики - формирование человека культуры, обладающего человеческим достоинством, поиск условий гармоничного сосуществования различных этнических и расовых групп.
5. Изучить все проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов в образовательной среде средней школы с помощью единичного социологического исследования полностью невозможно. В связи с этим, особую важность приобретает регулярный мониторинг протекания процесса адаптации учащихся мигрантов в образовательной среде школы, в том числе, социокультурной адаптации.
6. Положение дел в образовательном учреждение такого, что школа не готова к систематической работе с детьми из семей, имеющих миграционную историю. Предлагаемые программы носят локальный характер и не учитывают всего многообразия вариантов адаптации в отдельных регионах страны и конкретных школах. Отчасти это связано с тем, что дети мигрантов стали «видимой» категорией не так давно в России. Но главная проблема заключается в неготовности признать необходимость целенаправленной работы с детьми мигрантов и в отсутствии представлений о том, какие подходы и инструменты работы с ними будут наиболее эффективны. Потому для школы главным оказывается внутришкольный порядок и внешний престиж школы. И вся политика по отношению к детям мигрантов выстраивается в соответствии с этими принципами. Как следствие этого, возможны школьная сегрегация, ориентация на устранение внешних атрибутов возникающих локальных конфликтов, а не их причин.
Отдельные вопросы, такие как (владение русским языком детьми младшего школьного возраста или драки на этнической почве), решаются в порядке их возникновения. Другие, более серьезные, проблемы переносятся в плоскость умственной и социально-психологической отсталости школьников, и не рассматриваются в более широком контексте вопросов адаптации, предполагающем участие родителей, местного сообщества и других школьников. Несмотря на усилия со стороны государства и общественности по решению проблем адаптации детей мигрантов, число которых увеличивается с каждым годом, тема остается по-прежнему актуальной, поскольку затрагивает вопросы национальной безопасности и стабильности.
В качестве рекомендаций мы хотели бы предложить - проводить профилактические мероприятия для создания благоприятной атмосферы в пестром этническом коллективе школы (беседы, тренинги, классные часы). Отслеживать эмоциональное состояние детей-мигрантов с помощью специальных психолого-социальных тестов, мониторингов. Организовывать совместную работу школа - родители-мигранты для дальнейшего благополучного будущего ребенка-мигранта.
Подобные работы
- ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025



