ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К ИНТЕРНЕТ-УСЛУГАМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2. Младшие школьники как пользователи Интернет-услуг 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНТЕРНЕТ-УСЛУГАМ В АСПЕКТЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ 15
2.1. Процедура и методика исследования 15
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Актуальность исследования. Среди важных и актуальных проблем психологии стало воздействия киберпространства на развитие личности. В век стремительно развивающихся информационных технологий проблема изучения отношения к Интернет-услугам становится особо острой. Интернет пространство предстает перед исследователями не только с позиции благотворного влияния на развитие личности, но и с точки зрения негативных последствий, влекущих за собой различные девиации, в том числе и уход от реальности, нежелание общаться со сверстниками вне сети Интернет и т.д. В настоящее время особый интерес представляет изучение отношения младших школьников к Интернет-услугам в аспекте половых различий.
Цель исследования – изучить отношение младших школьников к Интернет-услугам в аспекте половых различий.
Задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности младших школьников.
2. Проанализировать особенности отношения младших школьников к Интернет-услугам.
3. Определить в эмпирическом исследовании особенности отношения младших школьников к Интернет-услугам в аспекте половых различий.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение о том, что существует различие в отношении к Интернет-услугам между мальчиками и девочками младшего школьного возраста и т.д.
Объект исследования – младший школьник как пользователь Интернет-услуг.
Предмет исследования – особенности отношения младших школьников к Интернет-услугам в аспекте половых различий.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа научных источников, анкетирование.
Степень изученности. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста охарактеризованы в научных трудах В.А. Аверина, А.Г. Амбрумовой, О.А. Давыденко, Е.Н. Роговой, Е.Г. Трайниной и др. Проблема отношения младших школьников к Интернет-услугам проанализирована в научных трудах А.В. Березкина, Л.А. Гордон,
И.Н. Казанской, Н.А. Лиман и др. Проблема отношения младших школьников к Интернет-услугам в аспекте половых различий раскрыта
М.И. Дрепа, Е.В. Руденским и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Младший школьный возраст – это важнейший период, в котором ребенку необходимо уделять максимум внимания, поскольку именно в это время закладывается взаимопонимание со взрослыми. Те родители, которые в этот период уделяют мало внимания своим детям, впоследствии встречаются с большими трудностями в их подростковом возрасте.
Интернет быстро стал неотъемлемой частью современного мира. Это не могло не вызвать огромный научный интерес к данной сфере, в первую очередь, со стороны психологов и педагогов.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что мальчикам в виртуальном общении комфортно, он делают попытки реализовать в виртуальном общении свои личностный потенциал. Отметим также, что мальчикам со средним уровнем отношения к общению в сети Интернет не характерно от данного процесса испытывать социальный комфорт. Младшие школьники с высоким уровнем зависимости от Интернета (3 девочки – 12%, 8 мальчиков – 32%) проводят бесконтрольно все свободное время в Интернете. У них, как правило, есть определенные предпочтения в виртуальном пространстве – общение в социальных сетях, онлайн-игры и др. Виртуальное общение позволяет мальчикам быть более раскрепощенными и свободными. Девочки также общаются в Интернете, однако коммуникация в сети Интернет не значима еще для их возраста, они более предпочитают общение в реальности. Для мальчиков (12 – 48%) более значимо, чем для девочек (7 – 28%) ощущение комфортности, которое дает им Интернет. Также 17 мальчиков (68%) указали на то, что для них предпочтительней в Интернете онлайн-игры; в группе девочек предпочтение онлайн-играм отдают 11 испытуемых (44%). Наиболее значимо для мальчиков общение в Интернете (14 – 56%), свобода (8 – 32%), уверенность в себе (10 – 40%). Для 21 мальчика (84%) Интернет имеет очень большее значение, среди девочек таких испытуемых только 6 (24%). Итак, цель достигнута, задачи решены.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 458 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраст : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
3. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. – 164 с.
4. Амбрумова, А. Г. К вопросу о саморазрушающем поведении младших школьников / А .Г. Амбрумова, Е. Г. Трайнина // Вопросы психологии. – 2017. – №3. – С. 29-36.
5. Березкин, А. В. Социологическая интерпретация феномена Интернет-зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона / А. В. Березкин // Вестник КемГУ. – 2011. – № 3(47). – С. 107-111.
6. Борисова, У. С. К проблеме преодоления Интернет-зависимости / У. С. Борисова // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. Сб. научно-методических материалов Образовательного форума в СВФУ «Education, forward!». Якутск, 24 июня по 30 июня 2013 г.) – Якутск: изд. дом СВФУ, 2013. – С. 52-57.
7. В паутине социальных сетей. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.inetomaniya.ru. (Дата обращения: 03.07.2019 г.).
8. Войскунский, А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / А. Е. Войскунский – М.: Акрополь, 2009. – С. 152-164.
9. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 240 с.
10. Давыденко, О. А. Психология и педагогика / О. А. Давыденко. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 458 с.
11. Дорофеев, Д. Ю. Развитие «самости» и «самополагания» личности младшего школьника / Д. Ю. Дорофеев // Психологические исследования. – 2018. – №1. – С. 54-59.
12. Дрепа, М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение – 2017. – №2. – С. 61-66.
13. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости младших школьников с асоциальным поведением / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 52-55.
14. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности / Б. В. Зейгарник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
15. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 398 с.
16. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2018. – 357 с.
17. Милюкова, И. А. Доминирующие представления об аддиктивном и зависимом поведении: результаты опросов общественного мнения в г. Петрозаводске / И. А. Милюкова // Северное измерение социально-политический альманах. – Петрозаводск, 2014. – Вып. 4. – С. 149-162.
18. Остапенко, А. А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2018. – № 5. – С. 225–232
19. Петровская, А. И, Нейропсихологический анализ девиаций (на примере младших школьников) / А. И. Петровская // Психологические исследования. – 2017. – №4. – С. 27-33.
20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2013. – 240 с.
21. Реан, А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А. А. Реан // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 88-89.
22. Рогова, Е. Н. Образ «Я» как новообразование подросткового возраста / Е. Н. Рогова // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 17-29.
23. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности младшего школьника и подростка / Е. В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
24. Худик, В. А. Психология аномального развития личности младших школьников / В. А. Худик. – СПб.: Питер, 2014. – 365 с.
25. Шакуров, Р. Х. Психология преодоления : контуры новой научной теории [Текст] / Р. Х. Шахуров. – Москва : АСТ, 2012. – 470 с.
26. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков: методический материал / Л. Б. Шнейдер. – М.: Академ. Проект, 2015. – 334 с.
27. Фадеева, О. Д. Самосознание как личностное свойство подростка / О. Д. Фадеева // Народное образование. – 2010. – №4. – С. 56-63.
28. Федоров, А. П. Когнитивная психотерапия / А. П. Федоров. – М.: АСТ, 2015. – 415 с.
29. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 31-41.
30. Чернышова, Л. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Л. И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 c.
31. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. – М.: Академия, 2014. – 284 с.
32. Янг, К. Основные свойства нервной системы человека / К. Янг. – М.: Академия, 2013. – 156 с.